Психическое развитие детей раннего возраста, оперированных в период новорожденности 19. 00. 13 психология развития, акмеология icon

Психическое развитие детей раннего возраста, оперированных в период новорожденности 19. 00. 13 психология развития, акмеология



НазваниеПсихическое развитие детей раннего возраста, оперированных в период новорожденности 19. 00. 13 психология развития, акмеология
страница1/3
Аринцина Ирина Александровна
Дата конвертации24.12.2012
Размер0.49 Mb.
ТипАвтореферат
источник
  1   2   3


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


На правах рукописи


Аринцина Ирина Александровна


ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, ОПЕРИРОВАННЫХ В ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ


19.00.13 – психология развития, акмеология


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук


Санкт-Петербург – 2010


Работа выполнена на кафедре социальной адаптации и психологической коррекции личности факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета


^ Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор

Мухамедрахимов Рифкат Жаудатович


Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Мамайчук Ирина Ивановна

СПбГУ

доктор психологических наук, профессор

Никольская Ирина Михайловна

СПб МАПО

^ Ведущая организация: Южно-Уральский государственный университет


Защита состоится «21» апреля 2010 г. в 14-00 часов на заседании совета
Д 212.232.42 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: ауд. 227 факультета психологии, наб. Макарова, 6, Санкт-Петербург, 199034.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке им. А.М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета (Университетская наб., 7/9, Санкт-Петербург)


Автореферат разослан « 8 » февраля 2010 г.


Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат психологических наук, доцент





Макаров Ю. А.



^

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ



Актуальность исследования. К настоящему времени в психологической науке накоплено достаточно много данных, свидетельствующих об особенностях развития детей, имевших врожденные нарушения, в том числе пороки развития, которые потребовали проведения неотложного хирургического вмешательства и интенсивного лечения в период новорожденности. Изучались разные аспекты развития оперированного ребенка: соматический (Ю.В. Куличкин, 1997; Д.О. Иванов, В.А. Любименко, Н.П. Шабалов, 2003; A. Rasheed, S. Tindall et al., 2001 и др.), психомоторный (Ю.С. Александрович, 1994; M.E. Ginn-Pease, D.R. King et al., 1991; M.P. Griffin, P.K. Minifee et al., 1992; T. Kato, K. Kanto et al., 1993; C. Chen, S. Friedman et al., 2007), психосоциальный (L. Ludman, L. Spitz et al., 1995; T.H. Diseth, T. Egeland et al., 1998; M. Öjmyr-Joelsson, 2007 и др.), разрабатывалась концепция качества жизни оперированных детей
(В.И. Гордеев, Ю.С. Александрович, 2001 и др.). Большая часть проведенных исследований была направлена на изучение детей дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых, пациентов смешанных возрастных групп.

Изучение развития детей раннего возраста после хирургического вмешательства в период новорожденности проводилось зарубежными исследователями (С. Даулинг, 2003; L. Ludman, L. Spitz et al., 1989, 1990, 1992, 1993; H. Dittrich, C. Bührer et al., 2003; A. Faugli, R. Emblem, 2007;
C. Chen, S. Friedman et al., 2007, 2008). В отечественной науке внимание в основном уделялось изучению развития в раннем возрасте недоношенных детей (А.С. Батуев, А.Г. Кощавцев, Н.М. Сафронова, 1998; З.В. Луковцева, Л.Л. Баз, 1999; Т.И. Павлова, А.Б. Павлов, 2004; Л.А. Рожкова, 2005;
Ю.А. Бурдукова, Т.А. Строганова, 2007); детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы (А.В. Поморцев,
О.Ю. Кострикова, 1998; Е.А. Стребелева, 1998; Е.В. Устинова, 2005;
Э.А. Соколова, 2008; С.Б. Лазуренко, 2008); детей с сенсорными нарушениями и генетическими заболеваниями (Т.В. Красовский,
С.Л. Шармина, 2005; Л.Ю. Панарина, 2006; О.И. Пальмов, 2006;
Ю.А. Разенкова, Е.Б. Айвазян, 2008); детей, воспитывающихся в социальных учреждениях (Р.Ж. Мухамедрахимов, 2006; М.Ю. Конькова, 2006;
М.К. Бардышевская, 2006; Р.Ж. Мухамедрахимов, Н.Л. Плешкова, 2008). Часть этих исследований проведена врачами и сосредоточена на имеющихся физиологических нарушениях, задержке формирования психомоторных навыков, вопросах медицинской реабилитации детей-инвалидов. Работы, выполненные психологами и педагогами-дефектологами, сосредоточены на особенностях формирования психических функций у детей с патологией перинатального периода и на программах психокоррекционных занятий
(З.В. Луковцева, Л.Л. Баз, 1999; Г.А. Мишина, 2000, 2001; Е.А. Стребелева, 2000, 2003; Ю.А. Бурдукова, Т.А. Строганова, 2007), предложенных исходя из применения теории деятельности к развитию детей раннего возраста
(Е.О. Смирнова, 1987, 1994, 2004; Н.Н. Авдеева, 1996, 1997; М.И. Лисина, 2009). Исследование детей раннего возраста с особенностями развития с позиции системных представлений о формировании детской психики в процессе психологического взаимодействия с близким взрослым
(Р.Ж. Мухамедрахимов, 1999; О.И. Пальмов, 2006) не затрагивало детей, оперированных в период новорожденности.

Согласно существующим в научной литературе данным, количество детей с врожденными нарушениями развития не уменьшается, а успехи лечения и выхаживания младенцев приводят к снижению летальности в этой группе детей и увеличению числа выживших, имеющих отдаленные неблагоприятные последствия для развития (С.Я. Долецкий, 1984;
Н.П. Шабалов, 2004; Р.Ж. Мухамедрахимов, 1997; Т.К. Немилова, 1998;
С.Б. Лазуренко, 2009).

Таким образом, изучение психического развития детей раннего возраста, оперированных в период новорожденности, а также психологического взаимодействия детей и матерей, актуально как с теоретической, так и с организационно-практической точки зрения, поскольку позволяет понять особенности формирования и функционирования системы «мать – ребенок» в условиях риска после медицинского вмешательства, изменения состояния матери и ребенка и создать научно обоснованную программу раннего семейно-центрированного сопровождения для детей этой группы (Р.Ж. Мухамедрахимов, 1999).

^ Целью настоящего исследования является изучение психического развития детей раннего возраста, оперированных в период новорожденности, психологического состояния их матерей и взаимодействия матерей и детей, в сравнении с группой матерей и детей раннего возраста, не имевших заболеваний в период новорожденности.

^ Объект исследования: психическое развитие детей раннего возраста в процессе взаимодействия с близким взрослым.

Предмет исследования: психическое развитие детей раннего возраста, оперированных в период новорожденности, и их психологическое взаимодействие с матерями.

^ Основная гипотеза исследования: характеристики психического развития детей и психологического взаимодействия матерей и детей раннего возраста, оперированных в период новорожденности, отличаются от характеристик развития здоровых сверстников и их взаимодействия с матерями снижением уровня развития, менее позитивным эмоциональным состоянием и меньшим уровнем адаптивного поведения.

^ Задачи исследования. В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить психическое развитие детей раннего возраста, оперированных в период новорожденности, в сравнении с развитием здоровых сверстников.

2. Определить особенности психологического состояния матерей детей раннего возраста, оперированных в период новорожденности, в отличие от матерей здоровых сверстников.

3. Оценить психологическое взаимодействие матерей и детей раннего возраста, оперированных в период новорожденности, а также взаимодействие матерей и здоровых детей раннего возраста и сравнить имеющиеся различия.

4. Провести сравнительное изучение эмоций на лицах, а также характеристик поведения у матерей и детей, оперированных в период новорожденности, и у матерей и здоровых детей.

5. Сравнить взаимосвязи уровня развития детей, психологического состояния матерей, характеристик психологического взаимодействия, социально-демографических и медицинских показателей в группе матерей и детей, оперированных в период новорожденности, и в группе матерей и здоровых детей.

^ Теоретическими основами данной работы являются представления о развитии ребенка раннего возраста в контексте отношений с матерью
(А. Фрейд, 1999; М. Кляйн, 1998; Д. Винникотт, 2005; М. Малер, Дж. Б. Мак-Девитт, 2005), в системе «ребенок – близкий взрослый» (Дж. Боулби, 2003; Д.Н. Стерн, 2006; Р.Ж. Мухамедрахимов, 1999). Кроме того, в работе используются основные положения теории привязанности (M. Ainsworth, 1969; M. Ainsworth, J. Bowlby, 1991; П. Криттенден, 2002; Дж. Боулби, 2003; Р.Ж. Мухамедрахимов, 1999; Н.Л. Плешкова, 2006, 2008), согласно которой ребенок в течение первого года жизни обобщает опыт отношений с матерью и формирует представления о себе, о матери и об отношениях с ней, содержание которых отражается в стратегиях поведения ребенка во взаимодействии с матерью.

Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы психологического исследования: инструментальное наблюдение с использованием видеосъемки и последующим анализом видеоматериалов, а также анкетирование, тестирование и методы математической обработки данных.

^ Исследование проводилось на базе Государственного Учреждения Здравоохранения «Детская городская больница №1» г. Санкт-Петербурга в 2005 году в рамках совместного научно-практического проекта больницы и кафедры социальной адаптации и психологической коррекции личности факультета психологии СПбГУ «Особенности взаимодействия матерей и детей, оперированных в период новорожденности», поддержанного грантом РГНФ № 05-06-06539а.

^ Достоверность и обоснованность результатов исследования и сделанных на их основе выводов обеспечены исходными теоретическими позициями; изучением и анализом данных предыдущих исследований по изучаемой теме и последующим выделением научной проблемы; адекватным подбором выборки; использованием комплекса методов, соответствующих цели, задачам и предмету исследования; оптимальными условиями проведения обследования участников и получения первичных результатов; применением необходимых методов статистической обработки данных.


^ Основные положения, выносимые на защиту:

1. У детей раннего возраста, оперированных в период новорожденности, по сравнению со здоровыми сверстниками наблюдается отставание психического развития, а также специфика изменения развития с возрастом в различных областях: повышение уровня развития в моторной и познавательной областях при отсутствии изменений в личностно-социальной, адаптационной и коммуникативной областях.

2. Параметры психологического взаимодействия матерей и детей раннего возраста, оперированных в период новорожденности, отличаются по характеру и степени проявлений эмоций и поведения от характеристик психологического взаимодействия матерей и детей раннего возраста, не имевших патологии в период новорожденности.

3. Развитие детей второго года жизни связано с широким кругом показателей, включая как перинатальные, в том числе оперативное вмешательство, так и социально-демографические.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые было проведено изучение психического развития детей раннего возраста, оперированных в период новорожденности, в системе взаимодействия с наиболее близким взрослым – матерью. Получена информация об отставании уровня психического развития детей на втором году жизни, как по общему показателю развития, так и в личностно-социальном, адаптивном, двигательном, речевом и познавательном развитии, а также о специфике изменения скорости развития в различных областях с возрастом. Также получены данные о снижении общих характеристик взаимодействия оперированных детей и описаны эмоциональные и поведенческие проявления детей и матерей в процессе их взаимодействия. Впервые в Российской Федерации был проведен сравнительный анализ влияния перинатальных, социально-демографических показателей и характеристик взаимодействия на развитие детей раннего возраста, оперированных в период новорожденности.

Теоретическая значимость исследования. Новые эмпирические данные способствуют расширению теоретических представлений о вкладе биологических, социальных и психологических факторов в психическое развитие детей раннего возраста, в том числе оперированных в период новорожденности в связи с врожденными нарушениями развития. Полученные результаты дают представление об особенностях уровня и темпа психического развития детей, имеющих опыт хирургического вмешательства и госпитальной депривации в первые дни и недели жизни, способствуют углублению представлений о формировании и функционировании системы «мать – ребенок», имеют важное значение для понимания роли перинатального опыта в развитии детей раннего возраста в различных областях, расширяют теоретические представления о направлениях раннего междисциплинарного семейно-центрированного вмешательства.


Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть положены в основу концепции психологической службы в отделениях патологии новорожденных детских стационаров, программ обучения и психологического сопровождения системы «мать – ребенок», направленных на оптимизацию развития ребенка и взаимодействия матери и ребенка после выписки из стационара. При составлении таких программ необходимо сочетать задачи всестороннего развития детей с обеспечением их потребности во взаимодействии и формировании отношений с постоянными и отзывчивыми близкими взрослыми. Полученные результаты могут также использоваться в подготовке и чтении общих и специальных психологических курсов.

^ Апробация результатов. Центральные положения и результаты диссертации представлены и обсуждены на общебольничной конференции врачей и конференции врачей отделения патологии новорожденных детской городской больницы №1 г. Санкт-Петербурга. Материалы исследования докладывались на научно-практической конференции «Ананьевские чтения» (Санкт-Петербург, 2005), Зимней психологической школе (Санкт-Петербург, 2006), конференции Российской Ассоциации Перинатальной Психологии и Медицины (Санкт-Петербург, 2006), IV Междисциплинарной конференции по акушерству, перинатологии, неонатологии «Здоровая женщина – здоровый новорожденный» (Санкт-Петербург, 2009).

Внедрение. Материалы диссертационного исследования используются при разработке программы психологического сопровождения матерей и новорожденных детей во время лечения в детской городской больнице №1 Санкт-Петербурга, а также включены в учебные дисциплины, преподаваемые по программе подготовки клинических психологов на специализации «Клиническая психология младенческого и раннего возраста» СПбГУ и клинических психологов на факультете психологии РГПУ им. А. И. Герцена.

Основное содержание работы отражено в 9 научных публикациях.

^ Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, обсуждения результатов, практических рекомендаций, основных выводов, заключения. Основной текст изложен на 149 страницах, общий объем работы 180 страниц. Диссертация содержит 27 таблиц, 25 рисунков, список литературы, включающий 285 источников, из них 113 на иностранных языках, и 6 приложений.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении обосновываются актуальность темы диссертационного исследования, определяются цель, гипотеза, задачи, объект и предмет исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.


^ В первой главе «Психическое развитие детей в младенческом и раннем возрасте» рассматривается основная информация об особенностях перинатального периода развития ребенка и его нарушениях; анализируются результаты исследований психического развития детей, оперированных в период новорожденности; описываются данные изучения психологического состояния их матерей, а также психологического взаимодействия матерей и детей раннего возраста из групп медицинского риска. В результате литературного обзора отечественных и зарубежных экспериментальных работ и теоретических обобщений представляются выводы и определяются направления настоящего исследования.

На основании теоретических представлений о развитии ребенка раннего возраста в контексте отношений с матерью в работе показано, что в процессе социального взаимодействия ребенок получает опыт регулирования своего состояния близким и ухаживающим за ним взрослым, прежде всего матерью или заменяющим ее человеком. На основании этого опыта он строит представления о себе, о близком взрослом и отношениях с ним (Дж. Боулби, 2003; Д.Н. Стерн, 2006; Р.Ж. Мухамедрахимов, 1999). Если на начальных этапах формирования отношений особенности социального поведения младенца могут быть связаны с актуальным ситуативным поведением матери, то по мере накопления социального опыта и формирования обобщенных представлений о психологическом взаимодействии социальное поведение ребенка связано скорее с наиболее повторяющимися характеристиками поведения матери во взаимодействии с ним (М. Ainsworth, 1969; Р.Ж. Мухамедрахимов, 1999; Н.Л. Плешкова, 2006; В.Ю. Иванова, 2007) и ее индивидуально-психологическими особенностями
(Р.Ж. Мухамедрахимов, 1999).

На основании богатейшего экспериментального материала, накопленного в рамках изучения поведения и отношений привязанности у детей (М. Ainsworth, 1969; П. Криттенден, 2002; Дж. Боулби, 2003;
Н.Л. Плешкова, 2006), можно говорить о том, что характер отношений матери и ребенка, складывающийся в течении первого года жизни ребенка, оказывается сложным образом связан как с личной историей, индивидуально-психологическими особенностями и эмоциональным состоянием матери, так и с уровнем развития, темпераментом и состоянием здоровья ребенка. Особенности отношений матери и ребенка проявляются в разнообразных паттернах психологического взаимодействия, которые устанавливают правила эмоциональной регуляции, степень близости, спонтанности и безопасности в диаде, а также влияют на качество познавательной активности ребенка и во многом определяют его поведение как во взаимодействии с матерью, так и с другими людьми.

Результаты многочисленных исследований, проведенных зарубежными (L. Ludman, L. Spitz et al., 1989, 1990, 1993, 1994, 2001, 2002; C. Даулинг, 2003; M. Poley, E. Stolk et al., 2004; C. Chen, S. Friedman et al., 2007 и др.) и отечественными авторами (Ю.С. Александрович, 1994; В.И. Гордеев, 1996, 1997; В.В. Шишков, 1997; И.Г. Лазурина, 2005), свидетельствуют о том, что дети, перенесшие хирургическое лечение и реанимацию в период новорожденности, имеют целый ряд особенностей в психическом развитии, связанные с длительностью госпитализации, медицинскими последствиями заболевания и лечения. У них наблюдаются не только более или менее значительные отставания, но и выраженное своеобразие во всех областях развития, в том числе – в сфере отношений (N. Bouman, H.M. Koot et al., 1999 и др.), которые сохраняются в более старшем возрасте (T.H. Diseth et al., 1997, 1998, 2006; E. Hassink et al., 1994; N. Iwai et al., 2007; R. Niramis et al., 2008 и др.). Также в литературе описано так называемое «острое стрессовое расстройство» матери, ребенок которой находится на отделении интенсивной терапии, которое может иметь более длительное продолжение в виде посттравматического стрессового расстройства, и/или приводить к гиперопекающим стилям родительского воспитания (Т.Г. Горячева,
М.П. Чернова, 1997; Г.А. Мишина, 2001; М.Н. Гуслова, Т.К. Стуре, 2003; И.В. Грандилевская
, 2004; А.Г. Кощавцев, 2005; M. Miles & D. Holditch-Davis, 1995; H. Dittrich et al., 2003; R. Shaw, T. Deblois, 2006). Наличие повторных госпитализаций, особых медицинских процедур, которые часто выполняют родители, приводит к напряжению в социально-эмоциональном взаимодействии между ребенком и близким взрослым, непостоянству окружающей среды, недостатку необходимой социальной стимуляции, что также влияет на развитие ребенка (H. Dittrich et al., 2003; van E. Kuyk et al., 2001 и др.).

В целом, анализ литературы показал, что в современной психологической науке направление, посвященное комплексному изучению психического развития детей раннего возраста, прошедших реанимацию и хирургическое лечение в период новорожденности, и психологического взаимодействия матерей и детей разработано недостаточно и представлено лишь отдельными работами. Различные авторы в этих работах анализируют отдельно влияние факторов риска внутриутробного развития на последующее постнатальное развитие или влияние характеристик социального окружения (взаимодействие в системе «мать–ребенок») на психическое развитие, либо состояние матери и влияние его на развитие ребенка. До настоящего времени не проведено исследование, объединяющее все возможные факторы, влияющие на последующее развитие ребенка, в том числе детей оперированных в период новорожденности. В связи с этим, настоящая работа была направлена на комплексное изучение развития детей, включая анализ данных о показателях внутриутробного периода развития, взаимодействия матери и ребенка, состояния матери и социально-демографических показателей жизни семьи.

  1   2   3




Похожие:

Психическое развитие детей раннего возраста, оперированных в период новорожденности 19. 00. 13 психология развития, акмеология iconИспользование логопедических сказок в работе с детьми
Тема: Комплексное сопровождение детей раннего возраста с овз: развитие коммуникативной и речевой сфер у детей раннего возраста с...
Психическое развитие детей раннего возраста, оперированных в период новорожденности 19. 00. 13 психология развития, акмеология iconКритерии развития детей раннего возраста
Для каждого возрастного периода были выделены сферы психического развития: общая моторика, тонкая моторика, когнитивное развитие,...
Психическое развитие детей раннего возраста, оперированных в период новорожденности 19. 00. 13 психология развития, акмеология iconПлан работы творческой группы на 2011-2012 учебный год по проблеме: «Интеллектуально-познавательное развитие детей раннего возраста в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения»
«Интеллектуально-познавательное развитие детей раннего возраста в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения»
Психическое развитие детей раннего возраста, оперированных в период новорожденности 19. 00. 13 психология развития, акмеология iconКонкурс среди воспитателей доу на лучшее игровое пособие для детей раннего возраста номинация: «Лучшее игровое пособие для физического развития детей раннего возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 г. Павлово
Психическое развитие детей раннего возраста, оперированных в период новорожденности 19. 00. 13 психология развития, акмеология iconКонкурс среди воспитателей доу на лучшее игровое пособие для детей раннего возраста номинация: «Лучшее игровое пособие для познавательно речевого развития детей раннего возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 г. Павлово
Психическое развитие детей раннего возраста, оперированных в период новорожденности 19. 00. 13 психология развития, акмеология iconПрограмма непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста
Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей
Психическое развитие детей раннего возраста, оперированных в период новорожденности 19. 00. 13 психология развития, акмеология icon«Развитие коммуникативной и речевой сфер у детей раннего возраста с овз в условиях Центра игровой поддержки» мадоу «Детский сад №1 «Якорёк»
«Развитие коммуникативной и речевой сфер у детей раннего возраста с овз в условиях Центра игровой поддержки»
Психическое развитие детей раннего возраста, оперированных в период новорожденности 19. 00. 13 психология развития, акмеология iconРодился: 27 мая 1879, Меккесхайм, Германия; скончался
Интересы: общая психология, психология развития, психология личности и социальная психология, философия психологии и теоретическая...
Психическое развитие детей раннего возраста, оперированных в период новорожденности 19. 00. 13 психология развития, акмеология icon«Двигательная активность детей раннего возраста»
И главной причиной этого малая подвижность малышей. Мы стараемся делать всё, чтобы ребёнок не плакал, не капризничал. Покупаем ему...
Психическое развитие детей раннего возраста, оперированных в период новорожденности 19. 00. 13 психология развития, акмеология iconОсобенности развития и коррекции коммуникативной сферы у детей раннего возраста с различными типами нарушений

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы