Методические рекомендации по подготовке обучающихся 9 класса к гиа по химии
Методические рекомендации по подготовке обучающихся 9 класса к гиа по химии icon

Методические рекомендации по подготовке обучающихся 9 класса к гиа по химии



НазваниеМетодические рекомендации по подготовке обучающихся 9 класса к гиа по химии
Колдин А.Н
Дата конвертации27.10.2012
Размер131.04 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник

СОСТАВИТЕЛЬ: Колдин А.Н., учитель химии МАОУ «Лицей №1» г. Балаково Саратовской области

Методические рекомендации по подготовке обучающихся 9 класса к ГИА по химии.

Цель данных рекомендаций: оказать помощь учителям химии в организации подготовки обучающихся к ГИА 2012 года. Для успешной подготовки к итоговой аттестации предлагаю следующий алгоритм действий: 1.Анализ информации по содержанию и процедуре проведения экзамена. 1.1.Выявить число обучающихся , предполагающих сдавать ГИА (в новой форме) по данномупредмету.

1.2. Познакомиться с нормативными документами, регламентирующими содержание и процедуру проведения ГИА ( сайт www.ege. edu.ru, www.fipi.ru)

1.3. Согласовать с администрацией ОУ организационную форму подготовки обучающихся ( консультации, элективный курс, спец. курс и т.п.)

1.4. Проанализировать содержание ГИА по спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году
государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ХИМИИ
обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы
основного общего образования:


^ 1. Назначение КИМ для ГИА выпускников IX классов
Государственная итоговая аттестация (в новой форме) выпускников
IХ класса по химии проводится с использованием контрольных
измерительных материалов (КИМ), стандартизированных по форме, уровню
сложности и способам оценки их выполнения.
Контрольные измерительные материалы призваны оценить подготовку
по химии выпускников IХ классов общеобразовательных учреждений в целях
их государственной (итоговой) аттестации.
Результаты ГИА могут быть приняты во внимание при приеме
учащихся в профильные классы средней (полной) школы.
^ 2. Документы, определяющие содержание КИМ
Упорядоченный набор стандартизированных КИМ – проверочных
заданий – представлен в каждом отдельном варианте экзаменационной
работы.
Содержание экзаменационной работы определяется на основе
следующих документов:
1) Обязательный минимум содержания основного общего образования
по химии (приказ Минобразования России от 19.05.1998 № 1236).
2) Федеральный компонент государственного образовательного стан-
дарта основного общего образования по химии (приказ Минобразования
России от 05.03.2004 № 1089).
^ 3. Подходы к разработке контрольных измерительных материалов ГИА
2012 г. по химии
Разработка КИМ ГИА 2012 г. по химии осуществлялась с учетом следующих
общих положений.
• КИМ ориентированы на проверку усвоения системы знаний, которая
рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания
действующих программ по химии для основной школы. В
государственном стандарте основного общего образования по химии
эта система знаний представлена в виде требований к подготовке
выпускников.
• На основе анализа результатов ГИА 2008–2011 гг. выявлено, что
основная масса выпускников девятых классов, выбравших экзамен по
химии, планирует продолжить изучение химии в средней (полной)
школе на профильном уровне. Согласно этому КИМ призваны
обеспечивать возможность дифференцированной оценки подготовки содержания курса химии в 8–9 классов осуществляется на трех уровнях
сложности: базовом, повышенном и высоком. Учебный материал, на
базе которого строятся задания, отбирается по признаку его
значимости для общеобразовательной подготовки выпускников
основной школы. При этом особое внимание уделяется тем элементам
содержания, которые получают свое развитие в курсе химии
10–11 классов.
^ 4. Связь экзаменационной модели ГИА выпускников IX классов с КИМ
ЕГЭ.

Важнейшим принципом, учитываемым при разработке КИМ ГИА,
является их преемственность с КИМ ЕГЭ, которая обусловлена едиными
подходами к оценке учебных достижений учащихся по химии в основной и
средней школе.
Реализация данного принципа обеспечивается: единством требований,
предъявляемых к отбору содержания, проверяемого заданиями ГИА,
сходстве структур экзаменационных вариантов, использованием
аналогичных моделей заданий, а также идентичностью систем оценивания
заданий аналогичных типов, используемых как в ГИА так и в ЕГЭ.
^ 5. Характеристика структура и содержания КИМ
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из трех частей и
содержит 22 задания. Одинаковые по форме представления и уровню
сложности задания сгруппированы в определенной части работы.
Часть 1 содержит 15 заданий с выбором ответа (базового уровня
сложности). Их обозначение в работе: А1; А2; А3; … А15.
Часть 2 содержит 4 задания с кратким ответом (повышенного уровня
сложности). Их обозначение в работе: В1; В2; В3, В4.
Часть 3 содержит 3 задания с развернутым ответом (высокого уровня
сложности). Их обозначения в работе: С1, С2 и С3.
Задания в работе расположены по принципу постепенного нарастания
уровня их сложности. Доля заданий базового, повышенного и высокого
уровней сложности составила в работе 68%, 18% и 14% соответственно.
Общее представление о количестве заданий в каждой из частей
экзаменационной работы дает таблица 1.


1.5 Анализ учебно- методического обеспечения (учебники, дополнительная литература, сборники тестов, интернет-сайты)

1.6 Выявить уровень усвоения обучающимися всех тем курса в процессе проведения пробного тестирования по материалам демонстрационных версий

1.7. При необходимости получить консультацию у руководителя МО, опытных учителей.

^ 2. Обеспечение мотивации обучающихся.

2.1. Сформулировать для обучающихся задачи для подготовки к ГИА

2.2. Обеспечить мотивационную деятельность обучающихся.

^ 3. Планирование подготовки обучающихся к ГИА.

3.1. Составить календарно- тематическое планирование, отражающее темы занятий, их содержание, перечень основных знаний и умений, перечень обязательной номенклатуры. Календарно-тематическое планирование составляется с учётом количества часов и сроков, выделенных на подготовку к экзамену.

3.2. В календарно- тематическое планирование необходимо внести сроки и формы диагностики уровня усвоения повторяемого материала. Для диагностики рекомендуется использовать сборники тестов издательств «Просвещение», «Дрофа» и демонстрационные материалы прошлых лет.

3.3. При планировании повторения рекомендуется учитывать уровень индивидуальной подготовки учащихся. Для этого следует разработать индивидуальные планы подготовки учащихся к итоговой аттестации, согласовать их с учениками и родителями

3.4. Рекомендуется включить в план знакомство учащихся с оформлением бланков ответов ГИА.

^ 4. Организация взаимодействия учителя и обучающихся в процессе подготовки к ГИА:

4.1. Информирование учащихся о порядке проведения подготовки к ГИА , о сроках и формах ( тестах, практических заданиях, сдаче номенклатуры, периодичности и тематике контроля.), о необходимых учебниках, таблицах, сборниках тестов и т.д.

4.2. Повторение материала рекомендуется осуществлять крупными тематическими блоками.

4.3.В процессе занятий рекомендуется не только повторение теоретических вопросов, но и практическая отработка материала. Занятия рекомендуется строить по схеме:

А) тестирование по предыдущей теме

Б) анализ тестирования (6-10 мин)

В) отработка теоретических вопросов и практическое закрепление повторяемых понятий (25 мин.)

Г) работа с номенклатурой (5мин.)

Д) решение расчётных задач

Анализ количественного и качественного выполнения части А, В и С позволяет прогнозировать возможные недочёты и ошибки учащихся, которые можно устранить на этапе подготовки к экзамену.

^ Методические рекомендации к выполнению части А.

Анализ выполнения обучающимися вопросов части А с выбором ответа показал наиболее успешное выполнение заданий с выбором ответа ( А1, А4, А8,А15), процент выполнения 94-100%. Это темы « Периодическая система химических элементов и строение атома», определение степени окисления химических элементов, условия течения реакций ионного обмена до конца, решение задачи по нахождению массовой доли химического элемента. На допустимом уровне (67% -75%) выполнены задания в части А – 2, 3, 6, 11. Это темы « Периодический закон и ПСХЭ. Изменение свойств химических элементов в периоде и группе», виды химической связи, определение ОВР от неокислительно- восстановительных реакций, химические свойства кислот. Наиболее слабо усвоена тема « Химические свойства оксидов».При подготовке к экзамену можно использовать задания типа:

Оксид калия будет взаимодействовать с группой веществ:

а) HNO3, NaCl, H2O

2)SO2, Ca(OH)2,HCl

3)Cu(OH)2, H2S, Ag2O

4) P2O5, H2O, H2SO4

Подобные задания даются для кислотных и амфотерных оксидов.

В курсе химии отдельно не изучается взаимодействие оксидов с простыми веществами, но при изучении свойств простых веществ с такими реакциями ребята знакомятся, поэтому при повторении свойств оксидов необходимо вспомнить и такие реакции, например:

Восстанавливать металлы из их оксидов способен:

А) азот

Б) кислород

В) оксид углерода (IV)

Г) водород

Изучая получение кислот, необходимо давать задания, в которых учащиеся уделят внимание спецефическим свойствам некоторых оксидов.

Кремниевую кислоту нельзя получить при взаимодействии пары веществ:

А) Na2SO3 и HCl

Б) SiO2 и H2O

В) K2SiO3 и H2SO4

Г) K2SiO3 и H3PO4

Затруднения у учеников вызвала тема, которая предусматривает свойства некоторых простых веществ, которые изучаются в курсе основной школы.

На уроке можно давать задания типа: с какими из предложенных веществ вступит в реакцию водород: кислород, медь, вода, оксид меди, углекислый газ, хлор. Составьте возможные уравнения реакций. Или:

Водород вступает в реакцию с каждым из двух веществ

  1. оксид железа(II) и вода

  2. оксид меди (II) и хлор

  3. оксид серы(VI) и алюминий

  4. оксид углерода(1V) и аммиак.

Не совсем удачно выполнено учащимися задания « Верны ли суждения», требующие от обучающихся знаний по технике безопасности и применения веществ в быту, умения анализировать и правильно оценить суждения.

Готовясь к занятиям, учитель должен включать в план задания следующего образца: 1. Газы называются «несовместимыми», если они при обычной температуре и давлении способны вступать в реакцию. Какие из газов попарно несовместимы: хлороводород, оксид углерода (IV), метан, аммиак?

2. Заполни пропуски: При приготовлении водных растворов кислот приливают (1…) к (2…), а не наоборот. В этом случае выделяющаяся теплота хорошо распределяется по всему объёму жидкости и (3…) не происходит.

В процессе приготовления растворов кислот и при работе с ними нередки случаи разлива жидкости. Для ликвидации последствий это место разлива засыпают сухим кварцевым песком, затем обрабатывают 10-15% раствором(4…) и промывают(5…).

^ Воду, воде, растворения, разбрызгивания, кислоту, водой, щёлочи,карбоната натрия.

Ответ:1-кислоту, 2- воде, 3- разбрызгивания, 4-карбоната натрия, 5- водой.

3. Необходимо давать рисунки с изображением приборов, правильно ли он собран.

4.Банки с притёртой пробкой необходимо применять для хранения:

1) сульфата калия

2) оксида меди

3) хлорида натрия

4)оксида фосфора

4.Верны ли следующие суждения о правилах работы в химической лаборатории:

А) При попадании кислоты на кожу рук следует промыть водой поражённый участок и затем обработать его раствором соды

Б) При работе с растворами солей всегда необходимо надевать защитные перчатки.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны



Методические рекомендации к части В

Анализ выполнения аттестующимися заданий части В, предполагающий повышенный уровень сложности и выбор нескольких правильных ответов показал неплохие результаты: В1-82%, В2-75%. С заданием В3 полностью не справились -41% учащихся, 5% частично; задание В4 полностью выполнили 47% и частично верно 35%. Таким образом, наибольшие трудности вызвало задание на нахождение соответствия между схемой реакции и изменением степени окисления в окислителя или восстановителя в ней. Выполнение в части А эти же дети показали, что они умеют правильно определять степени окисления, значит недостаточно сформировано умение находить соответствие, что можно достигнуть упражнениями при изучении любой темы, например:

1) Установите соответствие:

Галогены

Учёные, открывшие галогены

Даты открытия

1. Фтор

А) К. Шееле

а)1826

2. Хлор

Б)А. Муассан

б)1811

3.Бром

В) Б. Куртуа

в)1774

4. Иод

Г) Балар

г)1886

2)Установите соответствие между названием вещества и реагентами, с которыми это вещество может взаимодействовать.

Название вещества Реагенты

А) водород 1)Fe? Cu(OH)2

Б)гидроксид кальция 2)S, FeO

B)сульфат цинка 3) Mg, KOH

^ Методические рекомендации к выполнению части С.

В части заданий высоким уровнем сложности ни один из аттестующихся не выполнил все задания на 100%. В задании С1 обучающиеся не умеют осуществлять превращения, предвидеть вещества, обозначенные буквой Х. Отсюда вытекает, что ребята слабо знают химические свойства веществ. В процессе учёбы рекомендуем зачёт по темам « Номенклатура оксидов, кислот, оснований и солей», « Химические свойства неорганических соединений».

Акцентировать внимание учащихся на том, что в реакции вступают только растворы солей( за исключением как с кислотами), что с солями нерастворимые основания и нерастворимые соли не вступают.

Например: осуществите возможные превращения

  1. КОН+ НСl=

  2. Cu(OH)2 + H2SO4=

  3. Cu(OH)2+Na2SO4=

  4. Cu (OH)2→

  5. NaOH→

  6. SiO2+ H2O→

Рекомендуется применять задания такого типа:

Дополните генетический ряд: Р→Р2О5→А→В, назовите вещества А и В

Или В схеме превращений Cu→а→CuO→б →CuCl2→в→ Сu(OH)2→г→CuSO4 веществами а, б, в, г являются? Осущес.твите превращения

Задание С2- решение расчётных задач. Полностью справились 41%, 35% учащихся справилось частично. Рекомендация: дать учащимся алгоритмы решения основных типов задач.

Задание С3 требует от учащихся знание свойств веществ, качественных реакций, признаки реакций, умения определять вещества по описываемым признакам и прогнозировать его состав. Это задание выполнило только 11% школьников и 29% - частично.

Для решения данной проблемы можно использовать в процессе обучения такие задания: Подберите реактивы, с помощью которых можно определить анионы ( катионы), укажите признаки реакции.

Анионы

Реактивы (катионы)

Признаки реакций

NO3‾






PO43‾






I‾






S²‾






SiO3²‾






CO3-‾






Ag‡, Cu, H2SO4 (конц), Н+

Задача: Чтобы отличить соду от поваренной соли, не пробуя на вкус, надо:

  1. добавить воду и размешать

  2. добавить к каждому веществу нашатырный спирт

  3. смочить каждое вещество уксусом

  4. добавить 2-3 капли мыльного раствора.



Объясните решение и составьте сокращённое уравнение выбранной реакции, укажите её признаки.


^ Общие выводы:

Таким образом, для успешной подготовки учащихся к итоговой аттестации, необходимо создать систему подготовки, которая будет работать при условии согласованной деятельности учителя , ученика и родителя. Необходимо продумать последовательность повторения на каждом занятии, правильно отобрать содержание, использовать эффективные методы и способы преподавания ( опорные схемы, таблицы, макеты, рисунки, электронные носители и т.д.), учитывая индивидуальные особенности подростка. Одним из эффективных средств является систематический контроль усвоения материала и коррекция знаний. Не забудем и о творчестве учителя для повышения познавательного интереса школьника, чтобы не превратить подготовку к ГИА в рутину, вселить в ученика веру в успех.


Диагностика готовности педагога Колдина А.Н. к проведению ГИА обучающихся 9 –х классов по химии в 2012 году.

№ вопроса

Варианты ответов

1.

1,3

2

1

3 а

2



2

4

2

5

1,2.3

6

1

8

2

9

3

10

1,2

11

1

12

2

13

3

14

1

15а

2

15б

3

16

1.2,3,4

17

3

18

Некоторые изменения произойдут лишь в содержательных акцентах отдельных заданий. Так, например, будет продолжена работа: по усилению практико-ориентированной составляющей заданий; по включению вопросов, предусматривающих проверку умений работать с информацией, представленной в различных формах, а также по проверке умения осуществлять простейшие логические операции




Похожие:

Методические рекомендации по подготовке обучающихся 9 класса к гиа по химии iconДокументи
1. /Методические рекомендации по подготовке к ГИА тьютора Придача В.И/diagn_9kl.doc
Методические рекомендации по подготовке обучающихся 9 класса к гиа по химии iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по химии
Рекомендации по совершенствованию методики преподавания химии с учетом результатов гиа 2010 года
Методические рекомендации по подготовке обучающихся 9 класса к гиа по химии iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по химии Карасева Татьяна Вячеславовна
Рекомендации по совершенствованию методики преподавания химии с учетом результатов гиа 2010 года
Методические рекомендации по подготовке обучающихся 9 класса к гиа по химии iconМетодические рекомендации по подготовке учащихся 9 класса к гиа по химии
В условиях перехода к единой форме сдачи итоговой аттестации в форме гиа в 9 классе становится актуальным вопрос о целенаправленной...
Методические рекомендации по подготовке обучающихся 9 класса к гиа по химии iconМетодические рекомендации по работе с текстом при подготовке к сжатому изложению
Методические рекомендации по подготовке учащихся 9 класса к гиа по русскому языку
Методические рекомендации по подготовке обучающихся 9 класса к гиа по химии iconМетодические рекомендации по подготовке учащихся к гиа в 9-х классах по биологии
Анализ результатов гиа по биологии в Красногвардейском районе позволил сделать выводы об уровне подготовленности учащихся к итоговой...
Методические рекомендации по подготовке обучающихся 9 класса к гиа по химии iconМетодические рекомендации по подготовке обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по геометрии
Методические рекомендации по подготовке обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по геометрии за курс основной школы....
Методические рекомендации по подготовке обучающихся 9 класса к гиа по химии iconМетодические рекомендации по подготовке к егэ и гиа по биологии в 2012-2013 учебном году
Учителям биологии необходимо принимать во внимание следующие рекомендации при подготовке школьников к гиа и егэ
Методические рекомендации по подготовке обучающихся 9 класса к гиа по химии iconМетодические рекомендации по подготовке учащихся 9 класса к гиа по информатике
При подготовке учащихся к гиа по информатике и икт необходимо ориентироваться на кодификатор элементов содержания по информатике,...
Методические рекомендации по подготовке обучающихся 9 класса к гиа по химии iconМетодические рекомендации по подготовке к практическому туру олимпиады по химии
Особенностью олимпиады по химии является включение практической части, на которой проверяется владение учащихся навыками проведения...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы