Молодёжь и дети в годы Великой Отечественной войны icon

Молодёжь и дети в годы Великой Отечественной войны



НазваниеМолодёжь и дети в годы Великой Отечественной войны
Дата конвертации17.09.2012
Размер179.26 Kb.
ТипДокументы
источник


Отдел образования Мозырского райисполкома

Государственное учреждение образования

«Слободская средняя школа Мозырского района»


Молодёжь и дети

в годы Великой Отечественной войны





Никитина Ирина Владимировна

ученица 8 класса, 13 лет

Бобровник Татьяна Дмитриевна,

заместитель директора по УВР


АКТУАЛЬНОСТЬ


Вот пролетают за вехой вехи.

И мир уже в двадцать первом веке,

Но будут помнить потомки свято

Подвиг солдат века двадцатого!

Пусть память хранить помогут эти

И наших несколько

^ ШАГОВ К ПОБЕДЕ.


Патриотизм занимает особое место в системе общественного сознания, он составляет духовно-нравственную основу личности. Человек, лишённый патриотических чувств, становится чужаком в своём Отечестве.

Различают патриотизм как эмоционально-психологическое состояние и как активную деятельность.

Как эмоционально-психологическое, патриотизм – глубокое, возвышенное чувство любви к Отечеству, родному краю, осознание нераздельности, единства с Родиной.

Патриотическая деятельность: защита Отечества,

умение ставить интересы Отечества выше частных, готовность прийти стране на помощь в сложных условиях, самоотверженное, вплоть до самопожертвования, служение Родине.

На этапе развития Республики Беларусь как суверенного государства остро встаёт вопрос о патриотическом воспитании. Патриотизм выступает в качестве духовной основы возрождения Беларуси.

Без развитого патриотического чувства невозможно сохранить суверенитет Республики Беларусь, защитить национально-государственные интересы, добиться процветания.

«Мы уже как-то привыкли: чуть заговорим о молодёжи, сразу вспоминаем, что «молодёжь – наше будущее». Это стало штампом. Почему только будущее? Молодёжь – это и настоящее, и прошлое»

(из выступления Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.)

Поэтому, готовя, эту работу мы провели большую исследовательскую работу.

Как же жили тогда, дети войны?

Нам захотелось побольше узнать и составить цельное впечатление о детях военной поры.

Поставили перед собой задачу, выяснить какова роль молодёжи и детей в годы войны.

Для этого определили пути достижения поставленной цели.


1. Работа с документами.

2. Встреча с очевидцами.

3. Работа с литературой.


Особенно нас тронула коллективная книга «Никогда не забудем» об участии детей и молодёжи в годы Великой Отечественной войны. Это были дети нового советского поколения. Это горячие патриоты своей Родины, скромные герои, готовые отдать жизнь за свой народ, за свою Родину, за светлое и радостное детство.

Собранный материал показывает величие души и патриотизм всего народа в целом и в частности – его героических детей, смелых, находчивых, бесстрашных, твёрдых волей, мужественно переносящих неслыханные мучения, сильных своею верой в победу над врагом.


Казалось, было холодно цветам,

и от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

и пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

всего каких-то пять минут осталось!

Я о другом не пел бы ни о чем,

а славил бы всю жизнь свою дорогу,

когда б армейским скромным трубачом

я эти пять минут трубил тревогу.


Стих написан: 1943


Страничка 1.


Комсомольцы.


В первые же дни отечественной войны сотни тысяч молодых советских патриотов добровольно ушли сражаться против немецких оккупантов. Из среды молодежи в дни отечественной войны вышли замечательные герои, которые своим мужеством, железной стойкостью, беззаветной храбростью завоевали глубокую любовь и признание всего советского народа. И в первых рядах этих героев повсюду можно встретить комсомольцев.

За два года войны высокого звания Героев Советского Союза удостоены больше 400 комсомольцев и воспитанников комсомола. Сотни тысяч комсомольцев за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецкими захватчиками, награждены орденами и медалями Советского Союза.

Уже первые дни и месяцы сражений назвали имена героев. В ночь с 6 на 7 августа совершил свой бессмертный подвиг лётчик-комсомолец Виктор Талалихин. В 23 часа младший лейтенант Талалихин получил боевой приказ лететь в зону М. навстречу врагу. На высоте 4 тысячи метров истребитель заметил вражеский бомбардировщик, шедший курсом на Москву. Когда кончились патроны, младший лейтенант Талалихин направил свой самолёт в хвост к бомбардировщику и обрушился на него всей машиной. Фашистский ас нашел свою гибель в полях Подмосковья.

Чудеса храбрости и стойкости показали в Великой Отечественной войне наши разведчики, многим из которых не было и 20 лет. Николай Алексеев, 18-тилетним юношей ушёл на фронт. Воевал Николай в разведке, на его счету было 39 языков. 15 января 1945 г. его, раненного в бою под Варшавой, фашисты захватили в плен. А когда наши бойцы на следующий день выбили немцев с занимаемых рубежей, то обнаружили тело Николая со следами варварских пыток.

Раскалёнными штыками исколото всё тело, выжжена звезда на лбу, выколоты глаза… Но враг так и не добился от разведчика сведений. Звание Героя Советского Союза Николаю Алексееву было

присвоено посмертно.


Враги, чтоб заставить

Его говорить,

Огнём и железом пытали,

Но мужество воина

Им не сломить

Штыком из немецкой стали…

Наряду с мужчинами занимали место в боевом строю девушки. Крушили врага отважные танкисты Мария Октябрьская и Ирина Левченко, уничтожила несколько вражеских танков бронебойщица Люба Земскова, грозой для фашистов были летчицы Лилия Литвяк, Екатерина Буданова, Анна Егорова и др.

Комсомолка Катя Зеленко совершила воздушный таран. Нередко девушки становились комсомольскими вожаками в своих подразделениях.

Это Мария Батракова, которая увлекла за собой бойцов, попавших под сильный огонь противника; Людмила Вукулова и Нина Осипова, которая, закончив 10-й класс, добровольно пошла на фронт.

Никогда не должен быть предан забвению подвиг Зои Анатольевны Космодемьянской, партизанки, первой женщины – Героя Советского Союза в Великой Отечественной войне.

Она в октябре 1941 г. добровольцем ушла в партизанский отряд. В ноябре 1941 г., при выполнении задания, Космодемьянская была схвачена фашистами в деревне Петрищево Верейского района Московской области. Несмотря на зверские пытки, она отказалась дать сведения о партизанском отряде, скрыв своё настоящее имя, назвавшись Таней. 29 ноября 1941 г. З.Космодемьянская была публично повешена в деревне Петрищево.

На всех фронтах Великой Отечественной войны, в самом пекле боя можно было видеть девушек в белых халатах – санитарок, медсестёр, фельдшеров, врачей. Они сохранили жизнь тысячам советских бойцов, перевязывая их на поле боя, вынося в укрытия, доставляя в госпитали. Медсестра Вера Лебедева за боевые подвиги была награждена орденом Боевого Красного Знамени. Она прошла по фронтовым дорогам до полной победы.


Сестрёнка


Сражён свинцом на поле боя,

Упал на рыжую траву,

И вдруг увидел над собою

Очей девичьих синеву.

С бинтами надо мной склонилась

Из лазарета медсестра,

И сердце радостно забилось,

И стала боль не так остра.

Бинтуя, нежно попросила:

“Ну потерпи чуток, родной”,

И, словно в сказке оросила

Мои глаза живой водой.

Потом, как сонного, тащила

До ближней рощи – в лазарет.

Дивлюсь: бралась откуда сила

В неполных девятнадцать лет?

С тех пор прошло немало вёсен.

Но вижу, словно наяву,

Над рыжим полем неба просинь

И глаз девичьих синеву.


Сергей Гвоздев




Страничка 2.


Пионеры.


Во время Великой Отечественной войны против гитлеровских оккупантов действовала целая армия мальчишек и девчонок.

Только в оккупированной Белоруссии не менее 74500 мальчишек и девчонок, юношей и девушек воевали в партизанских отрядах.

В Большой Советской Энциклопедии написано, что в годы Великой Отечественной войны более 35 тыс. пионеров – юных защитников Родины - было награждено боевыми орденами и медалями.

Это было поразительное «движение»! Мальчишки и девчонки не дожидались, пока их «призовут» взрослые, – начали действовать с первых дней оккупации. Рисковали смертельно!

Так же и многие другие начинали действовать на свой страх и риск. Кто-то находил разбросанные с самолетов листовки и распространял их в своем райцентре или деревне.

Полоцкий мальчишка Леня Косач собрал на местах сражений 45 винтовок, 2 ручных пулемета, несколько корзин патронов и гранат и надежно спрятал все это; представился случай – передал партизанам. Таким же образом создавали для партизан арсеналы и сотни других ребят.

Двенадцатилетняя отличница Люба Морозова, немного зная немецкий, занималась «спецпропагандой» среди врагов, рассказывая им, как ей хорошо жилось до войны без «нового порядка» оккупантов. Солдаты нередко говорили ей, что она «красная до костей», и советовали попридержать язык, пока это для нее не закончилось плохо. Позже Люба стала партизанкой.

Одиннадцатилетний Толя Корнеев выкрал у немецкого офицера пистолет с патронами и стал искать людей, которые помогли бы ему выйти на партизан. Летом 1942 года мальчик преуспел в этом, встретив свою одноклассницу Олю Демеш, которая к тому времени уже была членом одного из отрядов. А когда в отряд старшие ребята привели 9-летнего Жору Юзова, и командир в шутку спросил: «А этого малого кто будет нянчить?», мальчишка, помимо пистолета, выложил перед ним четыре гранаты: «Вот кто меня будет нянчить!».


Опытный разведчик


В январе 1942 года один из партизанских отрядов, действовавших в Понизовском районе Смоленской области, был окружен гитлеровцами. Немцы, изрядно потрепанные в ходе контрнаступления советских войск под Москвой, сразу ликвидировать отряд не рискнули. Точными разведданными о его численности они не располагали, поэтому ждали подкрепления. Однако кольцо держали туго.

Партизаны ломали голову, как выйти из окружения. Кончалось продовольствие. И командир отряда запросил помощи у командования Красной Армии. В ответ по рации пришла шифровка, в которой сообщалось, что активными действиями войска помочь не смогут, но в отряд будет направлен опытный разведчик.

И действительно, в условленное время над лесом послышался шум моторов воздушного транспортника, и через несколько минут в расположении окруженных приземлился парашютист. Партизаны, принявшие небесного посланца, были немало удивлены, когда увидели перед собой… мальчишку.

– Это ты-то опытный разведчик? – спросил командир.

– Я. А что, не похож? – Парнишка был в форменном армейском бушлате, ватных штанах и шапке-ушанке со звездочкой. Красноармеец!

– Сколько же тебе лет? – все еще не мог прийти в себя от удивления командир.

– Скоро стукнет одиннадцать! – важно ответил «опытный разведчик».

Мальчика звали Юра Жданко. Родом он был из Витебска.

В июле 1941 года вездесущий пострел и знаток местных территорий показал отступающей советской части брод чрез Западную Двину. Вернуться домой он уже не смог – пока выступал в роли проводника, в родной город вошла гитлеровская бронетехника. И разведчики, которым было поручено сопроводить мальчика назад, взяли его с собой. Так он был зачислен воспитанником моторазведывательной роты 332-й стрелковой Ивановской дивизии им. М.Ф. Фрунзе.

К делам его поначалу не привлекали, но, от природы наблюдательный, глазастый и памятливый, он быстро уяснил азы рейдовой фронтовой науки и даже осмеливался давать взрослым советы. И его способности оценили. Его стали посылать за линию фронта. В деревнях он, переодевшись, с сумой за плечами просил милостыню, собирая сведения о расположении и численности вражеских гарнизонов.

Успел поучаствовать и в минировании стратегически важного моста. При взрыве красноармеец-минер был ранен, и Юра, оказав первую помощь, вывел его в расположение части. За что получил свою первую медаль «За отвагу».

…Лучшего разведчика, чтобы помочь партизанам, похоже, действительно было не найти.

– С парашютом вот только ты, пацан, не прыгал… – сокрушенно сказал начальник разведки.

– Два раза прыгал! – звонко возразил Юра. – Я сержанта упросил… он меня незаметно учил…

Все знали, что этот сержант и Юра были не разлей вода, и он мог, конечно, пойти на поводу у полкового любимца. Двигатели Ли-2 уже ревели, самолет был готов к разбегу, когда паренек признался, что с парашютом он, конечно, ни разу не прыгал:

– Сержант мне не разрешил, я только купол укладывать помогал. Покажите, как и за что дергать!

– Врал-то зачем?! – кричал на него инструктор. – На сержанта напраслину возводил.

– Думал, проверять будете… А не проверили бы: сержанта-то убили…

Благополучно прибыв в отряд, десятилетний витебчанин Юра Жданко сделал то, что не могли взрослые… Его переодели во все деревенское, и вскоре мальчишка пробрался в избу, где квартировал руководивший окружением немецкий офицер.

Гитлеровец обитал в доме некоего деда Власа. К нему-то под видом внука из райцентра и пришел юный разведчик, которому была поставлена довольно сложная задача – добыть у вражеского офицера документы с планами уничтожения окруженного отряда.

Удобный случай выпал только через несколько дней. Гитлеровец вышел из дома налегке, оставив ключ от сейфа в шинели…

Так документы оказались в отряде. А заодно Юра и деда Власа привел, убедив его, что оставаться в такой ситуации в доме нельзя.

В 1943 году Юра вывел из окружения регулярный батальон Красной Армии. Все разведчики, посланные, чтобы отыскать «коридор» для товарищей, погибли. Задание поручили Юре. Одному. И он нашел слабое место во вражеском кольце…

Стал орденоносцем Красной звезды.

Юрий Иванович Жданко, вспоминая свое военное детство, говорил, что он «играл в реальную войну, делал то, что не могли взрослые, и ситуаций, когда они что-то не могли, а я мог, было очень много».


Четырнадцатилетний спаситель военнопленных


14-летний минский подпольщик Володя Щербацевич был одним из первых подростков, кого немцы казнили за участие в подполье. Казнь его они запечатлели на фотопленку и распространили потом эти кадры по всему городу – в назидание другим...

Мать и сын Щербацевичи с первых дней оккупации белорусской столицы прятали у себя на квартире советских командиров, которым подпольщики время от времени устраивали побеги из лагеря военнопленных.

Ольга Федоровна была врачом и оказывала освобожденным медицинскую помощь, переодевала в гражданскую одежду, которую вместе с сыном Володей собирала у родственников и знакомых.

Из города удалось вывести уже несколько групп спасенных. Но однажды в пути, уже за городскими кварталами, одна из групп попала в лапы гестапо. Выданные предателем, сын и мать попали в фашистские застенки. Выдержали все пытки.

А 26 октября 1941 года в Минске появились первые виселицы. В этот день в последний раз, окруженный сворой автоматчиков, прошел по улицам родного города и Володя Щербацевич…

Репортаж его казни педантичные каратели запечатлели на фотопленке. И возможно, мы видим на ней первого юного героя, отдавшего свою жизнь за Родину во время Великой Отечественной войны.


Погибни, но отомсти


Вот еще один удивительный пример юного героизма из 1941-го…

Поселок Осинторф. В один из августовских дней гитлеровцы вместе со своими подручными из местных жителей - бургомистром, писарем и обер-полицейским - изнасиловали и зверски убили молодую учительницу Аню Лютову. В поселке к тому времени уже действовало молодежное подполье под руководством Славы Шмуглевского.

Ребята собрались и постановили: «Смерть предателям!» Исполнить приговор вызвались сам Слава, а также братья-подростки Миша и Женя Теленченко тринадцати и пятнадцати лет.

К тому времени у них уже был припрятан найденный в местах боевой пулемет. Действовали просто и прямо, по-мальчишески. Братья воспользовались тем, что мать в этот день ушла к родственникам и должна была вернуться только утром.

Пулемет установили на балконе квартиры и стали поджидать предателей, которые нередко проходили мимо. Не просчитались. Когда те приблизились, Слава начал стрелять в них почти в упор. Но одному из преступников – бургомистру - при этом удалось бежать. Он доложил по телефону в Оршу, что на поселок напал крупный партизанский отряд (пулемет – штука серьезная). Примчались машины с карателями. С помощью ищеек оружие быстро нашли: Миша и Женя не успев найти более надежного тайника, спрятали пулемет на чердаке своего же дома. Обоих арестовали.

Мальчиков жесточайше и долго пытали, но ни один из них не выдал врагу Славу Шмуглевского и других подпольщиков. Казнили братьев Теленченко в октябре.





Страничка 3.


^ ВОСПОМИНАНИЕ ДЕТЕЙ ТОЙ ПАРЫ!!!


МУЖЕСТВО

В начале войны мы выехали из Минска и поселились в посёлке Выжары Смиловичского сельсовета, Руденского района.

Отца моего немцы повесили ещё в сорок первом году. Потом забрали старшую сестру Раю и увезли неизвестно куда.

А сегодня схватили и маму. Я осталась одна. Что делать? И вот в окно увидела, как к хате подкатили сани, в которых сидело семеро полицаев. Один поманил меня пальцем

Меня привезли в Смиловичи и заперли в комнате, где уже сидела мама. Мама долго говорила, как мне держаться, что отвечать на допросе. «Отвечай на те вопросы, на которые можно. А насчёт партизан – ты ничего не видела и не слышала. Будут бить – не плачь, молчи».

Утром нас позвали на допрос. Надежды на освобождение не было. Мы стали ждать смерти.

На другой день из соседней камеры до нас донеслись злобные крики. Переборов страх, я прильнула к щёлке глазом.

В камере было пятеро: немецкий офицер, переводчик, два конвоира… Перед ними стоял молодой парень. Был он страшен: весь в крови, под глазами синяки, вместо одежды – лохмотья. Растрёпанные волосы спадали на лоб. За спиной у него, на двери, была вырезана пятиконечная звезда. Показывая на эту звезду, офицер через переводчика спрашивал:

- Зачем ты это сделал?

Юноша молчал…

Офицер кивнул солдатам. Те, как псы, подскочили к парню и схватили его за руки. Потом ударом сапога свалили его на пол и стали вырезать на плече звезду.

Юноша собрав последние силы, приподнялся на руках и негромко сказал : «Прощайте товарищи! Я умираю за Родину!»

Продержав два дня, нас выпустили. Мы вернулись в партизанский отряд.


Поля Николаева

(1933 год, Минск)


Как жгли Селючичи


Осенью 1942 года к нам в деревню приехали немцы и объявили, что будет собрание. Люди поверили и стали собираться в большой дом посреди деревни.

К нам в хату зашло несколько немцев. Они приказали всем собираться.

- Куда нас ведут? - спросила я у мамы.

- Убивать, - сквозь слёзы ответила она.

- Бегите детки!

Мы выскочили и бросились на огород, Сели в ямку и ждём.

Вижу, бежит мой старший брат Миша. Он подбежал к нам, схватил на руки Васю, и мы со всех ног помчались к соседской избе. Забились в угол.

Вечером из лесу пришёл отец. Мы узнали, что немцы подожгли дом, в котором собрались жители деревни. В огне сгорела моя мама, сестрички Маруся и Аня.

Катя Горбаль

(1934 год, Петриковский

район)


В Белоруссии уничтожено более 9 200 деревень, более чем в 600 из них убиты или сожжены

почти все жители, спаслись единицы.


Хатынь

Диана Калинина


Звонит Хатынь...

Дома в дыму, в сарае женщины и дети.

Живьём сжигали всю страну и стон стоял на всей планете.

И видел Бог, и слышал свет, как на "Голгофу" шли святые.

Так, где ж ты разум, дай ответ или вокруг одни слепые?

Ведь за Советскую же власть шли воевать и умирали,

Знать по душе она была, что умирая не сдавали.

Боролся с нечестью народ, как только мог, он Божий воин.

Звонит Хатынь и память жжёт, великой чести он достоин.

Непочитанье мудрецов и долг, который не оплачен,

Так убивают стариков, которым жить бы, жить иначе.

И в день Победы столько слёз, и стыд, и жалость-сердце плачет...

Ликует в праздник весь народ...

Звонит Хатынь и слёз не прячет.





День Победы. И в огнях салюта

Будто гром: - Запомните навек,

Что в сраженьях каждую минуту,

Да, буквально каждую минуту

Погибало десять человек!


Как понять и как осмыслить это:

Десять крепких, бодрых, молодых,

Полных веры, радости и света

И живых, отчаянно живых!


У любого где-то дом иль хата,

Где-то сад, река, знакомый смех,

Мать, жена... А если неженатый,

То девчонка - лучшая из всех.


На восьми фронтах моей отчизны

Уносил войны водоворот

Каждую минуту десять жизней,

Значит, каждый час уже шестьсот!..


И вот так четыре горьких года,

День за днем - невероятный счет!

Ради нашей чести и свободы

Все сумел и одолел народ.


Мир пришел как дождь, как чудеса,

Яркой синью душу опаля...

В вешний вечер, в птичьи голоса,

Облаков вздымая паруса,

Как корабль плывет моя Земля.


И сейчас мне обратиться хочется

К каждому, кто молод и горяч,

Кто б ты ни был: летчик или врач.

Педагог, студент или сверловщица...


Да, прекрасно думать о судьбе

Очень яркой, честной и красивой.

Но всегда ли мы к самим себе

Подлинно строги и справедливы?


Ведь, кружась меж планов и идей,

Мы нередко, честно говоря,

Тратим время попросту зазря

На десятки всяких мелочей.


На тряпье, на пустенькие книжки,

На раздоры, где не прав никто,

На танцульки, выпивки, страстишки,

Господи, да мало ли на что!


И неплохо б каждому из нас,

А ведь есть душа, наверно, в каждом,

Вспомнить вдруг о чем-то очень важном,

Самом нужном, может быть, сейчас.


И, сметя все мелкое, пустое,

Скинув скуку, черствость или лень,

Вспомнить вдруг о том, какой ценою

Куплен был наш каждый мирный день!


И, судьбу замешивая круто,

Чтоб любить, сражаться и мечтать,

Чем была оплачена минута,

Каждая-прекаждая минута,

Смеем ли мы это забывать?!


И, шагая за высокой новью,

Помните о том, что всякий час

Вечно смотрят с верой и любовью

Вслед вам те, кто жил во имя вас!


(Э. Асадов)


«Бывают минуты, в которых выражены вся сила, весь благородный порыв души человека. Минуты, стоящие долгой и большой жизни. Боевое товарищество, сознание долга перед Отчизной, жгучая ненависть к врагу – вот что рождает высокое чувство, когда человек, пренебрегая смертельной опасностью, идёт на самопожертвование».





Ссылки на литературные источники.


1-Ерёмин В.Г., Исаков П.Ф. Молодёжь в годы Великой Отечественной войне - М.:Мысль,1977

2-Ерёмин В.Г., Исаков П.Ф. Молодёжь в годы Великой Отечественной войне - М.:Мысль,1977

3-Эти детские военные годы. 1941-1945. Сб. документов и материалов. – Челябинск, 2000

4-Великая Отечественная война. 1941-1945

5-Советская энциклопедия, 1985

6-Алещенко Н. М. Во имя победы / Москва “Просвещение” 1985

7-Бурчик С. В. Подвиг переживёт века / Издательство – полиграфическое предприятие “Советская Сибирь” 1955

8- Виноградов И. В. Герои и судьбы / Лениздат 1988

9- Гришин В. Г. Великая Отечественная в письмах / Москва Издательство политической литературы 1983

10- Караев Владимир. В бою и труде. Подростки в Великой Отечественной войне / Москва “Молодая гвардия” 1982




Похожие:

Молодёжь и дети в годы Великой Отечественной войны iconПроект «Дети – герои Великой Отечественной войны» Разработчик проекта Булатова Альбина Александровна, заместитель директора по вр
Формирование целостного представления учащихся о детях-героях Великой отечественной войны
Молодёжь и дети в годы Великой Отечественной войны iconУрока «Муромцы в годы Великой Отечественной войны»
Цели и задачи: Показать, как Муромская земля помогала ковать победу над врагом. Организовать встречу с ветеранами Великой Отечественной...
Молодёжь и дети в годы Великой Отечественной войны iconОсновная часть Дергачи в годы Великой Отечественной войны
Этот поисковый материал я также использовала в своей работе. Сведения о ныне живущих ветеранах и инвалидах Великой Отечественной...
Молодёжь и дети в годы Великой Отечественной войны iconКонкурс рисунков «Сражения Великой Отечественной войны» 1-11 Классные руководители, Зюзина И. Е
Сочинения школьников «Молодежь Первомайского района в годы вов», «Письмо неизвестному солдату»
Молодёжь и дети в годы Великой Отечественной войны iconПлан мероприятий, посвященных 68-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Организация шефства по оказанию помощи инвалидам, ветеранам Великой Отечественной войны и вдовам участников Великой отечественной...
Молодёжь и дети в годы Великой Отечественной войны iconГоды военного лихолетья «Жизнь «Детей войны» во время Великой Отечественной войны»
Жизнь «Детей войны» Жигаловского района и их матерей в тылу во время Великой Отечественной войны
Молодёжь и дети в годы Великой Отечественной войны iconИсследовательская работа по воссозданию событий периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг в Амурском районе Хабаровского края
Развитие познавательной деятельности и интереса к жизни людей на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
Молодёжь и дети в годы Великой Отечественной войны icon«Красноярский край в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г г.» Общие положения
Городская открытая научно-практическая конференция «Красноярский край в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г г.»
Молодёжь и дети в годы Великой Отечественной войны iconТокарева Алена, ученица 9 класса
Мбоу оош с. Топлое Малосердобинского района приняли активное участие в межрайонной историко-патриотической конференции областного...
Молодёжь и дети в годы Великой Отечественной войны iconКоренной перелом в ходе Великой Отечественной войны
Великой Отечественной войны и его истоки; значение и значимость коренного перелома в ходе войны; познакомить старшеклассников со...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы