Схема психологического анализа урока (Б. С. Волков «Психология урока, его подготовка, проведение и анализ») icon

Схема психологического анализа урока (Б. С. Волков «Психология урока, его подготовка, проведение и анализ»)



НазваниеСхема психологического анализа урока (Б. С. Волков «Психология урока, его подготовка, проведение и анализ»)
Дата конвертации28.10.2012
Размер101.18 Kb.
ТипУрок
источник

Схема психологического анализа урока

(Б.С. Волков «Психология урока, его подготовка, проведение и анализ»)


1. КЛАСС, УРОК (ПО СЧЕТУ), УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ, ТЕМА ЗАДАЧИ, УЧИТЕЛЬ, ДАТА.

2. ГОТОВНОСТЬ К ЗАНЯТИЮ

  • подготовленность учителя к уроку

  • подготовленность классного помещения и учащихся

3. ВНИМАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

3.1. Приемы организации внимания:

  • непосредственное обращение;

  • подчеркивание значимости информации;

  • постукивание, повышение /понижение/ голоса;

  • использование наглядных пособий;

  • яркость примеров;

  • темп ведения занятия и т.д.

^ 3.2. Организация внимания по этапам урока:

  • вхождение учителя в класс, приветствие;

  • начало занятия;

  • создание рабочего состояния;

  • призывы к тишине и др.

^ 3.3. Поддержание активного внимания:

  • во время опроса;

  • во время подачи нового материала;

  • при повторении, закреплении и т.д.

3.4. Виды проявляющегося внимания:

  • непроизвольного;

  • произвольного;

  • послепроизвольного, их смена.

^ 3.5. Сосредоточенность внимания:

  • высокая, средняя, поверхностная.

3.6. Случаи рассеянности, отвлечения.

3.7. Распределение внимания:

  • между какими видами деятельности;

  • успешность внимания (как справились ученики).

^ 3.8. Переключение внимания:

  • от проса к объяснению нового материала;

  • от выполнения самостоятельных работ к повторению, закреплению и т.д.;

  • как переключались быстрые и медлительные ученики;

  • приемы переключения внимания:

- «логический мостик»;

- название новой темы – запись ее на доске;

- подчеркивание значимости материала;

- пауза, разрядка и т.д.

^ 4. ВОСПРИЯТИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

4.1. Подготовка учащихся к восприятию материала урока:

  • мотивация;

  • постановка цели;

  • установка;

  • интерес, любопытство, удивление и т.д.;

  • создание ситуации ожидания;

  • личностный смысл и др.

^ 4.2. Соотношение образа и слова, их взаимосвязь:

  • создание наглядных образов;

  • ясность, образность речи учителя, записей на доске.

4.3. Особенности наглядных иллюстраций, их применение:

  • схемы, чертежи, графики и др., их соответствие психологии восприятия;

  • моделирование содержания материала и способов действий учащихся;

  • ознакомление учащихся с воспринимаемыми объектами;

  • функции наглядности;

  • иллюстрации того, что описывает учитель словами;

  • сближение абстрактных понятий с конкретными;

  • восприятие сущности явления.

^ 4.4. Избирательность восприятия:

  • особенности изображения того, что должно быть предметом осознания;

  • отсутствие лишней детализации;

  • структура объекта (расчленение на части и др.);

  • выделение объекта восприятия цветом, штриховкой, голосом и др.

^ 4.5. Осмысленность восприятия:

  • по реакции учащихся на ответы товарищей;

  • по возникновению у учащихся вопросов;

  • по высказываниям и дополнениям учащихся;

  • пояснение учителем словом наглядного материала.

^ 4.6. Формирование чувственного опыта учащихся:

  • с опорой на имеющиеся знания;

  • с опорой на опыт учащихся (апперцепция);

  • соотношение новых и имеющихся представлений у учащихся.

^ 4.7. Формирование наблюдательности учащихся:

  • постановка цели наблюдения;

  • выделение этапов наблюдения;

  • фиксирование общего, существенного;

  • подведение итогов.

4.8. Ошибки в восприятии учащихся:

  • причины ошибок и их предотвращение.

^ 5. МЫШЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

5.1. Применяемые методы на уроке:

  • рассказ, беседа, лекция;

  • программированное, проблемное изложение;

  • учебные ситуации;

  • поэтапное, планомерное формирование умственных действий и др.

^ 5.2. Мотивация мыслительной деятельности учащихся.

5.3. Формирование понятий:

  • от конкретных операций к общему, абстрактному;

  • от общих нерасчлененных представлений (путем содержательного анализа) ко все более точному понятию;

  • выделение признаков понятия: существенных и второстепенных;

  • установление связей между понятиями внутри предмета и между предметами;

  • уровень усвоения понятий.

^ 5.4. Обучение в учебных ситуациях:

  • постановка проблемы, ее формулировка;

  • решение проблемы с помощью учебных действий;

  • контроль и оценка результатов.

^ 5.5. Общение в процессе обучения:

  • общение в группах;

  • позиция учителя и учащегося в группах.

5.6. Использование приемов активизации мышления учащихся:

  • проблемные учебные ситуации;

  • обсуждения, дискуссии;

  • задачи с несформулированными вопросами, недостающими данными и др.;

  • «мозговой штурм» и др.

^ 5.7. Характер вопросов, формулируемых учителем:

  • требующих простого воспроизведения знаний;

  • направляющих процесс анализа и др.;

  • побуждающих рассуждать, сравнивать, противопоставлять и др.;

  • вскрывающих причинно-следственные связи.

^ 5.8. Степень самостоятельности мышления учащихся при решении мыслительных задач:

  • умение рассуждать (суждения и умозаключения);

  • умение сопоставлять, обобщать, делать выводы;

  • выделять существенные признаки понятий;

  • конкретизировать понятия, связывать их с практикой;

  • рефлексивное мышление;

  • дополнение и исправление отвечающих учеников;

  • ошибки при рассуждениях.

^ 5.9. Проявление мыслительных операций при изложении учителем учебного материала:

  • анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация;

  • конкретизация понятий, правил, положений. Особенности приводимых примеров.

^ 5.10. Как учитель учит приемам мыслительной деятельности:

  • ставить цель мыслительного поиска;

  • работать в учебных ситуациях;

  • осуществлять мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения предметов и явлений, моделирование и др.;

  • устанавливать причину и следствие;

  • контролировать, оценивать свою работу;

  • учит приемам коллективной мыслительной деятельности.

^ 5.11. Учет индивидуальных особенностей мышления учащихся:

  • наглядно-действенное;

  • наглядно-образное;

  • абстрактно-логическое;

  • визуально, аудиально и кинестетически ориентированные учащиеся.

5.12. Речь учащихся. Характер ошибок в речи. Отношение учителя к речи учащихся.

^ 6. ПАМЯТЬ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

6.1. Приемы, используемые учителем для осмысленного и прочного запоминания учебного материала:

  • цель и план урока, запись их на доске;

  • установка на запоминание: прочность, осмысленность, точность, принять к сведению, общий смысл и др.;

  • логическая обработка информации;

  • выделение главного в материале;

  • установление причинно-следственных связей изучаемого и известного материала;

  • запись определений, трудных слов, дат, составление графиков, таблиц ООД (основа ориентировочной деятельности) и т.д.;

  • свертывание информации в логические модели;

  • привлечение учащихся к практическому применению правил, законов, составлению таблиц, моделей и т.д.

^ 6.2. Обучение учащихся методам продуктивного запоминания информации для работы в классе и дома:

  • смысловая группировка материала, установление опорных пунктов;

  • способы нахождения в тексте логического субъекта и предиката;

  • установление ассоциаций по сходству, контрасту, смежности и др.;

  • соотношение образа и слова при запоминании;

  • составление плана, тезисов, конспекта;

  • свертывание материала в логические модели содержания и способов действия;

  • перевод «языка» книги в «язык» собственных мыслей;

  • способы активного припоминания;

  • специальные приемы запоминания учебного материала (мнемотехника).

^ 6.3. Виды памяти, используемые на уроке:

  • наглядно-образная;

  • словесно-логическая;

  • эмоциональная;

  • двигательная.

6.4. Использование непроизвольного, произвольного запоминания:

  • характер деятельности учащихся и степень активности и самостоятельности.

^ 6.5. Индивидуальные особенности памяти учащихся:

  • запечатление, узнавание;

  • сохранение, воспроизведение;

  • забывание.

6.6. Вопросы учителя и актуализация памяти учащихся:

  • проверка усвоенного материала;

  • осмысление материала;

  • закрепление материала.

^ 7. ПОВЕДЕНИЕ УЧИТЕЛЯ

7.1. Встреча учителя с классом.

7.2. Внешний вид. Одежда. Прическа.

7.3. Психическое состояние учителя:

  • положительное: спокойствие, уверенность, энергичность доброжелательность и др.;

  • отрицательное: скованность, нерешительность раздражительность, апатия и др.

^ 7.4. Манера обращения к учащимся:

  • доброжелательное, уважительное;

  • требовательное, строгое;

  • оскорбительное (насмешки, прозвища и др.);

  • способность проникнуть во внутренний мир ученика;

  • «эмоциональный климат» в классе.

^ 7.5. Контакт с классом:

  • распределение внимания на всех учащихся и их деятельность;

  • переключение внимания на работу отдельных учащихся;

  • способность поддерживать работоспособность учащихся, их дисциплину;

  • реакция на поведение отдельных учащихся.

^ 7.6. Речь учителя:

  • громкость, темп, дикция, паузы;

  • выразительность, эмоциональность;

  • мимика и пантомимика.

7.7. Организация учебной работы:

  • занятость делом. Плотность работы на уроке;

  • руководство самостоятельной работой учащихся;

  • групповая работа (позиция учителя и ученика в группе);

  • соревнование, взаимный контроль;

  • комментирование выполняемой работы и др.

^ 7.8. Инструктаж по выполнению самостоятельных работ в классе и дома.

7.9. Замечания учителя:

  • по характеру выполняемых работ;

  • по культуре речи, логики изложения;

  • по дисциплине, манере поведения;

  • по отношению к товарищам.

^ 8. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧИТЕЛЕМ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

8.1. На каких этапах урока и по поводу чего обратная связь:

  • контролирующий и обучающий характер обратной связи;

  • при изучении нового материала;

  • вопросы уточняющие, осмысливающие, выделяющие существенное и т.д.;

  • при проверке домашних заданий;

  • демонстрация образцов;

  • при самостоятельной работе учащихся;

  • карточки ООД (основа ориентировочной деятельности) и др.

^ 8.2. Цель обратной связи:

  • проверка уровня знаний, умений, навыков;

  • уточнение правильности действий учащихся;

  • получение рабочих гипотез;

  • уточнение этапов мыслительной деятельности;

  • предупреждение ошибок в рассуждениях.

^ 8.3. Оценка деятельности учащихся, ее обоснованности:

  • оценка отдельных действий, навыков;

  • комментарии оценок учащихся;

  • активизация работ учащихся, их уверенности, удовлетворенности;

  • снятия напряжения, страха, обиды, утомления.

^ 8.4. Как учить учащихся учиться:

  • слушать, делать записи, моделировать;

  • работать с книгой, осуществлять учебные действия;

  • контролировать самого себя и др.

8.5. Как перестраиваются учащиеся на определенные действия учителя.

8.6. Какова система контроля учебной деятельности учащихся.

^ 9. ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ

9.1. Внимательность, активность и работоспособность учащихся.

9.2. Реакции учащихся на успехи и неудачи товарищей.

9.3. Особенности групповой работы учащихся:

  • роль ведущего и ведомого.

^ 9.4. Причины организации (дезорганизации) учащихся на уроке.

9.5. Отношение учащихся к учителю, его замечаниям, указаниям по поводу их учебной работы.

9.6. Воздействия учащихся друг на друга:

  • взаимное обучение;

  • взаимное «дисциплинированно».

^ 10. РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА

10.1. Достигнута ли цель урока:

  • по организации учебной деятельности учащихся;

  • по наличию интереса;

  • по организации внимания;

  • по развитию психических процессов;

  • по проявлению эмоций и т.д.;

  • по уровню усвоения учебного материала;

  • по воспитанию учащихся и др.

^ 10.2. Значение материала урока для учащихся:

  • познавательное, научное;

  • эстетическое (нравственное);

  • эстетическое (художественное);

  • практическое (деловое);

  • социальное (общественное);

  • воспитательное (педагогическое);

  • личностно-значимое.

10.3. Общие выводы по уроку. Оценка. Пожелания.

^ 11. НАБЛЮДЕНИЕ И ЗАПИСЬ СОДЕРЖАНИЯ УРОКА

При наблюдении за поэтапным проведением урока иметь в виду:

11.1. Психологические особенности в построении самого учебного материала урока.

11.2. Деятельность учителя, учитывающего особенности учебного материала, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их психическое состояние.

11.3. Деятельность учащихся, осуществляющих процесс познания.

Для записи и анализа наблюдаемого урока необходимо построить таблицу.

Время

урока

(мин)

Организационные

этапы урока


Содержание

деятельности

Психологические закономерности, на основе которых осуществляется

взаимодействие учителя и учащихся







учителя

учащегося




















Примечание 1

Рекомендуемые сокращения при записи урока:


Готовность к занятию (Г)

Опрос (О)

Объяснение (Об)

Закрепление (З)

Практическая работа (ПР)

Наглядные пособия (НП)

Домашнее задание (ДЗ)

Внимание (Вн)

Восприятие (В)

Наблюдение (Н)

Мышление (М)

Память (П)

Речь (Р)

Эмоции (Эм) и т.д.


Примечание 2

Рекомендуется технику освоения анализа урока отрабатывать по частям:

А) Поведение учителя. Внимание учащихся на уроке.

Б) Организация учителем обратной связи. Организация восприятия учащихся и управление им в процессе изучения учебного материала.

В) Организация учителем обратной связи на уроке. Мышление учащихся на уроке. Речь.

Г) Память в познавательной деятельности.

Д) Результаты урока. Общее впечатление.






Похожие:

Схема психологического анализа урока (Б. С. Волков «Психология урока, его подготовка, проведение и анализ») iconСхема аспектного анализа современного урока
Анализ урока ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­
Схема психологического анализа урока (Б. С. Волков «Психология урока, его подготовка, проведение и анализ») iconАспектные виды анализа урока
Предполагают анализ какого-либо аспекта деятельности учителя или учащихся, с этой целью проводится наблюдение и затем анализ урока...
Схема психологического анализа урока (Б. С. Волков «Психология урока, его подготовка, проведение и анализ») iconПримерная схема психолого-педагогического анализа урока
Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами
Схема психологического анализа урока (Б. С. Волков «Психология урока, его подготовка, проведение и анализ») iconСхема анализа урока по фгос
...
Схема психологического анализа урока (Б. С. Волков «Психология урока, его подготовка, проведение и анализ») iconПримерная схема полного анализа урока (Ерофеева Н. Ю.) I. Анализ цели урока
Доступность изложения (соответствует ли уровень изложения ма­териала учителем уровню понимания содержания учениками)
Схема психологического анализа урока (Б. С. Волков «Психология урока, его подготовка, проведение и анализ») iconМетодические рекомендации Комплексный анализ урока
Содержание комплексного анализа урока может быть различным, но традиционно выделяются следующие его направления
Схема психологического анализа урока (Б. С. Волков «Психология урока, его подготовка, проведение и анализ») iconДокументи
1. /анализ урока/AnalizUr.doc
2. /анализ урока/Анализ...

Схема психологического анализа урока (Б. С. Волков «Психология урока, его подготовка, проведение и анализ») iconДокументи
1. /анализ урока/АНАЛИЗЫ УРОКОВ СХЕМЫ.docx
2. /анализ...

Схема психологического анализа урока (Б. С. Волков «Психология урока, его подготовка, проведение и анализ») iconДокументи
1. /Analiz_uroka.doc
2. /Pamyatka_po_analizu_uroka.doc
Схема психологического анализа урока (Б. С. Волков «Психология урока, его подготовка, проведение и анализ») iconСистемный анализ урока. Оценка основных личностных качеств учителя
В настоящее время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами урока и анализировать...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы