«Обучение орфографии младших школьников» icon

«Обучение орфографии младших школьников»



Название«Обучение орфографии младших школьников»
Кюрджиева Н. А
Дата конвертации20.10.2012
Размер81.62 Kb.
ТипДокументы
источник


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 108»

Ленинского района города Саратова


Педагогическое чтение по теме:

«Обучение орфографии младших школьников».


Выполнила: учитель 2 квалификационной категории Кюрджиева Н. А.


- Саратов 2005 -


Язык как средство общения возник и существует прежде всего как звуковой язык, и владение его звуковым строем является обязательным условием общения в любой его форме. Письменная речь выражается в фиксации определённого содержания графическими знаками.

Обучение письму – составная часть всего содержания обучения родному языку в школе. Значение орфографической грамотности обычно рассматривается как часть общей языковой культуры человека. Вместе с тем орфография может рассматриваться и в речевом, и в функциональном аспектах как средство решения речевых задач. “Цель орфографии – служить удобным средством письменного общения, и поэтому её прямое назначение – точно и ясно передавать содержание речи, выражать те или иные мысли”.

Одной из актуальных проблем современной методики преподавания русского языка в начальной школе является поиск эффективных способов обучения орфографии. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык.

Как соединить науку о законах русской орфографии с детьми от шести до десяти лет так, чтобы это “соединение” было оптимальным не только для науки, но и для ребёнка? Орфография и ребёнок младшего школьного возраста, орфография и интерес малыша к изучению русского языка, орфография и качественные результаты обучения детей правилам правописания - сейчас эти вопросы актуальны как никогда ранее, свидетельство тому – появление довольно большого количества книг о русской орфографии и о методике её преподавания как в средней, так и в начальной школе. Ярким примером особенного внимания именно к орфографии являются и школьные учебники русского языка, и в первую очередь, в начальной школе.

Как показали наблюдения, недостаточная фонетическая подготовка первоклассников на начальном этапе обучения является одной из существенных причин графических и орфографических ошибок. В связи с этим в период обучения грамоте необходимо заложить хороший фонетический фундамент, от качества которого в значительной степени будет зависеть успешность обучения письму и последующего обучения орфографии.

Только после того, как у детей уже начал формироваться фонетический слух, когда накопился определенный опыт восприятия не только звучащего, но и написанного слова, когда сложилось отчетливое разграничение понятий «звук» и «буква» можно начинать формирование орфографической зоркости.

К концу периода обучения грамоте ученики должны:

- уметь достаточно свободно и быстро проводить полный звуковой анализ слов;

- легко выделять отдельные звуки и определять их характер (гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твердый – мягкий, звонкий – глухой; должны знать парные и непарные согласные звуки).

При знакомстве детей с этим учебным материалом учитель опирается на артикуляционно-акустическую характеристику звуков.

При этом важно для учащихся знать отличие гласных и согласных звуков, при котором учитывается:

  1. способ произношения (при произношении гласного звука воздух свободно проходит через полость рта; при произношении согласного звука воздух встречает преграду);

  2. характер звучания (гласный состоит только из голоса, при произношении согласного слышатся голос и шум или только шум);

  3. способность образовывать слог (гласный образует слог, согласный слога не составляет).

При характеристике согласных звуков важно их деление на звонкие (при произношении слышатся голос и шум) и глухие (при произношении слышится только шум), а также на твердые (не имеющие дополнительной артикуляции средней части спинки языка) и мягкие (имеющие дополнительную артикуляцию средней части спинки языка).

Поэтому артикуляционные упражнения необходимо включать уже в период обучения грамоте. Дети наблюдают за местом образования шума: звуки «могут жить» на губах ([б] – [п], [б’] –[п’]), между губами и зубами ([в] – [ф], [в’] –[ф’]), на кончике языка ([д] – [т], [д’] –[т’], [з] –[с], [з’] – [с’], [ж] – [ш]), у корня языка ([г] – [к], [г’] –[к’]). После таких упражнений остается сделать вывод, что согласные образуют пары, так как являются близкими соседями по месту образования.

Перечисленные положения являются основой фонетических знаний, которые необходимы учителю для ознакомления детей в период обучения грамоте со звуковой системой языка.

Формирование фонетических умений требует систематической работы, в основе которой должны быть следующие упражнения:

- Соотнесение слов и схемы с вниманием к месту ударения, к количеству и последовательности звуков, к разграничению твердых и мягких согласных и т.п. («Послушайте слово и найдите его схему. Какую схему под какой картинкой составите? »).


Арбуз


Вода


Медведь


- Выявление (на слух) фонетических признаков, которыми различаются слова: пел – спел, рот – крот, стол – стул, дом – том, нос – нёс, мел – мель, и др.; замок – замок, Поля – поля, страны – страны… («Послушайте пары слов и скажите, чем они отличаются?») и другие упражнения.

Приемы работы, которые можно использовать: слова жар, дом, зайка произнести сначала громко, а потом шепотом и, послушав первые звуки, сказать, изменились ли слова; объяснить почему это произошло.

Другие приемы. Положите руку на горло. Произнесите [ж] чувствуете дрожание? Это голос. Из чего состоит [ж]? (запись на доске: голос + шум). Теперь произнесите [ж] шепотом. Если говорим шепотом, голос не участвует. Проверьте, положите ладонь на горло. Вычтем голос из нашей суммы ((голос + шум) – голос = ). Что слышно, когда шепчем [ж]? Что остается от [ж], когда «вычли» голос? (Остается шум.) (Запись продолжается (голос + шум) – голос = шум.) Какой звук состоит только из шума? (Глухой согласный.) Какой согласный состоит из голоса и шума? (Звонкий согласный.) Чем же различаются звонкие и глухие согласные? (Наличием или отсутствием голоса.)

Приведём примеры упражнений и дидактических игр, которые учитель может использовать в работе над правописанием безударных гласных дополнительно к учебнику:

  1. Расставь ударение в словах, подчеркни безударные гласные (мосты, река, столы).

  2. Подбери к данным словам слова с безударной гласной. Сравни написание ударных и безударных гласных (Косы – к..са, норы – н..ра, страны – стр..на).

  3. Найди в тексте слова с безударными гласными и объясни их написание.

^ Первые снежинки.

Уже стали замерзать лужи. Закружились первые пушистые снежинки. Очень обрадовались малыши. Они готовят к зиме коньки, лыжи и санки.


  1. Найди в словах коза и коса орфограммы. Докажи, как её проверить.




  1. Подбери слова с безударной гласной о (а, е, и, я), которую можно проверить ударением (игра “Подбери слово” или “Кто больше подберёт слов”).




  1. Игра “Спрячь ь в середину слова”: день – деньки, пень – пеньки. Докажи, почему в словах деньки и пеньки написали безударную гласную е.




  1. Игра “Помоги Незнайке вставить пропущенную букву”: п..ля, м..ря,

с..ды. Объясни, почему выбрали такие буквы.

  1. Игра “Подбери букву”: Красивы русские л..са! Л..са пошла по пушистому снегу. Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?




  1. Игра “Забей гол”: на доске написаны слова с безударной гласной в два столбика для двух команд. У каждой команды набор мячей (круг с записанной в нём гласной). Выигрывает та команда, которая забьёт наибольшее количество голов.

Р..ка, в..да, п..тно, гр..бы, ш..ры.

(е, о, я, и, а)

П..рты, гр..да, стр..на, пл..та, гл..за.

(о, я, е, и, а)

  1. Подбери подходящие слова и вставь пропущенные буквы.


тр..п..тали




... трепещет


в..ч..реет




... вечерний


ст..р..жили




... сторожка


з..л..нели




зелень ...


л..п..тали




лепет ...


х..л..да




... ...


б..р..да




... ...

В качестве дидактического материала можно использовать загадки, пословицы, поговорки.

^ Безударный хитрый гласный:

слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

гласный ставь под ударенье,

чтоб развеять все сомненья!

Загадки используются те, в отгадках которых есть нужная нам орфограмма:

  • Меня пьют, меня льют. Вам нужна я. Кто я такая? (Вода)

  • Днём спит, ночью летает, прохожих пугает. (Сова)

  • Летом зеленеет, осенью желтеет. (Трава)

  • Принялась она за дело, завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (Пила)

Большое внимание в начальной школе уделяется правописанию парных по глухости - звонкости согласных. Учителю нужно знать, что на основе дифференциальных признаков в русской фонологической системе образуются коррелятивные пары фонем. Парными коррелятами называются такие фонемы, которые отличаются друг от друга только одним дифференциальным признаком. Признак глухости – звонкости является дифференциальным для 24 согласных фонем, которые образуют 12 коррелятивных пар. Остальные 13 согласных фонем не входят в соотносительные ряды по глухости – звонкости, поскольку в русском языке нет фонем, которые отличались бы от названных по признаку глухости – звонкости и совпадали бы по всем остальным признакам. Данные фонемы называются внепарными звонкими (<р> - <р’>, <л> - <л’>, <м> - <м’>, <н> - <н’>, j) или внепарными глухими (<х> - <х’>, ц, ч) согласными фонемами.

Запоминанию учащимися пар согласных способствует игра – путешествие по улице парных согласных:

- На улице в каждом домике живут парные согласные. Когда утром согласный звук просыпается, он открывает окошко. Узнайте, какой согласный еще спит и разбудите его.

В процессе выполнения следующего упражнения дети узнают, что замена согласного парным влечет за собой изменение смысла слова. Целесообразно при его выполнении использовать предметные картинки и звуковые схемы. Школьники, пользуясь предметными картинками, понимают, что слово, с одной стороны, обозначает что-либо, с другой – имеет звуковую и буквенную форму.

  1. ^ С глухим траву она срезает, со звонким листочки объедает (коса – коза).

б) С глухим согласным мы его читаем, со звонким в нем мы обитаем (том – дом).

Для закрепления и обобщения данной темы в учебнике используются следующие упражнения:

- Какой первый звук в слове? Сколько разных слов можно придумать, меняя звуки? Называй те, которыми различаются слова.

Формирование у школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.




Похожие:

«Обучение орфографии младших школьников» icon«О проведении районного конкурса для младших школьников «Люблю тебя, моя Россия»
С целью формирования патриотического сознания у младших школьников через привлечение внимания к истории и природе родной страны,...
«Обучение орфографии младших школьников» iconПринципы русской орфографии
Принципы орфографии — это закономерности, лежащие в основе орфографической системы. Каждый принцип орфографии объединяет группу правил,...
«Обучение орфографии младших школьников» iconМоу сош с. Лохово автореферат экологические проекты как средство формирования экологического сознания младших школьников
Ii. Опыт организации экологической проектной деятельности младших школьников
«Обучение орфографии младших школьников» iconОб итогах муниципального конкурса авторских уроков по развитию информационной компетентности у младших школьников На основании информационного письма ккидппо
Их уроков по развитию информационной компетентности у младших школьников, и в соответствии с планом работы управления образованием...
«Обучение орфографии младших школьников» iconПриказ №247 с. Завьялово об итогах олимпиады младших школьников личностно-ориентированного обучения По итогам муниципального этапа олимпиады младших школьников Школ личностно-ориентированного обучения и на основании протоколов жюри
Объявить благодарность и наградить грамотами, дипломами комитета по образованию Администрации Завьяловского района команды учащихся,...
«Обучение орфографии младших школьников» iconОбразовательный стандарт учебного предмета «трудовое обучение» (1-9 классы)
Формирование технологической грамотности младших школьников как основы технологической культуры
«Обучение орфографии младших школьников» iconКвалификационная работа Учебно-тренировочные задания для итогового повторения орфографии в рамках подготовки к итоговой аттестации по русскому языку
Формирование орфографических навыков играет важную роль в повышении общей грамотности у школьников. Данное методическое пособие нацелено...
«Обучение орфографии младших школьников» iconПриказ №99 «Об итогах проведения районной олимпиады младших школьников в 2012-2013 учебном году»
В соответствии с планом работы отдела образования администрации Тюльганского района и на основании приказа отдела образования №91...
«Обучение орфографии младших школьников» iconТема: Духовно-нравственное развитие в проектной деятельности младших школьников
«Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников как условие реализации ооп оу в рамках фгос»
«Обучение орфографии младших школьников» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Кузедеевская средняя общеобразовательная школа» Развитие устной речи младших школьников
Виды работ по развитию устной речи младших школьников Заключение
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы