Тюменский государственный университет icon

Тюменский государственный университет



НазваниеТюменский государственный университет
Дата конвертации22.11.2012
Размер287.94 Kb.
ТипРеферат
источник


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА В РОССИИ

(курсовая работа)


Тюмень – 2009

Содержание


Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования ……..….…4

    1. Понятие и методы государственного регулирования…………………....4

    2. Роль государственного регулирования…………………………………...9

Глава 2. Анализ государственного регулирования нефтегазового сектора в России………….....................................................................................................11

    1. Характеристика нефтегазовой отрасли в России…..……………...…....11

    2. Перспективы развития нефтегазового сектора в России ..…………….18

Заключение…………………………………………………………………….....26

Список литературы………………………………………………………………28


Введение

Мировой экономический кризис, сопровождавшийся сильным падением мировых цен на нефтегазовые продукты, серьезно ударил по российской экономике и выявил целый комплекс нерешенных проблем, острота которых в прежние годы сглаживалась благоприятной экономической конъюнктурой. Это делает нефтегазовую отрасль России крайне уязвимой и вынуждает государство проводить более эффективное регулирование нефтегазового сектора в России, что требует дополнительного изучения на дальнейший период развития, и безусловно говорит об актуальности данной темы.

Цель данной работы заключается в исследовании государственного регулирования нефтегазового сектора в России.

Для исследования государственного регулирования нефтегазового сектора следует решить такие задачи, как:

1. Определение понятия и методов государственного регулирования.

2. Выявление роли государственного регулирования.

3. Описание характеристики нефтегазового комплекса в России.

4. Определение перспектив развития нефтегазового сектора в России.

Объектом исследования выступает государственное регулирование нефтегазового сектора, как совокупность мер применяемых государством для стимулирования в данной отрасли.

Предметом исследования является государственное регулирование нефтегазового сектора в России.


^ Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования


    1. Понятие и виды государственного регулирования


Экономика страны это сотни миллионов различных компонентов (включая людей, машины, оборудование, сырье, материалы, инструменты и др.), находящихся в постоянном взаимодействии. Синхронность работы гигантской экономической системы, ее динамическая устойчивость обеспечиваются хозяйственным механизмом, преследующим общие целевые задачи, но при условии достаточной свободы действия этого механизма в нижних звеньях явственной структуры. Каждое мельчайшее звено в рамках общих целевых задач и правил должно действовать самостоятельно. Все локальные вопросы должны решаться на том уровне, где они возникают. Только при условии рационального разделения прав и обязанностей между верхними и нижними управленческими уровнями обеспечивается эффективное функционирование механизма управления. Важна регулирующая роль государства в организации внешнеэкономической деятельности производителей продукции, так как в данной области, помимо экономических, действуют межгосударственные правила. Поэтому укрепляются те государственные органы хозяйственного управления, которые обеспечивают внешние взаимосвязи между поставщиками и потребителями продукции. Рынок и современные рыночные самоуправляемые структуры нуждаются в поддержке государства.

Предпринятые в 1992 г. меры разгосударствления и реформирования системы управления экономикой России и отказ от государственною участия в управлении оказались в целом разрушительными, вызвали резкий спад производства. Роль государственных органов заключается главным образом, во-первых, в контроле соблюдения законов субъектами экономики и, во-вторых, подготовке недостающих законов и нормативов. Главная задача хозяйственного законодательства и государственных органов, обеспечивающих его исполнение, недопущение крупных сбоев в экономике и ее зашита от хозяйственных злоупотреблений. Наряду с этим немыслимо и невозможно пытаться централизованно, с помощью приказов регулировать неисчислимое многообразие явлений и процессов, происходящих в каждом звене экономики страны. Государственные органы управления ставят перед хозяйственными структурами задачи общественного значения, а также вводят отдельные ограничения на их действия, способные нанести ущерб экономике страны или отдельным лицам. Наряду с этим государство определяет основные направления, развивает программы развития экономики и добивается безусловного выполнения этих программ.

Практически во всех странах фундаментальные (поисковые) исследования, определяющие основные направления развития современной науки, техники и производства, в основном финансируются из государственного бюджета. Практика и многочисленные исследования показывают, что экономическое процветание страны и благосостояние ее народа зависят не от абстрактных экономических условий, а от конкретной экономической и политической стратегии государственного руководства. «Если руководство государства полноценно и эффективно работает, - делают вывод эксперты ООН, - не воруя при этом, и обеспечивает нормальное функционирование законов, то страна будет процветать. Экономические победы и поражения абсолютно всех стран определяются, таким образом, формой, методами и профессионализмом государственного управления». По данным ООН, за последние 30 лет XX в. доля самых бедных стран мира, где сохранилась архаичная форма государственного управления (эти 1/5 всех стран), в общемировом доходе снизилась с 2,3 до 1,4%; тогда как доля 20% самых богатых стран, где вопросам государственного управления уделяется серьезное внимание (также 1/5 всех стран), выросла за это время с 70 до 85%. В связи с этим в большинстве стран мира деятельность хозяйственных организаций (коммерческих и некоммерческих) охватывается государственным регулированием, нередко включая и рычаги прямого административного управления. Для этого создаются правительственные органы (министерства, комитеты), реализующие функции государственного управления экономикой. Отраслевые, по отдельным функциям (финансы, налоги и пр.), а также территориальные и нейтральные органы не оставляют ни одного хозяйственного объекта вне сферы своего контроля и воздействия. Это оправдано. Доказано, что полное пренебрежение регулирующей ролью государства в управлении экономикой - идея, чуждая современным условиям хозяйствования.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций в отрасли малорентабельные или нерентабельные с точки зрения частного капитала, но необходимые для продолжения воспроизводства в национальных масштабах. [2. С. 344-350]

Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики. В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. В силу ряда причин наиболее развитый механизм государственного регулирования экономики сложился в некоторых странах Западной Европы (ФРГ, Великобритания, Франция, Нидерланды, Австрия, Испания), в Японии, в ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее развито государственное регулирование экономики в США, Канаде, Австралии. Тем не менее, государственное регулирование экономики и в этих странах играет значительную роль, особенно в период ухудшения конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции. Особенно важна роль государственного регулирования экономики в развивающихся странах, создающих независимую экономику, в бывших социалистических странах, осуществляющих переход от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на базе частной собственности.

Известны два основных способа регулирования экономики. Децентрализованный (экономические средства) - при помощи механизма рынка, товарно-денежных отношений, цен и т.д. И централизованный (административные средства) - административный, директивный.

Если отвлечься от промежуточных, смешанных вариантов, то при первом способе рост производства зависит от спроса на продукцию и финансовых возможностей предприятия. Вместе с тем рыночный механизм ведет не только к существенному подъему экономики, но и сопровождается значительными спадами и кризисами. Чтобы предотвратить, предусмотреть или смягчить кризисную ситуацию, государство стремится разработать механизм прогнозирования и программирования национальной экономики.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно - кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики – это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики.

При втором способе такие ограничения, как спрос на продукцию или финансовые возможности предприятия не существуют. Предприятие ориентировано на постоянный рост производства как самоцель. На это его подталкивают не только план, но и престижные соображения руководителей. Для них увеличение объема производства - главная цель. Главным критерием при таком административном регулировании обычно служит количественный рост. Необходимые для производства средства (как текущие, так и капитальные вложения) предприятие получает от государства, и потому у него нет собственных внутренних ограничений. Задача руководителя – «выбивать» у вышестоящих инстанций все новые и новые средства. В этих условиях нельзя представить директора, который добровольно отказался бы от дополнительных капиталовложений; ведь они дармовые, ничего предприятию не стоят, никак не связаны с его финансовым положением предприятие не может оказаться в положении банкрота: любые убытки покрывает государство, которое выступает как всеобщая страховая компания.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Их также используют в развитых странах с рыночной экономикой в незначительных масштабах. Сфера их действия ограничивается в основном охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике. [3. С. 345-349]

    1. Роль государственного регулирования


Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Особенно возрастает роль государственного регулирования в условиях экономического кризиса. Мировой опыт показал, что выход из кризиса возможен лишь при жесткой централизации государственной власти и проведении нетривиальных мер по обеспечению экономического роста. Так было с западноевропейскими странами в послевоенный период, и с латиноамериканскими (Чили, Аргентиной, Бразилией).

В плановой экономике государственное управление играет решающую роль в определении всех экономических пропорций. Через систему директивных адресных заданий государственные органы определяют основные хозяйственные связи и параметры деятельности каждого предприятия: объем и основной ассортимент производимой продукции, цены, поставщиков средств производства и потребителей готовой продукции. До предприятий доводятся директивные задания по повышению производительности труда и снижению себестоимости продукции, по внедрению новой техники к формированию фонда оплаты труда, и т. п. За предприятиями сохраняется самостоятельность в решении очень небольшого и менее значимого круга хозяйственных вопросов, таких, например, как: определение детального ассортимента выпускаемой продукции, выбор конкретных, форм премирования работников, и т. п. При построения системы государственного регулирования экономики здесь господствует принцип «максимальной возможности»: все экономические процессы, которые в принципе поддаются централизованному регулированию, должны управляться государственными органами.

В рыночной экономике основным регулятором хозяйственных пропорций является рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится, на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование.

Разумеется, представления различных экономистов и политиков о том, какие именно экономические процессы могут эффективно регулироваться государством и какие — рынком, не совпадают. Поэтому в отдельных странах с плановой экономикой могут наблюдаться существенные различия в степени экономической самостоятельности предприятий. Точно так же степень государственного вмешательства в экономику неодинакова в разных странах с рыночным хозяйством. Так, например, в Швеции или Голландии государство намного активнее влияет на экономические процессы, чем в США. Но общим для всех стран с плановой экономикой является то, что система государственного управления предстает как основной регулятор хозяйственных пропорций, тогда как в странах с рыночной экономикой она всегда выполняет вспомогательные функции.

На этапе перехода к рынку роль государственного регулирования более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. Это связано с двумя основными причинами. Во-первых, на переходном этапе рынок находится в стадии становления и его регулирующие возможности недостаточно высоки, что обусловливает необходимость более интенсивного вмешательства государства в экономические процессы. Во-вторых, переход от планового хозяйства к рыночному не происходит автоматически, стихийно.

Государство призвано регулировать процесс перехода, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий для его нормального функционирования. [3. С. 126-129]


^ Глава 2. Анализ государственного регулирования нефтегазового сектора в России


    1. Характеристика нефтегазовой отрасли в России


Нефть и газ - одна из основ российской экономики. В настоящее время нефтяной сектор топливно-энергетического комплекса России - один из наиболее устойчиво работающих. В 2005 г. наибольший рост зафиксирован в нефтяной промышленности - 17,8%. На его долю приходится более 16% произведенного ВВП России, четвертая часть налоговых и таможенных поступлений в бюджеты всех уровней, а также более трети поступающей в Россию валютной выручки. Такие высокие показатели связаны со значительным ресурсным и производственным потенциалом нефтяной отрасли.

В недрах России сосредоточено около 13% разведанных запасов нефти. Эти ресурсы расположены в основном на суше (примерно 3/4). Примерно 60% приходится на долю Урала и Сибири, что создает потенциальные возможности экспорта как в западном, так и в восточном направлениях.

В мировых объемах производства и экспорта нефти (включая газовый конденсат) доля России постоянно увеличивается и на настоящий момент составляет порядка 12%, что меньше доли лишь Саудовской Аравии. Экономика России потребляет менее трети добываемой нефти (включая продукты ее переработки).

Однако последние двадцать лет, были не лучшими в истории нефтегазового комплекса нашей страны. Темпы геологоразведочных, буровых работ, обновления оборудования сильно отставали от объемов нефтедобычи и экспорта сырьевых ресурсов. Все эти годы фактически «проедался» задел, созданный еще во время СССР. В ряде значимых компаний на волне приватизации к руководству пришли случайные люди, которых не волновало развитие отрасли. Параллельно разрушалась существовавшая ранее жесткая система государственного регулирования недропользования. [1. С. 115-116]

Недостатки действующего законодательства позволили руководству нефтяных компаний использовать внутренние и внешние оффшоры, чтобы не платить в России налоги. Политика руководства ряда компаний напоминала поведение временщиков, основной задачей которых была варварская эксплуатация разведанных ранее месторождений, расширение экспорта сырьевых ресурсов через оффшорные структуры и последующая продажа компаний иностранцам.

От благоприятной конъюнктуры мирового нефтяного рынка не получили должных финансовых поступлений не только российская культура, здравоохранение, образование, армия и флот, но и отрасли, непосредственно занятые техническим перевооружением нефтегазового комплекса. В частности, по итогам 2004 года, несмотря на необычайно высокие цены на нефть и рост доходов сырьевых компаний, наблюдалось снижение закупок нефтегазового оборудования.

В ряде компаний идут процессы деградации, при которых все усилия направляются лишь на увеличение добычи (часто с нарушением режима эксплуатации) и экспорта сырья. Параллельно растет доля импортного оборудования и услуг в общем объеме заказов этих компаний.

В целях предотвращения дальнейшей деградации сырьевых отраслей, Союз производителей нефтегазового оборудования предложил при подготовке новых лицензионных соглашений включать в них требования, обеспечивающие развитие предприятий нефтегазового комплекса на основе достижений российской промышленности. Требуется законодательно обязать все компании, разрабатывающие российские недра, использовать в основном отечественную продукцию и услуги.

Сегодня основным условием сохранения и развития российского нефтегазового комплекса является государственное регулирование. Только государство может заставить недропользователей вкладывать средства не только в недвижимость, яхты и бензоколонки за рубежом, но и в закупку передовой отечественной техники и технологий.

Нефтегазовый рынок России с точки зрения государственного регулирования рассматривается как составная часть топливно-энергетического комплекса со всеми внутренними взаимосвязями, и в качестве объекта исследования сочетает в себе различных по задачам участников – государство в лице уполномоченных органов, регулирующих и контролирующих ситуацию; организации, непосредственно осуществляющие производственную и коммерческую деятельность, формирующие предложение; потребители нефти и нефтепродуктов (топлива, энергии в широком понимании), определяющие спрос.

Нефтегазовый комплекс занимает особое место в национальной экономике – практически 80% всех энергоресурсов в России производится с использованием нефти и газа, он является фундаментом всей российской экономики, также как и в любой стране, стремящейся получить определенный эффект от возможностей добычи нефти, газа и их переработки. Важнейшие показатели функционирования топливно – энергетических рынков, в том числе нефти и нефтепродуктов, входят в систему национальных счетов и отражают место рынка

в формировании результативных показателей мирового и российского хозяйства.

Нефтяная отрасль Российской Федерации в настоящее время производит 12-14% промышленной продукции, обеспечивает 17-18% доходов федерального бюджета и более 35% валютных поступлений, в то время как

в 1996 г. рынок нефтепродуктов обеспечивал около 6% бюджетных поступлений, в 1997 г. – 13%, в 1998 г. –16%, в 1997-1998 гг. – 22%, и в 1999 г. нефтяная промышленность обеспечила уже 25% валютных поступлений

страны. Кроме того, при всей сложности ситуации в нефтеперерабатывающей промышленности производство основных нефтепродуктов увеличилось за 1997-2007 гг., в частности автомобильного бензина – на 30,3%, в том числе за 2000-2006 гг. на 26,5%; дизельного топлива – на 43,3%, в том числе за 2000-2006 гг. на 30,5%; топочного мазута – на 1,2%, но за 2000-2006 гг. - на 23,0% с тенденцией к значительному снижению его потребления на внутреннем рынке России.

Нефтяной комплекс России в 2007 г. обеспечил свыше 20,2% добавленной стоимости в ВВП, 49,7% экспорта страны и 40,7% налоговых поступлений в бюджетную систему с учетом таможенных платежей. Однако,

как и любая система, нефтяной комплекс России постоянно развивается и в рыночных условиях одной их приоритетных задач является увеличение производства высококачественных конкурентных нефтепродуктов при

сокращении производства топочного мазута и поставок нефтепродуктов на экспорт.

Для газовой отрасли в современной обстановке характерен высокий уровень динамичного и устойчивого развития, о чем свидетельствуют значения технико-экономических показателей. В частности, при росте добычи газа ОАО «Газпром» за 2000-2007 гг. всего на 4,85%, рыночная капитализация компании увеличилась с 7,94 млрд. долларов в 2000 г. до 259,0 млрд. долларов в 2007 г., то есть в 32,6 раза, что выдвинуло её в мировом хозяйстве в лидеры по различным показателям.

Всего на начало 2008 г. в России зарегистрировано 16100 предприятий и организаций, занимающихся добычей полезных ископаемых, из них 6500 (или 43,5%) – непосредственно добычей топливно-энергетических ископаемых, при этом 81,4% находятся в частной собственности. Добычу нефти в стране осуществляют более 150 компаний, из которых 10 вертикально-интегрированных нефтедобывающих холдингов, включая ОАО

«Газпром», обеспечивают около 92,5% всего объема добычи. Кроме того, в России в 2008 г. производством кокса и нефтепродуктов занимались 2700 предприятий и организаций, 88,9% которых имеют частную форму

собственности, примерно 955 организаций – действующие. В сфере транспорта нефти и нефтепродуктов свыше 95% приходится на деятельность государственной компании ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» (а с 2007-2008 гг. и транспортом нефтепродуктов), в газовой отрасли также монополистом является ОАО «Газпром», 50,002% акций которого контролируется государством, в том числе 38,373% Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом, 10,740% - ОАО «Роснефтегаз» и 0,889% - ОАО «Росгазификация».

На рынке нефти и нефтепродуктов предложение товаров осуществляется крупными нефтяными компаниями, которые сформировались в результате неоднократных слияний, поглощений, раздела и т.д.: ОАО НК «Роснефть», ОАО НК «ЛУКОЙЛ», ОАО «Сургутнефтегаз», НК «ТНК-ВР», ОАО «АНК Башнефть», ОАО «Татнефть», ОАО «НГК «Славнефть», ОАО «РуссНефть», ОАО «Газпром», в том числе ОАО «Газпром нефть», а также рядом независимых нефтеперерабатывающих заводов и компаний. В той или иной степени в акционерном капитале каждой из них присутствует пакет акций, контролируемый либо федеральными органами власти, либо региональными. Данные компании стали образовываться в 1990-х годах, когда Министерство нефтяной промышленности России провело реформирование отрасли на фоне структурных преобразований в экономике страны. Постепенно государственное регулирование экономики и нефтегазового рынка снижало степень своего влияния в пользу рыночных методов регулирования нефтегазовой отрасли. Однако, в условиях кризиса финансовой системы 2008 года, роль государств в мировой и национальных экономиках возросла, особенно в отношении государственной поддержки крупных коммерческих организаций и банков, чей размер капиталов наиболее зависим от колебаний фондовых и сырьевых рынков. [5]

Фактически государственное регулирование рынка – это воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц. Осуществляется с целью организации процессов, упорядочения действий экономических субъектов, обеспечения соблюдения законов, отстаивания государственных и общественных интересов. Государственное регулирование реализуется через налоговую, бюджетную, структурно-инвестиционную, валютно-финансовую, научно-техническую политику. Государственная политика подразумевает помимо налоговой и других вышеперечисленных видов, участие в международных организациях и соглашениях, внешнеэкономическую политику, политику расходов (государственные закупки, инвестиции), экологические ограничения и, конечно же, ценовую политику. При этом эффективность государственного регулирования нефтегазового рынка зависит от степени монополизации и необходимости реализации структурных реформ; территориально-географических особенностей страны и ее экономики;

степени зависимости бюджета и внешнеторгового баланса страны от нефтегазовой отрасли и других. В то же время эффективность функционирования рынка зависит от таких явлений, как структура экономики, ее масштаб, уровень ВВП на душу населения, состояние технико-технологических схем, плотность инфраструктуры, квалификационный состав трудовых ресурсов, устойчивость организационной системы и других.

Растущие потребности экономики и населения в перспективе требуют значительных инвестиционных потоков, обеспечить которые за счет средств консолидированных бюджетов или собственных средств нефтегазовых компаний не всегда представляется возможным, особенно при поиске, разведке, разработке и эксплуатации новых нефтегазоносных провинций в труднодоступных, стратегически важных и оспариваемых другими странами регионах. Одним из вариантов выхода в данных обстоятельствах является сотрудничество, либо партнёрство нескольких нефтегазовых компаний (в том числе на международном уровне), либо при поддержке или непосредственном долевом участии государства в лице уполномоченных представителей в различных проектах. При этом системы бухгалтерского учета в коммерческих организациях и бюджетного учета в учреждениях сопоставимы и согласованы.

Экономический эффект развития нефтегазового сектора в условиях глобализации определяется не только и не столько количественным ростом комплекса в целом и составляющих его отраслей, сколько воздействием этой сферы на технико-технологическую структуру экономики, научно-технический прогресс, рост производительности общественного труда и качество жизни человека.

Динамика мировой экономики XXI века определяет тенденции топливно-энергетической сферы, в том числе нефтегазового рынка, выступающих одновременно как результат, и как предпосылка экономического развития. При этом существующие проблемы нефтегазового комплекса требуют решения не столько на региональном уровне, сколько на государственном, учитывая возможности федеральных институтов, которые способны повлиять на изменение каких-либо неблагоприятных тенденций топливно-энергетического комплекса страны. На фоне международного финансового кризиса 2008 г. направления государственного регулирования и соответствующие действия с целью нивелирования отрицательных последствий в России приобрели особую актуальность и значимость. [4. С. 245-251]



    1. Перспективы развития нефтегазового сектора в России


Анализ и прогноз развития российской и международной системы энергообеспечения указывают на дальнейшее увеличение в ближайшие десятилетия мирового потребления энергетических ресурсов, прежде всего, углеводородов. В региональном плане наиболее быстро спрос на нефть и газ будет возрастать в странах АТР, главным образом, в Китае, Индии, Индонезии, Филиппинах. Вместе с тем, в глобальном масштабе остается лишь несколько крупных сырьевых баз углеводородов, за счет которых возможно удовлетворение перспективных энергетических потребностей. Это политически нестабильные Ближний Восток и Африка, экономически и технологически труднодоступные и геологически слабо изученные шельфы арктических морей, а также север Западной Сибири (Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа) и территория Сибирской платформы (Иркутская область, объединенный Красноярский край, Республика Саха). Существуют также возможности значительного увеличения добычи нефти и газа на шельфе дальневосточных морей (о-ва Сахалин и др.). Из перспективных источников энергетического сырья к самым быстрорастущим и емким рынкам АТР, прежде всего, к Китаю, наиболее приближены Западная Сибирь, Восточная Сибирь и Дальний Восток.

В июне 2002 г. Правительство РФ утвердило «Стратегию экономического развития Сибири». В ней подчеркнута «необходимость создания новых центров добычи нефти и газа в Восточной Сибири». В стратегии уделено особое внимание развитию транспортных коммуникаций. «Сооружение магистральных нефте- и газопроводов "Запад - Восток" экспортного направления, - сказано в ней, - будет способствовать развитию топливно-энергетического комплекса в Восточно-Сибирском регионе и на Дальнем Востоке, позволит решить важнейшие стратегические задачи, связанные с выходом на перспективный рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона».

В августе 2003 г. Правительство РФ утвердило «Энергетическую стратегию России до 2020 г.». Стратегия предусматривает повышение роли восточных районов в нефтяной и газовой промышленности России, диверсификацию экспорта с выходом на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Предполагается, что основой формирования новых крупных центров нефтяной и газовой промышленности на востоке страны, обеспечения внутренних потребностей этих регионов и организации долгосрочных поставок нефти и газа в АТР, в частности, в Китай, будут месторождения Западной Сибири, Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия). На базе месторождений шельфа острова Сахалин будет сформирована еще одна крупная система нефтегазообеспечения, преимущественно экспортной ориентации.

Согласно Энергетической стратегии России, долгосрочное развитие нефтяной промышленности страны предполагает решение следующих основных задач: рациональное использование разведанных запасов нефти, обеспечение расширенного воспроизводства сырьевой базы нефтедобывающей промышленности; ресурсо- и энергосбережение, сокращение потерь на всех стадиях технологического процесса при подготовке запасов, добыче, транспорте и переработке нефти; углубление переработки нефти, комплексное извлечение и использование всех ценных попутных и растворенных компонентов; формирование и развитие новых крупных центров добычи нефти, в первую очередь, в восточных районах России и на шельфе арктических и дальневосточных морей; расширение присутствия российских нефтяных компаний на зарубежных рынках, приобретение перерабатывающей и сбытовой инфраструктуры в странах-реципиентах; расширение участия российских нефтяных компаний в зарубежных добывающих и транспортных активах, прежде всего, в странах СНГ, Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Основным источником поставок нефти из России в Китай, особенно на первом этапе, стал крупнейший нефтедобывающий регион страны - Западная Сибирь. В связи с этим особую значимость приобрел прогноз добычи нефти в России с детализацией по всем макрорегионам с позиции обеспечения поставок на внутренний рынок, экспорта в традиционном западном и новом восточном направлениях.

Перспективные уровни добычи нефти в России стали определяться в основном уровнем мировых цен, объемом внутреннего спроса, уровнем развития транспортной инфраструктуры, налоговыми условиями и научно-техническими достижениями в разведке и разработке месторождений, а также качеством разведанной сырьевой базы. Нижний уровень цен на нефть стал определяться уровнем издержек на месторождениях в крупных регионах добычи с замыкающими затратами, а верхний - издержками для возможного массового производства альтернативных нефти моторных топлив.

Мировая цена формировалась в зависимости от темпов развития мировой экономики, интенсивности внедрения нефтезамещающих энергоисточников, предложения нефти на мировых рынках и транспортных возможностей ее доставки к местам потребления. При прогнозировании цены на нефть учитывалось влияние различных политических, экономических и технологических факторов, оказывающих воздействие на формирование рыночной конъюнктуры на мировом рынке нефти.

Тенденция к снижению цен начала обозначаться уже в 2006-2007 гг. Это связано с инерционностью технологических систем нефтепотребления, которые используются в развитых странах и продолжают массово внедряться в Китае и других странах АТР.

В России в целом продолжился рост добычи нефти, хотя его темп в Западной Сибири замедлился, а в европейской части страны снизились и абсолютные показатели. Годовая добыча нефти в стране может быть доведена в 2020 г. - до 550 млн. т, в 2030 г. - до 600 млн. т, добыча в Западной Сибири составит в эти же годы 350 и 355 млн. т соответственно. В Западной Сибири при стабилизации и постепенном снижении добычи нефти в Ханты-Мансийском автономном округе будет происходить ее рост на севере этого макрорегиона - в Ямало-Ненецком автономном округе.

В последние годы в российском секторе Каспийского моря выявлен и подготовлен детальными работами к глубокому бурению ряд нефтегазоносных структур, выявлено и подлежит дальнейшему изучению большое количество неантиклинальных объектов, в том числе высокоперспективные ловушки рифового типа, открыто пять месторождений. В соответствии с долгосрочной программой геологоразведочных работ, в районе планируется прирастить запасы нефти и конденсата в количестве 348 млн. т. Это позволит к 2015 г. добывать в российском секторе Каспийского моря не менее 8 млн. т, а к 2020 г. - до 20 млн. т нефти и конденсата. Освоение Северо-Каспийской и Тимано-Печорской нефтегазоносных провинций позволит в перспективе стабилизировать увеличение добычи нефти в европейской части страны до 140-150 млн. т в год.

В перспективе крупнейшим источником экспорта нефти из России в Китай и другие страны АТР станут Восточная Сибирь и Дальний Восток. Нефть рассматриваемых регионов отличается высоким качеством, превосходящим по основным параметрам российский экспортный стандарт Urals. Это в основном легкие и низкосернистые сорта. Большая часть запасов нефти Восточной Сибири и Дальнего Востока имеет плотность менее 0,87 г/см3 и содержание серы менее 0,5 %.

По прогнозам СО РАН в регионе имеются серьезные предпосылки для новых открытий и наращивания минерально-сырьевой базы. Правительство Российской Федерации в ряде документов одобрило формирование на этой базе нового крупного нефтегазодобывающего района. Ряд серьезных открытий сделан на северо-западе Сибирского федерального округа, в Туруханском районе Красноярского края и в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе.

Оценки показывают, что добыча нефти в Восточной Сибири и Республике Саха может быть доведена к 2020 г. до 100-105 млн. т, к 2030 г. - до 120-132 млн. т.

К 2010 г. добыча нефти в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) достигла примерно 12-13 млн. т. В дальнейшем при проведении активной государственной политики в области недропользования и лицензирования недр, резком расширении ГРР, развитии перерабатывающей и транспортной инфраструктуры добыча нефти в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (с учетом добычи на острове Сахалин и его шельфе) может быть к 2020 г. доведена до 140 млн. т, а к 2030 г. - до 165 млн. т.

К 2010 г. с учетом прогноза добычи и переработки нефти в России с детализацией по макрорегионам, экспорта в западном направлении, поставок на НПЗ Восточной Сибири и Дальнего Востока, ежегодный экспорт сырой нефти из России в страны АТР достигла примерно 44 млн. т, в том числе из Западной Сибири - 20 млн. т, из Восточной Сибири и Республики Саха - 6 млн. т, с Сахалина - 18 млн. т. К 2020 г. экспорт нефти составит около 135 млн. т в год, к 2030 г. - 140 млн. т в год.

Ежегодный экспорт сжиженных углеводородных газов (СУГ) в страны АТР может достигнуть уже к 2015 г. 1,0 млн. т, в том числе в Китай - не менее 800 тыс. т. Представляется целесообразным в контрактах на поставку сырья на экспорт предусматривать обязательства по закупкам в России соответствующих объемов продуктов переработки и химии нефти.

В рамках Энергетической стратегии России до 2020 г. стратегическими целями развития газовой промышленности являются: стабильное, бесперебойное и экономически эффективное удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на газ; развитие действующей Единой системы газоснабжения страны (ЕСГ) и ее расширение на Восток России; совершенствование организационной структуры газовой отрасли с целью повышения экономических результатов ее деятельности и формирования либерализованного рынка газа; обеспечение стабильных поступлений в доходную часть государственного бюджета и стимулирование спроса на продукцию сопряженных отраслей (металлургии, машиностроения и др.); обеспечение экономических интересов России в Европе и сопредельных государствах, а также в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Северной Америке.

Состояние и перспективы увеличения разведанных запасов газа при наличии соответствующих инвестиций и благоприятной ситуации на внутреннем и внешнем рынках газа позволяют довести добычу газа в 2020 году - до 890 млрд. м3, в 2030 году - до 910 млрд. м3 в год с последующим поддержанием на этом уровне за счет ввода месторождений, прогнозируемых к открытию. Это позволяет удовлетворить внутренние потребности страны, обеспечить увеличение поставок в Европу, сформировать новые крупные экспортные направления - Китай и другие страны АТР, а также США.

Главными источниками поставок газа из России в АТР будут месторождения Западной Сибири, Восточной Сибири и Дальнего Востока. Добыча газа в Западной Сибири может быть доведена до 670 млрд. м3 в год, в Восточной Сибири - до 120 млрд. м3 в год, на Дальнем Востоке - до 30 млрд. м3 в год. При развитии газовой промышленности Восточной Сибири и Республики Саха следует учитывать высокое содержание в природных газах этого региона таких элементов, как этан, пропан, бутаны и конденсат. Ежегодная добыча гелия в Восточной Сибири и Республике Саха может быть доведена к 2020 г. до 135-150 млн. м3 в год. При освоении газовых месторождений Лено-Тунгусской провинции необходимо предусмотреть строительство заводов по выделению гелия и его хранилищ.

К 2012-2015 гг. по мере роста спроса на газ, в том числе в качестве моторного топлива, будет организован экспорт газа в восточном направлении из Западной Сибири.

Ежегодный объем поставок газа из Западной Сибири может быть доведен к 2020 г. до 40 млрд. м3, а к 2030 г. - до 60 млрд. м3. После удовлетворения внутренних потребностей экспорт газа из Западной и Восточной Сибири, Республики Саха и шельфа острова Сахалин в АТР может быть доведен к 2020 г. до 78 млрд. м3 в год, к 2030 г. - до 145 млрд. м3 в год.

Для организации крупных поставок нефти и газа российским потребителям и на экспорт в другие страны в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке необходимо формирование системы сверхдальнего трубопроводного транспорта, строительство заводов по переработке и сжижению природного газа, создание инфраструктуры для отгрузки нефти, нефтепродуктов, СПГ и конденсата.

Важнейший нефтетранспортный проект: магистральный нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан с отводом на Китай. Проектная мощность нефтепровода 80 млн. т в год, в том числе первой очереди 30 млн. т в год. Маршрут нефтепровода проходит вдоль трассы БАМ по линии Тайшет - Усть-Кут, от Усть-Кута - в северо-восточном направлении по левому берегу Лены (за водоохранной зоной) до Талаканского месторождения. Далее маршрут обходит город Ленск с северной стороны, пересекает Лену в районе Олекминска и уходит на восток до города Алдан. От Алдана трасса идет в южном направлении, минуя Нерюнгри, до поселка Тында и далее на Сковородино. Строительство второй очереди нефтепровода обеспечивает выход к российским портам на Тихом океане и сооружение отвода в Китай в районе Сковородино. Прокладка нефтепровода вдоль Лены дает возможность использовать реку в качестве транспортной магистрали для доставки грузов и техники.

Для достижения намеченных целей развития НГК востока страны необходимо выполнение следующих условий:

  • государство, нефтегазовые и энергетические компании должны осуществлять крупные капитальные вложения в создание объектов транспортной и энергетической инфраструктуры;

  • следует резко увеличить финансирование геолого-разведочных работ (в том числе региональных работ за счет федерального бюджета) в районах предполагаемого прохождения нефте- и газопроводов, что повысит инвестиционную привлекательность освоения уже открытых месторождений, позволит расширить количество объектов лицензирования;

  • необходимо последовательное сокращение разрыва между внутрироссийскими и международными ценами на нефть, нефтепродукты и газ за вычетом транспортной составляющей и таможенного тарифа. [6]



Заключение


В современных условиях финансового кризиса роль и значение государственного регулирования нефтегазового сектора значительно возросли. От эффективности применяемых государством мер в отношении нефтегазовой отрасли страны зависит социально-экономическое развитие государства.

В ходе проведенного исследования были определены следующие выводы:

1. Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Выделяют два способа регулирования экономики: децентрализованный и централизованный.

2. Государство призвано регулировать процесс перехода, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий для его нормального функционирования.

3. Нефтегазовый комплекс занимает особое место в национальной экономике – практически 80% всех энергоресурсов в России производится с использованием нефти и газа, он является фундаментом всей российской экономики. Нефтяная отрасль Российской Федерации в настоящее время производит 12-14% промышленной продукции, обеспечивает 17-18% доходов федерального бюджета и более 35% валютных поступлений.

В ряде компаний идут процессы деградации, при которых все усилия направляются лишь на увеличение добычи (часто с нарушением режима эксплуатации) и экспорта сырья. Параллельно растет доля импортного оборудования и услуг в общем объеме заказов этих компаний.

На российском рынке нефтегазовых продуктов предложение товаров осуществляется такими крупными нефтяными компаниями: ОАО НК

«Роснефть», ОАО НК «ЛУКОЙЛ», ОАО «Сургутнефтегаз», НК «ТНК-ВР», ОАО «АНК Башнефть», ОАО «Татнефть», ОАО «НГК «Славнефть», ОАО «РуссНефть», ОАО «Газпром», в том числе ОАО «Газпром нефть».

4. Анализ и прогноз развития российской и международной системы энергообеспечения указывают на дальнейшее увеличение в ближайшие десятилетия мирового потребления энергетических ресурсов, прежде всего, углеводородов

В рамках Энергетической стратегии России до 2020 г. стратегическими целями развития нефтегазовой промышленности являются: стабильное, бесперебойное и экономически эффективное удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на нефтегазовые продукты; развитие действующей Единой системы нефтегазового снабжения страны (ЕСГ) и ее расширение на Восток России.


Список литературы


  1. Булатова А. С. / Мировая экономика. – М: Экономистъ. – 2003. – 734с.

  2. Бункина М. К. / Национальная экономика. – М: Логос, Палеотип. – 2003. – 488с.

  3. Санченко П. В. / Национальная экономика. – М.: Экономист. – 2006. – 813с.

  4. Кузнецова Н. Г., Тоглова С. Г. / Национальная экономика. – М: ЮНИТИ - ДАНА. – 2009. – 359с.

  5. Современные тенденции в регулировании нефтегазового комплекса. – [http://www.oilforum.ru/topic/11365]

  6. Государство и отрасль: владеть или регулировать. – [http://www.rfu.ru/russian/docs/docs_one.asp?id=491&genid=110000]






Похожие:

Тюменский государственный университет iconЗакончила Тюменский государственный университет, математический факультет
Формирование мотивационно-ценностной ориентации у учащихся на занятиях математики
Тюменский государственный университет iconФгбоу впо «пятигорский государственный лингвистический университет» «Университет, открывающий и преобразующий мир!»
Широко известный в России и за рубежом Пятигорский государственный лингвистический университет объявляет набор на обучение в 2013...
Тюменский государственный университет iconАвтономное образовательное учреждение
«Тюменский областной государственный институт развития регионального образования»
Тюменский государственный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации российский государственный торгово-экономический университет (Оренбургский филиал ргтэу)
Российский государственный торгово-экономический университет (г. Москва) на базе
Тюменский государственный университет iconВысшего профессионального образования алтайский государственный университет
Алтайский государственный университет входит в группу ведущих классических университетов России. Физико-технический факультет университета...
Тюменский государственный университет iconВоенные учебные заведения Республики Беларусь. Тест 11 кл
...
Тюменский государственный университет iconПравила приема граждан в Саратовский государственный социально-экономический университет на 2011/2012 учебный год Шифр документа Пр 01. 08-2011
Разработано государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Саратовский государственный социально-экономический...
Тюменский государственный университет iconПравила приема граждан в Саратовский государственный социально-экономический университет на 2012/2013 учебный год Шифр документа Пр 01. 08-2012
Разработано федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Саратовский...
Тюменский государственный университет iconПравила приема в Казанский государственный технологический университет в 2011 году I общие положения
Настоящие правила приема в Казанский государственный технологический университет (кгту) составлены на основании
Тюменский государственный университет iconКрасноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого открывает набор на новые специальности: Специальность 040400. 65– «Социальная работа» Квалификация: Специалист по социальной работе
Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы