Информатика и информация в жизни общества цель: Дать понятие об информации, о ее роли в жизни общества. План урока icon

Информатика и информация в жизни общества цель: Дать понятие об информации, о ее роли в жизни общества. План урока



НазваниеИнформатика и информация в жизни общества цель: Дать понятие об информации, о ее роли в жизни общества. План урока
Дата конвертации20.10.2012
Размер93.62 Kb.
ТипПлан урока
источник



ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИЯ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА


Цель: Дать понятие об информации, о ее роли в жизни общества.


План урока:

1 Понятие информации;

  1. Виды информации;

  2. Свойства информации;

  3. Информационные процессы в природе, обществе и технике;

  4. Измерение информации.



ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ

Сегодня мы с вами начинаем изучать новый для вас предмет ИНФОРМАТИКУ. Что же это такое?

Согласно энциклопедическому словарю, информатика – «отрасль науки, изучающая структуру и общие свойства научной информации, а также вопросы, связанные с ее сбором, хранением, поиском, переработкой, преобразованием, распространением и использованием в различных сферах человеческой деятельности».

Попробуем разобраться, для чего потребовалась такая отрасль и обоснованны ли те огромные затраты сил и средств на разработку новых проектов и выпуск компьютеров миллионными тиражами, на которые идут технически развитые страны мира на ее развитие.

Сейчас век господства информации. Кто обладает информацией и умеет ей воспользоваться, тот и правит миром. Поэтому необходимо изучать законы накопления, переработки. Хранения и использования информации.

В настоящее время в условиях научно – технического прогресса количество получаемой человеком информации непрерывно увеличивается. Например, было подсчитано, что научному работнику, для того чтобы следить по литературе за всеми новыми работами в его отрасли, надо тратить более 90% своего рабочего времени. Кроме того, решение многих современных задач требует очень быстрой обработки поступающей информации. Все это создало необходимость автоматизации процессов накопления. Обработки. Выдачи информации. Устройством, способным осуществлять над информацией все эти действия, и является компьютер. А теорией решения всех возникающих при этом проблем занимается специальная наука – информатика.


Информатика – это техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, обработки и передачи информации средствами вычислительной техники, а так же принципы функционирования этих средств и методы управления ими.

Из этого определения видно, что информатика очень близка к технологии, поскольку отвечает на вопрос КАК…?

- Как принимать и хранить информацию?

- Как обрабатывать информацию и преобразовывать ее в форму, удобную для человека?

- Как использовать вычислительную технику с наибольшей эффективностью?

- Как использовать достижения других наук для создания новых средств вычислительной техники?

- Как управлять техническими средствами с помощью программы?

Поэтому не случайно предмет, изучением которого занимается информатика, нередко называют информационной технологией или компьютерной технологией.

Важным в нашем определении является то, что у информатики есть как бы две стороны. С одной стороны, она занимается изучением устройств и принципов действия средств вычислительной техники, а с другой стороны – систематизацией приемов и методов работы с программами, управляющими этой техникой.

Со словом информация знаком каждый. Мы смотрим по телевизору информационные программы, слушаем радиопередачи, читаем газеты. На улице нас предупреждают дорожные знаки, сигналы светофора, автомобильные гудки. Со всех сторон обрушивается всевозможная реклама (часто ненужная и не всегда правдивая информация). Информация проникает к нам в виде писем, телеграмм и телефонных звонков. Учебники, справочники, словари и энциклопедии хранят в себе огромные запасы всевозможной информации.

Однако, само понятие «информация» оказывается совсем не простым и однозначным, и дать ему строгое определение очень трудно. Обратившись к толковому словарю, мы узнаем, что

^ Информация – это «сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством».

Другими словами, информация (в обычном понимании) – это то, что помогает нам ориентироваться в окружающем мире, принимать решения, строить планы на будущее, оценивать результаты своих действий.

В любом виде информация для нас выражает сведения о ком-то или о чем-то. Она отражает происходящее или происшедшее в нашем мире, например: что мы делали вчера и что будем делать завтра. Но при этом информация обязательно должна получить некоторую форму – рассказа, рисунка, статьи и т.д. Чертежи и музыкальные произведения, книги и картины, спектакли и кинофильмы – все это формы представления информации. Информация, в какой бы форме она не представлялась, является некоторым отражением реального мира.

Несмотря на то, что человеку постоянно приходится иметь дело с информацией (он получает ее с помощью органов чувств), строго научного определения, что же такое информация, не существует.

Понятия отличаются от определений тем, что разные люди при разных обстоятельствах могут вкладывать в них разный смысл. В бытовом смысле под информацией обычно понимают те сведения, которые человек получает от окружающей природы и общества с помощью органов чувств. Наблюдая за природой, общаясь с другими людьми, читая книги и газеты, просматривая телевизионные передачи, мы получаем информацию.

Математик рассматривает это понятие шире и включает в него те сведения, которые человек не получал, а создал сам с помощью умозаключений. Биолог же пойдет еще дальше и отнесет к информации и те данные, которые человек не получал с помощью органов чувств и не создавал в своем уме, а хранит в себе с момента рождения и до смерти. Это генетический код, благодаря которому дети так похожи на родителей.

Итак, в разных научных дисциплинах и в разных областях техники существуют разные понятия об информации. Нам же, приступая к изучению информатики, надо найти что – то общее, что объединяет различные подходы. И такая общая черта есть. Все отрасли науки и техники, имеющие дело с информацией, сходятся в том, что информация обладает четырьмя свойствами. Информацию можно: создавать, передавать (и, соответственно, принимать), хранить и обрабатывать.

Каждая дисциплина решает эти проблемы по-разному.


^ Виды информации.


Все, что мы с вами знаем это тоже информация. Все наши знания можно разделить на две группы. Знания первой группы начинаются со слов: «Я знаю, что…». Такие знания принято называть ДЕКЛАРАТИВНЫМИ (от слова декларация, что означает утверждение, сообщение). К этой группе относятся знания об определенных явлениях, событиях, свойствах объектов зависимостях (теорема Пифагора).

Знания второй группы, начинающиеся со слов: «Я знаю как…», называются ПРОЦЕДУРНЫМИ. Они определяют действия для достижения какой – либо цели.

По способам восприятия информация бывает визуальная, слуховая, тактильная, вкусовая, обонятельная.


^ Свойства информации.

Информацию можно классифицировать разными способами, и разные науки делают это по-разному. Например, в философии различают информацию объективную и субъективную. Объективная информация отражает явления природы и человеческого общества. Субъективная информация создается людьми и отражает их взгляд на объективные явления. Стопроцентно объективной в науке принято считать информацию воспроизводимую. Например, если физические опыты показывают, что законы Ньютона одинаково соблюдаются в любом месте в любое время, независимо от экспериментатора, эти законы считаются объективными.

Для криминалистики, например, очень важно, что информация бывает полной и неполной, истинной и ложной, достоверной и недостоверной. Юристы рассматривают информацию как факты. Физики же рассматривают информацию как сигналы – для них наиболее важна передача информации, поскольку физики изучают законы природы, лежащие в основе распространения сигналов разных видов (оптических, звуковых, электромагнитных и других).

Полнота информации определяется количеством информации, собранной об объекте или явлении. Полнота тесно связана с объективностью. Полнота информации очень важна для управления. Например, при выборе органов государственной власти общество заинтересованно в том, чтобы процедуру голосования выполнили как можно больше граждан, что является залогом того, что органы управления будут сформированы объективно, и тогда их деятельность будет эффективной. Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполнота информации сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.

Достоверность информации – это характеристика ее неискаженности. Искаженность может быть преднамеренной и непреднамеренной (естественной). В первом случае говорят о ложной информации, а во втором случае говорят об информации, имеющей неполную достоверность.

Существует много причин для искажения информации. Прежде всего, искажения связаны с несовершенством используемых информационных методов. Нельзя абсолютно достоверно измерить массу тела, его размеры, скорость – всегда существует какая – то погрешность измерения (П, √2).

Вторая причина неполной достоверности тоже связана с информационными методами и заключается в наличии информационных шумов – регистрации паразитных данных. Так, например, ни одна звукозапись не может достоверно передать звучания музыкального инструмента или голос певца. Всегда есть какие – то шумы при записи и воспроизведении данных.

Недостоверность информации частично удается компенсировать ее полнотой. Знание десяти знаков числа П дает более достоверную информацию об его значении, чем знание трех знаков.

Информация достоверна, если она не искажает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений.

Адекватность – свойство отражает соответствие информационного объекта целям и задачам его использования (а не объективной реальности). В частности, от моделей требуется не достоверность, не объективность, а именно адекватность.

Сводя физическую задачу к системе математических уравнений, мы строим математическую модель. Она не может быть объективной, ведь многие явления, происходящие в реальности, мы не учитываем, например сопротивления воздуха при решении задачи о скорости падения камня, брошенного с заданной высоты. Математическая модель не может быть и достоверной, потому что все физические константы мы знаем недостоверно. Но математическая модель должна быть адекватной рассматриваемому явлению. Если она не адекватна, значит, мы либо неправильно применили знание законов физики, либо не учли существенные для данной задачи взаимодействия между телами.

Ценность информации зависит от того, какие задачи мы можем решить с ее помощью.

Актуальность – выражает степень соответствия информации текущему моменту времени. Информация может стареть. В информатике поддержание актуальности информации обеспечивается регулярностью обслуживания информационных связей, поставляющих данные, информационными методами потребителя информации. Актуальную информацию важно иметь при работе в изменившихся условиях.

Ясность. Если ценная и актуальная информация выражена непонятными словами, она может стать бесполезной. Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.

Доступность информации – как доступность данных, так и доступность информационных методов для их воспроизведения (Расширение возможности систем связи ведет к повышению доступности данных, шифрование данных ведет к противоположному результату).

Человек так устроен, что воспринимает информацию с помощью органов чувств. Свет, звук и тепло – это энергетические сигналы, а вкус и запах – это результат воздействия химических соединений, в основе которого тоже лежит энергетическая природа. Человек испытывает энергетические воздействия непрерывно и может никогда не встретиться с одной и той же их комбинацией дважды. Мы не найдем двух одинаковых зеленых листьев на одном дереве и не услышим двух абсолютно одинаковых звуков – это информация аналоговая. Если же разным цветам дать номера, а разным звукам – ноты, то аналоговую информацию можно превратить в цифровую.

Музыка, когда мы ее слышим, несет аналоговую информацию, но стоит только записать ее нотами, как она становится цифровой. Мы легко различим разницу в одной и той же ноте, если исполнить ее на фортепиано и на флейте, хотя на бумаге эти ноты выглядят одинаково.

Разница между аналоговой информацией и цифровой прежде всего в том, что аналоговая информация непрерывна, а цифровая – дискретна.


Информационные процессы.

Информация об окружающем мире необходима человеку так же, как воздух, вода, тепло. Представьте, что вы оказались в замкнутом пространстве без света и звука, с абсолютно гладкими поверхностями. Вы почувствуете себя очень неуютно. Отсутствие информации о времени, пространстве, окружающей действительности противоестественно для человека.

С самого раннего детства все мы вовлечены в процессы обмена информацией. Вопросы, ответы, просьбы и даже улыбки – все это передача информации. Мы получаем информацию. Когда читаем книги, газеты и журналы, слушаем радио или смотрим телевизор, слушаем учителя, родителей или товарищей.

Общение людей друг с другом дома и в школе, на работе и на улице – это передача информации: сведений и суждений, данных и сообщений. Любая совместная деятельность людей – работа, учеба и даже игра невозможна без обмена информацией. Передаваемая информация, обычно касается каких – то предметов или нас самих и связана с событиями, которые происходят в окружающем нас мире.

С возникновением письменности информация стала передаваться людьми не только устно или жестами. Умение читать и выражать свои мысли в письменной форме стало признаком грамотности людей. Выражение мыслей в письменной форме открыло возможность не только передавать сведения и сообщения, но и накапливать человеческие знания в форме рукописей и рукописных книг и тем самым передавать сокровища человеческой мысли от одного поколения к другому.

Изобретение печатных станков в XVв. открыло возможность издания книг и широкого распространения шедевров человеческой мысли. Массовое издание книг и учебников. Открытие публичных библиотек создали условия для достижения всеобщей грамотности и развития культуры.

Изобретение в XIX – начале XXв. телеграфа, телефона и радио открыло перед людьми возможность передачи информации на любые расстояния со скоростью света. А изобретение телевидения дало нам возможность следить за событиями в мире и смотреть у себя дома спектакли. Кинофильмы и учебные программы.





Похожие:

Информатика и информация в жизни общества цель: Дать понятие об информации, о ее роли в жизни общества. План урока iconТема Род и семья – исток нравственных отношений Цель
Цель: формирование представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека
Информатика и информация в жизни общества цель: Дать понятие об информации, о ее роли в жизни общества. План урока iconКлассный час (11 класс) на тему "Наши права" Цель: Обобщить знания учащихся об основных правах ребенка
Охватывает все сферы жизни и деятельности общества людей. На уроках обществознание вы более подробно знакомитесь с тем, какую важную...
Информатика и информация в жизни общества цель: Дать понятие об информации, о ее роли в жизни общества. План урока iconУрок обществознания в 6 классе по теме: «Семья ячейка общества» Цель: развивать представление детей о роли семьи для всей жизни человека
Дидактическая уяснение учащимися основополагающих моментов, без которых невозможно создание счастливой семьи
Информатика и информация в жизни общества цель: Дать понятие об информации, о ее роли в жизни общества. План урока iconСлово «информация» происходит от латинского слова informatio, что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление. Информация это любые сообщения, сведения, которые мы получаем.
Понятие информации. Виды и свойства информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации:...
Информатика и информация в жизни общества цель: Дать понятие об информации, о ее роли в жизни общества. План урока iconУрок Тема урока: Кодирование графической информации. Цель урока: дать учащимся понятие о графике и её кодировке. Ход урока. Оргмомент
Примером аналогового представления графической информации может служить живописное полотно, цвет которого изменяется непрерывно,...
Информатика и информация в жизни общества цель: Дать понятие об информации, о ее роли в жизни общества. План урока iconОбществознание Подготовка к гиа
Общество и человек. Взаимосвязь общества и природы. Сферы жизни общества. Типы обществ
Информатика и информация в жизни общества цель: Дать понятие об информации, о ее роли в жизни общества. План урока iconПедагогический совет «Психологическое здоровье ученика и учителя – основа их успешного взаимодействия»
Цель: приобщить педагога к здоровому образу жизни, объяснить роль здоровья в жизни и деятельности педагога и развитии общества
Информатика и информация в жизни общества цель: Дать понятие об информации, о ее роли в жизни общества. План урока icon1. Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации
Слово «информация» происходит от латинского слова informatio, что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление
Информатика и информация в жизни общества цель: Дать понятие об информации, о ее роли в жизни общества. План урока iconБилет 1 Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей. Ответ: Понятие информации
Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей
Информатика и информация в жизни общества цель: Дать понятие об информации, о ее роли в жизни общества. План урока iconВопросы к духовной сфере жизни общества относятся
А. к духовной сфере жизни общества относятся нравственность, литература и искусство
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы