На правах рукописи icon

На правах рукописи



НазваниеНа правах рукописи
Дата конвертации24.12.2012
Размер288.73 Kb.
ТипАвтореферат диссертации
источник

На правах рукописи


УДК 159.97


Ваисов Санжарбек Бахтиярович




ПСИХООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД В РЕАБИЛИТАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ С ГЕРОИНОВОЙ НАРКОМАНИЕЙ


Специальность 19.00.04 – медицинская психология


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук


Санкт-Петербург

2003


Работа выполнена на кафедре клинической психологии Государственного образовательного учреждения «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена»


Научный руководитель: доктор медицинских наук, доцент

^ КУЛАКОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ


Официальные оппоненты: заслуженный деятель науки РФ, доктор

медицинских наук, профессор

КАРВАСАРСКИЙ БОРИС ДМИТРИЕВИЧ


кандидат психологических наук, доцент

^ ИСУРИНА ГАЛИНА ЛЬВОВНА


Ведущая организация: Санкт-Петербургская медицинская академия

последипломного образования


Защита состоится « » 2003 года в часов на заседании диссертационного совета Д212.199.25 Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена по адресу: 191186, г. Санкт-Петербург, наб.р. Мойки, 48, корп.11.


С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена


Автореферат разослан « » 2003 г.


Ученый секретарь диссертационного совета: кандидат

психологических наук,

доцент СЕМЕНОВА

^ ЗОЯ ФЕДОРОВНА


Актуальность исследования

На протяжении многих десятилетий для России было типичным злоупотребление алкоголем и алкоголизм. Но наряду с этим по темпу роста заболеваемости ведущее место занимает наркомания, а в некоторых регионах даже принимает характер эпидемии.

Существующие в настоящий момент методы лечения героиновой наркомании ориентированы, главным образом, на самих больных. Поэтому часто вне действия терапевтических мероприятий оказывается окружение наркомана, его микросреда и, в первую очередь, его родственники или близкие, которые обычно сильно вовлечены в процесс наркотизации своего ребенка или мужа и находятся в психологической и социальной зависимости от него.

Опыт работы с наркозависимыми и их ближайшим окружением позволяет утверждать, что родственники, находящиеся в «симбиотической связи» (созависимости) с ребенком-наркоманом, обычно ориентированы на удовлетворение его потребностей, подавляя при этом собственные желания. Игнорирование собственных потребностей ведет к возникновению психологических и социальных проблем, к появлению постоянного чувства тревоги, страха перед будущим, снижению самооценки, возникновению чувства вины, замкнутости, трудоголизма, переедания, невротических, сексуальных и других расстройств личности.

Семейная психотерапия наркоманий является перспективным, но малоразработанным методом (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 2000). Обобщая зарубежный опыт реабилитации наркозависимых подростков, отечественные психологи постепенно приобретают собственный, учитывающий особенности российских семей (Проценко С.А., Кулаков С.А., 2002).

Средовые (социальные) факторы являются наиболее сильными предикторами аддиктивного поведения. Наибольшее значение приобретают нарушения семейного контекста. Вмешательства, следовательно, должны быть направлены на подростка, семью и другие системы, влияющие на пациента. (Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е., 1994; Худяков, А.В., 2002; Черников А.В., 2001).

В соответствии с этим, в качестве предмета исследования рассматривается влияние психотерапевтических методов, основанных на психообразовательном подходе, на изменение дисфункционального взаимодействия между родительской и детской подсистемами.

Целью данного исследования являлась разработка программы психотерапевтических вмешательств, основанной на психообразовательном подходе и ориентированной на родительскую подсистему наркозависимых подростков.

Нами была выдвинута следующая гипотеза:

Психологическое просвещение родственников пациентов относительно различных аспектов наркозависимости, обучение родителей эффективному взаимодействию с детьми и решение внутренних конфликтов родителей приводит к оптимизации реабилитационного процесса у наркозависимых подростков.

Реализация поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы предполагает последовательное решение следующих задач:

  1. исследование семейной системы наркозависимого подростка для выявления нарушений взаимодействия между родительской и детской подсистемами, и определение их влияния на поддержание наркозависимости у подростка;

  2. составление классификации нарушений взаимодействия между родительской и детской подсистемами и определение мишеней для психотерапевтических вмешательств в семьи пациентов;

  3. разработка системы психотерапевтических вмешательств в родительскую подсистему, основанной на психообразовательном подходе, структурированной в виде реабилитационной программы и направленной на изменение стиля взаимодействия между родителями и наркозависимым подростком;

  4. апробация разработанной психообразовательной программы на родителях подростков с героиновой наркоманией;

  5. исследование эффективности разработанной реабилитационной программы для родителей в катамнезе.

^ Объект исследования

Всего в исследовании участвовало 98 семей подростков или 243 человека, из которых 98 — подростки и 145 — родители:

  • 40 семей подростков с героиновой наркоманией, являющихся пациентами Реабилитационного детско-подросткового центра ГУЗ Межрайонный наркологический диспансер №1 (40 подростков и 62 родителя), составили экспериментальную группу;

  • 30 семей учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы (30 подростков и 46 родителей) вошли в ^ I контрольную группу, участвовавшую в исследовании семейной системы;

  • 28 семей пациентов с героиновой наркоманией, проходящих программу Реабилитационного детско-подросткового центра МНД-1 (28 подростков и 37 родителей), образовали II контрольную группу, участвовавшую в катамнестическом наблюдении.

В исследовании использовались следующие методы:

1. клинический (неструктурированное психологическое интервью);

2. Экспериментально-психологический

  • опросник FACES-III (изучает сплоченность и адаптацию семейной системы)

  • опросник «Подростки о родителях» (ADOR) (исследует восприятие подростками поведения родителей)

  • опросник АСВ (определяет стиль воспитания у родителей)

  • шкала созависимости (выявляет уровень созависимости у родителей и стрессовые для них ситуации)

3. статистический (корреляционный анализ данных)

^ Научная новизна исследования и его теоретическое значение

Впервые комплексным применением клинического и экспериментально-психологического методов, составлена классификация семейных проблем по уровням, определяющим мишени для психотерапевтических воздействий как на родительскую подсистему, так и на семейную систему.

Впервые разработана методология психообразовательного подхода применительно к семейной психотерапии наркозависимых подростков. Создана и апробирована программа реабилитации родителей подростков с героиновой наркоманией, представленная в виде алгоритма психотерапевтических воздействий на семьи пациентов, состоящего из последовательных этапов работы с семьей, имеющих соответствующие цели, задачи, длительность, методы вмешательств и четкую структуру проведения занятий.

Модель адаптирована к условиям и возможностям амбулаторного реабилитационного центра.
^

Практическая значимость


Разработанная система психотерапевтических вмешательств в родительскую подсистему, основанная на психообразовательном подходе, может быть интегрирована в программы комплексной реабилитации подростков наркологических и реабилитационных учреждений России; использована в практической деятельности психологов и психотерапевтов медицинских, образовательных и социальных учреждений; применена в учебном процессе на кафедрах клинической психологии, психотерапии и наркологии университетов и академий.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. В поддержании зависимости подростка от психоактивных веществ важную роль играет дисфункциональное взаимодействие между родительской и детской подсистемами.

2. Воздействие на родительскую подсистему в рамках предлагаемой психообразовательной реабилитационной программы значительно уменьшает количество рецидивов пациентов, прошедших медико-психологическую реабилитацию.

^ Апробация результатов исследования

Результаты исследования внедрены в работу объединения «Детская психиатрия», Санкт-Петербург; ГУЗ Реабилитационный детско-подростковый центр МНД-1, Санкт-Петербург; наркологического отделения ГУЗ Городская больница № 40, Санкт-Петербург; отдела психолого-педагогического сопровождения подростков ГОУ «Балтийский берег», Санкт-Петербург; Социального бюро для наркозависимых РОБО «Центр профилактики наркозависимости», Санкт-Петербург; ряда ППМС центров Санкт-Петербурга, ГУТО «Наркологический реабилитационный центр» Тюмени.

Результаты исследования доложены на следующих конференциях: научно-практической конференции «Мать, ребенок, семья: современные проблемы», Санкт-Петербург, 2000; Всероссийском конгрессе по детской психиатрии, Москва, 2001; III Всероссийской конференции «Психология и психотерапия: Актуальные проблемы клинической психологии и психотерапии в условиях современной культуры», Санкт-Петербург, 2001; Межрегиональной научно-практической конференции «Психическое здоровье и социально-психологическая поддержка детей и подростков: состояние и перспективы», Кострома, 2002; 10-й Международной конференции «СПИД, рак и родственные проблемы», Санкт-Петербург, 2002; II Городской научно-практической конференции «Медицинская профилактика наркологических заболеваний», Санкт-Петербург, 2002; Международной конференции «Молодые— молодым», Санкт-Петербург, 2002; I-й международной научно-практической конференции «Профилактика потребления психоактивных веществ», Санкт-Петербург, 2002; IV Городской научно-практической конференции «Медицинская профилактика наркологических заболеваний», Санкт-Петербург, 2003.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, списка литературы из 186 наименований, в том числе 60 на иностранном языке, и приложений. Основное содержание диссертации изложено на 143 страницах, включает 22 рисунка и 4 таблицы.


^ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность, определяются объект и предмет исследования, описываются его цель, гипотезы и задачи, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, а также формулируются положения, выносимые на защиту.

Глава 1 «Семейная психотерапия наркоманий» содержит анализ литературы по проблеме наркозависимости, описывает важные аспекты наркомании, современные подходы и принципы в реабилитации наркозависимых, современные направления в семейной психотерапии, применяемые в лечении и реабилитации наркологических больных, обосновывается целесообразность применения психообразовательного подхода в нашем исследовании.

Первая глава представлена четырьмя разделами, общей целью которых является определение проблемных областей в исследовании особенностей подхода к реабилитации наркозависимых подростков и семейной психотерапии зависимостей, как важного звена комплексной реабилитации.

^ В первом разделе «Наркомания как биопсихосоциальное расстройство» рассматривается понимание наркомании с точки зрения различных теорий: социопсихологической, психодинамической, системно-ориентированной, социальной и др. (Горьковая И.А., 1991, 1994; Ларионов А.В., 1997; Андреев А.С., 1998; Надеждин А.В., 2001; Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В., 2001; Москаленко В.Д., 2002). Выделяются три аспекта проблемы: психологический, физический и социальный (Соломзес Д.А., Чеурсон В., Соколовский Г., 1998; Шабанов П.Д., 1999, 2002; Жариков Н.Н., 2000; Козлов А.А., 2001; Иванец Н.Н., 2002).

^ Во втором разделе «Современные тенденции в лечении и реабилитации наркозависимых» приводятся методы лечения больных наркоманиями, описываются современные принципы и этапы реабилитации и обосновывается необходимость включения в реабилитационные программы родственников больных (Кабанов М.М., 1978; Пятницкая И.Н., 1994; Кулаков С.А., 2001; Иванец, 2002; Шабанов, 2002; Comerci G.D., Schwebel R., 2000).

Приводится схема комплексной реабилитации наркозависимых, разработанная нами на основе исследованной литературы и работы лечебных и реабилитационных учреждений для наркозависимых в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (см. рис.1):


Общественные организации

Социальная реклама

Правоохранительные органы

Социальные учреждения

Армия

Медицина

Улица

Образование

иные источники


Рис. 1. Схема организации помощи наркологическим больным в рамках комплексной программы реабилитации

^ В третьем разделе «Семейная психотерапия зависимостей» рассматриваются особенности и отличия семейной психотерапии от других направлений, описываются структурный, стратегический и нарративный подходы в семейной психотерапии, указываются особенности данных подходов, затрудняющие их активное применение в реабилитации наркозависимых (Саймон Р.,1996; Черников А.В., 1997; Минухин С., 1998; Витакер К., Бамберри В., 1999; Маданес К., 1999; Варга А.Я., 2000; Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В., 2001; Кулаков С.А., 2001).

^ Четвертый раздел «Психообразовательный подход в семейной психотерапии» посвящен описанию данного подхода. Описываются цели и задачи психологического просвещения родственников больного, характерные психотерапевтические техники. В этом разделе рассмотрен тренинг родительской компетентности как особая систематическая форма работы с родителями (Варнке А., 2000; Горанский А.Н., 2000; Браун Дж., Кристенсен Д., 2001; Кулаков С.А., 2001; Фицджеральд Р., 2001; Brown J., 1972; McFarlane W.R., 1991).

Приведены преимущества психообразовательного подхода перед другими видами семейной психотерапии для применения в реабилитационных программах, направленных на наркозависимых подростков.

Подчеркивается, что в реабилитации наркозависимых подростков психообразовательный подход имеет следующие несомненные преимущества перед остальными видами семейной психотерапии.

1. Обучая членов семьи создавать атмосферу, благоприятную для взаимодействия, специалисты обходят психологические защиты родителей, препятствующие принятию ответственности за проблему наркомании в семье. Пытаясь на практике реализовать рекомендации психологов, члены семьи пациента сами осознают собственные внутри- и межличностные проблемы, препятствующие эффективному семейному взаимодействию, и обращаются за помощью к специалистам.

2. Родительский тренинг, как эффективный метод психологического просвещения, является опосредованным подходом к психотерапии детей и подростков и опирается на принципы системного подхода. Это означает, что психотерапия с родителями может проходить без непосредственного присутствия детей, что позволяет начинать реабилитационную работу с семьей даже в тот период, когда сами наркозависимые проходят длительное стационарное лечение и не могут присутствовать на совместных сессиях.

3. Группы родителей формируются по определенным критериям, главным из которых является наличие у всех участников группы схожей проблемной ситуации. Эффективность подхода основывается на кумулятивном эффекте: все участники, приобретая новый опыт, могут оказывать друг другу помощь и поддержку в освоении новых стратегий решения проблем и навыков коммуникации.

4. Родители в психообразовательном подходе в соответствии с их индивидуальными возможностями включаются в процесс психотерапии ребенка как «помощники», что позволяет специалисту разделить с ними ответственность за результаты психотерапевтических вмешательств.

Таким образом, в развитии системного подхода, являющегося ведущим в семейной психотерапии зависимостей, психообразовательный подход, направленный на изменение родительской подсистемы, предстает незаменимым элементом в реабилитации наркозависимых подростков. К сожалению, методология психообразовательного подхода применительно к родителям наркозависимых подростков слабо разработана.

^ Во второй главе «Материалы и методы исследования», состоящей из двух разделов, дана общая характеристика обследованной группы, изложены программа, этапы исследования, дано обоснования применения эмпирических методов исследования.

^ Раздел 2.1 «Материал и организация исследования»

Всего в исследовании участвовало 98 семей подростков или 243 человека, из которых 98 — подростки и 145 — родители:

Исследуемый контингент состоял из трех групп испытуемых (см. рис. 2):

1. Экспериментальная группа — 40 семей подростков с героиновой наркоманией, обратившихся за помощью в Реабилитационный детско-подростковый центр ГУЗ МНД-1 Санкт-Петербурга:

2
. I Контрольная группа (участвовала в исследовании особенностей семейной системы наркозависимых подростков) — 30 семей учащихся одиннадцатых классов общеобразовательной школы №6 Василеостровского административного района Санкт-Петербурга, не употребляющих наркотики.

Рис. 2 Характеристики исследованных групп

Условные обозначения:

I.

Ряд 1—экспериментальная группа;

Ряд 2—контрольная группа №1;

Ряд 3—контрольная группа №2

II.

1.— общее количество участников исследования;

2.— количество родителей;

3.— количество матерей;

4.— количество отцов;

5.— количество неполных семей;

6.— количество единственных детей в семьях;

7.— количество девочек;

8.— количество мальчиков

3. II Контрольная группа — 28 семей пациентов с героиновой наркоманией, проходящих программу в Реабилитационном центре МНД-1, родители которых отказались участвовать в психообразовательной программе, но прошли тестирование по Шкале созависимости и принимали участие в катамнестическом наблюдении. Данная группа была необходима для определения эффективности предложенной программы.

Исследования семей экспериментальной группы производились в Реабилитационном центре ГУЗ МНД-1 г. Санкт-Петербурга, где наркозависимые подростки проходили комплексное лечение. Там же проводилось и катамнестическое наблюдение за семьями как экспериментальной, так и II контрольной группы, после окончания психообразовательной программы для родителей.

Исследования в I контрольной группе проводились в средней общеобразовательной школе №6 Василеостровского района г. Санкт-Петербурга. Часть методик с инструкциями для родителей передавалась ученикам для заполнения на дому, часть заполнялась родителями непосредственно в школе до начала очередных родительских собраний.

Раздел 2.2 «Методы исследования» состоит из трех подразделов по числу использованных методов исследования: клинический, экспериментально-психологический и статистический.

2.2.1 Клинический метод включал в себя неструктурированное психологическое интервью с пациентом и его родителями в начале и по окончании психообразовательной программы для родственников. Целью интервью в начале психообразовательной программы было выявление оснований к участию родителей подростков-пациентов в реабилитации. По окончании реабилитационной программы повторное интервью применялось для выявления эффективности предложенного психообразовательного подхода в катамнезе.

2.2.2 Экспериментально-психологический метод включал в себя четыре методики, направленные на изучение семейной системы и взаимодействия в семьях наркозависимых подростков (см. табл. 1).

2.2.3 Статистический метод. Результаты методик обрабатывались с помощью программы «Statistica». Для обработки полученных данных были использованы методы корреляционного анализа – статистический метод оценки формы, знака и тесноты связи изучаемых признаков.


Таблица 1

Экспериментально-психологические методики


Сфера исследования

Методики исследования

Литературный источник

Семейная сплоченность и семейная адаптация (эмоциональная связь, семейные границы, семейная власть (лидерство, контроль, дисциплина), семейные роли, нормы и правила)

опросник FACES – III

Olson, D.H., Portner, J., & Lavee, Y., 1985), адаптирован М. Perrez.

Михайлова Н.А., 1998

Установки, поведение и методы воспитания родителей

Опросник «Подростки о родителях» (ADOR)

Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е., 1994

Нарушения процесса воспитания в семье

Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ)

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 2001

Степень созависимости родителей

Методика «Шкала созависимости»

Кулаков С.А., Ваисов С.Б., 2002



^ Глава 3 «Результаты исследования» состоит из трех разделов в соответствии с количеством методов исследования.

Раздел 3.1 «Результаты исследования, полученные клиническим методом». Результатом исследования, полученного клиническим методом, явилось выявление типичных проблем в семье наркозависимого подростка, установления взаимосвязей выявленных нарушений и создание их классификации согласно аспектам семейного взаимодействия (см. табл. 2). Мы выявили 5 уровней проблем, связанных с соответствующими аспектами взаимодействия членов семьи:

I уровень — эмоциональный — характеризует степень сепарантности (удаленности) членов семьи друг от друга или, наоборот, связанности с ней и подразумевает прежде всего эмоциональную связь (привязанность), испытываемую друг к другу членами семьи;

II уровень — поведенческий — характеризует функционирование семейной системы, связанное с семейным гомеостазом, границами семьи и ее подсистем;

III уровень — коммуникативный— характеризует стиль и язык общения в семье, способ транслирования когнитивных посланий между членами семьи;

IV уровень — когнитивный — связан с установками родителей, связанных с трансгенерационной передачей нарративов и семейных тем;

V— личностный — обусловлен различными внутри- и межличностными конфликтами родителей и уровнем их самооценки.

Таблица 2

Классификация семейных проблем по уровням согласно аспектам взаимодействия в семье.

^ I УРОВЕНЬ

эмоциональный

Созависимость родителей

Наркозависимость ребенка

^ II УРОВЕНЬ:

поведенческий

Дисфункция семейной

системы

Нарушение семейных границ

Нарушение границ между родительской и детской подсистемами

Нарушение гомеостаза в семье

^ III УРОВЕНЬ: коммуникативный

Нарушение системы правил в семье

Нарушение коммуникации в семье

^ IV УРОВЕНЬ: когнитивный

Проекция родителей на ребенка собственных нежелаемых качеств и стремление реализовать на ребенке собственные недостигнутые цели

Запрет на выражение ряда положительных и отрицательных эмоций в семье

^ V УРОВЕНЬ:

личностный

Низкая самооценка у родителей

Внутри- и межличностные проблемы родителей

Классификация выявленных семейных проблем путем их разделения на уровни согласно аспектам взаимодействия членов семьи представлялась необходимой для практической деятельности — для выявления мишеней психотерапевтической работы с родительской подсистемой.

^ В разделе 3.2 «Результаты исследования, полученные экспериментально-психологическим методом», приводятся результаты методик FACES-III, «Подростки о родителях» (ADOR), АСВ и «Шкала созависимости», подтверждающие данные, полученные клиническим методом.

1. Экстремально высокий уровень созависимости, относящийся к I уровню семейных проблем проявляется у родителей пациентов в виде поддержания ими взаимоотношений, причиняющих эмоциональные страдания и чрезмерные финансовые затраты.

2. Дисфункция семьи, относящаяся ко II уровню проблем, проявилась в семьях пациентов в виде разобщенности членов семьи и слабых семейных границ.

3. III уровень семейных проблем, связанный с системой правил и стилем коммуникации проявилась в хаотическом типе адаптации семьи наркозависимых, что говорит о практике принятия решений без согласования со всеми членами семьи; отсутствии определенных, четких правил, устоявшихся норм поведения; в нарушенных семейных традициях; отсутствии четкой структуры ролей, в том числе статуса главы семьи; непоследовательности обоих родителей в проведении воспитательных мер.

Что же касается коммуникации, то подростки чаще воспринимают стиль воспитания родителей как враждебный, проявляющийся в агрессивности и чрезмерной строгости в межличностных отношениях. Может наблюдаться выраженная подозрительность, склонность к чрезмерной критике, унижение подростка в глазах окружающих.

4. IV уровень семейных проблем включает в себя следующие нарушения: проекцию на ребенка собственных нежелаемых качеств, стремление реализовать на ребенке собственные недостигнутые цели. Это проявилось, в частности, в навязывании подростку матерью чувства вины по отношению к ней, склонности к непримиримости и деспотичности. Мать постоянно напоминает ребенку, что он должен соответствовать определенным «стандартам», чтобы поддерживать ее статус в обществе. Простые эмоциональные отношения в таких семьях строятся с трудом.

Таким образом, результаты клинического исследования, свидетельствующие о значительных нарушениях в родительской подсистеме, подтвердились данными экспериментально-психологических методик.

^ В подразделе 3.3 «Результаты статистического метода исследования» мы делаем вывод о том, что семьи экспериментальной и контрольной групп достоверно различаются по следующим параметрам:

1. чем более наркозависимый подросток стремится к семейной сплоченности (эмоциональной близости), тем больше санкций применяется к нему со стороны матери, тогда как в семьях учащихся стремление к большей связанности с семьей вызывает меньше санкций к детям от матерей;

2. чем больше у пациента стремление к повышению уровня семейной адаптации (выполнение обязанностей по дому, соблюдение семейных правил, традиций, субординации), тем больше мать, будучи уверенной в правильности линии своего воспитательного воздействия, ограничивает ему свободу и самостоятельность, предъявляет больше требований.

3. в семьях пациентов в отличие от семей учащихся, слабо выражено лидерство родителей. Поскольку родители уделяют все свое внимание наркозависимому ребенку, то в семье своеобразным лидером является именно «идентифицированный клиент»;

4. в семьях пациентов показатели сплоченности и адаптации зависят от большего количества параметров, что затрудняет коррекцию и изменение данных параметров;

5. в семьях наркозависимых подростков матери осознанно или неосознанно подавляют действия супруга по воспитанию и наказанию ребенка. Поскольку у матерей очень сильно выражено беспокойство за жизнь подростка, они пытаются минимизировать для него влияние различных стрессоров. Непоследовательность и взаимное противоречие родителей при проведении воспитательных мер вызывает у ребенка тревогу и неопределенность, для снятия которой он использует наркотики.

Помимо различий в семьях экспериментальной и контрольной групп были обнаружены и похожие взаимосвязи между признаками по различным методикам, однако таких связей оказалось немного.

^ Глава 4 «Методология психообразовательного подхода» состоит из 5 разделов, описывающих все этапы психообразовательной реабилитационной программы для родителей наркозависимых подростков.

Разработанная психообразовательная программа для родителей имеет своей основной целью обучить родителей наладить эффективное взаимодействие между членами семьи для усиления сопротивляемости семьи стрессу, вызванного наркотизацией ребенка. Эта цель достигается решением следующих задач:

  • выявить, какие факторы в семье поддерживают злоупотребление психоактивными веществами (ПАВ) подростком;

  • преодолеть созависимость родителей (чаще всего — матери от сына);

  • дать родителям практическую информацию о действии наркотических веществ на сознание человека; о развитии, течении и симптомах наркотической зависимости; об особенностях восприятия, реагирования и поведения наркозависимых в постабстинентном состоянии; о длительности физического и психического восстановления пациентов;

  • обучить родителей налаживанию эффективного взаимодействия между членами семьи, которое способно усилить сопротивляемость стрессу, вызываемого наркотизацией ребенка.

  • ориентировать родителей на разрешение своих личностных проблем, поддерживающих симптом (зависимость от ПАВ).

Показания для включения родителей подростков с героиновой наркоманией в психообразовательную программу реабилитации основываются на результатах клинического интервью и опросников FACES-III, ADOR, и АСВ.

Критериями для включения в программу являются:

  • созависимость родителей;

  • нарушение границ Я-Другой между родителями и подростком;

  • нарушение коммуникации между родительской и детской подсистемами;

  • нарушение границ семейной системы;

  • отсутствие или нарушение правил в семье;

  • нарушение гомеостаза в семье.

Психообразовательная программа состоит из пяти этапов:

1. диагностика семейной системы;

2. подготовка к тренингу родительской компетентности;

3. тренинг родительской компетентности;

4. семейное консультирование;

5. послереабилитационное сопровождение семьи.

Каждый этап непосредственно связан с одним или нескольким уровнями проблем, описанных в разделе 2.1 «Результаты исследования, проведенных клиническим методом».

Первый этап программы — Диагностика семейной системы— направлен на выявление проблем I уровня, а именно определению созависимости у родителей, и факторов в семье, поддерживающих злоупотребление психоактивными веществами (ПАВ) подростком (соответственно проблемы II,III,IV и V уровней). Исследование проводится посредством клинического интервью и ряда экспериментально-психологических методик. Количество консультаций, необходимых для проведения полного обследования обычно ограничивается в 3-4 сеанса: вводное и завершающее клинические интервью, длительностью в 90-120 минут, и 1-2 встречи — для заполнения опросников и тестов.

На втором этапе — Подготовки к тренингу родительской компетентности — в основном проводится консультирование родителей по проблемам I уровня: созависимости и ее психо-физиологических последствиях для родителей. Применяется клиническое интервью, тестирование родителей по методике «Шкала созависимости», а также семейное консультирование, основанное на психологическое просвещение родителей. Количество встреч специально не регламентируется, но в среднем ограничивается 1-2 сеансами, длительностью 90-120 минут, с каждым членом семьи и 2-3 — со всей семьей.

3 этап — Тренинг родительской компетентности — направлен на обучение решению проблем II и III уровней: нарушение семейных границ, гомеостаза в семье и границ между родительской и детской подсистемами; нарушение системы правил в семье и коммуникации между членами семьи. Главным методом является психотерапия в группе, основанная на психологическом просвещении. Тренинг состоит из 9 занятий по 90-120 минут.

4 этап психообразовательной программы — Семейное консультирование — направлен на решение проблем IV уровня, а именно работу с проекцией родителей на ребенка собственных нежелаемых качеств, стремление реализовать на ребенке собственные недостигнутые цели, а также запрет в семье на выражение ряда положительных и отрицательных эмоций. Так как описанные нарушения связаны, в отличие от проблем II и III уровня, с индивидуальными особенностями семейной системы, то занятия с ними проводятся не в группе, а в режиме семейного консультирования.

Помимо решения проблем IV уровня, в задачи 4 этапа входит интеграция знаний и опыта, полученных пациентами в рамках Реабилитационной программы и их родителями в Тренинге родительской компетентности. Количество встреч в среднем ограничивается 2-3 сеансами с каждым членом семьи и 3-4 — со всей семьей, и завершается заключением Семейного договора, регламентирующего правила поведения для членов семьи с учетом проблем наркозависимости и созависимости.

Завершающий — 5 этап программы для родителей называется Послереабилитационное сопровождение семьи. На данном этапе проводится катамнестическое наблюдение, разрешаются проблемы, связанные с ресоциализацией пациента (адаптация в новом трудовом или учебном коллективе; налаживание взаимоотношений с родственниками, близкими и друзьями-не потребителями ПАВ; помощь родителям в обеспечении его занятости и досуга; развитие новых увлечений и интересов, и т.д.).

Помимо этого, важной задачей Послереабилитационного сопровождения семьи является мотивирование, ориентация и обеспечение родителям пациента помощи в решении проблем V уровня, а именно различных внутри- и межличностных конфликтов, являющихся основой для формирования всех остальных уровней семейных проблем и, в конечном итоге, наркозависимости ребенка вкупе с созависимостью родителей.

Таким образом, мы разработали систему реабилитационных мероприятий, основанных на психообразовательном подходе, для вмешательства в родительскую подсистему семьи. Через психотерапию и психологическое просвещение родителей производится воздействие на детскую подсистему — в первую очередь на поведение наркозависимого подростка, — что, в свою очередь, приводит к изменению семейной системы в целом.

Созданная система, названная Психообразовательной программой реабилитации родителей наркозависимых подростков, состоит из 5 этапов, включающих различные цели, задачи, методы вмешательств и сроки. Каждый этап непосредственно направлен на решение конкретных нарушений в семьях пациентов, выявленных в ходе диагностических исследований и распределенных по уровням согласно произведенной классификации. Примечательным является тот факт, что 5 этапов психообразовательной программы соответствуют 5 уровнями проблем в классифицикации семейных нарушений у наркозависимых подростков.

^ Результаты катамнестического исследования

Получение результатов катамнестического наблюдения достигалась решением следующих задач, определяющих этапы исследования (см. табл. 3):

  1. Определение уровня созависимости у родителей в экспериментальной и II контрольной группе посредством тестирования по Шкале созависимости;

  2. Сравнение результатов, полученных в рамках катамнестического исследования, с данными, выявленными на 2 этапе — Подготовке к тренингу родительской компетентности.

  3. Выявление количества и причин рецидивов среди подростков-наркозависимых в экспериментальной и II контрольной группе посредством проведения клинического интервью непосредственно с наркозависимым подростком и его родителями.

Таблица 3

Таблица результатов катамнестического исследования


Предмет катамнестического исследования

Экспериментальная группа (%)
^

II контрольная


группа (%)

1 Экстремально высокий уровень созависимости у родителей при первом обследовании

68

70

Экстремально высокий уровень созависимости у родителей при повторном обследовании (спустя 1 год)

30

67

^ 1. Количество рецидивов в течение 1 года

54

75

2. Причиной рецидива пациенты назвали проблемы взаимоотношений с родителями

26

53

3. Причиной рецидива родители назвали проблемы взаимоотношений с подростком-наркозависимым

18

47

^ 4. Причиной рецидива названа проблема во взаимотношениях пациента с родителями (средняя сумма между данными родителей и пациентов)

22

50


Таким образом, участие в Психообразовательной программе благоприятно повлияло на взаимодействие в семье наркозависимых подростков. Катамнестическое исследование показало существенное снижение уровня созависимости у родителей в экспериментальной группе, которое прямо пропорционально низкому количеству рецидивов злоупотребления ПАВ детьми в этих семьях, что является показателем гармонизации семейных взаимоотношений и улучшения функционирования семейной системы.

Из нашей работы вытекают следующие практические рекомендации:

1. Диагностика семейной системы наркозависимого подростка должна иметь целью выявление уровней нарушения семейного взаимодействия, которые определяют направленность психотерапевтических вмешательств.

2. Главным фактором успешности реабилитации наркозависимых подростков является активное участие его родителей в реабилитационной программе.

3. Психотерапевтическая помощь родителям наркозависимого подростка наиболее эффективна, когда производится в виде структурированной программы, включающей и психотерапию и психологическое просвещение в отношении заболевания ребенка.


По результатам исследования формулированы следующие выводы:

  1. Семейная система наркозависимых подростков является дисфункциональной в результате следующих нарушений взаимодействия членов семьи:

  • нарушение границ, как в семейной системе, так и между родительской и детской подсистемами;

  • нарушение или отсутствие правил воспитания в семье;

  • нарушение коммуникации между членами семьи.

  1. Характерным симптомом и результатом дисфункции семьи является, наряду с наркозависимостью ребенка, созависимость его родителей (чаще всего матери). Созависимость препятствует эффективному взаимодействию внутри родительской подсистемы и между родительской и детской подсистемами, проявляется в непоследовательности и взаимном противоречии родителей при проведении воспитательных мер, поддерживая, таким образом, наркотизацию ребенка.

  2. В семье наркозависимого подростка прослеживается пять уровней нарушения семейного взаимодействия: эмоциональный, поведенческий, коммуникативный, когнитивный и личностный.

  3. Классификация уровней семейных проблем позволяет выявлять мишени для психотерапевтических вмешательств в рамках реабилитационной программы и определяет этапы реабилитационной программы для родителей наркозависимых подростков.

  4. Семейная реабилитация наркозависимых подростков, основанная на психообразовательном подходе, помимо индивидуальной, групповой и семейной психотерапии решает задачи психологического просвещения родителей в отношении этиологии, симптоматики, течении наркологических заболеваний и семейных дисфункций, поддерживающих зависимость ребенка от ПАВ.

  5. Формирование в рамках психообразовательной программы своеобразной «экосистемы» психолог—родитель—подросток позволяет включать родителей в процесс реабилитации их ребенка как «помощников», что позволяет специалистам разделять с ними ответственность за результаты психотерапевтических вмешательств и усиливать эффект реабилитационного воздействия на наркозависимого подростка.

  6. Основным методом психологического просвещения родителей наркозависимых подростков выступает Тренинг родительской компетентности, состоящий из тематических занятий, позволяющий родителям выстраивать эффективную стратегию взаимодействия со своими детьми.

  7. Апробация разработанного метода на родителях подростков с героиновой наркоманией показала, что эффективные результаты, проявляющиеся у пациентов в виде ремиссии больше 1 года, достигались в семьях, где родители участвовали на всех этапах психообразовательной программы реабилитации.


Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Ваисов С.Б. Методика диагностики потребностей наркозависимых. Научно-практический журнал «Семейная психология и семейная терапия». Москва, №2, 2000. — 0,6 п.л.

2. Ваисов С.Б. Восприятие матери подростками, страдающими героиновой наркоманией. Материалы научно-практической конференции «Мать, ребенок, семья: современные проблемы». Санкт-Петербург, 20-24 ноября, 2000. — 0,1 п.л.

3. Ваисов С.Б, Городнова М.Ю.. Тренинг родителей подростков, страдающих героиновой наркоманией. Материалы Всероссийского конгресса по детской психиатрии. Москва, 25-28 сентября 2001. — 0,2/0,1 п.л.

4. Ваисов С.Б. Виды психологических защит родителей подростков с героиновой наркоманией. Сборник тезисов III Всероссийской конференции «Психология и психотерапия: Актуальные проблемы клинической психологии и психотерапии в условиях современной культуры», Санкт-Петербург, 2001. — 0,1 п.л.

5. Кулаков А.С., Ваисов С.Б. Психообразовательный подход в реабилитации родственников наркозависимых подростков. Материалы межрегиональная научно-практической конференции «Психическое здоровье и социально-психологическая поддержка детей и подростков: состояние и перспективы», Кострома, 23-24 апреля, 2002. — 0,2/0,1 п.л.

6. Ваисов С.Б, Гамаева М.Г. Этапы и методы профилактики наркомании среди подростков. Материалы II Городской научно-практической конференции «Медицинская профилактика наркологических заболеваний», Санкт-Петербург, 26 июня 2002. — 0,5/0,3 п.л.

7. Ваисов С.Б Психообразовательные методы в реабилитации семей подростков с героиновой наркоманией. Материалы II Городской научно-практической конференции «Медицинская профилактика наркологических заболеваний», Санкт-Петербург, 26 июня 2002. — 0,4 п.л.

8. Ваисов С.Б Психообразовательная программа для родственников наркозависимых пациентов. Материалы IV Городской научно-практической конференции «Медицинская профилактика наркологических заболеваний», Санкт-Петербург, 31 марта-1 апреля 2003. — 0,3 п.л.






Похожие:

На правах рукописи iconНа правах рукописи удк 158. 1: 61
Работа выполнена на кафедре клинической психологии гоу высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический...
На правах рукописи iconЦель: знакомство с основными положениями Конвенции о правах ребенка. Задачи
Ведущий Добрый день, друзья. Сегодня мы поговорим о правах детей, т е о ваших правах. Сегодня вы живете с родителями, которые заботятся...
На правах рукописи iconРоссия подписала Конвенцию о правах инвалидов
О подписании Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов и сдаче на хранение грамоты о ратификации Факультативного протокола...
На правах рукописи iconАннотированный список имен А. П. Богданов издательство //наука// москва 1990 Знаком || обозначены в оригинале границы страниц в рукописи, в фигурные скобки {} здесь помещены номера страниц (окончания) оригинала. ( Ю. Ш.) л. 1
Знаком || обозначены в оригинале границы страниц в рукописи, в фигурные скобки {} здесь помещены номера страниц (окончания) оригинала....
На правах рукописи iconДокументи
1. /Тайна рукописи.rtf
На правах рукописи iconДокументи
1. /Рукописи Отчуждённых.rtf
На правах рукописи iconДокументи
1. /Рукописи Отчуждённых.rtf
На правах рукописи iconВопросы защиты прав и интересов ребенка. Проведение классные часы и родительские собрания по ознакомлению с «Конвенцией о правах ребенка»
«Конвенцией о правах ребенка». На водных занятиях определяется степень знакомства с Конвенцией о правах ребенка. Ознакомить детей...
На правах рукописи iconДокументи
1. /Закон о правах ребенка/1внес изм в ст 14 Закон о правах ребенка.doc
2. /Закон...

На правах рукописи iconКнига стихов московская областная организация
В книге представлены рукописи и фотографии из личного архива З. П. Зубовой и Т. П. Мельниковой
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы