Программа по созданию условий для адаптации первоклассников. Диагностика учащихся. Анкета для родителей первоклассников icon

Программа по созданию условий для адаптации первоклассников. Диагностика учащихся. Анкета для родителей первоклассников



НазваниеПрограмма по созданию условий для адаптации первоклассников. Диагностика учащихся. Анкета для родителей первоклассников
Дата конвертации23.11.2012
Размер56.94 Kb.
ТипПрограмма
источник

Уважаемые коллеги!

Начался новый учебный год и в школу пришли первоклассники. Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Поступление в школу вносит большие перемены в жизни ребенка. Наша задача помочь первоклассникам пройти психосоциальную адаптацию.

С этой целью на сайте будет выставлен методический материал « В первом классе – без проблем»:

  • Причины школьной дезадаптации.

  • Общие рекомендации по адаптации первоклассников.

  • Программа по созданию условий для адаптации первоклассников.

  • Диагностика учащихся.

  • Анкета для родителей первоклассников.

  • Методика «Первое впечатление» (схема наблюдения за ребенком от 6 до 12 лет)

  • Диагностические методы изучения настроения учащихся, их отношения к учебе.


Успешность и безболезненность адаптации ребенка к школе связаны с его социально-психологической и физиологической готовностью к началу систематического обучения.


^ Основные причины школьной дезадаптации.

.

1

Несформированность «внутренней позиции школьника»

О «внутренней позиции школьника» можно говорить только тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу. У половины детей, поступающих в школу, эта позиция еще не сформирована. Особенно актуальна данная проблема для шестилеток. У них чаще, чем у семилеток, затруднено формирование « чувства необходимости учения», они менее ориентированы на общепринятые формы поведения в школе. Нужно помочь ребенку, сталкивающемуся с трудностями, принять «позицию школьника»: чаще ненавязчиво беседовать о том, зачем нужно учиться, почему в школе именно такие правила, что будет, если никто не станет их соблюдать.

2

^ Слабое развитие произвольности

Одна из основных причин неуспеваемости в первом классе. Трудность заключается в том, что, с одной стороны, произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста, развивающимся внутри учебной ( ведущей) деятельности этого возраста, а , с другой стороны, слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе. Анализируя предпосылки, необходимые для успешного овладения учебной деятельностью, Д.Б.Эльконин и его сотрудники выделили следующие параметры:

-умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

-умение ориентироваться на заданную систему требований;

-умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

-умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

3

^ Недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации

Учебная мотивация складывается из познавательных и социальных мотивов учения, а также мотивов достижения. Учебная мотивация обеспечивает необходимый уровень произвольности.

4

^ Подчинение новым правилам школьной жизни

Приводит к повышению психологического напряжения. Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность. Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Успешность такой адаптации во многом зависит от сформированности

« внутренней позиции школьника» т учебной мотивации.

5

^ Общение с учителем

Именно в сфере общения ребенка со взрослым к концу дошкольного возраста происходят существенные изменения. Если попытаться обозначить их одним словом, то это будет произвольность. К началу обучения в школе в общении со взрослым дети становятся способными опираться не на личный ситуативный опыт, а на все то содержание, которое создает контекст общения, понимание позиции взрослого и смысла вопросов учителя.

Именно эти черты необходимы ребенку для принятия учебной задачи – одного из важнейших компонентов учебной деятельности.

6

^ Недостаточно развита способность к взаимодействию с другими детьми

Психические функции сначала складываются в коллективе в виде отношений детей, а затем становятся функциями психики индивида. Только соответствующий уровень развития общения ребенка со сверстниками позволяет адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности. Общение со сверстником теснейшим образом связано с таким важнейшим элементом учебной деятельности, как учебное действие.

7

^ Специфическое отношение к себе, своим возможностям и способностям, к своей деятельности и ее результатам

Учебная деятельность предполагает высокий уровень контроля, который должен базироваться на адекватной оценке своих действий и возможностей. Для того чтобы ребенок был способен лучше адаптироваться к изменившимся условиям его жизни, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с отрицательной самооценкой склонны в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, эти дети хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением, испытывают трудности в овладении знаниями.

8

^ Завышенные требования со стороны родителей

Отрицательно влияют на адаптацию ребенка к школе. Нормальные средние успехи ребенка воспринимаются родителями как неудача. Реальные достижения не учитываются, оцениваются низко. В результате у младшего школьника растет тревожность, падает стремление к достижению успеха, уверенность в себе, формируется низкая самооценка, которая закрепляется низкой оценкой окружающих. Часто родители, пытаясь преодолеть трудности, добиться лучших результатов, увеличивают нагрузки, устраивают ежедневные дополнительные занятия, заставляют по несколько раз переписывать задания, чрезмерно контролируют ребенка. Это приводит к еще большему торможению развития.

9

^ Состояние здоровья и уровень физиологического развития

Организм должен быть функционально готов, то есть развитие отдельных органов и систем должно достичь такого уровня, чтобы адекватно реагировать на воздействия внешней среды.


10

^ Соматически ослабленные дети


Дети с синдромом дефицита внимания

( гиперактивные)


Леворукие дети

Начинают болеть уже в первый месяц обучения, не выдерживая школьную нагрузку. Низкая работоспособность, повышенная утомляемость

Для них характерна чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание. У мальчиков встречается чаще, чем у девочек.


Плохо срисовывают изображения, имеют плохой почерк, не могут держать строчку. Для них характерны: искажение формы, зеркальность письма, пропуск и перестановка букв при письме, сниженная способность зрительно-двигательной координации.



11

^ Нарушение эмоционально-волевой сферы

Это агрессивные, эмоционально расторможенные, застенчивые, тревожные, замкнутые дети. Неумение младшего школьника понимать свое и чужое эмоциональное состояние, контролировать свои эмоции и управлять поведением, приемлемыми способами выражать свои чувства, конструктивно решать возникающие на жизненном пути проблемы, конфликтные ситуации- все это может привести к трудностям в эмоциональном и коммуникативном развитии, к ухудшению психологического и психического здоровья.

12

Тревожность

Сформированная в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов, отрицательно влияет и на учебную деятельность, и на отношения со сверстниками.




Похожие:

Программа по созданию условий для адаптации первоклассников. Диагностика учащихся. Анкета для родителей первоклассников iconПрограмма по созданию условий для адаптации первоклассников
Работа сотрудников учебного заведения по адаптации первоклассников к школе должна быть системной, комплексной; все участники этого...
Программа по созданию условий для адаптации первоклассников. Диагностика учащихся. Анкета для родителей первоклассников iconАнкета для учителя, анкета для родителей и карта первоклассника: И. В. Ермакова, к псих н., О. В. Даниленко
В 2010/2011 учебном году проводится Диагностика1 готовности первоклассников к обучению в начальной школе
Программа по созданию условий для адаптации первоклассников. Диагностика учащихся. Анкета для родителей первоклассников iconДокументи
1. /анкеты для учащихся/АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.doc
2. /анкеты...

Программа по созданию условий для адаптации первоклассников. Диагностика учащихся. Анкета для родителей первоклассников iconДокументи
1. /для родителей первоклассников/готов ли ваш ребенок в школу.doc
2. /для...

Программа по созданию условий для адаптации первоклассников. Диагностика учащихся. Анкета для родителей первоклассников iconИнформация для родителей первоклассников Восемь причин тревоги у первоклассников
...
Программа по созданию условий для адаптации первоклассников. Диагностика учащихся. Анкета для родителей первоклассников iconАнкета для родителей будущих первоклассников является ли наша школа для Вас окончательным выбором?
Что является для Вас приоритетным при выборе образовательного учреждения для Ваших детей?
Программа по созданию условий для адаптации первоклассников. Диагностика учащихся. Анкета для родителей первоклассников iconПамятка для родителей первоклассников
К процессу обучения в школе должны быть готовы как первоклассники, так и их родители. Главная забота родителей — поддержание и развитие...
Программа по созданию условий для адаптации первоклассников. Диагностика учащихся. Анкета для родителей первоклассников iconРабочая программа (дополнительное образование) Литературный кружок «В гостях у сказки» для учащихся 7-8 лет
Цель: формирование первоклассников как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно...
Программа по созданию условий для адаптации первоклассников. Диагностика учащихся. Анкета для родителей первоклассников iconАнкета для родителей будущих первоклассников
Знаете ли Вы о введении фгос начального общего образования с 1 сентября 2011 года?
Программа по созданию условий для адаптации первоклассников. Диагностика учащихся. Анкета для родителей первоклассников iconАнкета для родителей будущих первоклассников
Знаете ли Вы о введении фгос начального общего образования с 1 сентября 2011 года?
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы