Управление образования администрации советского муниципального района методический кабинет Диагностика школьной тревожности и адаптации учащихся. (методические рекомендации)
Управление образования администрации советского муниципального района методический кабинет Диагностика школьной тревожности и адаптации учащихся. (методические рекомендации) icon

Управление образования администрации советского муниципального района методический кабинет Диагностика школьной тревожности и адаптации учащихся. (методические рекомендации)



НазваниеУправление образования администрации советского муниципального района методический кабинет Диагностика школьной тревожности и адаптации учащихся. (методические рекомендации)
страница1/6
Дата конвертации28.10.2012
Размер0.87 Mb.
ТипМетодические рекомендации
источник
  1   2   3   4   5   6


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ СОВЕТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА


методический кабинет


Диагностика

школьной тревожности и

адаптации учащихся.

(методические рекомендации)


р.п. Степное 2007 г.


Показатели успешной адаптации детей к новым условиям


Социально-психологическая адаптация выражается:

  1. Социально-психологической компетентностью ребенка. Ребенок не просто информирован, а использует информацию для принятия решения.

  2. Наличие творческих способностей (6-7 лет наиболее творческие способности), общее отношение ребенка к окружающему миру, как к объекту преобразований и открытий.

  3. Инициативность (самостоятельность и независимость)

    • умение принимать решение и быть активным в процессе обучения;

    • умение задавать вопросы – если этого нет, ребенок автоматически становится дезадаптивным.

  4. Коммуникативность – социальные навыки общения в новой социальной ситуации развития.

  5. Позитивный образ «Я» - представление о себе хорошем – дети должны быть уверены, что они хорошие.

  6. Произвольность – умение владеть своими непосредственными желаниями.


^ Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе


Дети, которые в начальной школе не справляются с программой обучения требуют к себе особого внимания и педагога и психолога, так как хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка. Факторы вызывающие неуспеваемость выявляются при индивидуальном обследовании, а также в ходе беседы с учителем и родителями. Л.М. Ковалевой разработан опросник, который помогает учителю систематизировать свое представление о ребенке, начинающем учиться в школе. Работая с бланком ответов, учитель должен вычеркнуть номера тех высказываний, которые, по его мнению, относятся к данному ученику. Обобщенные психологом результаты могут быть положены в основу более углубленного обследования.

Опросник для учителя.

1. Родители совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе.

2. При поступлении в школу ребенок не владел элементарными учебными навыками (не умел считать, не знал буквы и т.п.).

3. Не знает многое из того, что известно большинству детей его возраста (например, дни недели, времена года, сказки и т.п.).

4. Плохо развиты мелкие мышцы рук (трудности с письмом, неравномерные буквы, тремор и т.п.).

5. Пишет правой рукой, но со слов родителей является переученным левшой.

6. Пишет левой рукой.

7. Бесцельно двигает руками.

8. Часто моргает.

9. Сосет палец или ручку.

10. Иногда заикается.

11. Грызет ногти.

12. У ребенка хрупкое телосложение, маленький рост.

13. Ребенок явно «домашний», нуждается в доброжелательной атмосфере, любит, когда его гладят, обнимают.

14. Очень любит играть, играет даже на уроках.

15. Такое впечатление, что он младше других детей, хотя по возрасту им ровесник.

16. Речь инфантильная, напоминает речь 4-5 летнего ребенка.

17. Чрезмерно беспокоен на уроках.

18. Быстро примиряется с неудачами.

19. Любит шумные, подвижные игры на переменах.

20. Не может долго сосредоточиться на одном задании, всегда старается сделать побыстрее, не заботясь о качестве.

21. После интересной игры, физкультурной паузы его невозможно настроить на серьезную работу.

22. Долго переживает неудачи.

23. При неожиданном вопросе учителя часто теряется. Если дать время на обдумывание, может ответить хорошо.

24. Очень долго выполняет любое задание.

25. Домашние задания выполняет гораздо лучше классных (разница очень существенная, больше, чем у других детей).

26. Очень долго перестраивается с одной деятельности на другую.

27. Часто не может повторить за учителем самый простой материал, при этом демонстрирует отличную память, когда речь идет об интересующих его вещах (например, знает марки машин, но не может повторить самое простое правило).

28. Требует к себе постоянного внимания со стороны учителя. Почти все делает только после персонального обращения: «Пиши!» и т.п.

29. Допускается много ошибок при списывании.

30. Чтобы отвлечь его от задания, достаточно малейшей причины: скрипнула дверь, что-то упало и т.д.

31. Приносит в школу игрушки и играет на уроках.

32. Никогда ничего не сделает сверх положенного минимума: не стремится узнать что-то, рассказать.

33. Родители жалуются, что с трудом усаживают его за уроки.

34. Такое впечатление, что на уроках ему плохо, оживает только на переменах.

35. Не любит никаких усилий, если что-то не получается, бросает, ищет каких-то оправданий: рука болит и т.п.

36. Не совсем здоровый вид (бледный, худенький).

37. К концу урока работает хуже, часто отвлекается, сидит с отсутствующим видом.

38. Если что-то не получается, раздражается, плачет.

39. Плохо работает в условиях ограниченного времени. Если его торопить, может совсем «отключиться», бросить работу.

40. Часто жалуется на усталость, головную боль.

41. Почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно, требует сообразительности.

42. Ответы становятся лучше, если есть опора на какие-то внешние объекты (считает пальцы и т.п.).

43. После объяснения учителя не может выполнить аналогичное задание.

44. Затрудняется применять ранее усвоенные понятия, навыки при объяснении учителем нового материала.

45. Часто отвечает не по существу, не может выделить главное.

46. Такое впечатление, что ему трудно понять объяснение, так как основные навыки, понятия у него не сформированы.

Бланк ответов

1




РО

2

3 4

НГШ

5 6




Л

7 8 9

10 11

НС

12 13 14

15 16

И

17 18 19

20 21

ГС

22 23

24 25 26

ИНС

27

28 29 30

НП

31 32 33

34 35

НМ

36

37 38 39 40

АС

41 42

43 44 45 46

НИД

При работе с опросником учитель на бланке ответов вычеркивает номера, в которых описаны фрагменты поведения, характерные для конкретного ребенка. Если номер вычеркнутого фрагмента находится слева от линии, при обработке засчитывается один балл, если справа – 2 балла. Подсчитав, какую сумму баллов набрал ребенок, можно определить его коэффициент дезадаптации: К = х 100, где п – количество баллов, набранных ребенком. Анализ полученных в ходе обследования результатов, последующее их обсуждение позволяет интерпретировать значение коэффициентов следующим образом:

- показатель до 14% является нормальным, не дает возможность говорить о каком-либо неблагополучии, хорошо адаптированные дети;

- показатель от 15 до 30% свидетельствует о средней степени дезадаптации;

- показатель свыше 30% - серьезная степень дезадаптации;

- если коэффициент свыше 40%, то дети, как правило, нуждаются в консультации психоневролога.

Факторы сгруппированы так, что можно определить, какой фактор лежит в основе дезадаптации:

РО – родительское отношение

НГШ – неготовность к школе

Л – леворукость

НС – невротические симптомы

И – инфантилизм

ГС – гиперкинетический синдром, чрезмерная расторможенность

ИНС – инертность нервной системы

НП – недостаточная произвольность психических функций

НМ – низкая мотивация учебной деятельности

АС – астенический синдром

НИД – нарушения интеллектуальной деятельности


^ МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛЛИПСА


Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если не согласны».

Обработка и интерпретация результатов.

При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.


Факторы

вопросов

1. Общая тревожность в школе

2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53. 54. 55, 56, 57, 58;

сумма = 22

2. Переживание социального стресса

5. 10, 15. 20, 24. 30, 33, 36. 39, 42, 44 сумма = 11

3. Фрустрация потребности в достижение успеха

1. 3, 6. 11. 17. 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма = 13

4. Страх самовыражения

27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6

5. Страх ситуации проверки знаний

2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

3,8,13,17.22; сумма = 5

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

9,14.18.23,28; сумма = 5

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

2,6,11,32.35.41.44.47; сумма = 8


Ключ к вопросам


1 -

7 -

13 -

19 -

25 +

31 -

37 -

43 +

49 -

55 -

2 -

8 -

14 -

20 +

26 -

32 -

38 +

44 +

50 -

56 -

3 -

9 -

15 -

21 -

27 -

33 -

39 +

45 -

51 -

57 -

4 -

10 -

16 -

22 +

28 -

34 -

40 -

46 -

52 -

58 -

5 -

11 +

17 -

23 -

29 -

35 +

41 +

47 -

53 -

 

6 -

12 -

18 -

24 +

30 +

36 +

42 -

48 -

54 -

 


Результаты

1) Число несовпадений знаков («+» - да, «-» - нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: < 50 %; > 50 % и 75%).

Для каждого респондента.

2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.

3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса; абсолютное значение - < 50 %; > 50 % и 75%.

4) Представление этих данных в виде диаграммы.

5) Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору 50 % и 75 % (для всех факторов).

6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.

7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).


Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).

1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
  1   2   3   4   5   6




Похожие:

Управление образования администрации советского муниципального района методический кабинет Диагностика школьной тревожности и адаптации учащихся. (методические рекомендации) iconУправление образования администрации советского муниципального района методический кабинет (методические рекомендации)
Реабилитационная работа с учащимися группы «риска» ежегодно остается одной из важных задач школьного психолога
Управление образования администрации советского муниципального района методический кабинет Диагностика школьной тревожности и адаптации учащихся. (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних
«информационно-методический отдел управления образования администрации советского муниципального района»
Управление образования администрации советского муниципального района методический кабинет Диагностика школьной тревожности и адаптации учащихся. (методические рекомендации) iconУправление образования администрации советского муниципального района муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа №1 Р. П. Степное советского района саратовской области прика з
Советского муниципального района и приказа управления образования от 20. 02 2012г. №84
Управление образования администрации советского муниципального района методический кабинет Диагностика школьной тревожности и адаптации учащихся. (методические рекомендации) iconАдминистрация советского муниципального района саратовской области управление образования
Управление образования администрации Советского муниципального района доводит до Вашего сведения следующую информацию
Управление образования администрации советского муниципального района методический кабинет Диагностика школьной тревожности и адаптации учащихся. (методические рекомендации) iconПоложение о муниципальном смотре-конкурсе на лучший кабинет физики
Учредителем муниципального смотра – конкурса на лучший учебный кабинет является методический кабинет отдела образования администрации...
Управление образования администрации советского муниципального района методический кабинет Диагностика школьной тревожности и адаптации учащихся. (методические рекомендации) iconАдминистрация советского муниципального района саратовской области управление образования
Управление образования администрации Советского муниципального района доводит до Вашего сведения информацию о педагогических работниках,...
Управление образования администрации советского муниципального района методический кабинет Диагностика школьной тревожности и адаптации учащихся. (методические рекомендации) iconПостановление От № р п. Степное Об утверждении административного регламента управления образования администрации Советского
О порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг в администрации Советского муниципального...
Управление образования администрации советского муниципального района методический кабинет Диагностика школьной тревожности и адаптации учащихся. (методические рекомендации) iconПостановление От 02. 03. 2011 №119 р п. Степное Об утверждении административного регламента управления образования администрации Советского
О порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг в администрации Советского муниципального...
Управление образования администрации советского муниципального района методический кабинет Диагностика школьной тревожности и адаптации учащихся. (методические рекомендации) iconУправление образования администрации Советского муниципального района Муниципальный информационно-методический центр Задания финального тура V межмуниципальной Интернет-олимпиады «Музыка и икт»
Самостоятельность в выполнении работы в работе должны быть только собственные суждения
Управление образования администрации советского муниципального района методический кабинет Диагностика школьной тревожности и адаптации учащихся. (методические рекомендации) iconМинистерство образования Российской Федерации Управление образования администрации Селивановского района Владимирской области Методический кабинет
Методкабинет управления образования высылает расписание работы мо учителей-предметников на март 2011 года
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы