Развитие графических навыков у младших школьников дашиева Б. А., Федорова О. В icon

Развитие графических навыков у младших школьников дашиева Б. А., Федорова О. В



НазваниеРазвитие графических навыков у младших школьников дашиева Б. А., Федорова О. В
Дата конвертации26.10.2012
Размер45.6 Kb.
ТипДокументы
источник

РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Дашиева Б.А., Федорова О.В.

НИИ ПЗ ТНЦ СО РАМН

Современная школа характеризуется увеличением числа учащихся, нуждающихся в квалифицированном психолого-психотерапевтическом сопровождении. Особенно важно получение подобной помощи на ранних этапах, еще до поступления ребенка в школу. По своей сути эта помощь должна быть не столько диагностической, как было принято в школьной психологической службе, но психокоррекционной и иметь выраженную профилактическую направленность. Для эффективной и целенаправленной помощи необходимо иметь полное и адекватное представление о факторах риска и условиях возникновения и формирования всего спектра школьных проблем, которые, так или иначе, касаются всех участников образовательного процесса.

Не вызывает сомнений, что на формирование психопатологии пограничного уровня у детей и подростков оказывают влияние и изменяющиеся макросоциальные условия. В частности, проживание в сельской местности характеризуется усугублением ряда негативных признаков: более низкий материальный уровень и качество жизни, более выраженная безработица, отсутствие реальных перспектив на получение качественного образования и повышение культурного уровня.

Межведомственным центром НИИ психического здоровья разработана модель помощи сельским жителям. На первом этапе происходит выбор населенного пункта в соответствии целями и задачами исследования и возможностью практического использования полученных результатов в перспективе («социальный» заказ). На втором этапе в условиях экспедиционной деятельности проводится первичный скрининг, дифференцирующий когорту на группы по степени медико-психолого-психотерапевтического, психокоррекционного и педагогического вмешательства. На третьем этапе осуществляются реабилитационно-профилактические, информационно-образовательные мероприятия, которые проводятся как среди самих учащихся, так и среди родителей и педагогов. Четвертый этап заключается в оценке эффективности и анализе всей работы с предложением практических рекомендаций.

НИИ психического здоровья в рамках этой модели было предпринято исследование состояния психического здоровья сельских учащихся.

Анализируемые материалы являются результатом экспедиционных исследований (2003-2004г) учащихся средней общеобразовательной школы, проживающих в селе Лучаново Томской области,.

Одним из разделов психологической помощи являлся вопрос оценки готовности детей к школе. Анализ педагогической работы показывает увеличение количества детей в начальной школе, имеющих трудности в обучении. Причинами этих трудностей являются недостаточная готовность ребенка к школе и задержка развития высших психических функций. Такие дети не любят рисовать и лепить, играть с мелкими деталями конструктора, недостаточно хорошо владеют ножницами, плохо ориентируются на плоскости листа и в пространстве, имеют недостаточно развитые внимание, память, мышление, речь, а также моторные функции. Очень важно как можно раньше обратить внимание на таких детей и начать своевременно коррекционную работу над нарушенными или недоразвитыми функциями.

Нами с этой целью были приглашены и осмотрены дети, поступающие в первый класс. Из 19-ти будущих первоклассников только треть посещает детский сад, с ними проводятся подготовительные занятия к школе. «Неорганизованные» дети при психологическом обследовании демонстрируют очень низкую готовность к школе: имеют недостаточный словарный запас, не умеют обобщать и выделять объект по лишнему признаку, путаются в названии цветов, имеют недостаточные знания об окружающей среде, плохо ориентируются в пространстве и собственной схеме тела. В анамнезе у 100 % - перинатальное поражение ЦНС, назначаемое лечение проводилось в единичных случаях. Все дети имеют общее недоразвитие речи III уровня, проявляющееся нарушением звукопроизношения, только двое из них начинали логопедические занятия, но занятия не были систематическими. Родители остальных детей игнорировали рекомендации врача (чаще всего, невропатолога) обратиться к логопеду. Четверо детей имеют признаки задержки психического развития, у двоих состояние характеризуется как социально-педагогическая запущенность, одна девочка имеет признаки умственной отсталости. Семейные условия проживания являются дисфункциональными у 30 % дошкольников. Это неполные семьи, родители с алкогольной зависимостью, у троих детей родители лишены родительских прав и их воспитанием заняты опекуны.

С детьми, имеющими нарушение речевого развития, в школе проводятся логопедические занятия, в структуре которых большое значение приобретает развитие графических навыков, что вызывает активизацию развития высших психических функций. Вся коррекционная работа по развитию графических навыков делится на три этапа. На первом этапе ребенок учится ориентироваться не только на плоскости листа, но и в пространстве, происходит формирование простейших графических навыков, а вместе с тем – развитие внимания, слухового восприятия и функции самоконтроля.

На втором этапе акцент делается на формировании умения самостоятельно работать с графическим материалом, помощь логопеда эпизодическая, задания усложняются (предлагается не только скопировать графический материал, но и изобразить зеркально). Такие задания формируют и укрепляют взаимодействие полушарий головного мозга, дают ребенку возможность самостоятельно воспринимать и контролировать пространство. Завершив задание, ребенок может дорисовать и раскрасить свою работу, что развивает воображение и творческую фантазию, моделирует эстетические чувства и индивидуализирует цветовую гамму ребенка.

На третьем этапе происходит аккумуляция и реализация всех наработанных ранее навыков. Он требует большей самостоятельности и ответственности, но дает возможность самовыражения и самореализации, ребенок учится облекать свои мысли в приемлемую и понятную для окружающих форму. Это может быть устный рассказ по скопированной и дорисованной картинке или мини-сочинение. Многие дети сами составляют графические рисунки для своих одноклассников, что позволяет неуспешным в учебе детям социально адаптироваться в коллективе.

В результате работы над графическими навыками происходят изменения, благоприятно сказывающиеся на успеваемости школьника: у 90% учащихся исчезают ошибки кинетического характера, уменьшается число ошибок при математическом счете и при списывании с письменного и печатного текста, улучшается оформление работ по геометрии, у некоторых детей существенно улучшается почерк. Следовательно, адекватно спланированная коррекционная логопедическая работа при необходимом медикаментозном сопровождении повышает успешность учащегося начальных классов в школе и создает благоприятные условия для эффективного усвоения программы на следующих этапах обучения.



Развитие графических навыков у младших школьников

В сб.: Актуальные вопросы психиатрии и наркологии.― Томск, 2005, №12, с. 39-40

Дашиева Б.А.,Фёдорова О.В.




Похожие:

Развитие графических навыков у младших школьников дашиева Б. А., Федорова О. В iconУчет особенностей младших школьников при обучении иностранным языкам. Методические отличия при работе с младшими школьниками моу сош №3 г. Гусева
Психологические и психофизиологические характеристики младших школьников, способствующие развитию навыков общения на иностранном...
Развитие графических навыков у младших школьников дашиева Б. А., Федорова О. В iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Кузедеевская средняя общеобразовательная школа» Развитие устной речи младших школьников
Виды работ по развитию устной речи младших школьников Заключение
Развитие графических навыков у младших школьников дашиева Б. А., Федорова О. В iconТема: Духовно-нравственное развитие в проектной деятельности младших школьников
«Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников как условие реализации ооп оу в рамках фгос»
Развитие графических навыков у младших школьников дашиева Б. А., Федорова О. В iconСамостоятельная работа №1 (6 ч. ) «Духовно-нравственное развитие в проектной деятельности младших школьников»
«Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников как условие реализации ооп оу в рамках фгос»
Развитие графических навыков у младших школьников дашиева Б. А., Федорова О. В icon«Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников как условие реализации ооп оу в рамках фгос» Кафедральный инвариантный модуль.
Тема: «Духовно-нравственное развитие в исследовательской деятельности младших школьников»
Развитие графических навыков у младших школьников дашиева Б. А., Федорова О. В iconПриказ От 03. 11. 2010 года №468 о проведении муниципальной Интернет-викторины для младших школьников
Моу сош №3 г. Ртищево Саратовской области по реализации программы «Разговор о правильном питании» и в целях пропаганды культуры питания,...
Развитие графических навыков у младших школьников дашиева Б. А., Федорова О. В iconЦели и задачи: развитие у младших школьников навыков санитарии и гигиены
Предварительная работа: чтение стихов и рассказов о гигиене и здоровье, пословиц и поговорок о гигиене и здоровье, практические занятия...
Развитие графических навыков у младших школьников дашиева Б. А., Федорова О. В iconГладышенко Галина Владимировна умк «21 век» первая Тема самообразования: «Развитие орфографической зоркости младших школьников на урок
Тема самообразования: «Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации...
Развитие графических навыков у младших школьников дашиева Б. А., Федорова О. В icon«О проведении районного конкурса для младших школьников «Люблю тебя, моя Россия»
С целью формирования патриотического сознания у младших школьников через привлечение внимания к истории и природе родной страны,...
Развитие графических навыков у младших школьников дашиева Б. А., Федорова О. В iconРазвитие коммуникативных компетенций младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
Целью второго эксперимента является создание педагогических условий для становления и развития общеучебной компетентности младших...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы