Тема урока: Контрольно-измерительные инструменты Цели icon

Тема урока: Контрольно-измерительные инструменты Цели



НазваниеТема урока: Контрольно-измерительные инструменты Цели
Дата конвертации17.09.2012
Размер69.26 Kb.
ТипУрок
источник

Тема урока: Контрольно-измерительные инструменты

Цели: Изучить контрольно-измерительные инструменты; на­значение и устройство штангенциркуля; правила безо­пасной работы. Ознакомить с профессиями в металлообрабатывающей промышленности. Сформировать уме­ния и навыки измерять детали штангенциркулем.

Ход урока:

  1. Организационная часть

    1. Приветствие учащихся и проверка посещаемости.

    2. Проверка рабочей одежды и готовности к занятию.

    3. Назначение дежурных.

2. Повторительно-обучающая работа по теме: «Сборка де­талей из древесины на шипах».

Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

^ 3.Объяснение нового материала.

    1. Объявление темы урока.

    2. Объявление цели урока

На занятиях в мастерских постоянно проверя­ют размеры (заготовок, изделий) с помощью конт­рольно-измерительных инструментов. Вы пользо­вались уже масштабными линейками (рис. 36). Они позволяют производить измерения наружных и внутренних размеров и расстояний с точностью до 1 мм. При измерении больших предметов исполь­зуют рулетки (рис. 37).







Рис. 36. Измерения масштабной линейкой


В технике всегда необходима высокая точность. Для более точных измерений служат штангенцир­кули. Их относят к штангенинструментам и при­меняют для измерения наружных и внутренних диаметров, длин, толщин, глубин.





Рис. 37. Рулетки:

а — кнопочная самосвертывающаяся; б — простая; в — желобчатая, вдвигаемая вручную


В школьных мастерских чаще всего использует­ся штангенциркуль ШЦ-1 (рис. 38). Он наиболее простой по конструкции и удобен в работе. Предел его измерений 0—125 мм, а точность — 0,1 мм.

Штангенциркуль имеет штангу с двумя непод­вижными губками — верхней и нижней. На штан­ге нанесена шкала с миллиметровыми делениями. По штанге свободно перемещается подвижная рам­ка с двумя губками, которые называют подвижны­ми, — верхней и нижней. К рамке сзади прикреп­лен глубиномер, который движется по специальной канавке с задней стороны штанги.

С помощью фиксирующего винта подвижную рам­ку можно закрепить на штанге в любом нужном по­ложении. Делается это только в том случае, если нужно зафиксировать размер, снять штангенциркуль с детали и прочесть результат измерения. Штанген­циркуль при этом удерживают правой рукой за штан­гу, а рамку перемещают большим пальцем, используя небольшой выступ на ней. Винт на рамке вращают двумя пальцами — большим и указательным.




Рис. 38. Штангенциркуль ШЦ-1:

1 — штанга; 2 — верхняя неподвижная губка; 3 — верхняя

подвижная губка; ^ 4 — подвижная рамка; 5 — винт; 6 — глубиномер;

7 — нониус; 8 — нижняя подвижная губка;

9 — нижняя неподвижная губка





Рис. 39. Приемы измерения штангенциркулем:

а — наружного размера; б — диаметра отверстия; в — глубины отверстия


Для измерения наружных размеров используют нижние губки (рис. 39, а), для внутренних изме­рений — верхние (рис. 39, б). Глубиномером изме­ряют глубины пазов и отверстий (рис. 39, в), а также высоты отдельных выступов.

Отсчет показаний штангенциркуля ведут при помощи двух шкал: миллиметровой на штанге и шкалы нониуса, которая нанесена на нижнюю скошенную часть рамки. "Секрет" измерения де­сятых долей миллиметра кроется в устройстве нониуса. Длина его шкалы, равная 19 мм, разде­лена на 10 частей, следовательно, цена каждого деления составляет: 19:10 = 1,9 мм. При полнос­тью сомкнутых губках штангенциркуля нулевые (начальные) штрихи нониуса и штанги совпадают (рис. 40, а).

Внимательно присмотритесь к шкалам и вы увидите, что первый штрих нониуса (1,9 мм) немножко не доходит до второго штриха шкалы на штанге (2 мм). Такая особенность нониуса (2-1,9 = 0,1 мм) позволяет производить измерения с точностью до 0,1 мм.





Рис. 40. Устройство нониуса (а) и снятие показаний

штангенциркуля: б) 40 + 6x0,1 = 40,6 мм; в) 39 + 7x0,1 = 39,7 мм;

г) 61+4x0,1 = 61,4 мм


Целое число миллиметров в определяемом разме­ре отсчитывают от нулевого деления на шкале штанги до нулевого деления на шкале нониуса.

^ Обратите внимание: цифры 1,2,3 и т.д. на штанге обозначают соответственно 10, 20,30 и т.д. миллиметров, а нумерация штрихов на обеих шкалах начинается с нуля.

Установив целую часть размера, ищут ее дроб­ную часть, если нулевой штрих нониуса смещен несколько вправо от найденного штриха штанги. Находят тот штрих на шкале нониуса, который наиболее точно совпадает с любым штрихом шка­лы штанги. Например, мы видим (рис. 40, б), что это шестой штрих нониуса. Следователь­но, дробная часть размера равна 6x0,1 = 0,6 мм, а весь проверяемый размер — 40 + 0,6 = 40,6 мм. На рисунке 40, в показан размер, который ра­вен 39 + 0,7 = 39,7 мм, на рисунке 40, г — размер 61,4 мм.

Помните: при отсчете показаний штангенциркуля его нужно держать ровно и строго перед глазами.

При работе со штангенциркулем необходимо быть осторожным, чтобы не пораниться острыми концами его губок или глубиномером.

Кроме перечисленных инструментов, для конт­роля, например, прямых углов используют слесар­ные угольники нескольких конструкций (рис. 41). Прием контроля показан на рисунке 42. Для из­мерения произвольных углов применяют малки различных видов. Простая малка показана на ри­сунке 43. Углы еще можно измерять обыкновен­ным транспортиром, с которым вы уже знакомы, и угломером (рис. 44).




Рис. 41. Слесарные угольники:

а — плоский; б — с широким основанием; в — с Т-образным основанием





Рис. 42. Прием контроля прямых углов плоским угольником





Точность и долговечность штангенциркуля и других инструментов зависят не только от качества их изготовления, но и от того, насколько правиль­но и бережно вы обращаетесь с ними, от ухода и хранения.

На машиностроительных и металлообрабатываю­щих предприятиях с контрольно-измерительными инструментами работают контролеры станочных и слесарных работ. Они должны знать устройство всех инструментов, правила измерений, настройки и ухода, уметь точно определять качество изготов­ленных изделий.





Рис. 44. Угломер:

1 — линейка; 2 — транспортир; 3 — заготовка; 4 — указатель угла


^ 4. Закрепление пройденного материала.

1. Назовите известные вам контрольно-измерительные инструменты. 2. Сравнивая масштабную линейку и штан­генциркуль, найдите преимущества каждого из этих ин­струментов. 3. Из каких основных частей состоит штан­генциркуль? 4. Какие виды измерений можно выполнить штангенциркулем? 5. Почему использование нониуса по­вышает точность измерений? 6. Объясните последова­тельность определения размеров с помощью штанген­циркуля и приведите примеры расчетов.

Опрос по карточкам.


^ 5. Практическая работа. Измерение деталей штангенциркулем ШЦ-1


  1. Получите у учителя штангенциркуль и обра­зец для измерений.

  2. Внимательно ознакомьтесь с устройством штангенциркуля.

  3. Сделайте в рабочей тетради эскиз образца для измерений (рис. 45).

  4. Измерьте все указанные на эскизе размеры по три раза.

  5. Вычислите среднее арифметическое значение каждого размера и занесите результаты измерений и вычислений в таблицу в рабочей тетради:





6. Проставьте на эскизе рядом с буквами (в скобках) все полученные размеры. Вычислите и проверьте измерением длину I ступени образца.





6. Подведение итогов занятия.

5.1. Сообщение оценки работы учащихся.

5.2. Разбор допущенных учащимися ошибок.

5.3. Рефлексия.

5.4. Домашнее задание.









Похожие:

Тема урока: Контрольно-измерительные инструменты Цели iconКонтрольно – измерительные материалы по физике для учащихся 11 класса
...
Тема урока: Контрольно-измерительные инструменты Цели iconУчебного модуля №2 «Взаимодействие тел» Цели для ученика
Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы,...
Тема урока: Контрольно-измерительные инструменты Цели iconУчебного модуля №1 «Первоначальные сведения о строении вещества» Цели для ученика
...
Тема урока: Контрольно-измерительные инструменты Цели icon402 группа нравственное развитие – это
Контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Дошкольная педагогика» тема «Нравственное воспитание дошкольников»
Тема урока: Контрольно-измерительные инструменты Цели iconКонспект урока тема: Основы аранжировки. Технология составления цветочной композиции. Цели урока
Ознакомить с технологией и правилами составления цветочной композиции, научить подбирать инструменты и материал для работы
Тема урока: Контрольно-измерительные инструменты Цели iconДокументи
1. /приложение/1. приложение к пояснит. записке/1. прилож. к пояснит. записке/1. тит. лист.rtf
Тема урока: Контрольно-измерительные инструменты Цели iconКонтрольно-измерительный материал Биология, 11 класс (Базовый уровень)
Контрольно-измерительные материалы (задания в тестовой форме) разработаны на основе приказа мо РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении...
Тема урока: Контрольно-измерительные инструменты Цели iconКонтрольно-измерительный материал Биология, 11 класс (Базовый уровень)
Контрольно-измерительные материалы (задания в тестовой форме) разработаны на основе приказа мо РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении...
Тема урока: Контрольно-измерительные инструменты Цели iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Технология нарезания резьбы. Резьбонарезные инструменты и приспособления. От
Воспитательная – воспитание самостоятельности и инициативы в трудовой деятельности
Тема урока: Контрольно-измерительные инструменты Цели iconАнализ урока в соответствии с требованиями фгос ноо цель посещения: Дата: Класс, учитель: Количество учащихся в классе: Присутствовали на уроке: Тема урока: Тип урока: Дидактическая задача урока: Цели урока (образовательная,
Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы