Описание системы работы Инклюзивное образование Васильева Елена Геннадьевна icon

Описание системы работы Инклюзивное образование Васильева Елена Геннадьевна



НазваниеОписание системы работы Инклюзивное образование Васильева Елена Геннадьевна
Дата конвертации20.10.2012
Размер254.23 Kb.
ТипДокументы
источник


Описание системы работы


Инклюзивное образование


Васильева Елена Геннадьевна


Инклюзивное (включенное, интегрированное) образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах.

Ведущая идея опыта: доступность образования для всех и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование разрабатывает методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – это индивидуумы с различными потребностями в обучении, старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, то выиграют все дети (а не только дети с особыми потребностями).

^ Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

^ Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.

^ Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

Важно знать некоторые ключевые принципы инклюзивного образования именно для того чтобы не "импортировать" систему в другую культуру и сообщество, а реализовывать свои собственные идеи на основе общих принципов:

  • дети ходят в местный (находящийся рядом с домом) детский сад и школу;

  • адаптация системы к потребностям ребенка, а не наоборот;

  • методология разработана для поддержки в обучении детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с особыми потребностями, но и показатели всех детей);

  • для обеспечения детям доступа к обучению необходима соответствующая поддержка (например, система Брайля, субтитры и сурдоперевод);

  • все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и школьная среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и пр.) являются инклюзивными;

  • индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой учителей, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку;

  • инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом;

  • использование здоровьесберегающей технологии.

О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями говорится в Саламанской декларации. Также в ней содержатся принципы предложения и продвижения законодательных инициатив в сфере инклюзивного образования. Более того, это важный основополагающий международный документ по вопросам специального образования.

В частности, в документе сказано, что инклюзивно-ориентированные общеобразовательные школы – это «самый эффективный метод борьбы с дискриминацией в образовании, инструмент построения по-настоящему инклюзивного общества и предоставления образования для всех детей..»1

Также, подобные школы «...могут эффективно предоставлять образовательные услуги большинству детей, а также увеличить, в частности, эффективность затрат на образование в рамках всей системы..»2

Система инклюзивного образования является механизмом развития не только ребёнка с ограниченными возможностями, но и общества в целом.

Один из сторонников системы инклюзивного образования ^ В.И. Слободчиков говорит о том, что «с самой общей точки зрения, образование – это естественное, и, может быть, наиболее оптимальное место встречи личности и общества, место продуктивного и взаиморазвивающего разрешения бытийных противоречий между ними. … Прежде всего, образование не есть социальный тренинг и окультуривание «сырой», натуральной природы человека, не есть ее усовершенствование для целей социально-производственного потребления и использования на благо общества. Образование – это путь и форма становления целостного человека, обретение им образа человеческого в пространстве культуры и во времени истории. … Образование как целокупность множества форм обучения и формирования, социализации и взросления молодых людей может выступить одним из важнейших факторов социального прогресса и духовного обновления мира человека. … Так понятое образование действительно может вернуть себе свою историческую миссию: обеспечивать целостность общественной жизни различных групп населения, целостность духовно-душевной жизни личности, а главное – целостность и жизнеспособность различных общностей людей».3

^ Е.И. Холостова и Н.Д. Дементьева, также сторонники инклюзивного образования, отмечают, что «в теоретико-методологическом смысле каждое лицо имеет те или иные отклонения от среднестатистической нормы и за счет этого именно и является самостоятельной, отличной от других личностью. … каждый индивид имеет те или иные особые нужды, к которым общество должно приспосабливать свои внешние условия. … Вся социальная жизнь организуется как непрерывный процесс компромиссов в организации функционирования между личностью и социумом, индивидом, группой и обществом. При этом уважение прав личности предусматривает в то же время признание прав общности».4


В настоящее время в Российской Федерации система специального образования состоит из восьми видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, реализующих 15 учебных программ. Кроме того, с 1998 г. для детей, ранее выведенных из общеобразовательных учреждений по состоянию здоровья, используется новая форма обучения в школах «надомного» обучения.

По сведениям Минздрава и социального развития России в стране 4,5 процента или более 1,5 миллиона детей имеют отклонения в развитии. Из них 382,5 тыс. в 2003/2004 учебном году посещали дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида или специализированные группы ДОУ общего типа. 254327 детей обучались в 1956 специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. В специальных (коррекционных) классах при образовательных учреждениях общего типа обучались 26433 умственно отсталых ученика, 171966 учеников с задержкой психического развития, 5854 ученика с недостатками физического развития.5

За последнее десятилетие в системе специального образования произошли следующие изменения: при увеличении общего числа образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии наблюдается сокращение контингента учеников и одновременно происходит увеличение количества обучающихся в специальных (коррекционных) классах.

Инклюзия в образовании составляет актуальное направление российской социальной политики: и по количеству проблем, которые сходятся в теме интеграции, и по необходимости осуществить мероприятия по усилению механизмов интеграции людей в образование.

«Обеспечение права и комфортных условий на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, получения образования и участия в трудовой деятельности граждан, относящихся к категории «лиц с ограниченными возможностями здоровья», является неотъемлемой характеристикой развитого цивилизованного общества. Развитие современных информационных технологий, научно-технический прогресс и глобальное изменение видов профессиональной деятельности резко расширили возможности социальной интеграции различных категорий детей с отклонениями в развитии, поведении, ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями. Люди, ранее обреченные быть на иждивении у государства, становятся полноценными членами общества. Кардинальное решение проблем обеспечения нормального развития и образования указанной категории детей требует существенного изменения государственной политики по отношению к системе специального образования.

^ Необходимые меры

Создание реально действующей системы непрерывного образования детей с особенностями развития и инвалидностью. Для детей с задержкой психического развития, трудностями и пробелами в обучении наряду с сохранением сложившихся форм включения их в образовательный процесс (учреждения специального образования, классы коррекционно-развивающего обучения, индивидуальное и надомное обучение) обеспечить возможность обучения по индивидуальным программам как в общеобразовательных, так и в специализированных образовательных учреждениях. Для детей-инвалидов предусмотреть создание системы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии; интегрированного (инклюзивного) дошкольного и школьного образования, включая в качестве ее элементов, индивидуальное, надомное и дистантное обучение, а также начального профессионального образования, предполагающего создание базовых учреждений, в которых будут созданы все необходимые условия для получения детьми-инвалидами полноценного образования и их становления как конкурентоспособных профессионалов6

Существующие барьеры:

  • архитектурная недоступность школ;

  • дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми;

  • большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах;

  • родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки.

Законодательные ресурсы:

  • Конституция Российской Федерации;

  • Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф;

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1 с изменениями на 25.07.2002;

  • Конвенция ООН о правах ребенка;

  • Саламанкская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество, Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 года;

  • Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Право на образование есть у любого ребенка и гарантировано оно ему ст. 43 Конституцией Российской Федерацией, независимо от того является ли ребенок инвалидом или нет. Эта же статья устанавливает обязанность родителей дать своему ребенку образование. Закон РФ «Об образовании» закрепляет гарантированное Конституцией РФ право всех детей получать образование. Конвенция ООН о правах ребенка, ряд других международно-правовых актов, а также законодательство РФ закрепляют право ребенка-инвалида на получение образования и реабилитацию в условиях максимально возможной социальной интеграции.

Заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) «не обучаем» нарушает Закон РФ «Об образовании». Все дети не только имеют право, но и могут учиться. В настоящее время ПМПК запрещено ставить отметку «не обучаем», комиссии обязаны давать такие рекомендации, чтобы ребенок был «обучаем», т.е. указывать перечень реабилитационных и иных мероприятий, способствующий тому, чтобы ребенок мог нормально учиться и развиваться.
^

Результаты инклюзии:7


  • у учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса;

  • адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов;

  • мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны;

  • индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика;

  • появляются возможности для обобщения и передачи навыков;

  • педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков;

  • существуют процедуры оценки эффективности инклюзивного образования.



Приложение 1

Предисловие к Саламанкской декларации.8

Мы обращаемся ко всем правительствам и призываем их:

  • уделить с точки зрения политики и бюджетных ассигнований самый высокий приоритет совершенствованию их систем образования, что позволило бы им охватить всех детей, несмотря на индивидуальные различия или трудности,

  • принять в форме закона или политической декларации принцип инклюзивного образования, заключающийся в том, что все дети поступают в обычные школы, если только не имеется серьезных причин, заставляющих поступать иначе,

  • разрабатывать демонстрационные проекты и поощрять обмены со странами, имеющими опыт в области инклюзивных школ,

  • создать механизмы на основе децентрализации и широкого участия в области планирования, мониторинга и оценки предоставляемого образования для детей и взрослых с особыми образовательными потребностями,

  • поощрять и облегчать участие родителей, общим и организаций лиц с физическими и умственными недостатками в процессах планирования и принятия решений, касающихся удовлетворения специальных образовательных потребностей,

  • прилагать больше усилий к разработке стратегий, касающихся заблаговременного выявления таких потребностей и принятия конкретных мер, а также профессиональных аспектов инклюзивного образования,

  • обеспечить, чтобы на основе систематического обмена в рамках программ подготовки учителей, как дослужебной подготовки, так и подготовки без отрыва от работы, предусматривалось обеспечение образования лиц с особыми потребностями в инклюзивных школах.



Приложение 2

Здоровьесберегающая технология


«Здоровье следует понимать как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов".

Всемирная организация здравоохранения


В настоящее время ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой, так как осложняет процесс обучения, снижает качество знаний, замедляет психическое и физическое развитие детей, вызывает отклонения в их социальном поведении. Именно поэтому проблеме сохранения и укрепления здоровья детей уделяется большое внимание на всех уровнях жизнедеятельности учебного заведения.
Главная задача здоровьесберегающей деятельности формирование у детей мотивации и потребности в здоровом образе жизни.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.

Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные

факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

  1. стрессовая педагогическая тактика;

  2. несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

  3. несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

  4. недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

  5. провалы в существующей системе физического воспитания;

  6. интенсификация учебного процесса;

  7. функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

  8. частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

  9. отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.


^ Что делает урок здоровьесберегающим?

Состояние благополучия (в современном представлении – качество жизни) определяется реализацией базовых потребностей человека. Поэтому основным критерием здоровьесберегающей направленности урока может служить соответствие урока базовым потребностям и психофизиологическим возможностям ребенка.

Для определения базовых потребностей учащихся целесообразно опираться на известную модель – иерархическую пирамиду потребностей (А. Маслоу, 1999). Анализ возможностей реализации базовых потребностей ребенка в образовательном учреждении позволяет дифференцировать школьные факторы риска и определить компоненты здоровьесберегающей педагогической деятельности.

Физиологические потребности (в пище, отдыхе, движении, свежем воздухе и т.п.) являются основой жизнедеятельности; их неудовлетворение создает сильный физический дискомфорт и практически разрушает успешную учебную деятельность. Не случайно именно физиолого-гигиеническая составляющая школьных факторов риска (перегрузка; статическая поза, ведущая к гиподинамии; состояние учебного помещения и т.п.) чаще всего обсуждается и медицинскими работниками, и педагогами, и родителями.

После удовлетворения физиологических потребностей на следующей ступени находится потребность в психологической и физической безопасности, недостаточное удовлетворение которой создает эмоциональный стресс. Стрессовая педагогическая тактика (несоответствие между школьными требованиями и психофизиологическими возможностями учеников, авторитарный характер взаимоотношений, «традиционная» система оценивания и т.п.) находится на первом месте среди школьных факторов риска и, как следствие, формирует у учащихся дидактогенные неврозы.

Кроме того, авторитарный стиль воспитания создает у детей представление о самих себе как об объектах возможных манипуляций, агрессии, лишает возможности освоения конструктивных форм преодоления жизненных ситуаций и мешает формированию устойчивой позитивной самооценки, самоуважения. При этом фактически задаются факторы риска для всех видов отклоняющегося поведения, включая аддиктивное.

Рассмотренные выше потребности относятся к гомеостатическим: недостаточное их удовлетворение создает дискомфорт, который исчезает в случае удовлетворения. Однако, качество жизни человека в наибольшей степени определяется следующими по иерархии высшими, «человеческими» потребностями. Согласно концепции А. Маслоу, это «потребности роста». В процессе жизни человека они могут вообще не актуализироваться; однако, их удовлетворение сопровождается сильными положительными эмоциями, которые побуждают вновь и вновь переживать этот опыт и стимулируют личностный рост.

Современный подход определяет усиление личностной ориентированности целей образования. Цели усвоения учащимся предметно-дисциплинарных ЗУН и морально-нравственных норм сменяются необходимостью создания условий для развития его личности: формирования внутренней учебной мотивации, устойчивой позитивной самооценки, освоения способов деятельности и умения принимать ответственные решения. Становление этих личностных качеств обеспечивает реализацию потребности в самоактуализации.

Создание в школе условий для реализации потребности учащихся в общении (принадлежности к группе, привязанности), а также в уважении (признании, одобрении) возможно в диалогическом взаимодействии как между учителем и учащимися, так и между учащимися.

Итак, из вышкперечисленных потребностей можно определить компоненты здоровьесберегающей направленности:

  • личностная ориентированность;

  • психологическая и физическая безопасность;

  • гигиеническая обоснованность и профилактическая направленность;

  • направленность на формирование здорового образа жизни.

Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности:

  • методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.);

  • активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.);

  • методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.

Основные показатели здоровьесберегающего потенциала урока

  • гигиенические условия в классе (кабинете);

  • средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости).

  • чередование видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др.)

Норма - не менее трех за урок. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут;

  • использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;

  • умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов (для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т. е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач);

  • физкультминутки и физкультпаузы;

  • включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;

  • наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке;

  • благоприятный психологический климат на уроке;

  • преобладающее выражение лица учителя (урок неполноценен, если на уроке не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т.д.);

  • момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности;

  • темп и особенности окончания урока (желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками);

  • состояние и вид учеников, выходящих с урока (интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока; стоит обратить внимание и на состояние учителя).

^ Схема анализа здоровьесберегающего потенциала школьного урока (Приложение 1) позволяет комплексно оценить гуманистическую направленность целей и технологий урока, соответствие его гигиеническим и экологическим требованиям, наличие в уроке моментов, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Каждый компонент анализа (их всего 12 и они отмечены в схеме анализа звездочками) оценивается по шкале: 0 баллов (полностью отсутствует); 0,5 балла (недостаточно проявляется); 1 балл (ярко выражен). Более мелким шрифтом под наименованием компонента анализа указаны виды деятельности, по которым можно судить о степени проявления его в уроке. Эти виды деятельности являются вариантами проявления компонента анализа и могут быть заменены собственными вариантами. Суммирование бальных оценок отдельных компонентов позволяет дать бальную оценку здоровьесберегающей направленности всего урока (максимально – 12 баллов).


^ Предупреждение близорукости

В детском возрасте капсула глаза (склера и роговица) эластична и легко растяжима. Если ребенок мало бывает на свежем воздухе, подолгу сидит у телевизора, играет в мелкие и неяркие игрушки, неправильно питается, часто болеет, то склера под влиянием зрительной нагрузки растягивается, вызывая дефект глаза. Обнаружив у школьника хотя бы малую степень близорукости, необходимо максимально ограничить его зрительную работу (чтение, кино, телевизор), увеличить длительность прогулок, игры на улице, заняться закаливанием. Полезны такому ребенку и занятия спортом.
Соблюдение гигиенических условий работы — очень важный фактор в школьном возрасте. Условия зрительной работы должны исключать возможность быстрого утомления глаз и необходимость чрезмерного приближения их к игрушкам, книге или тетради. Это прежде всего правильное и достаточное освещение рабочего и игрового места ребенка.

Книга или тетрадь должны отстоять от глаз не менее чем на 30 — 35 см- это примерно длина руки от локтя до кончиков пальцев. Такое расстояние не требует сильного напряжения зрения и позволяет сидеть не наклоняясь.
Плохое освещение, нарушение осанки вызывают утомление мышц шеи и спины, которые поддерживают голову. К тому же приводит и неправильная посадка за столом. При правильной позе вся ступня должна стоять на полу, а бедро почти полностью находиться на стуле. Угол между туловищем и бедром, а также между бедром и голенью должен быть прямой. Спина поддерживается спинкой стула, при этом тяжесть головы, находящейся почти в прямом положении, приходится в основном на позвоночник.
Дома место для занятий должно быть светлое, у окна. В вечернее время нужно пользоваться настольной лампой 60 Вт с непрозрачным колпаком. Ставить ее следует так, чтобы свет падал с левой стороны только на рабочую поверхность, а глаза оставались в тени. Свет всегда должен быть мягким, равномерно освещать место занятий.
Не рекомендуется читать и играть лежа, особенно на боку, так как в этом положении нарушается правильная освещенность, а при лежании на боку, кроме того, глаза располагаются на разном расстоянии от рассматриваемого предмета, что приводит к зрительной утомляемости и головной боли.
Высота стола и стульев должна соответствовать росту ребенка. При необходимости надо на стул подложить твердый предмет нужной высоты, а под ноги поставить скамеечку. Передний край стула на 3 — 5 см задвигается под стол. Книгу во время чтения лучше держать на столе в наклонном положении, для чего существуют специальные подставки. Можно просто подложить под верхний край книги какой-либо предмет.
Домашние занятия учащихся 1— 2-х классов должны продолжаться не более 1,5 — 2 ч, учащихся 3 — 4-х классов — 2 ч, старших школьников — не более 3 — 4 ч. При этом через каждые 30 — 40 мин занятий делается 10-минутный перерыв.


Упражнения для тренировки наружных мышц глаз
1. Сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно. 8 — 12 раз (голова неподвижна) .
2. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8 — 10 раз.
3. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. 4 — 6 раз.
4. Частые моргания в течение 15— 30 с.

Тренировка внутренних, цилиарных, мышц глаза производится по методу, называемому «метка на стекле» (Э. С. Аветисов).

^ Упражнения «метка на стекле»
Занимающийся в очках становится на расстоянии 30 — 35 см от оконного стекла, на котором на уровне его глаз крепится круглая метка диаметром 3— 5 мм.
Вдали от линии взора, проходящей через эту метку, намечается какой-либо предмет для фиксации. Надо поочередно переводить взгляд то на метку на стекле, то на предмет. Упражнение выполнять 2 раза в день в течение 25 — 30 дней. Если за это время не наступит стойкой нормализации аккомодационной способности, то упражнение выполнять систематически с перерывом 10 — 15 дней.
Первые два дня продолжительность занятия 3 мин, последующие два дня— 5 мин, а в остальные дни — 7 мин.


Прогнозируемые результаты использования здоровьесберегающей технологии:

  • формирование у детей высокой (адекватной) самооценки;

  • повышение мотивации к учению;

  • повышение качества знаний;

  • улучшение психического развития учащихся;

  • предупреждение близорукости;

  • приведение объема двигательной активности школьников в соответствии с санитарно-гигиеническими правилами и нормами;

  • стабилизации показателей физического здоровья учащихся;

  • сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;

  • активизация интереса учащихся к здоровому образу жизни (здоровому питанию, занятиям физической культурой и спортом и др.)

  • рост числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях;

  • содействие родителей в формировании здорового образа жизни ребёнка;

  • творческий рост учителя вместе с достижением положительных результатов.



Приложение 1.

Анализ здоровьесберегающего потенциала школьного урока

  1. Опишите, когда и где происходил урок:

Школа______ класс _____ дата ________ предмет ___________ какой это урок по счету ____

Ф.И.О. учителя __________________________________________________________________

Тема ___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

  1. Кратко изложите ход урока (рекомендуется приложить к анализу план или конспект урока) ______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________­­­­­­­­

____________________________________________________________________

3. Оцените здоровьесберегающую направленность целей урока:

*А) направленность на развитие личности учащегося _____

обеспечивать приобретение знаний о себе, о своем месте в мире, своих отношениях с миром;

создавать условия для понимания смысла собственной деятельности на уроке;

способствовать приобретению умений принятия решений, выбора поведения;

помогать развитию рефлексии собственной деятельности и ее результата;

другое______________________________________________________________________

*Б) направленность на формирование здоровья и здорового образа жизни____

обеспечивать понимание сущности здоровья и здорового образа жизни;

способствовать формированию отношения к человеку и его здоровью как к ценности;

содействовать развитию потребности в здоровом образе жизни;

помогать вырабатывать индивидуальный способ здорового образа жизни;

другое____________________________________________________________________

4. Оцените наличие в организации деятельности учащихся на уроке:

*А) свободного выбора____

содержания;

действия;

способа действия;

способа взаимодействия; творческая работа;

другое ________________


*Б) самодеятельности и совместной деятельности __

ученик в роли учителя; кооперативное обучение; имитационное моделирование; дискуссия; исследование; другое_______________________

*В) оценочной самостоятельности ___

взаимопроверка;

участие в оценивании ответа другого;

оценивание собственного ответа;

другое_______________________

*5. Оцените активацию учителем познавательного и социального интереса учащихся к содержанию урока: _______

организация поисковой мыслительной активности;

формирование собственного мнения; использование занимательного материала;

опора на личный опыт учащихся;

формирование эмоционального отношения к содержанию;

нахождение практического применения содержания;

другое __________________________________

____________________________________________________________________________

*Здесь и далее все отмеченные звездочкой пункты оцениваются по шкале от 0 до 1.

Шкала оценки:

0 – отсутствует на уроке;

0,5 – недостаточно четкое проявление;

1 – ярко выраженная реализация положения.

Подчеркните или впишите положения, имеющиеся на уроке, и оцените пункт в баллах в целом. При этом краткие описания положения, помещенные под звездочкой, можно использовать как основу для его оценивания.

6. Оцените психологическую безопасность взаимоотношений (наличие эмоционального комфорта):

*А) между учителем и учениками_____

диалогическое взаимодействие;

оказание помощи, поддержка;

соответствие возрасту;

индивидуально-дифференцированный подход;

безопасное оценивание;

другое____________________________


*Б) между учениками _____

активность в общении;

дружелюбие; сотрудничество;

взаимопомощь, поддержка;

заинтересованность в общем результате;

другое___________________________

7. Оцените соответствие условий гигиеническим и экологическим нормативам:

*А) учебной деятельности _____

нормирование учебной нагрузки, в т.ч. домашнего задания;

учет динамики работоспособности;

обоснованное применение

средств обучения, в т.ч. ТСО и ИКТ;

другое__________________________

*Б) учебного помещения___

освещенность;

школьная мебель;

воздушно-тепловой режим;

эстетический комфорт;

другое_________________


*В) учебного режима_______

место урока в учебном дне;

в учебной неделе;

в учебной четверти;

в учебном году;

другое_________________


*8. Оцените наличие приемов психологической и физической разгрузки: ____

физкультминутки;

динамические паузы;

минутки релаксации;

дыхательная гимнастика;

гимнастика для глаз;

массаж активных точек;

создание положительного эмоционального настроя;

другое_________________________________________________________________________.


9. Предложите учащимся оценить свое состояние после урока:


ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: «Выберите из каждой пары состояний то, которое наиболее соответствует Вашему состоянию после урока».


весело – грустно (чувствую вдохновение – чувствую подавленность)

интересно – не интересно

не волнуюсь – волнуюсь ( уверен в себе – не уверен в себе)

устал – не устал

старался – не старался (пассивен – активен)

доволен собой – не доволен собой (успешен –неуспешен)

не раздражаюсь – раздражаюсь (терплю – не хватает терпения)


10. Рассчитайте здоровьесберегающий потенциал урока по сумме набранных баллов (максимально можно получить 12 баллов): ___________________________________

Опишите, как необходимо изменить урок, чтобы увеличить его здоровьесберегающий потенциал: _______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-+*

++++++++++++++++++++++++++++++++010,+-

Приложение 2

Здоровьесберегающий потенциал школьного урока

^ Базовые

потребности

учащегося

Школьные

факторы риска

Здоровьесберегающая

деятельность педагога


Самоактуализация

( уважение к себе,

самоосуществление)


Ценности и цели «знаниевой» педагогики – обеспечить адаптацию к требованиям общества за счет:

 освоения учащимися предметно-дисциплинарных знаний, умений и навыков (результат обучения);

 освоения учащимися морально-нравственных норм (результат воспитания)

Ценности и цели личностно-ориентиро-ванной педагогики – создать условия для развития личности ребенка за счет:

 обеспечения личностного смысла образования (ориентация на потребности и интересы учащихся);

 деятельностного подхода к обучению (освоение способов деятельности);

 развития самостоятельности мышления (умения принимать собственные решения)



Уважение

(одобрение, благодарность, признание)




Общения

(привязанность, причастность к группе)


 репродуктивно-иллюстративный подход к обучению;


 монологический характер обучения

 кооперативное обучение (создание ситуаций обучающего взаимодействия учащихся);

 создание субъектных ситуаций деятельности учащихся (самодеятельности);

 диалогическое взаимодействие педагога и учащегося;



Безопасность

(физическая и психологическая)

 неадекватные возможностям учащихся методы обучения и уровень требований


 произвольное оценивание через отметку и словесную характеристику


 соревновательный характер обучения


 соответствие обучения возрастным особенностям учащихся

 индивидуально-дифференцированный подход к обучению

 безопасное оценивание (эффективная обратная связь)

 создание условий для оценочной самостоятельности учащихся

 доброжелательное, поддерживающее отношение учителя к учащимся

 организация отношений поддержки, сотрудничества, взаимопомощи между учащимися

Физиологические

(пища, отдых, движение, кислород)


 перегрузка


 гиподинамия


 неудовлетворительное состояние школьной среды

 соблюдение требований к объему учебной нагрузки (в т.ч. дом.заданий)

 рациональное чередование учебной нагрузки (учебный режим)

 обоснованное применение средств обучения, в т.ч. ТСО и ИКТ

 использование приемов психологической разгрузки, разгрузки органа зрения, динамических нагрузок

 соблюдение требований к состоянию учебных помещений (мебель, освещенность, воздушно-тепловой режим)




1 Саламанкская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество, Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 года //   http://www.un.org/russian/documen/declarat/salamanka.pdf

3 Слободчиков В.И. Проблема научного обеспечения инновационной деятельности в образовании (Концептуальные основания): Научное издание. – Киров: КОГУП «Кировская областная типография», 2003. С.14-16.

4 Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005. С. 49.

5 По материалам международной конференции "Инклюзивное образование: перспективы развития в России" 23-25 июня 2006 года. Голицыно, Москва

6 Заседание Государственного совета «О развитии образования в Российской Федерации» 24 марта 2006 года. В. В. Путин.Доклад «Инновационное развитие образования – основа повышения конкурентоспособности России».





7 По материалам международной конференции
«Развитие инклюзивных школ в России»,
Москва, 19-20 ноября 2005:
Д-р Джеймс Леско, ведущий специалист службы раннего образования для детей с особыми потребностями и без них (Делавэр, США), из доклада «Инклюзивные школьные сообщества: стратегии достижения успеха


8 Саламанкская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество, Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 года //   http://www.un.org/russian/documen/declarat/salamanka.pdf






Похожие:

Описание системы работы Инклюзивное образование Васильева Елена Геннадьевна iconПрограмма «Формирование нравственности у детей с нарушением слуха и здоровья»
Васильева Людмила Ивановна, Виноградова Лариса Аркадьевна, Быстрова Тамара Петровна, Король Ольга Кимовна, Анцыгина Галина Геннадьевна,...
Описание системы работы Инклюзивное образование Васильева Елена Геннадьевна iconВасильева Елена Ивановна с 10 июня 2005 года работала сельским библиотекарем села Чертановка, библиотекарь моу сош с. Чертановка с 1 апреля 2008 года. Имеет средне специальное образование, в 1991году закон
Елена Ивановна с 10 июня 2005 года работала сельским библиотекарем села Чертановка, библиотекарь моу сош с. Чертановка с 1 апреля...
Описание системы работы Инклюзивное образование Васильева Елена Геннадьевна iconУрок по немецкому языку «Lieb die Tiere!» 3 класс. Учитель: Васильева Юлия Геннадьевна. Цели
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем с вами читать, говорить и играть
Описание системы работы Инклюзивное образование Васильева Елена Геннадьевна icon«Методы работы со слабослышащими детьми на уроке английского языка в общеобразовательной школе»
Васильева Елена Александровна, мбоу «Основная общеобразовательная школа», учитель английского языка, Г. Мариинский Посад Чувашская...
Описание системы работы Инклюзивное образование Васильева Елена Геннадьевна iconКак появились натуральные ткани Учебное пособие
Автор: учитель ручного труда и изо шушенской начальной общеобразовательной школы Демидович Елена Геннадьевна
Описание системы работы Инклюзивное образование Васильева Елена Геннадьевна iconРерих Елена Геннадьевна Выпуск 2004 года 11 в класс
В 2007 году устроилась на работу тд «аникс», где и работаю в настоящее время в контрольно-обучающем отделе
Описание системы работы Инклюзивное образование Васильева Елена Геннадьевна iconОписание воспитательной системы лицея
Наличие в образовательном учреждении условий для внеурочной работы с обучающимися. Принципы и концепция осуществления воспитательной...
Описание системы работы Инклюзивное образование Васильева Елена Геннадьевна icon«Муромский промышленно-гуманитарный техникум» (гбоу спо во «мпгт»)
Герасимова Елена Геннадьевна, преподаватель немецкого языка Муромского промышленно-гуманитарного техникума
Описание системы работы Инклюзивное образование Васильева Елена Геннадьевна iconЗдоровьесберегающие технологии на уроках гуманитарного цикла
Пискарева Елена Геннадьевна, почетный работник нпо, преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории гбоу...
Описание системы работы Инклюзивное образование Васильева Елена Геннадьевна iconВсе учителя имеют высшее педагогическое образование
Максимова Елена Сергеевна – руководитель мо, Дрюпина Ольга Галлиуловна), первой квалификационной категории – 1 (Синицына Елизавета...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы