Рекомендации по созданию образовательными учреждениями программ учебно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся введение icon

Рекомендации по созданию образовательными учреждениями программ учебно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся введение



НазваниеРекомендации по созданию образовательными учреждениями программ учебно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся введение
страница1/3
Дата конвертации05.01.2013
Размер376.55 Kb.
ТипПрограмма
источник
  1   2   3

рекомендации по созданию образовательными учреждениями программ учебно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся

ВВЕДЕНИЕ


Современная социокультурная ситуация в нашей стране определила новые направления развития общества, осуществления инновационных процессов в системе образования как наиболее значимом социальном институте. В этих условиях императивным становится проектирование и реализация новых образовательных программ, современных педагогических технологий, направленных на выстраивание индивидуальных педагогических траекторий развития личности обучающихся, формирования у них навыков творческой ориентации в информационном пространстве современной науки.

Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий проектной и исследовательской деятельности обучающихся, необходимость разработки программ учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

^ Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (далее – программа) разрабатывается на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и должна быть направлена на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или метапредметного учебного проекта, обеспечивающего решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

^ Программа должна обеспечивать:

– формирование у обучающихся навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, национальные образовательные программы и т.д.);

– овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности.

^ Структура программы может включать:

  • пояснительную записку, определяющую цели и задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, перечень принципов организации образовательного процесса на учебно-исследовательской и проектной основе; ожидаемые результаты реализации программы;

  • описание основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;

  • организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;

  • критерии и систему оценки выполнения проектных и учебно-исследовательских работ;

  • план мероприятий, направленных на формирование учебно-исследовательской и проектной деятельности (возможно в качестве приложения к программе);

  • методические рекомендации (возможно в качестве приложения к программе):

  • по организации и мониторингу результатов урочной и внеурочной деятельности, направленных на формирование учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;

  • по ознакомлению обучающихся с методологией и методикой проведения исследовательской и проектной деятельности;

  • по формированию и расширению опыта позитивного взаимодействия при работе в составе группы.

^ В первом разделе программы при определении цели и задач учебно-исследовательской и проектной деятельности, принципов организации образовательного процесса необходимо исходить из специфики учебно-исследовательской и проектной деятельности, содержания основных исследовательских и проектных компетенций, которыми должен обладать обучающийся в результате реализации программы (аналитических, информационных, коммуникативных).

^ Учебно-исследовательская деятельность – деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным итогом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

^ Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте и этапов его достижения.

При организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования. При проектировании исследовательской деятельности обучающихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно формируется. При этом развитие исследовательской деятельности обучающихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования – опыт, накопленный в научном сообществе, используется через задание системы норм деятельности.

^ Развитие субъект-субъектных отношений при развитии исследовательской деятельности. В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель – ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями – нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе, чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега – коллега». Вторая составляющая – «наставник – младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности, от учителя, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личностном контакте, что обуславливает высокий личный авторитет позиции «наставника» и специалиста, педагога, ее носителя. Главным результатом рассмотренной позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности.

^ Отличие исследовательской деятельности от проектной. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристику социального эффекта исследования (например, природоохранный эффект). Такая деятельность, хотя часто называется организаторами исследовательской, преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) – социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности. Руководитель исследовательской работы должен отдавать себе отчет в смещении целей проводимой работы при введении подобных требований.

^ Специфика реализации исследовательских задач в школе. Не менее важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрация внимания. Чрезмерный объем работы и ее специализация, которые приводят к уходу в узкую предметную область, могут нанести вред общему образованию и развитию, являющимися, безусловно, главной задачей в этом возрасте. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях. Такие задачи должны удовлетворять определенным требованиям, связанным с общими принципами проектирования исследовательских задач обучающихся в различных областях знаний.

^ Классификация задач по сложности. Среди требований, предъявляемых к задачам, такие как ограниченность объема экспериментального материала, математического аппарата обработки данных, ограниченность межпредметного анализа. По степени сложности анализа экспериментальных данных мы разделяем задачи на задачи практикума, собственно исследовательские и научные.

^ Задачи практикума служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется какой-либо параметр (например, температура), и исследуется связанное с этим изменение, например, объем. Результат стабилен и не требует анализа.

^ Исследовательские задачи представляют собой класс задач, которые применимы в образовательных учреждениях. В них исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, загрязненность местности в зависимости от расстояния до трубы завода и метеоусловий). Влияние факторов на исследуемую величину представляет собой прекрасный объект для анализа, посильного обучающимся.

^ В научных задачах присутствует много факторов, влияние которых на исследуемые величины достаточно сложно. Анализ таких задач требует широкого кругозора и научной интуиции и неприменимо в образовательном процессе.

^ Представление исследований. Представление исследования, особенно в современности, имеет решающее значение во всей работе. Наличие стандартов представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности и выражено достаточно жестко в отличие, например, от деятельности в сфере искусства. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад. В каждом из стандартов определены характер языка, объем, структура. При представлении руководитель и обучающийся должны с самого начала определиться с тем жанром, в котором они работают, и строго следовать его требованиям. Наиболее популярными на современных юношеских конференциях являются такие жанры, как тезисы, статьи, доклад. При этом в них могут быть представлены не исследовательские работы, а, например, рефераты или описательные работы.

^ Классификация творческих работ обучающихся в области естественных и гуманитарных наук. Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы:

  • Проблемно-реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление разных источников и на основе этого представляющие собственную трактовку поставленной проблемы.

  • Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

  • ^ Натуралистические и описательные – творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. В последнее время появилось еще одно лексическое значение термина «экология», обозначающее общественное движение, направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.

  • Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

Основными ожидаемыми результатами программы являются:

  • получение новых образовательных результатов обучающихся (формирование аналитических, информационных, коммуникативных компетенций);

  • внесение дополнений в части проектных и исследовательских умений во все учебные курсы, программы; создание системы специализированного обучения обучающихся методам исследовательского поиска.

^ Аналитические компетенции предполагают умение осуществлять анализ ситуации и прогноз актуальности того или иного предпринимательского проекта в рамках развития региона, округа, школы, оценивать риски; умение анализировать проблемные ситуации; умение ставить цели и определять задачи для ее достижения; умение принимать коллективные и самостоятельные решения; умение организовать и реализовать полный проектный цикл, включая подготовку программы исследования, разработку инструментария, проведение эмпирических исследований (в том числе полевых работ), ввод, обработку и анализ данных, написание итогового аналитического отчета; умение оценить качество и репрезентативность статистических и социологических данных; умение планировать и осуществлять проекты по выбору средне- и долгосрочных приоритетов инновационного развития и разработке стратегии их реализации.

^ Информационные компетенции включают знания и умения пользоваться различными видами источников получения информации; умения пользоваться ресурсами сети Интернет; умение грамотно представлять информацию о проекте и его результатах.

^ Коммуникативные компетенции обеспечивают реализацию умений выстраивать контакт с партнерами, работать в группе; точно и грамотно выражать свои мысли; готовить и проводить презентацию проекта, используя современные информационные технологии.

^ Второй раздел программы содержит направления формирования учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся: обновление содержания образования.

Отправной точкой при проектировании содержания образования в конкретном образовательном учреждении является ФГОС основного общего образования, ориентированный на результаты образования, где гораздо в меньшей степени регламентирована номенклатура дидактических единиц, подлежащих усвоению, и в большей – те образовательные результаты, которые должны быть получены на выходе из образовательного учреждения.

В рамках ООП конкретного образовательного учреждения предлагается работа с содержанием образования в четырех направлениях.

Первое – поиск таких мест, точек в сложившихся учебных программах, которые позволяют школьникам совершать хотя бы отдельные свободные действия с изучаемым содержанием (например, разработка маршрута путешествия по карте или плану местности). Такого рода задания (с дополнительными требованиями к маршруту, которые могут формироваться на уроках истории или литературы) вполне вписываются в уже существующие традиционные учебные программы.

Второе – отказ от полной формы проектирования (составление запусковых ситуаций, которые позволяют анализировать предложенную информацию глубже и разностороннее, чем обычно, т.е. расширять пространство работы школьников, не претендуя на полномасштабную проектную деятельность). Фактически речь может идти об отдельных заданиях со свободным пространством действия. Важно, чтобы выполнение этого задания позволяло превратить знания в средства выполнения задания, причем желательно, очевидно, изначально. Проект может быть небольшим, может не заканчиваться реальным продуктом (а только его эскизом), но он никак не может превратиться в упражнение. Вот здесь (на стыке упражнения и свободного действия) и проходит граница между развивающим проектом и еще одной формой традиционной учебной работы.

Третье – встраивание в содержание учебного предмета проектных форм учебной деятельности на ключевых (важных) моментах учебного курса или координации нескольких учебных предметов. В этих образовательных местах (точках) учебный процесс на определенное время (от одной до трех недель) превращается в реальное проектирование определенного фрагмента учебного содержания предмета (группы предметов).

Четвертое – организация проектной деятельности школьников за пределами учебного содержания (социальное проектирование). Фактически на сегодняшний день полноценное проектирование возможно только вне учебного содержания. Тогда содержанием проектирования становится некоторый социальный контекст.

Выделяется ряд этапов проектной деятельности, которые реализует педагог при работе с коллективом и с каждым обучающимся индивидуально:

  • начальная диагностика возможностей коллектива в ходе учебно-исследовательских и проектных классных мероприятий (преобладающая мотивация, ценностно-ориентационное единство, учебная успешность, трудности и достижения в разных видах деятельности), совместное с обучающимися выявление проблем в жизнедеятельности коллектива и их переформулировка в задачи деятельности коллектива на год;

  • подбор педагогом и предоставление обучающимся тем для появления у последних первоначальных замыслов по решению поставленных задач, где будет возможность для связи с предметным и другим опытом обучающихся, а также возможность решения тех или иных проблем в отношениях коллектива;

  • окончательное обсуждение и принятие общего замысла, его оформление в виде научного исследования или проекта по определенной схеме;

  • совместная с обучающимися реализация полученного проекта, предоставление в этом процессе каждому учащемуся возможности для индивидуального проектного действия;

  • текущая диагностика и наблюдение за индивидуальной динамикой обучающихся в ходе учебно-исследовательских и проектных классных мероприятий, представление процесса и результатов каждым учащимся в специальном дневнике «Мой класс и я», в котором есть места для обмена впечатлениями после прошедшего в классе события, для оформления индивидуального исследовательского и (или) проектного действия;

  • демонстрация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности в виде презентаций на школьной конференции и на конкурсах в виде проведения социально-значимых мероприятий и получения экспертной оценки.

^ Третий раздел программы предполагает организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся.

В организованное обучение в общеобразовательном учреждении рекомендуется включение исследовательской деятельности в рамках интегрированной программы общего и дополнительного образования. При этом исследовательская деятельность может быть включена в курсы, входящие в базисный учебный план (инвариантный компонент – технология, элементы проектного исследования в рамках государственных программ по основным предметам), в часы школьного компонента (курсы по методологии и истории научного исследования, теоретические специализированные предметы), в блок дополнительного образования (групповые теоретические и практические занятия по отдельным тематическим направлениям, индивидуальные занятия и консультации по темам выполняемых исследований), систему теоретической и практической подготовки, самостоятельных исследований при проведении выездных мероприятий в каникулярное время (экскурсии и экспедиции). На основе технологии исследовательской деятельности может быть реализована модель профильной школы, как на базе общеобразовательного учреждения, так и в кооперации с учреждениями дополнительного и высшего профессионального образования.

Исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:

  • гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучаемого;

  • наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого – групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции.

Для каждого участника образовательного процесса актуально расставить свои акценты при планировании и организации данного вида деятельности обучающихся.

При этом для руководителя образовательного учреждения важно учитывать:

  • Что дает проектная и исследовательская деятельность обучающимся наряду с традиционным способом обучения?

  • Как изменяется роль учителя и ученика в учебном процессе?

  • Как научить учителей руководить работой обучающихся?

  • Как привлечь в школу ученых и специалистов из научной отрасли для консультирования по вопросам организации исследовательской деятельности?

  • Как изменяется организация учебного процесса образовательного учреждения?

  • Как оценивается успешность работы обучающегося в проектной и исследовательской деятельности?

  • Как разработать программу работы образовательного учреждения по развитию исследовательской деятельности и откуда привлечь ресурсы для ее реализации?

  • Какие приращения в ЗУН, в развитии и воспитании обучающегося могут быть получены в результате выполнения одного проекта или исследования, серии проектов или исследований, в конце цикла обучения?

Завучу необходимо разобраться в следующих вопросах:

  • Все перечисленное в разделе для руководителя школы.

  • Как составить расписание занятий для использования необходимых в учебном проекте или исследовании ресурсов (информационных, материально-технических, аудиторных, кадровых)?

  • Как согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых выполняется учебный проект или исследование (вместе с учителями)?

  • Как организовать мониторинг формирования ЗУН, необходимых для выполнения учебного проекта или исследования?

  • Как подобрать учебные проекты и исследования, соответствующие специфике школы, особенностям класса, задачам УВП (вместе с учителями)?

  • Как организовать мониторинг формирования навыков самостоятельности, используемых при выполнении учебного проекта или исследования?

  • Как выстроить серию проектов или исследований одного обучающегося для последовательного формирования специфических умений и навыков проектной и исследовательской деятельности (вместе с учителями)?

^ Учителю нужно знать:

  • Все, что перечислено в разделе для завуча с пометкой «вместе с учителями».

  • Как составить учебно-тематический план курса, в котором предусматривается проектная или исследовательская деятельность обучающихся?

  • Как подготовить обучающихся к работе над учебным проектом или исследованием?

  • Как адаптировать известный учебный проект или исследование к особенностям своего класса, учреждения образования и условиям имеющегося обеспечения?

  • Как разработать учебный проект или исследование?

  • Как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного проекта или исследования?

  • Как осуществить учебный проект или исследование? Какие формы образовательной деятельности применять?

  • С кем консультироваться по вопросам содержания проектной исследовательской деятельности?

^ Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими обучающимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

^ Учебный проект или исследование с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

  • представлению результатов своей деятельности и хода работы;

  • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео-, аудио- и сценических представлений и др.);

  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

  • практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы.

Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности обучающимся, необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов. Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта или исследования. Ему понадобятся до определенной степени сформированные специфические умения и навыки (проектирования или исследования) для самостоятельной работы. Новое знание для обучающихся в ходе проекта или исследования учитель может дать, но в очень незначительном объеме и только в момент его востребованности обучающимися.

Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио- и видео- материалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением), организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет), отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием – медиатека). Разные проекты потребуют разного обеспечения. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения.

Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной или исследовательской работы может свести на нет все ожидаемые положительные результаты. Важно помнить, что задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся – интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием – мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект или исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную и исследовательскую деятельность мотивационные механизмы.

Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках традиционных занятий поэлементно. Они осваиваются как общешкольные (надпредметные) и соединяются в общее технологическое умение в процессе работы над проектом или исследованием. Для этого используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.

В процессе работы над проектом или проведения учебного исследования необходимо формировать следующие элементы учебно-исследовательской и проектной деятельности:

  • мыследеятельностные – выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

  • презентационные – построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе;

  • коммуникативные – слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

  • поисковые – находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

  • информационные – структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, ее представление в различных формах;

  • проведение инструментального эксперимента – организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

^ Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или учебного исследования (четвертый раздел программы).

При оценке успешности обучающегося в проекте или учебном исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:

  • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

  • степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли;

  • практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;

  • количество новой информации, использованной для выполнения проекта;

  • степень осмысления использованной информации;

  • уровень сложности и степень владения использованными методиками;

  • оригинальность идеи, способа решения проблемы;

  • осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

  • уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности;

  • владение рефлексией;

  • творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

  • социальное и прикладное значение полученных результатов.

При организации проектной и исследовательской деятельности ключевым результатом образования является способность ученика к моменту завершения образования действовать самостоятельно, инициативно и ответственно при решении учебных и практических задач. Эта способность является основой компетентности в разрешении проблем, всех частных компетентностей. Такую способность можно назвать учебно-практической самостоятельностью.

Эта способность обнаруживается только в ситуациях, требующих действовать и организовывать (планировать) свои действия. Учебно-практическая самостоятельность проявляется лишь в ситуациях, не имеющих заранее зафиксированного способа разрешения (результата).

Оценивание в подростковой школе превращается в самостоятельную деятельность обучающихся и педагогов, что является важнейшей характеристикой введения проектных форм работы в учебный процесс. Сами формы и приемы оценивания при этом не столь важны. На разном этапе обучения роль оценивания должна быть разной.

На этапе 5-6-х классов дети впервые по-настоящему сталкиваются с ситуацией свободного выбора, постепенно учатся планировать свои действия и двигаться к осуществлению замысла. Это этап пробы себя в ситуации свободного действия. Оценка проектной деятельности (проектной задачи на этом этапе) носит, скорее, иллюстративный характер. О формировании ответственного проектного действия говорить еще рано. Главный образовательный результат – умение различать виды работ и виды ответственности за них (именно различать, но еще не реализовывать ответственность).

На этапе ^ 7-9-х классов ученики приобретают необходимые навыки планирования, целесообразного действия, оформления проектов, их презентации и т.п. Поскольку к концу 9 класса необходимо спланировать собственный образовательный проект – профиль продолжения образования, мера ответственности за собственную работу возрастает. На этом этапе различаются жесткое (критериальное) оценивание и сферы, где оценка условна и субъективна.

Итак, проектная и учебно-исследовательская деятельности не просто дополняют традиционные формы обучения. Эти виды деятельности оказывают свое влияние на все аспекты образовательного процесса. Они поляризуют образовательное пространство, открывают его в сферу внешкольной деятельности, в направлении образовательной деятельности, в направлении образовательной и профессиональной перспективы школьников, превращают оценивание в самооценивание, вводят школьника в сферу социальных отношений.

В процессе проектной деятельности учащегося с помощью специальных оценочных процедур не исключена возможность оценки уровня сформированности ключевых компетентностей, в частности, решения проблем, поскольку обязательным условием реализации метода проектов в школе является решение учащимся собственных проблем средствами проекта. Также по целому ряду оснований – способов деятельности, владение которыми демонстрирует обучающийся, – можно выявить уровень сформированности таких компетентностей, как работа с информацией и коммуникация.

С этой целью разработаны специальные уровневые критерии и оценочные бланки1. Для каждого уровня в специальных таблицах приводятся показатели освоения той или иной компетентности на входе (качественное изменение по сравнению с предыдущим уровнем) и на выходе (увеличение доли самостоятельности учащегося или усложнение того способа деятельности, владение которым он должен продемонстрировать). Предполагается, что первый уровень осваивается учащимся в начальной школе, второй – в 5-6 классах, третий – в 7-9 классах, четвертый – на старшей ступени.

Оценочные бланки позволяют фиксировать уровень учащегося по каждому критерию. При этом предполагается, что по некоторым составляющим той или иной компетентности ученик может оказаться на более высоком или низком уровне, чем тот, который он демонстрирует в целом. Таким образом, оценочные бланки позволяют отмечать продвижение ученика, основные пробелы и успехи в освоении того или иного способа деятельности, включая показатели предыдущего и последующего уровней по отношению к тому, на котором, предполагается, находится обучающийся той или иной ступени обучения.

Рекомендуется разъяснить учащимся критерии оценки их проектной деятельности и давать качественную оценку продвижения учащегося. При необходимости выставлять отметку рекомендуется ориентироваться на общий балл и принимать за основу отсчета средний балл по уровню, на котором проводится оценка. При этом обучающийся может набрать минимальное количество баллов по одним позициям и количество баллов, превышающее требование к данному уровню, – по другим2.

Поскольку переход учащегося на новый уровень освоения компетентности (или его продвижение внутри уровня) нередко связаны с увеличением его самостоятельности в рамках проектной деятельности, рекомендуется фиксировать ту помощь, которую оказывает учитель при работе над проектом, на оборотной стороне бланка.

Объектами оценки являются портфолио проектной деятельности учащегося, презентация продукта, а также наблюдение за работой в группе и консультацией. Субъекты оценки в первых двух случаях могут быть разными: руководитель проекта, другие педагоги; при оценке презентации – также учащиеся и родители. Наблюдение и оценку рабочих листов портфолио проектной деятельности проводит только руководитель проекта.

Продукт, полученный учащимся, не является объектом оценки, поскольку его качество очень опосредованно указывает на уровень сформированности компетенции учащегося в целом (т.е. соорганизации внешних и внутренних ресурсов для решения проблемы).

Вместе с тем, факт получения учащимся продукта является обязательным для легализации оценки. Проводить оценку на основании наблюдения за работой в группе и консультациями необходимо с момента начала проекта, но другие объекты могут быть оценены лишь по завершении проекта, т.е. после получения продукта.

Другими словами, получение продукта в рамках метода проектов является единственным свидетельством того, что проект состоялся, а значит, деятельность учащегося может быть оценена. Ниже приведены критерии и методики оценки ключевых компетенций (аналитических, информационных, коммуникативных) в рамках учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся по различным показателям.
  1   2   3




Похожие:

Рекомендации по созданию образовательными учреждениями программ учебно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся введение icon«Организация исследовательской деятельности учащихся в школе» Цель: формирование исследовательской и проектной деятельности обучающихся
Познакомить педагогов с задачами, формами и этапами исследовательской и проектной деятельности школьников
Рекомендации по созданию образовательными учреждениями программ учебно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся введение iconПроектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся в условиях новой школы
Цель учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся – формирование компетентности работать на достижение планируемого...
Рекомендации по созданию образовательными учреждениями программ учебно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся введение iconМетодические рекомендации о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин(модулей) образовательными учреждениями, реализующими программы общего образования
Настоящие рекомендации разработаны для организационно-методического сопровождения подготовки рабочих программ учебных курсов, предметов,...
Рекомендации по созданию образовательными учреждениями программ учебно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся введение iconСправка об участии в исследовательской и проектной деятельности обучающихся
Цель: изучить состояние научно-исследовательской деятельности за последние несколько лет
Рекомендации по созданию образовательными учреждениями программ учебно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся введение iconПлан курсовой подготовки моу снежногорской сош
Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в основной и старшей школе в условиях введения фгос
Рекомендации по созданию образовательными учреждениями программ учебно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся введение iconМетодические рекомендации для педагогов и обучающихся. Введение
Организация исследовательской деятельности детей в творческих объединениях эколого-биологической направленности
Рекомендации по созданию образовательными учреждениями программ учебно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся введение iconМетодические рекомендации по работе уо с информационными образовательными ресурсами сети Интернет Обзор образовательных веб-сайтов и порталов информационной направленности
Методические рекомендации по организации самостоятельной учебной, исследовательской работы школьников с иор с использованием проектной...
Рекомендации по созданию образовательными учреждениями программ учебно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся введение iconМетодические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях
Мкоу «Александровская сош» представительством иро проведена конференция «Развитие инновационного потенциала сельской школы: возможности...
Рекомендации по созданию образовательными учреждениями программ учебно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся введение iconОбщие правила разработки программ по внеурочной деятельности
Программы организации внеурочной деятельности могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки...
Рекомендации по созданию образовательными учреждениями программ учебно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся введение iconМетодические рекомендации по созданию целевой программы в оу по работе с одаренными детьми
Методические рекомендации по организации научно-исследовательской деятельности учащихся
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы