Общие рекомендации по организации внимания старшеклассников в учебном процессе icon

Общие рекомендации по организации внимания старшеклассников в учебном процессе



НазваниеОбщие рекомендации по организации внимания старшеклассников в учебном процессе
Дата конвертации28.10.2012
Размер32.32 Kb.
ТипДокументы
источник

http://www.curator.ru Интернет технологии в образовании

Общие рекомендации по организации внимания старшеклассников в учебном процессе

  1. Внимание обеспечивает эффективность познавательной и учебной деятельности, что делает необходимым использование этого ресурса в педагогическом процессе. При этом необходимо учитывать, что оптимальный уровень протекания деятельности обеспечивается согласованным взаимодействием произвольного (соответствующего осознанной учебной цели) и непроизвольного (зависящего от внешних характеристик объекта) внимания. Таким образом, важным условием обеспечения необходимого уровня внимания на занятии является создание оптимального сочетания мотивационных и наглядных параметров учебного материала.

  2. Наиболее эмпирически ценным коррелятом внимания является показатель работоспособности, динамика которой характеризует этапы ситуативного развития внимания. Возрастные, групповые и индивидуальные характеристики динамики работоспособности должны учитываться при планировании учебного процесса в масштабах урока, дня, недели и учебного года.

  3. По основным показателям развития внимания старшеклассники демонстрируют уровень взрослых, однако реализация потенциальных возможностей может затрудняться относительной незрелостью личностных и поведенческих структур. Следовательно (не затрагивая проблему воспитания, а имея в виду только ближайшую цель повышения эффективности внимания), в педагогическом процессе важно создавать ситуации, способствующие максимальному проявлению зрелых (самостоятельности, ответственности, конструктивного лидерства) и элиминации незрелых проявлений старшеклассников.

  4. Эффективность непроизвольного внимания обеспечивается целенаправленным использованием в работе учителя специальных приемов и методов, связанных с характеристиками учебного материала и его структурированием. Среди средств, расширяющих возможности педагога, самыми действенными являются аудиовизуальные средства обучения и компьютер, прежде всего вследствие эмоциональной насыщенности, наглядности предоставляемого материала и операциональной мобильности использования.

  5. Уровень сформированности произвольного внимания старшеклассника

  • зависит от уровня развития учебной деятельности, ее отдельных компонентов и прежде всего мотивации, осознанности, самоконтроля;

  • связан с особенностями мотивационной направленности личности: для старшего школьника предметами произвольного внимания будут прежде всего такие компоненты учебного материала, которые имеют отношение к самопознанию, самовыражению, самоутверждению, общению и оценке со стороны окружающих;

  • достигает максимальной выраженности в сферах, связанных с жизненными планами и целями.

Таким образом, обеспечение произвольного внимания в педагогическом процессе зависит от умения педагога связать учебный материал с устойчивыми мотивами старшеклассников, а требующие коррекции индивидуальные нарушения функционирования произвольного внимания должны рассматриваться как следствия дефектов развития учебной деятельности или мотивационной сферы, в связи с чем и предпринимаются педагогические или психолого-коррекционные мероприятия.

  1. Управление вниманием в педагогическом процессе заключается ситуационно в адекватном применении методов привлечения и удержания внимания, в долговременной перспективе означает развитие способности к саморегуляции и формировании устойчивых интересов старших школьников. При решении конкретных задач обучения необходимо учитывать оба аспекта проблемы, используя соответствующие педагогические средства.

  2. Важнейшие средства, делающие возможным управление вниманием учеников - это словесное указание, инструкция, обозначение тех параметров ситуации, которые следует отслеживать, план наблюдения. Одновременно данные средства обладают развивающим потенциалом: переходя во внутренний план деятельности, они из внешних, “чужих”, превращаются в интрапсихические, “свои”, с помощью которых ученик управляет своим собственным вниманием. Обеспечение этого процесса должно быть одной из целей педагогической практики.

  3. Использование средств управления вниманием в педагогическом процессе должно опираться на учет естественных психофизиологических ограничений возможностей интеллектуальной деятельности и их индивидуальные варианты. Учитель должен владеть знаниями и навыками профилактики, своевременного определения и коррекции состояния утомления.

  4. Применение ТСО, особенно компьютера, не только расширяет возможности воздействия на динамику внимания учащихся, но и выдвигает более жесткие требования к организационной и методической проработке каждого занятия с их использованием, так как в противном случае эти занятия могут не только не давать желаемого эффекта, но и причинять значительный ущерб соматическому и психологическому здоровью учащихся. В связи с этим требуется ответственный и научно обоснованный подход к задействованию в учебном процессе всех видов ТСО.

 




Похожие:

Общие рекомендации по организации внимания старшеклассников в учебном процессе iconШкольное (ученическое) самоуправление
Совет старшеклассников всегда не только бы активным участником всех школьных мероприятий, но и много внимания уделял вопросам организации...
Общие рекомендации по организации внимания старшеклассников в учебном процессе iconПоложение о совете старшеклассников I. Общие положения
В соответствии с Уставом школы и настоящим положением совет старшеклассников взаимодействует с педагогическим советом и администрацией...
Общие рекомендации по организации внимания старшеклассников в учебном процессе icon1 Совет старшеклассников является исполнительным органом организации старшеклассников
Работа Совета старшеклассников осуществляется в тесном взаимодействии с мо классных руководителей
Общие рекомендации по организации внимания старшеклассников в учебном процессе iconМетодические рекомендации по организации и проведению районного конкурса среди старшеклассников обучающихся общеобразовательных учреждений
«Ученик года» среди старшеклассников – обучающихся общеобразовательных учреждений Жигаловского района. Методические рекомендации...
Общие рекомендации по организации внимания старшеклассников в учебном процессе iconПриложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 20. 04. 2004 №14-51-102/13 Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся Общие положения
Федерального Базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования России от 09. 03. 2004 №1312, предполагает, что региональные...
Общие рекомендации по организации внимания старшеклассников в учебном процессе iconИ. А. Порхунова положение о совете старшеклассников общие положения 1 Совет старшеклассников является выборным органом ученического соуправления. 2 Совет старшеклассников действует на основании закон
Совет старшеклассников действует на основании законодательства, устава школы и настоящего положения
Общие рекомендации по организации внимания старшеклассников в учебном процессе iconЕ. Е. Граф Положение о Совете старшеклассников Общие положения Совет старшеклассников является выборным органом ученического соуправления. Совет старшеклассников действует на основе закон
...
Общие рекомендации по организации внимания старшеклассников в учебном процессе iconПоложение о ресурсном центре (опорной школе) по организации профессиональной подготовки старшеклассников
Статус «ресурсный центр (опорная школа) по организации профессиональной подготовки старшеклассников» придается общеобразовательному...
Общие рекомендации по организации внимания старшеклассников в учебном процессе iconМетодические рекомендации по формированию правового пространства дшо (Совета старшеклассников, органов ученического самоуправления)
Нормативно-правовая база детской общественной организации (школьного объединения)
Общие рекомендации по организации внимания старшеклассников в учебном процессе icon"Совет старшеклассников" моу танаринский лицей Общие положения: Совет старшеклассников действует на основе Закона «Об образовании»
Совет старшеклассников действует на основе Закона «Об образовании», Конвенции о правах ребенка, Устава школы, принципов выборности...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы