Программа «Здоровье» ( технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении лицее №1) Автор: Кравчук Татьяна Михайловна, учитель высшей квалификационной категории лицея №1 icon

Программа «Здоровье» ( технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении лицее №1) Автор: Кравчук Татьяна Михайловна, учитель высшей квалификационной категории лицея №1



НазваниеПрограмма «Здоровье» ( технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении лицее №1) Автор: Кравчук Татьяна Михайловна, учитель высшей квалификационной категории лицея №1
страница1/4
Кравчук Татьяна Михайловна
Дата конвертации27.10.2012
Размер0.52 Mb.
ТипПрограмма
источник
  1   2   3   4



Программа « Здоровье »

( технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении - лицее № 1)


Автор: Кравчук Татьяна Михайловна, учитель высшей квалификационной категории лицея №1.


2005 г

Программа «Здоровье»


Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотьемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития.


Здоровье человека- это главная ценность жизни, которую не купить ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни.


^ Пояснительная записка.


Современные образовательные учреждения, особенно с углубленным содержанием обучения, характеризуются повышенным обьемом учебной нагрузки и интенсификацией учебного процесса в условиях дефицита учебного времени.

Обучение без потерь здоровья учащихся является сложным творческим процессом.

В настоящее время мы ведем постоянный поиск методов оздоровления наших детей в условиях программы лицея.


По статистическим данным медицинских работников лицея таблица факторов, влияющих на здоровье детей выглядит так:

45%- образ жизни;

20%- условия внешней среды;

20%- особенности организма, наследственность;

15%- система образования, здравоохранения


Следовательно необходима системная профилактическая работа по формированию здоровой среды, здорового образа жизни, убеждения, что легче предотвратить болезнь, чем потом ее долго лечить.

Каково же состояние здоровья детей в нашем лицее?

По группам здоровья в 2005-2006 году учащиеся распределились так:

1 группа-65%;

2 группа-27%;

3 группа-5%;

4 группа-3%

Наиболее распространенными заболеваниями наших детей являются:

Нарушение зрения-58%;

Нарушение опорно-двигательного аппарата-65%;

Сердечно- сосудистые заболевания-22%;

Заболевания внутренних органов-12%;

Дефицит веса-1.2%;

Избыток веса-0,4%

Неврозы-18%

Простудными заболеваниями за 2006-2007 год переболело 68% учащихся.

К проблемам здоровья также относятся: курение, наркомания, токсикомания, СПИД и др.

Учитывая выше изложенное, для укрепления связи между учебной деятельностью школьников и их психофизическим здоровьем, для профилактики снижения исходного потенциала здоровья учеников в лицее разработана и внедряется в жизнь программа «Здоровье»


^ Организационно- методические указания.


Программа «Здоровье» представляет собой комплексную систему профилактических и оздоровительных технологий, реализация которых проводится в отношении всех возрастных групп учащихся лицея под контролем медицинских работников, учителей физической культуры, в тесном взаимодействии с администрацией, педагогами, родителями и основывается на ежегодных результатах профилактических осмотрах всех учащихся, на критериях прироста физических показателях, уровне физической подготовленности, повышению уровня умений и навыков в образовательном процессе.


^ Цель программы:

Формирование здоровой школьной среды, через создание единой образовательной, воспитательной, оздоровительной системы охраны здоровья учащихся и валеологического мониторинга.


^ Основные задачи программы:

- сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения;

- повышения уровня физического развития и физической

подготовленности;

- воспитание нравственных ценностей и представлений о культуре

здоровья;

- формирование у учащихся системы ценностей, связанной с

собственным здоровьем и здоровьем окружающих, освоение

необходимых знаний в этой области, формирование

соответствующих умений и навыков;

- создание условий, которые способствовали бы сохранению и

укреплению здоровья учащихся, повышению эффективности

здоровья учащихся, повышению эффективности учебного процесса.

^ Основные направления для реализации поставленной цели и задач:

Здоровьесберегающая программа включает в себя два ведущих направления:


образовательное и оздоровительное.

Образовательная направленность программы:


- формирование компетентности педагогов в области здоровья и ЗОЖ с

с целью внедрения этих принципов в образовательный процесс;

- программно- методическое обеспечение обучения детей ЗОЖ с учетом накопления позитивного опыта;

- валеологическое просвещение и образование в рамках учебного процесса;

- мониторинг состояние здоровья учащихся, учебного процесса и среды обучения;

- внедрение в учебный процесс курсов по валеологии, валеопсихологии, валеопрактики;

- внедрение в учебный процесс инновационных здоровьесберегающих технологий;

- создание на базе медицинского пункта- диагностико-лечебной базы ЛФК, фито-центра;

- создание кабинета психологической разгрузки, психотренинга, физиотерапии.


^ Оздоровительная направленность программы:

- формирование основ знаний о физкультурной деятельности с оздоровительной направленностью;( см прил. №7)

- введение физкультурных пауз, утренней гимнастики, подвижных перемен для увеличения двигательной активности;

- проведение дней здоровья, недель здоровья, праздников здоровья;

- освоение в начальной школе для профилактики простудных заболеваний дорожку Здоровья, методику дыхания СтрельниковойАИ

- профилактическое, оздоровительное, закаливающее направление включать в образовательный процесс, на всех уроках физического воспитания;

- развитие сети кружков, секций лечебно-оздоровительной и спортивной направленности;

-создание электронной базы данных о состоянии здоровья учащихся;

- укрепление материально- технической базы.


^ В реализации программы «Здоровье» участвуют:


-медико-психолого- педагогическая служба,

-физкультурно – оздоровительная служба,

- учебно- воспитательная служба,

- медико-профилактическая служба.


^ Медико-психолого- педагогическая служба осуществляет следующую работу:


1.Адаптация детей и подростков к окружающей среде.


Поступление ребенка в колу, перевод из начальной школы в среднюю, из средней в выпускные классы являются переходными этапами в физическом, нравственном и психологическом отношении. Для облегчения адаптации школьников в эти сложные периоды программа Здоровье предусматривает целый ряд мер:

а) анкетирование при поступлении в школу новых детей, опрос об особенностях их развития и роста ( см. прилож.№1);

б) мониторинг состояние их здоровья ( см. прил. №2 );

в) щадящий режим учебы, питания, физических нагрузок;

г) индивидуальные рекомендации медиков, психологов, педагогов по коррекции отклонений в физическом и психологическом здоровье;

д) контроль за пограничным состоянием;

е) составление психолого- педагогических программ для индивидуальной работы с детьми, внедрение компенсирующего обучения;

ж) контроль за качеством питания, пропаганда здорового образа жизни.

З) создание кабинета психологической разгрузки.


Данные мероприятия позволяют снять стрессовые состояния у школьников и облегчить период их адаптации.

В дальнейшем психологи, педагоги, медики лицея осуществляют мониторинг состояния физического и психоневрологического здоровья всех учащихся лицея, оказывается помощь в организации оптимального учебно- воспитательного процесса, отслеживается обьем учебной нагрузки, домашних заданий, принимается участие в составлении расписания уроков, в разработке режима дня, учитывая возрастные и индивидуальные особенности организма детей и подростков.


^ Физкультурно – оздоровительная служба проводит следующую работу:


1. Для активизации двигательного компонента в режиме дня применяется целый комплекс мероприятий, в частности: утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе, физкультурные паузы во время уроков,

динамические перемены, максимальное вовлечение учащихся в занятия спортивных и оздоровительных секций, проведении дней здоровья и других спортивных праздников и соревнований( см. прилож.№3).

2. Корректировка учебных программ , направленных на оздоровление учащихся, разработка программ для детей , отнесенных к специальной медицинской группе.

^ 3. Разработка и внедрение основ знаний по валеологии с учетом возрастных групп.

4. Разработка и внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий:

шейпинг, аэробика, аква-аэробика, степ-аэробика, танцевальная аэробика, атлетическая гимнастика, элементы хатхи-йоги.


5. Организация спортивно – массовой работы, вовлечение учащихся в спортивные секции, участие в школьных и городских

спортивных мероприятиях и соревнованиях (см.прил№4).


^ 6. Освоение дорожки здоровья, разучить методику и выполнение дыхательных упражнений по Стрельниковой ( см. прилож №5).


7. Проведение лекций, бесед, круглого стола, мониторингов о вредных привычках, курении, наркомании, СПИДе, участие в международных, городских молодежных акциях против СПИДа, участие в фестивалях

здоровья;

8. Пополнение и обновление материально- технической базы, соблюдение санитарно-гигиенических условий, выполнение правил по технике безопасности жизни и здоровья.


^ 9. Закаливающие мероприятия:

1). Мероприятия повседневной жизни:

а)оптимальный температурный режим в помещениях;

б).оптимальный воздушный режим;

в) .санитарно-гигиенический режим.

2).Специальные закаливающие процедуры:

а).методика закаливания воздухом, водой( см. прил.№6);

б). уроки в бассейне.

в).полоскание ротовой полости специальными средствами, фиточаи, кислородные коктейли, поливитаминизация.

^ Учебно – воспитательная служба проводит следующую работу:


1. Разработка и проведение интегрированных здоровьесберегающих уроков, проведение

классных часов с валеологической направленностью, использование методических разработок по программе ЗОЖ.

2.Применение практических разработок, и умение провести комплекс общеразвивающих упражнений по различным видам спорта, провести урок здоровья в младших классах выпускниками.


^ Медико – профилактическая служба:


1.Для повышения устойчивости организма учащихся к неблагоприятным факторам внешней среды в лицее провести профилактические мероприятия:


а).Практические и теоретические занятия врачей, психологов, учителей физической культуры со всеми педагогами, родителями:


- о значении и видах профилактической работы с детьми, о гигиене знаний;

- о видах массажа и его значении;

- о профилактических комплексах для укрепления осанки ,опорно- двигательного аппарата, плоскостопия, укрепления зрения,

сердечно-сосудистой системы.


2.Проводить профилактику инфекционных заболеваний, в том числе гриппа и ОРВИ по двум направлениям: иммунизация или специфическая и неспецифическая.

При специфической профилактике гриппа проводится вакцинация детей отечественными и импортными вакцинами: Гриппол (РФ), Инфлювак (Франция), Флюорикс (Голландия), Ваксигрипп (Франция), Бфивак (Германия).

Для неспецифической профилактики практиковать курсовой прием препаратов: арбидол, АГРИ, Сандра, витанан и ряд других.

Иммунизацию детей против других инфекционных заболеваний проводить в соответствии с календарным планом прививок и строго индивидуально по отношению к каждому ученику.

3. Проводить ежегодную диспансеризацию учащихся со специальной скрининг- программой, состоящей из 10 тестов,

позволяющих выявить отклонения со стороны сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной, эндокринной систем, ЛОР-органов ,

органов зрения, опорно-двигательного аппарата, физического развития в целом, а также аллергические реакции и заболевания.

4 .Проводятся врачами специалистами лекции и беседы на темы:

а).Семейное воспитание ( Личность, функции, семья);

б) Психология здоровья ( Эмоции, личность, коллектив);

в)Возрастное воспитание.

г) Правильное питание, сбалансированность рациона, диетическое питание.

Важнейшим разделом программы является гигиеническое воспитание детей и сотрудников лицея, мотивирующее среду их поведения в области сохранения и укрепления как собственного здоровья, так и здоровья окружающих. Наиболее эффективным и доступным в этом процессе является планомерное и целенаправленное воздействие на сознание человека и формирование у него мотивации к ЗОЖ.

В задачи гигиенического обучения входят:


  1. Повышение культуры поведения ребенка;

  2. Культура деятельности;

  3. Отношение к одежде, рабочему месту;

  4. Культура отношений со сверстниками и старшими;

  5. Культурно-гигиенические навыки.

  6. Культура еды.

Гигиеническое воспитание включает в себя и санитарно- просветительную работу,

например, регулярные беседы о профилактике различных заболеваний и здоровом образе жизни:

1.Угроза гепатита В;

2.Уход за полостью рта;

3.Грозный и неизлечимый СПИД;

4. Пагубность вредных привычек и другие актуальные темы.


Итак, программа «Здоровье», направленная на пропаганду и формирование здорового образа жизни, способствует сохранению, укреплению и восстановлению здоровья.


Выполнение данной программы способствует сохранению хорошей работоспособности и функционального состояния учащихся лицея и поддержанию их здоровья в норме.


^ Механизм и технологические этапы реализации программы


Реализация данной программы предполагает:


- осуществление единых требований по организации и проведению

программы;

- осуществление мониторинга эффективности и результативности;

- осуществление методического, организационного, медицинского

обеспечения;

- приобретение компьютерной программы для обработки данных

мониторинга физического развития, физической подготовленности;

- выполнение и соблюдение гигиенических требований;

- укрепление физкультурно – спортивной базы;

- подготовку педагогов, медиков образовательных учреждений.


^ Ожидаемые результаты


Применение программы Здоровье должно обеспечить создание предметно-информационной образовательной среды. В рамках программы происходит формирование у учащихся основных компонентов здоровья, дети овладевают знаниями, умениями , навыками двигательной деятельности, то есть физической подготовленности, что в конечном результате оказывает влияние на их физическое развитие.

В результате этой работы должны происходить саморазвитие, произвольное овладение знаниями и основными навыками образовательной деятельности, самопознание и самоопределение, самосовершенствование.

Вырабатывается у учащихся потребность в здоровье, понимания сущности качества жизни и выработки индивидуального способа ЗОЖ.

Программа отслеживает эффективность и результативность действий, осуществляет динамичный контроль, анализ проведенных мероприятий, корректировку и выполнение программы.

При оптимизации решений социальных( экология, образование, право на труд, отдых,соцзащиту и др.)и медико- социальных( рац. режим питания, физическая активность, отказ от вредных привычек) проблем реализуется главная задача государства- сохранение и укрепление здоровья всего населения страны.

Ожидаемые результаты станут реальностью при условии понимания учителем триединой проблемы: образ жизни- образование- здоровье.

Рост гигиенических знаний, формирование адекватного представления о здоровье, коррекция поведения психолого- педагогическими методами в целом означают повышение уровня гигиенических знаний в лицее и утверждение позитивной идеологии здоровья. Закономерным следствием построения такого фундамента станут сохранение и укрепление здоровья, снижение заболеваемости.


Литература:

1.Антонов Ю.Е, Кузнецова М.Н «Оздоровительные технологии»- М.,2001.

2. Кучма В.Р «Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике « Здоровье населения – среда обитания».- М.,-2003.

3. «Дети России образованы и здоровы»- М., -2003. Сборник материалов.

4.Баранова Л.А Методические исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге, - М.,2000.

5. Сборник официальных документов и материалов. Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму, № 2/20002.

6. Казакова Т М. методическое пособие, «Технологии здоровьесбережения».М., -2007.


Приложение№1.

^ КАРТОЧКА ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА

Фамилия, имя Год рождения

Школа № г.

ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ ! Укажите умения и навыки вашего ребенка (умеет, не умеет):

1.Лазать различными способами по гимнастической стенке

2.Прыгать через короткую

или длинную скамейку

3.Кататься на коньках

4.Кататься на лыжах

Самокате

Двухколесном велосипеде

5. Самостоятельно играть в подвижные игры

6 Самостоятельно плавать

7. Пробегать кросс с дистанцией (до 300 м)

8.Занятия спортом (каким?)

Подпись родителей.


Примечание:


  1. родители заполняют карточку при поступлении в школу перед
    собеседованием.

  2. Медицинские работники заполняют карточку в сентябре-октябре
    месяце каждого года.

  3. При переходе ученика в другую школу карточка выдается
    родителям с другими документами.

  4. Карточка хранится в личном деле ученика.

  5. Показатели физической подготовленности записываются:
    красным цветом - высокий уровень, зеленым - средний, синим -
    низкий.



Класс

Челноч­ный бег 3x10

Бег 30

Пры­жок в длину, см

Наклон вперед, полу­сидя

Подтя­гива­ние

Плава­ние

Замкну тый бег




с м

с м

с м

с м

с м

С м

с м








































































^ Приложение №2 Показатели физического подготовленности


Учебный год

Класс

Рост,

см

Масса кг

ИСС

уд/м

Артер давл.

Мед. Труп.

Подпись мед.работ
































































































^ Показатели физического развити

.

Приложение №2. Субъективные показатели состояния организма.


Показатели




Состояние







хорошее

Удовлетвори­тельное

Плохое

Самочувс­твие

хорошее

вялость, упадок сил

Слабость, раздражитель­ность, головокружение

Сон

Спокойный, крепкий, освежающий

Прерывистый, засыпание с трудом

Бессонница или повышенная сонливость




Аппетит

Нормальный или слегка повышенный

пониженный

отсутствует

Настроение

Жизнерадостно е, бодрое, уверенность в своих силах

Безразличное, равнодушное

упадническое

Желание заниматься

большое

умеренное

отсутствует

Работоспосо бность

Высокая, хорошая

ухудшенная

Резко сниженная

Боль в мышцах

отсутствует

Есть, но быстро проходит после душа, массажа

Длительно непроходящая



Приложение №2. Внешние признаки утомления.

признаки

Степень утомления




легкая

значительная

Очень сильная

Окраска кожи лица и туловища

Небольшое покраснение

Значительное покраснение

Резкое покраснение, побледнение, появление синюшности губ

Потливость

Небольшая, чаще на лице

Большая головы и туловища

Очень сильная, выступление соли

Дыхание

Учащенное, ровное

Значительно учащенное, периодически через рот

Резко учащенное, поверхностное, появление одышки

Движения

Не нарушены

неуверенные

Покачивания, нарушение координации движений, дрожание конечностей

Внимание

безошибочное

Неточность выполнения команд

Замедленное выполнение заданий, часто на повторную команду



Приложение №3. Дневник самоконтроля.



Показатели

Дни занятий 1 2 3 4 и т.д.

Масса тела, кг




Рост, см




Окружность грудной клетки, см




Самочувствие, баллы




Работоспособность, баллы




Сон, баллы




Аппетит, баллы




Частота дыхания в покое, за 1 минуту




Пульс до занятий, уд./мин.




Пульс после занятий, уд./мин.




Тест на силу Дневник самоконтроля. - подтягивание из виса хватом сверху (мальчики), из виса лежа (девочки). Учитывается число повторений.

Тест на прыгучесть - прыжок с места в длину или в высоту (на стене предварительно сделать разметку: длина тела с вытянутой вверх рукой).

Результат прыжка в длину определяется из трех попыток лучший, а в высоту —разница между метками на стене.

Тест на выносливость - бег в течение 6 минут. Результат определяется по количеству метров, которые вы пробежали за это время.

Тест на гибкость - наклоны вперед с прямыми ногами. Если вы касаетесь пола ладонями, то гибкость у вас хорошая; если только кончиками пальцев - удовлетворительная; если же вы не достаете до пола - плохая.

  1   2   3   4




Похожие:

Программа «Здоровье» ( технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении лицее №1) Автор: Кравчук Татьяна Михайловна, учитель высшей квалификационной категории лицея №1 iconПрограмма «Здоровье» (технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении моу «Лицей №1») Программу разработала Кравчук Татьяна Михайловна, учитель физической культуры
Здоровье один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотьемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного...
Программа «Здоровье» ( технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении лицее №1) Автор: Кравчук Татьяна Михайловна, учитель высшей квалификационной категории лицея №1 iconШакина Татьяна Викторовна учитель по ррс и фпср высшей квалификационной категории

Программа «Здоровье» ( технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении лицее №1) Автор: Кравчук Татьяна Михайловна, учитель высшей квалификационной категории лицея №1 iconХаленкова Татьяна Михайловна
Учитель музыки высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей музыки, победитель районного конкурса...
Программа «Здоровье» ( технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении лицее №1) Автор: Кравчук Татьяна Михайловна, учитель высшей квалификационной категории лицея №1 iconСостав кафедры. Руководитель кафедры – Щербинина Наталья Михайловна – учитель английского языка, учитель высшей категории. Всего на кафедре 14 учителей 3 учителя
Руководитель кафедры – Щербинина Наталья Михайловна – учитель английского языка, учитель высшей категории
Программа «Здоровье» ( технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении лицее №1) Автор: Кравчук Татьяна Михайловна, учитель высшей квалификационной категории лицея №1 iconСеменова Наталья Юрьевна музыкальный
...
Программа «Здоровье» ( технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении лицее №1) Автор: Кравчук Татьяна Михайловна, учитель высшей квалификационной категории лицея №1 iconПрезентация. Программа С. Дмитриевой «Мы им окружающий мир». 4 класс. Автор-составитель : Копытова Г. К., учитель начальных классов высшей квалификационной категории Цель
На основе самостоятельных наблюдений обучающихся и информации, полученной из дополнительной литературы, систематизировать знания...
Программа «Здоровье» ( технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении лицее №1) Автор: Кравчук Татьяна Михайловна, учитель высшей квалификационной категории лицея №1 iconИванова Муза Васильевна учитель биологии высшей квалификационной категории
Стаж работы в данном учреждении – 8 лет Квалификационная категория – высшая (2005)
Программа «Здоровье» ( технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении лицее №1) Автор: Кравчук Татьяна Михайловна, учитель высшей квалификационной категории лицея №1 iconКапченко Татьяна Михайловна учитель математики первой квалификационной категории. Педагогический стаж 6 лет. Работает над методической темой Нестандартные формы урок
Педагоги школьного методического объединения учителей образовательных областей "Математика" и "Естествознаниие" (физика)
Программа «Здоровье» ( технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении лицее №1) Автор: Кравчук Татьяна Михайловна, учитель высшей квалификационной категории лицея №1 iconРабочая программа по природоведению V кл. 2011 2012 учебного года
Составитель – Гололобова Ирина Михайловна учитель биологии и химии первой квалификационной категории
Программа «Здоровье» ( технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении лицее №1) Автор: Кравчук Татьяна Михайловна, учитель высшей квалификационной категории лицея №1 iconПрограмма по математике 3 класс Автор-составитель
Автор-составитель: Григорьева Тамара Николаевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы