Организация системы коррекционно-развивающего обучения в сельской школе. Фёдорова О. В., зам дир по увр, учитель-логопед моу «Лучановская сош» icon

Организация системы коррекционно-развивающего обучения в сельской школе. Фёдорова О. В., зам дир по увр, учитель-логопед моу «Лучановская сош»



НазваниеОрганизация системы коррекционно-развивающего обучения в сельской школе. Фёдорова О. В., зам дир по увр, учитель-логопед моу «Лучановская сош»
Дата конвертации26.10.2012
Размер90.72 Kb.
ТипДокументы
источник

Организация системы коррекционно-развивающего обучения

в сельской школе.

(Фёдорова О.В., зам.дир. по УВР, учитель-логопед МОУ «Лучановская СОШ»)

«Получение детьми с особыми образовательными потребностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.» (министр А.А. Фурсенко 1 июля 2008г.)

Реальность нашего времени такова, что с каждым годом в России увеличивается количество детей школьного возраста, испытывающих трудности при обучении в школе, а также наблюдается рост нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среды детского населения. Подводя итоги очередного учебного года, в Лучановской СОШ была выявлена серьёзная проблема. Это не только уменьшение контингента учащихся, но и снижение качественной и абсолютной успеваемости, нежелание детьми посещать школу. По итогам 1 полугодия 2002-2003 учебного года имелись такие неутешительные результаты:

Кол-во уч-ся

Пропускающие занятия по неуважительной причине

н/а

Окончивших на «2»

173

6

3

19

Оказалось, что каждый год проблемы в обучении возникают у одних и тех же детей, т.е. у детей «группы риска». У данной категории обучающихся, как правило, различные отклонения в учебной деятельности, которые проявляются в нарушении дисциплины, внезапного резкого спада интереса к учёбе, негативизма, агрессивности, повышенной тревожности, конфликтах с одноклассниками. Для того, чтобы разобраться в причинах неуспеваемости, администрация школы разработала стратегию развития системы коррекционно-развивающего обучения. Целью КРО является создание системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия образования для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и психического развития. Приоритетными направлениями этой деятельности является:

  • Выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с ними на ранних этапах;

  • Организация психолого-медико-педагогического сопровождения и ведение школьного мониторинга для отслеживания динамики в развитии детей.

Для более полного решения поставленных задач и выявления проблем в развитии детей школьного возраста, обучающихся в сельской школе и организации психокоррекционной помощи, которая могла бы иметь выраженную профилактическую направленность, необходимо сотрудничество со специалистами других ведомств образования и здравоохранения. В 2003 году администрацией школы было организовано сотрудничество с НИИ психического здоровья СО РАМН. Сотрудником НИИ психического здоровья Дашиевой Б.А. были обследованы все обучающиеся нашей школы в возрасте от 7 до 17 лет.

Среди наиболее часто встречающихся неблагоприятных микросоциальных факторов отмечались следующие: неполная семья, смерть родителей, низкий материальный уровень, социально-педагогическая запущенность, алкоголизация родителей, воспитание у родственников, конфликты в семье.

Таким образом, для сельской семьи учащихся нашей школы характерны: низкий материальный уровень, снижение рождаемости, рост числа неполных семей, широкое распространение пьянства, изменение нравственного климата в семьях, размывание представлений о ценности семьи и семейной жизни в общественном сознании.

По результатам обследования, администрацией школы, организованы реабилитационно-профилактические, информационно - образовательные мероприятия, в которых были задействованы как сами учащиеся, так и родители, и педагоги.

В рамках этих мероприятий ежегодно на базе школы работает районная психолого-медико-педагогическая комиссия, где определяется учебная программа для детей с особыми образовательными потребностями.

Сотрудником НИИ, Дашиевой Б.А., ведётся не только диагностика и коррекция высших психических функций, но и в период подросткового кризиса проводятся тренинги, которые направлены на развитие устойчивой и адекватной самооценки, отработку коммуникативных навыков, способность эмоциональной саморегуляции. Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса организовано через:

  • индивидуальные консультации классных руководителей, цель которых – ознакомление с особенностями психического развития учащихся, имеющих академические проблемы и прошедших медико-психологическое обследование;

  • оценку готовности к школьному обучению, поступающих в 1 класс;

  • оценку школьной адаптации учащихся 1-х и 5-х классов;

  • оказание психологической помощи в адаптации к школе вновь поступивших учащихся;

  • обследование «проблемных классов» и коррекции выявленных состояний;

  • оказание психологической помощи старшеклассникам при подготовке к экзаменам.

Для организации и работы в начальной школе создана социально-педагогическая служба, в состав которой входят: учителя, классные руководители, социальный педагог, логопед, педагоги дополнительного образования.

Данная служба решает следующие задачи:

  • Создание условий образовательного процесса.

  • Диагностика трудностей школьной адаптации.

  • Разработка программы индивидуального развития ребёнка и создание условий её реализации и коррекции.

  • Обеспечение содержания дополнительного образования.

  • Исследование социальной среды ребёнка.

  • Осуществление связи с семьёй.

Логопедом, социальным педагогом ведётся индивидуальная и консультативная деятельность с учениками и их родителями. Организация консультаций для родителей учеников в школе – одно из самых актуальных и востребованных на сегодняшний день направлений сотрудничества школы и семьи. Большая часть родителей, которые не находят времени для систематического самообразования, обычно обращаются в школу за разовыми консультациями – и, как правило, в экстренных случаях: неуспеваемость ребенка, плохое поведение, конфликты с учителем. Главная цель консультации – достижение более глубокого, объективного понимания родителями проблем ребенка, его личности в целом, определение своей воспитательной стратегии в общении с ним и способов взаимодействия с другими участниками образовательного процесса. Динамика формирования школьных навыков учащихся отслеживается по результатам контрольных точек каждую четверть. Результаты контрольных работ соотносятся с программными нормами. Классным руководителем на каждого ребёнка, обучающегося по программе 7 и 8 вида, ведётся карта наблюдения, где фиксируются:

  • динамика его развития;

  • участие в жизни школы и класса;

  • усвоение программы.

На основе карт наблюдений ведётся мониторинг всего класса, который отражает результаты успеваемости каждого учащегося. В результате организации коррекционной помощи и сопровождения учащихся в учебном процессе дети, имеющие особые образовательные потребности, становятся успешными. В 2009-2010 учебном году 3 учащихся были переведены с учебной программы 7 вида на общеобразовательную программу.

Приоритетным направлением образовательной и воспитательной деятельности педагогического коллектива школы является физкультурно-оздоровительная работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности: это динамические паузы во время урока и на перемене, занятия в спортивных секциях, а также факультативы, элективные курсы и профильные предметы. Комплекс мероприятий первой и второй половины дня нацелен на вовлечение всех участников образовательного процесса в физкультурно-оздоровительное и спортивно-творческое движение.

^ Среди обучающихся школы (за несколько лет)

Призёры

район.

сорев.

Чемпионы

района

Призёры

области

Чемпионы

области

Чемп. город.

сорев.

Призёры город.

сорев.

26

21

22

13

16

27

Ведущей причиной, приводящей к «отсеву» учащихся является пропуск уроков без уважительной причины, вследствие которого – неуспеваемость и потеря интереса к учебному труду. Для решения этой проблемы была организована система профилактической работы, которая включает в себя:

  • взаимодействие между классным руководителем, социальным педагогом, администрацией школы по учёту учащихся, систематически пропускающих занятия без уважительной причины;

  • внедрение ежедневного контроля за посещаемостью обучающихся учебных занятий,

  • обеспечение взаимного информирования школы, КДН о фактах систематических пропусков учащимися,

  • принятие оперативных мер по возращению детей в школу.

В 2005-2006 учебном году введён журнал опозданий, а с 2008-2009 учебного года ведется работа по созданию и апробации базы данных обучающихся всей школы с целью ежедневного контроля за посещением уроков и подготовки к ним. В результате этой работы педагогический коллектив добился сокращения пропусков уроков по неуважительной причине.

Кол-во пропусков

2003-2004

2004-2005

2005-2006

2009 - 2010

итого

7155

5450

3972

1277

Одним из разделов психологической помощи является вопрос оценки готовности детей к школе. Набор детей в школу мы начинаем в апреле – мае, т.к. многие дети, поступающие в 1 класс, не посещают детский сад, а следовательно, адаптация в процессе обучения будет проходить особенно тяжело. Высокая степень средней и низкой дезадаптации школьников начальных классов напрямую связана с качеством их обучения. Можно предположить, что половина будущих первоклассников находятся в «группе риска» и могут быть неуспешными в начальной школе.

Решая проблему повышения качества обучения, через снижение степени дезадаптации, школа может часть детей обеспечить дошкольным образованием, организуя предшколу. В 2008-2009 году была организована группа по подготовке к школе, которую посещало только 6 детей, а в 20010 году количество детей увеличилось до 17. Следовательно, организация предшкольного образования стала востребованной для родителей. Дети посещают школу с желанием, участвуют во внеклассных мероприятиях начальной школы.

В 2009-2010 учебном году в качестве эксперимента ввели коррекционный час по математике, учитель Родионова Н.А., в 5 классе для детей с особыми образовательными потребностями. Благодаря коррекционному занятию педагог с каждым учащимся мог обсудить его проблемы, наметить план их решения. Так как программа по математике в 5 классе построена так, что первое полугодие, в основном, повторение, то ученик мог работать по индивидуальным карточкам, отрабатывать задания, разобранные на коррекционном часе. Таким образом, каждый учащийся получил возможность работать самостоятельно. В результате чего, появилась мотивация в обучении и повысилась самооценка учащихся.

Кроме этого, классным руководителем 3 класса - Стальмаковой О.Н., была организована исследовательская работа в рамках проекта «Песни ВОВ», где задействованы все учащиеся её класса. Идея этого проекта – это полноценное участие детей особыми образовательными потребностями в жизни общества. Благодаря этой деятельности отмечается сплочение коллектива, каждый ребёнок чувствует свою значимость, сопричастность общему делу, становится более уверенным в себе, появляется желание посещать школу, получать новые знания. Немаловажным является тот факт, что учитель, используя метод поисковой деятельности, только их направляет, а дети сами учатся организовывать свою деятельность. Это позволило развить у учащихся коммуникативные навыки, научить представлять свой опыт на научно-практической конференции.

Благодаря работе всего педагогического коллектива стало традиционным проведение совместных с НИИПЗ СО РАМН научно-практических семинаров, где обобщается опыт межведомственного взаимодействия специалистов (педагогов-психологов-логопедов-медицинских сотрудников – социальных сотрудников – родительской общественности) и намечаются перспективы развития помощи детям с особыми образовательными потребностями.

Как результат этой деятельности, снизилось количество пропусков уроков, повысилась мотивация учащихся в обучении, имеются случаи перевода обучающихся с программы 7 вида на общеобразовательную программу, следовательно, выпускники успешно сдают экзамены за курс средней школы, в дальнейшем продолжая обучение в лицеях, техникумах.

Таким образом, основной целью коррекционной работы в школе - это осуществление индивидуального подхода к каждому ребёнку, что позволит обеспечить достаточно высокий уровень его развития, воспитания и обучения.




Похожие:

Организация системы коррекционно-развивающего обучения в сельской школе. Фёдорова О. В., зам дир по увр, учитель-логопед моу «Лучановская сош» icon1 апреля в моу «Лучановская сош» прошёл первый урок «Основы мировых религиозных культур»
России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. На уроке присутствовали: зам...
Организация системы коррекционно-развивающего обучения в сельской школе. Фёдорова О. В., зам дир по увр, учитель-логопед моу «Лучановская сош» iconОрганизация предпрофильной подготовки в малокомплектной сельской школе Созыкина Г. В., зам директора по увр моу леботёрская оош чаинского района
Использовать педагогический потенциал школы её кадровые, методические и материально-технические ресурсы
Организация системы коррекционно-развивающего обучения в сельской школе. Фёдорова О. В., зам дир по увр, учитель-логопед моу «Лучановская сош» iconПротокол №1 от 29 августа 2008 года
Классы коррекционно-развивающего обучения создаются в оу в соответствии с концепцией коррекционно-развивающего обучения, утвержденной...
Организация системы коррекционно-развивающего обучения в сельской школе. Фёдорова О. В., зам дир по увр, учитель-логопед моу «Лучановская сош» iconПротокол общешкольного родительского собрания №2 от 06. 2011г
Присутствовало: 44 человека, Лоскутова О. В., зам по увр, Чекалина О. В., педагог-психолог, Лукиных Н. В., учитель-логопед? Ситникова...
Организация системы коррекционно-развивающего обучения в сельской школе. Фёдорова О. В., зам дир по увр, учитель-логопед моу «Лучановская сош» iconЗам дир по увр зам дир по кр

Организация системы коррекционно-развивающего обучения в сельской школе. Фёдорова О. В., зам дир по увр, учитель-логопед моу «Лучановская сош» iconГригорьева Екатерина Александровна, зам дир по увр, руководитель кружка для 2-4 классов «Основы информатики» Тема: "Повторение. Работа в текстовом и графическом редакторах." Цели урок
Григорьева Екатерина Александровна, зам дир по увр, руководитель кружка для 2-4 классов «Основы информатики»
Организация системы коррекционно-развивающего обучения в сельской школе. Фёдорова О. В., зам дир по увр, учитель-логопед моу «Лучановская сош» iconЗам дир по увр

Организация системы коррекционно-развивающего обучения в сельской школе. Фёдорова О. В., зам дир по увр, учитель-логопед моу «Лучановская сош» iconПлан-график организационных мероприятий по реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся 9-11-х классов на 2010-2011 учебный год в моу «сош №9 г. Ртищево Саратовской обл.»
Директор школы, зам директора по увр щаднева М. А., зам директора по оэр мачильская Е. Н., зам директора по вр аношина Н. Ю
Организация системы коррекционно-развивающего обучения в сельской школе. Фёдорова О. В., зам дир по увр, учитель-логопед моу «Лучановская сош» iconПрактикум по теме. Декабрь Зам дир по увр

Организация системы коррекционно-развивающего обучения в сельской школе. Фёдорова О. В., зам дир по увр, учитель-логопед моу «Лучановская сош» iconКирьяковой Ларисы Валентиновны заместителя директора по увр 1 квалификационной категории мобу «Кулагинская сош»
Обобщение опыта Кирьяковой Ларисы Валентиновны заместителя директора по увр 1 квалификационной категории мобу «Кулагинская сош»,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы