Перспективное планирование учителя-логопеда icon

Перспективное планирование учителя-логопеда



НазваниеПерспективное планирование учителя-логопеда
Дата конвертации26.10.2012
Размер140.69 Kb.
ТипДокументы
источник




Муниципальное учреждение Богашёвская средняя общеобразовательная школа


Перспективное планирование

учителя-логопеда.

(для группы учащихся с задержкой психического развития)


ТОМСК – 2003г.



Составители: учителя-логопеды Аникина В.И., Фёдорова О.В.


Рецензент: ведущий специалист управления образования МО «Томский район» Клишина Н.Н.


Перспективное планирование будет интересным для учителей-логопедов ОУ. Авторы будут благодарны всем, кто выскажет свои пожелания.


Контактный телефон: 931-748, 962-186

^ Уважаемые коллеги!


В связи с отсутствием государственной программы по организации и проведению логозанятий в общеобразовательной школе для детей с проблемами в развитии каждый логопед сталкивается с необходимостью самостоятельного планирования коррекционной работы с различными группами детей. К этим группам относятся дети с общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием, нарушением письменной и устной речи, а также дети, имеющие задержку психического развития. Мы не в коем случае не претендуем на новаторство и непогрешимость. В предлагаемом Вам перспективном планировании отражены наши наработки и учтены рекомендации таких известных логопедов, как Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н., Ястребова А.В. План предлагает Вам трёхэтапную коррекционную работу и рассчитан на:

  • 4-е учебных года для детей с диагнозом «задержка психического развития»,

  • 2-а учебных года для детей с общим недоразвитием речи.

Каждая из частей может быть использована, как самостоятельный план с учётом структуры дефекта ребёнка, варьируется только количество часов, и речевой материал подбирается индивидуально.

Надеемся на Вашу доброжелательную оценку, ждём замечаний и предложений.


С уважением логопеды Богашёвской средней школы

Аникина Вера Ивановна

Фёдорова Ольга Викторовна


1 ЭТАП коррекционно-развивающего обучения.

(коррекция звуковой стороны речи – 16 сентября – 15 мая)


Цели: Всесторонняя подготовка ребёнка к усвоению звуковой стороны речи:



  • Формирование произносительных умений и навыков;

  • Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза (параллельно с коррекцией звукопроизношения).


Задачи:

  • Формирование познавательных интересов;

  • Развитие слухового внимания, памяти, фонематических процессов;

  • Формирование и развитие артикуляционной и мелкой моторики;

  • Устранение дефектного звукопроизношения;

  • Развитие устойчивых графических навыков, зрительного восприятия, внимания, памяти;

  • Активизация и пополнение словарного запаса.




Тема занятия

Часы

Содержание коррекционной работы

Уточнение и обогащение словаря


1.Речь. Предложение.

2.Слово. Звуки речи.

3.Звуки гласные и согласные.

4.Деление слов на слоги. Ударение.

5.Звуки гласные и согласные.

6.Согласные звуки.

7.Согласные твёрдые и мягкие.

8.Согласные звонкие и глухие.

9.Итоговое занятие: «Дифференциация гласных –согласных звуков.»

10.Звуки В, В. Буква В.

11.Звуки Ф, Ф. Буква Ф.

12.Дифференциация звуков В - Ф.

13.Звуки П, П. Буква П.

14.Работа над Б, Б. Буква Б.

15.Дифференциация звуков П – Б.

16.Звуки Т, Т. Буква Т.

17.Звуки Д, Д. Буква Д.

18.Дифференциация звуков Т – Д.

19.Звуки К, К. Буква К.

20.Звуки Г, Г. Буква Г.

21.Дифференциация звуков К – Г.

22.Звуки С ,С. Буква С.

23.Звуки З, З. Буква З.

24.Дифференциация звуков С – З.

25.Звук Ш. Буква Ш.

26.Звук Ж. Буква Ж.

27.Дифференциация звуков Ж – Ш.

28.Дифференциация звуков Ш – С.

29.Дифференциация звуков Ж – З.

30.Итоговое занятие: «Парные согласные»

31. Звук и буква Р.

32. Звуки Л, Л. Буква Л.

33. Дифференциация звуков Р – Л.

34.Звук Ч. Буква Ч.

35.Дифференциация звуков Ч – Т.

36.Звук Ц. Буква Ц.

37.Звук Щ. Буква Щ.

38.Дифференциация Ц – Щ.

39.Диф-ция Ч – Ц.

40.Итоговое занятие: «Звуки родного языка»







Границы предложения.

Понятие о гласных звуках.

Анализ звукового ряда из гласных.

Выделение гласных звуков из слога, из начала, середины, конца слова.

Дифференциация согласный - гласный.

Звуковой анализ 3-х буквенных слов.

Выделение согласного в начале слова, середине и конце.

Обозначение мягкости на письме.

Дифференциация пар звуков по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости.

Выделение изучаемого звука в слогах, словах, предложениях.

Определение места звука и его соседей.

Слоговой анализ.

Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Закрепление правильного произношения в сказках и рассказах, а также в стихах русских поэтов.

Составление словосочетаний разного вида:

Н-р, сущ. + прилаг.,

сущ. + глаг. и т.д.


Слова, с помощью которых обозначаются:

пространственные

представления,

название цветов,

геометрических фигур.

Одежда.

Обувь.

Овощи.

Фрукты.


Имена.

Отчества.

Фамилии.

Дикие животные.

Детёныши диких животных.

Домашние животные.

Детёныши домашних

животных.

Птицы.

Птицы и птенцы.

Дни недели.

Времена года.

Осень. Осенние месяцы.

Зима. Зимние месяцы.

Весна. Весенние месяцы.

Лето. Летние месяцы.

Семья.




Коррекция звуковой стороны речи.

(2-ой год обучения)


Цель: Формирование необходимого уровня навыков организации учебной деятельности и её предпосылок:

  • Активизация речевой и мыслительной деятельности.

  • Формирование орфографической зоркости.

  • Формирование предпосылок для успешной адаптации ребёнка – дисграфика в классном коллективе.


Задачи:

    1. Обучение простым и сложным формам языкового анализа.

    2. Практическое освоение морфологических элементов слова.

    3. Совершенствование умений дифференцировать фонемы, имеющие акустико-артикуляционные сходства.

    4. Совершенствование лексического запаса, грамматического строя.

    5. Развитие предметно-зрительного гнозиса.

    6. Расширение объёма и уточнение зрительной памяти.

    7. Формирование пространственных представлений.

    8. Развитие зрительного анализа и синтеза.




Тема занятия


Часы

Содержание коррекционной работы




  1. Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство:

В – Ф

Б – П

Д – Т

З – С

Г – К

Г- К - Х

Ж – Ш

С – Ш

З – Ж

Р – Л

С – Ц

Ч - Щ

Итоговое занятие:

«Дифференциация фонем»



  1. Обозначение мягкости согласных на письме:

  • Посредством гласных 2-го ряда.

  • Посредством буквы Ь.




  1. Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство:



О – А

И – У

Л – М

П – Т

Г – Ч

Б – Д

Ц – Ш – Щ







Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проводится в следующей последовательности:

    • в словах;

    • в словосочетаниях;

    • в предложениях;

    • в связных тестах.

Ведётся работа над:

  • простыми и сложными формами звукового анализа;

  • морфемным и слоговым синтезом слов;

  • подбором однокоренных слов;

  • уточнением и накоплением лексического запаса;

  • упорядочением грамматического строя речи;

  • использованием скороговорок для развития экспрессивной речи;

  • обучением детей элементам стихосложения;

  • составлением с преобразованным словом словосочетания и предложения;

  • составлением слов с определённым чередованием букв;

  • делением слов на группы по заданному образцу;

  • повторением материала по глухости и звонкости согласных .



Использование специальных коррекционных упражнений по дифференциации твёрдых и мягких согласных.


Различение смешиваемых букв проводится в следующей последовательности: дифференциация изолированных букв, в слогах, словах, в предложениях, тексте. В процессе работы используем следующие упражнения:

  • найти букву среди ряда других букв;

  • определите буквы, расположенные неправильно;

  • добавить недостающий элемент;

  • выделить буквы, наложенные друг на друга;

  • запомнить буквы, цифры или фигуры, а затем выбрать их среди других;

  • расположить буквы, цифры, фигуры в первоначальной последовательности;

  • найти букву в ряду сходных;

  • дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по представлению и т. д.




2 ЭТАП коррекционной работы.

(развитие лексико-грамматических средств языка)

(3-ий год обучения)


Цель: Развитие лексико-грамматических средств языка путём:

  • накопления словарного запаса;

  • преодоления и предупреждения ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоения ими сочетаемости слов, осознанного построения предложений;

  • уточнения и усложнения структуры предложения.


Задачи:

    1. Обогащение фразовой речи учеников путём ознакомления их с явлениями многозначности, синонимии, антонимии, омонимии.

    2. Расширение запаса однокоренных слов.

    3. Совершенствование навыка выбора проверочных слов.

    4. Формирование интуитивного представления о системе словообразовательных связей языка.




Тема занятий.

Часы.

Содержание коррекционной работы.






  1. Синонимы.

  2. Антонимы.

  3. Омонимы.

  4. Многозначные слова.

  5. Итоговое занятие.

  6. Корень.




  1. Приставка.




  1. Суффиксы



9. Итоговое занятие: «Состав слова»


10.Словосочетание

11.Предложение.

12. Итоговое занятие:

«Словосочетание и предложение.»


13.Согласование:


  • согласование слов в числе.

  • согласование в роде.



14.Управление:


  • Кого? что? (винительный падеж)

  • Кого? чего? (родительный падеж)

  • Кому? чему? (дательный падеж)

  • О (в, на) ком? чём? (предложный падеж)

  • Кем? чем? (творительный падеж)

  • Закрепление падежных форм.



15.Связь слов в предложении (словосочетании).


16.Предлоги:

  • Обозначающие место, отвечающие на вопрос где?

  • Обозначающие направление, отвечающие на вопрос куда? откуда?


17.Предлоги и приставки.

18. Итоговое занятие:

«Связь слов в предложении.»







Использование упражнений аналитического характера, способствующих формированию ориентировки в морфологическом составе слова:

  • нахождение слов близких по значению;

  • нахождение слов, имеющих противоположное значение;

  • нахождение слов, сходных по звучанию, но разных по значению.

  • выбор родственных слов из контекста;

  • сопоставление их по структуре и содержанию;

  • вычленение одинаково и различно звучащих элементов слов;

  • умение различать неродственные однокоренные слова;

  • составление словосочетаний и предложений с заданным словом;

  • подбор словосочетаний и предложений к заданному слову;

  • образование притяжательных прилагательных с одинаковым корнем;

  • определение слова по его лексическому значению;

  • деление слов на группы по заданному образцу;

  • выделение однокоренных слов в произведениях фольклора;

  • знакомство со сложными словами;

  • уточнение значения слов, образованных префиксальным способом;

  • отработка понимания производных слов;

  • образование новых слов по образцу ( словесная инструкция, схема, картинка);

  • ориентация в оттенках лексического значения слова;

  • уточнение значения слов, образованных посредством уменьшительно-ласкательных суффиксов, суффиксов, обозначающих увеличение предмета и др.;

  • введение слов, содержащих суффиксы, при помощи которых образуются различные части речи (-ик-, -ник-, -иц-, -ист-, -щик-, -чик-, -ар-, -ан-, -ян- и т.п.);

  • выделение типичных значений суффикса (н-р, посредством -щик-, -чик-, -ист-, -тель-, -арь- обозначаются лица по роду их деятельности, профессии);

  • составление предложений, с включением в них слов, образованных с помощью изучаемых суффиксов.

Работа над предложением строится по следующему плану:

  1. Двусоставное предложение, включающее существительное + глагол 3-го лица настоящего времени

(дерево растёт).

  1. Другие двусоставные предложения.

  2. Распространение предложений из 3-4 слов:

  • сущ. + глаг. + прямое дополнение,

  • сущ. + глаг. + В.п. + Д.п.,




  • сущ. + глаг. + В.п. + Тв. п. (со значением),

  • сущ. + глаг. + предложно-падежная конструкция,

  • сущ. + глаг. + наречие + место времени, место действия,

  • распространение предложений именами прилагательными.




  1. Сложное предложение.

Развитие функции словоизменения и словообразования. Работа по морфологическому анализу состава слова и с однокоренными словами.

Обращается внимание на изменение существительного по числам, падежам, употребление предлогов, согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного, изменение глагола прошедшего времени по лицам, числам и родам и т.д.

Используются такие виды заданий:

  • подбор предложений по данной графической схеме;

  • самостоятельное придумывание предложений по данной схеме;

  • самостоятельное составление предложений в устной и письменной форме;

  • выбор из текста предложений, соответствующих содержанию картинки;

  • найти в тексте ответ на данный вопрос;

  • прочитать предложение и ответить на вопросы по его содержанию;

  • закрепление форм словоизменения и словообразования сначала проводится в слове, затем в словосочетаниях, предложениях, текстах;

  • изменить слова в соответствии с вопросом;

  • составить словосочетания, выбирая подходящий предлог.


3 ЭТАП коррекционно-развивающего обучения.

(развитие связной речи – 16 сентября – 15 мая)


Цель: Развитие связной речи путём формирования умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации и самостоятельно определять как содержание своего высказывания, так и наиболее уместные для него языковые средства.


Задачи:

  • Научить детей умению распределять внимание между содержанием и формой высказывания.

  • Требование от них логически обоснованных, правильных в языковом отношении высказываний.

  • Выработать умение объединять в логическую последовательность несколько предложений. При этом они должны соблюдать правила интонации, порядок слов, использовать союзные слова и союзы, наречия, местоимения.

  • Отработать умения отражать причинно-следственные отношения между фактами действительности в различных формах высказывания.




Тема занятий.

Кол-во

часов.


Используемый материал.

  1. Текст:

  • Виды текстов.

  • Границы предложения.

  • Деформированные предложения.

  • Восстановление деформированных предложений в связном тексте.

  • Восстановление текста с нарушением порядка предложений.

  • Составление связного текста по опорным словам.

  • Составление плана по предъявленному тексту.

  • Составление текста по плану.

  • Составление текста по началу рассказа.

  • Составление текста по середине рассказа.

  • Составление текста по концу рассказа.

  • Итоговое занятие:

«Составление рассказа по предъявленной части»



  1. Составление самостоятельных рассказов:

  • описания,

  • рассуждения,

  • по картинке,

  • по серии картин.




  1. Итоговое занятие:

«Связный текст»






Знакомство с текстом. Вычленение опорных слов в тексте. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Определение темы текста. Выделение частей текста. Озаглавливание небольшого текста и его частей.

Используем следующие тренировочные упражнения:

  • с деформированным текстом – чтобы научить детей располагать предложения в логической последовательности;

  • дополнение данного предложения другим, логически с ним связанным;

  • на логическое продолжение мысли ( Коля выбежал из дома. Он ……);

  • на составление связного высказывания по двум – трём опорным вопросам ( «Кто идёт? Куда идёт? Кого встретил?»)

  • на нахождение в контексте предложений, не подходящих по смыслу;

  • на составление рассказа по серии картинок;

  • на соотнесении данных в разбивку предложений с определёнными картинками серии;

  • на составление начала или конца повествования;

  • на составление повествования по ключевым словам, по вопросам, по аналогии с изменением последовательности действия как с опорой на картинку, так и без неё;

  • на обучение рассуждать системой вопросов;

  • на анализ детьми собственных устных высказываний;

  • по работе с текстом (анализ содержания прочитанного материала, умение располагать его в логической последовательности);

  • на умение распространять и сокращать текст;

  • на воссоздание текста по плану, развёрнутому или краткому.







Похожие:

Перспективное планирование учителя-логопеда iconДокументация учителя-логопеда общеобразовательной школы Перечень необходимой документации учителя-логопеда
Ведение необходимой документации является неотъемлемой частью работы учителя-логопеда. Именно это часто вызывает много вопросов...
Перспективное планирование учителя-логопеда iconГодовое перспективное планирование организованной деятельности детей старшей группы на 2013-2014 учебный год перспективное планирование по развитию речи
Учить составлять короткий рассказ по стихотворению. Упражнять в образовании форм единственного и множественного чисел имен существительных,...
Перспективное планирование учителя-логопеда iconТаблица №4 критериев оценки профессиональной компетентности учителя–дефектолога, учителя–логопеда, логопеда
Прохождение курсов повышения квалификации или переподготовки по информационным технологиям (за 5 лет)
Перспективное планирование учителя-логопеда iconКонсультация для родителей Учителя-логопеда Копчуковой Н. В. "Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями дошкольников с онр"
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции...
Перспективное планирование учителя-логопеда iconТесты к разделу 1 Какие основные функции позволяет определять планирование на предприятии: планирование и прогнозирование; организация; координация и регулирование
В зависимости от срока, на который составляется план и степени детализации плановых расчетов перспективное планирование
Перспективное планирование учителя-логопеда iconИнструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при
А. в ястребова, Т. П. Бессонова. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные...
Перспективное планирование учителя-логопеда iconПротокол № Директор от г С. В. Леванович приказ № от.. 20 г
Должностные инструкции учителя-дефектолога, учителя-логопеда образовательного учреждения
Перспективное планирование учителя-логопеда iconПерспективное планирование прохождения аттестации педагогическими работниками моу большепечерской сош

Перспективное планирование учителя-логопеда iconУтверждаю: Заведующий мбдоу №5 /М. В. Смирнова
Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в режиме дня
Перспективное планирование учителя-логопеда iconПерспективное и текущее планирование работы. Программы развития школы
Организация, координация и контроль деятельности социально-психологичнеской службы
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы