Особенности организации учебного процесса в образовательных учреждениях Кемеровской области по музыке в 2010-2011 учебном году Методические рекомендации icon

Особенности организации учебного процесса в образовательных учреждениях Кемеровской области по музыке в 2010-2011 учебном году Методические рекомендации



НазваниеОсобенности организации учебного процесса в образовательных учреждениях Кемеровской области по музыке в 2010-2011 учебном году Методические рекомендации
Дата конвертации20.10.2012
Размер154.54 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник

Утверждено

на заседании кафедры гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин КРИПКиПРО

Протокол № 2 от 23 сентября 2010 г.

Зав. кафедрой ______________ И. Г. Вертилецкая


Особенности организации учебного процесса в образовательных учреждениях Кемеровской области по музыке в 2010-2011 учебном году

Методические рекомендации

Современные тенденции в развитии науки и образования характеризуются повышенным вниманием к проблемам отечественной культуры, ее сохранения, переосмыслением ее места и роли в структуре познавательной и практической деятельности.

Содержание музыкального образования базируется на культурологической парадигме общего образования. В содержании музыкального образования должны быть представлены различные пласты музыкальной культуры: фольклор, духовная музыка, классическая музыка, произведения современных композиторов.

Важным условием, позволяющим решать задачи современного музыкального образования и воспитания, является использование интегрированного подхода к обучению и освоению искусства. Интегрированный подход способствует переосмыслению общей структуры организации обучения, подготовке учащихся к процессу активного восприятия, пониманию и осмыслению информации, формированию у обучающихся понятий и представлений о мире как едином целом. Интеграция помогает учить детей рассматривать любые явления с разных позиций, применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи, активно выражать себя в каком – либо творчестве.

Преподавание музыки надо рассматривать во всем объеме ее существования как вида искусства, включающего в себя все виды музыкально-творческой деятельности, связанные с единством деятельности композитора, исполнителя, слушателя. Основой преподавания музыки является ее деятельное освоение, на первый план выходит опыт творческой деятельности, который в новом стандарте становится более разнообразным и вариативным. Раздел, связанный с постижением школьниками основ музыкальной культуры и самих произведений искусства, предполагает собственно музыкальную деятельность в ее различных проявлениях как на уроках музыки, так и в процессе участия в музыкально-художественных событиях класса, школы, общественно-значимых проектах. Значение хорового пения как наиболее доступной формы приобщения детей к музыке в рамках целостного урока искусства расширяется.

Активное использование в практике ведущих принципов художественной педагогики и современных педагогических технологий (ИКТ, художественные технологии, игровые технологии, развивающие интегрированные технологии и формы интегрированного обучения, исследовательская деятельность, проектная деятельность, комплексные занятия, занятия, объединенные одной сквозной темой, уроки-путешествия, театральные технологии, диспуты, дискуссии и т.д.) помогут учителю успешно осуществлять педагогическую деятельность.

Преподавание предмета «Музыка» в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2010-2011 учебном году должно осуществляться в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации и Департамент образования и науки Кемеровской области Кемеровской области:

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (приказ Министерства образования РФ от 18.07.2003 №2783).

  2. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начпльного основного общего и среднего (полнонго) общего образования» (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089).

  3. Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001. №1403).

  4. « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Приказ Министерства образования и навуки РФ от 6.10.2009 г. №373).

  5. Письмо департамента образования и науки Кемеровской области от 27.06.2007 г. № 2566/03 « О введении на 3 ступени общего образования Федерального базисного учебного плана -2004»



Особенностью преподавания музыки в 2010-2011 учебном году является введение федеральных государственных стандартов начального образования (второго поколения). Основные задачи реализации содержания предметной области «Искусство» направлены на развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.

Одна из функций стандартов связана с обеспечением гарантий государства в отношении условий, при которых возможно достижение планируемых результатов. В структуре стандартов появились требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ (материально-техническим, информационно-методическим, организационным, кадровым и др.). Если условия не обеспечены, то нельзя рассчитывать на требуемый уровень качества образования. Обращаем внимание руководителей общеобразовательных учреждений и педагогов на необходимость оборудования предметных кабинетов для учебно-методического обеспечения музыкально-эстетического образования.

Формирование и развитие интереса детей к музыкальному образованию остается одной из важных и сложных проблем школьной музыкальной педагогики. Интересные уроки музыки вызывают разнообразные чувства, эмоции, размышления, переживания. Именно такие уроки развивают наблюдательность, интеллектуальную активность, творческое воображение ребенка. Чтобы заинтересовать, увлечь детей, учитель музыки сегодня должен не только свободно владеть своей музыкальной профессией, но и новой техникой – синтезатором, компьютером, программными продуктами, поэтому современное музыкальное образование должно осуществляться только в условиях современного технического оснащения школы, помогающего учителю музыки проводить интересные и качественные учебные занятия.

На официальном сайте (http://standart.edu.ru), в предметных научно-методических журналах «Искусство в школе», «Искусство и образование», «Музыка в школе», газете «Искусство» (приложение к «1 сентября») опубликованы материалы для обсуждения – проекты документов: концепция предметной области, фундаментальное ядро содержания музыкального образования, примерные программы. Теоретические проблемы и вопросы обновления содержания культурного образования, различные модели культуросообразных образовательных учреждений, культурологический подход в преподавании общественных и художественно-эстетических дисциплин.

^ Рекомендации по составлению рабочих программ по музыке

Образовательное учреждение обязано разработать рабочие программы учебных курсов на основе примерных учебных программ. Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом возрастных особенностей учащихся, логики учебного процесса, межпредметных и внутрипредметных связей. Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 утвержден федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, на основе которого разработаны:

  • Примерная программа начального общего образования по музыке;

  • Примерная программа основного общего образования по музыке;

Стандарты и примерные программы опубликованы на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart), а также в различных печатных сборниках, например:

  • Сборник нормативных документов / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.

  • Современное образование. Искусство. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.

Примерная программа по музыке содействует реализации единой концепции музыкального образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения учебных курсов и проявления творческой инициативы учителей. Примерная программа является ориентиром для составления вариативных (авторских) учебных программ. При этом авторы вариативных учебных программ могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала в рамках основных тематических блоков, установленных примерной программой, определения последовательности изучения этого материала, путей формирования системы знаний, умений и навыков, способов деятельности, развития и социализации учащихся.

Авторскими коллективами различных российских издательств на основе примерных программ разработаны и опубликованы несколько комплектов вариативных (авторских) программ по музыке для начальной и основной школы:

  1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П.,Шмагина Т.С.Музыка. Начальные классы. – М.: Просвещение, 2006.

  2. Сергеева Г.П., Критская Е.Д.. Программы общеобразовательных учреждений: Музыка. 5 – 7 классы. – М.: Просвещение, 2007.

  3. Алеев В.В., Кичак Т.Н. Музыка. Программа для общеобразовательных учреждений. 1 – 4 кл. – М.: Дрофа, 2003.

  4. Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. Музыка. Программа для общеобразовательных учреждений. 5 – 8 кл. – М.: Дрофа, 2003.

  5. Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. Музыкальное искусство. Программа для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2001.

В образовательных учреждениях, работающих в начальной школе по системе Л. В. Занкова (^ Ригина Г.С. Музыка: Обучение. Творческое развитие. Воспитание. Программа для четырехлетней начальной школы. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2002), на второй ступени обучения (основная школа) возможен переход с программы Г. С. Ригиной на любую другую, указанную выше.

В 2010/2011 уч.году по - прежнему допускается использование новой редакции программы «Музыка» Д. Б. Кабалевского (ред. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская – М.:Просвещение, 2006). Особенности тематического построения данной программы позволяют учителю самому выбирать формы, методы, приемы и виды деятельности на уроках музыки. Поскольку данная программа в настоящее время не оснащена учебниками и новыми методическими пособиями, допускается ее использование с учебно-методическими комплектами Сергеевой Г.П. и Критской Е.Д., что дает возможность обновить и разнообразить музыкальный материал, раскрывая закономерности музыкального искусства средствами классической музыки и авангарда, фольклора и джаза, музыки религиозных традиций. В то же время, выбор данного учебно-методического комплекта сопровождается определенными трудностями, так как требует от учителя музыки индивидуального, творческого подхода в работе.

При выборе элективных курсов по музыке рекомендуется использовать официально опубликованные программы: ^ Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Программы общеобразовательных учреждений: Жанровое многообразие музыки.М.: Просвещение, 2007.; Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Программы общеобразовательных учреждений: Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее. – М.: Просвещение, 2007.

Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Вариативная часть курса формируется на основе резерва свободного учебного времени, установленного примерной программой. Принципы построения вариативной части курса определяются либо авторами учебных программ, либо самостоятельно учителем. Соотношение учебных программ различного уровня по статусу и варианты разработки рабочих учебных программ представлено на схеме:

Примерная учебная программа («министерская»)











Вариативная учебная программа («авторская»)






(1) Рабочая учебная программа («школьная»)




(2) Рабочая учебная программа («школьная»)

При составлении рабочей учебной программы учитель может использовать в качестве основы либо примерную учебную программу (1), либо любую из вариативных программ (2), соблюдая преемственность в обучении с 1 по 4 класс - на ступени начального общего образования и с 5 по 9 класс – на ступени основного общего образования. Порядок согласования и утверждения рабочей учебной программы по предмету определяется локальными нормативными актами общеобразовательного учреждения.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа по музыке для начальной школы должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.


Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе:

  • требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

  • программы формирования универсальных учебных действий.

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

  • пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

  • общую характеристику учебного предмета, курса;

  • описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

  • описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

  • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

  • содержание учебного предмета, курса;

  • тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

  • описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

^ Обзор действующих учебно-методических комплектов по музыке

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 декабря 2009г. № 822 утверждены федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год. Для начальной общей школы рекомендованы 20 учебников, для основной общей – 9. В перечень допущенных учебников внесены: для начальной школы – 3 учебника, для основной школы – 4. Федеральные перечни учебников состоят из трех разделов: начальное, основное и среднее (полное) общее образование. Разделы структурированы по учебным предметам. В перечни учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе, включены учебники, принадлежащие завершенным предметным линиям. В перечни учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе, включены единичные учебники.

C 2008 года информационная поддержка федеральных перечней учебников возложена на Академию повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО). На официальном сайте Академии (http://www.apkpro.ru) опубликованы материалы по вопросам экспертизы учебников, утверждению федеральных перечней, а также дополнительная и справочная информация, в том числе представленные издательствами сведения о составе учебно-методических комплектов. В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы АПКиППРО реализуется проект «Формирование системы общественно-государственной экспертизы учебников и организационно-методическое сопровождение деятельности Федерального совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации (ФСУ)». На специализированном портале (http://www.fsu-expert.ru) публикуются материалы обсуждения особенностей использования учебников из федеральных перечней и регулярно проводятся online-конференции с привлечением педагогических работников субъектов Российской Федерации. Реализуемый проект призван привлечь внимание широкой общественности к вопросам учебно-методического обеспечения, повысить информированность педагогов, школьников и их родителей в выборе и использовании  школьных учебников.

Учебно-методический комплект по музыке издательства «Просвещение» используется в большинстве общеобразовательных учреждений Кемеровской области. Наряду с обновленными «традиционными» учебниками, издательством завершена линия учебников для начальной школы. Учебно-методический комплект по музыке для 1–4 классов состоит из учебников, рабочих тетрадей, хрестоматий нотного материала для учителя, фонохрестаматий (на аудиокассетах и МР3) с записями музыкального материала, а также пособия для учителя 1–4 классов (авторы Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С.). Завершена предметная линия учебников для 5-7 классов авторов - Сергеева Г.П., Критская Е.Д.; в УМК входит учебник, рабочая тетрадь, хрестоматия, фонохрестоматия (CD) методические рекомендации. Завершена работа над УМК интегрированного курса «Искусство» для 8-9 класса (Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская), в который входят учебники, CD, творческие задания для учащихся, музыкальный материал для учителя, методическое пособие.

Во многих образовательных учреждениях Челябинской области используется УМК издательства «Дрофа». Завершенная предметная линия для начальной школы авторов В.В.Алеева, Т.Н. Кичак и завершенная предметная линия для основной школы авторов Т.И.Науменко, В.В. Алеева. УМК включают в себя программу, учебники, рабочие тетради, нотные хрестоматии с методическими рекомендациями для учителя и фонохрестоматии.

Издательством «Вентана-Граф» разрабатывается новая линия учебников. На сегодняшний день выпущен УМК для начальной школы – «Музыкальное искусство». Курс «Музыкальное искусство» (авторы Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А.) реализует идею самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этом мире. Основу программы составляют русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка. При отборе музыкального материала авторами учитывался принцип «независимости» той или иной музыки для данного возраста, поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие исключительно важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период – та музыка, которая может вызвать ответное чувство в душе ребенка именно в возрасте 6-10 лет. Учебники соответствуют авторской программе для 1 - 4 классов. В комплект также входят рабочие тетради для учащихся 1, 2, 3 классов "Блокнот", для учащихся 4 класса "Записная книжка музыканта", пособия для учителя "Нотная хрестоматия" и методические пособия для каждого класса.

В настоящее время издательской группой АСТ «Астрель» разрабатывается УМК «Планета знаний». УМК "Планета знаний" состоит из учебников, рабочих тетрадей, дидактических и методических пособий по всем основным предметам для всех классов начальной школы. В перечень рекомендованных включен УМК «Музыка» (автор Бакланова Т.И.). В комплект входят: учебник, рабочие тетради, учебно-методическое пособие для учителя. Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности: единстве структуры учебника и рабочих тетрадей; единстве сквозных линий типовых заданий; единстве подходов к организации учебной и внеурочной деятельности.

^ Изучение национально-регионального компонента музыкального образования

Одной из важных задач музыкального образования сегодня является освоение культурных традиций прошлого и настоящего родного края. Изучение музыкального краеведческого материала в рамках введения национально-регионального компонента (НРК) в тематическое планирование уроков музыки поможет познакомить учащихся с музыкальными традициями Кузбасса: народными и авторскими песнями, праздниками и обычаями родного края, известными профессиональными и любительскими коллективами и исполнителями. На реализацию национально-регионального компонента отводится 10% учебного времени, что составляет в 1 классе – 3 учебных часа, во 2 – 7 классах – 4 учебных часа в год. Для введения НРК в тематические планирования вариативных учебных программ по предмету «Музыка» предлагаются следующие содержательные линии:

  • Детский музыкальный фольклор и сочинения Кузбасских композиторов для детей.

  • Музыкальный фольклор народов Кузбасса.

  • Кузбасские композиторы – детям.

  • Музыкальная жизнь родного города.

  • Творчество Кузбасских композиторов.

  • Музыкальная жизнь Кузбасса.

  • Музыкальное прошлое Кузбасса.

  • Творческие музыкальные объединения Кузбасса.

Раскрыть некоторые пласты музыкальной культуры Кузбасса поможет вышедшее в августе 2010 году учебно-методическое пособие «Музыкальная культура Кузбасса» (сост. О.В.Гусева, Н.П.Сокольникова, И.Л.Шаталова). Пособие состоит из книги и диска, в котором имеется звуковой и визуальный ряд и видеоряд.

Учитель вправе самостоятельно определять тематику уроков по НРК и включать их в тематическое планирование по своему усмотрению. Учебный материал по музыкальному краеведению может раскрываться как в течение всего учебного занятия (введение отдельных тем уроков по НРК), так и на отдельных его этапах (использование материала по НРК для отдельных видов музыкально - творческой деятельности).

^ Организация оценивания уровня подготовки обучающихся по музыке.

В соответствии с нормативными требованиями, для оценивания уровня подготовки учащихся по музыке рекомендуется использовать следующие методические пособия:

  1. Сергеева Г.П. Музыка. Тесты 1 - 4 кл. (см. приложение к журналу «Начальная школа» 2002- 2004 гг.)

  2. Сергеева Г.П. Задания в творческих тетрадях по музыке для 5,6 и 7 классов.

  3. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

  4. Кондратюк И.Н. Музыка в школе: Игры, конкурсы, современные методы. - М.: ТЦ Сфера. 2005.

  5. Лазарева Л.И., Талалаева И.А. Тестовые задания по освоению учащимися обязательного минимума содержания образования по предмету «Музыка»(КРИПКиПРО).

Изучение музыкального искусства в начальной школе (в соответствии с ФГОС начального общего образования) должно быть направлено на:

  • формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

  • формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

  • использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Изучение музыки в основной школе (в соответствии с ФГОС основного общего образования «второго поколения) направлено на достижение следующих целей:

  • формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;

  • развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;

  • развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.).



Составитель И. Л. Шаталова

Методист кафедры гуманитарных и

художественно-эстетических дисциплин

КРИПКиПРО




Похожие:

Особенности организации учебного процесса в образовательных учреждениях Кемеровской области по музыке в 2010-2011 учебном году Методические рекомендации iconОсобенности организации учебного процесса в образовательных учреждениях Кемеровской области по мировой художественной культуре в 2010-2011 учебном году Методические рекомендации
Изучение мировой художественной культуры в образовательных учреждениях в 2010-2011 учебном году должно осуществляться в соответствии...
Особенности организации учебного процесса в образовательных учреждениях Кемеровской области по музыке в 2010-2011 учебном году Методические рекомендации iconПротокол №2 от 23 сентября 2010 г. Зав кафедрой И. Г. Вертилецкая
Особенности организации учебного процесса по русскому языку в образовательных учреждениях Кемеровской области в 2010-2011 учебном...
Особенности организации учебного процесса в образовательных учреждениях Кемеровской области по музыке в 2010-2011 учебном году Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях Краснодарского края в 2010-2011 учебном году

Особенности организации учебного процесса в образовательных учреждениях Кемеровской области по музыке в 2010-2011 учебном году Методические рекомендации iconПротокол №2 от 23 сентября 2010 г. Зав кафедрой И. Г. Вертилецкая Особенности организации учебного процесса по литературе в образовательных учреждениях Кемеровской области в 2010-2011 уч г
Ей принадлежит ведущая роль в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его мировоззрения...
Особенности организации учебного процесса в образовательных учреждениях Кемеровской области по музыке в 2010-2011 учебном году Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях Ставропольского края в 2012-2013 учебном году
Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования
Особенности организации учебного процесса в образовательных учреждениях Кемеровской области по музыке в 2010-2011 учебном году Методические рекомендации iconМетодические рекомендации «Особенности деятельности заместителей директоров по воспитательной работе оу, классных руководителей, воспитателей в 2011/2012 учебном году»
Образовательные учреждения Кемеровской области с наступлением 2011/2012 учебного года перешли на реализацию Федерального образовательного...
Особенности организации учебного процесса в образовательных учреждениях Кемеровской области по музыке в 2010-2011 учебном году Методические рекомендации iconО преподавании учебного предмета «Информатика» в общеобразовательных учреждениях кемеровской области в 2011-2012 учебном году
В 2011-2012 учебном году преподавание информатики в общеобразовательной школе осуществляется с опорой на следующие документы
Особенности организации учебного процесса в образовательных учреждениях Кемеровской области по музыке в 2010-2011 учебном году Методические рекомендации iconВ общеобразовательных учреждениях кемеровской области в 201 1-2012 учебном году
При организации образовательного процесса необходимо руководствоваться следующими нормативными документами
Особенности организации учебного процесса в образовательных учреждениях Кемеровской области по музыке в 2010-2011 учебном году Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по составлению учебных планов для 1-11 классов
В целях совершенствования организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в рамках введения...
Особенности организации учебного процесса в образовательных учреждениях Кемеровской области по музыке в 2010-2011 учебном году Методические рекомендации iconМетодические рекомендации для оу краснодарского края о преподавании учебного предмета «История» в 2009 2010 учебном году
Преподавание истории в 2009 – 2010 учебном году ведется в соответствии со следующими нормативными документами
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы