И. А. Тарасевич тарасевич И. А., ассистент кафедры конституционного и муниципального права Института государства и права Тюменского государственного университета. В соответствии с Федеральным закон icon

И. А. Тарасевич тарасевич И. А., ассистент кафедры конституционного и муниципального права Института государства и права Тюменского государственного университета. В соответствии с Федеральным закон



НазваниеИ. А. Тарасевич тарасевич И. А., ассистент кафедры конституционного и муниципального права Института государства и права Тюменского государственного университета. В соответствии с Федеральным закон
>И.А. ТАРАСЕВИЧ Тарасевич И.А., ассистент кафедры конституционно
Дата конвертации21.10.2012
Размер89.51 Kb.
ТипЗакон
источник

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


И.А. ТАРАСЕВИЧ


Тарасевич И.А., ассистент кафедры конституционного и муниципального права Института государства и права Тюменского государственного университета.

В соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изменениями от 26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г.) <22> религиозные организации наделены определенными правами. Не будем перечислять все отраженные в данном федеральном законе права, назовем лишь некоторые:

--------------------------------

<22> Собрание законодательства РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.


основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества) (ч. 1 ст. 16);

беспрепятственно проводить богослужения, другие религиозные обряды и церемонии в культовых зданиях и сооружениях, иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей (ч. 2 ст. 16);

безвозмездно получать в собственность для использования в функциональных целях культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иное имущество религиозного назначения, находящееся в государственной или муниципальной собственности (ч. 3 ст. 21);

создавать духовные образовательные учреждения для подготовки служителей и религиозного персонала (ч. 1 ст. 19);

создавать образовательные учреждения и по просьбе родителей, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления обучать детей религии вне рамок образовательной программы (ч. 3, 4 ст. 5) и т.д.

Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" определяет также обязанности религиозных организаций:

в иных случаях осуществлять публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций (ч. 5 ст. 16). В частности, этот порядок, зафиксированный в Федеральном законе от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" <23>, обязывает предварительно уведомлять местные власти о проведении соответствующих религиозных действий и получать соответствующее разрешение (п. 1 ст. 4). В свою очередь, ч. 1 и 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изменениями по состоянию на 16 марта 2006 г.) <24> устанавливают, что нарушение данного порядка влечет наложение штрафа;

--------------------------------

<23> Собрание законодательства РФ. 2004. N 25. Ст. 2485.

<24> Собрание законодательства РФ. 2002. N 1. Ст. 1.


наносить на свою продукцию (литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы) соответствующую маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации (ч. 3 ст. 17);

осуществлять регистрацию учреждений профессионального религиозного образования в качестве религиозных организаций и получать государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности (ч. 2 ст. 19);

устанавливать условия труда и его оплату в соответствии с законодательством Российской Федерации в трудовом договоре (контракте) между религиозной организацией (работодателем) и работником (ч. 2 ст. 24).

РПЦ МП, как всякое юридическое лицо, должна вести бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом от 23 февраля 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г.) <25>.

--------------------------------

<25> Собрание законодательства РФ 1996. N 48. Ст. 5369.


Важнейшие гарантии реализации прав религиозных организаций, в частности РПЦ МП, в первую очередь закреплены в Конституции Российской Федерации. К ним относятся следующие положения: Российская Федерация гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам религиозной принадлежности (ст. 19); каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28); не допускается пропаганда и агитация, возбуждающая религиозную ненависть и вражду, запрещается пропаганда религиозного превосходства (ст. 29).

С.А. Авакьян указывает еще на несколько конституционных норм. В частности, ч. 2 ст. 17 Конституции гласит, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, что, по мнению С.А. Авакьяна, относится и к религиозным правам и свободам. Далее он обращает внимание на ст. 18 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Данное принципиальное положение означает, что все нормы права и действия властей должны учитывать в числе других и интересы религиозных организаций и верующих. Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22) означает и невозможность задержания по принципу исповедания какой-либо религии, если при этом не нарушаются законы государства. Право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, закрепленное в ст. 26 Конституции РФ, также очень важно для религиозной сферы. В заключение С.А. Авакьян делает вывод, который, по его мнению, является очевидным: вся Конституция РФ в целом является гарантом прав и интересов религиозных организаций и верующих <26>.

--------------------------------

<26> Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1999. N 1. С. 7.


В качестве юридических гарантий реализации права на свободу совести и свободу вероисповедания, зафиксированных в Федеральном законе "О свободе совести и о религиозных объединениях", выступают:

запрет на установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии (ч. 3 ст. 3);

указание на то, что право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны и безопасности государства (ч. 2 ст. 3);

запрет на воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания (ч. 6 ст. 3);

освобождение священнослужителя от ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди (ч. 7 ст. 3), и др.

К юридическим гарантиям реализации права на свободу совести также относится и право гражданина, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, на замену ее альтернативной гражданской службой (ч. 4 ст. 3).

Кодекс РФ об административных правонарушениях в качестве гарантии осуществления права на свободу совести устанавливает ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него; за оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики (ст. 5.26).

Также необходимо отметить, что воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов является составом преступления, предусмотренного ст. 148 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изменениями по состоянию на 5 января 2006 г.) <27>. Кроме того, УК РФ содержит ст. 239, устанавливающую ответственность за организацию религиозного объединения, посягающего на личность и права граждан (в том числе в форме принуждения к отказу от исполнения гражданских обязанностей), и за участие в деятельности указанного объединения или пропаганду указанных противоправных деяний. Статья 282 УК РФ устанавливает ответственность за действия, направленные на возбуждение религиозной вражды, а равно пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии.

--------------------------------

<27> Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.


Законодательством Российской Федерации предусмотрена также ответственность самих религиозных организаций.

В частности, ст. 14 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" регламентирует приостановление деятельности религиозного объединения, ликвидацию религиозной организации, запрет на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства Российской Федерации.

Необходимо обратить внимание на некоторые особенности реализации мер юридической ответственности религиозных организаций. Так, в соответствии с нормой ч. 5 ст. 21 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензии кредиторов.

Таким образом, нами было дано определение конституционно-правового статуса РПЦ МП в РФ, выделены основные элементы данного понятия.

Необходимо подчеркнуть, что конституционно-правовой статус РПЦ МП в действующем законодательстве нигде особо не выделяется по сравнению с другими религиозными организациями, зарегистрированными в установленном порядке в РФ, что вполне отвечает требованиям идеологического плюрализма <28>.

--------------------------------

<28> См.: Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 1996. С. 8 - 18.


Одним из важнейших для нашего исследования является Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", устанавливающий общеобязательные правила поведения субъектов права в сфере свободы совести и религиозных объединений.

Накопленная за годы действия Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" правоприменительная и судебная практика показывает, что, к сожалению, отдельные положения данного Закона не лишены неточностей и недостатков. Это отмечал, в частности, заместитель руководителя Департамента по делам общественных и религиозных объединений, начальник Отдела регистрации религиозных организаций Министерства юстиции Российской Федерации В.И. Королев, который в своих выступлениях обращал внимание на то, что "законом недостаточно регламентирована деятельность некоторых субъектов правового регулирования, в частности, религиозных групп и представителей иностранных религиозных организаций, прибывающих в Россию для занятия профессиональной религиозной деятельностью... назрела насущная необходимость внесения дополнений и изменений в действующий Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" <29>.

--------------------------------

<29> Королев В.И. Правовой статус религиозных организаций и перспективы развития законодательства Российской Федерации о религиозных объединениях // Актуальные проблемы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с религиозными организациями и вопросы противодействия религиозному экстремизму: Материалы семинара. Тюмень, 2004. С. 13.


В частности, В.И. Королев указывая на ч. 2 ст. 20 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", согласно которой религиозные организации имеют исключительное право приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью в данных организациях в соответствии с федеральным законодательством, предлагает данный пункт дополнить прямым указанием на запрет участия в руководстве религиозными организациями иностранных граждан.

Действующее законодательство в соответствии с международными договорами предоставляет религиозным группам право существовать без обязательной регистрации, осуществляя в том числе обучение религии и религиозное воспитание своих последователей (ч. 2, 3 ст. 7 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях") при условии, если их цели и действия не противоречат российскому законодательству. В отношении таких групп контроль за их деятельностью со стороны органов юстиции в соответствии с законом сегодня не осуществляется. Указанные функции действующим законодательством Российской Федерации возложены на прокуратуру и правоохранительные органы.

Однако существующий порядок деятельности религиозных групп практически исключает возможность контроля со стороны государственных органов за соответствием их реальной богослужебной и иной практики декларируемым вероисповедным принципам, не позволяет своевременно выявить нарушения норм Конституции Российской Федерации, Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и иных федеральных законов со стороны религиозных групп.

В то же время согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления.

С учетом вышесказанного следовало бы исключить из данного пункта Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" слова "с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию", добавив после слов "органы местного самоуправления" слова "с указанием сведений об основах вероучения, данных о руководителях (Ф.И.О., адрес), месте нахождения религиозной группы", возложив на органы местного самоуправления обязанность определения формы и содержания уведомления <30>.

--------------------------------

<30> Королев В.И. Указ. соч. С. 18.




Похожие:

И. А. Тарасевич тарасевич И. А., ассистент кафедры конституционного и муниципального права Института государства и права Тюменского государственного университета. В соответствии с Федеральным закон icon1. Тарасевич Олександр визначний мідеритник й офортист > Леонтій Тарасевич
Мігура Іван Детесович визначний український гравер кінця XVII початку XVIII ст
И. А. Тарасевич тарасевич И. А., ассистент кафедры конституционного и муниципального права Института государства и права Тюменского государственного университета. В соответствии с Федеральным закон iconВопросы для повторения по 1-му разделу (Общая часть) Конституционного права зарубежных стран
Система конституционного (государственного) права как отрасли права, как науки и учебной дисциплины
И. А. Тарасевич тарасевич И. А., ассистент кафедры конституционного и муниципального права Института государства и права Тюменского государственного университета. В соответствии с Федеральным закон iconПрограмма курса тема Понятие конституционного права и его место в системе права Понятие и предмет конституционного права. Конституционно-правовые нормы и институты
Источники конституционного права РФ. Понятие и юридические свойства конституции. Структура Конституции РФ. Конституционные поправки...
И. А. Тарасевич тарасевич И. А., ассистент кафедры конституционного и муниципального права Института государства и права Тюменского государственного университета. В соответствии с Федеральным закон iconРоссийский государственный гуманитарный университет институт экономики, управления, права экономический факультет программа междисциплинарного государственного экзамена по специальности
Программа комплексного государственного экзамена утверждена на заседании кафедры Экономических теорий Института экономики, управления...
И. А. Тарасевич тарасевич И. А., ассистент кафедры конституционного и муниципального права Института государства и права Тюменского государственного университета. В соответствии с Федеральным закон iconВопросы для повторения по курсу общей и особенной части Конституционного права зарубежных стран
Понятие конституционного права зарубежных стран как отрасли права, правовой науки и учебной дисциплины
И. А. Тарасевич тарасевич И. А., ассистент кафедры конституционного и муниципального права Института государства и права Тюменского государственного университета. В соответствии с Федеральным закон iconПрограмма дисциплины «Теория государства и права» для студентов 1 курса факультета
Автор программы: старший преподаватель кафедры теории права и сравнительного правоведения факультета "Право" Анисимова Н. Н
И. А. Тарасевич тарасевич И. А., ассистент кафедры конституционного и муниципального права Института государства и права Тюменского государственного университета. В соответствии с Федеральным закон iconЛекция Тема (вводная) понятие, предмет и система конституционного (государственного) права зарубежных стран. Цели
Охватывает и административное право, и судебное право, и некоторые другие отрасли права
И. А. Тарасевич тарасевич И. А., ассистент кафедры конституционного и муниципального права Института государства и права Тюменского государственного университета. В соответствии с Федеральным закон icon1. теория государства и права предмет и метод теории государства и права
Развитие рыночных отношений в России вызывает изменения не только в экономической, но и в политической, социальной жизни
И. А. Тарасевич тарасевич И. А., ассистент кафедры конституционного и муниципального права Института государства и права Тюменского государственного университета. В соответствии с Федеральным закон iconОпределением Конституционного Суда РФ от 13. 06. 2006 n 272-О, Постановлением Конституционного Суда РФ от 12. 07. 2007 n 10-П, Федеральным закон
Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с...
И. А. Тарасевич тарасевич И. А., ассистент кафедры конституционного и муниципального права Института государства и права Тюменского государственного университета. В соответствии с Федеральным закон iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный Университет- высшая школа Экономики Факультет права программа дисциплины "Международное право"
Настоящая программа предназначена для изучения студентами факультета права Государственного университета Высшей школы экономики курса...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы