Урок по русскому языку в 3 «А» классе. Тема: Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения icon

Урок по русскому языку в 3 «А» классе. Тема: Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения



НазваниеУрок по русскому языку в 3 «А» классе. Тема: Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения
Дата конвертации10.10.2012
Размер93.33 Kb.
ТипУрок
источник

Открытый урок по русскому языку в 3 «А» классе.

Тема: Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения.


Цели: формировать умение распознавать главные и второстепенные члены предложения;

развивать навыки установления связи слов в предложении путем вопроса одного слова к другому, творческих способностей на основе восприятия окружающего мира.


Воспитывать внимание, аккуратность в работе, прививать любовь к родной природе.

Оборудование: опорные карточки для индивидуальной работы;

карточки со словарными словами;

схемы предложений;

памятки для работы на уроке;

репродукции картин об осени;

магнитофонная запись отрывка из произведения

А. Вивальди «Осень»

Ход урока:

1.Орг. момент.

-Повторите за мной мысленно, закрыв глаза:

Я буду внимательным!

Буду думать, думать, думать!

^ Буду сосредоточенно размышлять!

Буду догадлив и старателен!


- Пожелайте и мне удачи, мне ведь нужно провести для вас интересный урок!

- Ребята, в какой цвет вы бы окрасили свое настроение?

- Сегодня, на уроке мы определим в какие цвета окрасила свое настроение природа с наступлением осени, а заодно отработаем умения и навыки в распознавании главных и второстепенных членов предложения, в установлении связи слов в предложении. А в конце урока мы должны будем кратко рассказать об осени в своих сочинениях.


^ 2. Минутка чистописания: (деление на группы)

- Запишите отрывки стихотворений известных авторов красиво и аккуратно.


1 группа

А ельник зелен и тенист;

^ Осинник ж.лтый бьет тревогу;

Осыпался с березы лист…

А. Майков

2 группа

В тот день осенняя п.года

Стояла долго на дворе…

А. Пушкин

3 группа

Вет.р тучи гонит,

Скоро дождь пойдет…

А. Стариков


- О каком времени года говорится в этих произведениях?

- Почему вы так думаете?

- С наступлением осени, природа меняет свои краски. Многие писатели и поэты, описывая осень, называют ее «золотой». Как вы думаете, почему?

- Но не только можно встретить осенью яркие цвета. Ведь осень бывает разная. Например, поздней осенью листва с деревьев опадает, улетают птицы, идут дожди. И нам с вами становится грустно, потому что наша природа одевает серые тона, превращается в унылую пору.

^ Унылая пора! Очей очарованье…!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и золото, одетые леса.

- Так об осени говорил А.С. Пушкин.

- Сегодня на уроке, мы с помощью опорных словарных слов, попробуем выразить свое отношение к этому времени года.


^ 3. Словарная работа:

- Дома вы должны были, с помощью словарей, определить лексическое значение слов: желтый, ветер, погода.

1 группа:

Жёлтый – древнерусское слово, родственное слову «золото». Указывает на цвет золота.

Задание: - Подберите и запишите близкие по значению слова (синонимы), возможно, использовать подсказки.

^ Жёлтый, яичный, лимонный, песочный, золотой..

- Объясните орфограмму написания слова жёлтый.

- Объясните орфограммы в каждом слове.


2 группа:

Погода – на Руси слово имело значение «хорошее время, хорошая погода». Затем, одним словом стали означать любую погоду.

Задание: - Подберите однокоренные слова. Для этого вам необходимо определить корень в слове погода и вставить его в другие слова. Выделите корень во всех словах.


Погода, рас илось, не а, ные.

- Объясните написание орфограмм в слове непогода. Каково его лексическое значение? (плохая погода)


3 группа:

Ветер – поток воздуха.

- В энциклопедии ветер обозначает движение воздуха, относительно земной поверхности. Ветер характеризуется скоростью и направлением. Скорость ветра выражается в различных единицах: м/с, км/ч, а также в узлах или приближенно в баллах.

Задание:- Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.

В . т . рок, в . трище, ветр . нная.

- Каким из этих слов можно назвать легкий ветер? Объясните орфограммы написания этого слова.


^ 4. Работа по формированию умений составлять предложения по схемам.

- Каждый видит и понимает осень по-своему. Кто-то находит осень красивой, золотой, кто-то приметил легкий осенний ветерок, кто-то видит в ней только непогоду.

- Борис Пастернак написал такие строки:

^ Глухая пора листопада,

Последних гусей косяки…

Расстраиваться только не надо -

У осени краски свои…

- Используя ваши опорные слова, выполните задание:

(Задание выполняется на доске и в тетрадях.)

1 группа:

-Со словом желтый составить и записать предложение по схеме:


(когда?) (с чего?) (что делают?) (какие?) (что?)

сущ. сущ. глаг. прил. сущ. 4

Осенью с деревьев опадают желтые листья.




- Поставьте в конце предложения цифру 4. На что она указывает? Запишите предложение, сделай синтаксический разбор.


2 группа:

-Со словом погода составить и записать предложение по данной схеме:





^ Стоит холодная погода.




- Подчеркните главные члены предложения. Какой частью речи они выражены?


3 группа:

- Со словом ветер составить и записать предложение по данной схеме:


(что делает?) (что?)


Дует ветер.

- Подчеркните члены предложения. Какие члены предложения вы подчеркнули?

-Какое из предложений нераспространенное? Докажите почему?


5. Физкультминутка

- Отношение к переменам в природе люди выражали разным образом. Кто-то складывал стихи, кто-то писал рассказы, повести, а кто-то выражал свои чувства в музыке. С помощью нот, композитор смог передать нам свои чувства, свою любовь к природе. Например, П.И. Чайковский написал целый альбом, который посвятил временам года. Осень он назвал по-разному:

-Давайте попробуем передать свои чувства к этому времени года через движения. А нам в этом поможет музыка А. Вивальди «Осень»

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья,

Красный, желтый, золотой –

Как хорош ты лист цветной!

А ветер щеки толстые

Надул, надул, надул.

Красный, желтый, золотой…

Облетел лист шар земной.

Как обидно, как обидно!

Листьев нет – лишь ветки видно.


^ 6. Работа по учебнику:

- Вы замечательно смогли передать свои чувства к наступившим переменам в природе через движения.

- Посмотрите, как нам рассказывают об осени художники. С помощью чего они это делают?

-Рассмотрите картины об осени Исаака Левитана, Василия Поленова, Валентина Серова. Художники используют самые разнообразные краски для своих полотен.

- Посмотрите, как Поленов изобразил цвет осенней листвы.

- Откройте свои учебники на стр. 102 упр. 61.

- Рассмотрите рисунок. Что вы видите?

- Что рисует художник? Что можно еще добавить к этой картине?

- А сейчас у нас самая трудная работа. Мы должны написать мини- сочинение об осени, используя наши словарные слова. В качестве эпиграфа возьмите строки, которые мы прописывали на минутке чистописания.


1 группа:

-Написать сочинение описание по плану:

1.Наступление осени.

2.Изменения погоды.

3.Изменения в жизни растений.

4. Изменения в жизни животных и птиц.

2 группа.

- Запишите текст. Продолжите его своим описанием осени, используя опорные слова и подсказки.

^ Прощание с осенью.

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Шумят в саду деревья. Хрустят под ногами опавшие листья.

Подсказки: подмерзла дорога; улетают птицы; солнце не греет.


3 группа:

- Спишите текст, вставляя пропущенные по смыслу слова.

Осень.

Пришла _____________. По небу плывет большая ___________.

Весь день льет ___________ дождь. Дует сильный __________. Ребята ждут снега и ___________ мороза. Скоро наступит ______________.


Подсказки: туча, осень, проливной, ветер, крепкого, зима.


^ 7. Итог урока:

- Прочитайте свои сочинения. С помощью чего вы выразили свои чувства?

- Что выражает предложение? Какие члены предложения вы знаете?

- Назовите главные члены предложения, назовите второстепенные члены предложения.

- Смогли бы вы передать красоту природы, используя только главные члены предложения?

- Сегодня на уроке мы говорили об осени. Свое отношение к ней мы смогли передать в нашем сочинении описании. А помогло нам в этом умение правильно составлять предложения, связывать слова в предложении, использовать не только нераспространенные, но и распространять свои предложения. Закончить наш урок мне хотелось бы строками известного русского писателя:


^ По волшебной сказке разбежались краски… Краска красная в подарок октябрю

Краска синяя на небо взобралась, Разукрасила вечернюю зарю.

Сверху капала и в речку растеклась. Не зевала и зелёная без дела,

Краска белая побегала слегка – Забывать верхушки сосен не хотела…

Стали белыми на небе облака. Разбежались краски по осенней сказке!


Карточка для 1 группы


^ 1. Запиши в тетради красиво и аккуратно.

. … А ельник зелен и тенист;

Осинник жёлтый бьет тревогу;

Осыпался с березы лист…

А. Майков


^ 2.Словарная работа


- Подберите и запишите к слову ЖЕЛТЫЙ близкие по значению слова (синонимы), возможно использовать подсказки.


Цвет песка, лимона, яичного желтка, золота.


^ 3. Работа над предложением:


-Со словом желтый составить и записать предложение по схеме:


(когда?) (с чего?) (что делают?) (какие?) (что?)


- Поставьте в конце предложения цифру 4. На что она указывает? Запишите предложение, сделай синтаксический разбор.


^ 4. Напиши мини- сочинение описание по плану, используя опорные слова урока. В качестве эпиграфа возьми текст из 1 задания.

Используй репродукции известных художников и упражнение из учебника 61 на стр. 102


План:

1.Наступление осени.

2.Изменения погоды.

3.Изменения в жизни растений.

4. Изменения в жизни животных и птиц.


Вспомни, что такое описание.

1.Представление явления в природе.

2.Наиболее характерные его признаки.

3.Заключение и вывод


Карточка для 2 группы


^ 1. Запиши в тетради красиво и аккуратно.


В тот день осенняя погода

Стояла долго на дворе…

А. Пушкин


2.Словарная работа

- Подберите к слову ПОГОДА однокоренные слова. Для этого вам необходимо определить корень в слове «погода» и вставить его в другие слова. Выделите корень во всех словах.


Погода, рас илось, не а, ные.


- Объясните написание орфограмм в слове непогода. Каково его лексическое значение?


^ 3. Работа над предложением:


-Со словом погода составить и записать предложение по данной схеме:








- Подчеркните главные члены предложения. Какой частью речи они выражены?


4. Запишите текст. Продолжите его своим описанием осени, используя опорные слова и подсказки, а также репродукции известных художников и упр. 61 на стр. 102. Эпиграфом к вашему сочинению станут строки из1 задания.

^ Прощание с осенью.

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Шумят в саду деревья. Хрустят под ногами опавшие листья.

Подсказки: подмерзла дорога; улетают птицы; солнце не греет.


Карточка для 3 группы


^ 1. Запиши в тетради красиво и аккуратно.


Ветер тучи гонит,

Скоро дождь пойдет…

А. Стариков


2.Словарная работа


- Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.


В . т . рок, в . трище, ветр . нная, в . т . р


- Каким из этих слов можно назвать легкий ветер? Объясните орфограммы написания этого слова.


^ 3. Работа над предложением:


- Со словом ветер составить и записать предложение по данной схеме:


(что делает?) (что?)


- Подчеркните члены предложения. Какие члены предложения вы подчеркнули?


4. Спишите текст, вставляя пропущенные по смыслу слова. Используйте подсказки, репродукции известных художников, опорные слова урока. Эпиграфом к вашей работе станут строки из 1 задания.


Осень.

Пришла _____________. По небу плывет большая ___________.

Весь день льет ___________ дождь. Дует сильный ________. Ребята ждут снега и ___________ мороза. Скоро наступит ______________.


Подсказки: туча, осень, проливной, ветер, крепкого, зима.




Похожие:

Урок по русскому языку в 3 «А» классе. Тема: Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения iconУрок русского языка в 8 классе
Повторить и закрепить знания учеников о главных и второстепенных членах предложения
Урок по русскому языку в 3 «А» классе. Тема: Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения iconУрок по русскому языку в 11-м классе 16. 10. 07. Тема урока: Обособленные определения
Цель урока: обобщение знаний учащихся об обособленных членах предложения, формирование навыков постановки знаков препинания при обособленных...
Урок по русскому языку в 3 «А» классе. Тема: Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения iconУрок по русскому языку в 8 классе Тема: «Обособленные члены предложения» Подготовила: Краснова Е. И
Тема урока : Предложения с обособленными членами. Подготовка к гиа (А3, а 4, А5-А7,В4)
Урок по русскому языку в 3 «А» классе. Тема: Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения iconУрок закрепления знаний, умений, навыков (+ презентация)
Цель урока: закрепление знаний учащихся об однородных членах предложения и правилах постановки знаков препинания при них
Урок по русскому языку в 3 «А» классе. Тема: Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения iconУрок по русскому языку в 4 классе. Тип урока. Закрепление полученных знаний
Цель. Закрепить понятие мягкий знак после шипящих в глаголах, создавая условия, способствующие восприятию темы
Урок по русскому языку в 3 «А» классе. Тема: Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения iconТема: Знаки препинания при однородных членах предложения
Задание (коллективная работа) Изложите материал об однородных членах предложения по опорному конспекту (схема висит на доске)
Урок по русскому языку в 3 «А» классе. Тема: Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения iconРусский язык 5 класс Тема: Повторение по теме «Имя прилагательное» (Урок «Космическое путешествие»). Цель и задачи
Цель и задачи: обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном; закрепление навыка отграничивать прилагательное от других...
Урок по русскому языку в 3 «А» классе. Тема: Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения iconУрок русского языка в 5 классе по теме «Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения» Учитель русского языка Гербер Ю. А. Осторожно ветер
Урок русского языка в 5 классе по теме «Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения» Учитель...
Урок по русскому языку в 3 «А» классе. Тема: Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения iconУрок русского языка в 3 классе Тема: «Работа с деформированными предложениями»
Цели урока: умение составлять предложения из слов, закрепление понятия о предложении
Урок по русскому языку в 3 «А» классе. Тема: Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения iconУрок-путешествие по русскому языку в 3 «А» классе, посвященный 65-летию Великой Победы Тема: «Проверка безударных гласных. Повторение.» Подготовила и провела
Урок–путешествие по русскому языку в 3 «А» классе, посвященный 65-летию Великой Победы
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы