Программа факультативных занятий по всемирной истории для учащихся V класса общеобразовательных учреждений icon

Программа факультативных занятий по всемирной истории для учащихся V класса общеобразовательных учреждений



НазваниеПрограмма факультативных занятий по всемирной истории для учащихся V класса общеобразовательных учреждений
В. С. Кошелев
Дата конвертации17.09.2012
Размер87.49 Kb.
ТипПрограмма
источник


Министерство образования Республики Беларусь

Национальный институт образования


Этот загадочный Древний мир


Учебная программа факультативных занятий по всемирной истории для учащихся V класса общеобразовательных учреждений

Авторы-составители: В. С. Кошелев, М. А. Краснова


Минск 2010

Пояснительная записка

Факультативный курс «Этот загадочный Древний мир» предназначен для учащихся V класса. Итогом изучения древней истории должно стать формирование у учащихся целостного образа древних цивилизаций и в целом — эпохи Древнего мира. Основная цель факультативного курса — углубить и конкретизировать знания учащихся по древнейшей истории человечества, содействовать повышению образованности, интеллектуального и культурного уровня школьников. Решение поставленных целей достигается через решение следующих задач:

— конкретизировать знания учащихся по отдельным вопросам древней истории человечества;

— совершенствовать общеучебные и специальные способы учебно-познавательной деятельности;

— формировать устойчивый познавательный интерес к истории;

— развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся;

— формировать умение учиться;

— воспитывать уважение к культурам разных народов, понимать и уважать ценности других народов и людей.

Основными принципами построения курса и особенностями его преподавания должны стать занимательность и наглядность, выраженный воспитательный аспект, а главное, «вживание» в эпоху. Способность поставить себя на место другого человека, отзываться на его переживания, не просто понять рационально, но прочувствовать особенности конкретного исторического периода развивает эмоциональную сферу школьников, приучает их к более глубокому пониманию других цивилизаций и культур, развивает диалогичность мышления.

В процессе обучения истории необходимо учитывать следующие проблемы, влияющие на качество исторических знаний школьников. Во-первых, невозможность непосредственного восприятия исторических фактов. Во-вторых, небольшой социальный опыт учащихся. В силу этого, школьники склонны свои имеющиеся знания и представления о современной жизни переносить на историческое прошлое, в результате чего имеют искажённое представление о ней. Следует иметь в виду также то, что мышление учащихся 10—11 лет сохраняет конкретно-образный характер. Это приводит к необходимости создания образных реконструкций прошлого. Как отмечает Г. И. Годер, только на основе развитого воображения и образных реконструкций у младших подростков могут быть сформированы исторические понятия и понято действие исторических закономерностей1. Для развития воображения необходима системная работа по обучению учащихся самостоятельно создавать реконструкции исторического прошлого в ярких типических образах.

Основной проблемой обучения истории в V классе является соотнесение возрастных познавательных особенностей школьников с объёмом и сложностью учебного материала. Учитывая это, обучение в ходе факультативных занятий целесообразно выстроить как эпизодический курс. Следует отметить, что вопросы политической и социально-экономической истории сложны для понимания их учащимися 10—11 лет. Как отмечают российские исследователи Е. Е. Вяземский и О. Ю. Стрелова, акцентирование обучения на этих вопросах, «онаучивание» истории, её рационализация могут привести к потере интереса школьников к изучению истории, оказать негативное влияние на её дальнейшее изучение2. Формирование обобщённых образов и представлений пятиклассников о странах и цивилизациях древности возможно на основе культурологического подхода, что и определило отбор содержания для факультативного курса. Учитывая это, в практике обучения необходимо чаще использовать различные приёмы и методы работы, содействующие развитию творческих способностей учащихся.

^ Этот загадочный Древний мир

35 ч, в том числе 2 ч — резервное время


Введение (2 ч)

Что изучает история Древнего мира. Что изучает история Древнего мира? Как изучают историю древности?

^ Счёт лет в истории. Как измеряли время в древности? Календари. Лента времени.


Раздел I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (3 ч)


От охоты и собирательства к земледелию и животноводству. Появление земледелия. Одомашнивание животных и растений.

^ Города в эпоху первобытности. Возникновение городов. Древнейшие города: Иерихон и Чатал-Гуюк.

Религиозные представления и искусство первобытных людей. Религиозные представления первобытных людей. Художники пещер.


^ Раздел II. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (10 ч)


Тема 1. Древний Египет (4 ч)


Государство фараонов. Страна на берегах Нила и её жители. Власть фараонов.

^ Религия древних египтян. Древнеегипетские боги: Осирис, Исида, Гор. Реформа Эхнатона.

Храмы и пирамиды. Для чего и как строились пирамиды. Храмы в честь богов и фараонов.

^ Египетская школа и знания древних египтян. Чему и как обучались египтяне. Древнеегипетская письменность. Научные знания древних египтян.


Тема 2. Передняя Азия в древности (3 ч)


Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Царь Древнего Вавилона Хаммурапи. Древнейший свод законов. Общественное устройство Вавилона.

^ Великие военные державы Передней Азии. Держава хеттов. Ассирия. Персидская держава.

Культура народов Передней Азии. Письменность и литература. Достижения народов Передней Азии. Библейские сказания.


^ Тема 3. Древние Индия и Китай (2 ч)


Общество и культура Древней Индии. Арии в Индии. Общественное устройство. Религиозные верования. Священные Веды.

^ Общество и культура Древнего Китая. Образование единого китайского государства и его основатель Цинь Шихуанди. Древняя мудрость и изобретения китайцев.


^ Урок обобщения (1 ч)


Раздел ІІІ. ЦИВИЛИЗАЦИИ АНТИЧНОСТИ (17 ч)


Тема. Древняя Греция (8 ч)


Минойский Крит и «златообильные Микены». Общество и культура Древнего Крита. Микенская цивилизация.

^ Мифы Древней Греции. Боги и герои древних греков. Зевс, Афина, Аполлон, Деметра. Двенадцать подвигов Геракла. Персей. Миф об Ахилле.

Спартанское воспитание. Общество и государство в Спарте. Что значит «жить по-спартански».

^ Афинская демократия. Солон и его реформы. Реформы Клисфена. Перикл.

Александр Македонский. Юность Александра. Завоевание Востока. Держава Александра Македонского.

^ Нравы и обычаи Древней Греции. Дом. Питание. Одежда. Манеры афинян. Личная жизнь афинян. Женщины.

Древнегреческая школа. Чему и как учили детей в Древней Греции. Театр — школа воспитания.

^ Искусство Древней Греции. Дорический и ионический ордера. Афинский Акрополь. Вазопись. Древнегреческая скульптура.


Тема. Древний Рим (8 ч)


Загадочные этруски. Происхождение и верования этрусков. Культура этрусков.

^ Римская община и римская семья. Гражданская община. Римская семья. Нравы и религия.

В римском городе. Что представлял собой древнеримский город. Древние Помпеи.

^ Блистательный Рим — столица империи. Легенды о возникновении Рима. Римский форум — средоточие архитектурных памятников эпохи республики.

Гай Юлий Цезарь и его время. Гражданские войны. Установление диктатуры Цезаря. Гай Юлий Цезарь.

^ Октавиан Август — первый император Рима. Установление единовластия Августа. Расширение империи. «Век золотой латыни».

Христианство. История Иисуса Христа. Первые общины христиан.

^ Рим и варвары. Борьба Рима с варварами. Древние германцы.


Урок обобщения (1 ч)


Итоговое обобщение (1 ч)

Ожидаемые результаты


В ходе факультативных занятий учащиеся должны получить более полное представление об отдельных сторонах жизни людей цивилизаций древности, таких, как религия, образование, научные знания, искусство, повседневная жизнь, и сформировать образ изучаемых цивилизаций.

В результате обучения школьники должны научиться получать информацию в различных исторических источниках, находить в них ответы на поставленные вопросы; создавать образные реконструкции, составляя рассказы об исторических событиях или исторических деятелях на основе 2—3 источников, составляя описания памятников истории Древнего мира на основе текста, иллюстраций, дополнительных материалов; сравнивать материальную и духовную культуры различных народов древности; правильно употреблять и объяснять исторические понятия, крылатые выражения; уметь выражать своё отношение к памятникам культуры и искусства Древнего мира.

Рекомендуемая литература


Учебно-методическая литература

  1. Ахутин, А. В., Библер, В. С., Курганов, С. Ю. Античная культура. Воображаемые уроки в 3—4 классах школы диалога культур. — М., 1995.

  2. Бахтина, О. И. Задания для самостоятельной работы по истории Древнего мира. — М., 1988.

  3. Годер, Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл.: пособие для учителя. — М., 2003.

  4. Годер, Г. И. Преподавание истории в V классе: пособие для учителя. — М., 1985.

  5. Запорожец, Н. И. Методика обучения истории Древнего мира и Средних веков: Пособие для учителя. — М.,1984.

  6. Коровкин, Ф. П. Методика преподавания истории Древнего мира: Пособие для учителя. — Киев, 1981.

  7. Короткова, М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. — М., 2001.

  8. Крушкол, Ю. С., Мурыгина, Н. Ф., Черкасова, Е. А. Хрестоматия по истории Древнего мира. — М., 1987.

  9. Кудрявцев, В. Т. Проблемное обучение. — М., 1991.

  10. Кулагина, Г. А. Сто игр по истории. — М., 1983.

  11. Лесли, С. Изучаем Древний Рим. — М., 2001.

  12. Лисовый, И. А., Ревяко, К. А. Античный мир в терминах, именах и названиях: словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима. — Минск, 2001.

  13. Немировский, А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М., 1986.

  14. Смирнов, С. Г. Задачник по истории Древнего мира. — М., 1994.

  15. История Древней Греции и Рима: хрестоматия / сост. Н. И. Миницкий, С.П. Шупляк; введ., под общ. ред. Н.И. Миницкого. — Минск, 2009.


Научная литература

  1. Афанасьева, В., Луконин, В., Померанцева, Н. Искусство Древнего Востока. — М., 1976.

  2. Винничук, Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима; пер. с польского. — М., 1988.

  3. Виноградова, Н. А., Николаева, Н. С. Искусство стран Дальнего Востока. — М., 1979.

  4. Гаспаров, М. Л. Занимательная Греция: рассказы о древнегреческой культуре. — М., 1995.

  5. Геродот. История в девяти книгах. — Л., 1972.

  6. Гладкий, В. Д. Древний мир: энциклопедический словарь: в 2 т. — М., 1998.

  7. Дмитриева, Н. А., Акимова, Л. И. Античное искусство. — М., 1988.

  8. Дмитриева, Н. А., Виноградова, Н. А. Искусство Древнего мира. — М., 1989.

  9. Древние цивилизации; под общ. ред. Г. М. Бонгард-Левина. — М., 1989.

  10. Ерасов, Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. — М., 1990.

  11. Зелинский, Ф. Ф. История античной культуры. — СПб., 1995.

  12. Знаменитые греки и римляне: 35 биографий выдающихся деятелей Греции и Рима. Сборник / авт. и сост. М. Н. Ботвинник, М. Б. Рабинович. — СПб., 1993.

  13. Из книг мудрецов: проза Древнего Китая; пер. с кит. — М., 1987.

  14. Исчезнувшие цивилизации. Помпеи. — М., 1996.

  15. Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. — Минск, 1984.

  16. Лосев, И. Н. и др. Мифологический словарь. — М., 1996.

  17. Моде, Х. Искусство Южной и Юго-Восточной Азии. — М., 1978.

  18. Можейко, И. В. 7 и 37 чудес. — М., 1983.

  19. Оппенгейм, А. Древняя Месопотамия. — М., 1990.

  20. Пандей, Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи); Пер. с англ. — М., 1990.

  21. Редер, Д. Г. Мифы и легенды Древнего Междуречья. — М., 1980.

  22. Словарь античности; пер. с нем. — М.: Прогресс, 1989.

  23. Тёмкин, Э. Н., Эрман, В. Г. Мифы Древней Индии. — М., 1982.

  24. Хёфлинг, Г. Римляне, рабы, гладиаторы. Спартак у ворот Рима. — М., 1992.

  25. Эйдельман, Н. Я. Ищу предка. — М., 1970.

1 Годер Г. И. Преподавание истории в V классе: пособие для учителя. — М., 1985. — С. 9.

2 Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. и др. Историческое образование в современной России: справочно-методическое пособие для учителей. — М., 2002. — С. 23.





Похожие:

Программа факультативных занятий по всемирной истории для учащихся V класса общеобразовательных учреждений iconПрограмма для факультативных занятий по русскому языку для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения
Учебная программа для факультативных занятий по русскому языку для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками...
Программа факультативных занятий по всемирной истории для учащихся V класса общеобразовательных учреждений iconПогружаемся в интересный мир образования и правописания слов
Учебная программа факультативных занятий по русскому языку для общеобразовательных учреждений
Программа факультативных занятий по всемирной истории для учащихся V класса общеобразовательных учреждений iconОт значения к написанию
...
Программа факультативных занятий по всемирной истории для учащихся V класса общеобразовательных учреждений iconСекреты синтаксиса и пунктуации
...
Программа факультативных занятий по всемирной истории для учащихся V класса общеобразовательных учреждений icon«обыкновенное чудо»: содружество литературы и других видов искусства
Учебная программа факультативных занятий по русской литературе для общеобразовательных учреждений
Программа факультативных занятий по всемирной истории для учащихся V класса общеобразовательных учреждений iconПоэтические гимны морфологии
...
Программа факультативных занятий по всемирной истории для учащихся V класса общеобразовательных учреждений iconПрограмма факультативных занятий для учащихся 6-7 классов общеобразовательных учреждений
Играя роль своеобразного мостика между естественными и общественными науками, достижения географической мысли активно используются...
Программа факультативных занятий по всемирной истории для учащихся V класса общеобразовательных учреждений iconПрограмма для факультативных занятий по русскому языку для общеобразовательных учреждений
Автор И. М. Саникович, доцент кафедры риторики и методики преподавания языка и литературы бгу, кандидат педагогических наук
Программа факультативных занятий по всемирной истории для учащихся V класса общеобразовательных учреждений iconПрограмма факультативных занятий для учащихся 8 класса
В. В. Гричик – доктор биологических наук, заведующий кафедрой общей экологии и методики преподавания биологии бгу
Программа факультативных занятий по всемирной истории для учащихся V класса общеобразовательных учреждений iconПрограмма факультативных занятий для учащихся 7 класса
Автор-составитель: Е. В. Борщевская – методист управления научно-методического сопровождения образовательного процесса Национального...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы