Руководитель Пискун Александр Владимирович, учитель биологии и химии диплом icon

Руководитель Пискун Александр Владимирович, учитель биологии и химии диплом



НазваниеРуководитель Пискун Александр Владимирович, учитель биологии и химии диплом
Дата конвертации17.09.2012
Размер41.94 Kb.
ТипДиплом
источник

Тезисы к научно-исследовательской работе «Использование пигментов растений в качестве кислотно-щелочных индикаторов»


Выполнили Кулиш Сергей, Мазуркевич Иван,

ученики 9 класса ГУО «Слободская средняя

общеобразовательная школа Мозырского района»

Гомельской области. 2009 г

Руководитель Пискун Александр Владимирович, учитель биологии и химии.

Диплом 2 степени областного этапа республиканского конкурса научно-исследовательских биолого-экологических работ


Цель работы: изучить пигменты некоторых растений и возможность их использования в качестве кислотно-щелочных индикаторов и красящих веществ.


Задачи: исследовать растения для получения водных растворов пигментов; проверить изменение окраски пигментов растений при изменении кислотно-основных свойств раствора; создать мультимедийный продукт для его дальнейшего использования на факультативных занятиях и уроках химии.


^ Актуальность работы. Получение простых, дешевых, доступных для каждого ученика индикаторов.


В качестве объекта исследования использовались растения пришкольного учебно-опытного участка, дендрария, коллекция комнатных растений кабинета. Исследования проводились в кабинете химии и биологии Слободской средней общеобразовательной школы Мозырского района.


Рассмотрены история открытия, классификация индикаторов и кислотно-щелочные индикаторы, физическая природа окраски вещества и пигменты растений флавоноиды, каратиноиды, бетацианины.


^ Методика исследования. Нами использовался поисково-аналитический метод исследований. Собирали ярко окрашенные части органов растений, Уточняли их видовые названия. Сырьё очищали от посторонних примесей. Растирали в ступке. Добавляли 10-11 мл воды. Настаивали при помешивании 5 минут. Фильтрат сливали в три пробирки по 3-4 мл. В первую пробирку добавляли 1 каплю 5% соляной кислоты HCl, вторая пробирка контрольная, в третью – добавляли 1 каплю 5% раствора щелочи NaOH . Пробирки взбалтывали, ставили в штатив и через 1-2 минуты фотографировали (рис. 11). Результаты исследования фиксировали в журнал.


^ Результаты и обсуждение

В результате нами установлено, что окраска растительных пигментов под действием кислот и щелочей изменяется в зависимости от вида растения и окраски исходных пигментов. Это растения, которые содержат антоцианидины (петунидин петунии гибридной, пеларгонидин герани лесной и др.) и бетацианины (бетацианин свёклы обыкновенной).


Каротиноиды моркови обыкновенной практически не дают изменения окраски при изменении кислотности. А поскольку исследованные пигменты эшшольции калифорнийской, календулы лекарственной и хризантемы посевной весьма сходны по окраске с пигментами моркови и также как морковь не изменили окраску при изменении кислотности, то мы можем предположить, что их окраска также обусловлена каротиноидами. Каротиноиды непригодны в качестве кислотно-щелочных индикаторов.


^ Практическая значимость проведенных нами исследований заключается и в том, что:

1. Растительные пигменты как кислотно-щелочные индикаторы доступны для каждого учащегося и могут быть получены и применяться:

- во время проведения опытов в школьной лаборатории,

- для домашних химических экспериментов,

- для исследований в полевых условиях,

- для демонстрации забавных опытов и фокусов.

2. Водный кислотно-щелочной индикатор из отцветающих растений, плодов или корнеплодов легко приготовить. Этим мы:

- экономим финансовые средства школ;

- избегаем загрязнения окружающей среды от загрязнения синтетическими химическими реактивами, т.к. растительные индикаторы естественны для среды;

- спасаем среду от загрязнений возникающих при работе химического производства по выпуску индикаторов.

3. Перспективы для дальнейших исследований - получение универсальных индикаторов для школы на основе смешивания (комбинирования) исходных водных вытяжек пигментов растений. Они могут дать очень четкие изменения окраски в зависимости от кислотности раствора. Пигменты растений можно исследовать на возможность применения в качестве полезных для человека пищевых красителей.

4. Практическим итогом нашей научно-исследовательской работы является презентация в среде MS Power Point для факультативных занятий и уроков химии «Индикаторы и красители из пигментов растений нашей школы».


Заключение

1. Нами получено 14 водных вытяжек пигментов из окрашенных частей растений.

2. При изменении кислотности раствора 79% исследованных вытяжек пигментов растений изменяют свою окраску и могут служить кислотно-щелочными индикаторами.

3. Пигменты бордовых лепестков венчика гибискуса китайского, синих лепестков венчика петунии гибридной, красных лепестков венчика герани лесной, красных листьев колеуса Блюме являются универсальными индикаторами, пригодными как для определения кислой, так и щелочной среды раствора. Лучшим индикатором, способным заменить лакмус в школьной химической лаборатории, является водная вытяжка из красных лепестков венчика герани лесной.

4.Оранжевые лепестки венчика тагетеса прямостоячего, лиловые лепестки сенполии фиалкоцветной, корнеплоды свёклы обыкновенной послужат сырьем только для индикаторов щелочей. Пигменты, полученные из них, не изменяют окраску в кислой среде.

5. Пигменты, полученные из шалфея сверкающего и астры кустарниковой, мало пригодны для использования в качестве кислотно-щелочных индикаторов, но при необходимости их можно использовать. Они изменяют окраску незначительно.

6. Индикаторы полученные из лепестков венчика Гибискуса китайского и петунии гибридной в щелочной среде дают неустойчивую изумрудно-зеленую окраску, которая в течении десятков секунд или нескольких минут переходит в желто-бурую или бурую.

7. Пигменты корнеплодов моркови обыкновенной, желтые цветки хризантемы посевной, оранжевые цветки календулы лекарственной и эшшольции калифорнийской имеют устойчивую окраску, могут использоваться как стойкий краситель, но непригодны для использования в качестве индикаторов кислотности среды.




Похожие:

Руководитель Пискун Александр Владимирович, учитель биологии и химии диплом iconРуководитель Пискун Александр Владимирович, учитель биологии и химии диплом
Актуальность исследования. Сложные эфиры широко используются в практической деятельности человека. Важно знать современные способы...
Руководитель Пискун Александр Владимирович, учитель биологии и химии диплом iconШило Нина Сергеевна, Никитина Ирина Владимировна, 7 класс, 2010 г. Руководитель Пискун Александр Владимирович гуо «Слободская средняя школа Мозырского района». диплом
Только там, в условиях невесомости и космической радиации, возможно создание некоторых новых сортов растений получение «космических...
Руководитель Пискун Александр Владимирович, учитель биологии и химии диплом iconРайонное методическое объединение учителей биологии и химии в него входят 13 человек
Вотинова Марина Петровна- учитель биологии и химии моу посш и по совместительству учитель химии в моу босш. Стаж работы 1 год. Тема...
Руководитель Пискун Александр Владимирович, учитель биологии и химии диплом iconСоискатель гранта «Лучший педагог дополнительного образования»
Учитель химии и биологии, руководитель клуба «Эколог». Аттестация на высшую квалификационную категорию пройдена в 2010 году. Учитель...
Руководитель Пискун Александр Владимирович, учитель биологии и химии диплом iconБесчетнов Александр Владимирович родился 4 марта 1951 года в семье колхозников: Владимира Петровича и Клавдии Ивановны. Семья была многодетная. Саше приходилось няньчить младших братьев и сестренку
Но посеять первый раз свою землю ему не удалось: 7 марта 1992 года Александр Владимирович скончался. Всю свою короткую жизнь Александр...
Руководитель Пискун Александр Владимирович, учитель биологии и химии диплом iconРеферат по биологии «Великий русский селекционер Иван Владимирович Мичурин» Щетинина Алена
Вязикова Валентина Анатольевна, учитель биологии, высшая категория
Руководитель Пискун Александр Владимирович, учитель биологии и химии диплом iconБюллетень о проведении Недели биологии химии
В школе с 22 по 26 октября 2012 года проводилась Неделя биологии-химии. В подготовке и проведении Недели большая работа проделана...
Руководитель Пискун Александр Владимирович, учитель биологии и химии диплом iconЗаволипенский Александр Иванович, учитель биологии и химии моу «Новосергиевская средняя общеобразовательная школа №2»
Портфолио учителя, в широком смысле этого слова, это способ фиксирования, накопления и, самое главное, на мой взгляд, рефлексии собственных...
Руководитель Пискун Александр Владимирович, учитель биологии и химии диплом iconРабочая программа по химии 9 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
Примерной программы основного общего образования по химии, Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений...
Руководитель Пискун Александр Владимирович, учитель биологии и химии диплом iconТлустенко Александр Владимирович. После осмотра внешнего вида, опроса жалоб, предложений и заявлений, слово было предоставлено Дуркиной Ольге Васильевне, которая сделала небольшой экскурс в историю выборов в нашей стране, рассказ
Короворучейской школы. Это представитель компании «лукойл-коми» в Усть –Цилемском районе, Воробьёва Надежда Фёдоровна, председатель...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы