Особенности организации учебного процесса в образовательных учреждениях Кемеровской области по мировой художественной культуре в 2010-2011 учебном году Методические рекомендации icon

Особенности организации учебного процесса в образовательных учреждениях Кемеровской области по мировой художественной культуре в 2010-2011 учебном году Методические рекомендации



НазваниеОсобенности организации учебного процесса в образовательных учреждениях Кемеровской области по мировой художественной культуре в 2010-2011 учебном году Методические рекомендации
Дата конвертации20.10.2012
Размер177.66 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник

Утверждено

на заседании кафедры гуманитарных

и художественно-эстетических дисциплин КРИПКиПРО

Протокол № 2 от 23 сентября 2010 г.

Зав. кафедрой ______________ И. Г. Вертилецкая


Особенности организации учебного процесса в образовательных учреждениях Кемеровской области по мировой художественной культуре в 2010-2011 учебном году


Методические рекомендации

Изучение мировой художественной культуры в образовательных учреждениях в 2010-2011 учебном году должно осуществляться в соответствии с нормативными и методическими документами Министерства образования и науки Российской Федерации и Департамента образования и науки Кемеровской области:

  1. Стандарты и примерные программы опубликованы на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart), а также в различных печатных сборниках, например:

  2. Сборник нормативных документов / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.

  3. Современное образование. Искусство. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.

  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (приказ Министерства образования и науки РФ от 18.07.2003 № 2783)

  5. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089).

  6. Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001.№ 1403)

  7. «Об утверждении и введении в действие федерального компонента государственных стандартов начального общего образования» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373, зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 г., № 17785).

Предмет «мировая художественная культура» на базовом уровне входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования в социально-гуманитарном и филологическом профилях, а также в классах универсального обучения. На профильном уровне изучение мировой художественной культуры осуществляется в классах художественно-эстетического профиля.

Для обязательного изучения мировой художественной культуры на базовом уровне отводится 70 часов в Х и ХI классах - по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. На профильном уровне изучение мировой художественной культуры отводится 204 часа в Х и ХI классах - по 102 часа, из расчета 3 учебный час в неделю.

Мировую художественную культуру ведут учителя при соответствующем повышении квалификации.


^ Обзор действующих учебно-методических комплектов

по мировой художественной культуре

В перечни учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе, включены учебники, принадлежащие завершенным предметным линиям. В перечни учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе, включены единичные учебники. На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.12.2009 г. опубликован Федеральный перечень учебников, «рекомендованных» и «допущенных» МОиН РФ на 2010-2011 учебный год.

В соответствии с данным приказом изменен статус некоторых учебников по МХК. Из «допущенных» они стали «рекомендованными»:

  1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура (базовый уровень 10-11классы);

  2. Солодовников Ю.А. Мировая художественная культура (базовый уровень 10-11 классы);

Таким образом, теперь существуют 5 завершенных линий учебников «рекомендованных»

  1. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура (базовый уровень)

  2. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура (базовый и профильный уровни)

  3. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура (профильный уровень)

  4. Данилова Г.И. Мировая художественная культура (базовый уровень 10-11классы);

  5. Солодовников Ю.А. Мировая художественная культура (базовый уровень 10-11 классы);

Издательство «Академия», традиционно выпускающее учебную литературу для вузов, разрабатывает перспективную линию учебников Л. Г. Емохоновой по мировой художественной культуре для средней (полной) школы (базовый уровень). Кроме учебников для 10 и 11 класса, в комплект входят методические пособие, рабочие тетради и компакт-диски с иллюстрациями и музыкальными записями. УМК успешно прошёл апробацию во многих школах области и получил положительный отзыв учителей и методистов. В 2010-2011 уч. г. кафедрой гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин совместно с издательством планируется семинар для учителей МХК.

Учебно-методический комплект Л. А. Рапацкой для 10-11 классов, вышедший в издательстве «ВЛАДОС», рекомендуется для использования на базовом и профильном уровне, по русской художественной культуре – на профильном уровне, а также в качестве дополнительной литературы для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий

В федеральный перечень учебников 2010 года вошли обновленные учебники Г. И. Даниловой для 10 и 11 классов. Издательством «Дрофа» сформирован учебно-методический комплекс, в который входит программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (5-9, 10-11 классы), тематическое и поурочное планирование, учебники и рабочие тетради, дополнительные материалы к учебникам.

Издательство «Просвещение» разрабатывает линию учебников Ю. А. Солодовникова 10-11 классов базового уровня. Учебно-методический комплекс, включающий программу для 6-11 классов, пособия для учителей и методистов, учебники и хрестоматии, рекомендуется к использованию в качестве дополнительного материала к занятиям в 10 и 11 классах.

C 2008 года информационная поддержка федеральных перечней учебников возложена на Академию повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО). На официальном сайте Академии www.apkpro.ru опубликованы материалы по вопросам экспертизы учебников, утверждению федеральных перечней, а также дополнительная и справочная информация, в том числе представленные издательствами сведения о составе учебно-методических комплектов. В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы АПКиППРО реализуется проект «Формирование системы общественно-государственной экспертизы учебников и организационно-методическое сопровождение деятельности Федерального совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации (ФСУ)». На специализированном портале (http://www.fsu-expert.ru) публикуются материалы обсуждения особенностей использования учебников из федерального перечня и регулярно проводятся online-конференции с привлечением педагогических работников субъектов

^ Программно-методическое обеспечение предмета

«Мировая художественная культура»

для использования в 2010/2011 учебном году.

Программы:

Емахонова, Л. Г. Мировая художественная культура: программа для 10-11 классов: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / Л. Г.

Емахонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 16 с.

Мировая художественная культура: программы для общеобразоват. учреждений. 5-11 кл. / сост. Г. И. Данилова.- 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2010. – 191, [1] c/

Рапацкая, Л. А. Мировая художественная культура: Программы курса: 5-9 кл., 10-11 кл. / Л. А. Рапацкая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 95 с.

Солодовников, Ю. Л. Мировая художественная культура [Текст]: Сборник программ и методических материалов: 6- 11 кл. / Ю. Л.. Солодовников, Л. М. Предтеченская – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 272 с.


Федеральный перечень учебников рекомендованных к использованию в образовательном процессе на 2010/2011 уч. год. (Приказ МОиН РФ от 9.12.08. № 379)

Данилова, Г. И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века [Текст]: 10 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / Г. И. Данилова. – М.: Дрофа, 2008. – 63 с

Данилова, Г. И. Мировая художественная культура. От XVII века до современности [Текст]: 11 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / Г. И. Данилова. – М.: Дрофа, 2008. – 63 с

Емахонова, Л. Г. Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / Л. Г. Емахонова. – 2-у изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 240 с.: цв. вкл.

Емахонова, Л. Г. Мировая художественная культура: учебник для 11 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / Л. Г. Емахонова. – 2-у изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 240 с.: цв. вкл.

Емахонова, Л. Г. Мировая художественная культура: рабочая тетрадь для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / Л. Г. Емахонова. – 2-у изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 48 с.: ил.

Емахонова, Л. Г. Мировая художественная культура: рабочая тетрадь для 11 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / Л. Г. Емахонова. – 2-у изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 48 с.: ил.

Рапацкая, Л. А.    Мировая художественная культура. Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: взгляд из России. Учеб. для 10 кл. / Л. А. Рапацкая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 376 с.

Рапацкая, Л. А. Мировая художественная культура: 11 кл. в 2-х частях. Ч. 1: [учебник] /Л. А. Рапацкая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 384 с.: ил.

Рапацкая, Л. А. Мировая художественная культура [Текст]: 10 кл.: в 2-х частях. Ч. 2. Русская художественная культура: [учебник] / Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 315 с.: ил.

Рапацкая, Л. А. Мировая художественная культура [Текст]: 11 кл.: в 2-х частях. Ч. 2: Русская художественная культура: [учебник] / Л. А. Рапацкая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 320 с.: ил.

Рапацкая, Л. А.   Русское искусство ХVIII века: (" Рассвет на Неве"): Кн.для учащихся / Л. А. Рапацкая – М.: Просвещение, 2005. – 176 с. (3 шт.)

Рапацкая, Л. А. Русская художественная литература [Текст]: 11 кл.:учебник / Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 224 с.

Рапацкая, Л. А.    Художественная культура России: От Древней Руси к золотому веку: Учебное пособие для учащихся старших классов общеобразоват. учреждений / Л. А. Рапацкая. – М.: Издательство Вентана-Граф, 2002. – 352 с.

Солодовников, Ю. Л. Мировая художественная культура [Текст]: 10 кл.: учебник: / Ю. Л.. Солодовников – М.: Просвещение, 2009. – 304 с.

Солодовников, Ю. Л. Мировая художественная культура [Текст]: 11 кл.: учебник: / Ю. Л.. Солодовников – М.: Просвещение, 2009. – 304 с.


Список литературы для учителя

Бесова Е. А. Мировая художественная культура Русская живопись ХII-ХХ вв. для школьников и абитуриентов. Мастера. Стили, Направления. / Е. А. Бесова; под ред. В. Н. Набокова-Алексеева. – М.: Образование, 2006. – 352 с.: ил. – (Мой универсальный справочник)

Бирич, И. А. Основы художественной культуры: Изобразительное искусство и архитектура: [Текст] / И. А. Бирич, М. Т. Ломоносова. Тестовые задания для оценки развития художественных и профессиональных способностей педагогов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2. - 112 с.

Бирич, И. А. Основы художественной культуры: Изобразительное искусство и архитектура: [Текст] / И. А. Бирич, М. Т. Ломоносова. Тестовые задания для оценки развития творческих и художественных способностей школьников и абитуриентов вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1. - 160 с.

Вестник образования (сборник приказов и инструкций МОиН) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по предмету. [Текст] / Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 108

Гоголев, К. Н. Тесты и задачи. Мировая художественная культура. Западная Европа и Ближний Восток. Учебное пособие. – М.: Издательский центр АЗ. Международный Союз книголюбов. – 1999.

Григорьева, Н. А. История и мировая художественная культура: интегрированные задания. 10-11 класса. – М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2006.

Данилова, Г. И.    Тематическое и поурочное планирование к учебникам "Мировая художественная культура: От истоков до 17в.10кл. и "МХК от 17в. до современности. 11кл."/ Г. И. Данилов. – М.: Дрофа, 2004. – 124 с.

Драхлер А.Б. Мировая художественная культура. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 216 с. (Вопросы к олимпиаде)

Емахонова, Л. Г. Мировая художественная культура [Текст]: методическое пособие к учебнику 10 класса: (базовый уровень) / Л. Г. Емахонова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 224 с.

Ивлев С.А. Контроль знаний учащихся в преподавании мировой художественной культуры. М.: Международный Союз книголюбов. Издательство ООО «Фирма МХК», 2001. 55 с.

Искусство XX века [Текст].-Минск:ИООО "Красико-Принт",2005.-176с.-(Педагогическая мастерска

Искусство и образование (журнал методики, теории и практики художественного и эстетического образования и воспитания)

Искусство в школе (Общественно-педагогический и научно-методический журнал)

Изобразительное искусство в школе (научно-методический журнал)

Искусство (учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО)

Конспекты уроков по мировой художественной культуры. 10 кл. Художественная культура второй половины ХIХ – начала ХХ века: пособие для учителя /[Л. М. Предтеченская и др.] под ред. Л. В. Пешиковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 349 с. – (Конспекты уроков)

Мировая художественная культура о ХХ веке. Изобразительное искусство и дизайн. СПб: Питер, 2007. – 464 с.

Мировая художественная культура: Словарь-справочник. – Смоленск: Русич, 2002

Никитина А. Б. культура древних цивилизаций. М.: Международный Союз книголюбов. Издательство ООО «Фирма МХК», 2001

Неменский, Б. М. Педагогика искусства [Текст] / Б. М. Неменский. - М.: Изд-во Просвещение, 2000. – 255 с.

Неменский, Б. М. Познание искусством [Текст] / Б. М. Неменский. - М.: Изд-во УРАО, 2007. – 192 с.

Пьянкова, Н. И. Изобразительное искусство в современной школе [Текст] /Н. И. Пьянкова. – М.: Просвещение, 2006. – 176 с. - (Библиотека учителя. Изобразительное искусство).

Рапацкая, Л. А. История русской музыки: От Древней Руси до "серебряного века": Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений / Л. А. Рапацкая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 224 с.

Рапацкая, Л. А. Русская музыка в школе. / Л. А. Рапацкая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 318 с.

Рапацкая, Л. А. Русская художественная культура: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. А. Рапацкая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 608 с.

Рыбакова О.Ю. Азбука искусств: методы преподавания курса МХК. – Волгоград: «Панорама», 2006

Сборник нормативных документов. Искусство [Текст] / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадов. – М.: Дрофа, 2004. – 63 с.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по предмету. [Текст] / Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089.


Особенности преподавания мировой художественной культуры

Воспитательный потенциал содержания предмета «Мировая художественная культура» связан, прежде всего, с его мировоззренческим характером, со спецификой искусства создавать целостную картину мира в ярких чувственных образах, напрямую обращенных к чувствам и эмоциям человека. В результате освоения курса по мировой художественной культуре происходит приобщение учащихся к этическим и эстетическим ценностям национальной и мировой культуры, формируются высшие эстетические ценности, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать ее уникальность и неповторимость. Воспитательный характер предмета «Мировая художественная культура» заключается в умении усваивать классическое наследие и современную культуру, что позволяет успешно адаптироваться в современном мире, выбирать индивидуальную модель культурного развития, организовывать личный досуг и самостоятельное художественное творчество.

Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-нибудь одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность. Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

Одним из важнейших направлений в модернизации системы образования в области мировой художественной культуры является совершенствование методики преподавания предмета. Новизна подходов к проблеме преемственности в области художественного образования на разных ступенях обучения заключается в том, что в новом стандарте реализуется идея непрерывного художественного образования на всех ступенях образования с учетом возрастных приоритетов учащихся: от целостного восприятия искусства, через анализ целого и углубление в специфику каждого вида искусства и практическую творческую деятельность к синтезу целого на новом уровне в курсе «Мировая художественная культура». Не менее важно обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности в ходе изучения мировой художественной культуры, например проектную деятельность учащихся, которая представляет собой синтез учебно-познавательного, творческого, игрового процесса. Ее непременным условием представляется наличие заранее выработанного плана о конечном результате, промежуточных этапах (концепция, цели, задачи, ресурсы), путях реализации. При этом учебная проектно-исследовательская деятельность должна быть ориентирована не на научный результат, а на развитие интереса к творческой работе, устойчивой мотивации учащихся к самостоятельному поиску, анализу различной информации, умению работать с текстом (выделение главного, обработка, презентация в виде эссе, реферата, рецензии, конспекта, плана, публичного выступления), а как конечный результат — активизации личностной позиции учащегося.

^ Об оснащение кабинета

Кабинет может нести разную эстетическую и смысловую нагрузку (кабинет-музей, кабинет-лекторий и т. д.). Независимо от этого кабинет должен обеспечивать высокий уровень изучения искусства в соответствии с педагогической концепцией учителя. Эстетическая среда кабинета в первую очередь отвечает эстетической позиции учителя, его профессиональным качествам и уже во вторую – финансовым возможностям учебного заведения (оснащение техническими средствами). Наличие методического фонда систематизируется в виде картотеки или каталога, он может включать: репродукции произведений изобразительного искусства; художественные рисунки и иллюстрации; таблицы, схемы; демонстрационный и раздаточный материалы; детские работы как результат выполнения творческих заданий. От педагога зависит, что он подберет для своих занятий и насколько этот материал будет интересным, ярким и впечатляющим для детей.


^ Рекомендации по составлению рабочих программ по мировой художественной культуре

В соответствии со статьей 32 (п. 7) Закона Российской Федерации «Об образовании» «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)». В редакции Федерального закона от 01.12.07 г. № 309-ФЗ (п. 5) установлено, что основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов, установленных соответствующим федеральными государственными образовательными стандартами. Разработка примерных учебных программ является компетенцией органов исполнительной власти РФ, а в части наполнения содержания программ региональной спецификой – органами исполнительной власти субъекта Федерации. Следовательно, образовательное учреждение обязано разработать рабочие программы учебных курсов на основе примерных учебных программ. Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом возрастных особенностей учащихся, логики учебного процесса, межпредметных и внутрипредметных связей. Примерная программа по изобразительному искусству содействует реализации единой концепции художественного образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения учебных курсов и проявления творческой инициативы учителей. Примерная программа является ориентиром для составления вариативных (авторских) учебных программ. При этом авторы вариативных учебных программ могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала в рамках основных тематических блоков, установленных примерной программой, определения последовательности изучения этого материала, путей формирования системы знаний, умений и навыков, способов деятельности, развития и социализации учащихся.

Алгоритм действий по составлению рабочей учебной программы по предмету «Изобразительное искусство» предполагает:

1. Выбор основной учебной программы в составе учебно-методического комплекта – предметной линии. Это решение является стратегическим и определяет перспективу обучения школьников. Определение учебно-методического комплекта по предмету осуществляется в соответствии с миссией общеобразовательного учреждения на основе анализа образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей). При этом требуется учитывать объем учебного времени, отведенного на изучение МХК в учебном плане школы (лицея, гимназии), а также наличие условий, необходимых для реализации учебной программы (кадрового, материально-технического обеспечения и др.). Особенно необходимо учитывать эти требования при отборе (разработке) рабочих учебных программ элективных курсов в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения.

2. Конкретизация содержания рабочей учебной программы и требований к уровню подготовки обучающихся по классам, разделам и темам. При этом учителю необходимо сформулировать предметное содержание вариативной части учебной программы, в том числе региональный (национально-региональный) и школьный компонент. Учителю также следует продумать систему реализации межпредметных и внутрипредметных тематических связей. Это позволяет отразить в содержании рабочей учебной программы особенности условий общеобразовательного учреждения и избежать дублирования учебного материала.

В отличие от общепринятого представления о стандарте как унификации, сужающей значение предмета до перечня дидактических единиц, смысл образовательного стандарта заключается в том, что его содержание мыслится как ядро, оболочка которого может расширяться, наполняясь новыми аспектами, усиливающими его интеллектуальный и эмоциональный потенциал.

3. Составление календарного учебно-тематического плана. Примерными учебными программами по МХК предусмотрен резерв свободного учебного времени. При составлении календарно-тематического плана в рабочей учебной программе необходимо распределить этот резерв для реализации учителем авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, использования современных образовательных технологий. Календарно-тематический план составляется в соответствии с учебным графиком, утвержденным в общеобразовательном учреждении.

В календарно-тематическом плане:

  • распределяется учебное время, отводимое на изучение МХК по классам, разделам и темам;

  • определяется (при необходимости) тип и форма учебного занятия;

  • отражается система текущего и промежуточного контроля (повторительно-обобщающие занятия, уроки контроля и учета знаний, домашние задания;

  • указываются изучаемые материалы учебника (учебных пособий).

4. Составление пояснительной записки к рабочей учебной программе. В пояснительной записке приводятся:

  • реквизиты нормативно-правовых документов и инструктивно-методических материалов, в соответствии с которыми составлена рабочая учебная программа;

  • наименование примерной учебной программы или вариативной программы, на основе которой разработана рабочая программа с обоснованием выбора данной системы обучения (предметной линии);

  • формулировка целей изучения МХК в общеобразовательном учреждении на данной ступени обучения;

  • общая характеристика структуры и содержания учебных курсов, в том числе регионального (национально-регионального) и школьного компонентов;

  • обоснование распределения в календарно-тематическом плане учебного времени, отведенного на изучение МХК, по классам, разделам и темам;

  • краткое описание средств обучения (учебно-методического комплекса), обеспечивающих реализацию рабочей программы.

5. Оформление рабочей учебной программы в качестве нормативного школьного документа. Порядок согласования и утверждения рабочей учебной программы по предмету определяется локальными нормативными актами общеобразовательного учреждения.


^ Основные подходы к организации оценивания уровня подготовки обучающихся по мировой художественной культуре

Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на сформулированные вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, написание эссе, собственную интерпретацию в творческой художественной деятельности с концептуальным обоснованием, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале.

Возможна «защита» проектов в форме деловой игры, имитирующей защиту научной работы-диссертации и требующей распределение ролей: «диссертант» (ученик, защищающий работу), «оппоненты» (ученики, выступающие на «защите» работы с критикой), «ученый совет» во главе с «ученым секретарем», который руководит процедурой «защиты» (ученики и учителя истории и литературы, работающие в данной параллели классов), присутствующие на «защите» (ученики класса или нескольких классов.

Учащиеся старших классов должны уметь формулировать и отстаивать собственную позицию в дискуссиях по обсуждаемым вопросам. При изучении мировой художественной культуры на профильном уровне учащиеся должны научиться формулировать цели своей работы и успешно их реализовывать. Результаты индивидуальной и групповой проектной деятельности представляются в формах конспекта, реферата, рецензии, а также творческого задания любого жанра, резюме, исследовательского проекта, публичной презентации. Особенно актуально на обоих уровнях умение пользоваться различными источниками информации в современном информационном поле для выполнения учебных и творческих заданий.

В 2010/2011 учебном году муниципальным методическим службам, городским и районным методическим объединениям учителей МХК рекомендуется:

  • спланировать систему работы по освоению федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования «второго поколения»;

  • в рамках подготовки рабочих учебных программ провести экспертизу используемых в общеобразовательных учреждениях учебно-методических комплектов и календарно-тематических планов на соответствие указанным в настоящем письме требованиям;

  • провести научно-методические семинары по реализации активных и интерактивных стратегий преподавания МХК и практикумы с использованием современных педагогических технологий.


Методист кафедры гуманитарных В. П. Новосёлова и художественно-эстетических

дисциплин КРИПКиПРО




Похожие:

Особенности организации учебного процесса в образовательных учреждениях Кемеровской области по мировой художественной культуре в 2010-2011 учебном году Методические рекомендации iconОсобенности организации учебного процесса в образовательных учреждениях Кемеровской области по музыке в 2010-2011 учебном году Методические рекомендации
Современные тенденции в развитии науки и образования характеризуются повышенным вниманием к проблемам отечественной культуры, ее...
Особенности организации учебного процесса в образовательных учреждениях Кемеровской области по мировой художественной культуре в 2010-2011 учебном году Методические рекомендации iconПротокол №2 от 23 сентября 2010 г. Зав кафедрой И. Г. Вертилецкая
Особенности организации учебного процесса по русскому языку в образовательных учреждениях Кемеровской области в 2010-2011 учебном...
Особенности организации учебного процесса в образовательных учреждениях Кемеровской области по мировой художественной культуре в 2010-2011 учебном году Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях Краснодарского края в 2010-2011 учебном году

Особенности организации учебного процесса в образовательных учреждениях Кемеровской области по мировой художественной культуре в 2010-2011 учебном году Методические рекомендации iconПротокол №2 от 23 сентября 2010 г. Зав кафедрой И. Г. Вертилецкая Особенности организации учебного процесса по литературе в образовательных учреждениях Кемеровской области в 2010-2011 уч г
Ей принадлежит ведущая роль в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его мировоззрения...
Особенности организации учебного процесса в образовательных учреждениях Кемеровской области по мировой художественной культуре в 2010-2011 учебном году Методические рекомендации iconОбразования и науки челябинской области площадь Революции, д. 4, Челябинск, 454113 Тел. (351) 263-67-62, факс (3512) 63-87-05
Требования по организации и проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по искусству (мировой художественной...
Особенности организации учебного процесса в образовательных учреждениях Кемеровской области по мировой художественной культуре в 2010-2011 учебном году Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях Ставропольского края в 2012-2013 учебном году
Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования
Особенности организации учебного процесса в образовательных учреждениях Кемеровской области по мировой художественной культуре в 2010-2011 учебном году Методические рекомендации iconМетодические рекомендации «Особенности деятельности заместителей директоров по воспитательной работе оу, классных руководителей, воспитателей в 2011/2012 учебном году»
Образовательные учреждения Кемеровской области с наступлением 2011/2012 учебного года перешли на реализацию Федерального образовательного...
Особенности организации учебного процесса в образовательных учреждениях Кемеровской области по мировой художественной культуре в 2010-2011 учебном году Методические рекомендации iconО преподавании учебного предмета «Информатика» в общеобразовательных учреждениях кемеровской области в 2011-2012 учебном году
В 2011-2012 учебном году преподавание информатики в общеобразовательной школе осуществляется с опорой на следующие документы
Особенности организации учебного процесса в образовательных учреждениях Кемеровской области по мировой художественной культуре в 2010-2011 учебном году Методические рекомендации iconВ общеобразовательных учреждениях кемеровской области в 201 1-2012 учебном году
При организации образовательного процесса необходимо руководствоваться следующими нормативными документами
Особенности организации учебного процесса в образовательных учреждениях Кемеровской области по мировой художественной культуре в 2010-2011 учебном году Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по составлению учебных планов для 1-11 классов
В целях совершенствования организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в рамках введения...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы