Коррекция общего недоразвития речи у младших школьников
Коррекция общего недоразвития речи у младших школьников icon

Коррекция общего недоразвития речи у младших школьников



НазваниеКоррекция общего недоразвития речи у младших школьников
Дата конвертации27.10.2012
Размер93.5 Kb.
ТипДокументы
источник



Рощенко Анна Геннадьевна, учитель-логопед МОУ « Яйская основная

общеобразовательная школа №1», пос. Яя, Кемеровской области.


Коррекция общего недоразвития речи у младших школьников

Речевое развитие учащихся определяет возможность получения ими образования, помогает актуализировать имеющийся личностный потен­циал, сформировать у детей систему ценностей и потребностей. Уровень развития навыков и средств общения определяет дальнейшую коммуника­тивную деятельность человека.

Серьёзным препятствием на начальных этапах овладения младшими школьниками письмом и чтением, а на более поздних этапах - в усвоении ими грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов, яв­ляются речевые нарушения учеников. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребёнок практически не усваивает программу началь­ной школы, а в наиболее тяжёлых случаях даже встаёт вопрос о невоз­можности его обучения в массовой школе. В этом случае учитель-логопед должен правильно организовать и провести коррекционную работу, что поможет таким детям справиться с имеющимися у них нарушениями речи и наравне с другими учениками овладевать школьными знаниями.

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам свои конспекты занятий по данной теме.

Работа над словом

Тема Знакомство со словами - «предметами»

ЗАДАЧИ:

  • познакомить детей с понятием «слово», его лексическим значением

  • способствовать практическому усвоению слов, обозначающих живые и неживые предметы.

  • развивать зрительное внимание, память.

ОБОРУДОВАНИЕ: маска лягушки, предметные картинки, звуковая схема слова, раздаточный материал (звуки -кружки, слова -бумажные полоски), кукла.

^ ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Организационный момент

А)Развитие речевого слуха

Игра «Лягушки»

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Увидали комара,

Закричали «ква»!

Дети по очереди произносят «ква», а один из детей угадывает, чей голос.

Б)Психогимнастика.

Вам нужно изобразить лягушек, которые охотятся за комарами.

Покажите, как вы будете держать лягушку в ладошке.

^ 2. Сообщение темы занятия

-Сегодня мы узнаем о словах, которые обозначают предметы. Будем учиться задавать вопросы. Познакомимся со схемой слов- предметов.

^ 3. Закрепление понятий о звуке «Машенька в волшебном городе»

-В каждом замке живут звуки , помогите Маше назвать их.

Красный -А-О-У-И.

Синий -Д-Ш-Ж-Б.

Зелёный - Л - М - Н.

Демонстрация картинки «Звуковые замки»

^ 4. Ознакомление с понятием «слово»

Демонстрация картинки «Сад»

-Кукла Маша попала в сад. Что она увидела? Какие цветы растут в саду? Назовите другие предметы, которые находятся в саду.

-Вы произносили слова. Послушайте стихотворение о словах

Всему название дано-

И зверю и предмету.

Вещей кругом полным полно,

А безымянных нет

И все, что только видит глаз -

Над нами и под нами

И всё, что в памяти у нас, означено словами.

-Волшебница пригласила Машеньку в лес.

-Кого мы увидели в лесу?

-Что мы увидели в лесу?

-Вы назвали много слов

- Почему звучали слова? (Потому, что в них есть звуки). Слова состоят из звуков.

Утрированное произношение слов

- Сложите руки «чашечкой», соберите звуки. Я скажу слова медленно, тихо, а вы - громко и быстро.

^ М-А-Л-И-Н-А, К-О-Т, М-А-Ш-И-Н-А

Л-И-С-А, Д-О-М, К-У-К-Л-А
Звуковая схема слова. Демонстрация картинки «Мак ».














М

А

К





-Послушайте, как оживают кружочки - они превращаются в звуки. Звуки можно разбросать М - А - К. А затем снова собрать. Получилось слово (мак).

^ Вывод: все слова состоят из звуков.

5. Физминутка

-Я назову слово — название животного, а вы должны изобразить движения.

(медведь; мышь; белка; птица)

  1. ^ Развитие силы голоса

Лес качается от ветра.

-Осенние листочки на веточках сидят.

-Осенние листочки детям говорят: (тихо-громко)

Осиновый А - А.

Берёзовый И - И.

Рябиновый О - О – О

Дубовый У - У - У.

^ 7. Дифференциация понятий «звук - слово»

-Присядем на лесной полянке и вместе произнесем звуки (А - О -У - И).

-Что мы сейчас делали?

-Машенька спрашивает, что мы сейчас произносили? А сейчас произнесите по 2 слова. Мы будем обозначать звуки- кружками, а слова -бумажными полосками. Я называю звук или слово, а вы должны поднять кружок -звук или полоску-слово.

^ 8. Усвоение понятий «живой — неживой»

Понимание вопросов КТО? ЧТО?
Сравнение девочки с куклой.

-Чем отличается кукла Маша от наших девочек? (Она неживая)

-Нина, кто ты? (Девочка)

-Миша кто ты? (Мальчик)

-Всё вы кто? (Дети)

-Вы, я, мы, мамы, папы - все мы живые люди.

Картинки с изображением животных, людей.

-Это - живые существа. Если мы не знаем название животного.

тогда спрашиваем – «кто это?» Что общего у всех животных?

-У всех животных есть органы. Они могут передвигаться, слышать, видеть,

дышать, чувствовать.

-Посмотрите, сколько вокруг нас предметов.

-Они стоят, сами не двигаются, у них нет ни глаз, ни ушей.

-Это -неживые предметы. Об этих предметах мы спрашиваем — «что это?»

-Слова, обозначающие живые и неживые предметы мы будем обозначать схемой

Показ картинок с живыми и неживыми предметами.

- Задайте вопрос к каждой картинке КТО? или ЧТО?

^ 9. 3акрепление названий частей тела людей и животных

-Человек - самое умное живое существо на планете Земля. Как вы думаете, почему человек самый умный? Что общего между человеком и птицей? Назовите органы, расположенные на голове.

Мы назвали много - много (слов).

10. Итог. Что нового сегодня узнали?


ТЕМА Слова –« действия»

ЗАДАЧИ:

  • учить различать слова, обозначающие действие предмета

  • учить задавать вопросы к словам, обозначающим действие предмета

  • развивать слуховое внимание, память

ОБОРУДОВАНИЕ: звуковые игрушки, предметные картинки, схема слов-«действий»

^ ХОД ЗАНЯТИЙ

  1. Организационный момент.

Психогимнастика.

А)Релаксация «Заводные игрушки».

-Дети, вы превратились в заводные игрушки. Вокруг себя повертитесь и в куклу Машу превратитесь (2 — в зайку, 3 — в собачку, 4 - в мячик)

-Заводная кукла сломалась. Почувствуйте напряжение, а сейчас покажите, как вы умеете расслабляться. Сначала уронила голову, затем правую руку, левую, туловище. Вам очень жалко сломанную куклу, как вы огорчились. Куклу починили. Покажите, как вы радуетесь.

^ Б)Развитие слухового внимания. Рассматривание игрушек.
Узнавание их по звуку.

  1. Сообщение темы занятия

-Сегодня мы узнаем о словах которые обозначают действие. Будем учиться задавать вопросы . Познакомимся со схемой слов- действий

^ 3. Дифференциация понятий «звук - слово». Закрепление

-Как плачет Оля? (А - А - А)

-Как Дима произносит звук «У»? (У - У - У)

-Что мы произносили? (Звуки)

-Назовите слова - названия игрушек. (На доске схемы -бумажные полоски на каждое сказанное слово) .Мы назвали много слов. Посмотрите, это полоски - домики слов. Ими мы будем обозначать слова. Вы помните, из чего состоят слова? Сделайте руки чашечкой, соберите звуки, назовите слова

Л-О-М ^ С-Т-О-Л Д-О-Р-О-Г-А

-Чем мы обозначаем звуки? (Кружком) В правую руку возьмите кружок, в левую - полоску. Услышите слово - поднимаете полоску, звук — кружок.

^ 4. Развитие речевого слуха и фонематического восприятия

-В названии каждого предмета есть свои звуки. Если заменить хотя бы один звук, мы не узнаем слово, Я буду произносить слова правильно и неправильно, а вы хлопайте в ладоши, когда услышите правильно сказанное слово.

- Зайка, дайка, зуйка.

-Туколка, куколка, муколка.

-Мама, фама, пама,

^ 5. Ознакомление с понятием и схемой «слова - действия»

Актуализация глагольной лексики.

-Дети, мы знаем, что нас окружает живой и неживой мир.

-Какой вопрос вы зададите, если хотите узнать название живого существа?

-А какой зададим вопрос к словам – «предметам» неживого мира?

-Если мы хотим узнать о действиях человека, животного, то спросим - что он делает?

Картинки животных.

-Подберите глаголы к словам котёнок, корова, заяц. (моется, жуёт, скачет)

-Эти слова обозначают действия животных.

-Все слова действия мы будем обозначать двумя чертами- это схема слова-действия.




^ 6.Сравнение действий живых и неживых предметов

-Что делает кукла?(манипуляции куклой)

-Что делает девочка Маша? (Установка на выполнение действий даётся шёпотом).

-Кукла и Аня выполняли похожие действия, но чем они отличаются? (Рассуждения детей)

^ Вывод: с неживыми предметами человек или животные выполняют какие-либо действия, а живые предметы сами выполняют действия.

7. Физминутка

-Я закрою глаза и сосчитаю до 5, а вы постройтесь в круг.

-Угадайте, что я делаю? (Показ действий)

Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».

^ 8. Выполнение действии. Усвоение глаголов прошедшего времени

Даются указания шёпотом одному ребёнку, остальные наблюдают и отвечают — -Что делает Таня? Обозначение глаголами работы отдельных частей тела человека. -Что делает руками, ногами , глазами?

^ 9. Закрепление понятий «слова - действия»

-Сегодня мы употребляли много слов-«действий». Давайте соберём и спрячем их в сундучок до следующего раза.

Назвать:

  • слова – предметы;

  • слова - действия.

10. Итог. Что нового узнали сегодня на занятии?


ТЕМА Слова – «признаки»

ЗАДАЧИ:

  • познакомить детей со словами, обозначающими признак предмета

  • учить задавать вопросы к словам, обозначающим признак предмета

  • учить изменять слова, обозначающие признаки по родам.

  • развивать слуховое, зрительное внимание, память, тактильные ощущения

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки, бумажные полоски- слова, кружки-звуки, некоторые овощи.

^ ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Мимические упражнения.

-Представьте, что вы - семена. Семена посадили в огороде. Они растут, тянутся. Пошёл дождь.

-Выросли овощи. Покажите, какие бывают овощи «толстячки», «худышки»

2-3 раза.

^ 2.Сообщение темы

-Сегодня мы узнаем какие бывают предметы . Будем учиться задавать вопросы . Познакомимся со схемой слов- признаков.

3. Дифференциация понятий «звук, слово»

- Чем мы обозначаем слова? (Полосками) Слова рассыпались на звуки. Давайте соберём их . ^ Л-У-К, К-А-П-У-С-Т-А, Г-О-Р-О-Х

-Поднимите полоску, если услышите слово, кружок, если услышите звук.

-А теперь подскажите, какого слова не хватает.

Бус - бус - бус купили мы (арбуз).

Пуста - пуста выросла (капуста),

Ох — ох – ох ели мы (горох).

А теперь подскажите, какого звука не хватает.

Баклажа (н) Капуст (а)

Укро (п) Горо (х)

^ 4 . Знакомство со словами- признаками и схемой слов-признаков
-Дети, мы знаем много слов, которые обозначают предметы и их
действия. Сегодня мы узнаем много других слов. Как же нам узнать о цвете
и величине предмета? Надо задать вопрос: «Какой?» (Картинки овощей
разных по признакам)

Большие и маленькие помидоры.

Какой это помидор? А это? Какого цвета? (Зелёный, красный) Моркови, огурцы, капуста, Кто больше назовёт слов- признаков о каждом овоще? Все слова- признаки мы будем обозначать схемой- волнистой линией.



5. Физминутка

Пантомима «В огороде»

Дети шли, шли, шли,

В огород зашли.

Там увидели страшилу

И обратно поспешили.

^ 6. Образование относительных прилагательных

-Мы собрали много овощей и сейчас будем делать салат. Какой салат получится из:

Капусты? (Капустный)

Кабачков? (Кабачковый)

Картофеля? (Картофельный)

Салат из овощей? (Овощной) т.д

  1. Развитие зрительного внимания и памяти

Рисунок, на котором неправильно раскрашенные овощи. Что нарисовано неправильно? Игра «Чего не стало?»

8. Закрепление признаков. Развитие осязания

Игра «Что в мешочке?»

Узнавание овощей на ощупь. Назвать 2-3 признака овоща.

9. Итог

-Как называются слова, к которым мы задаём вопросы

Какой? Какая? Какое? Какие?


.




Похожие:

Коррекция общего недоразвития речи у младших школьников iconКоррекция нарушений речи программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей рекомендовано Ученым Советом гну «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»
Дошкольных образовательных учреждений компенсируюшего вида для детей с нарушениями речи
Коррекция общего недоразвития речи у младших школьников iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Кузедеевская средняя общеобразовательная школа» Развитие устной речи младших школьников
Виды работ по развитию устной речи младших школьников Заключение
Коррекция общего недоразвития речи у младших школьников iconПрограмма по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у учащихся первых классов общеобразовательных школ
Коррекционно-развивающая программа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи
Коррекция общего недоразвития речи у младших школьников iconРазвитие пространственных представлений в системе коррекционной логопедической работы по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников
Пространственно-временные представления у школьников с нарушениями письменной речи 8
Коррекция общего недоразвития речи у младших школьников icon«Игра как средство повышения эффективности логопедической работы по коррекции общего недоразвития речи у дошкольников с дизартрией.»
Ш детский сад мдоу комбинированного вида №12 «Белочка» посещают дети с общим недоразвитием речи. Для детей с общим недоразвитием...
Коррекция общего недоразвития речи у младших школьников iconТема: «Волшебство для Золушки»
«Системное использование икт для коррекции общего недоразвития речи с детьми старшего возраста»
Коррекция общего недоразвития речи у младших школьников iconИгра для учащихся младших школьников «кренолики» (11. 02. 2013г)
Коррекция познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, творческого внимания
Коррекция общего недоразвития речи у младших школьников iconМоу сош №4 п. Новоорск Развитие речи. Фразеологизмы. Автор работы Геринг Г. Н. Учитель начальных классов
Тема: фразеологизмы, виды упражнений, способствующие развитию речи младших школьников
Коррекция общего недоразвития речи у младших школьников icon«О проведении районного конкурса для младших школьников «Люблю тебя, моя Россия»
С целью формирования патриотического сознания у младших школьников через привлечение внимания к истории и природе родной страны,...
Коррекция общего недоразвития речи у младших школьников iconАннотация к работе «Методические рекомендации «Профилактика и преодоление легастении у младших школьников»»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы