Элективный курс решение экономических задач в excel для учащихся 9 класса icon

Элективный курс решение экономических задач в excel для учащихся 9 класса



НазваниеЭлективный курс решение экономических задач в excel для учащихся 9 класса
страница1/4
А.А.Чернов
Дата конвертации18.10.2013
Размер0.66 Mb.
ТипЭлективный курс
источник
  1   2   3   4

МБОУ «Буторлинская оош»


Утверждаю:

Директор школы ______________

С.А.Большакова


ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС


Решение экономических задач

в EXCEL


для учащихся 9 класса

  1. часов)


(авторы-составители А.А.Чернов, А.Ф.Чернов

«Решение прикладных (экономических) задач в EXCEL”)


Руководитель:

С.А.Михайлова

учитель информатики


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Возрастающая роль информационных технологий в жизни со­временного общества определяет особое положение предмета «Информатика» в общей системе школьного образования. С од­ной стороны, информатика должна подготовить человека к реше­нию практических задач в условиях информационного общества, т. е. научить пользоваться средствами компьютерной техники и технологии. С другой стороны, она обеспечивает важнейший ком­понент фундаментального образования. Вместе с другими предме­тами естественнонаучного и технического циклов информатика создает основу для формирования способностей к аналитическому, формально-логическому мышлению. Поиск разумного баланса ме­жду этими двумя системами целей - основной вопрос любой учеб­ной про граммы и методики преподавания курса.

Элективные курсы связаны прежде всего с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и явля­ются важнейшим средством построения индивидуальных образова­тельных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбо­ром каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удов­летворении разнообразных образовательных потребностей старше­классников.

Элективные курсы - обязательные курсы по выбору учащего­ся из компонента образовательного учреждения, входят в состав профиля обучения. Элективные курсы выполняют три основные функции:

1) являются «надстройкой» профильного курса, когда такой дополненный курс в полной мере становится углубленным;

2) развивают содержание одного из базовых курсов, изучение кото­рого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;

3) способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

Особое внимание уделяется демонстрации оптимизационных задач, решаемых в табличном процессоре Excel. Microsoft Excel ХP - программа, обладающая эф­фективными средствами обработки числовой ин­формации, представленной в виде электронных таблиц. Она позволяет выполнять математичес­кие, финансовые и статистические вычисления, оформлять отчеты, построенные на базе таблиц, выводить числовую информацию в виде графиков и диаграмм.

Предложенные элективные курсы обеспечивают:

- межпредметные связи с математикой и дают возможность изучать некоторые разделы математики с помощью компьютера;

- приобретение школьниками навыков работы в табличном процессоре Excel;

- приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда.

При изучении данных элективных курсов решается и такая важная задача, как формирование умений и способов деятельности для решения практических задач в экономике, статистике.


Цель урока:

Познакомить с основными технологическими приемами при решении задач оптимизации;

Приобрести навыки работы с надстройками Excel;

Научить использовать инструменты Excel Поиск решения и Подбор параметра.


^ Задача учителя: Показать приемы использования функций Excel


Тематическое планирование


Время

Тема

Число уроков

План

Факт







Знакомство с прикладной программой Excel

1







Решение прикладных задач в Excel

6







Прогнозирование

1







ИТОГО:

8



^ Методика проведения урока


Excel позволяет не только производить расчеты, но и решать сложные задачи из различных сфер деятельности, такие как решение уравнений, задачи прогнозирования и оптимизации и другие. Решение задач такого вида может быть осуществлено с помощью инструмента Поиск решения. Формулировка таких задач может представлять собой систему уравнений с несколькими неизвестными и набор ограничений на решения. Поэтому решение задачи надо начинать с построения соответствующей модели.


Для того чтобы надстройка ^ Поиск решения загружалась сразу при запуске Excel:

  • Выберите команду Кнопка Office, Параметры Excel;

  • В диалоговом окне слева выберите команду Надстройки, а справа выделите команду Поиск решения и нажмите ОК.


Для того чтобы команда Подбор параметра находилась на панели быстрого доступа необходимо:

  • Выберите команду ^ Кнопка Office, Параметры Excel;

  • Слева в диалоговом окне выберите команду Настройки, справа – все  команды и

ОК;

В окне команд выберите команду ^ Подбор параметра и нажмите Добавить.


Познакомимся с этими командами на примере.


Решение прикладных задач в excel


В данном разделе вы убедитесь, что Excel позволяет не только производить расчеты, но и решать сложные задачи в различных сферах деятельности, такие как решение уравнений, задачи оптимизации, прогнозирования. Решение этих задач может быть существенно облегчено с помощью инструмента Поиск решения (Solver в английских версиях Excel).

Формулировка таких задач может представлять собой систему уравнений с несколькими неизвестными и набор ограничений на решения. Поэтому решение задачи необходимо начинать с построения соответствующей модели.

Если настройка ^ Поиск решения (Solver) не была установлена при первоначальной установке Excel, то следует запустить процесс установки повторно и выбрать только эту настройку.

Для того чтобы настройка ^ Поиск решения (Solver) загружалась сразу при запуске Excel:

– выберите команду Сервис, Настройки;

– в диалоговом окне Настройки в списке настроек установите флажок напротив настройки ^ Поиск решения. Если в списке нет элемента Поиск решения, то нажмите кнопку Обзор, чтобы самостоятельно найти файл Solver.xla.

Виды математических моделей.

При решении оптимизационных задач с помощью настройки ^ Поиск решения необходимо различать линейные и нелинейные модели. Под линейными понимаются модели, в которых связь между входными значениями переменных и результирующими значениями описывается линейными функциями. Например:



В этом выражении А, В, С – константы, Х1, Х2, Х3 – переменные, Y – результат.

Если выражение для целевой величины и выражение для ограничений являются линейными, то можно применять быстрые и надежные методы поиска решения. Для использования именно линейных методов следует установить параметр Линейная модель в окне Параметры поиска решения. Если этот параметр не установить, то даже для линейной задачи будут использоваться общие, более медленные методы.

^ Ограничения в задачах.

Под ограничениями понимаются соотношения типа , , .

По крайней мере одна из ячеек в соотношении, определяющем ограничение, должна зависеть от переменных задачи, в противном случае это ограничение не может влиять на процесс решения. Часто ограничения записываются сразу для групп ячеек, например: или .

Правильная формулировка ограничений является наиболее ответственной частью при формировании модели для поиска решения.

В одних случаях ограничения просты и очевидны, например ограничения на количество сырья. Другие ограничения менее очевидны и могут быть указаны неверно или, хуже того, оказаться пропущенными.

^ Решение уравнений.

Часто при решении практических задач возникают ситуации, когда необходимо достичь какой-то конкретной цели. Например, необходимо, чтобы себестоимость продукции составляла 20 у. е.

Специфика таких задач состоит в том, что в вашем распоряжении есть математическая модель исследуемого процесса, например закон ценообразования, но вы не знаете, при каком значении входящего в нее параметра можно достичь поставленной цели.

Решение таких задач можно искать методом перебора, однако на это уходит много времени (в лучшем случае).

Можно предложить другие способы решения. В Excel они реализованы как поиск значения параметра формулы, удовлетворяющего ее конкретному значению.

Эту процедуру используют для поиска такого значения ячейки, при котором значение другой ячейки, вычисляемое по формуле, заранее задано. В формуле должна быть ссылка на ячейку, значение которой ищут. Ограничения на искомое значение ячейки не налагают.

Познакомимся с этой процедурой на примере составления штатного расписания.

1. Пусть известно, что в штате больницы состоит 6 санитарок, 8 медсестер, 10 врачей, 3 заведующих отделениями, главный врач, заведующий аптекой, заведующий хозяйством и заведующий больницей. Общий месячный фонд зарплаты составляет 10 000 у. е. Необходимо определить, какими должны быть оклады сотрудников больницы.

Построим модель решения этой задачи. За основу возьмем оклад санитарки, а остальные оклады будем вычислять, исходя из него: во сколько-то раз или на сколько-то больше. Говоря математическим языком, каждый оклад является линейной функцией от оклада санитарки: , где С – оклад санитарки; Аi и Bi – коэффициенты, которые для каждой должности определяются следующим образом:

– медсестра получает в 1,5 раза больше санитарки (; );

– врач – в 3 раза больше санитарки (;);

– заведующий отделением – на 30 у. е. больше, чем врач (; );

– заведующий аптекой – в 2 раза больше санитарки (; );

– заведующий хозяйством – на 40 у.е. больше медсестры (; );

– главный врач – в 4 раза больше санитарки (; );

– заведующий больницей – на 20 у.е. больше главного врача (; ).

Зная количество человек на каждой должности, нашу модель можно записать как уравнение:

,

где N1 – число санитарок, N2 – число медсестер и т. д.

В этом уравнении нам известны А1…А8, В1…В8 и N1…N8, а С неизвестно.

Анализ уравнения показывает, что задача составления расписания свелась к решению линейного уравнения относительно С. Решим его.

^ Технология работы:

– Запустите табличный процессор Excel.

– Заполните таблицу в соответствии с образцом:




A

B

C

D

E

F

G

1

Должность

Коэф.

А

Коэф.

В

Зарплата сотрудника

Кол-вол

сотрудников

Суммарная зарплата

Зарплата санитарки

2

Санитарка

1

0

=B2*$G$2+C2

6

=D2*E2

150

3

Медсестра

1,5

0

Заполнить вниз

8

Заполнить вниз




4

Врач

3

0




10







5

Зав. отделением

3

30




3







6

Зав. аптекой

2

0




1







7

Завхоз

1,5

40




1







8

Главврач

4

0




1







9

Зав. больницей

4

20




1







10

Итого













=СУММ
(F2:F9)




11






















В столбце D вычислите заработную плату для каждой должности. Например, для ячейки D2 формула расчета имеет вид =B2*$G$2+C2. Затем заполните вниз.

В столбце F вычислите заработную плату всех работающих на данной должности. Например, для ячейки F2 формула расчета имеет вид =D2*E2. Затем заполните вниз.

В ячейке F10 вычислите суммарный фонд заработной платы больницы. Рабочий лист электронной таблицы будет выглядеть, как показано ниже:




A

B

C

D

E

F

G

1

Должность

Коэф.

А

Коэф.

В

Зарплата сотрудника

Кол-во

сотрудников

Суммарная зарплата

Зарплата санитарки

2

Санитарка

1

0

150

6

900

150

3






















4

Медсестра

1,5

0

225

8

1800




5

Врач

3

0

450

10

4500




6

Зав. отделением

3

30

480

3

1440




7

Зав. аптекой

2

0

300

1

300




8

Завхоз

1,5

40

265

1

265




9

Главврач

4

0

600

1

600




10

Зав. больницей

4

20

620

1

620




11

Итого













10425




Как видите, взяв оклад санитарки за 150, мы превысили месячный фонд зарплаты. Определите оклад санитарки так, чтобы расчетный фонд был равен заданному. Для этого:

– активизируйте команду ^ Подбор параметра из меню Сервис;

– в поле «Установить в ячейке» появившегося окна введите ссылку на ячейку F10, содержащую формулу;

– в поле «Значение» наберите искомый результат 10000.

– В поле «Изменяя значение ячейки» введите ссылку на изменяемую ячейку G2 и щелкните кнопкой ОК. Таблица будет выглядеть следующим образом:

Должность

Коэф.

А

Коэф.

В

Зарплата сотрудника

Кол-во

сотрудников

Суммарная зарплата

Зарплата санитарки

1

2

3

4

5

6

7

Санитарка

1

0

143,80

6

862,77

143,79

Медсестра

1,5

0

215,69

8

1 725,55




Врач

3

0

431,39

10

4 313,87




Зав. отделением

3

30

461,39

3

1 384,16




Зав. аптекой

2

0

287,59

1

287,59




Завхоз

1,5

40

255,69

1

255,69




Главврач

4

0

575,18

1

575,18




Зав. больницей

4

20

595,18

1

595,18




Итого













10 000,00




Сохраните таблицу в личном каталоге под именем hospital.xls.

Анализ задачи показывает, что с помощью Excel можно решать линейные уравнения. Конечно, такое уравнение может решить любой школьник. Однако благодаря этому простому примеру стало очевидно, что поиск значения параметра формулы, удовлетворяющего ее конкретному значению, – это не что иное, как численное решение уравнений. Другими словами, используя Excel, можно решать любые уравнения с одной переменной.

  1   2   3   4




Похожие:

Элективный курс решение экономических задач в excel для учащихся 9 класса iconПояснительная записка. Элективный курс «Решение задач с параметрами»
Элективный курс «Решение задач с параметрами» является предметно-ориентированным и предназначен для обучающихся 10 класса, сориентированных...
Элективный курс решение экономических задач в excel для учащихся 9 класса iconЭлективный курс «Решение задач по математике» предназначен для учащихся 9 класса
Данный элективный курс рассчитан в первую очередь на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по математике, сделать правильный...
Элективный курс решение экономических задач в excel для учащихся 9 класса iconУчебный курс для учащихся 9 класса, 18 часов Губайдуллина Амина Магесумяновна учитель химии
Предлагаемый элективный курс направлен на углубление и расширение химических знаний учащихся через решение расчетных задач
Элективный курс решение экономических задач в excel для учащихся 9 класса iconРешение текстовых задач Пояснительная записка
Полный минимум знаний, необходимый для решения всех типов текстовых задач, формируется в течение первых девяти лет обучения учащихся...
Элективный курс решение экономических задач в excel для учащихся 9 класса iconЭлективный курс «Графика и черчения» (учебный курс для учащихся 10 класса, 35 часов)
Элективный курс «Графика черчение» направлен на формирование графи-ческой культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого...
Элективный курс решение экономических задач в excel для учащихся 9 класса iconЭлективный курс «Решение уравнений» предназначен для учащихся 9 класса
Данный элективный курс рассчитан в первую очередь на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по математике, сделать правильный...
Элективный курс решение экономических задач в excel для учащихся 9 класса iconЭлективный курс для учащихся 10-х классов «Основы журналистики» Пояснительная записка
Элективный курс «Основы журналистики» ориентирован на учащихся 10 класса гуманитарного профиля, так как элементы журналистики являются...
Элективный курс решение экономических задач в excel для учащихся 9 класса iconПояснительная записка. Элективный курс «Методы решения планиметрических задач»
...
Элективный курс решение экономических задач в excel для учащихся 9 класса iconЭлективный курс Художественно-прикладное искусство. Вышивка. ( Учебный курс профильного обучения для учащихся 10-х классов, 34 часа )
Элективный курс предназначен для учащихся у которых есть тяга к такому виду рукоделия как вышивка. Данная программа способствует...
Элективный курс решение экономических задач в excel для учащихся 9 класса iconЭлективный курс для учащихся 9-х классов «Журналистика: азы и перспектива» Пояснительная записка
Данный элективный курс составлен для удовлетворения возрастающих потребностей подрастающего поколения в общении друг с другом, в...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы