Урок русской литературы в 11 классе Учитель короева с. А. Тема урока : Лирика Анны Ахматовой Тема Родины и гражданского мужества icon

Урок русской литературы в 11 классе Учитель короева с. А. Тема урока : Лирика Анны Ахматовой Тема Родины и гражданского мужества



НазваниеУрок русской литературы в 11 классе Учитель короева с. А. Тема урока : Лирика Анны Ахматовой Тема Родины и гражданского мужества
Дата конвертации21.10.2012
Размер39.54 Kb.
ТипУрок
источник


Урок русской литературы в 11 классе


Учитель КОРОЕВА С.А.


Тема урока: Лирика Анны Ахматовой

Тема Родины и гражданского мужества

Цель урока: 1. Прикоснуться к миру поэзии Анна Ахматовой

2. Понять. Почувствовать, пережить то, что составляет

содержание ее стихотворных произведений.

3. Узнать о ее жизни, как в трудные минуты она сумела сохранить

гражданское мужество, глубокий патриотизм.

4. Привить любовь к поэзии.


I. Ход урока: Вступительное слово учителя.


Творческий и жизненный путь Анны Ахматовой был непростым. Анна Ахматова сумела пережить все: горе и обиды, войны и революции, гибель мужа, арест сына в годы репрессии, гонения и находки, боль непонимания, запрет печататься.

Но Ахматова сумела сохранить стойкость духа и надежу, веру и любовь. Ее не сломили суровые испытания. В этом мы сегодня убедимся.

Но давайте пойдем по порядку. Давайте вспомним, о чем говорили мы в предыдущих уроках.

II замечательным достижением Ахматовой стал ее третий сборник стихотворений «белая стая». В нем она вышла за пределы личных переживаний, в ее лирику вошли темы современной жизни.

В книге «белая стая» личные переживания тесно связаны с событиями войны, приближающейся революции, а также пишет и о Родине. Послушайте Маша Дьячковскую «Молитва» (Сообщение Дьячковской Маши)

Стихотворение написано в 1915 г.) Это стихотворение оказалось пророческим, казалось Ахматова уже тогда знала свою жизнь свою судьбу.

  1. ^ Анна Ахматова и эмиграция.

Учитель: Ахматова очень любила свою родину. Но она не приняла что Октябрьскую революцию, и вместе с тем она не уехала в эмиграцию, разделив со своей Родиной ее судьбу. Для нее не было выбора –уехать из России или остаться. Ахматова не мыслила себя в отрыве от Родины, эмиграция казалась ей предательством.

Главное, что отделило Ахматову от эмигрантов, это чувство патриотизма, Она не понимала истинного смысла революции. Осуждала гражданскую войну.

«Мне голос был. Он звал утешно.» Читает Анна Ахматова.

Просмотр слайда. Тема 5.

Анализ стихотворения.

  1. Какова тема стихотворения?

  2. Какой предстает Россия в этом стихотворении?

  3. Почему лирический герой не принимает предложенные искушающего голоса?

  4. Что означает остаться в России?
^

Сообщение Васильевой Маши



IV. В начале 21-х годов творчество Ахматовой достигает одной из своих художественных вершин. Но в 1924 году происходит крутой перелом в биографии Ахматовой. В связи с чтением стихов, посвященных памяти Гумилева «Новогодней баллады», ее произведения перестали печатать. Запрет

Действовал в течение 15 лет, до 1939 года. Но Ахматова продолжает писать. В эти годы она обращается к творчеству А.С. Пушкина.

30-е годы – это было время, когда пройдя через боль и утраты, ею был написан «Реквием». Поэма «Реквием» стала настоящим памятником национальной трагедии, в которой Ахматова рассказывает не только о своем горе и боли, но и помогает услышать голос времени, увидеть страдания и беду всего русского народа.

Волна репрессий черным крылом задела семью Ахматовой – единственный сын оказался в тюрьме. Начались массовые репрессии. Работала Ахматова над поэмой пять лет с перерывами, создавалась поэма в нечеловеческих условиях. Широкому читателю этот текст стал известен только 1987 году.

V. Вершиной гражданской поэзии Ахматовой можно считать лирику Великой Отечественной войны.

Отечественная война застала ее в Ленинграде и заставила уехать в Москву. А затем эвакуироваться в Ташкент, где жила она до 1944 г.

Просмотр слайда 16. Поэма «Реквием» (Ленинград в годы ВОВ)

  1. «Мужество»,

  2. Анализ стихотворения

А) Когда было написано это стихотворение ?

Б) К чему призывает поэт своих соотечественников?

В) Почему стихотворение имеет такое название «Мужество»?

Е) Почему придается такое великое значение слову, родному языку?

^ Сообщение Давыдовой Дуни.

VI В августе 1946 года Анна Ахматова была на вечере памяти Блока в Ленинграде. Когда она появилась на сцене, зал стоя, с восторгом приветствовал ее, А через несколько дней в Смольном выступил с докладом Андрей Александрович Жданов и вышло Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград».

«Анна Ахматова является одним из представителей безыдейного реакционного болота. До убожества ограничен диапазон ее поэзии, -поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной… Не то монахиня, не то блудница.. Какое она имеет отношение к нам советским людям?»

^ Сообщение Дмитриевой Алены.

И именно по этому докладу Жданова Михаила Зощенко и Анну Ахматову в 1946 года исключили из Союза писателей. И старые и молодые на производстве. В ВУЗ-ах, в школах изучали этот доклад. И на политзанятиях, семинарах, экзаменах все клеймили, осуждали Анну Ахматову, Михаила Зощенко. Они были лишены хлебных карточек, их лишили заработка, перестали печатать.


Учитель: В это многим тогда не верилось – казалось, что Великая Победа должна была освободить людей от страха, что мрачные времена ежовизины и повальных репрессий прошли.

В 1949 году вновь арестован ее сын Лев Гумилев. Льва Николаевича приговорили к 10-ти годам заключения в лагере строго режима. Только после смерти Сталина в 1953 года Ахматова принялась хлопотать за сына- его освободят в числе самых последних. Это были самые страшные годы для Анна Ахматовой. Она вынуждена была зарабатывать на жизнь переводами. При этом Анна Ахматова была великим мастером художественного перевода. Переводила из индийской, китайской, западноевропейской поэзии.

Наиболее значительное произведение Ахматовой «Поэма без героя» на которой автор работал 22 года. Закончил поэму в 1962 г.. В 1964 г. выходит сборник «Бег времени».

Сообщение Федоровой Иры.

Просмотр слайда 19. «Здесь все меня переживает»

Учитель: Ахматова скончалась 5 марта 1966 г в Москве после четвертого инфаркта. Похоронена в Комарове под Петербургом.




Похожие:

Урок русской литературы в 11 классе Учитель короева с. А. Тема урока : Лирика Анны Ахматовой Тема Родины и гражданского мужества iconУрок : литература Класс: 11 Тема урока : Тема Родины в творчестве Анны Ахматовой
Конспект урока учителя русского языка и литературы моу «сош №29 г. Чебоксары» Кирзенковой Юлии Алексеевны
Урок русской литературы в 11 классе Учитель короева с. А. Тема урока : Лирика Анны Ахматовой Тема Родины и гражданского мужества iconРазработка урока по раннему творчеству А. А. Ахматовой. Тема
Тема: Раннее творчество А. А. Ахматовой. Психологическая глубина и яркость любовной лирики
Урок русской литературы в 11 классе Учитель короева с. А. Тема урока : Лирика Анны Ахматовой Тема Родины и гражданского мужества iconУрок литературы в 9-ом классе. Тема урока: тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова Учитель русского языка и литературы моу сош №1 Вакалова С. А. Цель
Научить учащихся группировать поэтические произведения по темам, умению видеть единство содержания и формы, связь темы и идеи произведения...
Урок русской литературы в 11 классе Учитель короева с. А. Тема урока : Лирика Анны Ахматовой Тема Родины и гражданского мужества iconЛирика Анны Ахматовой. Заполните таблицу, по возможности используя цитаты из текста

Урок русской литературы в 11 классе Учитель короева с. А. Тема урока : Лирика Анны Ахматовой Тема Родины и гражданского мужества iconУрока Вид урока Тема урока Р/р Теория литературы
Национальное своеобразие средневековой русской литературы. «Повесть временных лет»
Урок русской литературы в 11 классе Учитель короева с. А. Тема урока : Лирика Анны Ахматовой Тема Родины и гражданского мужества iconКнига женской души. Анне Андреевне Ахматовой посвящается… (Открытый урок по литературе в 11 классе)
На доске – портрет А. Ахматовой, выполненный родителями ученика, эпиграф, на стенде фотографии Н. Глена, Л. Горнунга. П. Лукницкого...
Урок русской литературы в 11 классе Учитель короева с. А. Тема урока : Лирика Анны Ахматовой Тема Родины и гражданского мужества iconТематическое планирование уроков литературы в 8 классе (68 часов) На 2009-2010 гг. Учитель Ивашева И. И. № ур дата Тема урока Примечание

Урок русской литературы в 11 классе Учитель короева с. А. Тема урока : Лирика Анны Ахматовой Тема Родины и гражданского мужества iconУрок окружающего мира в 3 классе с использованием технологии проблемно- диалогического обучения. Тип урока: комбинированный урок изучения нового Тема урока: «Боги древних славян»
Алексеева Лариса Валерьевна, учитель начальных классов моу «сош№2» г. Красноармейска
Урок русской литературы в 11 классе Учитель короева с. А. Тема урока : Лирика Анны Ахматовой Тема Родины и гражданского мужества iconТематическое планирование уроков литературы в 11 классе(136 часов) На 2009-2010 уч г. Учитель Ивашева И. И. № ур Дата Тема урока Примечания

Урок русской литературы в 11 классе Учитель короева с. А. Тема урока : Лирика Анны Ахматовой Тема Родины и гражданского мужества iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе(136 часов) на 2009-2010 уч год Учитель Ивашева И. И. № п п Дата Тема урока

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы