В. Н. Марков антисемитизм на кубани: екатеринодарский погром 1905 г icon

В. Н. Марков антисемитизм на кубани: екатеринодарский погром 1905 г



НазваниеВ. Н. Марков антисемитизм на кубани: екатеринодарский погром 1905 г
Дата конвертации17.09.2012
Размер83.9 Kb.
ТипДокументы
источник




В.Н. Марков

АНТИСЕМИТИЗМ НА КУБАНИ:

ЕКАТЕРИНОДАРСКИЙ ПОГРОМ 1905 г.


Из-за роста антисемитизма в начале XX в, произошло ухудшение положения евреев в России. Всплески антисемитизма были выявлены как в черте оседлости, так и вне ее. Распространение черносотенной пропаганды, молчаливое одобрение властями всего происходящего и скрытое недовольство обывателей по отношению к евреям способствовали тому, что события октября 1905 г. выделялись жесткой антисемитской направленностью. Евреи всего юга России испытали три волны еврейских погромов (1881-1884), 1905-1906 и 1918-1920 гг.). Из них погромы в октябре 1905 года вызвали больше всего жертв и разрушений. Первое место принадлежит по числу убитых и раненых одесскому погрому, второе ростовскому. В это же время прошли черносотенные еврейские погромы еще во множестве городов и Кубанская область не была исключением.

Власти предвидели возможные выступления «невежественных масс» ввиду «проявления деятельности членов тайных … организаций, могущих вызвать опасность не менее серьезную, чем и деятельность организаций противоправительственного характера»1. В середине года из отдела по гражданской части был разослан циркуляр атаманам и старшинам отделов о появившихся в различных регионах империи воззваниях патриотического характера, «изготовленных гектографированием»2. Каждая такая листовка содержала между прочими призывы к изгнанию и избиению представителей свободных профессий, интеллигенции, учащейся молодежи и евреев-«жидов».

Октябрьские события изначально разворачивались в рамках социального протеста — бедные выступали против богатых. Гроза, разразившаяся в октябре, предчувствовалась еще в сентябре. Настроение в городах было неспокойным, проходили многолюдные сходки, города патрулировали военные и казачьи подразделения. Закрывались магазины, правительственные здания и банки охранялись войсками. В некоторых городах в период с 18 по 20 октября произошли погромы под лозунгами «Бей жидов!». В частности в Екатеринодаре в означенные дни были разгромлены дома, магазины и аптеки еврейских предпринимателей и интеллигенции.

Сохранились воспоминания свидетелей и материалы судебных разбирательств событий 1905 года в Екатеринодаре, в том числе погрома, позволяющее воссоздать картину происходившего тогда.

По показаниям свидетелей, множество людей в городе знали о готовящихся погромах заранее. Заранее предупреждали и еврейских предпринимателей, так например, не единожды при приватном и общении в присутствии многих лиц, евреев предупреждали о «скором их конце», «изгнании из града Екатеринодара». Так, многие из них получали анонимные письма с угрозами. В частности попечитель детских учреждений Рохлин, получил незадолго до этих событий письмо следующего содержания: «Эй ты, Рохлин, паршивый жид!.. Паршивая сволочь, твоя жидовская морда, да будут прокляты твои дети, щенки жидовские…Тебя и твою проклятую жидовку с жиденятами – убить3».

Октябрьская политическая стачка 1905 года в России началась в Кубанской области массовыми забастовками в течении 9,10,11,12 октября. Возрастающее политическое напряжение во всей стране вынудило Николая II издать 17 октября манифест, дарующий гражданские свободы на началах неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний, союзов, объявляющий частичную амнистию политическим заключенным и создание законодательной думы. На протяжении всего сентября 1905 г. в городе росли антисемитские настроения. Неформальные лидеры рассказывали о скором погроме и призывали к скорейшему истреблению «всех жидов и армян». В списках агитаторов были представлены все социальные слои Екатеринодара, - чернорабочие, купцы, предприниматели, интеллигенция.

Когда по области стало известно содержание манифеста, социалисты и прочие демократически настроенные граждане, в том числе и множество евреев-интеллигентов, организовали в Екатеринодаре многочисленную манифестацию рабочих и учащейся молодежи. Пока происходила манифестация, и шли митинги, в городе собирались черносотенцы.

По городу были пущены разнообразные слухи: «^ Генерал Бабыч сказал: «не мы будем, а всех евреев из Екатеринодара переведем4, «Нужно истребить в Екатеринодаре жидов…, как вредный народ!»5, «Казачий полковник сказал: «…жидов будем избивать и тогда бунтов у нас не будет6. 18 октября собралась большая толпа черносотенцев с национальными флагами и портретами царя. По городу одновременно шествовали две манифестации – одна, по свидетельству очевидцев – социалистов «с красными флагами» и черносотенцев «с национальными флагами», конфликт между ними, был, разумеется, неизбежен. Встретившись на улице Красной, «толпа с национальными флагами бросала камни в толпу с красными флагами»7.

Толпу черносотенцев сопровождали казаки, вероятно предупрежденные о возможном развитии событий. Погромщики направились к дому Рохлина, для того, чтобы заставить Рохлина-социалиста идти в колоне черносотенцев с национальным флагом8. Однако, когда толпа приблизилась к дому, из окон его были произведены выстрелы в толпу, и одна пуля якобы попала в портрет Николая 11, а вторая ранила казака из сопровождения. Стреляли якобы демонстранты-социалисты, а именно портной-еврей Жичинский9, укрывшиеся в доме Рохлина. Это обстоятельство и побудило манифестантов разгромить дом. То, что хозяин-социалист был еще и евреем, толпой было воспринято как руководство к дальнейшим действиям.

К 11 вечера дом был оцеплен войсками и погромщики разошлись, обещая продолжить погром завтра, причем кандидатуры для погрома были уже заранее известны – Меерович, Шакай, Робинзон, Рувинский, Робинзон, Гуренков. По показаниям Моисея Каплана10, кричали: «Эй, черносотенцы, идемте домой, довольно здесь наработались, а завтра будем продолжать11

19 октября громили часовые магазины Р. Дунаевского и И. Каменского, затем готового платья Рувинского, кондитерскую Алутнера, дом врача-дантиста Шакая, караима12. Многие горожане знали, что вечером обещан еще один погром дома врача И. Я. Мееровича. Исай Меерович, сын еврея-казака, из рода Якова Мееровича, мастера пивных и водочных дел13, после учебы в Санкт-Петербурге стал ведущим екатеринодарским хирургом.

Наряду с осознанием того, что врачи, в том числе и евреи, необходимы городу, они считались людьми второго сорта. Очевидцы свидетельствуют о следующих разговорах: «Сегодня назначено бить всех жидов, особенно докторей, а и же много тут жидов-докторей!»14. В 19 часов толпа принялась бить стекла и ставни в доме врача И. Мееровича при молчаливом одобрении присутствующего здесь полицмейстера. Полному разграблению дома помешали солдаты анапского батальона15

20 октября погромы в Екатеринодаре продолжились. События приобретали все большую антисемитскую окраску - стихийный социальный взрыв, выражавшийся в разграблении домов и магазинов, перерос в еврейский погром, когда основной целью стало желание навредить евреям – соседям, торговцам. По свидетельству очевидцев, на квартиры и дома евреев указывали хорошо знавшие их люди. «Прилично одетая дама-брюнетка… подходя от одной толпы к другой, говорила, указывая на дом Марии Робинзон, - «а, здесь, господа , живет жидовочка»16.

По свидетельству очевидцев, «погром вела толпа во главе с вожаком с портретом Николая II, певшая «Боже, царя храни»17. Священникам, становившимся на дороге у погромщиков и просившим прекратить грабежи отвечали «Под рясой не скрывайте жидов… Вы только потворствуете жидам18. Протоиерею Екатеринодарского войскового собора П. Мищенко, укрывшего у себя семью Робинзон19 было предъявлено требование выдать их добровольно: «Если вы хотите жить… то должны выгнать их»20.

Жажда разрушения требовала новых жертв и погромщики, разграбив магазины и лавки, направлялись в районы, населенные евреями, и здесь начали расправу с беззащитными людьми, выполнившими роль «громоотвода». По свидетельству очевидцев, частыми на улицах были подобные картины: «…стоит огромная толпа, где находится городовой… в середине (толпы.-В.М.) лежит еврей с разбитым лицом. Его били ногами, били еще двух… трупы увезли на фаэтонах, перед этим били ногами»21, «Простонародцы били кулаками в лицо какую-то нерусскую гимназистку лет 15»22. Лишь к вечеру 22 октября жизнь в городе стала входить в обычную колею. Постепенно властям удалось восстановить относительное спокойствие. Массовые расправы сменились отдельными эпизодами.

В воспоминаниях очевидцев отмечается, что о подготовке еврейского погрома горожане были осведомлены заблаговременно. Чтобы избежать уничтожения, многие евреи вынуждены были оставить свои дома и выехать из города. Возвращаться в Екатеринодар евреи начали лишь 24 октября, когда стало более или менее безопасно появляться на улицах. Еврейские магазины и лавки были заколочены досками23.

Число жертв трехдневных событий определенно обозначить нельзя. В областном центре в окружном суде проходило судебное заседание, слушалось «Дело об уличных беспорядках 18-20 октября 1905 г. и о разграблении домов Рохлина, Мееровича, магазинов Каменского, Рувинского». По делу о погромах обвинение было предъявлено 8 активистам, стоявшим во главе черносотенных выступлений. Суд постановил, что дома и магазины еврейских предпринимателей «были разгромлены толпой, образовавшейся по побуждениям, исходившим из племенной вражды к еврейскому населению»24.

Судебное разбирательство подвело своеобразный итог октябрьским событиям в Екатеринодаре. В 1906 г. евреи, владевшие разгромленными лавками, обратились в городскую управу с просьбой снизить в два раза стоимость мест, так как большинству владельцев мелочных лавок погром нанес невосполнимый ущерб. Тактика областных властей, отстранившихся от происходящего и тем самым молчаливо одобрявшая погромщиков, наглядно продемонстрировала их отношение к «еврейскому вопросу».

Как уже упоминалось, как и во многих других местах России, в Екатеринодаре, погром был спланирован, подготовлен и организован властями. Слухи о предстоящем еврейском погроме распространились в Екатеринодаре задолго еще до 18 октября. Погром был направлен против евреев, составляющих небольшую часть городского населения и не имевших возможности защитить себя. Погромщики были все время под контролем переодетых полицейских и жандармов. О том же свидетельствует тот факт, что как только погромы стали угрожать крупным предпринимателям и властям, они были немедленно прекращены.

Как вспоминал впоследствии С.Ю. Витте, глава российского правительства, значительную роль в подготовке еврейских погромов в России сыграл департамент полиции во главе с товарищем министра внутренних дел Д. Ф. Треповым, о чем стало известно лишь в 1906 году25.

Таким образом, октябрьские погромы в городах Кубанской области свидетельствует о том, что евреи, даже не отличаясь от аборигенов-христиан по многим показателям, так и остались чужими. Перемены в общественной жизни положили конец религиозному обществу как христианскому, так и иудейскому, дали толчок к обмирщению обществ. Этим был открыт путь евреям, как крещенным, так и иудеям по вероисповеданию, в различные сферы деятельности. Но даже когда эмансипированные евреи становились частью российского общества, все равно оставались чужими, другими, непохожими, создавая тем самым основания для негативного отношения - антисемитизма. Причиной этого стал комплекс обстоятельств, в ряду которых присутствуют и религиозные, политические, экономические, психологические и ментальные факторы.26.



1 Государственное учреждение «Национальный архив Республики Адыгея», далее ГУНАРА. Ф.21. Оп. 1. Д.538. Л.26.

2 ГУНАРА. Ф.21. Оп. 1. Д.538. Л.25-26.

3 Государственный архив Краснодарского края, далее ГАКК.Ф.482.Оп.1.Д.192(а).Л.225.

4 Там же.Л.33.

5 Там же.Л.151.

6 Там же.Л.106.

7Там же.Л.18.

8Там же.Л.151.

9 Там же.Л. 60.

10 брат Фани Каплан, покушавшейся на В.И. Ленина.

11Там же.Л.12.

12 Там же. Л.275

13 ГАКК. Ф. 456.Оп.1.Д.363.Л.127.

14 ГАКК.Ф.482.Оп.1.Д.192(а).Л.150.

15 Там же.Л.12.

16 Там же. Л.52

17 Там же.Л.18.

18 Там же. Л. 151.

19 Робинзон был немцем.

20 Там же. Л.158.

21 Там же. Л.31.

22 Там же.Л.272

23 Там же.Л.280

24 Там же.Л.60.

25 Витте С.Ю. Воспоминания. Т. 3 (После октября 1905-1911). Царствование Николая II.- М.: Соцэкгиз, 1960.- С. 46, 74, 138.

26 Марков В. Антисемитизм: общие подходы. Материалы научной конференции молодых ученых «Наука. Образование. Молодежь-2004». Т.1. С.73.





Похожие:

В. Н. Марков антисемитизм на кубани: екатеринодарский погром 1905 г icon«добрые соседи» «На Кубани родной живем семьей одной»
Цель: привитие любви к малой Родине и сопричастности к истории Кубани, изучение культуры народов, живущих на Кубани
В. Н. Марков антисемитизм на кубани: екатеринодарский погром 1905 г iconКнига за 1905 год 1905 год о родившихся 1/2 янв Татьяна
Священник: Виктор Александрович Троицкий (супруга Мария Федорова)
В. Н. Марков антисемитизм на кубани: екатеринодарский погром 1905 г iconМуниципальный этап краевого конкурса «Директор школы Кубани – 2013»
Щербиновский район под девизом «Новой школе Кубани – эффективное управление» прошел финал муниципального этапа краевого конкурса...
В. Н. Марков антисемитизм на кубани: екатеринодарский погром 1905 г iconКонтрольная работа по теме "Первая русская революция 1905-1907 гг." Перечислите 10 важнейших событий революции с указанием дат
Сопоставьте Всероссийскую Октябрьскую политическую стачку и Декабрьское вооружённое восстание в Москве (1905 г.) Какое из этих событий...
В. Н. Марков антисемитизм на кубани: екатеринодарский погром 1905 г iconДокументи
1. /Марков Б.doc
В. Н. Марков антисемитизм на кубани: екатеринодарский погром 1905 г iconПубличный доклад общеобразовательного учреждения Краснодарского края муниципального общеобразовательного учреждения лицея №4 г. Славянска-на-Кубани
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №4 г. Славянска-на-Кубани муниципального образования Славянский район
В. Н. Марков антисемитизм на кубани: екатеринодарский погром 1905 г iconО слёте молодых учителей Кубани
Крымской поляне проводился очередной туристический слёт молодых педагогов Кубани. Традиционно в этом месте проводятся тематические...
В. Н. Марков антисемитизм на кубани: екатеринодарский погром 1905 г iconКлассный час на тему: «Краю 75: помним, наследуем, гордимся», посвящённый
Оформление классного кабинета: Планшеты: герб, флаг, текст гимна Кубани; административная и физическая карта, Краснодарского края;...
В. Н. Марков антисемитизм на кубани: екатеринодарский погром 1905 г iconВнеклассное мероприятие по кубановедению (урок- утренник) тема: «Екатерина -матушка казачья»
Кубани, портреты Екатерины Великой и Икона Святой Екатерины, фотографии памятника Екатерины Великой в г. Краснодаре, костюмы казаков,...
В. Н. Марков антисемитизм на кубани: екатеринодарский погром 1905 г iconУспехи учащихся в 2009-2010 учебном году
Вольвак Дарья, Гончарова Ольга, Цымбаленко Денис, Марков Максим, Гордеева Екатерина
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы