Подготовила: Учитель-логопед icon

Подготовила: Учитель-логопед



НазваниеПодготовила: Учитель-логопед
Дата конвертации27.10.2012
Размер131.83 Kb.
ТипДокументы
источник


«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ФФНР)»


Подготовила:

Учитель-логопед

МБДОУ детского сада

Комбинированного вида № 4

Краснодарского края

города Горячий Ключ

Попова Екатерина

Николаевна


Понятие о фонематическом слухе и его формировании. В современной педагогической, психологической и методиче­ской литературе используются разные термины для обозначения фонематического слуха: речевой слух, фонематический слух, фоне­матическое восприятие.

Термин речевой слух обозначает способность различать в рече­вом потоке отдельные звуки речи, обеспечивающую понимание слов и их значений. Без речевого слуха речевое общение невоз­можно. Речевой слух начинает формироваться у детей при вос­приятии речи окружающих и при собственном проговаривании. Речевой слух представляет собой составной элемент языкового чутья. В связи с обучением чтению и письму механизм речевого слуха изменяется, так как формируется умение звукобуквснного анализа с учетом правил графики родного языка. Все это связано с необходимостью ориентировки в морфемном составе слова и словообразовании. Приемы формирования речевого слуха раз­личны: практика восприятия на слух и говорения; фонетический анализ и синтез и пр. Термин речевой слух употребляется в мето­дической литературе по русскому языку и методике развития ре­чи. В психологических исследованиях и логопедии речевой слух называют фонематическим слухом.

Онтогенетические особенности развития фонематического слуха

Фонематический слух у ребенка начинает формироваться очень рано. На второй неделе жизни ребенок, услышав звук человече­ского голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить. К концу первого месяца жизни младенца можно успокоить колыбельной песней. К концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего и сле­дит за ним глазами.

В период появления лепета ребенок повторяет видимую арти­куляцию губ взрослого, пытается подражать. Многократное по­вторение кинестетического ощущения от определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка артикулирования.

С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает тон, темп, ритм, мелодику и интона­цию речи. Уже к 2 годам дети различают вес тонкости родной ре­чи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка-миска). Так формируется фонематический слух способность воспринимать звуки человеческой речи. От 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за сво­им произношением, умение исправлять его в некоторых случаях.

КЗ-4 годам фонематическое восприятие ребенка настолько улучшается, что он начинает дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, потом мягкие и твердые, сонорные, шипящие и свистящие.

К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприя­тие. К этому же времени у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения.

Формирование правильного произношения зависит от способ­ности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т. с. от опреде­ленного уровня развития фонематического слуха, обеспечиваю­щего восприятие фонем данного языка. Фонематическое воспри­ятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражении. Постепенно эти раздражения дифференцируются и становится возможным вычле­нение отдельных фонем. При этом большую роль играют первич­ные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

При помощи аналитико-синтетической деятельности происхо­дит сравнение ребенком своей несовершенной речи с речью стар­ших и формирование звукопроизношения. Недостаточность ана­лиза или синтеза сказывается на развитии произношения в це­лом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха до­статочно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. Л. Н. Гвоздев, В. И. Бельтгоков, Н. X. Швачкин, Г. М. Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е. производить анализ звуковой струк­туры слова.

Д. Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специ­ального обучения, при котором детей обучают средствам звуко­вого анализа. Развитие фонематического слуха и фонематическо­го восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.

Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребенка, т. е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.

Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произно­шения фонем.

Дети с ФФНР - это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Р.М.Боскис, Г.А.Каше отводят большую роль формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

По данным Т. А. Ткаченко, развитие фонематического воспри­ятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.

Несомненна связь в формировании лексико-грамматических и фонематических представлений. При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слого­вой структуры.

Без достаточной сформированное фонематического воспри­ятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа. Звуковой анализ - это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: соче­таний звуков,слогов и слов.

Р.Е.Левина писала, что «узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонема­тическое восприятие и звуковой анализ».

У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками.

Р. М. Боскис, Р.Е.Левина, Н. X. Швачкин, Л. Ф. Чистович, А.Р.Лурия считают, что при нарушении артикуляции слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие.

Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овла­дение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематическо­го восприятия может быть различна. Можно выделить следующие его уровни:

1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уро­вень действий звукового анализа сформированы недостаточно.

2. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезии вследст­вие анатомических и двигательных дефектов органов речи. На­рушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие – важнейший механизм развития произношения.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;

при сформированной артикуляции неразличение звуков, отно­сящихся к разным фонетическим группам;

невозможность определить наличие и последовательное ть зву­ков в слове.

Особенности речи детей с ФФНР

Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется сле­дующими особенностями:

1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артику­ляции, например: вместо [с], [ш]-[ф], вместо [р], [л]-[л'], [j], вместо звонких - глухие; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяют­ся звуками [т], [т'], [д], [д']. Отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному признаку создаст условия для смешения со­ответствующих фонем. При смешении звуков, близких артикуля-циоцно или акустически, у ребенка формируется артикулема, но сам процесс фонемообразования нс заканчивается. Трудности раз­личения близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и на письме. Коли­чество неправильно произносимых или неправильно употребляе­мых в речи звуков может достигать большого числа - до 16-20. Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипя­щие ([с]-[с'], [э]-[з'], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]); звуки [т'] и [д']; звуки [л], [р], [р']; звонкие замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягких и твердых звуков; отсутствует согласный [j]; гласный [ы].

2. Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчетливый звук, вместо [ш] и [с] - мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] - нечто вроде смягченного [ч].

Причинами таких замен является недостаточная сформиро-вапцость фонематического слуха или его нарушения. Такие нару­шения, где одна фонема заменяется другой, что ведет к искаже­нию смысла слова, называют фонематическими.

3. Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребенок одно и то же слово в разном контексте или при повторении про­износит различно. Бывает, что у ребенка звуки одной фонетиче­ской группы заменяются, звуки другой - искажаются. Такие на­рушения называются фонетико-фонематическими.

4. Искаженное произношение одного или нескольких звуков. Ре­бенок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух нс различать большее число звуков из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических про­цессов.

Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или ее нарушения. Это фонетические нарушения, которые не влияют на смысл слова.

Знание форм нарушения звукопроизношения помогает опреде­лить методику работы с детьми. При фонетических нарушениях большое внимание уделяют развитию артикуляционного аппара­та, мелкой и общей моторики, при фонематических нарушениях -развитию фонематического слуха.

При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов

со стечением согласных: вместо скатерть - они говорят «катиль» или «катеть», вместо велосипед - «сипед».

Состояние фонематического восприятия у детей с ФФНР

Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического воспри­ятия. Они испытывают трудности, когда им предлагают, внима­тельно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога. Такие же трудности возникают при повто­рении за логопедом слогов с парными звуками, при самостоя­тельном подборе слов, начинающихся на определенный звук, при выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук. Несформированность фонематического воспри­ятия выражается в:

нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;

неподготовленности к элементарным формам звукового ана­лиза и синтеза;

затруднениях при анализе звукового состава речи.

Кроме перечисленных особенностей произношения и фонема­тического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая сма-занность речи; нечеткая дикция, некоторая задержка в формиро­вании словаря и грамматического строя речи (например, ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).

Детей с ФФНР зачисляют с 5 лет в старшую логопедическую группу сроком на 1 год обучения и в подготовительную группу на 1 год обучения, если ребенку 6 лет.

Ребенка зачисляют в группу детей с ФФНР, если у него нару­шено произношение (не менее 5-6 звуков из 2 фонетических групп).

Методика проведения речевого обследования детей с ФФНР

Обследование детей в группе ФФНР осуществляет логопед. С результатами логопедического обследования знакомится воспи­татель, анализирует их, заполняет соответствующие страницы в «Журнале воспитателя». Воспитатель должен уметь анализиро­вать состояние речевой функции детей с ФФНР и владеть некото­рыми приемами речевого обследования.

1. Состояние звукопроизношения проверяется логопедом.

2. Состояние фонематического слуха определяется логопедом.

3. Результаты логопедического обследования воспитатель от­мечает в тетради.

Вот некоторые приемы проверки состояния звукопроизношения и фонематического слуха. Ребенка просят:

услышать разницу между правильным и неправильным произ­ношением звука в собственной и чужой речи (неразличенис может происходить из-за ослабленного слухового контроля);

воспроизвести за взрослым слоговые сочетания из легких для произнесения звуков: [на-ба-па] и т. и. (затруднение при воспро­изведении вызывается неправильным восприятием слогов с оппо­зиционными звуками);

выделить определенный звук из цепочки звуков, например [с] среди звуков [т], [ц], [ч], [с], [з], [ш], [р] и т.н. (ребенок, услышав за­данный звук, поднимает руку (символ) или подаст знак, k\ik это заранее условленно);

выделить слог из ряда слогов, например [са] из ряда [за], [ша], [са], [ша] и т.п. (ребенок, услышав заданный слог, поднимает руку (символ) или подает знак иначе);

определить наличие звука [с] в словах: синки, зонт, нос, щука и т. и. (ребенок, как и ранее, подает знак, если услышит нужный звук);

повторить в заданной последовательности 2 слога типа [ca-iiia], если ребенку пет 5 лет; если ребенку 6 лет, можно предложить по­следовательность из 3 слогов (проговаривая слоги, педагог экра­ном закрывает рот);

разложить на столе в произвольном порядке несколько карч-и­нок, названия которых отличаются друг от друга только одним из дифференцируемых звуков; попросить ребенка показать назван­ные взрослым картинки: например, кит и кит, кит и ком;

усложняя условия, можно предложить ребенку повторить 3-4 простых слога, включающих как разные согласные или гласные звуки, например [на-та-ка], так и акустически близкие: [са iiia-за]. Этот прием выявляет нс только нарушения дифференциации звуков речи, но и особенности речеслуховой памяти (удержание последовательности звуков или слогов, их количества).

Дети, имеющие отклонения в развитии фонематического вос­приятия, не могут ни четко повторить эти звуки, ни правильно показать картинки с определенным звуком. Возможны частичные нарушения, связанные с недостаточным различением одной груп­пы звуков или одной пары звуков при хорошем различении дру­гих звуков. Однако даже небольшие отклонения могут стать при­чиной затруднении при совершении ребенком действий звукового анализа. Обнаружить такие отклонения можно только при тща­тельном обследовании состоянии фонематического слуха.

Особенности работы логопеда и воспитателя по развитию

фонематического слуха и фонематического восприятия

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап - узнавание неречевых звуков;

II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

III этап - различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап - дифференциация слогов;

V этап - дифференциация фонем;

VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.

Работа по формированию фонематического восприятия начи­нается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неуме­ние вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение.

Работа по формированию фонематического восприятия в са­мом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают спо­собность узнавать и различать неречевые звуки.

Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосо­четания, слова.

Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому со­ставу. Позже - учатся различать слоги и затем уже фонемы родно­го языка.

Задачей последнего этапа работы является формирование у де­тей навыков элементарного звукового анализа: умения опреде­лять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; прово­дить анализ гласных и согласных звуков.

Рекомендации по совместной организации коррекционно-педагогической работы логопеда и воспитателя в старшей и подготовительной группах ФФНР

Задачи коррекционного обучения дошкольников с ФФНР

Основными задачами коррекционного обучения в старшей и подготовительной группах для детей с ФФНР в детском саду яв­ляются:

Формирование и развитие слухового внимания, слуховой па­мяти и фонематического восприятия.

Формирование звукопроизношения. Формирование навыков дифференциации звуков. Формирование слоговой структуры слова и звуконаполняемости слога.

Формирование звукослогового анализа и синтеза слова. Развитие лексики, грамматического строя и связной речи в со­ответствии с программой обучения и воспитания в детском саду. Подготовка к обучению грамоте (в старшей группе ФФНР). Обучение по слоговому чтению в подготовительной группе ФФНР.

Подготовка к обучению письму и обучение письму печатными буквами (в подготовительной группе ФФНР).

Пропедевтическое формирование орфографических знаний и умений (в подготовительной группе ФФНР).

Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем группы ФФНР

При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по пре­одолению ФФНР у детей коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, важны и тесно связаны с за­дачами логопеда. Это:

1) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонемати­ческого восприятия;

2) совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики при устранении недостаточности развития речевой моторики, освоение артикуляционных упражнений, развивающих под­вижность артикуляционного аппарата;

3) закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков;

4) закрепление, уточнение и активизация отработанного лого­педом лексического материала на занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах;

5) закрепление сформированных логопедом грамматических категории;

6) формирование диалогической и монологической форм связ­ной речи;

7) закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза;

8) закрепление навыка чтения;

9) подготовка детей к письму, формирование графических на­выков;

10) развитие памяти, внимания, мышления.

Решение поставленных задач осуществляется не только на спе­циально организованных занятиях логопеда и воспитателя, но и в течение всего дня, когда ребенок находится в дошкольном учреж­дении.




Похожие:

Подготовила: Учитель-логопед iconФонетическая зарядка Скороговорки
Различение звуков г-к закрепление. Групповое логопедическое занятие в 3 классе по коррекции акустической дисграфии. Презентацию подготовила...
Подготовила: Учитель-логопед iconПоложение об оплате труда работников муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3 села Алакуртти»
Преподаватель, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности, тьютор, учитель, учитель – логопед (логопед)
Подготовила: Учитель-логопед iconКонспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе на тему: «Пересказ рассказа «Белая сказка». Подготовила учитель – логопед Мунтян О. В. Тема
Совершенствование грамматических категорий (согласование числительных с существительным)
Подготовила: Учитель-логопед iconКонсультация для родителей подготовила учитель – логопед Мунтян О. В. «Что с моим ребёнком?»
Перинатальная энцефалопатия (пэп) собирательный диагноз, подразумевающий нарушение функции или структуры головного мозга различного...
Подготовила: Учитель-логопед iconПодготовила: учитель-логопед Кузнецова Л. И
Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому важно устранить все недостатки звукопроизношения...
Подготовила: Учитель-логопед icon«Речь детей пятого и шестого года жизни» Подготовила: Новикова О. М., учитель-логопед к 5-6 годам
Например, он говорит "намакаронился" (съел макароны), "не отсонился" (не выспался) и т д.). Это свидетельствует о том, что ребенок...
Подготовила: Учитель-логопед iconПодготовила учитель-логопед Притула М. Д. Развитие мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста в играх и упражнениях. Логические цепочки
Готовительной к школе группе особую роль начинает играть словесно- логическое мышление. Этот вид мышления самый сложный, он оперирует...
Подготовила: Учитель-логопед iconПротокол общешкольного родительского собрания №2 от 06. 2011г
Присутствовало: 44 человека, Лоскутова О. В., зам по увр, Чекалина О. В., педагог-психолог, Лукиных Н. В., учитель-логопед? Ситникова...
Подготовила: Учитель-логопед icon«Почему не каждому даётся грамота?» Консультация для родителей. Подготовила учитель-логопед муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» Змановская Роза Джумаевна.
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах...
Подготовила: Учитель-логопед iconСинонимы Учитель-логопед мскоу школа-интернат г. Амурск

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы