Пояснительная записка к программе итоговой государственной аттестации icon

Пояснительная записка к программе итоговой государственной аттестации



НазваниеПояснительная записка к программе итоговой государственной аттестации
страница1/4
Дата конвертации20.11.2012
Размер491.29 Kb.
ТипПрограмма
источник
  1   2   3   4

ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030302

«КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ

ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

Цель итоговой государственной аттестации – оценка теоретических знаний выпускников, а также их навыков решения научных, научно-практических (исследовательских) и других профессиональных задач теоретического и прикладного характера в рамках специальности.

Итоговая государственная аттестация по специальности 030302 «Клиническая психология» включает выпускную квалификационную работу и государственные экзамены, позволяющие оценить теоретическую, методическую и практическую подготовку выпускника.

Структура и требования итоговой государственной аттестации соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности 030302 «Клиническая психология».


^ ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030302 «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Цель выпускной квалификационной работы (ВКР) – оценка профессиональной (теоретической, методической и практической) подготовки выпускника на материале эмпирической (исследовательской, методической, коррекционной) работы с учетом качества ее выполнения и представления (защиты).

Выпускная квалификационная работа по специальности 030302 «Клиническая психология» представляет собой законченную разработку, включающую результаты экспериментального исследования либо апробированный проект коррекционного, тренингового или методического характера. Выпускная квалификационная работа позволяет оценить уровень профессиональной эрудиции выпускника, его способность к научной и практической деятельности в области клинической психологии.


^ 1. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030302 «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Дипломные проекты выполняются на базах городских учреждений здравоохранения, психолого-педагогических служб, специализированных образовательных учреждений, научно-исследовательских учреждений по профилю специальности. Научное руководство ВКР осуществляется сотрудниками кафедры, консультирующими указанные учреждения. Тематика работ избирается с учетом основных научных направлений кафедры, заслушивается и утверждается на кафедральном совещании и Совете Факультета. После утверждения темы ВКР студенты составляют план работы, контроль за выполнением которого осуществляется научным руководителем.

ВКР представляется в форме, позволяющей оценить ход выполнения исследования, обоснованность полученных результатов, выводов и рекомендаций, их достоверность и практическую значимость. Совокупность полученных в выпускном квалификационном исследовании результатов должна свидетельствовать о наличии у автора навыков исследовательской и прикладной работы в области клинической психологии, его умения планировать, проводить и оформлять необходимые исследования.


^ 1.1 Тема выпускной квалификационной работы

Тема ВКР, как правило, выбирается из перечня актуальных исследовательских задач, решаемых в научно-исследовательской работе кафедры и факультета, и определяется ее актуальностью и практической значимостью. Преимущественное значение для оценки работы имеют продемонстрированные выпускником навыки, умения и знания, соответствующие подготовке клинического психолога.

Для эмпирических исследований используются такие методики, как интервью, анкеты, опрос, оценивание (рейтинг), самооценки, сравнение, наблюдение, эксперимент, описание, математико-статистические методы (в том числе многомерные статистические методы) анализа признаков.

В зависимости от характера и степени сложности исследовательской задачи определяются методы ее решения, исследовательские приемы, виды экспериментов, статистические исчисления, теоретические обобщения. В связи с интегративным характером клинической психологии обычно применяется не один метод, а система соподчиненных методов и исследовательских приемов.


^ 1.2 Содержание выпускной квалификационной работы

ВКР относится к категории учебно-квалификационных работ, поэтому в ней должна быть продемонстрирована не столько квалификация автора в области самостоятельного решения поставленной проблемы, сколько его способность провести законченное, методологически и методически обоснованное исследование на всех этапах исследовательской программы. Полученные данные должны быть всесторонне и глубоко проанализированы, а также интерпретированы в рамках принятой теоретической концепции.


^ 1.3 Требования к структуре и оформлению выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная работа оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа и должна содержать:

  • Титульный лист

  • Оглавление

  • Введение

  • Главы основной части

  • Заключение

  • Практические рекомендации (если они вытекают из содержания работы)

  • Выводы

  • Библиографический список

  • Приложения

Титульный лист является первой страницей выпускной квалификационной работы и заполняется в строгом соответствии с правилами:

    • В верхнем поле дается указание на Министерство образования Российской Федерации, далее указывается полное наименование учебного заведения.

    • Ниже указывается факультет и кафедра, на которой выполнена работа.

    • В среднем поле дается название выпускной квалификационной работы, которое приводится без слова «тема» и не заключается в кавычки. В заглавии работы не следует допускать неопределенных формулировок, например: «Анализ некоторых вопросов...», а также штампованных формулировок типа: «К вопросу о...», «К изучению...», «Материалы к...».

    • Под названием выпускной квалификационной работы указываются фамилия, имя, отчество студента. Ниже, ближе к правому краю титульного листа, приводятся фамилия и инициалы научного руководителя, а также его ученое звание и ученая степень.

    • В нижнем поле указываются место выполнения выпускной квалификационной работы и год ее написания.

После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки выпускной квалификационной работы (кроме подзаголовков, которые даются в подбор с текстом) и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.

Заголовки одинаковых степеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещены на три-пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Нумерация рубрик делается по индексационной системе, то есть с цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях, кроме первой, номер как своей рубрики, так и рубрики, которой она подчинена.

Введение предназначено для формулирования направления исследования, его цели и задач. Во введении должны быть четко сформулированы цель, задачи, гипотеза исследования, его предмет и объект, указаны методики исследования и теоретическое обоснование выбора. Как правило, во введении обосновываются актуальность выбранной проблемы и ее практическая значимость.

Введение должно быть кратким и сжатым изложением основных идей работы. В нем должны отсутствовать подробности, связанные, например, с возникновением замысла работы или с личными переживаниями исследователя. Рекомендуемый объем введения – не более 3 страниц машинописного текста.

Актуальность исследования. Актуальность исследования определяется прежде всего запросами практики и необходимостью научного решения выявленных проблем. Обычно актуальность исследования позволяет точно и обоснованно сформулировать проблему исследования. В соответствии с формулировкой выявленной проблемы формулируется цель исследования.

Цель исследованияэто научное решение сформулированной проблемы. Цель исследования, как правило, лежит за границами исследования. Предпочтительно не ограничивать цель исследования «изучением», «описанием», «выявлением» и т.д., так как не изучение само по себе является целью исследования, но решение с помощью такого изучения вполне определенных практических задач. Цели работы могут быть разнообразными, например:

Разработка рекомендаций для….

Организация профилактических мероприятий для….

Обеспечение эффективности ….

Разработка психокоррекционных (тренинговых) программ в ….

Предложенный перечень целей достаточно условен и характеризует общие направления исследований, в конкретном исследовании различные направления могут пересекаться и представлять собой единую, интегрированную цель.

Задачи исследования. Постановка задач исследования - это своего рода обозначение этапов исследования, выбор путей и средств достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Соответственно, в работе может быть поставлено несколько задач.

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования в соответствии с методологическими требованиями и принципами.

Предмет исследования. Предметом профессиональной деятельности специалиста являются теоретически определённые феномены жизнедеятельности (психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особен­ности, социально-психологические феномены, проявляющиеся в различных областях человеческой деятельности). Предмет исследования - это всегда определенные свойства объекта, их соотношения, зависимость объекта и свойств от каких-либо условий. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым. К предмету исследования в психологии относятся психи­ческие процессы, свойства, психологические характеристики человека, психические состояния, поведенческая, когнитивная, эмоциональные сферы, виды деятельности и общения, а также взаимосвязи и взаимовлияния их друг на друга, взаимосвязи с другими уровнями и внутри одного уровня психической организации человека и т.д.

Объект клинической психологии – человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, психическим или социальным состоянием. Объектом психологического исследо­вания может быть пациент (клиент), группа пациентов, терапевтическая группа, семья, коллектив. При описании объекта исследования указывается количество обследованных, их возраст, пол и другие клинико-психологические характеристики, важные для понимания изучаемого явления, например, наследственная отягощенность и длительность расстройства.

Например, целью исследования может стать повышение эффективности тренинговых мероприятий. Предмет исследования – поведенческие навыки участников тренинговых групп. Соответственно объектом исследования будут носители этих навыков, то есть участники тренинговой группы.

Гипотеза исследования. Гипотеза – это утверждение (суждение), соответствие которого действительности необходимо проверить в ходе исследования, с помощью его результатов. Гипотеза может быть подтверждена результатами исследования, а может быть опровергнута, что также является научным результатом. Например, выдвигается гипотеза о том, что некая модификация методики коррекции позволит повысить ее эффективность, однако в ходе проведенного исследования данная гипотеза не получила надежного доказательства. Для того чтобы это было возможно, гипотеза должна быть сформулирована точно и однозначно. Не следует выносить на анализ несколько гипотез, даже логически связанных друг с другом. Множество гипотез, как правило, невозможно ни доказать ни опровергнуть в ходе планируемого исследования.

^ Основная часть работы, как правило, состоит из нескольких глав, чаще всего из трех-четырех глав. Каждая глава имеет целевое назначение и в определенной мере является основой последующей. Основной текст обычно включает обзор литературы по выбранной теме, описание организации собственных исследований, описание полученных результатов, заключение, выводы и рекомендации. К основному тексту относится также и список литературы, которая была прочитана и проанализирована в процессе работы.

Первая глава. Первая глава выпускной квалификационной работы представляет собой аналитический обзор по проблеме исследования. Задача такого обзора заключается в необходимости определения проблемной области по теме избранного исследования и обосновании его. Аналитический обзор научной литературы является исследовательским процессом, поэтому он не может быть ограничен простым цитированием множества авторов, разрабатывающих ту же проблему.

Обзор служит более четкому представлению теоретических достижений в избранной проблемной области, формулированию неразрешенных проблем или выявленных противоречий и обоснованию собственных задач и методов исследования. План аналитического обзора научной литературы должен соответствовать цели исследования и является одной из его задач.

В научной литературе не принято местоимение «я» со всеми его производными. Ссылки на научные публикации следует оформлять в соответствии с требованиями ГОСТ, где предусмотрены варианты представления источников: нумерация, алфавитный список.

Аналитический обзор заканчивается уточнением задач исследования, более четкой формулировкой гипотезы исследования. Первоначальная гипотеза может измениться на основании данных, почерпнутых из литературных источников. Кроме того, аналитический обзор может заканчиваться обоснованием собственного подхода к изучению выбранной проблемы.

Вторая глава. Вторая глава посвящается изложению организации собственных исследований. Более подробно, чем во введении, описываются предмет и объект исследования. Описываются процедура исследования и условия, в которых проводились наблюдения или эксперимент. Указывается, какой характер носило исследование, индивидуальный или групповой.

Во второй главе дается краткая характеристика методов исследования. Клинический психолог использует в своей работе большой спектр методов научного исследования: клинико-психологический (наблюдение, анамнестический метод, интервью, изучение продуктов деятельности), экспериментально-психологический (нестандартизированные и стандартизированные методы), психофизиологический, метод включенного наблюдения: «внешнего» (объективного) и «внутреннего» (самонаблюдения) и ряд других. Выбор программы психологического исследования зависит от конкретных задач, клинических и социально-демографических характеристик обследуемых и др.

Навыки научного исследования при проведении патопсихологического, нейропсихологического исследования, исследования в области психосоматики и психологической экспертизы, психологического консультирования, психотерапии и других направлений работы клинического психолога должны формироваться постепенно и проходить несколько этапов: от навыка поиска информации по интересующему вопросу до описания результатов экспериментально-психологической и психотерапевтической работы. Умение письменно излагать результаты психодиагностических исследований, анализировать протоколы сеансов психотерапии, писать научные статьи, рефераты, диссертации отражают профессионализм клинического психолога.

Во второй главе обосновывается выбор используемых методик. Указывается их назначение. При характеристике методик обязательно указываются авторы, а также, если методика зарубежная, приводятся сведения о ее апробации и адаптации на отечественной популяции (указываются учреждение и авторов).

При перечислениях (включая методики, ключевые характеристики, выводы) и любом изложении по пунктам предпочтительно ставить номера. Это придает работе четкость и структурированность.

Вторая глава содержит указания на использованные методы статистической обработки эмпирического материала. Необходимо уделить внимание обоснованию выбора статистических процедур. Назначение использования статистических исследований – это подтверждение или опровержение выдвигаемых в ходе исследования гипотез. Вне этой задачи самостоятельного интереса статистические методы не представляют. Выбор же методик статистического анализа определяется прежде всего теорией статистического оценивания.

Типичным заблуждением при выполнении клинико-психологических исследований является представление о том, что достоверность и надежность выводов по результатам статистического анализа обеспечивается лишь объемом выборки. В действительности аппарат математической статистики достаточно глубоко разработан и содержит в себе процедуры анализа малых выборок, различные способы оценивания связей признаков, их группирования и систематизации. Поэтому выбор моделей статистического анализа эмпирических данных следует тщательно обосновать, дабы выводы, а они, как правило, иллюстрируются статистическими данными, имели понятное происхождение. Данные статистической обработки должны быть оформлены или в виде таблицы, а лучше в виде графиков или диаграмм, так или иначе оформление этого материала должно соответствовать принятым требованиям.

Третья глава. В третьей главе излагаются результаты собственных исследований. Глава может иметь несколько подразделов. Каждому подразделу присваивается свой рубрикационный номер и дается собственное название. Логика описания результатов должна соответствовать логике постановки задач исследования и должна подводить к достижению поставленной цели. Подразделы могут заканчиваться выводами. Это позволяет освободить основные от выводов второстепенных, которые тем не менее важны для понимания сущности изучаемого явления. Промежуточные выводы подготавливают автора к написанию заключения о работе и формулировке основных выводов по всему проведенному исследованию.

Выводы должны строго соответствовать задачам и гипотезе, каждая задача должна так или иначе найти отражение в выводах. Выводы должны быть содержательными и убедительными, могут включать цифры, должны быть пронумерованы. Выводы – это краткая презентация результатов выполненного исследования.

Заключение. В заключении следует кратко изложить замысел, обоснование направления, ход проведенного исследования и полученные результаты. Заключение пишется в свободном стиле и может содержать перспективы дальнейшей работы в том виде, какими их представляет автор. Однако оно должно быть непосредственно связано с темой исследования. В заключении дается оценка содержания работы с точки зрения соответствия целям исследования и подтверждения гипотезы.

Заключение включает перечень результатов исследования, которые не сопровождаются математическими частностями. Дается их содержательный смысл. Отмечается, были ли результаты известны ранее, кем получены, соответствуют ли известным ранее, противоречат или дополняют их. Как и всякое заключение, эта часть работы носит форму систематизации изложенной в основной части научной информации. Здесь содержится так называемое «выводное» знание, которое является новым по отношению к исходному знанию. Именно оно выносится на обсуждение и оценку научной общественности в процессе публичной защиты работы.

Это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих краткое резюме, а должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования, которые часто оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев. Их последовательность определяется логикой построения исследования. Заключительная часть предполагает также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем состоит ее главный смысл, какие важные побочные результаты получены, какие новые научные задачи встают в связи с проведением исследования.

Заключение может включать в себя и практические предложения, что повышает ценность теоретического материала. Но такие предложения должны обязательно исходить из круга работ, проведенных лично автором работы и внедренных на клинической базе.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно утверждать, что заключительная часть работы представляет собой не простой перечень полученных результатов проведенного исследования, а их итоговый синтез, т.е. формулирование того нового, что внесено ее автором в изучение и решение проблемы. Заключение предполагает осмысление материала на более высоком уровне обобщения, с точки зрения проблемы, поставленной в исследовании. Подобное осмысление приводит к основным выводам. Кроме того, в заключении намечаются возможные перспективы исследования.

Рекомендации. Рекомендации предполагают конкретные указания на способы использования полученных результатов. Рекомендации имеют конкретного адресата. Например, они могут быть даны школьному психологу, родителям, приемно-отборочной комиссии и т.д.

Список использованной литературы. После заключения, выводов и рекомендаций приводится список использованной литературы. Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в тексте выпускной квалификационной работы.

Приложение. Выпускная квалификационная работа может иметь и приложение. Вспомогательные и дополнительные материалы, которые перегружают текст основной части работы, помещают в приложениях. Приложение включает вспомогательный материал, таблицы вспо­могательных цифровых данных, протоколы опытов, описание аппаратуры и приборов, иллюстрации вспомогательного типа Приложения располагаются в порядке появления ссылок на них в тексте основных разделов. Если приложений больше 10, то их рекомендуется объединять по темам и по видам. Например, таблицы, графики, расчетный материал и т.д.

  1   2   3   4




Похожие:

Пояснительная записка к программе итоговой государственной аттестации iconМетодические рекомендации по подготовке к государственной (итоговой) аттестации; усилить внутришкольный контроль за подготовкой к государственной (итоговой) аттестации
В целях организованного проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся IX классов, освоивших образовательные программы...
Пояснительная записка к программе итоговой государственной аттестации iconПриказ №62/1- пд об утверждении расписания экзаменов и консультаций государственной (итоговой) аттестации в целях обеспечения подготовки, рационального и организованного проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов
Расписание экзаменов и консультаций государственной (итоговой) аттестации утвердить. (Приложение №1)
Пояснительная записка к программе итоговой государственной аттестации iconПриказ №87 Об утверждении расписания экзаменов государственной (итоговой) аттестации выпускников и состава экзаменационных комиссий
«О завершении 2011/2012 учебного года и проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся IX и XI (XII) классов оу, расположенных...
Пояснительная записка к программе итоговой государственной аттестации icon1. Пояснительная записка. Учебные планы: 1
Пояснительная записка к учебному плану по традиционной общеобразовательной программе
Пояснительная записка к программе итоговой государственной аттестации iconПриказ №4 о порядке информирования участников государственной (итоговой) аттестации и их родителей (законных представителей) по вопросам организации и проведения государственной (итоговой) аттестации
В целях полного и организованного информирования участников государственной (итоговой) аттестации и их родителей (законных представителей)...
Пояснительная записка к программе итоговой государственной аттестации iconПовторная государственная (итоговая) аттестации
Выпускники IX классов, получившие на государственной (итоговой) аттестации не более двух неудовлетворительных отметок, допускаются...
Пояснительная записка к программе итоговой государственной аттестации iconПорядок проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников Порядок проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников
Министерством юстиции Российской Федерации 13. 01. 2009, регистрационный №13065) «Об утверждении Положения о формах и порядке проведения...
Пояснительная записка к программе итоговой государственной аттестации iconПорядок проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования в 2013 году
«О внесении дополнений в Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9,11(12) классов»; №2398 от 25. 06. 2002г...
Пояснительная записка к программе итоговой государственной аттестации iconПриказ №161 «О диагностике уровня готовности к государственной (итоговой) аттестации» ив целях организованного проведения в 2011 году государственной (итоговой) аттестации обучающихся,
Саратовской области от 27. 01. 2011г. №161 «О диагностике уровня готовности к государственной (итоговой) аттестации» и в целях организованного...
Пояснительная записка к программе итоговой государственной аттестации icon9. Перечень официальных сайтов посвященных государственной итоговой аттестации
«Горячая линия» по вопросам организации и проведения государственной (итоговой) аттестации (863) 269-57-42
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы