Оганесян Наталия Юрьевна Танцевальная терапия в реабилитации психотических расстройств icon

Оганесян Наталия Юрьевна Танцевальная терапия в реабилитации психотических расстройств



НазваниеОганесян Наталия Юрьевна Танцевальная терапия в реабилитации психотических расстройств
Дата конвертации24.12.2012
Размер284.43 Kb.
ТипАвтореферат
источник



На правах рукописи

УДК 159.97


Оганесян

Наталия Юрьевна


Танцевальная терапия в реабилитации психотических расстройств


Специальность: 19.00.04 – медицинская психология

(психологические науки)


Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

кандидата психологических наук


Санкт-Петербург

2005

Работа выполнена в психиатрической больнице Св. Николая Чудотворца и на кафедре клинической психологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.


Научный руководитель: доктор медицинских наук, профессор

Кулаков Сергей Александрович


Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Посохова Светлана Тимофеевна


доктор психологических наук, профессор

Соловьёва Светлана Леонидовна


Ведущая организация: Санкт-Петербургская государственная

медицинская академия

последипломного образования


Защита состоится ______________ в на заседании диссертационного совета Д 212. 199. 25. в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена по адресу: 191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, корп. 11, ауд. 37, психолого-педагогический факультет РГПУ.


С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного университета им. А.И. Герцена.


Автореферат разослан «___» _____________2005 г.


Учёный секретарь диссертационного совета,

кандидат психол. наук, доцент Семёнова Зоя Федоровна

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования. Психотические расстройства и шизофрения, в частности, занимают третье место в мире среди инвалидизирующих заболеваний (ВОЗ, 2001) и являются одними из самых дорогостоящих заболеваний по оплате длительности пребывания в стационаре. Идет постоянный поиск сочетания медикаментозной терапии с психотерапией в реабилитационных мероприятиях, создающий возможность сократить эти затраты. В процессе формирования методов психотерапии в реабилитации больных шизофренией в СПБНИПНИ им. В.М. Бехтерева в рамках исследования функциональной тренировки поведения использовались кинестетическая техника пантомимы (Вид В.Д., 1976) и техника психотерапевтического рисунка (Воловик В.М., 1976). К сожалению, танцевальная терапия не внедрилась как метод лечения психотических пациентов, в то время как за рубежом этот метод реабилитации психотических пациентов начал использоваться с 40-х годов прошлого века.

Научные исследования в настоящее время ведутся в Швеции в Университете г. Карлстад и Высшей балетной школе г. Стокгольма на отделении танцевальной терапии. (Грёнлюнд Э., 1994, 2004). Что касается психозов, главным образом, исследуются индивидуальные случаи динамики танцевальной терапии с психотическими пациентами (Penfield K., 1999; Leibowitz G., 1999). Российские авторы (Бирюкова И.В., 2001; Шкурко Т.А., 2003; Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И., 2005) исследовали танцевальную экспрессию в психологическом консультировании (танцевально-экспрессивные тренинги), что не является, к сожалению, собственно танцевальной терапией. М. Левенталь и Т. Шоуп в своих работах уделяли большое внимание структурированию танцевально-терапевтических сессий, которое является одним из главных мeтодологических подходов в этом направлении, так как структура танцевально-терапевтической сессии строится в зависимости от конкретных медицинских и психологических показаний пациентов.

Для оценки динамики танцевальной терапии за рубежом используется анализ движений (Laban R., 1947, 1980) и профили движений (Kerstenberg J., 1966, 1998). Но эти тесты требуют наличия видео материала, сложны для анализа и требуют присутствия профессиональных телесных аналитиков.

Недостаток научных исследований, посвящённых методологии и объективизации результатов динамики танцевальной терапии в комплексной реабилитации психотических расстройств, определяет настоящую работу актуальной как в теоретическом, так и в практическом отношении.

^ Целью исследования являетс изучение влияния танцевальной терапии на телесные, эмоционально – личностные, коммуникативные проявления психотических пациентов в процессе комплексной реабилитации

^ Задача исследовани

1. Обобщить научные представления о месте и роли танцевальной терапии в системе реабилитации шизофрении.

2. Описать мишени танцевально-психотерапевтической интервенции и разработать технологию танцевально-терапевтической метода в психиатрическом стационаре.

3.  Создать и апробировать комплекс методик для выявления эффективности танцевальной терапии психотических пациентов.

4. Оценить изменения телесных, психоэмоциональных, коммуникативных проявлений в процессе танцевальной терапии.

5. Оценить эффективность предложенной модели танцевальной терапии в реабилитации психотических пациентов и в катамнезе.

^ Объект исследования. 120 пациентов с психотическими расстройствами, проходивших лечение в психиатрической больнице Св. Николая Чудотворца в Санкт-Петербурге. Основная группа состояла из 90 пациентов, преимущественно с диагнозами шизофрения и шизотипические расстройства, которые в процессе лечения наряду с танцевальной терапией получали медикаментозную терапию. Контрольная группа состояла из 30 пациентов с аналогичными диагнозами, проходившими только медикаментозную терапию. Особо следует отметить, что и основная и контрольная группы не получали другие виды психотерапии на момент исследования. Дополнительным объектом исследования выступили врачи и старший медицинский персонал реабилитационного отделения, предоставившие стандартные отчёты об эффективности воздействий танцевальной терапии.

^ Предмет исследования: изменения сенсомоторных, эмоционально-личностных (психоэмоциональных), коммуникативных и других составляющих личности пациентов с психотическими расстройствами под воздействием танцевальной терапии.

^ Научно-методологическую основу исследования составили: теории личности как системы отношения В.Н. Мясищева, холистические принципы телесно-ориентированной психологии и психотерапии (Райх В., Лоуен А., Ананьев Б.Г., Ананьев В.А.), рассматривающие телесность как психологический механизм развития личности в совокупности отношений личности и общества. Кроме того, методологическую основу исследования составили интегративные подходы в изучении психологии человека с помощью творческого самовыражения; технологии структурирования танцевально-терапевтических сессий Левенталь и Шоуп, интеграция таких психодинамических подходов как психология объектных отношений включающая в себя недостаток отражения родителями ребенка на ранних стадиях объектных отношений (Кляйн, Балинт, Винникотт, Кернберг), теория активного воображения и кататимно-имагинативная психотерапия (Юнг, Лейнер, Эммонс), теория и практика арт-терапии и интегративные принципы психотерапии (Кулаков С.А.).


^ Методы и методики исследовани


Для решения задач исследования были использованы следующие методы и методики.

1.Клинико-психологический метод для исследования состава группы по полу, возрасту и т.д.; исследование единичных случаев, для выделения индивидуальной работы во время прохождения групповой танцевальной терапии; проводилась формализация данных, получаемых этим методом с помощью специально разработанных анкет, заполняемых врачами и пациентами для исследования влияния танцевальной терапии.

2.Методы исследования моторики - «Мотоскопия» Озерецкого, методы изучения психомоторики, описанные Н.И. Озерецким и М.О. Гуревичем в книге «Психомоторика» (1930) и модифицированные применительно к танцевальной терапии и предназначеные для изучения осанки, мимики, походки, эмоционального выражения. Такие оценки моторики призводились врачами и медицинским персоналом. Следует подчеркнуть, что для большей объективизации данных, танцевальный терапевт не участвовал в тестировании по этой методике.

3.Методы исследования психомоторики (методы изучения телесного компонента и координации движений). Среди этих методов был использован кинематометрический тест «Внешний баланс» Ильина (Ильин Е.П., 1972) предназначенный для изучения внешнего влияния на кинестетико-эмоциональное состояние пациентов. Кроме того, использовалась серия тестов Толчинского «Оценка координации движений» (Озерецкий Н.И., 1930), предназначенных для изучения темпа и степени координации движений.

4.Экспериментально-психологические методы.

  • Опросники: «Исследование психологической структуры темперамента» (методика Смирнова) описанная в Е.П.Ильиным (2001) использовалась для выявления ряда полярных свойств темперамента: экстраверсия – интроверсия, эмоциональная возбудимость – эмоциональная уравновешенность, темп реакций (быстрый – медленный), активность (высокая – низкая), шкалу искренности.

  • «Самооценка Дембо-Рубинштейн» используется для изучения личностной самооценки пациентов. С помощью этого теста оценивается динамика личностной самооценки пациентов в процессе танцевальной терапии;

  • «Анализ телесного компонента интеллекта» используется для самоанализа телесных напряжений в процессе танцевальной терапии.

  • Проективно-невербальные методы изучения исследования личности - по классификации проективных методик, описанных Л.И. Вассерманом и О.Ю. Щелковой (2003) относятся к экспрессивным методам рисования на свободную или заданную тему. По мнению Сильвер, (Silver R. 1988b, 1993a), невербальные тесты на воображение могут быть подчас наиболее эффективны в работе с больными шизофренией. В нашем исследовании были использованы: проективные методики «Какого «Я» цвета?», «Оценка результата релаксации» разработаны автором, «Звёзды и Волны» разработан У.-А. Лаллемант.

  • Проективно рисуночный методика «Какого «Я» цвета?» позволяет оценить эмоциональное состояния пациента до и после каждой танцевально-терапевтической сессии.

  • Невербально проективная методика «Оценка результата релаксации» используется для того, проследить работу с образами и символами воображения в состоянии релаксации и танца и рисунка.

  • Проективная методика «Звёзды и Волны» Лаллемант (2003), используется для определения тревожности, нарциссизма, маскированной депрессии и оценки образа «Я» пациента.

  • Катамнестические наблюдения, методики оперативного слежения, анкетирование врачей и пациентов.

Полученные с помощью описанных выше методик данные были обработаны с применением статистических пакетов SPSS и Мidas. Достоверность полученных результатов обеспечивалась обоснованностью методологии, осуществлением исследования на теоретическом и практическом уровне, репрезентативностью выборки, использованием многомерного психодиагностического инструментария.

^ Гипотезы исследовани


Включение танцевальной терапии в реабилитацию психотических пациентов облегчает раскрытие пациентами своих эмоционально-личностных переживаний. Интеграция сенсорной, моторной и психоэмоциональной деятельности в процессе танцевальной терапии способствует улучшению моторики, самопринятия, коммуникации.


^ Научная новизн



  • Разработана модель танцевальной терапии в психиатрическом стационаре и описана технология оценки динамики клинико-психологических показателей больных шизофренией в комплексной реабилитации.

  • Впервые описаны и разработаны программы комплексных танцевально-терапевтических сессий для применения в работе с психотическими пациентами и шизофренией в частности.

  • Впервые описана методология интегративной танцевальной терапии как метода комплексной реабилитации психотических пациентов в психиатрическом стационаре.

  • С помощью комплексного анализа, в основе которого лежит психодинамическая парадигма, впервые изучена динамика психоэмоционального состояния психотических пациентов в процессе танцевальной терапии.

  • Впервые апробированы, адаптированы и систематизированы приёмы и психотехники танцевальной психотерапии применительно к психотическим пациентам; в работе апробировались тесты для изучения потенциала тела в динамике танцевальной терапии составленный автором «Анализ телесного компонента интеллекта» и методики «Мотоскопия» Озерецкого, «Оценка координации движений» Толчинского; апробированы оригинальные проективно-невербальные экспресс-диагностические методики составленные автором для оценки динамики влияния танцевальной терапии.


^ Теоретическая значимость исследовани


  • Проведённое исследование позволило, интегрировать научные представления из разных предметных областей – психологии, психотерапии, кинезологии (психофизиологии), хореографии, музыки, живописи.

  • Подобная теоретическая интеграция открывает новые возможности для реализации методов работы и оценки динамики танцевальной терапии в комплексной реабилитации пациентов различных нозологических групп.

  • Разработанный теоретический (методологический) и диагностико-методический комплекс заложил основу для научного изучения танцевально-терапевтической работы, впервые примененной в реабилитации психотических пациентов.

  • Описанные техники танцевальной терапии, в том числе «кинестетическая эмпатия», применяемые для психотических пациентов, явились теоретическим обоснованием практической работы танцевального терапевта.

  • Теоретический и эмпирический материал работы может составить основу содержания учебного курса по танцевальной терапии для студентов психологических, медицинских и других факультетов разных вузов.


^ Практическая значимость диссертации и использование полученных результато


  • Сконструированый автором оригинальный способ исследования кинестетико–эмоционального развития личности больного шизофренией в процессе танцевальной терапии, значительно расширяет оценку возможности применения танцевальной терапии с больными шизофренией в стационаре.

  • Проведён анализ структуры танцевально-терапевтической сессии и описан комплекс упражнений и технических приёмов предназначенных для психотических пациентам.

  • На основании полученных результатов работы установлены критерии отбора пациентов в группы танцевальной терапии, разработаны практические рекомендации по стратегии и тактике использования танцевальной терапии.

  • Внедрение методики танцевальной терапии «кинестетической эмпатии» позволяет улучшить невербальную коммуникацию на телесном уровне, что даёт возможность снизить уровень тревожности у больных шизофренией.

  • Разработаны методы определения динамики танцевальной терапии и создан оценочный инструментарий для исследования динамики танцевальной терапии.

  • На конкретных клинических примерах показана возможность использования приемов и техник танцевальной терапии в групповой форме и последовательность их применения.

  • Разработаны показания и противопоказания к использованию танцевальной терапии психотических расстройств на реабилитационном отделении психиатрического стационара.


^ Положения, выносимые на защиту


  • Созданная модель интегративной краткосрочной танцевальной терапии позволяет интенсифицировать психологическую и психотерапев-тическую работу с психотическими пациентами, предоставляя возможность раскрыть специфические проблемы и комплексы через работу с движением и телом, и рекомендуется к внедрению как метод в комплексную реабилитацию психотических пациентов.

  • Применение технологий танцевальной терапии и разработка структуры сессий способствует телесному и психоэмоциональному раскрытию образа «Я» психотических пациентов, улучшает межличностные взаимоотношения и повышает самооценку.

  • Специально разработанный комплекс методик исследования психомоторных, проективно-невербальных и самооценочных компонентов личности, позволяет оценить динамику сенсомоторного, эмоционально – личностного восстановления больных шизофренией в процессе танцевальной терапии на стадии реабилитации.

  • Применение оригинальной модели танцевальной терапии позволяет оказывать эффективную стационарную помощь психотическим пациентам в рамках комплексной реабилитации.


^ Рекомендации об использовании результатов диссертационного исследовани. Полученные результаты исследования могут быть использованы для внедрения танцевальной терапии в реабилитацию пациентов с психотическими расстройствами. Разработанный метод танцевальной терапии может быть рекомендован для применения в психиатрических стационарах и психоневрологических диспансерах. А так же может быть использован в обучающих программах по танцевальной терапии в вузах.

^ Апробация работы. Материалы диссертации были представлены и апробированы в виде докладов на научных и научно-практических конференциях, в том числе на Европейской конференции профессиональных танцевальных терапевтов – Стокгольм (Швеция), сентябрь 2005 г., в виде доклада на международной научно-практической конференции по Танцевально-двигательной терапии – Москва, 14-17 июля 2005 г. Разработанный метод танцевальной терапии был применён в Санкт-Петербурге в реабилитации пациентов в ЦВЛ «Детская психиатрия», на реабилитационном отделении в психиатрической больнице им. Св. Николая Чудотворца и на реабилитационном отделении НИПНИ им. В.М. Бехтерева. Результаты исследования используются в программе обучения специалистов по интегративной танцевальной терапии. Кроме того,

материалы диссертации отражены в 8 публикациях, включая 1 монографию, общим объёмом 313стр.

^ Объём и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 4 глав, заключения и выводов, списка литературы, включающего 75 отечественных и 133 зарубежных источников, а также содержит 8 приложений с образцами использованных методик, анкет, рисуночных тестов и рисунков, а также подробным описанием двух клинических случаев. Основной текст диссертации составляет 182 страницы.

^ Основное содержание работы.

Во введении обоснована актуальность исследования, определены объект, предмет, цели, гипотеза и задачи диссертационного исследования.

^ В главе 1. «Теоретический анализ метода танцевальной терапии и его развития дано определение метода танцевальной терапии, перечислены основоположники танцевальной терапии (Шоуп Т., Эспенак Л., Уайтхауз М., Левенталь М.), заложившие современные методы невербальной танцевально-терапевтической работы, описаны психологические теории, послужившие основой методологии танцевальной терапии. Рассматривается система реабилитации и психотерапии при шизофрении от истоков до настоящего времени и анализируется возможность применения невербальной танцевальной терапии в реабилитации психотических пациентов. Приводится описание и оценка динамики образно-кинестетической работы в танцевальной терапии.

В параграфах 1.1. «Формирование психологических концепций танцевальной терапии» отмечается, что танцевальная терапия – это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности (Бани Ю., 1979). Формированию метода танцевальной терапии способствовали профессиональные танцовщики и хореографы, которые своим творчеством открыли путь для спонтанного танцевального самовыражения. Таким образом, импровизационный танец самовыражения индивидуальности личности явился базовым для танцевальных терапевтов. Танцевальная терапия вобрала в своём развитии множество разных подходов – от психоаналитических теорий и психодинамической терапии до поведенческой терапии, гештальт-терапии и телесно-ориентированной психотерапии. Приведены наиболее значимые персоналии, это – Мэй, Мерло-Понти (экзистенциализм), Фрейд, Райх, Лоуэн (психодинамическое направление), Адлер (неофрейдизм), Юнг (аналитическая психология), Винникотт (психоаналитическая терапия), Роджерс (гуманистическая психология), Перлз (гештальт-терапия). На основе этих теоретических постулатов строили свою работу основоположники танцевальной терапии. Подчеркивается, что танцевальная терапия – это, прежде всего, терапия, лечение танцем.

В параграфе 1.2. «Психологические механизмы эффективности танцевальной терапии» отмечено, что танцевальная терапия может быть как вспомогательным методом вербальной психотерапии, когда возникают трудности с вербализацией переживаний, так и самостоятельным психотерапевтическим методом невербальной работы, имеющим свои методики и психотехники и систему оценки эффективности. Танцевальная терапия – невербальная терапия, которая может использоваться как самостоятельно, так и в комплексе с вербальной психотерапией, арт-терапией и музыкальной терапией, она является экспрессивной формой психотерапии. Образно-кинестетическая работа в танцевальной терапии является тем фундаментом, на котором строятся танцевально-терапевтические сессии. Образ, формируемый в представлении человеком, может быть тем идеальным образом, который может завершиться и на физическом уровне. (Волков И.П., 2000). Совершенствование двигательных действий происходит на основе комплекса психических процессов, осуществляющих функции самоконтроля и управления двигательными действиями. У больных шизофренией возникает противоречие между движением и восприятием.

В параграфе 1.3. «Танцевальная терапия в комплексной реабилитации больных шизофренией» раскрывается, что в нашей стране начало реабилитации психотических больных положил П. Лебедев в 1858 г. XIX в. в больнице «Всех скорбящих», там же начали применять музыкальные занятия, гимнастику. Затем продолжил В.М. Бехтерев, введя те же музыкальные занятия и лечебную гимнастику. Большой вклад в проблему личностных отношений внесли (Мясищев В.Н. 1960, 1995; Леонтьев Д.А., 1998), именно изменение личностных отношений является мишенью работы в реабилитации в целом и в танцевальной терапии в частности. Изучая особенности двигательных реакций человека, с помощью метода танцевальной терапии можно установить связь с воспоминаниями тела и в дальнейшем работать с этими переживаниями. Предварительные исследования свидетельствуют о том, что модели движения не меняются коренным образом, хотя подвижность может быть несколько уменьшена в результате седативного воздействия лекарств (Кардон, Ольсен, 1969; Девис, 1970). С помощью техник танцевальной импровизации и кинестетической эмпатии, можно посредством танцевальных движений редуцировать комплексы и психологические защиты (Райх В., 1997). Групповая танцевальная терапия дает возможность проявить индивидуальность человека, учит адекватно реагировать на других, развивает коммуникативность.

В параграфе 1.4. «Теоретико-методологические аспекты в изучении телесной и танцевальной терапии» анализируется теоретико-методологический фундамент, на котором, по нашему мнению, должно строится изучение влияния танцевальной терапии на кинестетическое и психоэмоциолнальное состояние психотических пациентов. Одним из краеугольных камней этого фундамента является психология отношений, разработанная Мясищевым (1995). В.Н.Мясищев понимал человека как единство организма и личности в контексте отношений человека и внешней среды, его субъективных отношений ко всем сторонам действительности, как макро–бытия так и микро–бытия. В качестве другой методологической основы танцевальной терапии может рассматриваться теория телесно-ориентированной терапии, на которую мы опираемся в своём исследовании, она основана на психотерапевтической работе с телесными напряжениями В. Райха, А. Лоуэна и Б.Г. Ананьева. Интеграция подходов, характерная для всех направлений психотерапии, не могла не сказаться на танцевальной терапии. В интегральном подходе к психотерапии выделяют следующие концепции, которые составляют методологический базис: «практическая» составляющая – область методологии, которая начинает складываться в настоящее время; "коммуникативная" составляющая как нетрадиционная сфера методологии психологической науки; «сценическая составляющая психологии» (Эрлахер Б.-Фаркас, Йорда К., 2004). Терапевт больше не сосредоточивается на реальных процессах в субъекте, а занимается представлениями субъекта. При этом такие «представления рассматриваются как реализация отношений, как инсценировка образца взаимодействия». В этом методологическом аспекте техники танцевальной терапии направлены, прежде всего, на развитие кинестетической активности, телесной свободы самовыражения, отреагирования страхов, тревоги, агрессии в танце, раскрытие сексуальности и творческого самовыражения, тренировки коммуникативных функций через танцевальное взаимодействие в паре и в группе. Именно в танцевально-терапевтических техниках работы заложена сценическая составляющая психологии. В заключение подчеркивается, что на основании полученных результатов исследования и практической работы можно констатировать, что моторный и эмоциональный опыт взаимосвязаны; онтогенез телесности – это взаимное влияние физических и психических процессов и неразрывно связанное с развитием и становлением моторной и эмоциональной сферы.

^ Глава 2. Организация исследовани. Даётся характеристика испытуемых, описываются экспериментально-психологические методы оценки динамики состояния пациентов в процессе танцевальной терапии, а также приводится описание статистических методов обработки экспериментального материала, на котором строилось диссертационное исследование.

В параграфе 2.1. «Объект и процедура исследования» отмечается, что все пациенты основной группы 90 человек, перед началом танцевальной терапии и контрольной группы 30 человек, не получавшей танцевальную терапию, прошли комплексное клинико-психиатрическое обследование, их диагнозы были выписаны с разрешением лечащих врачей из историй болезни. И в основной и в контрольной группе 80% - женщин и 20% мужчин. Средний возраст от 20-30 лет. 1/3 имела инвалидность по психиатрическому заболеванию. 2/3 проживали с родителями, главным образом с матерью и не имели собственной семьи. 80% имели среднее и среднее специальное образование, 70% не работало. Большинство пациентов имело материальную и бытовую неустроенность.

В параграфах 2.2.-2.4 раскрываются методы и методики исследования динамики состояния пациентов в процессе танцевальной терапии.

В главе 3 «Технические приёмы танцевально-терапевтической работы». Описывается разработанная структура танцевально-терапевтических сессий и определено их количество, а также танцевальные методики и психотехники наиболее приемлемые психотическим пациентам на реабилитационном отделении психиатрического стационара.

В параграфе 3.1. «Структура танцевально-терапевтических сессий» отмечается, что танцевальные терапевты структурируют сессии в зависимости от конкретных нужд пациентов. Обычно сессии имеют многочастную структуру. Некоторые танцевальные терапевты применяют трёхчастную структуру сессии, разработанную Чейз: разогрев, тема, заключение. Но, взяв за основу пятичастную сессию, мы включили в неё некоторые дополнения в виде психотерапевтического рисунка, корригирующую гимнастику и релаксацию. Сессия содержит следующие компоненты: физический и психический разогрев, расслабляющий физические и психические напряжения, для того, чтобы пациент мог раскрыться; тему, которая предлагается терапевтом или пациентом; собирательность, т.е. упражнения, объединяющие в одном акте — переживании тело и психику, фокусировку на работе с установками, окончание, часто с движением – совместный танец. Для краткосрочной танцевальной терапии наиболее приемлемой, в условиях психиатрического стационара является длительность в 10 сессий, по 1,5-2 часа два раза в неделю. Разработана комплексная танцевально-терапевтическая сессия, структура которой состоит из 7 частей: 1)разминка, гимнастика ци – гун или корригирующая гимнастика по системе Ю.А.Афанасьева; 2)обсуждение темы сессии; 3)танцевальная импровизация, индивидуальная или общая; 4)показ картины, обсуждение темы и её цветового решения, проработка какой-нибудь установки; 5)релаксация по теме картины; 6)рисование собственного видения темы картины; 7)заключение – общий танец. В диссертации представлен тематический план всех 10 сессий.

В исследовании представлен тематический план всех 10 сессий. Разработанные танцевально-терапевтические сессии в психиатрическом стационаре способствуют восстановлению гармонии между телом и душой; стимулированию пациента видеть различия между фантазией и действительностью; выявляют конфликты между «Я» и объектом, придают им физическую форму, чтобы затем переработать их конструктивным способом; используют разные формы движений, чтобы индивидуум приспособился к окружающей среде. Это даёт пациентам возможность преодолеть «расщепление Эго».

В параграфе 3.2. «Техники, используемые в танцевальной терапии» описываются наиболее зарекомендовавшие в работе методики и психотехники.

  • Методика цветоструктурирования «Какого Я цвета». Описывается экспресс-диагностическая методика, используемая до и после сессии. Сравнение результатов, полученных этой методикой в процессе танцевальной терапии, отражает те изменения, которые произошли потенциально под влиянием танцевальной терапии.

  • Методика «Анализ телесного компонента интеллекта». Описываются этапы концентрации на телесных напряжениях, состоящие из осознания болевых точек на теле, осознания мышечных зажимов, растяжения и сжатия различных групп мышц; концентрации на точке центра тяжести корпуса и работа над усилением этих ощущений, осознавание телесных границ.

  • «Корригирующая гимнастика Ю.А.Афанасьева (2000) и гимнастика ци-гун». Применяются для разминки опорно-двигательного аппарата перед танцевальными техниками.

  • «Техника присоединения к другому человеку с помощью телесного отзеркаливания». Заключается в тренировке концентрации на различных движениях партнёра по танцу и синхронное их повторение, работа с медленными и плавными движениями, резкими и быстрыми, работа с пространством.

  • «Техника танцевальной импровизации». Описываются техники эмоционально кинестетической танцевальной работы с пациентами, представляющие собой: спонтанный танец, передача образов, возникших в процессе танца и их зарисовка в воображаемом пространстве; передача образов, возникших в процессе танца с помощью танцевальных движений; импровизация текста песен; танцевальная импровизация состояний (веселья, грусти, горя, скорби, страха и т.д.); танцевальная импровизация с предметами (обручи, шарфы, мячи и т.д.); импровизация с выбранным партнёром (парная импровизация); проигрывание невербальной коммуникации (эмоциональное отреагирование в танце состояния партнёра); групповая танцевальная импровизация со спонтанными невербальными коммуникациями при смене партнёров; индивидуальная танцевальная импровизация.

Все эти техники направлены, прежде всего, на развитие кинестетической активности, телесной свободы самовыражения, отреагирования страхов, тревоги, агрессии в танце, раскрытие сексуальности и творческого самовыражения, тренировки коммуникативных функций через танцевальное взаимодействия в паре и в группе. В следующих разделах отражены психотехники, интегрированные в танцевальную терапию.

3.2.1. «Психотехника работы с «картиной – мишенью». Заключается в предъявлении пациенту специально подобранных картин. Это могут быть фотографии, открытки, репродукции картин, мы используем фотоальбомы. Картины подбираются в зависимости от той темы, которую предлагает танцевальный терапевт, и служат отправной точкой для развития фантазии и образного мышления.

3.2.2. «Психотехника медитативного вхождения в образ картины, с последующей его переработкой». Описывается работа над концентрацией на образе, заданном терапевтом и формировании собственного видения образа (свободного течения образов);

3.2.3. «Методика рисования образов релаксации». Включает в себя словесное описание образов релаксации с обсуждением последующего переноса их на бумагу.

3.2.4. «Методика обсуждения рисунков, сделанных самостоятельно». Отмечается, что пациент думал и чувствовал в процессе рисования. В данном случае, необходимо вербализировать образно-рисуночное восприятие пациентов, осторожно подводить их к разрешению проблем, проявившихся во время релаксации и последующего рисования, а также проговорить кто из членов группы им ближе всего по цветовой и эмоциональной экспрессии образов релаксации.

3.2.5. «Методика заключительного группового танца (объединение группы в конце занятий)». Описывается заключительная часть танцевально-терапевтической сессии. Все члены группы танцуют общий танец, который состоит из движений и образов, возникших в процессе сессии. Заключительный танец в конце сессии является продолжением группового танца, с той разницей, что здесь нет индивидуального «отзеркаливающего» танца. В этой заключительной части закрепляется коммуникация в группе. В параграфе 3.3. «Принципы отбора музыкального материала для танцевально-терапевтических сессий». Описываются музыкальные произведения, наиболее подходящие для отреагирования определённых состояний и комплексов, методы подбора музыкального сопровождения для корригирующей гимнастики и работа с музыкой, принесённой пациентами.

^ Глава 4. Результаты изучения динамики состояния пациентов в процессе танцевальной терапии. В этой главе описываются результаты динамического изучения влияния танцевальной терапии на кинестетичекое и психоэмоциональное состояние пациентов, с помощью опросников для врачей и медицинского персонала даётся внешняя оценка состояния пациентов, а также оценка состояния пациентов танцевальным терапевтом в динамике танцевально-терапевтической работы. Рассматриваются показания и противопоказания для применения танцевальной терапии с психотическими больными, а также предлагаются рекомендации по применению танцевальной терапии в психиатрическом стационаре.

^ 4.1. «Результаты изучение невербального поведения пациентов методом включённого наблюдения по модифицированной методике Озерецкого «Мотоскопия» проводится изучение врачами и медицинским персоналом невербального поведения пациентов методом включённого наблюдения врачами и младшим медицинским персоналом. Оно показало, что наибольшее улучшение было продемонстрировано по следующим признакам: открытое выражение лица – 90 человек (100%); свободная походка – 89 человек (98,9%); нормальная мимика – 89 человек (98,9%); плечи – спокойное положение – 87 человек (96,7%); руки свободные – 87 человек (96,7%); ноги свободные – 87 человек (96,7%). Спина обычная – 86 человек (95,6%). Подчеркнуто, что экспертные оценки врачей и старшего медицинского персонала соответствовал мнению танцевального терапевта.

^ 4.2. «Результаты изучения телесной и сенсомоторной координации». Осуществлён анализ динамики моторных и кинестетических функций, эмоционального самораскрытия, телесной и психологической самооценки больных, структуры темперамента. Результаты качественного статистического анализа методики «Внешний баланс» Ильина показали, что в экспериментальной группе у 90 человек (99,6%) пациентов произошёл сдвиг внешнего баланса в сторону психоэмоционального и двигательного состояния возбуждения и 0,4% в сторону торможения. Уравновешенности не наблюдалось ни у одного из пациентов. В контрольной группе, где не проводилась танцевальная терапия, все 30 человек имели сдвиг внешнего баланса в сторону психоэмоционального и двигательного состояния торможения. Таким образом, в экспериментальной группе больных, где проводилась танцевальная терапия, несмотря на действия нейролептиков, производящих затормаживающий эффект, было выявлено движение к возбуждению, что может свидетельствовать о положительном влиянии танцевальной терапии на моторику больных шизофренией. Эффективность танцевальной терапии подтверждают и данные количественного анализа внешнего баланса.

По результатам методики «Оценки координации движений» Толчинского оценивалась разница в процентах точности исполнения заданных образцов восьми геометрических фигур, исполняемых синхронно правой и левой руками. Определялась процентная разница в основной и контрольной группе (которая не проходила танцевальную терапию) между первым тестированием до начала танцевальной терапии и после окончания танцевальной терапии. Необходимо отметить, что значительная прибавка в процентах получена по всем 8-и фигурам в основной группе. В контрольной группе показатели по всем фигурам имели тенденцию к небольшому ухудшению координации движений (p≤0,001). Таким образом, исходя из результатов методики, мы можем сделать вывод, что танцевальная терапия улучшает координацию движений.

^ 4.3. «Результаты исследования самооценки в динамике» показали, что оригинальная авторская методика «Анализ телесного компонента интеллекта» является объективным критерием субъективных ощущений пациентов, их концентрации на анализе напряжений своего тела. Эта методика даёт возможность оценить поэтапное снятие телесных напряжений. Количество эффективных сессий, необходимых для снятия телесных напряжений определяется по субъективным ощущениям пациентов. Включённое наблюдение танцевального терапевта отметило появление способности к концентрации внимания на телесных напряжениях у большинства пациентов.

По методике исследования самооценки Дембо-Рубинштейн (рис.1) отмечено, что увеличение показателей у основной группы значительно выше по следующим шкалам: здоровье физическое, здоровье психическое, ум, воля, общительность, активность, уверенность в себе, оптимизм, настроение, счастье, статистическая значимость различий (p≤0,01), за исключением признаков – характер, мужественность – женственность и внешность, где нет значимых различий. .

Рисунок 1

^ 4.4. «Результаты исследование воображения в динамике с использованием проективно-невербальных методов». Отмечается, что по методике «Какого Я цвета» до сессии выбирает один цвет для рисования 32,2% опрошенных, после сессии ни один человек. Несколько цветов до сессий выбирает 55,6% респондентов, после сессий этот показатель несколько снизился 44,4%, зато гамму цветов до сессий выбрали 22,2%, а после сессий 55,5%, что вдвое превышает первоначальный показатель. По использованию пространства листа для рисования; до сессий рисует в центре 91,4%, после сессий 41,3%, «цветовая разорванность» до сессий 2,8%, после сессий несколько поднялась 19,5%. Обращает на себя внимание резкое увеличение показателя имажинарности: до сессий – 5,7%, а после сессий 39,1%. 44 человека из 90 человек основной группы закрасили полностью пространство тестовой части листа. Это даёт нам повод сделать вывод о том, что цветовое и пространственное восприятие у пациентов заметно улучшилось.

На основании проективно-невербальной методики «Звезды и волны» Урсулы – Аве Лаллемант отмечается, что основная группа, проходящая танцевальную терапию, имела снижение количества пациентов, демонстрирующих признаки тревожности – с 73,3% до 28, 9%; снижение количества пациентов по шкале «нарциссизм» – с 51,3% до 43,3%; резкое снижение показателя по шкале «перепутанность горизонта» – с 70,0% до 2,2%; большое снижение заторможенности – с 44,4% до 4,4%. Контрольная группа показала следующие результаты: возрастание числа пациентов с высокой тревожностью – с 80 % до 83,3 %; отсутствие изменений по шкалам «нарциссизм» - 40% и «перепутанность горизонта» –73,3%; заторможенность выявлена у 30,0% в начале тестирования и 33,3% в конце, т.е. немного поднялась.

Это даёт нам возможность подтвердить, что применение танцевальной терапии улучшает пространственное воображение, снижает тревожность и заторможенность, что соотносится с данными оценки моторных методик. Снижение показателя нарциссизма по этой методике – хороший прогностический признак

^ 4.5. «Результаты изучения динамики эмоционального танцевального самовыражения» показали, что 94,4% пациентов развили свою эмоционально-кинестетическую эмпатию и 5,6% сохранили небольшие трудности эмоционального самовыражения в танце.

По мнению танцевального терапевта, во время прохождения танцевальной терапии от сессии к сессии пациенты свободнее отреагировали в танце страх, агрессию, тревожность, сексуальность. Функционирование на невербально-телесном уровне с партнёрами и с группой не сопровождалось повышением тревожности. При катарсическом отреагировании каких-либо эмоций и жизненных ситуаций в танце, пациенты не регрессировали, а устойчиво справлялись с новой ситуацией, позволяя «вентилировать» проблемы разных жизненных этапов, что свидетельствует об усилении Эго пациентов. Это же подтверждает и катамнестическое наблюдение.

^ 4.6. «Результаты использования анкетных методов для определения эффективности танцевальной терапии» показали, что танцевальная терапия понравилась 100%, 82 человека из 90 отметили, что их самочувствие улучшилось. Варианты ответов – появилась уверенность в себе, повышает эмоции в положительную сторону, успокаивает нервы, ушёл страх, тревога. Анкета для врачей показала, что до танцевальной терапии отмечались следующие симптомы: снижение настроения, тревога, страх, плохой сон, конфликты с родителями, нет критики к своему состоянию; после танцевальной терапии – стала общительней, доброжелательней, исчезла тревога, улучшились отношения с матерью и т.д. 100% врачей отметили, что танцевальная терапия нужна в психиатрическом стационаре, 50% из них подчеркнули, что занятия облегчают работу психиатров по вербализации переживаний пациента в индивидуальной работе.

^ 4.6. «Длительность сохранения эффективности танцевальной терапии по данным катамнестического наблюдения» отмечается, что 30% из опрошенных пациентов удлинили период ремиссии. Таким образом самоотчёты пациентов о своём состоянии и восприятии танцевальной терапии, и данные анкетирования врачей подтверждают положительный эффект на состояние психотических пациентов после прохождения танцевальной терапии. Показания и противопоказания для направления на танцевальную терапию подробно изложены в диссертации, также даны практические рекомендации по интеграции работы танцевального терапевта в лечебную работу психиатрического стационара.

^ В главе 5 «Обсуждение результатов исследования подводятся итоги теоретического и практического исследования, резюмируется, что в работе были созданы основы мало разработанного в России психотерапевтического метода «танцевальная терапия», которое встроено в предметную область современной клинической психологии. Суммируются принципы методологической интеграции. Подводится итог, что групповая модель танцевальной терапии способствует усилению ресурсов пациентов, снятию психоэмоциональных зажимов с помощью танца, физических упражнений и релаксации и удлиняет «период здоровья».


Выводы


1. В процессе систематизации научных представлений о месте и роли танцевальной терапии в системе реабилитации шизофрении выявлено, что по сравнению с другими психодинамическими методами (арт-терапия, символдрама и др.) танцевальная психотерапия является в настоящее время наименее разработанным в России методом.

2. Мишенями для танцевальной терапии психотических пациентов являются: расщепление телесной и образной репрезентации образа «Я», сужение коммуникативных связей и эмоциональная заторможенность.

3.Танцевальная терапия является методом невербальной психотерапии, облегчающим доступ к заблокированным переживаниям пациента через оптимальное сочетание невербальных кинестетических, арт – терапевтических и других методик и препятствующим дальнейшей дезинтеграции личности пациентов.

4. В результате применения танцевальной терапии у психотических пациентов улучшаются моторные функции, пространственное воображение, повышается самооценка, снижается тревога, улучшается концентрация внимания на телесном уровне, улучшаются коммуникативные способности, усиливается эмоционально телесное самовыражение.

5. Внедрение метода танцевальной терапии в комплекс клинико-психологических вмешательств реабилитационного отделения психиатрического стационара позволяет интенсифицировать процесс реабилитации и снизить затраты на лечение.

6. Разработанный оценочный инструментарий и внедрение оригинальных методов оценки влияния танцевальной терапии, позволяет с большей эффективностью отслеживать динамику состояния психотических пациентов в процессе танцевальной терапии.

7. Совместно с врачами разработаны показания и противопоказания к применению танцевальной терапии в реабилитации психотических больных.


Основное содержание работы отражено в следующих публикациях


1. ^ Оганесян Н.Ю. Арт-терапия как один из способов снятия школьных стрессов и развития воображения // VII Всероссийская научно-практическая конференция: Психология в школе: зона ближайшего развития. СПб., 2002, (0,18 п.л.).

2. ^ Оганесян Н.Ю., Ордина М.Ю., Эйдемиллер Э.Г. Танцевальная терапия при нервно-психических расстройствах у детей и подростков мужского пола // Актуальные вопросы детской социальной и клинической психиатрии, психологии и психопрофилактики. Материалы научно-практической конференции. СПб., 2002, (0,06 п.л.).

3. ^ Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия как один из способов снятия стрессов и профилактики психосоматических заболеваний у детей школьного возраста // Региональная научно-практическая конференция по детской психиатрии, психотерапии и психологии «Кризис и школа». СПб., 2003, (0,125 п.л.).

4. ^ Оганесян Н.Ю. Танцевальная игра как одна из частей танцевальной терапии // Журнал Адаптивная Физическая Культура. №3, 2003, (0,18 п.л.).

5. Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия в стационаре: теория, методика, практика // Материалы III Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня. СПб., 2003, Том VI. Ежегодник российского психологического общества (0,3 п.л.).

6. ^ Кулаков С.А., Оганесян Н.Ю. Психодрама и танцевальная психотерапия пациентки с психосоматическими расстройствами: интегративный подход // Потенциал личности: комплексная проблема // Материалы второй Всероссийской Internet-конференции. 17-19 июня 2003 г., (0,25 п.л.).

7. Оганесян. Н.Ю. Групповая модель танцевальной терапии в психиатрическом стационаре // Межрегиональная научно-практическая конференция «Психотерапия аддиктивных и эндогенных расстройств». Новосибирск, 2004, (0,37 п.л.).

8. Наталия Оганесян, Эрна Грёнлюнд. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. СПб.: Речь, 2004, (12,75 п.л.).






Похожие:

Оганесян Наталия Юрьевна Танцевальная терапия в реабилитации психотических расстройств iconМинистерство образования саратовской области
Открытие семинара – Крапивина Наталия Юрьевна, ст преподаватель гаоу дпо «Сарипкипро»
Оганесян Наталия Юрьевна Танцевальная терапия в реабилитации психотических расстройств iconЛинда Берг-Кросс терапия супружеских пар
Б 48 Терапия супружеских пар / Перев с англ. Н. Рассказовой, А. Багрянце-вой. М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. 528 с
Оганесян Наталия Юрьевна Танцевальная терапия в реабилитации психотических расстройств iconУтвержден приказом управления социальной защиты населения администрации Ташлинского района от 26. 03. 2012 №8 О/д административный регламент предоставления государственной услуги – «Обеспечение техническими средствами реабилитации,
«Обеспечение техническими средствами реабилитации, не вошедшими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических...
Оганесян Наталия Юрьевна Танцевальная терапия в реабилитации психотических расстройств iconСеменова Наталья Юрьевна музыкальный
...
Оганесян Наталия Юрьевна Танцевальная терапия в реабилитации психотических расстройств iconДокументи
1. /Шпора. По три буквы.doc
2. /Шпора....

Оганесян Наталия Юрьевна Танцевальная терапия в реабилитации психотических расстройств iconНаталия Осояну Звёздный огонь Дети Великого Шторма – 2 Наталия Осояну
Никто не слышит её осторожных шагов, так они легки и невесомы, но совсем скоро она осмелеет: промозглый ветер с моря сменится легким...
Оганесян Наталия Юрьевна Танцевальная терапия в реабилитации психотических расстройств iconО. филь мануальная терапия для всех остеохондрозы называют «болезнью века»
Остеохондрозы называют «болезнью века». И это верно. Каждый человек хотя бы раз в жизни ощущал те или иные проявления этого заболевания....
Оганесян Наталия Юрьевна Танцевальная терапия в реабилитации психотических расстройств iconПальчикова Таисия Сергеевна Решетникова Елена Вячеславовна Ролдугина Ольга Юрьевна Саввина Юлия Юрьевна график проведения открытых урок
График проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий мо учителей гуманитарного цикла мбоу сош №12
Оганесян Наталия Юрьевна Танцевальная терапия в реабилитации психотических расстройств icon«Социально-психологические аспекты реабилитации учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
Цель: познакомить участников семинара с социальными и психологическими аспектами реабилитации учащихся с ограниченными возможностями...
Оганесян Наталия Юрьевна Танцевальная терапия в реабилитации психотических расстройств iconДоклад на шмо классных руководителей моу сош №15 г. Балашова подготовила учитель начальных классов Ковалева Светлана Юрьевна. Ковалева Светлана Юрьевна, учитель начальных классов
Тема: «Духовно- нравственное воспитание школьников в свете новых федеральных государственных образовательных стандартов»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы