Всероссийская олимпиада школьников I (школьный) этап обществознание
Всероссийская олимпиада школьников I (школьный) этап обществознание icon

Всероссийская олимпиада школьников I (школьный) этап обществознание



НазваниеВсероссийская олимпиада школьников I (школьный) этап обществознание
Дата конвертации28.10.2012
Размер131.02 Kb.
ТипДокументы
источник

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

I (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП

Обществознание

9 класс


Время выполнения работы – 1 ч. 20 мин.


Задание 1. Выберите правильные ответ (ответы):


1. Как следует назвать учение, согласно которому жизнь человека полностью предопределена, в ней нет места для свободы воли?

а) Фатализмом

б) Догматизмом

в) Материализмом

г) Анархизмом


2. Право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой называется:

а) свободой слова

б) свободой совести

в) свободой веры

г) свободой передвижения

д) свободой собраний


3. Какой тип легитимности власти характерен для монархических форм правления?

а) Харизматический

б) Традиционный

в) Рационально-легальный

г) Нет соответствующего


4. Социальная группа это совокупность индивидов:

а) случайно оказавшихся в определенном месте в одно и то же время

б) которые имеют относительно общие взгляды и связаны друг с другом относительно устойчивым взаимодействием

в) с одним общим качеством, которое расценивается в определенной ситуации как социально значимое

г) имеющих общее мнение относительно определенной социальной проблемы


5. Процесс утраты церковью влияния на различные сферы жизни общества называется:

а) Секуляризация

б) Модернизация

в) Демократизация

г) Экуменизм


6. В соответствии с Семейным кодексом в России брачный возраст составляет:

а) 14 лет

б) 16 лет

в) 18 лет

г) 21 год

д) 22 года


7. Закончите определение: "Общество - это...":

а) совокупность производственных отношений

б) сложная иерархически организованная система отношений людей и социальных групп

в) система отношений между людьми, регулируемая юридическими законами

г) система отношений между людьми по поводу политической власти


8. Интуиция - это:

а) чувственное познание

б) познание сверхъестественного

в) способность предвидения

г) непосредственное схватывание сущности вещи


9. К числу параметров, характеризующих социальный статус личности не относится:

а) возраст

б) пол

в) коэффициент интеллекта

г) семейное положение

д) профессия


10. Что относится к политическим правам и свободам личности?

а) право избирать и быть избранным в органы государственной власти

б) право объединяться в общественные организации

в) право проводить митинги, демонстрации, пикеты

г) право на справедливый суд


11. К какой из подсистем общества (сфер общественной жизни) относится институт семьи?

а) Экономической

б) Социальной

в) Политико-правовой

г) Духовной

д) Ни к одной из выше перечисленных


12. К какому типу государства (по форме правления) относится современная Россия?

а) Смешанная республика

б) Парламентарная республика

в) Конституционная монархия

г) Дуалистическая монархия

д) Федеративное государство

е) Демократическое государство


13. Способность лица, группы лиц, отдельных объединений, институтов или государства осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на поведение людей - это:

а) Плюрализм

б) Насилие

в) Эффективность

г) Власть


14. Что не является признаком тоталитаризма?

а) Централизованная власть

б) Господство одной идеологии

в) Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную

г) Контроль государства за всеми сферами общественной жизни


15. Деньги - это:

а) финансовый актив, используемый для совершения сделок

б) законное платежное средство для покупки товаров и услуг

в) запас ценности, единица счета, средство обращения и средство платежа

г) все ответы верны


Количество баллов – 18 б.


Задание 2. Напишите напротив утверждений, которые верны – «да», а напротив тех, которые неверны – «нет».


1. Российский парламент (Федеральное собрание) состоит из двух палат.

_______


2. Общество относится к саморазвивающимся системам.

_______


3. В случае невозможности личного участия в выборах допускается выдача доверенности на другое лицо с целью голосования за кандидата, указанного в доверенности.

_______


4. Прогресс исторического развития противоречив: в нём можно найти как прогрессивные, так и регрессивные изменения.

_______


5. Способ производства материальных благ (экономический способ производства) включает в себя средства и предметы труда, а также производственные отношения.

_______


6. Конституционные монархии делятся на абсолютные, ограниченные, дуалистические и парламентарные.

­_______


7. Индивид, личность, индивидуальность – понятия, не являющиеся тождественными.

_______


Количество баллов – 8 б.


Задание 3. Заполните пропуски:

1. Обобщающий экономический показатель, который выражает совокупную стоимость произведенных внутри страны товаров и услуг в рыночных ценах, называется _________________________________________________________ .


2. Не является ____________________________ действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.


3. Автором категорического императива – всеобщего нравственного закона, согласно которому каждый должен поступать «согласно только такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» является ________________ .


4. Политическая __________________ - это система концептуально оформленных представлений, взглядов и воззрений на политическую жизнь, особый способ объяснения мира политики, в основе которого лежат ориентации на те или иные политические явления, процессы, институты.


Количество баллов – 11 б .


^ Задание 4. Дайте определение следующим понятиям:

Правоспособность


Суверенитет, дивиденды, либерализм, юридическое лицо.

Количество баллов – 12 б.


Задание 5. Заполните таблицу:


?

Область регулирования

?


1. регулирует отношения между органами власти и гражданами

2. устанавливает, какие деяния являются преступными и каково наказание за их совершение

3. регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения

4. устанавливает основы государственного устройства, регулирует вопросы защиты прав человека

5. определяет порядок разрешения уголовных дел


6. регулирует гражданско-правовые отношения, усложнённые иностранным элементом


7. регулирует межгосударственные (властные) отношения




Количество баллов – 11 б.


Задание 6. Заполните пропуски в схеме:













Президентская


сме-шанная

абсо-лютная

Количество баллов – 8 б.


Задание 7.

Итальянский мыслитель XVI в. Н. Макиавелли полагал, что для пользы и в интересах государства политик должен сочетать в себе хитрость и силу, быть одновременно и «лисой» и «львом». Он вправе не хранить верность своему слову, прибегать к лукавству и вероломству, словом, использовать все средства, которые способны укрепить государство. Для Н. Макиавелли в качестве высшей ценности выступает государство, перед которым интересы отдельной личности или какие бы то ни было другие соображения должны отступить на второй план.

Как соотносятся такие понятия как политика и мораль? Обоснуйте свою позицию и подкрепите свои выводы примерами.


Количество баллов – 22 б.


Общее количество баллов – 90 б.


^ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

I (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП

Обществознание

9 класс

Критерии проверки


Задание 1. Выберите правильные ответ (ответы):


Номер

Ответ

Баллы

Номер

Ответ

Баллы

1

А

1

9

В

1

2

Б

1

10

А, Б, В

1

3

Б

1

11

Б

1

4

В

1

12

А

2

5

А

2

13

Г

1

6

В

1

14

В

1

7

Б

1

15

Г

2

8

Г

1












^ Задание 2. Напишите напротив утверждений, которые верны – «да», а напротив тех, которые неверны – «нет».


1. Российский парламент (Федеральное собрание) состоит из двух палат.

_______

да (1 б.)


2. Общество относится к саморазвивающимся системам.

_______

да (1 б.)


3. В случае невозможности личного участия в выборах допускается выдача доверенности на другое лицо с целью голосования за кандидата, указанного в доверенности.

_______

нет (1 б.)


4. Прогресс исторического развития противоречив: в нём можно найти как прогрессивные, так и регрессивные изменения.

_______

да (1 б.)


5. Способ производства материальных благ (экономический способ производства) включает в себя средства и предметы труда, а также производственные отношения.

_______

нет (производительные силы, включ. также и человека) (2 б.)


6. Конституционные монархии делятся на абсолютные, ограниченные, дуалистические и парламентарные.

­_______

нет (1 б.)


7. Индивид, личность, индивидуальность – понятия, не являющиеся тождественными.

_______

да (1 б.)


Количество баллов – 8 б.


Задание 3. Заполните пропуски:

1. Обобщающий экономический показатель, который выражает совокупную стоимость произведенных внутри страны товаров и услуг в рыночных ценах, называется _________________________________________________________ .

валовой внутренний продукт (2 б.)


2. Не является ____________________________ действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

преступлением (2 б.)


3. Автором категорического императива – всеобщего нравственного закона, согласно которому каждый должен поступать «согласно только такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» является ________________ .

И. Кант (4 б.)


4. Политическая __________________ - это система концептуально оформленных представлений, взглядов и воззрений на политическую жизнь, особый способ объяснения мира политики, в основе которого лежат ориентации на те или иные политические явления, процессы, институты.

Идеология (3 б.)


Количество баллов – 11 б .


^ Задание 4. Дайте определение следующим понятиям:

Ответ

Баллы

Приводятся правильные и полные определения понятий, к примеру, следующие (за неполное определение начисляется половина указанных баллов):

Правоспособность – способность иметь гражданские права и нести обязанности.

Суверенитет - независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах.


Дивиденды – часть прибыли акционерного общества, которую оно распределяет между акционерами и выплачивает им ежегодно в соответствии с имеющимися у них акциями пропорционально взносам в акционерный капитал общества.

Либерализм – идейное и общественно-политическое течение, провозглашающее необходимость построения гражданского общества, уважение и защиту прав и свобод личности, правовое государство, демократические политические институты, свобода частного предпринимательства и торговли, механизм свободного рынка, вместе с тем постоянное вмешательство государства необходимо для поддержания нормальных условий конкуренции.

^ Юридическое лицо - организация, обладающая обособленным имуществом, способная от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, самостоятельно нести ответственность, быть истцом и ответчиком в суде.


2


2


3


3


3


Количество баллов – 12 б.


^ Задание 5. Заполните таблицу:

Ответ:

Отрасль права (1 б.)

Предмет регулирования (1 б.)


1. административное право (1 б.)

2. уголовное право

(1 б.)

3. гражданское право (1 б.)

4. конституционное право (1 б.)

5. уголовно-процессуальное право (1 б.)

6. международное частное право (2 б.)

7. международное публичное право

(2 б.)

или

международное

право (1 б.)


1. регулирует отношения между органами власти и гражданами

2. устанавливает, какие деяния являются преступными и каково наказание за их совершение

3. регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения

4. устанавливает основы государственного устройства, регулирует вопросы защиты прав человека

5. определяет порядок разрешения уголовных дел


6. регулирует гражданско-правовые отношения, усложнённые иностранным элементом


7. регулирует межгосударственные (властные) отношения




Количество баллов – 11 б.


Задание 6. Заполните пропуски в схеме:













Прези-дентская

(1 б.)

парла-ментарная

(1 б.)

сме-шанная

абсо-лютная

ограни-ченная (парла-ментская)

(2 б.)

Дуа-листи-ческая

(2 б.)

Количество баллов – 8 б.


Задание 7.

Итальянский мыслитель XVI в. Н. Макиавелли полагал, что для пользы и в интересах государства политик должен сочетать в себе хитрость и силу, быть одновременно и «лисой» и «львом». Он вправе не хранить верность своему слову, прибегать к лукавству и вероломству, словом, использовать все средства, которые способны укрепить государство. Для Н. Макиавелли в качестве высшей ценности выступает государство, перед которым интересы отдельной личности или какие бы то ни было другие соображения должны отступить на второй план.

Как соотносятся такие понятия как политика и мораль? Обоснуйте свою позицию и подкрепите свои выводы примерами.


Ответ

Ответ

Баллы

1. В ответе указывается, что проблема соотношения политики и морали состоит в возможности применения к сфере политики категорий морали.


2. В ответе обозначены различные аспекты соотношения политики и морали, к примеру, такие как:

- в идеале политика должна основываться на понятиях нравственности и морали;

- проблема соотношения цели и средств, которые для этого используются (можно ли достигать высоконравственные цели насильственными методами);

- проблема эффективности работы государства: если строго придерживаться моральных норм, не удастся добиться целей, которые ставит данное государство (правитель, политик) или отстоять свои интересы в отношениях с другими субъектами политики.

- в связи с тем, что моральные нормы пронизывают все сферы жизни человека, потому политика не может существовать вне понятия морали: все поступки могут оцениваются с позиции морали.

- политика и мораль обуславливают друг друга.

3. В ответе приводятся примеры, которые действительно иллюстрируют выделяемый участником аспект соотношения морали и политики.

2 б.


по 2 б. за каждый аспект, максимум – 10 б.


по 2 б. за каждый пример, максимум-

10 баллов


Количество баллов – 22 б.


Общее количество баллов – 90 б.








Похожие:

Всероссийская олимпиада школьников I (школьный) этап обществознание iconВсероссийская олимпиада школьников 2009/2010 I (школьный) этап обществознание
...
Всероссийская олимпиада школьников I (школьный) этап обществознание iconВсероссийская олимпиада школьников по истории (школьный этап) 8 класс
Ф. И. О. учащегося
Всероссийская олимпиада школьников I (школьный) этап обществознание iconВсероссийская олимпиада школьников II (муниципальный) этап обществознание
Способность человека передавать последующим поколениям найденные и созданные вновь эффективные способы и средства жизнедеятельности...
Всероссийская олимпиада школьников I (школьный) этап обществознание iconВсероссийская олимпиада по литературе — 2011 Школьный этап

Всероссийская олимпиада школьников I (школьный) этап обществознание iconУчастнику всероссийская олимпиада школьников 2011/2012 Школьный этап Русский язык 7 класс
Есть ли родственная связь между словами аквариум, акварель, акваланг, акватория? Прокомментируйте свой ответ
Всероссийская олимпиада школьников I (школьный) этап обществознание iconУчастнику всероссийская олимпиада школьников 2011/2012 Школьный этап Русский язык 8 класс
Определите, сколько раз каждый звук слова тир встречается во фразе Жили-были старик да старуха
Всероссийская олимпиада школьников I (школьный) этап обществознание iconУчастнику всероссийская олимпиада школьников 2011/2012 Школьный этап Русский язык 10 класс
Произнесите звуки, из которых состоят данные слова, в обратном порядке и запишите получившиеся слова
Всероссийская олимпиада школьников I (школьный) этап обществознание iconВсероссийская олимпиада по литературе школьный этап
Напишите 5-10 предложений о том, какой символ объединяет данные произведения. 10 баллов
Всероссийская олимпиада школьников I (школьный) этап обществознание iconВсероссийская олимпиада школьников по мировой художественной культуре Школьный этап 2012-13 уч год фио участника класс Первое задание
Название этих художественных произведений и терминов состоит из двух слов, одно из которых представлено. Вспомните второе слово и...
Всероссийская олимпиада школьников I (школьный) этап обществознание iconВсероссийская олимпиада школьников по математике Муниципальный этап, 2010/2011 учебный год

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы