Образовательная программа моу «Лицей №1» г. Балаково Саратовской области icon

Образовательная программа моу «Лицей №1» г. Балаково Саратовской области



НазваниеОбразовательная программа моу «Лицей №1» г. Балаково Саратовской области
страница1/14
Дата конвертации27.10.2012
Размер2.38 Mb.
ТипОбразовательная программа
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Утверждаю

Директор МОУ «Лицей №1»

___________ Л.А. Лушкина

«____» ____________ 2011г.


Образовательная программа МОУ «Лицей №1»

г. Балаково Саратовской области


2011 – 2012 г.г.




СОГЛАСОВАНО:

Председатель Управляющего совета

___________________ Н.П. Катышева


г. Балаково

I. Характеристика социального заказа на образовательные услуги.


Образовательная Программа Муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей № 1» на 2011-2012г. представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели и задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, основные планируемые конечные результаты, критерии результативности.

Правовой основой для совершенствования образовательной системы лицея, целью которой является более полное удовлетворение социального заказа общества и реализация идеи общего интеллектуального, нравственного развития личности, является Закон РФ «Об образовании».

^ Образовательной целью лицея является выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями по профильным дисциплинам; личности, ориентированной на высокие нравственные ценности и способной в последующем на участие в духовном развитии общества. Для этого осуществлен переход на Образовательный (учебный) план, апробировано проведение элективных курсов на заключительном этапе обучения в лицее, совершенствуется система неаудиторной занятости лицеистов, активно внедряются информационно-коммуникационные технологии в образовательный процесс.

Поставленные перед лицеем на 2010-11 учебный год задачи были выполнены:

  • с достаточно высоким качеством реализован образовательный план лицея, что подтверждается результатами итоговой аттестации,

  • повысился профессиональный уровень педагогов,

  • значительно возросла творческая активность участников образовательного процесса;

  • завершены процедуры лицензирования и аккредитации образовательного учреждения.

Учителя лицея активно внедряют в практику новые педагогические технологии, способствующие формированию ключевых компетенций обучающихся: метод проектов, исследовательские методы, компьютерные технологии.

Проанализировав результаты работы за последний год, специфику региональных условий, изменение ценности образования в меняющихся социально–экономических условиях различных слоёв общества, учитывая большой творческий потенциал педагогического коллектива, «Лицей №1» продолжает работу по моделированию многовариантной образовательной среды для детей, проявляющих повышенный интерес к естественным наукам, с учетом их индивидуальных способностей.

Деятельность участников образовательного процесса направлена на активное освоение новых образовательных технологий и способов познавательной деятельности, на конструктивное приобретение общеучебных и социальных компетенций, на обеспечение возможностей самореализации личности.

Число обучающихся лицея незначительно превышает проектную мощность лицея (1000 чел.) и составляло на конец учебного года 1057 человек, которые проживают в 968 семьях, среди которых 22 - многодетные. Почти 14,7% лицеистов живут в неполных семьях, 2,9% - из многодетных семей, 14% семей испытывают финансовые трудности и относятся к категории малообеспеченных, 1,2% лицеистов являются опекаемыми.

Сохраняется тенденция высокой степени образованности родителей учащихся лицея: в 35,5% семей оба родителя имеют высшее образование, в 24,5% семей высшее образование имеет один из родителей.

Высокий образовательный ценз взрослых членов семьи способствует стремлению лицеистов к получению качественного образования, которое позволит продолжить обучение в высших учебных заведениях различного профиля в соответствии с интересами и пристрастиями

Лицей, как общеобразовательное учреждение, остается привлекательным для жителей БМР, что подтверждается географическим распределением мест проживания учащихся лицея:

Новая школа требует и новых учителей. Кроме владения психолого-педагогическими знаниями и понимания особенностей развития лицеистов, от учителей требуется профессионализм в других отраслях деятельности, способность помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткость, внимательность и восприимчивость к интересам ученика, открытость всему новому, прогрессивному должны характеризовать каждого учителя лицея.

По итогам аттестации педагогических и руководящих работников 2010-2011 года аттестованных работников лицея – 93,75%. (49 педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 10 – первую). Принятые в лицей молодые специалисты (4 человека) пока не аттестованы.Качественный состав работников лицея по-прежнему является одним из самых высоких в городе.

При разработке программы использованы следующие нормативно-правовые документы:

  • Конституция Российской Федерации,

  • Закон РФ «Об образовании»,

  • Конвенция о правах ребенка,

  • Устав МОУ «Лицей №1»,

  • Локальные акты общеобразовательного учреждения МОУ «Лицей №1»


Высокий уровень знаний выпускников лицея (подтвержденный результатами ЕГЭ) является результатом систематической работы на протяжении всех лет обучения в лицее. Мониторинг успешности учебной деятельности подтверждает наличие культа знаний в лицее – одной из составляющих компетентностей у обучающихся.

В основу обновленного содержания общего образования положено формирование у учащихся ключевых компетентностей. Одно из ведущих требований при переходе к компетентностному подходу заключается в предоставлении большей степени свободы и ответственности самому ученику, поэтому многие изменения в деятельности учителя связаны с переориентацией его работы на развитие мотивации школьника. Это реализуется через создание развивающей образовательной среды за счет возможностей образовательного (учебного) плана, включающего школьный компонент и внеучебную деятельность.

Постепенный переход к компетентностному обучению уже идет. Педагогический коллектив лицея понимает, что с одной стороны компетентностный подход – это усиление прикладного, практического характера образования, а с другой – адекватность содержания образования современным направлениям развития экономики, науки, общественной жизни.

Многоуровневое обучение от элементарного образования в начальной школе к элитарному на более старших ступенях ставит ученика в ситуацию выбора и необходимости реализовать свой творческий потенциал. Углубленное изучение предметов, начинающееся с 8-го класса, позволяет дать фундаментальное образование по выбранному профилю выпускникам лицея, что в дальнейшем помогает им гораздо быстрее приспособиться к условиям современной жизни и реализовать принцип непрерывности образования.

В основе лицейского образования лежат принципы гуманизации, дифференциации обучения и непрерывности образования.

Результатом обучения в лицее должен стать уровень подготовленности, достаточный для успешного продолжения обучения в вузах, и уровень воспитанности, отражающий идею общего интеллектуального, нравственного развития личности.

Модель выпускника.

Современное общество, характеризующееся все возрастающими сложностью и динамизмом, требует от человека таких качеств, как самостоятельность, предприимчивость, ответственность, коммуникабельность, толерантность, умение видеть и решать проблемы, эффективно работать в команде.

Учитывая концептуальные положения работы МОУ «Лицей №1», мы видим следующую модель выпускника:

ЛИЧНОСТЬ,

  • способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;

  • готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей;

  • способная осуществлять самостоятельную продуктивную деятельность;

  • способная реализовать в жизни «Я – концепцию», способная к саморазвитию и самопознанию;

  • обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;

  • руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения.


Ожидаемый образовательный результат включает в себя:

  • умение проводить самоанализ учебных достижений;

  • навыки исследовательской работы;

  • умение проектировать как учебную, так и социально-творческую деятельность;

  • коммуникативные умения и речевую культуру;

  • ценностное отношение к знаниям;

  • мотивацию к непрерывному образованию;

  • умение ориентироваться в мире социальных и нравственных ценностей и проблем;

  • толерантное отношение к действительности (в суждениях, поведении, оценке событий);

  • умение работать с различными источниками информации, используя в том числе, информационные технологии;

  • предметные результаты, обозначенные в учебных программах по предметам.

Поэтапное прохождение по ступеням лицейского образования от начального к углубленному профильному, индивидуальное использование возможностей дополнительного образования должно стать гарантией осуществления идеи непрерывного образования и перехода к получению профессионального.

^ II. Условия реализации, соотношение целей и задач.

Основные цели и задачи лицея:

Цель 1. Обеспечение предоставления качественного общего образования в соответствии с социальным запросом населения.

Задачи по достижению цели:

1. Создание условий для инновационного развития МОУ «Лицей №1» через обновление содержания общего образования, организация работы по внедрению ФГОС второго поколения.

2 Создание кадровых условий, обеспечивающих развитие образования в соответствии с требованием времени, привлечение молодых специалистов для развития механизмов общественно-государственного управления лицеем.

3. Совершенствование нормативно-правовой базы лицея.

4. Повышение эффективности управления лицеем на основе использования принципов программно-целевого управления и стратегического планирования, привлечения родителей и местного сообщества к решению проблем лицея.

Цель 2. Создание условий для повышения эффективности управления качеством образования.

Задачи по достижению цели:

1. Совершенствование системы оценки качества образования в лицее:

  • приобретение необходимого оборудования и программного обеспечения для функционирования автоматизированной системы мониторинга оценки качества образования;

  • проведение мониторинговых исследований по различным вопросам оценки качества образования, в т.ч. по вопросам нормативно-подушевого финансирования лицея и совершенствования системы оплаты труда работников лицея;

  • активное внедрение новых, в том числе информационных, педагогических технологий.

Цель 3. Создание условий для раскрытия личностного потенциала детей, воспитание в них интереса к учёбе и знаниям, стремления к духовному росту и здоровому образу жизни. Развитие системы поддержки талантливых детей лицея

Задачи по достижению цели:

1. Развитие творческой среды для выявления одарённых и талантливых учащихся лицея.

2. Вовлечение всех обучающихся в олимпиадное движение – главный механизм выявления талантливых детей

Цель 4. Создание условий для улучшения здоровья обучающихся.

Задачи по достижению цели:

1. Создание безопасной здоровьесберегающей среды обучения.

2. Создание условий для совершенствования организации питания учащихся лицея в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.

3.Повышение качества медицинского обслуживание, включая своевременную диспансеризацию всех учащихся лицея.

4. Совершенствование работы спортивных секций лицея с учётом индивидуальных интересов и склонностей учащихся лицея

Цель 5. Создание условий для совершенствования лицейской системы воспитания, способствующей успешной социализации выпускников лицея, повышению их гражданского самосознания.

Задачи по достижению цели:

1.Создание условий для совершенствования воспитательной системы, усиление воспитательной функции образования, формирование у обучающихся патриотизма и гражданственности, основных социальных навыков, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, здорового образа жизни

2. Активизация работы детских классных коллективов

3. Создание условий для успешной социализации детей, профилактики асоциального поведения учащихся, детской беспризорности, правонарушений и других негативных явлений.

^ Условия реализации образовательной программы:

Поставленные перед лицеем задачи требуют значительных изменений в технологическом оснащении образовательного процесса, в частности, освоения современных образовательных технологий.

Возможность использования мультимедийных средств обучения помогает большей части учителей повысить интенсивность проведения занятий, провести анализ учебной и внеклассной работы, анализ своей педагогической деятельности и их корректировку.

В рамках реализации НПО «Образование» в лицей за последние три года поступило оборудование кабинетов географии, истории, физики, химии, биологии, литературы, английского языка, начальных классов, интерактивные доски в кабинет физики и истории, информатики, новая мебель в 5 учебных кабинетов. Оборудование учебных кабинетов современными техническими средствами шли и за счет спонсорской помощи.


^ Оснащение учебных кабинетов

Кабинет

число учебных кабинетов

число компьютеров

число медиапректоров

Интерактивная доска

русский язык

6

4

2

документ-камера

математика

6

4

3




физика

3

3

3

1

химия

1

1

1




биология

1

1

1

документ-камера

география

1

1

1




иностранный язык

5

2

1

1

информационные технологии

1

2

1

1

информатика

2

26

2




история

3

3

2

2

МХК

1

1

1

документ-камера

начальная школа

14

10

5

1

ОБЖ

1

1







обслуживающий труд

1










^ РИТМ (музыка)

1

1







технология

1

1







экология

1

1

1

1

всего

49

62

24

7+3

Имеются технические средства, помогающие в образовательном процессе:

модем для обеспечения Интернета, факс, принтеры, сканеры, ксероксы, телевизоры, цифровые камеры, DVD-проигрыватели и видеомагнитофоны, домашний кинотеатр, музыкальные центры. Активно осваиваются возможности локальной сети лицея, охватывающей 24 кабинета.

Внеаудиторная занятость учащихся является ресурсом элитарного обучения, учитывающего способности и интересы обучаемых. ^ Дополнительное образование во второй половине дня, дает возможность лицеистам попробовать себя в самых разных сферах деятельности, попробовать найти себя, свое призвание. Для этих целей в лицее успешно используются возможности как учебных кабинетов, так и вспомогательных помещений:


 

Площадь (м2)

актовый зал

229

^ 2 бассейна (один из них в аварийном состоянии)

242,2

библиотека

71,5

читальный зал с медиатекой

70,2

театральная студия «Версия»

73,6

спортивный зал

291,9

столовая

228

медицинский кабинет

31,2

кабинет психолога

17,9

стоматология

36

малый спортивный зал

145,4


Таким образом:

  • Материально-техническая база отвечает требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН.

  • Спортивная база позволяет заниматься атлетическими и игровыми видами спорта.

  • Медицинское обеспечение (кадровое, приборно-инструментальное и медикаментозное) позволяет оказывать неотложную помощь учащимся и сотрудникам в лицензированных медицинском и стоматологическом кабинетах.

  • Техническое оснащение столовой позволяет осуществлять разнообразное и качественное питание коллектива лицея.

  • Создана информационно-компьютерная локальная сеть: есть электронная почта и выход в Интернет.

  • Учебные кабинеты оснащаются компьютерной техникой.

  • Ежегодно увеличивается число кабинетов, оснащенных современными техническими средствами, в соответствии с поступающими заявками от педагогов.

  • Оптимальное использование помещений, приспособленных для творческих занятий во второй половине дня: многофункциональный читальный зал, комната краеведения, кабинет МХК, театральная студия.




1

ступень

Классы федерального стандарта (2-4кл).

Использование УМК «Школа России», «Начальная школа XXI века».

Работа по БУПу – 2004 г.

Развивающие занятия по математике и русскому языку.

2

ступень

Классы федерального стандарта.

Классы с углубленным изучением предметов.

Спецкурсы по физике, математике, биологии, химии, географии, экономике, русскому языку, истории.

3

ступень

Классы углубленного изучения математики, физики, химии, биологии, обществознания.

Спецкурсы по физике, математике, биологии, химии, географии, экономике, русскому языку, истории.


Обеспечение уровня образования, соответствующего современным требованиям, запросам вузов, достигается за счет:

  • использования углублённых программ и примерных программ обучения;

  • привлечения высококвалифицированных педагогов;

  • углубленного изучения ряда предметов, таких, как: математика и физика, химия и биология, обществознание и география;

  • внедрения новых информационных технологий;

  • осуществления раннего введения в образовательный план лицея биологии, физики, географии и химии;

  • развития у обучающихся самостоятельности мышления и способности к самообучению и саморазвитию, которые обеспечиваются использованием методик развивающего обучения в начальной школе, принципов развивающегося обучения (проблемность, диалогичность, индивидуализация) в условиях классно-урочной системы, личностно-ориентированного подхода в обучении;

  • использования педагогических технологий, ориентированных на развитие общей культуры личности, самостоятельности и креативности мышления, исследовательских умений, коммуникативной культуры;

  • реализации «Программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса», основная цель которой — содействие формированию физически здоровой, духовно, нравственно и интеллектуально развитой личности с высоким гражданским самосознанием и созидательным потенциалом;

  • информирования лицеистов о вузах, соответствующих профилям обучения в лицее (МГУ, МГТУ им. Баумана, МФТИ, НИЯУ МИФИ, ОИАТЭ, СГУ, СГТУ, СГАА им Вавилова, СГСЭУ и др)


^ III. Планируемые результаты.

Многолетнее систематическое осуществление мониторинга успешности образовательного процесса в лицее позволяет проводить своевременную корректировку учебной деятельности с целью достижения более высоких результатов обучения - 100% степень обученности при более чем 70% качестве обучения, успешное прохождение Государственной итоговой аттестации выпускниками лицея (100%).

Сформировавшаяся в лицее система диагностики включает в себя:

  • стартовую диагностику умений и навыков, необходимых для успешного обучения в НШ;

  • диагностику освоения учебной грамотности на начальной ступени обучения, необходимой для успешного обучения в основной школе;

  • диагностика успешности обучения на этапе предпрофильного обучения в 5-7 классах и оценка степени готовности к обучению по углубленным программам;

  • диагностика посильности образовательных нагрузок на повышенном уровне сложности, степени готовности к независимой итоговой аттестации;

  • диагностика индивидуальных достижений старшеклассников: учебных, внеучебных, внепредметных (результаты олимпиад, конкурсов, соревнований), степени готовности к ЕГЭ и осознанному выбору дальнейшего обучения.

Сложившаяся система обеспечивает выстраивание индивидуальных траекторий обучения, позволяет ликвидировать дефициты учащегося, разработку рекомендаций учителям, ученику, его родителям.

Традиционно ведется мониторинг успешности продолжения образования после получения аттестата (более 95%), причем фиксируется не просто факт поступления, а и соответствие вуза профилю (более 70%), форма обучения бюджетная или коммерческая, дневная или вечерняя.

Система предпрофильного и профильного обучения в лицее реально и давно работает. Минимальны случаи несовпадения выбранного профиля и профессиональной направленности.

Методы работы психологов по сопровождению лицеистов включают в себя работу по профориетации старшеклассников, информационно-просветительскую работу, индивидуальное консультирование, тренинги, руководство деятельностью объективной самооценки.

Банк разнообразных методик, который постоянно пополняется, позволяет определить тип и основные характеристики личности, интеллектуальные возможности, мотивацию учения и эмоциональное отношение к учению, уровень тревожности, профессиональные намерения и направленность личности, ценностные ориентации. Таким образом, социально-профессиональное самоопределение учащегося в лицее - сознательный процесс определения себя в самостоятельно выбранной профессиональной среде, строящийся на согласовании личностных и социальных потребностей.

Уровень развития воспитанности, уровень развития творческого потенциала и психических качеств личности изучаются по авторским методикам, предлагаемым СарИПКиПРО, педагогом - психологом.

^ На каждом этапе лицейского образования реализуются определенные задачи.







методы

показатели

Первая ступень обучения (2-4 классы)

формирование основных общеучебных умений и навыков: чтения, письма, счета

Мониторинг успешности обучения

Качество знаний выше 70%

развитие коммуникативных умений

наблюдения

Позитивное отношение к обучению более 80% уч.

привитие санитарно-гигиенических и оздоровительных навыков

Реализация программы «Здоровье»

Сохранение стартовых показателей распределения по группам здоровья

диагностика динамических характеристик личности

психологическое тестирование

Высокие темповые показатели у 60% уч.

диагностика уровня овладения общеучебными умениями

ШТУР

Более 60% уч имеют показатели выше среднего уровня

Вторая ступень обучения - 5-7 классы

формирование основ научных знаний по различным учебным дисциплинам

мониторинг

Качество знаний не ниже 65%

развитие приемов учебного труда







формирование навыков самообразовательной работы

вовлечение в интеллектуальную деятельность: олимпиады, конкурсы

Не менее 50%

раннее изучение предметов естественного цикла

анкетирование по выявлению интересов

Формирование профильных классов

проведение развивающих занятий для подготовки к профильному обучению

Изучение спроса

100% охват учащихся

Вторая ступень обучения - 8-9 классы

формирование профильных классов с углубленным изучением отдельных предметов




выбор одного из трех профилей более 90% уч.

развитие общекультурных представлений о мире

вовлечение в интеллектуальную деятельность: олимпиады, конкурсы, конференции

не менее 60%

изучение личности учащихся с целью ориентирования дальнейшего обучения

психологическое тестирование, анкетирование




введение элективных курсов

изучение спроса

100% охват учащихся

Третья ступень обучения - 10-11 классы

осуществление профильного обучения на основе отбора с учетом экспертной оценки




100% охват учащихся

всесторонний анализ личностных достижений

мониторинг

наличие портфолио личных достижений

самоопределения школьника

психологическое тестирование, анкетирование




формирование прочных знаний по предметам

мониторинг

качество знаний выше 65%

ведение элективных курсов с учётом профиля обучения

удовлетворение запросов учащихся

100% охват учащихся

оказание помощи выпускникам лицея при подготовке к поступлению в профильный вуз

сотрудничество с профильными вузами

поступление в вузы по профилю не менее 70%

привлечение старшеклассников к учебно-научно-исследовательской деятельности

участие в конференциях, конкурсах

не менее 40% уч.


^ IV. Образовательный (учебный) план и его обоснование.


Образовательный (учебный) план лицея.


I. Общие положения.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14




Похожие:

Образовательная программа моу «Лицей №1» г. Балаково Саратовской области iconПрограмма развития
Муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей №1» г. Балаково Саратовской области
Образовательная программа моу «Лицей №1» г. Балаково Саратовской области iconПоложение о приеме обучающихся в Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» города Балаково Саратовской области
Положение о приеме обучающихся в муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» города Балаково Саратовской области...
Образовательная программа моу «Лицей №1» г. Балаково Саратовской области iconНепосредственно образовательная деятельность
Балаково Саратовской области в 2012 году, посвященных празднованию 250-летия г. Балаково
Образовательная программа моу «Лицей №1» г. Балаково Саратовской области iconОбразовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения
...
Образовательная программа моу «Лицей №1» г. Балаково Саратовской области iconПротокол № «Утверждаю» директор моу «Лицей №2»
Образовательная программа среднего (полного) общего образования (10 -11 классы) моу «Лицей №2» 67
Образовательная программа моу «Лицей №1» г. Балаково Саратовской области iconГ. Балаково Саратовской области Общие положения
«О новой системе оплаты труда работников общеобразовательных учреждений» применяется при установлении выплат стимулирующего характера...
Образовательная программа моу «Лицей №1» г. Балаково Саратовской области iconПубличный доклад директора моу сош №5 г. Балаково Мазуриной О. А. за 2007/2008 учебный год общая характеристика общеобразовательного учреждения наименование
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 города Балаково Саратовской области
Образовательная программа моу «Лицей №1» г. Балаково Саратовской области iconОбразовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «средней общеобразовательной школы №5» г. Балаково Саратовской области
Характеристика социального заказа на образовательные услуги. Описание "модели" выпускника, вытекающей из социального заказа
Образовательная программа моу «Лицей №1» г. Балаково Саратовской области iconОбразовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «средней общеобразовательной школы №5» г. Балаково Саратовской области
Характеристика социального заказа на образовательные услуги. Описание "модели" выпускника, вытекающей из социального заказа
Образовательная программа моу «Лицей №1» г. Балаково Саратовской области iconОбразовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «средней общеобразовательной школы №5» г. Балаково Саратовской области
Характеристика социального заказа на образовательные услуги. Описание "модели" выпускника, вытекающей из социального заказа
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы