Методические рекомендации для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросу защиты детей от жестокого обращения
Методические рекомендации для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросу защиты детей от жестокого обращения icon

Методические рекомендации для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросу защиты детей от жестокого обращения



НазваниеМетодические рекомендации для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросу защиты детей от жестокого обращения
Дата конвертации28.10.2012
Размер149.31 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник


Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Саратовской области


Методические рекомендации

для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

по вопросу защиты детей от жестокого обращения


(утверждены на заседании межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Саратовской области

20 сентября 2005 года)


Саратов

2005

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Принцип 9 ^ Декларации прав ребенка (20 ноября 1959 года)


Конвенция о правах ребенка (2 сентября 1990 года), ратифицированная СССР, предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения:

«Статья 37: Государства - участники обеспечивают, чтобы:

a) ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания».

Международные правовые акты не дают конкретного определения жестокого обращения с ребенком. Каждое государство должно разработать свои механизмы защиты детей от жестокости, насилия, эксплуатации.

1. Понятие и формы жестокого обращения с детьми, их влияние на ребенка

В настоящее время российское законодательство не дает четкого определения термина «жестокое обращение с детьми», но само понятие впервые появилось в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1968 году. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав, но содержание самого понятия не раскрывалось.

Предлагаем следующее определение, обобщающее точку зрения различных авторов, исследующих проблему жестокого обращения с детьми.

^ Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Формы насилия над детьми:

Физическое




Сексуальное





Насилие над детьми



^

Отсутствие заботы


(пренебрежение основными потребностями ребенка)




Психическое (эмоционально дурное обращение)


Физическое насилие – действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.

Влияние физического насилия на ребенка.

1) Поведенческие и психологические индикаторы:

задержка развития, малоподвижность; дети могут становиться агрессивными, тревожными; могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой; тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.

2) Признаки физического насилия над ребенком:

раны и синяки:

разные по времени возникновения;

в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно);

непонятного происхождения;

имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);

ожоги:

топография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях, груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округлые контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;

укусы:

следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, имеют элипсовидную или овоидную формы; отпечатки верхних и нижних резцов прямоугольной, премолярной формы, типично наличие кровоподтеков;

«синдром тряски ребенка»:

возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его взад и вперед, при этом сила воздействия на кровеносный сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга; у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глаза, тошнота, рвота, потеря сознания, одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия- синяки на плечах, груди, имеющие отпечатки пальцев.

^ Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если:

родители поздно обращаются за медицинской помощью или индикатором обращения являются другие люди;

следы травм различной давности;

родители дают противоречивые, путаные объяснения случившемуся;

обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений;

не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре;

отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка или, напротив, демонстрируется преувеличенная забота (псевдолюбовь)

повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера

Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

Влияние на ребенка:

не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес;

ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия);

не ходит в школу, прогуливает школу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;

устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.

Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми):

обвинения в адрес ребенка (брань, крики);
принижение его успехов, унижение его достоинства;

отвержение ребенка;

длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

принуждение к одиночеству;

совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

Влияние на ребенка:

задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);

импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;

попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков);

уступчивость, податливость;

ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;

депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

Сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Влияние на ребенка:

ребенок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия;

может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым;

может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;

может жаловаться на физическое нездоровье;

девочка может забеременеть;

ребенок может заболеть болезнями, передающимися половым путем;

скрывает свой секрет (сексуальные отношения со взрослым или со сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угроз со стороны обидчика.


Распознавание признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом является обязанностью сотрудников органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Не всегда эти признаки очевидны и часто лишь внимательное общение с ребенком и его родителями может выявить жестокое обращение с детьми.

Однако, существуют явные признаки, которые требуют немедленного информирования правоохранительных органов:

следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;

следы сексуального насилия;

запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);

отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;

систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома.

Если сотрудники органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в процессе исполнения своих должностных обязанностей выявляют у детей перечисленные выше явные признаки жестокого обращения, то они обязаны:

направить информацию в правоохранительные органы - для привлечения к ответственности лиц, допустивших жестокое обращение;

направить информацию в органы опеки и попечительства - для решения вопроса о немедленном отобрании ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится;

принять меры по оказанию помощи ребенку.


2. Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми, соответствии с российским законодательством

В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность.

Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Уголовная ответственность.

Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Примеры: ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст.113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст.115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст.116 (побои), ст.117 (истязание), ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 131 (изнасилование); ст.132 (насильственные действия сексуального характера); ст.133 (понуждение к действиям сексуального характера), ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста);

Ст. 135. (развратные действия) ст.125 (оставление в опасности); ст.124 (неоказание помощи больному); ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) ст. 110 (доведение до самоубийства); ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

^ Гражданско-правовая ответственность.

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Пример: лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации).

Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

^

3. Основные задачи руководителей и специалистов органов и учреждений системы профилактики в случаях выявления фактов жестокого обращения с детьми


Основные задачи руководителей и специалистов органов и учреждений системы профилактики:

проводить профилактические мероприятия по предупреждению жестокого обращения с детьми;

внимательно относиться к внешним проявлениям случаев жестокого обращения с детьми;

оперативно информировать правоохранительные органы о выявленных случаях жестокого обращения с детьми;

проводить работу по реабилитации жертв насилия.

^ 4. Действия сотрудников органов и учреждений системы профилактики при обнаружении явных признаков жестокого обращения с ребенком

Действия сотрудников медицинских учреждений.

В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:

1) провести медицинскую оценку состояния ребенка-жертвы жестокого обращения, зафиксировав данные в медицинской карте;

2) при необходимости госпитализировать ребенка, подвергшегося жестокости;

3) направить служебную записку руководителю лечебного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;

4) руководитель лечебного учреждения немедленно направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в правоохранительные органы, зафиксировав номер исходящего сообщения (форма – приложение № 1), оставив копии сообщений в документах по делопроизводству;

5) руководитель учреждения немедленно направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства и комиссию по делам несовершеннолетних, зафиксировав номер исходящего сообщения (форма – приложение №2), оставив копии сообщений в документах по делопроизводству.

^ Действия сотрудников образовательных учреждений.

В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:

1) немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;

2) руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;

3) специалист по охране прав детства совместно со специалистом образовательного учреждения, сотрудника органов внутренних дел (при необходимости) незамедлительно проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования (форма – приложение №3);

4) по итогам проведенных мероприятий руководитель образовательного учреждения немедленно направляет в правоохранительные органы информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком, зафиксировав номер исходящего сообщения (форма – приложение № 1), приложив акт обследования условий жизни и воспитания ребенка, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству;

5) руководитель образовательного учреждения направляет информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком в комиссию по делам несовершеннолетних, зафиксировав номер исходящего сообщения (форма – приложение №2), оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству.

^ Действия сотрудников органа опеки и попечительства.

Действия, предусмотренные статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации:

при получении информации о непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, носящей прямой и явный характер, не вызывающей сомнения в возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью ребенка в силу самых разнообразных причин (избиения родителями, от голода из-за непредоставления пищи, истязаний и т.п.):

1) выйти на место для обследования условий жизни и воспитания ребенка (при необходимости – с участием сотрудников правоохранительных органов), составить соответствующий акт;

2) вынести по результатам рассмотрения сообщения о наличии такой угрозы акт об отобрании ребенка (постановление, распоряжение главы муниципального образования);

3) исполнить данный акт немедленно (при необходимости – с участием сотрудников правоохранительных органов);

4) незамедлительно уведомить об отобрании ребенка у родителей прокурора, который при наличии соответствующих оснований принимает меры, предусмотренные законом;

5) обеспечить временное устройство ребенка (поместить в приют, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, дом ребенка;

6) в течение семи дней после издания акта об отобрании ребенка обратиться с иском в суд о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав

Действия, предусмотренные статьей 69 Семейного кодекса Российской Федерации:

при поступлении информации о жестоком обращении родителей с ребенком:

1) направить сообщение в правоохранительные органы для привлечения к установленной законом ответственности, зафиксировав номер исходящего сообщения (форма – приложение №1), оставив копии в документах по делопроизводству;

2) направить сообщение в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, зафиксировав номер исходящего сообщения (форма – приложение №1), оставив копии в документах по делопроизводству;

3) готовить материалы в суд для возбуждения дела о лишении родительских прав.

^ Действия сотрудников социозащитных учреждений.

В случае выявления явных признаков жестокого обращения:

1) провести совместно со специалистами органов опеки и попечительства и при необходимости – сотрудниками органов внутренних дел обследование условий жизни и воспитания ребенка, составить акт обследования (форма – приложение № 3);

2) направить служебную записку руководителю учреждения о выявленных признаках жестокого обращения с ребенком, приложив акт обследования;

3) руководитель учреждения направляет информацию о выявленных признаках жестокого обращения с ребенком в правоохранительные органы, зафиксировав номер исходящего сообщения (форма – приложение № 1), оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству;

4) руководитель учреждения направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в комиссию по делам несовершеннолетних, зафиксировав номер исходящего сообщения (форма – приложение №2), оставив копии сообщений и прилагаемых материалов остаются в документах по делопроизводству.

^ Действия сотрудников комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав:

1) поступающую информацию от органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

зафиксировать в документах по делопроизводству;

отразить в соответствующей графе ежемесячного отчета о работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, направляемого в областную комиссию;

проанализировать и выявить причины и условий, способствовавшие жесткому обращению с ребенком;

организовать профилактическую работу по предупреждению данных явлений;

организовать индивидуально – профилактическую работу по реабилитации несовершеннолетних жертв насилия;

2) при поступлении информации о жестоком обращении с ребенком от граждан, дать поручение социальным педагогам или сотрудникам социозащитных учреждений провести обследование условий жизни и воспитания ребенка;

по результатам акта обследования направить сообщение в правоохранительные органы для привлечения к установленной законом ответственности, зафиксировав номер исходящего сообщения (форма – приложение №1), оставив копии сообщений и прилагаемых материалов остаются в документах по делопроизводству;

3) при получении административного протокола, составленного на родителей по статье 5.35 КоАП РФ (неисполнение родительских обязанностей), в материалах к которому содержится информация об антисанитарном содержании жилья, несоблюдении элементарных правил гигиены, отсутствии в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, необходимых для обеспечения должного ухода за детьми, о систематическом пьянстве родителей, даже если ранее родители не привлекались к административной ответственности по указаной статье, необходимо направить сообщение в правоохранительные органы для проведения соответствующей проверки и решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении родителей, жестоко обращающихся с детьми.


Приложение № 1

#G1 Начальнику РОВД ________ района

г._____________________________

(должность, место работы)

#G0

Заявление


" __" _________ 200____ года в ____ часов ______ минут были обнаружены (указать кем) признаки жестокого обращения с несовершеннолетним (указать несовершеннолетнего, в отношении которого было допущено жестокое обращение, его место жительства, место учебы), в отношении которого неустановленными лицами (либо указать конкретных лиц, если они известны потерпевшему) были совершены (указать совершенные действия). Признаками, дающими основания подозревать жестокое обращение, являются (указать конкретные признаки).

Прошу рассмотреть вопрос о привлечении к установленной законом ответственности.

"___"_________200__года


_________________________ ______________ ________________ #G1

(должность руководителя) (подпись) (Ф.И.О.)

#G0

#G1


Приложение № 2


Межведомственная форма учета сведений о несовершеннолетних, пострадавших в результате

насилия в семье


  1. Ф.И.О несовершеннолетнего, дата рождения: _____________________________________________________________ ______________________________________________________________

  2. Дата, время и место проявления насилия в отношении несовершеннолетнего: ________________________________________

3. Источник получения информации: ________________________________ _________________________________________________________________

  1. Адрес проживания, социальный статус семьи: ______________________________________________________________ _______________________________________________________________

  2. Сведения об обидчике: степень родства, возраст, место проживания,

место работы_____________________________________________________

  1. Краткое описание случившегося:____________________________________

  2. Последствия:__________________________________________________

  3. Принятые меры: ____________________________________________________________________________________________________________________________


"___"_________200__года

_________________________ ______________________ ______________

(должность руководителя) (подпись) (Ф.И.О.)





Похожие:

Методические рекомендации для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросу защиты детей от жестокого обращения iconМетодические рекомендации для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросу защиты детей от жестокого обращения
Конвенция о правах ребенка (2 сентября 1990 года), ратифицированная ссср, предусматривает обязательство государства защитить детей...
Методические рекомендации для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросу защиты детей от жестокого обращения iconОрганизация работы по профилактике жестокого обращения с детьми. ( методический материал) Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы от 24 апреля 2008 г. №48-фз «Об опеке и попечительстве»
Фз «Об опеке и попечительстве» и от 24 июня 1999 г. №120-фз «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»...
Методические рекомендации для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросу защиты детей от жестокого обращения iconПоложение о проведении областного конкурса
«Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних»» (п ), письма гаоу дпо «Сарипкипро» и в целях повышения эффективности...
Методические рекомендации для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросу защиты детей от жестокого обращения iconМетодические рекомендации по осуществлению ведомственного контроля за соблюдением законодательства по профилактике безнадзорности и правонарушений в образовательных учреждениях республики саха (якутия)
Дательства по профилактике безнадзорности и правонарушений в образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) (далее Методические...
Методические рекомендации для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросу защиты детей от жестокого обращения iconЗакон Кемеровской области от 17. 01. 2005 №11 о системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Кемеровской области
Фз «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и иными нормативными правовыми актами Российской...
Методические рекомендации для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросу защиты детей от жестокого обращения iconО проведении межведомственной профилактической акции
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в целях профилактики безнадзорности и правонарушений...
Методические рекомендации для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросу защиты детей от жестокого обращения iconУтверждаю Директор школы: Перевалова Л. С. 20 г
...
Методические рекомендации для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросу защиты детей от жестокого обращения iconПриказ №20 Горнозаводск
В целях обеспечения психолого-педагогической, медико-социальной помощи, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,...
Методические рекомендации для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросу защиты детей от жестокого обращения iconПротокол № от Приказ от № положение о Совете профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Совет профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее-Совет) создаётся в образовательном учреждении в целях...
Методические рекомендации для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросу защиты детей от жестокого обращения iconЗакон кемеровской области от 17. 01. 2005 n 11-оз (ред от 13. 03. 2008) "о системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в кемеровской области" (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 29. 12. 2004)
Фз "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и иными нормативными правовыми актами Российской...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы