Жить – это Родину знать и любить icon

Жить – это Родину знать и любить



НазваниеЖить – это Родину знать и любить
Дата конвертации20.10.2012
Размер157.28 Kb.
ТипИсследовательская работа
источник

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Кутковская основная общеобразовательная школа

Грибановского муниципального района

Воронежской области


районная конференция


«Будь готов! Всегда готов!»,

посвящённая 90-летию Пионерии


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА


«Пионер - всем ребятам пример»


Выполнила:

Бодренко Юлия Сергеевна,

ученица 5 класса

МКОУ Кутковская ООШ

Руководитель:

Мельникова Марина Николаевна,

учитель истории и географии


Грибановский район, 2012


Содержание:


1.Введение___________________________________________ стр.3


2.Глава I. Истоки и зарождение пионерского движения _____ стр.5


3.Глава II. . Становление и развитие пионерской дружины

в Кутковской школе. ____стр.9


4.Заключение________________________________________ стр.14

5. Список используемой литературы_____________________ стр.15


6. Приложение_______________________________________ стр.16








3

^

Жить – это Родину знать и любить,


С детства служить ей примерно и честно.

Край свой родной изучить – интересно!

Юность отцов возродить – интересно!

В долгих походах пойти повсеместно,

Памятью павших борцов дорожить.

Введение.

Время стремительно мчится, что- то оставляя в прошлом, а что- то неся на своих крыльях вперед. В мае 2012 года исполняется 90 лет Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. Большинство граждан России вспоминают сегодня безоблачное пионерское детство. Практически все население страны старше 35 лет прошло школу пионерского братства. Каждый пионер торжественно клялся: «Жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит коммунистическая партия». Юных ленинцев учили правильным вещам: быть честными, уважать коллектив, чтить память погибших защитников Отечества, а прежде всего – быть преданным Родине.

Наше поколение очень мало знает о пионерской организации того времени.

Наши родители, бабушки и дедушки прошли через пионерскую организацию, и большинство из них отзываются о своих пионерских годах с теплотой. Пионерское движение занимало центральное положение в отечественном детском общественном движении в течение почти всего двадцатого века, а значит, нельзя допустить, чтобы гигантский позитивный опыт двадцатых – девяностых годов пропал и не был творчески использован в настоящее время. Мой интерес к пионерскому прошлому вызван многими причинами. Во-первых, в нашей школе собран интереснейший материал об истории пионерской дружины и комсомольской организации. Октябрятами, пионерами, комсомольцами были мои мама и папа, родственники, учителя… Мне всегда было интересно слушать, читать о жизни моих сверстников в разные годы.

Вторая причина – это мой интерес к изучению советского периода, самого яркого и драматичного в истории нашей страны. Сейчас, как известно,

4

происходит глубокое переосмысление всего того, что было при советской власти.

У нас в школе действует пионерская организация им.Зои Космодемьянской; имеет свои символы, атрибуты. На сборы мы приглашаем своих родителей, и они, рассказывая о своем детстве, говорят: «Я был пионером, чем и горжусь».

У нас появилось желание узнать, откуда берёт начало пионерское движение, какой была наша пионерская организация раньше, где в нашей местности появился первый пионерский отряд, кто был его организатором? Вопросов, как видим много, и мы решили найти на них ответы. Работали с материалами школьного краеведческого музея, с методической литературой, встречались с пионерами прошлых лет с целью изучения исторического пути развития Пионерии, и нашей организации в частности.


^

5

Глава I. Истоки и зарождение пионерского движения


Принято считать, что истоки пионерского движения лежат в скаутинге. В 1917 году в России существовала сеть детских скаутских организаций; всего скаутов было около 50 тысяч. В условиях наступившей Гражданской войны, скауты помогали разыскивать беспризорных детей, организовывали отряды детской милиции и оказывали социальную помощь. Параллельно существовало и течение «юкизма». ЮК-скауты, то есть «юные коммунисты - скауты», прямо пытались объединить принципы скаутизма с коммунистической идеологией.

Комсомол, однако, обвинял «юковцев» в том, что они не проводят реального коммунистического воспитания, и коммунистическая идея служит им лишь формальным прикрытием для прежнего «буржуазного» скаутизма. Едва возникнув, комсомол объявил войну скаутизму (включая юкизм), видя в нём своего соперника. Уже на съезде РКСМ в 1919 году было принято решение о роспуске скаутских отрядов.

Одновременно, в коммунистических кругах стала ощущаться необходимость создать собственную, коммунистическую организацию для работы с детьми. Идея была сформулирована Н. К. Крупской, которая в 20-х числах ноября 1921 года несколько раз выступила с докладом «О бойскаутизме», в котором предложила комсомолу взять на вооружение скаутские методы и создать детскую организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию». Руководители комсомола, крайне негативно относившиеся к скаутизму, первоначально восприняли эти идеи настороженно. Однако после выступления Крупской на бюро ЦК РКСМ для обсуждения вопроса «о применении скаутизма для воспитания рабочей молодёжи и детей» была создана специальная комиссия. 10 декабря 1921 года по докладу комиссии было принято положительное решение Бюро, и начались поиски конкретных организационных форм. В начале 1921 года была выдвинута идея о применении скаутских методов и создании детского коммунистического движения. И. Жуков предложил для новой организации название «пионеры» (заимствованное из скаутской практики).

6

Началось создание детских коммунистических групп при комсомольских ячейках. В этих группах комсомол отрабатывал формы и методы работы будущей организации, формулировки будущих документов. В период эксперимента были разработаны пионерские символы и атрибуты, принято название новой организации - отряды юных пионеров имени Спартака. Появились пионерский галстук, значок, салют, песни, девиз, законы и обычаи пионеров. 7 мая в Сокольническом лесу был проведен первый пионерский костер.

16 мая в Москве открылась II Всероссийская конференция РКСМ. На одной из секций обсуждался опыт московских комсомольцев по созданию отрядов юных пионеров. 19 мая 1922 года конференция специальным постановлением одобрила этот опыт и решила распространить его на всю страну. Этот день стал Днем рождения пионерской организации.

21 января 1924 года, в день смерти Ленина, решением ЦК РКСМ организации было присвоено имя Ленина, а в марте 1926 года установлено официальное название — Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина, сохранявшееся за организацией до конца её существования.

Первоначально пионерские организации создавались местными ячейками РКСМ при предприятиях, учреждениях и в деревнях. Пионерские организации в школах стали создаваться в 1923 г, они объединяли пионеров разных отрядов и использовались в борьбе за «новую школу. В 1929 году началась перестройка организации по школьному принципу (класс — отряд, школа — дружина). Всесоюзная пионерская организация объединяла в СССР республиканские, краевые, областные, окружные, городские, районные пионерские организации.

Высший орган дружины, отряда, звена — пионерский сбор. Сбор дружины избирал совет дружины, сбор отряда — совет отряда, сбор звена — звеньевого. Советы дружины и отрядов выбирали председателя совета дружины и отряда. Формой самоуправления пионеров являлись пионерские слёты. Городские (районные) советы пионерской организации создавали пионерские штабы из представителей всех пионерских дружин города. В городских штабах


7

собиралась наиболее активная часть пионерской организации, её самая деятельная элита.

Важнейшими пионерскими атрибутами были дружинное знамя, отрядные флажки, горн и барабан, которые сопровождали все торжественные пионерские ритуалы. В каждой пионерской дружине имелась пионерская комната, где хранились соответствующие атрибуты и проходили заседания совета дружины. В пионерской комнате, как правило, оформлялась ритуальная стойка с пионерскими атрибутами, ленинский уголок и уголок интернациональной дружбы. В школе и в классах пионерами выпускались рукописно - оформленные дружинные и отрядные стенгазеты.

Пионерский красный галстук представлял собой частицу революционного Красного знамени, символ нерушимого единства трех поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров.

Пионерский значок – знак принадлежности к пионерской организации. Его вручали вместе с красным галстуком. На значке был изображен силуэт В.И. Ленина и главный пионерский девиз «Всегда готов!» Красная звезда означала символ революционной борьбы трудящихся. Три языка пламени говорили о нерушимой связи трех поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров. Пионерский значок носили на левой стороне груди.

В пионерскую организацию принимались школьники в возрасте от 9 до 14 лет. Приём осуществлялся индивидуально, открытым голосованием на сборе пионерского отряда или дружины. Вступавший в пионерскую организацию на пионерской линейке давал Торжественное обещание пионера Советского Союза. Коммунист, комсомолец или старший пионер вручал ему красный пионерский галстук и пионерский значок.

Издавали пионерские газеты и журналы, в том числе газету «Пионерская правда», журналы «Пионер», «Костёр», «Юный техник», «Юный натуралист» и др. Радио и телевидение регулярно выпускали передачи для пионеров, ежедневно в эфире звучали позывные радиогазеты «Пионерская зорька», на Центральном телевидении работала телестудия «Орлёнок», в кинотеатрах перед


8

демонстрацией фильма показывали ежемесячный документальный киножурнал «Пионерия».

Пионерская организация родилась и делала свои первые шаги в атмосфере бурного строительства - страна восстанавливала силы после Гражданской войны, закладывала фундамент нового общества. И пионеры старались не отставать в этой работе от коммунистов и комсомольцев1.


^ 9

Глава II. Становление и развитие пионерской дружины в Кутковской школе.

Пионерская дружина в Кутковской школе сложилась не сразу. Сначала активно действовала и развивалась комсомольская организация. Первым секретарём ячейки в селе был Зарезин Григорий Данилович. Он же стал и организатором первого пионерского отряда в 1929 году. Активными пионерами первого отряда были Бодренко А.И., Ладохин В.И. и др. (рис.1) В середине 50-х годов в Кутковской школе пионерская дружина носила имя Зои Космодемьянской (как и сейчас). Немаловажную роль в деятельности дружины играли пионервожатые. Чтобы лучше узнать, как складывалась пионерская жизнь в нашей школе, мы решили организовать встречи с теми, кто работал долгое время пионервожатыми в нашей школе, а также с пионерами прошлых лет. Сколько же нового и интересного мы узнали! Тепло о своём пионерском детстве и работе в роли пионервожатой рассказала Мельникова Лидия Владимировна. «Помню далекие 60-е годы. Я училась в школе в третьем классе и 19 мая 1964 года в День пионерии нас принимали в пионеры. Актовый зал школы: вся пионерская дружина в строю, прозвучал сигнал горна и знаменная группа, чеканя шаг, внесла знамя дружины. Мы, третьеклассники, стоим, замерев на месте, и держим на левой согнутой руке наглаженный красный галстук. С приветственным словом к нам обратилась пионервожатая Рощупкина Мария Фёдоровна. Мы четко произнесли клятву пионеров, дали торжественное обещание и нам повязали на грудь галстук. Сколько гордости было у меня и моих одноклассников, что мы стали пионерами. Ведь в пионеры принимали не всех, и эту честь надо было заслужить, прежде всего хорошей учебой и добрыми делами. И как сейчас помню, не знала, как дождаться понедельника, чтобы вновь надеть красный галстук. Я была председателем совета отряда, потом председателем совета дружины, затем секретарем комсомольской организации, а впоследствии и пионервожатой в школе. Яркой и многообразной была жизнь пионеров 70 – 90 годов: пионеры помогали младшим и старшим, ходили в

10

походы по родному краю, сооружали каток и хоккейное поле, собирали шишки хвойных деревьев, золу для удобрения, макулатуру, участвовали в агитбригаде, были членами производственной бригады (вели опытническую работу), шефствовали над фермой МТФ, ухаживали за телятами, проводили спортивные праздники, переписывались с детьми других пионерских организаций, которые тоже носили имя Зои Космодемьянской. Да всех дел и не перечислить: все учились и имели неплохие знания. А пионервожатые и отрядные вожатые были заводилами всех интересных дел: и именно про них можно сказать такие слова:

У вожатых – трудная задача

Повести вперед, искать, дерзать.

Часто от обиды чуть не плача,

К ребятишкам ключик подбирать.»

Мельникова Людмила Семёновна, проработавшая в нашей школе пионервожатой 19 лет, отметила, что огромный вклад в историю нашей пионерской дружины внес Карпов Серафим Вениаминович, руководитель краеведческого кружка в школе с 1960 года.(рис.2) Именно, благодаря его работе с ребятами, в школе был создан музей им.Зои Космодемьянской. В начале работы у членов кружка возникло желание познакомиться с историей своего края, создать Ленинскую комнату, а потом уже ребята сами предложили Серафиму Вениаминовичу создать музей им.Зои Космодемьянской. С учётом этих пожеланий были образованы три секции: совет музея по краеведению, совет музея имени В.И.Ленина, совет музея имени Зои Космодемьянской. Во главе каждой секции был избран председатель. Члены кружка много раз бывали в г.Воронеже, где посещали областной краеведческий музей, музей изобразительных искусств, музей Никитина, заводы. Людмила Семёновна отметила также, что очень часто пионеры организовывали встречи с передовыми доярками колхоза, механизаторами, участниками Гражданской войны, проживающими в селе, участниками Великой Отечественной войны. В

11

результате кропотливой работы краеведов в школе появился краеведческий уголок в 3-х классных комнатах: 1-я комната - исторический отдел на 22-х стендах. Всего было собрано 198 документов. 2-я комната – биологический отдел, 3-я комната – уголок боевой славы. Пионеры отряда имени Леонова вели переписку с Героем Советского Союза, земляком Рыжовым А.П., и на летних каникулах побывали у него в гостях. Когда собирали материал для музея им.Ленина, то установили переписку с музеями Советского Союза, музеями Праги, Лейпцига, Варшавы, Парижа, Лондона. Ребята посетили в Москве музей В.И.Ленина, музей Революции, Кремль и другие места, связанные с деятельностью Ленина. Большую работу проделали члены секции по созданию музея Зои Космодемьянской. Её корреспонденты вели переписку с матерью Зои -Любовью Тимофеевной Космодемьянской, с пионерами школы №201 г.Москвы, где учились Зоя и Шура, с подругой Зои по партизанскому отряду -Клавдией Александровной Милорадовой, с писателем Вячеславом Александровичем Ковалевским, который прислал в наш музей свои повести «Брат и сестра», «Не бойся смерти». В июне 1962 года, по приглашению Л.Т. Космодемьянской и пионеров 201 школы, наши пионеры побывали в г. Москве. Здесь они познакомились со всеми местами, связанными с именем Зои. (рис.3,4) Более 2-х часов вели задушевную беседу с Л.Т.Космодемьянской и её сестрой Ольгой Тимофеевной. В Москве ребята встречались с лётчиком – космонавтом Г.С.Титовым.(р.5) По решению пионерской дружины Кутковской восьмилетней школы Л.Т. Космодемьянская была принята в почётные пионеры дружины. Каждый год, в день гибели Зои, в школе проходили сборы, посвящённые памяти героя. Экскурсии по школьной экспозиции, уроки мужества, сборы- все эти мероприятия стали традиционными. Со временем музей пополнился портретом Зои, выполненный выпускником школы А.Поповым. С апреля1966 года музеи школы посещали не только учащиеся, но и жители села, учащиеся других школ. В «Книге отзывов» посетители оставляли свои записи. Вот что записали учащиеся Новомакаровской средней школы: «С большим интересом осмотрели музеи, прослушали экскурсовода по краеведческому музею Наливайкину

12

Валю. Обширная работа, проведённая организаторами краеведческого музея, вызывает чувство восхищения и зависти. Так держать, кутковцы!»(рис.6) Нам удалось связаться с нашим земляком, Слизовым Александром Михайловичем, и расспросить его о пионерском детстве. Из его рассказа мы узнали, что в 1958 году он был принят в пионеры. А со временем стал и знаменосцем. Это было очень интересное время, насыщенное делами, мероприятиями. Учили и воспитывали добру. Работали, как тимуровцами, так и в колхозе. Александр Михайлович ухаживал за больным дедом Петром Ивановичем, участником Великой Отечественной войны, ходил на уборку кукурузы, картофеля. Подрабатывал с ребятами на току, ездил с московскими шофёрами сдавать пшеницу на элеватор в Новохопёрск. Ещё на школьном огороде у каждого отряда был свой опытный участок, где выращивали различные культуры и соревновались по урожайности. Ходили на ферму к маленьким телятам, поили их молоком, чистили загоны, рядом в МТС учились ремеслу по комбайнам и тракторам, кузнечному делу.(рис.7) За все работы платили по трудодням. У него даже есть трудовая книжка колхозника. Председатель колхоза Николай Васильевич Ширинкин купил всем ребятам футбольную форму, а также колхоз оплачивал поездки ребят в Москву, Борисоглебск, Воронеж. А ещё осталась в памяти у Александра Михайловича пионерская игра «Зарница», костры да каша с дымком, вкусней которой он ничего в жизни не пробовал. Закончил свой рассказ А.М. Слизов такими словами: «Прожив 64 года, и работая в образовании руководителем профессионального обучения Волгоградской области, получив от президента России высокое звание «Заслуженный учитель профессионально- технического образования РФ», считаю, что залогом всего этого стала родная Кутковская школа и пионерская дружина им.Зои Космодемьянской». От учителя биологии Жоговой Валентины Ивановны мы узнали, что в нашей дружине было образовано школьное лесничество. Всей деятельностью школьного лесничества руководил Совет, в состав которого входили учителя школы, специалисты лесхоза и наиболее активные пионеры. Ребята собирали хвойную лапку, заготавливали черенки тополя, изготавливали скворечники,

13

занимались посадкой лесных культур, собирали сосновые шишки, проводили мероприятия по охране леса от пожаров и вредителей.(рис.8) По итогам года самых активных ребят награждали путевкой во Всероссийский пионерский лагерь «Артек», который был настоящей «лабораторией передового опыта» и школой актива. Этой чести наша дружина была удостоена трижды. Вот такой насыщенной, интересной была жизнь пионеров в Кутковской школе. Если честно, даже как-то завидно стало. Хотя скучать нам некогда. Нам есть с кого брать пример и на кого равняться.


14

Заключение.

В 2002 году исполнилось 80 лет со дня рождения пионерской организации имени В.И. Ленина. Этот юбилей Пионерии не стал всенародным праздником, каким он был когда – то, но совсем незамеченным не прошел; потому что старшее поколение прошло через пионерскую организацию, и большинство отзывается о своих пионерских годах с теплотой. Кто – то с грустью вздохнет, вспомнив свое пионерское детство, такое отличное от детства большинства современных подростков. Мы считаем, что Пионерство сегодня - это, прежде всего, образ жизни человека, требующего от него активности и неуспокоенности, творческого поиска и заинтересованности. Заинтересованности в людях и в том, чтобы жизнь вокруг становилась "хоть чуть-чуть чище, краше и добрее". Если мы взглянем на положение детей в нашей стране сегодня, то мы поймем, в чем исключительная заслуга Пионерии в развитии детского движения. Во времена существования пионерской организации наблюдался низкий уровень детской преступности и детской беспризорности. Каждый ребенок имел свои цели, свою роль в жизни общества. Ему было интересно участвовать в общественных делах, праздниках, сборах. Пионерская организация объединяла, сплачивала подростков, воспитывала личную ответственность за общее, коллективное дело. Многие люди в нашей стране начинают понимать: свобода без предела, без ответственности — это своеволие, эгоизм, духовное обнищание, безработица, преступность. Там, где не сажают цветов, обычно растет крапива. Причем самостоятельно - ни полоть, ни поливать ее не надо. То же и в общественной жизни: любой наметившийся вакуум тут же заполняют неформальные лидеры всех сортов. Девиз пионеров «Всегда готов!» остался прежним. Изменился лишь пионерский клич, призывающий теперь не «к борьбе за дело коммунистической партии», а « будь готов служить Родине». 2

15

Литература.

1.О пионерской организации. Изд. Академии Педагогических наук РСФСР., Москва 1963г.

2. О вожатом и его работе с пионерами. Москва, Молодая гвардия 1981г

Интернет ресурсы:

1.WWW.rian.ru

2.WWW.chastnik.ru



Рис.1 Первые пионеры.




Рис.2 Карпов Серафим Вениаминович


Рис.3





Рис.4








Рис.5 Встреча с Г.Титовым





Рис.6 В школьном музее





Рис.7 Пионеры на ферме





Рис.8 Школьное лесничество




1 WWW.rian.ru

2


2. WWW.chastnik.ru






Похожие:

Жить – это Родину знать и любить iconКлассный час "Прощать-значит любить" Любить это значит прощать, прощать это понять, понять это значит знать, знать это приблизиться к порогу мудрости. Николай Рерих
«прощение», воспитывать понимание значения умения прощать и быть прощённым в жизни человека, развивать положительные эмоции, стремление...
Жить – это Родину знать и любить iconКлассный час Тема: «Время жить в Марий Эл»
Пусть каждый день приносит вам только радость. Вы — творцы будущего и дальнейшая судьба нашей Родины в ваших руках. А наша малая...
Жить – это Родину знать и любить iconВоспитание патриотизма на уроках географии Любить свою Родину, – значит, знать ее
Введение. Необходимость повышения воспитательного потенциала образовательного процесса
Жить – это Родину знать и любить iconЛюбить Родину – значит знать её
Апрель – 15 лет со дня подписания Договора о союзе между Белоруссией и Россией. День единения народов России и Белоруссии
Жить – это Родину знать и любить iconПроповедь третья. Поэзия и музыка в душе
Но ведь это удел и способность поэтов. И понятно, почему в дореволю­ционные времена было почетно и интересно знать множество стихов,...
Жить – это Родину знать и любить iconЛюбовь к Родине спасла и спасет государство
Что значит быть патриотом сегодня? Мне кажется, прежде всего любить свою родину. Василий Розанов писал: «Что значит быть патриотом?...
Жить – это Родину знать и любить iconНекрасов Анатолий Учимся любить вступление
Человеку даётся ум не только для того, чтобы учиться грамоте и мастерству, но и для того, чтобы учиться жить, и главное значение...
Жить – это Родину знать и любить iconДобро пожаловать на час общения «Поговорим о любви» Мы коснёмся сегодня темы
Любить для меня значит быть любимым. Любить значит, прежде всего, отдавать, а не брать. Любить это значит быть заинтересованным в...
Жить – это Родину знать и любить iconТема: «Люблю тебя, моя Россия»
Учить детей знать и любить природу своей Родины, учить стремиться знать прошлое нашей Родины
Жить – это Родину знать и любить iconВ «Боевой путь»
Ремонта никакого нет. Делали когда-то ремонт игрушечный. Трудно жить на старости лет в таких условиях, так хоть бы ремонтик какой-нибудь....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы