Пояснительная записка Формирование умения рассуждать, доказывать и решать задачи в процессе обучения математике является одной из важнейших педагогических задач.
Пояснительная записка Формирование умения рассуждать, доказывать и решать задачи в процессе обучения математике является одной из важнейших педагогических задач. icon

Пояснительная записка Формирование умения рассуждать, доказывать и решать задачи в процессе обучения математике является одной из важнейших педагогических задач.



НазваниеПояснительная записка Формирование умения рассуждать, доказывать и решать задачи в процессе обучения математике является одной из важнейших педагогических задач.
Дата конвертации17.09.2012
Размер132.53 Kb.
ТипПояснительная записка
источник


Министерство образования Республики Беларусь

Научно-методическое учреждение

«Национальный институт образования»

Алгебра учит рассуждать

Учебная программа

факультативных занятий по математике

для 9 класса

общеобразовательных учреждений

с белорусским и русским языками обучения


Минск 2010

Автор: Ананченко Константин Онуфриевич, профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры алгебры и методики преподавания математики УО «ВГУ им. П.М. Машерова».


Данный факультативный курс строится на основе содержания программного учебного материала алгебраического компонента 9-го класса. Он призван способствовать развитию умения рассуждать, доказывать, решать стандартные и нестандартные задачи, формированию познавательного интереса, формированию опыта творческой

деятельности, развитию мышления и математических способностей учащихся. Содержание и технология его усвоения направлены на формирование математической культуры школьника.

^ Пояснительная записка


Формирование умения рассуждать, доказывать и решать задачи в процессе обучения математике является одной из важнейших педагогических задач. Содержание данного факультативного курса предоставляет большие возможности для решения данной задачи.

В ходе изучения алгебраического компонента школьного курса математики 9 класса создаются предпосылки для развития мышления учащихся, формирования у них умения подмечать закономерности, выдвигать гипотезы и обосновывать их, делать выводы, проводить правдоподобные и доказательные рассуждения. Однако реализация этих возможностей в практике проведения факультативных занятий в значительной степени зависит от того, насколько основная педагогическая задача данного факультатива находится в поле зрения учителя на всех этапах занятия – при изучении теоретического материала, при проверке домашнего задания, в ходе решения математических задач.

Специфика факультативных занятий выражается в том, что в нем основное время и значительное место отводятся задачам самого разнообразного плана, начиная с элементарных упражнений репродуктивного характера и кончая задачами, требующими нестандартных подходов к решению. В связи с этим важнейшая цель учителя состоит в том, чтобы учащиеся овладели технологией решения основных типов алгебраических задач, к которым относятся задания на вычисления, тождественные преобразования выражений, решение уравнений, неравенств, систем, решение текстовых задач с помощью уравнений и систем, построение и чтение графиков функций и т.п.

В процессе проведения факультативных занятий в 9 классе следует продолжать работу, направленную на формирование таких специальных умений и навыков по данному предмету, которые отвечают таким требованиям, как правильность, осознанность, автоматизм, рациональность, обобщенность и прочность.

Важно в процессе работы данного факультатива продолжать работу по формированию у учащихся способности к использованию основных эвристических приемов по поиску решений нестандартных задач.


^ Цели факультативного курса: формирование у учащихся умения рассуждать, доказывать и осуществлять поиск решений алгебраических задач на материале алгебраического компонента 9 класса; формирование опыта творческой деятельности, развитие мышления и математических способностей школьников.

Задачи курса:

  • систематизация, обобщение и углубление учебного материала, изученного на уроках алгебры в 7–9 классах;

  • развитие познавательного интереса школьников к изучению
    математики;

  • формирование процессуальных черт их творческой деятельности;

  • продолжение работы по ознакомлению учащихся с общими и частными эвристическими приемами поиска решения стандартных и нестандартных задач;

  • развитие логического мышления и интуиции учащихся;

  • расширение сфер ознакомления с нестандартными методами решения алгебраических задач.

На изучение данного курса по выбору может быть отведено от 35 до 70 часов (от 1 до 2 часов в неделю). Темы курса могут изучаться в любом порядке; объем материала в каждой из них может сокращаться по усмотрению учителя.

^ Рекомендуемые формы и методы проведения занятий. На факультативных занятиях при работе с определениями понятий, теоремами и их доказательствами, стандартными и нестандартными задачами могут использоваться фронтальная, самостоятельная и индивидуальная формы работы.

Углубление и расширение изученного учебного материала на уроках математики осуществляются посредством подбора задач и методических приемов по таким направлениям, как установление связей между понятиями, построение отрицания определений, установление логической связи между математическими предложениями, графические представления.

Важным средством углубления программного учебного материала является целенаправленная работа учителя по формированию математической культуры школьника. Основными ее компонентами являются: положительная мотивация к математической деятельности; система полноценных знаний, умений и навыков; алгоритмическая, вычислительная, графическая, логическая культура; культура мышления и речи; культура поиска решений математических задач.

Методика работы на факультативных занятиях отличается от методики работы на уроке. Эти отличия заключаются в следующем:

  • особое внимание уделяется формированию приемов мыслительной деятельности (наблюдение и сравнение, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, отыскание и применение аналогий, построение гипотез и планирование действий и др.);

  • в учебной деятельности большое место отводится общим и частным рассуждениям;

  • систематически проводится работа по выработке умения применять эвристические приемы в различных сочетаниях;

  • постоянно осуществляется диалог учителя с учащимися при
    изучении теоретического материала и поиске способа решения любой
    предлагаемой задачи.


С о д е р ж а н и е


Числа и вычисления. Систематизация и обобщение учебного материала и основных видов задач по теме «Действительные числа».

Выражения и их преобразования. Решение задач основных типовых задач по темам: «Целые выражения и их преобразования», «Дробно-рациональные выражения и их преобразования».

Уравнения и неравенства. Методы решения систем уравнений с двумя переменными.

Решение дробно-рациональных уравнений. Решение текстовых задач с помощью дробно-рациональных уравнений.

Методы решения квадратных неравенств. Рациональные неравенства и методы их решения.

Решение задач по теме «Системы неравенств с одной переменной».

Расположения корней квадратного трехчлена на координатной прямой.

Решение текстовых задач с помощью дробно-рациональных уравнений.

Координаты и функции. Решение задач по темам: «Линейная функция, ее свойства и график», «Функция у = кх, ее свойства и график»,

«Функция у = , ее свойства и график», «Функция у =, ее свойства и

график», «Функция у= ах2 +bх + с, ее свойства и график». Решение задач

повышенного уровня сложности по темам: «Область определения функций», «Множество значений функций», «Наибольшее и наименьшее значения функций», «Нули функции», «Промежутки знакопостоянства», «Монотонность функций».

Задачи на координатной плоскости. Способы построения графиков функций. Функциональный метод решения задач.

Решение задач по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии».


Ожидаемые результаты


В результате изучения данного факультативного курса у учащихся будут сформированы понятия:

  • о некоторых способах рассуждений и доказательств;

  • о понятии «математическая задача»,

  • о том, что значит решить математическую задачу.

Учащиеся усовершенствуют такие способы деятельности, как:

  • умения выделять главное в понятиях, математических рассуждениях и доказательствах, способах решения задач;

  • интеллектуальные умения и навыки;

  • специальные умения и навыки, удовлетворяющие таким требованиям, как правильность, осознанность, автоматизм, рациональность, обобщенность и прочность.

Изучение данного факультативного курса предполагает повышение уровня:

    • познавательного интереса к математике;

    • развития логического мышления и математических способностей;

    • опыта творческой деятельности;

    • математической культуры;

    • способности учиться.


Примерное календарно-тематическое

планирование факультативных занятий

«Алгебра учит рассуждать: 9 класс»

(1ч в неделю, 35 ч)


занятия

Дата

Тема занятий

Кол-во

часов

1–3




^ Модуль I. Функции, их свойства и графики

3

1




Решение задач по теме «Линейная функция, ее свойства и график»

0,5

1




Решение задач по теме «Функция , ее свойства и график»

0,5

2




Решение задач по теме «Функция , ее свойства и график»

0,5

3




Решение задач по теме «Функция , ее свойства и график»

1,5

4–18




^ Модуль II. Рациональные уравнения. Системы и совокупности

уравнений

15

4




Решение систем уравнений методом подстановки

1

5




Решение систем уравнений методом алгебраического сложения

1

6




Решение симметрических систем уравнений

11

7




Решение систем, содержащих однородные многочлены

1

8




Специальные приемы решения систем уравнений

1

9




Решение систем уравнений, содержащих переменную под знаком модуля

1

10




Геометрическая интерпретация решения системы уравнений с двумя переменными

1

11




Дробно-рациональные уравнения

1

12




Решение текстовых задач на числа с помощью уравнений и их систем

1

13




Решение текстовых задач на движение по суше с помощью уравнений и их систем

1

14




Решение текстовых задач на задержку в пути с помощью уравнений и их систем

1

15




Решение задач на движение по воде

1

16




Решение текстовых задач на движение по окружности с помощью уравнений и их систем

1

17




Решение текстовых задач на работу с помощью уравнений и их систем

1

18




Решение текстовых задач на смеси и сплавы с помощью уравнений и их систем

1

19–27




^ Модуль III. Модуль 3. Рациональные неравенства

9

19




Решение неравенств второй степени с помощью схематического изображения графика квадратичной функции

1

20




Решение квадратных неравенств методом интервалов

1

21




Решение целых рациональных уравнений методом интервалов

1

22




Решение дробно-рациональных неравенств

1

23




Решение систем и совокупностей неравенств с одной

переменной

1

24




Решение текстовых задач при помощи неравенств и их систем

1

25




Решение неравенств, содержащих переменную под знаком модуля, методом интервалов

1

26




Решение неравенств, содержащих переменную под знаком модуля, методом равносильных переходов

1

27




Решение неравенств, содержащих переменную под знаком модуля, методом введения новой переменной

1

28–35




^ Модуль IV. Общие свойства функций. Арифметическая и геометрическая прогрессии

8

28




Область определения функции

1

29




Множество (область) значений функции

1

30




Наибольшее и наименьшее значения функции

1

31




Нули функции

1

32




Промежутки знакопостоянства

1

33




Возрастающие и убывающие функции

1

34




Решение задач по теме «График функции»

0,5

34




Способы построения графиков функций

0,5

35




Арифметическая и геометрическая прогрессии

1



Рекомендуемая литература

  1. Ананченко, К.О. Алгебра: учеб. для 9 кл. общеобразоват. шк. с углубл. изучением математики / К.О. Ананченко, Н.Т. Воробьев, Г.Н. Петровский. – Минск: Нар. асвета, 1999. —527 с.

  2. Ананченко, К.О. Алгебра: учеб. пособие для 10-го кл. общеобразоват. учреждений с 12-летним сроком обучения (углуб. уровень) / К.О. Ананченко, Н.Т. Воробьев, Г.Н. Петровский. – Минск: Нар. асвета, 2007. —316 с.

  3. Ананченко, К.О. Алгебра учит рассуждать: пособие для учителей / К.О. Ананченко, Н.Г. Миндюк. – Мозырь: Изд. дом «Белый ветер», 2001. – 112 с.

  4. Ананченко, К.О. Преподавание углубленного курса в VШ–IХ классах: учеб.-метод. пособие для учителей / К.О. Ананченко. – Минск, Нар. асвета, 1990. –271 с.

  5. Ананченко, К.О. Сборник задач но алгебре: учеб. пособие для 10-го кл. / К.О. Ананченко. – Минск: Нар. асвета, 2008. – 135 с.

  6. Бартенев, Ф.А. Нестандартные задачи по алгебре: пособие для учителей / Ф.А. Бартенев. – М., 1976. – 96 с.

  7. Кордемский, Б.А. Увлечь школьника математикой: материал для классных и внеклассных занятий / Б.А. Кордемский. – М., 1981. – 112 с.

  8. Кострикина, И.П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7–9 классов: книга для учителя / И.П. Кострикина. – М., 1991. – 239 с.

  9. Мазаник, Л.Л. Реши сам / Л.Л. Мазаник. – 2-е изд., перераб. – Минск, 1980. – 239 с.

  10. Сборник заданий для выпускного экзамена по учебному предмету «Математика» за период обучения на уровне общего базового образования / Т.А. Адамович, К.О. Ананченко [и др.]. – Минск: Нар. асвета, 2009. – 309 с.

  11. Журнал «Квант». Статьи по математике. Рубрики: Математический кружок; Школа в «Кванте»; «Квант» для младших школьников; Практикум абитуриента.

  12. Журнал «Матэматыка: праблемы выкладання». Рубрики: На факультативных занятиях; Олимпиады, турниры, интеллектуальные соревнования; Секреты мастерства; Готовимся к экзамену.

13. Галкин, Е.В. Нестандартные задачи по математике: Задачи логического характера: книга для учащихся 5–11 классов / Е.В. Галкин. – М., 1996. –160 с.





Похожие:

Пояснительная записка Формирование умения рассуждать, доказывать и решать задачи в процессе обучения математике является одной из важнейших педагогических задач. iconПояснительная записка Формирование умения рассуждать, доказывать и решать задачи в процессе обучения математике является одной из важнейших педагогических задач.
Автор: Ананченко Константин Онуфриевич, профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры алгебры и методики преподавания...
Пояснительная записка Формирование умения рассуждать, доказывать и решать задачи в процессе обучения математике является одной из важнейших педагогических задач. iconПояснительная записка Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое.
Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое....
Пояснительная записка Формирование умения рассуждать, доказывать и решать задачи в процессе обучения математике является одной из важнейших педагогических задач. iconФормирование ключевых компетенций на уроках физической культуры у учащихся среднего звена
Одной из важнейших задач образования является сохранение здоровья школьников. Поэтому наша задача, наравне с решением педагогических...
Пояснительная записка Формирование умения рассуждать, доказывать и решать задачи в процессе обучения математике является одной из важнейших педагогических задач. iconПояснительная записка в настоящее время одной из тенденций улучшения качества образования становится ориентация на развитие творческого потенциала личности ученика на всех этапах обучения в школе,
Математика – это орудие для размышления, в ее арсенале имеется большое количество задач, которые на протяжении тысячелетий способствовали...
Пояснительная записка Формирование умения рассуждать, доказывать и решать задачи в процессе обучения математике является одной из важнейших педагогических задач. iconПрограмма формирования универсальных учебных действий Пояснительная записка
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального...
Пояснительная записка Формирование умения рассуждать, доказывать и решать задачи в процессе обучения математике является одной из важнейших педагогических задач. iconФормирование социальной активности школьников в учебной деятельности в рамках реализации проекта «Безопасная школа – школа будущего»
...
Пояснительная записка Формирование умения рассуждать, доказывать и решать задачи в процессе обучения математике является одной из важнейших педагогических задач. iconРешение задач по теме «Правильные многоугольники» 9 класс Урок обобщение знаний, умений и навыков по теме «Правильные многоугольники»
Задача обучения: проконтролировать знания, умения и навыки по теме, показать учащимся различные способы решения одной задачи; формировать...
Пояснительная записка Формирование умения рассуждать, доказывать и решать задачи в процессе обучения математике является одной из важнейших педагогических задач. iconФормирование функции целеполагания в процессе обучения математике
В статье рассмотрены основные этапы формирования функции целеполагания в процессе обучения математике
Пояснительная записка Формирование умения рассуждать, доказывать и решать задачи в процессе обучения математике является одной из важнейших педагогических задач. iconТема: Буквенные выражения
Цели урока: познакомить детей с новым математическим понятием: «буквенные выражения»; совершенствовать вычислительные навыки и умения...
Пояснительная записка Формирование умения рассуждать, доказывать и решать задачи в процессе обучения математике является одной из важнейших педагогических задач. iconЗадача цивилизации научить человека мыслить
Концепции модернизации российского образования одна из главных задач современной школы. Формирование продуктивного или творческого...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы