Технология развития критического мышления icon

Технология развития критического мышления



НазваниеТехнология развития критического мышления
Дата конвертации23.11.2012
Размер29.61 Kb.
ТипДокументы
источник

Технология развития критического мышления

Эта технология позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их работы с различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы учебника, видеофильмы, лекции учителя и т.д.). Мотивацию учащихся к изучению нового материала осуществляют, привлекая их к самостоятельному полаганию рефлексии, а также организуя коллективную, парную и индивидуальную самостоятельную деятельность на уроке. Использование данной технологии даёт возможность учесть индивидуальные особенности познавательных интересов учащихся, обучать каждого в зоне ближайшего развития. Данная технология универсальна, что позволяет эффективно использовать её любому учителю-предметнику. Она ориентирована на реальную учительскую практику, т.к. задействовано чтение и письмо - базовые процессы в любой образовательной деятельности. Она даёт возможность одновременного эффективного решения задач обучения и развития, гармоничного сочетания работы с текстом и общения (групповой работы).

Одна из основных целей технологии развития критического мышления - научить ученика самостоятельно мыслить, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового открыл он для себя.

Раскрывая особенности технологии развития критического мышления как интегративного способа обучения, Е. О. Галицких выделяет четыре существенных компонента группового задания для самостоятельной работы учащихся:

- оно содержит ситуацию выбора, которую делают учащиеся, ориентируясь на собственные ценности;

- предполагает смену ролевых позиций учащихся;

- настраивает на доверие участников группы друг к другу;

- выполняется приёмами, которыми человек пользуется постоянно (сравнение, систематизация, анализ, обобщение и др.).

Выполняя групповое задание, общаясь между собой, ученики участвуют в активном построении знаний, в добывании необходимой информации для решения проблемы. Школьники приобретают новое качество, характеризующее развитие интеллекта на новом этапе, - способность критически мыслить. Учёные-педагоги выделяют следующие признаки критического мышления:

- мышление продуктивное, в ходе которого формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком;

- самостоятельное, ответственное;

- аргументированное, поскольку убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения;

-многогранное, так как оно проявляется в умении рассматривать явления с разных сторон;

- индивидуальное, ибо оно формирует личностную культуру работы с информацией;

- социальную, поскольку работа осуществляется в парах, группах; основной приём взаимодействия – дискуссия.

^ Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы учителя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться. Эта модель описана С. И. Заир-Бек. Основу модели составляет трёхфазовый процесс: вызов-реализация смысла (осмысление содержания) – рефлексия (размышление).

^ Стадия вызова предназначена для того, чтобы настроить учащихся на достижение целей урока или его отдельного этапа. Им предлагается вернуться к уже накопленным знаниям по предложенной теме, даётся возможность проанализировать свои мнения или чувства относительно какого-то вопроса (явления), связанного с целями обучения. Стадия вызова логически приводит к следующей, содержательной, стадии.

На стадии реализации смысла (или стадии осмысления содержания) учащиеся занимаются новым материалом, которому посвящён урок. Они активно конструируют новую информацию и сами отслеживают этот процесс, устанавливают связи между приращенным или ранее усвоенным материалом. Именно на стадии реализации смысла идёт непосредственная работа с текстом – индивидуально, в парах, в малых группах или всем классом.

На стадии рефлексии учащимся предлагается проанализировать только что пройденный ими процесс усвоения нового содержания и само это содержание. Данная стадия предоставляет возможность оценить себя и товарищей в плане прирощенного знания; проанализировать процесс, методы и приёмы, которыми пользовались при обучении; определить области, где требуется дополнительная работа. Стадия рефлексии даёт реальную возможность и стимул вернуться к стадии реализации смысла, если ученик сам определил необходимость дальнейшей работы с текстом.




Похожие:

Технология развития критического мышления iconТехнология развития критического мышления
В данной методической разработке представлен опыт работы применения технологии развития критического мышления на уроках обж
Технология развития критического мышления iconТехнология развития критического мышления Зам директора по нмр
Очевидно, что эти умения должны формироваться в учебной среде, в том числе через технологию развития критического мышления
Технология развития критического мышления iconТехнология развития критического мышления
Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного...
Технология развития критического мышления iconТехнология развития критического мышления младших школьников на уроках математики Что означает критическое мышление?
Технология развития критического мышления младших школьников на уроках математики
Технология развития критического мышления iconВсякое благо тому, кто научился учиться. Менандр. Приглашаем зд по увр 5 декабря 2007г принять участие в работе семинара: «Технология развития критического мышления учащихся»
Приглашаем зд по увр 5 декабря 2007г принять участие в работе семинара: «Технология развития критического мышления учащихся»
Технология развития критического мышления iconТема самообразования «Технология развития критического мышления на уроках математики в 1 классе» учителя начальных классов Стасенко Г. Н

Технология развития критического мышления iconПриёмы технологии развития критического мышления в начальной школе
Сот) Технологии развития критического мышления (тркм), которая предусматривает аналогичные цели, задачи и результаты обучения в начальной...
Технология развития критического мышления iconПедагогическая технология Технология критического мышления

Технология развития критического мышления iconКласс 5 Тема: Основы проектирования. Проект «Игольница». Цель
План – конспект урока технологии (использована педагогическая технология «Теория развития критического мышления»)
Технология развития критического мышления iconТехнология развития критического мышления п. Ф. Каптерев ( 1849-1922 )
«создавать у ребенка такое мышление, посредством которого учащийся сам в состоянии вырабатывать субъективно новые знания»
Технология развития критического мышления iconТехнология развития критического мышления
Вариантов много. Тут и осознанное стремление отойти от привычных схем, и желание к самообразованию, и любопытство перед неизведанным....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы