Дифференциация звуков (Р) (Л) «Смешарики» Цель
Дифференциация звуков (Р) (Л) «Смешарики» Цель icon

Дифференциация звуков (Р) (Л) «Смешарики» Цель



НазваниеДифференциация звуков (Р) (Л) «Смешарики» Цель
Дата конвертации27.10.2012
Размер70.72 Kb.
ТипКонспект
источник


Кемеровская область, МОУ «Яйская ООШ №1»

Учитель-логопед высшей категории Рощенко Анна Геннадьевна


Развитие фонематических процессов у детей с ФФНР


(Конспект занятия)

Дифференциация звуков (Р) - (Л)

« Смешарики »


Цель:

  • Формировать умение дифференцировать звуки (Р) – (Л), соотносить их с буквами Р и Л

  • Развивать фонематический анализ, речеслуховую память, внимание

  • Учить определять количество и порядок звуков в слове

  • Обогащать словарный запас

  • Развивать творческие способности

  • Воспитывать интерес к занятию, желание правильно произносить звуки в речи

Оборудование

1.Пособие –книга120х50 « В гостях у Смешариков» на каждой странице которой определённое задание.

^ 2. Схемы звукопроизношения звуков Р, Л

3. Предметные картинки ,«Смешарики»

4. Раздаточный материал.

А) «облака»-прямые и обратные слоги

Б) картинки овощей, фруктов,карзинок

В) звуковые сигналы Р,Л, звуковые линейки

Г) карточки со словами картинками, красные и синие кружки-гласные и согласные звуки

Д) картинки, звуковые схемы слов

Е) стихотворные тексты с пропущенными буквами РиЛ.

^ 5. Маски- шапочки :звуки Л, Р, мальчик Олесик.

6.Магнитофон, музыкальная запись.


Ход занятия

Звучит музыка из м/фильма «Смешарики» . На доске закреплено наглядное пособие в виде книги на каждой страницы которого определённое задание


1. Сообщение темы

Сегодня на занятии вместе со Смешариками мы будем продолжать учиться слышать, различать, правильно произносить и находить звуки Л и Р в слогах, словах, в речи.


2.Организационный момент

Развитие зрительного внимания, памяти.

Как-то раз Хрюша – Нюша гуляла в парке и увидела на дорожке буквы

Помогите Нюше сосчитать все буквы Л и Р





3. Артикуляция звуков

Кар-Карыч и Лосяш решили организовать прогулку на разных видах транспорта самолёте и пароходе .Как вы думаете, что выберет для своей прогулки Лосяш, а что Кар-Карыч ? Почему вы так думаете?

(Общий звук в словах Л и Р)

А что необходимо знать , чтобы правильно произносить эти звуки?

Лёша и Рита помогите нам вспомнить правильную артикуляцию звуков и составьте схему звукопроизношения.

(дети выполняют задание у доски, затем рассказывают схемы, как правильно произносить звуки )


4. Развитие силы голоса

Теперь заведём моторчики: тихо, чуть громче, громко, совсем громко

Со звуком Л- у самолётика

Со звуком Р- у парохода


5 Различение звуков Л-Р в слогах на слух и при чтении.

А) Летит Лосяш на самолёте и поёт песенки, а мы будем подпевать ему.

(хоровое проговаривание)

Ла-ра-ла ло-ро-ло ру-лу-лу ры-лы-лы ла-ру-ла

Ла-ра-ла ло-ро-ло ру-лу-лу ры-лы-лы ла-ру-ла


Б) Плывёт Кар-Карыч на пароходе и на ум ему пришли стихотворные строчки, которые он тут же записал. Давайте их прочитаем.

(у каждого ребёнка « облачко» с прямыми и обратными слогами.)




Замечательные песенки и стихи получились, вы произносили их чётко и не путали звуки ^ Л-Р


6.Дифференциация звуков Л-Р в словах.

Ох, и чудесная погода выдалась в этот славный денёк. Кролик Крош усердно работал в своём огороде, он собирал урожай.

- Тьфу, ёлки- иголки, в какую же корзинку овощи и фрукты раскладывать?- задумался Кролик.

^ А) Поможем Крошу. В корзинку с буквой Л складём овощи, фрукты, ягоды в названии которых есть звук Л, а в корзинку с буквой Р- овощи и фрукты со

звуком Р.

В какие корзинки вы разложили овощи, фрукты и ягоды ? (ответы детей)


т.д

Л Р


Б) Звук Р такой быстрый, озорной, а звук Л –ловкий и смелый, так и норовят убежать из слов . Поможем Крошу поймать звуки. Поднимите сигнал с буквой Р или Л, когда услышите эти звуки в словах.



Рама, лама, роза, лоза, вал, вар, торт, порт

Болото, работа, укроп , клоп, лампа, рампа,

Стол, пол, карта, парта , лом, ром.


Мы различали и находили звуки Л- Р в словах.


7. Определение места звука Р в слове

Некоторым словам со звуком Р удалось убежать и Крош со всех ног бросился их догонять.

Но не тут то было. Звук ^ Р спрятался в словах .Помогите Крошу определить где находится звук Р в слове: в начале, в середине, или конце.

( при нахождении звука в словах дети передвигают картинку на звуковой линейке в то место, где находится звук в словах)

^ Ранет, герань, узор, паром, фужер, сырок, рафинад, пирожное, ракушка, гусар, вираж, рысак, пир


Мы находили место звука Р в словах













8.Физминутка

-Ну, дорогие мои, пора и отдохнуть!- сказала Совунья.

Мы будем выполнять движения, а как прозвучит звуковой сигнал, вы должны занять свои места

В лесу темно – дети имитируют сон, наклоняя голову

Все спят давно в одну и другую сторону


Одна сова не спит, имитируют полёт

Летит кричит-


На сук присела приседают

Дальше полетела разбегаются по комнате

По сигналу дети возвращаются на свои места.


9. Развитие сложных форм фонематического анализа.

Звуко- буквенный анализ слов.

В этот день Нюша сидела на поляне и играла с какими- то фишками. К ней подошёл Ёжик

- Привет Ёжик! Хочешь, я тебя научу выделять каждый звук в слове и отмечать его фишкой , то есть составлять звуковые схемы слов? Запоминай!




Гласный звук




Согласный, твёрдый, звонкий или глухой звук


А) Ребята, мы вместе с Ёжиком выполним это задание. Перед вами карточки с картинками под которыми написано слово .Выделите каждый звук в слове подходящим кружком. Дайте характеристику каждому звуку. Определите положение звука Л и Р в слове.

(картинки: рулон, лавры, крыло, рыбалка, русалка, журнал, штурвал, маршал)


Б) Ёжик так обрадовался, что научился составлять звуковые схемы слов, что понёсся со всех ног к Совунье, чтобы поделиться этой новостью, но запнулся об кочку и упал, растеряв картинки и кружки – звуки

- Ой, ой, кажется я очки потерял. Кто же мне поможет разобраться какая звуковая схема под каким словом должна быть.

-Ребята, надо выручать Ёжика.

Подберите соответствующие звуковые схемы слов к каждой картинке.

(картинки: лук, крот, лампа, луна, карандаш, барабан)











10. Дифференциация звуков Л- Р в тексте

Все Смешарики были заняты делами.

Бараш гулял по лесу и ждал, когда его посетит вдохновение, чтобы написать замечательные стихи. Стихи не получались и Бараш совсем расстроился, ведь он хотел подарить стихи Нюше.

Ну, конечно же мы и Барашу поможем .

Прочитайте стихотворные строчки, вставьте в слова буквы Р или Л. Подчеркните букву Л- синим карандашом, Р- чёрным. Назовите слова, в которых встречается буква Л и слова с буквой Р. Прочитайте стихи.


^ 1)Чё… ной ночью чё…ный кот 4)Вы..еза… ф…ажок упо…но,

П..ыгну.. в чё..ный дымоход. То…ько выше… он не …овно.

В дымоходе - че…нота . Но зато у нас тепе…ь

Отыщите там кота! Есть цветная буква Р

********* *********

2) Се..ый ёжик весь в иго….ках,

С…овно он не зве…ь, а ё…ка.

Хоть ко….юч мо…чун ….есной-

Ёжик доб…ый, а не з…ой.

**********

^ 3)А…а из песка пи..ог пек…а, 5) Наши па..очки уста…и,

…..овненько стоять не ста….и В гости маму позва….а, Вот д…уг к д…ужке нак…онились,

П…иг..асим и вас, д..узья, В букву Л обо…оти…ись.

То..ько есть пи..ог не…ьзя!


-Оказывается, очень важно не путать буквы в словах т.к.от этого зависит смысл прочитанного текста.

Ребята, какие звуки мы учились слышать, проговаривать, различать в словах и в речи?


11. Итог.

- А вот и сами звуки к нам пришли и мальчика Олесика привели на наше занятие

(Выходят трое детей в масках- шапочка)

Олесик :

У Олесика всегда с буквой Р была беда.

Скажет «рак»- выходит «лак».

Вместо «рожь» - выходит «ложь»

У щенка , который злится

Он рычанью научился.

И теперь назло беде.

Произносит Р везде:

«Крокодир и мороток»,


«Мороко и коробок»

В зоопарке «рев и рвица»

У кого же Л учиться?


Звук Л:

Л звучит в волне, улыбке.

И в волненьи и в слезах

Л – лужайка , лист, лоза

Л – запомним без ошибки


Звук Р:

Ранец, ручка и ромашка

Рой , ремень, роса, рубашка

Роза, раковина, рама-

Всюду Р звучит упрямо.


Ребята ,давайте мы дадим своё обещание звукам Л и Р

(дети произносят хором)

Мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать,

Так правильно и внятно,

Что будет всем понятно.


Список литературы


  1. Барылкина Л.П, Матраева И.П, Обухова Л,П Эти трудные согласные. М.,2005. С 115-123.

  2. Гаврикова М.Ю Коррекционно – логопедические занятия с младшими школьниками. Воронеж, Панорама. 2006, с52

  3. Ефименкова Л.Н Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.,2000.

  4. Жиренко О,Е,Гайдина Л.И,Кочергина А,В Учим русский с увлечением.М.,2005.с 19,62, 136,

  5. КобзареваЛ.Г, Резунова М.П, Юшина Г.Н Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения .Воронеж, Учитель. 2001. С 7-28

  6. Журнал Смешарики ,Как собрать друзей .М., Эксмо,2006.




Похожие:

Дифференциация звуков (Р) (Л) «Смешарики» Цель iconОсновная цель использования технологии уровневой дифференциации
Выступление Татариновой С. Н. на обучающем семинаре «Индивидуализация и дифференциация как важнейший фактор повышения качества образования»...
Дифференциация звуков (Р) (Л) «Смешарики» Цель iconМетодическая разработка подгруппового логопедического занятия Дифференциация [Р,Р’] в словах 1 класс
Тема занятия, называемая детям: правильное произношение [р-р’], отличие звуков [р-р’]
Дифференциация звуков (Р) (Л) «Смешарики» Цель iconТема занятия: "Дифференциация звуков [дь]–[ть]" для учащихся 4-го класса (1–4) группы с фонематическим недоразвитием речи
Рассмотрите кляксы и подумайте, на что они похожи? (предлагаются теневые изображения дерева, девочки, телефона, тигра)
Дифференциация звуков (Р) (Л) «Смешарики» Цель iconРома мал. У ромы мыло. Он сам мыл руки
Подчеркни красным карандашом буквы гласных звуков, синим карандашом – буквы твердых согласных звуков, зеленым карандашом – буквы...
Дифференциация звуков (Р) (Л) «Смешарики» Цель iconТаблица слышимости различных звуков
Таблица слышимости различных звуков. В таблице указана дальность начала слышимости звуков в открытой местности в условиях тишины...
Дифференциация звуков (Р) (Л) «Смешарики» Цель iconТема : «Родительские позиции и стили взаимодействия с детьми»
Цель: Осознание родительских установок, дифференциация их на «мешающие» и «помогающие» в процессе взаимодействия с ребенком
Дифференциация звуков (Р) (Л) «Смешарики» Цель icon«Дифференциация обучения на уроках литературы в контексте проблем личностно ориентированного образования»
Принципы индивидуализации и дифференциации обучения основательно разработаны в современных психолого-педагогических науках. При этом...
Дифференциация звуков (Р) (Л) «Смешарики» Цель iconПримерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков
Предлагаем вашему вниманию логопедические задания для постановки и закрепления в речи ребёнка звуков
Дифференциация звуков (Р) (Л) «Смешарики» Цель iconУ ребенка трудности…
Развитие звукобуквенного анализа: определение количества звуков в словах, места звука в слове; выделение звуков, входящих в состав...
Дифференциация звуков (Р) (Л) «Смешарики» Цель iconУрок путешествие по сказке «Гуси лебеди». Русский язык во 2 классе (по учебнику В. П. Канакиной)
Цель: Формировать умение обозначать на письме мягкость согласных звуков мягким знаком
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы