Министерство образования саратовской области icon

Министерство образования саратовской области



НазваниеМинистерство образования саратовской области
страница1/4
Дата конвертации28.10.2012
Размер414.76 Kb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3   4




МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ



ул.Соляная, 32, г.Саратов, 410002

Тел.: (845-2) 23-06-10; Факс (845-2) 23-03-41

01.09.2011 7261



на №






Руководителям органов

местного самоуправления,

осуществляющих управление

в сфере образования


Министерство образования информирует Вас, что на заседании постоянно действующего совещания с министерствами и ведомствами социальной сферы 8 августа 2011 года принято решение «не допускать сокращения ставок психологов и социальных педагогов в образовательных учреждениях области».

В настоящее время в 1002 школах и 118 филиалах области работают 765 педагогов - психологов и 960 социальных педагогов, в 48 учреждениях интернатного типа и дополнительного образования - 60 педагогов – психологов, 50 социальных педагогов.

В соответствии с пунктом 5.1 решения вышеуказанного совещания направляем для использования педагогическими работниками образовательных учреждений, родителей обучающихся и воспитанников методические рекомендации по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков, разработанные Саратовским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования совместно с МОУ психолого – медико-социального сопровождения «Позитив» г. Энгельса»

Приложение: на 16 листах в 1 экз.


^ Заместитель министра –

начальник управления

общего образования М.И. Орлов


Картагузова Т.П.

23 29 67


Симптомы депрессивного состояния



  1. На физиологическом уровне:

  • Нарушение сна (сонливость или бессонница).

  • Расстройство аппетита (повышен или понижен).

  • Чувство усталости.

  • Значительное изменение массы тела.

  • Жалобы на конкретное недомогание или общее плохое физическое состояние при отсутствии видимых органических причин.




  1. На мыслительном уровне:

  • Негативные ожидания (ощущение безнадежности).

  • Негативная самооценка («Я плохой»).

  • Мысли о самоубийстве.

  • Трудности с принятием решения.

  • Чрезмерная концентрация на самом себе.

  • Трудности с сосредоточенностью.




  1. На поведенческом уровне:

  • Замедленная или невыразительная речь.

  • Приступы плача.

  • Агрессивные действия.

  • Психомоторное возбуждение или заторможенность.

  • Попытки самоубийства.

  • Попадание в зависимость (алкогольную, наркотическую, от других людей и др.).

  • Поведение, противоречащее собственной системе ценностей.




  1. На эмоциональном уровне:

  • Плохое настроение, грусть.

  • Чрезмерное или неадекватное чувство вины.

  • Ощущение собственного бессилия.

  • Чувство собственной никчемности.

  • Потеря уважения к самому себе.

  • Утрата чувства юмора.

  • Одновременное проявление противоположных чувств.

  • Сосредоточенность на депрессивных ощущениях.

  • Отсутствие удовольствия от жизни.




  1. На социальном уровне:

  • Самоизоляция.

  • Апатия, уход от общества.

  • Зависимость от других.

  • Склонность к самопожертвованию.

  • Позиция мученика.

  • Чрезмерная потребность в одобрении.

  • Чрезмерная критичность по отношению к другим.

  • Преувеличенное чувство ответственности за других.



психологическая помощь

при суицидальных тенденциях


Дайджест


Составила Елена Емельянова


^
Основные понятия, описывающие

суицидальное поведение

Этапы суицидального процесса


Суицидальное поведение представляет собой аутоагрессивные действия человека, сознательно и преднамеренно направленные на лишение себя жизни из-за столкновения с невыносимыми жизненными обстоятельствами.

Суицидальное поведение является динамическим процессом, состоящим из следующих этапов.


  1. ^ Этап суицидальных тенденций

Суицидальные тенденции проявляются в мыслях, намерениях, чувствах или угрозах. Они являются прямыми или косвенными признаками, свидетельствующими о снижении ценности собственной жизни, утрате ее смысла и нежелании жить.

На этом этапе осуществляется превенция суицида, то есть его предотвращение. Работа ведется в русле кризисной интервенции.


  1. ^ Этап суицидальных действий

Начинается, когда тенденции переходят в конкретные поступки. Под суицидальной попыткой понимается сознательное стремление лишить себя жизни, которое по независящим от человека обстоятельствам (своевременное оказание помощи, успешная реанимация и т.п.) не было доведено до конца.

Самоповреждения, впрямую не направленные на самоуничтожение, имеющие характер демонстративных действий, шантажа, направленного на оказание психологического или морального давления на окружение для получения определенных выгод, носят название парасуицид.

Парасуициды обычно не предусматривают смертельного исхода, но могут «переигрываться», приводя к нему.

Суицидальные тенденции могут также привести к завершенному суициду, результатом которого является смерть человека.

На этапе суицидальных действий осуществляется процедура суицидальной интервенции. Она представляет собой процесс вмешательства в текущий суицид для предотвращения акта саморазрушения и заключается в контакте с отчаявшимся человеком и оказании ему эмоциональной поддержки и сочувствия в переживаемом кризисе.

^ Главная задача суицидальной интервенции состоит в том, чтобы удержать человека в живых, а не в том, чтобы переделать структуру личности человека или излечить его от нервно-психического расстройства.

Это – самое важное условие проведения суицидальной интервенции, без которого все остальные усилия психотерапии и методы оказания помощи оказываются недействительными.

  1. ^ Этап постсуицидального кризиса

Он продолжается от момента совершения суицидной попытки до полного исчезновения суицидальных тенденций, иногда характеризующихся цикличностью проявления. Этот этап охватывает состояние психического кризиса суицидента, признаки которого (соматические, психические или психопатологические) и их выраженность могут быть различными.

На этом этапе осуществляется поственция и вторичная превенция суицидального поведения.

Поственция является системой мер, направленных на преодоление психического кризиса и адресованных не только выжившему суициденту, но и его окружению.

^ Вторичная превенция заключается в предупреждении повторных суицидальных попыток.


Общие черты суицида

(Модель Э. Шнейдмана)


  1. Общая цель всех суицидов – поиск решения.

Суицид не является случайным действием. Его никогда не предпринимают бессмысленно или бесцельно. Он является выходом из затруднений, кризиса или невыносимой ситуации. В этом смысле ему свойственна своя целесообразность. Он является ответом на вопросы: «Как из этого выбраться? Что делать?». Цель каждого суицида состоит в том, чтобы найти решение стоящей перед человеком проблемы, вызывающей интенсивные страдания.

^ Чтобы понять причину самоубийства, следует узнать проблемы, решить которые он предназначен.


  1. Общей задачей всех суицидов является прекращение сознания невыносимой боли.

Отчаявшемуся человеку приходит в голову мысль о возможности прекращения сознания в качестве выхода из ситуации. Идея постепенно разворачивается в активный суицидальный сценарий.


  1. ^ Общим стимулом при суициде является невыносимая психическая (душевная) боль.

Если прекращение сознания – это то, к чему стремится суицидент, то невыносимая душевная боль является тем, от чего он убегает.

^ Если снизить интенсивность страданий, даже незначительно, то человек сделает выбор в пользу жизни.


  1. Общим стрессором при суициде являются фрустрированные психологические потребности.

Суицид кажется логичным фрустрированному человеку, так как он не видит способа удовлетворения своих важных психологических потребностей и избавления от состояния фрустрации.

^ Если удовлетворить фрустрированные потребности, то суицид не возникнет.


  1. Общими суицидальными эмоциями является беспомощность и безнадежность.

При работе с человеком в душевном смятении с явными суицидальными тенденциями нецелесообразно использовать увещевания, разъяснительные беседы, порицание или оказывать давление: это либо неэффективно, либо даже усиливает суицидальные тенденции. Снижение их интенсивности достигается не прямым воздействием, а путем уменьшения эмоционального напряжения.

Целью вмешательства становится снижение давления травматических жизненных обстоятельств, вызывающих у человека эмоциональное напряжение.

^ Основным принципом терапии является следующий: чтобы уменьшить интенсивность суицидальных тенденций, следует снизить эмоциональное напряжение.


  1. Общим внутренним отношением к суициду является амбивалентность.

Типичным для самоубийства становится состояние, когда человек одновременно пытается перерезать себе горло и взывает о помощи, причем оба эти действия являются истинными и непритворными. Человек может одновременно хотеть умереть и желать спасение (и даже планировать его) и вмешательство других.


  1. ^ Общим состоянием психики является сужение когнитивной сферы.

Суицид далеко не всегда является проявлением психоза, невроза или психопатии. Его отличительной особенностью является преходящее сужение сознания и ограничение интеллектуальных возможностей. Сознание становится «туннельным». Варианты выбора поведения, обычно доступные сознанию человека резко ограничиваются. Состояние паники доводит сознание до дихотомического мышления: либо какое-то особое, почти волшебное, разрешение ситуации, либо прекращение потока сознания и боли; все или ничего.

Системы поддержки личности, близкие, значимые знакомые не помещаются в рамки «туннельного» сознания. Следовательно, любая попытка спасти или помочь должна обязательно учитывать патологическое сужение когнитивной сферы суицидента.

Важно противодействовать сужению мыслей суицидента и увеличить варианты выбора, тем самым устраняя суицидальный вариант.


  1. ^ Общим действием при суициде является бегство (эгрессия).

Человек намерен уйти из зоны бедствия. К вариантам эгрессии относятся уход из дома, из семьи, дезертирство из армии. Суицид является предельным, окончательным бегством.

Суицид можно предотвратить, закрывая выходы – например, отбирая у человека пистолет – или путем уменьшения силы потребности человека в уходе из жизни.


  1. ^ Общим коммуникативным актом при суициде является сообщение о намерении.

Практически в каждом случае, люди, намеревающиеся совершить суицид, сознательно или бессознательно подают сигналы бедствия: жалуются на беспомощность, взывают о поддержке, ищут возможности спасения. Однако эти сообщения не расцениваются окружающими людьми как сигнал опасности.

Своевременное распознавание суицидального поведения является незаменимым способом превенции суицида.


  1. Общей закономерностью суицида является его соответствие общему стилю поведения в жизни.



^
Личностные стили суицидентов


Импульсивный: внезапное принятие драматических решений при возникновении проблем и стрессовых ситуаций, трудности в словесном выражении эмоциональных переживаний.

Компульсивный: установка во всем достигать совершенства и успеха часто бывает излишне ригидна и при соотнесении целей и желаний с реальной жизненной ситуацией может привести к суициду.

Рискующий: балансирование на грани опасности («игра со смертью») является привлекательным и вызывает приятное возбуждение.

Регрессивный: снижение по различным причинам эффективности механизмов психологической адаптации, эмоциональная сфера характеризуется недостаточной зрелостью, инфантильностью или примитивностью.

Зависимый: беспомощность, безнадежность, необходимость и постоянный поиск посторонней поддержки.

Амбивалентный: наличие одновременного влияния двух побуждений – к жизни и смерти.

Отрицающий: преобладание магического мышления, в силу чего отрицается конечность самоубийства и его необратимые последствия, отрицание снижает контроль над волевыми убеждениями, что усугубляет риск.

Гневный: затрудняются выразить гнев в отношении значимых лиц, что заставляет испытывать неудовлетворенность собой.

Обвиняющий: убежденность в том, что в возникающих проблемах непременно есть чья-то или собственная вина.

Убегающий: бегство от кризисной ситуации путем самоубийства, стремление избежать или уйти от психологической ситуации.

Бесчувственный: притупление эмоциональных переживаний.

Заброшенный: переживание пустоты вокруг, грусти и глубокой скорби.

Творческий: восприятие самоубийства как нового и привлекательного способа выхода из неразрешимой ситуации.


.

Особенности поведения, свидетельствующие
о наличии суицидальных мыслей



  1   2   3   4




Похожие:

Министерство образования саратовской области iconМинистерство образования Саратовской области моу «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Пугачёва Саратовской области» Школьная научно-практическая конференция «Поиск» Секция: «Математика» Проект на тему «Статистика. Пенсионные реформы»
Министерство образования Саратовской области моу «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Пугачёва Саратовской области»
Министерство образования саратовской области iconМинистерство образования Саратовской области гоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» подготовка учащихся
Подготовка учающихся к государственной (итоговой) аттестации по алгебре за курс основной школы (методические рекомендации) /Министерство...
Министерство образования саратовской области iconМинистерство образования Саратовской области гоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» психолого-педагогическая
Психолого-педагогическая подготовка участников образовательного процесса к государственной итоговой аттестации (методические рекомендации)...
Министерство образования саратовской области iconМинистерство образования Саратовской области гоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» психолого-педагогическая
Психолого-педагогическая подготовка участников образовательного процесса к государственной итоговой аттестации (методические рекомендации)...
Министерство образования саратовской области iconМинистерство образования Саратовской области гоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» психолого-педагогическая
Психолого-педагогическая подготовка участников образовательного процесса к государственной итоговой аттестации (методические рекомендации)...
Министерство образования саратовской области iconМинистерство образования Саратовской области гоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» психолого-педагогическая
Психолого-педагогическая подготовка участников образовательного процесса к государственной итоговой аттестации (методические рекомендации)...
Министерство образования саратовской области iconМинистерство образования саратовской области
Об утверждении примерных локальных актов в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования в Саратовской области...
Министерство образования саратовской области iconМинистерство образования саратовской области прика з
В соответствии с планом-графиком по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего...
Министерство образования саратовской области iconМинистерство образования саратовской области прика з
В соответствии с планом графиком по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего...
Министерство образования саратовской области iconМинистерство образования саратовской области прика з
В соответствии с планом графиком по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего...
Министерство образования саратовской области iconМинистерство образования саратовской области прика з
В соответствии с планом графиком по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы