Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании обществознания 2010-2011 учебном году Нормативно-правовые документы icon

Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании обществознания 2010-2011 учебном году Нормативно-правовые документы



НазваниеМетодические рекомендации для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании обществознания 2010-2011 учебном году Нормативно-правовые документы
Дата конвертации23.11.2012
Размер120.2 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник

Методические рекомендации

для общеобразовательных учреждений Краснодарского края

о преподавании обществознания 2010-2011 учебном году


1.Нормативно-правовые документы


Преподавание предмета в 2010 – 2011 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами

1. Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

2. Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

3. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

4. Государственные образовательные стандарты общего образования (стандарты I поколения)– http://www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm

5. Федеральный государственный образовательный стандарт (стандарты II поколения) начального общего образования – http://standart.edu.ru

Ознакомиться с проектами федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) основного и среднего (полного) образования рекомендуем всем педагогическим работникам.


^ 2. Учебно-методическое обеспечение


2.1. Основная школа

Рекомендованными для общеобразовательных учреждений Краснодарского края являются:

Издательство «Просвещение»

1. Боголюбов Л.Н., Виноградова И.Д., Городецкая Н.И. Обществознание. 6 кл.

2. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. 7 кл.

3. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И. Обществознание 8 – 9 кл.

Издательство «Вентана - Граф»

1. Барабанов В.В., Насонова И.П. (под ред. Бордовакого Г.А.) Обществознание 6 кл.

2. Соболева О.Б., Корсун В.П. (под ред. Бордовакого Г.А.) Обществознание 7 кл.

3. Соболева О.Б., Чайка В.Н. (под ред. Бордовакого Г.А.) Обществознание 8 кл.

4. Насонова И.П. (под ред. Бордовакого Г.А.) Обществознание 9кл.

Полная информация – в письме ГОУ Краснодарского края ККИДППО от 29 января 2010 г. № 01-20/249 «Информация о приоритетных направлениях учебно-методического обеспечения образовательного процесса в ОУ края» (http://www.idppo.kubannet.ru/ru/structure/cathedra/3-12-07-02.html).

Полный перечень учебников, вошедших в Федеральный перечень учебников на 2010 – 2011 учебный год, представлен на странице сайта Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/6572

Подробная информация о рекомендуемых учебниках представлена на сайте «Всё об учебниках федеральных перечней» – http://fp.edu.ru/asp

При разработке рабочих программ и составлении календарно-тематического планирования необходимо руководствоваться письмом департамента образования и науки Краснодарского края от 6 апреля 2010г. № 47-3315/10-14 «О рекомендациях по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения».

В помощь учителю обществознания в преподавании предмета и подготовке к итоговой аттестации, выпущены следующие издания:

1. Т.И. Шаргородская «Вопросы обществознания в курсе кубановедения».

Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений. ОИПЦ «Перспективы образования» Краснодар, 2009 г.

2. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Обществознание. Основная школа./ Кишенкова О.В., Татур А.О. – М.: Интеллект-Центр, 2006

3. Обществознание. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме) Лазебникова А.Ю., Котова О.А. – М.: издательство «Экзамен», 2007.

Дополнительную информацию можно найти на сайте www.fipi.ru


Количество часов, предусмотренное для изучения обществознания в 6 – 9 классах в соответствии с федеральным БУП:

Наименования предмета

Классы

6

7

8

9

обществознание

1

1

1

1 (2)

Обращаем внимание на следующее. В 9 классе возможно выделение 2 часов в неделю (за счет 1 часа для организации информационной и профильной ориентации) в том случае, если общеобразовательное учреждение нуждается в дополнительном времени для обеспечения прохождения программы в соответствии с БУП – 2004 г.


Средняя (полная) школа


Рекомендованными для общеобразовательных учреждений Краснодарского края являются следующие учебники вошедшие в Федеральный перечень на 2010-2011 учебный год.

1 комплект. Изд-во «Просвещение»:

Боголюбов Л.Н., Аверьянов В.И., Городецкая Н.И. (под ред. Боголюбова Л.Н) Обществознание 10 кл.

Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И. (под ред. Боголюбова Л.Н) Обществознание 10 кл.

Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Иванова Л.Ф. Обществознание 11 кл., (10-11 кл)

2 комплект. Изд-во «Вентана-Граф»:

Салыгин Е.Н., Салыгина Ю.Г. Обществозание 10 кл.

Салыгин Е.Н., Салыгина Ю.Г. Обществозание 11 кл.

Средняя (полная) школа (включая экономику и право) профильный уровень:

Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. (под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебникова А.Ю) Обществознание 10 кл.

Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т. Обществознание 11 кл.

Право

1 комплект «Русское Слово»:

Певцова Е.А. Право (базовый и профильный уровни) для 10 кл.

Певцова Е.А. Право (базовый и профильный уровни) для 11 кл.

2 комплект «Просвещение»:

Боголюбов Л.Н. , Лукшева Е.А., Маутвеев А.И. (под ред. Боголюбова Л.Н). Право (профильный уровни) для 10 кл.

Боголюбов Л.Н., Лукшева Е.А., Маутвеев А.И. (под ред. Боголюбова Л.Н). Право (профильный уровни) для 11 кл.

Экономика

1 комплект «Вита-Пресс»:

Автономов В.С. Экономика (базовый уровень) 10 – 11 кл.

Липсиц И.В. Экономика (базовый уровень) 10-11 кл.

Иванов С.И., Шереметова В.В., Скляр М.А. и др. (профильный уровень). 10 – 11 кл.

2 комплект «Вита-Пресс»:

Иванов С.И., Шереметова В.В., Скляр М.А. и др. (профильный уровень). 10-11 кл

Полная информация – в письме ГОУ Краснодарского края ККИДППО от 29 января 2010 г. № 01-20/249 «Информация о приоритетных направлениях учебно-методического обеспечения образовательного процесса в ОУ Краснодарского края» (http://www.idppo.kubannet.ru/ru/structure/cathedra/3-12-07-02.html).

Полный перечень учебников, вошедших в Федеральный перечень учебников на 2010 – 2011 учебный год, представлен на странице сайта Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/6572

Подробная информация о рекомендуемых учебниках представлена на сайте «Всё об учебниках федеральных перечней» – http://fp.edu.ru/asp

При разработке рабочих программ и составлении календарно-тематического планирования необходимо руководствоваться письмом департамента образования и науки Краснодарского края от 6 апреля 2010г. № 47-3315/10-14 «О рекомендациях по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения».

В помощь учителю обществознания в преподавании предмета и подготовки к итоговой аттестации выпущены следующие издания:

  1. ЕГЭ-2009. Обществознание: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных / ФИПИ авторы-составители: Рутковская Е.Л., Котова О.А., Лискова Т.Е., Кишенкова О.В.,. Королькова Е.С. М.: Эксмо, 2008.

  2. Единый государственный экзамен 2009. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: Котова О.А.,. Лискова Т.Е, Рутковская Е.Л. – М.: Интеллект-Центр, 2009.

  3. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Котова О.А.,. Лискова Т.Е - М.: Астрель, 2009.

  4. ЕГЭ-2009: Обществознание/ФИПИ авторы-составители: Лискова Т.Е., Котова О.А – М.: Астрель, 2008.

Дополнительную информацию можно найти на сайте ФИПИ www.fipi.ru.

При выборе профиля рекомендуем руководствоваться Приказом департамента Краснодарского края от 21 декабря 2009 г. № 4070 «Об определении перечня профилей открываемых в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края в 2010-2011 гг, и предметах по выбору для сдачи экзаменов в ходе государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов, проводимой территориальными экзаменационными комиссиями».

Количество часов, предусмотренное для изучения обществознания в 10-11 классах в соответствии с федеральным БУП следующее:


Наименование уровня, профиля

Предмет

Средняя (полная) школа (часы в неделю)

10 кл.

11 кл.

Базовый уровень

обществознание

2

2

Профильный уровень

Социально-экономический

обществознание

3

3

экономика

3

3

право

2

2

Социально- гуманитарный

обществознание

3

3

право

2

2


^ 3. Особенности преподавания обществознания в 2010-2011 учебном году.


Обращаем Ваше внимание, что государственный стандарт незначительно изменил базовое содержание курса обществознания, но, тем не менее, необходимо пересмотреть сам принцип учебной литературы и утвердить концепцию «открытого учебника», принципа вариативного использования учебно-методических материалов, интеграции разнообразных средств и форм учебного процесса. Успешное формирование информационно - коммуникативной и познавательной компетенции невозможно без свободного поиска информации, без анализа, критики мнений и суждений. Эти проблемы не могут быть решены только за счет содержания учебников. Учебник, естественно, сохранит ключевую роль в информационном обеспечении учебного процесса, однако, насущной задачей является использование вариативной ресурсной базы обществоведческого образования, а именно использование электронных носителей информации, комплекса информационно- справочных материалов, использование электронных библиотек, в которые входят тематические базы данных, тесты из научных и научно-популярных изданий, таблицы, схемы, диаграммы, графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы. Формирование электронных библиотек даст возможность осуществить преподавание на основе федерального компонента государственного стандарта образования.

Обращаем Ваше внимание на примерные программы основного и среднего общего образования, которые размещены на сайте Федерального агентства по образованию РФ: www.td.gov.ru в разделе «Методическое обеспечение» Примерные программы для основной школы, старшей базовой и старшей профильной школы составлены на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Примерные программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение часов по разделам курса, определяют минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися. Примерная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитании и развитии учащихся, средствами данного учебного предмета. Данная программа может использоваться в качестве рабочей программы при тематическом планировании курса учителем.

По усмотрению образовательного учреждения и учителя могут использоваться авторские программы, которые идут в комплекте к учебникам обществознания, являясь частью авторского УМК.

В рамках реализации практической части программы рекомендуем обратить внимание на следующие особенности:

В целях обеспечения дифференцированной подготовки, целесообразно проводить в выпускных классах диагностирующее тематическое и промежуточное тестирование (по завершению изучения тем и крупных разделов), при этом результаты выполнения работ каждым учащимся сравнивать и фиксировать динамику освоения как знаний, так и умений (способов деятельности). Полезны также систематическое проведение и оценка выполнения индивидуальных работ по отдельным заданиям на каждый из проверяемых на экзамене способов деятельности. Такой промежуточный контроль призван диагностировать как состояние знаний по изученному материалу, так и степень сформированности проверяемых умений в целом или определенных умений на основе выполнения совокупности заданий, соответствующих определенному способу деятельности. Например, сравнения социальных объектов путем заполнения таблиц, конкретизации теоретических положений с помощью примеров, анализа и интерпретации текста как источника информации и т.д.

Особое внимание следует уделить заданиям на анализ и интерпретацию текста, предполагающих умение осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов.


  1. ^ Рекомендации по работе с одаренными детьми

в рамках преподавания обществознания в 2010 – 2011 учебном году


Для одаренных детей предлагается проведение спецкурсов в рамках углубленного изучения предмета обществознание на основе, разработанной преподавателем программы. Используемые технологии изучения спецкурса формируют самостоятельность при подготовки домашних заданий, предполагают обращение к дополнительному списку литературы, научного и публицистического характера. Целью спецкурсов является освоение методов и приемов, свойственных для системы высшего образования, которые обеспечивают успешную адаптацию тем, кто намерен поступать в ВУЗ. Темы спецкурсов: «Гражданское общество как пространство формирования гражданина», «Основы местного самоуправления», «Правонарушение и юридические факты».

Рекомендуем осуществлять взаимодействие с Краевым центром дополнительного образования для детей (г. Краснодар, ул. Красная, 76), а также (для города Краснодара) – с Центром дополнительного образования для детей «Малая академия» (г. Краснодар, ул. Чапаева, 85/1, тел. 259-45-03, 255-53-36).

В данных учреждениях не только проводятся занятия с одарёнными детьми, но и осуществляется помощь в подготовке к конкурсу научно-исследовательских проектов учащихся «Эврика».


^ 5. Предпрофильное обучение


Целью предпрофильной подготовки является активизация учебной деятельности, которая обеспечивает успешность познавательной деятельности и осмысленное освоение новых знаний.

Предлагается проведение элективного курса «Право. Основы правовой культуры» (Е.А. Певцова «Право. Основы правовой культуры» 9 кл., издат. Русское слово; «Основы предпринимательской деятельности» (учебные материалы КубГУ, Краснодар, 2008)


^ 6. Использование оборудования для оснащения кабинета обществознания в 2010-2011 учебном году.

Перечень оборудования для оснащения кабинета содержится в письме Министерства образования и науки РФ № 03-417 от 1 апреля 2005г. «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».

В целях рационального использования оборудования в кабинете обществознания, повышения качества преподавания необходимо учитывать следующее:

1. Помещение кабинета обществознания должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологическим правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02).

2. Необходимо иметь:

- комплект «Государственные символы РФ».

- Конституцию РФ.

- учебный словарь по обществознанию для основной школы.

- учебный словарь по обществознанию для старшей школы.

- справочные пособия (энциклопедии, словари по экономике, праву, социологии, философии, политологии, демографии, социальной психологии).

- таблицы, схемы, диаграммы, графики, могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и электронных носителях.

- мультимедийные обучающие программы и электронные учебники, презентации по основным разделам обществознания, электронные библиотеки, включающие комплекс информационно-справочных материалов.

Желательно наличие технических средств обучения: аудиторной доски с магнитной поверхностью и набором приспособлений для набора карт и таблиц, экспозиционного экрана и мультимедийного комплекса с графической операционной системой, с возможностью подключения к интернету.


Заведующий кафедрой обществоведческих

дисциплин, канд. ист. наук, доцент

Л.М. Галутво


Старший преподаватель кафедры обществоведческих дисциплин


Н.Ю. Голикова




Похожие:

Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании обществознания 2010-2011 учебном году Нормативно-правовые документы iconМетодические рекомендации для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании литературы в 2010- 2011 учебном году Нормативно-правовые документы
...
Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании обществознания 2010-2011 учебном году Нормативно-правовые документы iconМетодические рекомендации для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании музыки в 2010- 2011 учебном году Нормативно-правовые документы
...
Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании обществознания 2010-2011 учебном году Нормативно-правовые документы iconМетодические рекомендации для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании экономики в 2010- 2011 учебном году Нормативно-правовые документы
...
Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании обществознания 2010-2011 учебном году Нормативно-правовые документы iconМетодические рекомендации для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании биологии в 2010 2011 учебном году Нормативно-правовые документы
...
Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании обществознания 2010-2011 учебном году Нормативно-правовые документы iconМетодические рекомендации для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании экологии в 2010- 2011 учебном году Нормативно-правовые документы
...
Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании обществознания 2010-2011 учебном году Нормативно-правовые документы iconМетодические рекомендации для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании химии в 2010-2011 учебном году Нормативно-правовые документы
...
Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании обществознания 2010-2011 учебном году Нормативно-правовые документы iconМетодические рекомендации для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании физики в 2010- 2011 учебном году Нормативно-правовые документы
...
Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании обществознания 2010-2011 учебном году Нормативно-правовые документы iconМетодические рекомендации для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании технологии 2010-2011 учебном году Нормативно-правовые документы
...
Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании обществознания 2010-2011 учебном году Нормативно-правовые документы iconМетодические рекомендации для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании истории в 2010- 2011 учебном году Нормативно-правовые документы
...
Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании обществознания 2010-2011 учебном году Нормативно-правовые документы iconМетодические рекомендации для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании обж в 2010 2011 учебном году Нормативно-правовые документы
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы