Программа факультативных занятий для учащихся 6-7 классов общеобразовательных учреждений icon

Программа факультативных занятий для учащихся 6-7 классов общеобразовательных учреждений



НазваниеПрограмма факультативных занятий для учащихся 6-7 классов общеобразовательных учреждений
Дата конвертации17.09.2012
Размер230.22 Kb.
ТипПрограмма
источник

Путешествия

по географической карте


Учебная программа

факультативных занятий

для учащихся 6—7 классов общеобразовательных учреждений

Пояснительная записка

География в школе — это учебная дисциплина, уникальность которой заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает её с группой информационно-технических наук. География давно уже перестала быть «землеописательной» и «поисково-открывающей» наукой. Несмотря на это до сих пор и в современном обществе, и в школьной географии она нередко трактуется как справочно-энциклопедическая область знания. Такой взгляд в корне противоречит существу современной географической науки. Её главной целью в настоящее время является изучение пространственно-временных связей в природных и антропогенных географических системах от локального до глобального уровня. Играя роль своеобразного мостика между естественными и общественными науками, достижения географической мысли активно используются в решении разнообразных естественно-научных, экологических и социально-экономических проблем современности.

В соответствии с современной концепцией учебного предмета география — это интегральный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся системное представление о Земле как о планете людей.

Цель изучения начального курса географии в 6—7-х классах общеобразовательной школы — овладение основами географической науки. Однако в рамках отводимых на географию учебных часов и в связи с отсутствием у современной географии чётких границ эта задача практически невыполнима. Поэтому основной целью предлагаемого факультативного курса «Путешествия по географической карте» является овладение основами географических знаний как средством формирования личности школьника. Именно география как мировоззренческий междисциплинарный предмет должна помочь учащимся осознать своё место в мире и понять тесную взаимосвязь с окружающей природной и социальной средой. Программа факультативного курса базируется на содержании учебной программы по начальному курсу географии.

Изучение факультативного курса направлено на развитие личной ответственности школьника за всё происходящее в окружающем мире. Курс должен помочь детям адекватно реагировать на происходящие вокруг изменения и осознанно заниматься практической деятельностью с позиций современной географической науки. В конечном итоге, изучение факультативного курса призвано помочь решить задачу гармонизации современного мира. Главной воспитательной целью курса «География» следует считать воспитание гражданина, осознающего своё место в Отечестве и в мире Земли.

В связи с этим к числу основных задач факультативного курса предлагается относить формирование умения комплексно рассматривать среду обитания человечества, а также воспринимать мир не как набор отдельных природных и общественных компонентов, а в виде природно-общественных систем, формирующихся и развивающихся по определённым законам. Реализация целей школьного географического образования требует решения целого ряда общеучебных задач в рамках факультативного курса, среди которых:

— формирование представления о целостности окружающего мира при его территориальном разнообразии, о сложности проблем взаимодействия единой системы «природа — население — хозяйство»;

— развитие у школьников системного естественно-научного мышления;

— осознанное овладение жизненно необходимыми географическими знаниями, умениями и навыками для подготовки к жизни и производительному труду в современных условиях;

— подготовка учащихся к творческой деятельности, нестереотипному решению географических задач и самостоятельному выбору для этого существующего географического инструментария (географических карт, литературных, видео- и электронных источников географической информации и т. п.).

При изучении факультативного курса происходит обучение географическому языку и формирование географической культуры, школьники овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, и прежде всего карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления знаний (в форме представлений), которые будут использоваться в дальнейшем при изучении курса географии.

^ Методической основой программы являются традиционно применяемые в сфере дополнительного (внеурочного) образования подходы, формы и методы работы с детьми. Рекомендуемым элементом построения занятий является развлекательно-познавательный элемент. Занятия проводятся в форме разнообразных диспутов, бесед, краткосрочных практикумов, экскурсий и игр.

В качестве основного картографического пособия к курсу «Путешествия по географической карте» предполагается использовать знакомый учителям географии атлас «Начальный курс географии, 6—7 классы», составленный и подготовленный к изданию РУП «Белкартография» (Минск, 2005).


Введение (1 ч)

С чего начинается география? Географическая карта — второй язык географии. Какими бывают географические карты? «Карта полушарий. Физическая карта», «Политическая карта мира», «Экономическая карта Беларуси». Зачем человеку нужны географические карты?

^ Ожидаемые результаты:

развитие у учащихся интереса к овладению умением пользоваться географическими картами;

формирование у учащихся навыка определять вид географической карты по визуальным признакам.


Раздел 1. Как люди открывали Землю (4 ч)

Кроки древнего человека как начало создания географических карт. Легенда о судьбе первой географической карты и её авторе (Анаксимандр). Географические карты Эратосфена и К. Птолемея. Птолемеус.

Средневековые путешественники-евро-
пейцы. В поисках «затерянной» Индии: Марко Поло и Афанасий Никитин. «Географические развлечения» арабских путешественников. Сказка о Синдбаде-Мореходе, или Путешествие Ибн Батуты. Кто открыл Европу?

Век открытий. В поисках «затерянной» Индии: Васко де Гама и Христофор Колумб. Пять проблем Ф. Магеллана или история о первом кругосветном путешествии.

В поисках «терра инкогнито». Великое разочарование капитана Дж. Кука. Последняя находка Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Ла-
зарева.

^ Ожидаемые результаты:

развитие у учащихся рефлексивных знаний о роли географических открытий в развитии человеческого общества и истории отдельных государств;

развитие у учащихся интереса к самостоятельному овладению знаниями по истории географических открытий;

формирование у учащихся навыка использовать географическую карту в целях показа и описания маршрутов основных путешествий и географических экспедиций.


Раздел 2. Как выглядит поверхность Земли на карте (11 ч)

На каких трёх китах держится Земля или споры о формах и размерах планеты? Умел ли решать математические задачи «отец» географии Эратосфен?

В поисках востока или умение ориентироваться. Куда указывает стрелка компаса или загадка Х. Колумба. Как определять стороны горизонта по Солнцу, звёздам и живым ориентирам?

Для чего необходимы масштаб и условные знаки? Как правильно изобразить школьный двор на тетрадном листе?

Географическая карта — выдающееся создание человеческой мысли. Какими свойствами обладает географическая карта или зачем географам нужна математика? Градусная сеть на географической карте. О чём рассказывает легенда карты?

Почему лейтенант Х. Элькано и его команда потеряли одни сутки? Часовые пояса или путешествие на машине времени.

Зачем нужна топографическая карта? Как география сгодилась в военном деле?

Для чего нужны географические координаты? Что значит определить географическую широту и долготу? Что такое GPS (джи пи эс) или история о том, что даже с помощью мобильного телефона можно найти верную дорогу?

Практические работы:

1. «Географическая тайнопись» (составление плана местности по литературным описаниям).

2. «Как найти время?» (Решение задач на нахождение местного и поясного времени.)

3. «Путешествие по топографической карте: в поисках условного противника».

4. «В поисках острова Сокровищ» (определение географических координат по картам).

^ Ожидаемые результаты:

развитие у учащихся знаний о форме и размерах Земли, принципах построения и элементах географических карт и плана местности;

развитие у учащихся умений решения математических задач географического содержания;

развитие у учащихся интереса к самостоятельному составлению планов местности;

формирование у учащихся навыка ориентироваться на местности, производить элементарную глазомерную съёмку местности.


Раздел 3. Как устроена Земля? (9 ч)

Как меняется «земная твердь»? «О слоях земных» в трудах М. В. Ломоносова.

Как движется «земная твердь»? Почему и как возникают землетрясения?

Откуда пошло название «вулкан» или легенда о страшном поединке Зевса с Тифоном? Люди и вулканы. Правила поведения во время землетрясения и извержения вулкана.

Выветривание или сказка о граните и его потомках. Какие проявления внутренних и внешних сил мы видим на земной поверхности? Как образуются горы и равнины?

Как устроены горные страны или виртуальное путешествие по горам? Что должен знать юный альпинист?

Как живут люди на равнинах?

Как устроено дно океана или в поисках исчезнувшей Атлантиды?

Практические работы:

5. «Горные породы и минералы своей местности» (определение свойств и особенностей горных пород, встречающихся в своей местности, с использованием учебных геологических коллекций).

6. Географический калейдоскоп (обозначение на контурной карте основных форм рельефа материков). Правила работы с контурной картой.

^ Ожидаемые результаты:

развитие у учащихся знаний о строении и составе литосферы;

развитие у учащихся умений решения математических задач географического содержания, выполнять учебные работы на контурных картах;

развитие у учащихся интереса к самостоятельному овладению геологическими знаниями и к занятию альпинизмом;

формирование у учащихся навыка определять основные минералы и горные породы.


Раздел 4. Как устроен мир воды (8 ч)

Сколько воды на Земле? Что происходит с водой в природе? Что значит свободная вода? Почему мы заботимся о качестве воды?

Реки — голубые артерии Земли. По каким правилам живёт река? Как рассчитать уклон и падение реки?

Какие бывают озёра? Озёра в вопросах и ответах.

Мир ледников Земли. Ледовые реки. Скитальцы студёных морей.

Мировой океан: мир интересных фактов и историй. Как движется вода в океане? Почему вода в океане солёная? Мировой океан как среда жизни.

Что даёт человеку океан?

Практические работы:

7. «Виртуальное путешествие по величайшим рекам Земли».

8. Географический калейдоскоп (обозначение на контурной карте объектов гидро-
сферы Земли).

^ Ожидаемые результаты:

развитие у учащихся знаний о составе гидросферы;

развитие у учащихся умений решения математических задач географического содержания, выполнять учебные работы на контурных картах;

развитие у учащихся интереса к самостоятельному овладению гидрологическими знаниями.

^ Обобщающее повторение (1 ч).

Занятие-игра «Рассказы неисправимых выдумщиков» (рассказы-задачи по темам изу-
чаемого факультативного курса).

Резерв времени (1 ч).

Раздел 5. Как атмосфера поддерживает жизнь на Земле (11 ч)

Что значит атмосфера для жизни на Земле? Какой была атмосфера, когда Земля была молодой?

Что мы знаем о погоде? Метеорологические элементы и их фиксация или рассказ о том, почему у природы нет плохой погоды.

Распределение температуры воздуха по поверхности Земли или где лучше проводить летние каникулы. Почему в тропиках теплее, чем на полюсе? Почему утром и вечером холоднее, чем днём.

С какой силой давит воздух на поверхность Земли? Откуда и почему дует ветер? Каким бывает ветер?

Что происходит с водой в атмосфере? Какой воздух влажный, а какой сухой? Облачность.

Какими бывают осадки? Где больше и меньше всего осадков?

Как читать карту погоды? Наше самочувствие и погода. Опасность атмосферных явлений.

Чем климат отличается от погоды?

Практические работы:

9. Определение среднесуточной температуры и амплитуды температур воздуха.

10. Наблюдение за погодой и составление прогноза погоды с использованием метеорологических приборов и народных примет.

11. «В мире климатических рекордов» (работа с использованием контурной карты).

^ Ожидаемые результаты:

развитие у учащихся знаний о структуре атмосферы;

развитие у учащихся умений решения математических задач географического содержания, выполнять учебные работы на контурных картах;

развитие у учащихся интереса к самостоятельному овладению знаниями по метеорологии и климатологии.


Раздел 6. Зелёная планета (4 ч)

Что вы знаете о биосфере? Почему живые организмы есть только на Земле? Сколько лет биосфере?

Круговорот веществ в биосфере. Размещение живых организмов на Земле. Продуктивность биосферы. Биомасса.

Что такое почва? Как горные породы превращаются в плодородный слой литосферы? Какие бывают почвы?

Роль человека в биосфере: вместе или врозь. Как человек изменяет биосферу или почему «человеку предшествует лес, его же сопровождает пустыня»?

Практическая работа:

12. Эссе «Как я осознаю себя частью биосферы?».

^ Ожидаемые результаты:

развитие у учащихся знаний о принципах развития биосферы и природных комплексах Земли;

развитие у учащихся интереса к самостоятельному овладению знаниями по экологии и охране природы;

воспитание у учащихся элементов экологической культуры и экопатриотизма.


Раздел 7. В мире людей (5 ч)

Любопытство — двигатель географического прогресса. Как люди приспосабливались к новым условиям жизни на Земле или рассказ о том, кому легче жить — пигмею или эскимосу?

Сколько людей на Земле? Хватит ли всем бананов или предание о трёх хлебах?

Какого цвета население Земли? Все ли мы столь разные или как людям понимать друг друга?

Как люди разместились на Земле? География моей семьи.

Практическая работа:

13. «Сосчитай родственников» или как долго будет жить ваш род.

^ Ожидаемые результаты:

развитие у учащихся знаний о населении Земли;

развитие у учащихся умений решения математических задач географического содержания;

воспитание у учащихся элементов демографической этики, толерантности по отношению к людям различных рас, национальностей, вероисповеданий.


Раздел 8. В мире стран (2 ч)

Чем страны мира отличаются друг от друга? Умеют ли страны дружить?

Практическая работа:

14. Географический калейдоскоп (обозначение на контурной карте стран мира).

^ Ожидаемые результаты:

развитие у учащихся знаний о структуре современной политической карты мира;

развитие у учащихся умений выполнять учебные работы на контурных картах;

воспитание у учащихся чувства гражданского патриотизма и уважительного отношения к государственному устройству и развитию Республики Беларусь.


Раздел 9. В мире машин (12 ч)

Какие природные ресурсы использует человек? Что происходит с горными породами, когда они попадают в руки мастеров?

Зачем человеку нужны машины или как человек научился себя кормить и одевать? Эволюция техники.

Энергия и её превращения или рассказ об основе жизни.

Что сильнее стали или зачем человеку нужен металл?

Чьи машины лучше?

Как человек научился превращать «соль» в сахар?

Лес — это не только лёгкие планеты!

География моды.

Кухня народов мира.

Как возникли земледелие и животноводство или быль о том, как человек боролся с голодом?

В плену транспортных сетей или рассказ о сжатии земного пространства.

Практическая работа:

15. Эссе «Что значит жить в гармонии с природой?».

^ Ожидаемые результаты:

развитие у учащихся знаний о принципах развития и размещения отраслей экономики, об основных технологических укладах промышленного и сельскохозяйственного производства;

воспитание у учащихся чувства экономической этики.

Резерв времени (1 ч).

Список рекомендуемой литературы


1. Барков, А. С. Словарь-справочник по физической географии: пособие для учителей / А. С. Барков. — М. : Учпедгиз, 1958. — 330 с.

2. Булатов, В. Э. Общая география — экспериментальный учебник для 6 класса средних учебных заведений / под ред. А. В. Новикова. — М. : Мирос, 1994. — 168 с.

3. Бунакова, Т. М. Пособие по географии для поступающих в вузы: тесты по социально-экономической географии / Т. М. Бунакова, И. А. Родионова. — М., 1997. — 111 с.

4. Бунакова, Т. М. Пособие по географии для поступающих в вузы. Содружество независимых государств / Т. М. Бунакова, И. А. Родионова. — М., 1997. — 127 с.

5. География: планета Земля: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Лобжанидзе; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2007. — 143 с.

6. География: планета Земля: тетр.-тренажёр для 6 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Лобжанидзе; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2007. — 95 с.

7. Географический портал «Планета Земля» // http://www.rgo.ru

8. Гладкий, Ю. Н. Дайте планете шанс!: кн. для учащихся / Ю. Н. Гладкий, С. Б. Лавров. — М. :
Просвещение, 1995. — 207 с.

9. Гладкий, Ю. Н. Глобальная география для 11 класса / Ю. Н. Гладкий, С. Б. Лавров. — М. : Просвещение, 1997. — 270 с.

10. Горы земного шара // http://montaro.newmail.ru

11. Душина, И. В. География: наш дом — Земля: материки, океаны, народы и страны: 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / И. В. Душина, В. А. Коринская, В. А. Щенев. — М. : Дрофа, 1996. — 416 с.

12. Занимательная география // http://koapp.narod.ru/information/teacher/book55.htm

13. Соловьёв, А. И. Словарь-справочник по физической географии: пособие для учителей / А. И. Со-
ловьёв, Г. В. Карпов. — М. : Просвещение, 1983. — 224 с.

14. Сухов, В. П. Физическая география: нач. курс / В. П. Сухов. — М. : Просвещение, 1995. — 192 с.

15. Физическая география: нач. курс: учеб. для 6 кл. сред. шк. / Т. П. Герасимова [и др.]. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 1992. — 192 с.

16. Физическая география: справ. материалы: кн. для учащихся среднего и старшего возраста / А. М. Берлянт [и др.]. — М. : Просвещение, 1994. — 288 с.

17. Экономическая и социальная география: справ. материалы: кн. для учащихся среднего и старшего возраста / В. П. Дронов [и др.]. — М. : Просвещение, 1994. — 208 с.




Похожие:

Программа факультативных занятий для учащихся 6-7 классов общеобразовательных учреждений iconПрограмма факультативных занятий по всемирной истории для учащихся V класса общеобразовательных учреждений
Учебная программа факультативных занятий по всемирной истории для учащихся V класса общеобразовательных учреждений
Программа факультативных занятий для учащихся 6-7 классов общеобразовательных учреждений iconПрограмма для факультативных занятий по русскому языку для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения
Учебная программа для факультативных занятий по русскому языку для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками...
Программа факультативных занятий для учащихся 6-7 классов общеобразовательных учреждений iconОт значения к написанию
...
Программа факультативных занятий для учащихся 6-7 классов общеобразовательных учреждений iconПогружаемся в интересный мир образования и правописания слов
Учебная программа факультативных занятий по русскому языку для общеобразовательных учреждений
Программа факультативных занятий для учащихся 6-7 классов общеобразовательных учреждений iconСекреты синтаксиса и пунктуации
...
Программа факультативных занятий для учащихся 6-7 классов общеобразовательных учреждений iconПоэтические гимны морфологии
...
Программа факультативных занятий для учащихся 6-7 классов общеобразовательных учреждений icon«обыкновенное чудо»: содружество литературы и других видов искусства
Учебная программа факультативных занятий по русской литературе для общеобразовательных учреждений
Программа факультативных занятий для учащихся 6-7 классов общеобразовательных учреждений iconПрограмма для факультативных занятий по русскому языку для общеобразовательных учреждений
Автор И. М. Саникович, доцент кафедры риторики и методики преподавания языка и литературы бгу, кандидат педагогических наук
Программа факультативных занятий для учащихся 6-7 классов общеобразовательных учреждений iconИ. В. Ящембская-Колеса Программа факультативных занятий по музыке в мире музыки для I-IV классов общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения Минск 2009 пояснительная записка
Факультативные занятия «В мире музыки» позволяют учащимся начальных классов овладевать способами музыкальной деятельности, повышать...
Программа факультативных занятий для учащихся 6-7 классов общеобразовательных учреждений iconПрограмма факультативных занятий для учащихся ХI классов
Автор-составитель: Игнатьева Татьяна Николаевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры основ медицинских знаний Белорусского...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы