Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования icon

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования



НазваниеПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Дата конвертации28.01.2013
Размер411.8 Kb.
ТипПрограмма
источник

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов города Кирс

Верхнекамского района Кировской области


«Утверждаю» Рассмотрено

Директор МОУ СОШ с УИОП г.Кирс на заседании МО

____________________Н.В.Шибанов

Приказ № ______ протокол №_____

от «____»____________2011 год «____»____________2011 год


Программа

формирования универсальных

учебных действий у обучающихся

на ступени начального общего

образования


г. Кирс


2011 год

Содержание


  1. Пояснительная записка.

  2. Ценностные ориентиры начального общего образования.

  3. Функции. Состав и характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования.

  4. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.

  5. Формирование УУД на основе эффективного использования современных образовательных технологий.

  6. Преемственность программы формирования универсальных учебных действий при переходе от одной ступени общего образования к другой (от дошкольной к начальной; от начальной к основной).

  7. Критерии оценки сформированности УУД учащихся. Мониторинг.

Приложение.

1. Словарь терминов.



  1. Пояснительная записка.


Новые социальные запросы общества ставят перед школой необходимость создания условий, при которых в результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. Начальная школа должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося.

^ Универсальные учебные действия:

- способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

- совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию. УУД определяют эффективность образовательного процесса - усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности. Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин, обеспечивают возможность продолжения образования в основной школе.

Сформированность УУД у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.

Цель программы:

- обеспечить системно-деятельностный подход в реализации стандартов второго поколения;

- создать условия для развития (формирования) системы универсальных учебных действий, обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.


Данная программа является основой для разработки рабочих предметных программ, программ внеурочной деятельности, воспитательных программ в начальной школе.

Программа предназначена для учителей начальных классов, воспитателей ГПД, руководителей кружков, родителей обучающихся. Она обеспечивает преемственность образования в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе.


  1. ^ Ценностные ориентиры начального общего образования.


Цель образования - формирование личности с доминантной установкой на самоопределение для своего саморазвития и самосовершенствования. Переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, к умению сотрудничать и решать жизненные задачи, обусловлен сменой ценностных ориентиров образования.

Ценностные ориентиры начального образования, конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начальной школы. Они отражают общие установки образования:

  • формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

  • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

- доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

- принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им;

- ориентации в нравственном содержании собственных поступков и поступков окружающих людей, развитии этических чувств;

- формирования чувства прекрасного и эстетических чувств, благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;

  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);

  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности:

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, критичности к своим поступкам;

- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей;

- формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Реализация начального общего образования должна осуществляться в единстве функций обучения и воспитания, познавательного и личностного развития учащихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия, обеспечивающих высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития учащихся.



  1. ^ Функции, состав и характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования.


УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Функции УУД:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

  • создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить себя учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

^ Характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте:

В состав основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить:

^ 1) личностные действия;

2) регулятивные действия;

3) познавательные действия;

4) коммуникативные действия.


Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать;

- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.


Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе5 соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.


Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

^ Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтении и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

^ Логические универсальные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественны);

- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно- следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

^ Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


^ 4. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.

Формирование УУД создает возможность соотносить учебные предметы с точки зрения приемов познавательной деятельности, общих для осуществления познания этих предметных областей.

Требования к формированию УУД раскрыты в планируемых результатах освоения программ учебных предметов: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология» - в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся. УУД определяют эффективность образовательного процесса - усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

^ Русский язык

Формируются познавательные, коммуникативные и регулятивные действия:

-анализ,

-сравнение,

-установление причинно-следственных связей,

- развитие знаково-символических действий,

- моделирование.

^ Литературное чтение

Формируются все виды универсальных учебных действий:

-смыслообразование через прослеживание судьбы героя,

-самоопределение и самопознание на основе сравнения образа «Я» с героями итературных произведений,

-основы гражданской идентичности,

-эстетические ценности,

-умение понимать конкретную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей,

-умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации,

-умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения,

-умение строить план.

Математика

Этот предмет является основой развития у обучающихся познавательных действий:

-логика

-алгоритмы, включая знаково-символические

-планирование

-систематизация и структурирование знаний

-моделирование

-приобретение основ информационной грамотности

^ Окружающий мир

Формирование личностных универсальных действий

-формирование основ исторической памяти

-формирование основ экологического сознания

-развитие морально-этического сознания

-принятие учащимися правил здорового образа жизни

^ Формирование познавательных действий

- овладение начальными формами исследовательской деятельности

-формирование действий замещения и моделирования

-формирование логических действий сравнения, классификации, установления причинно-следственных связей

Музыка

^ Обеспечивает формирование личностных, коммуникативных, познавательных действий:

- формирование позитивной самооценки;

- потребность в творческом самовыражении;

- приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям;

- формирование российской гражданской идентичности и толерантности;

- развитие эмпатии

^ Изобразительное искусство

Развитие личностных, коммуникативных, познавательных действий:

- формирование общеучебных действий;

- целеполагание, планирование и организация действий в соответствии с целью, контроль, внесение корректив;

- приобщение к мировой и отечественной культуре;

- формирование гражданской идентичности;

- формирование эстетических ценностей и вкусов;

- позитивная самооценка

Технология

Формируются все виды универсальных учебных действий:

- умение осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане;

- развитие знако-символического и пространственного воображения;

- развитие планирующей и регулирующей функции речи;

- формирование ситуации успеха;

- развитие эстетических представлений;

Физкультура

Этот предмет обеспечивает формирование личностных универсальных действий

- основ общекультурной и российской гражданской идентичности

-развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей

-освоение правил здорового и безопасного образа жизни

^ Развитие регулятивных действий

-умение планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия

Развитие коммуникативных действий

- сотрудничество, кооперация (в командных видах спорта)

- планирование

-осуществление взаимного контроля

-адекватная оценка собственного поведения и поведения партнера

^ Иностранный язык

Развитие коммуникативных действий

- общее речевое развитие учащихся

-развитие произвольности и осознанности монологической и диалогической речи;

-развитие письменной речи

-умение вести диалог

^ Формирование личностных универсальных действий

-формирование гражданской идентичности личности

- формирование уважительное отношения к другим народам

- формирование компетентности в межкультурном диалоге

^ Формирование познавательных действий

- понимание смысла текста

-умение задавать вопросы, с опорой на прочитанный текст

-сочинение собственных текстов

Формирование моделирования как УУД осуществляется в рамках практически всех учебных предметов. Моделирование включает в свой состав знаково-символические действия: замещение, кодирование, декодирование.


^ Показатели сформированности УУД

обучающихся начальной школы:





личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

^ 1 класс

(конец года)

- проявляет самостоятельность в разных видах детской деятельности. Оценивает себя и свои поступки.

- умеет адаптироваться к сложным ситуациям

- умеет применять знания о безопасном и здоровом образе жизни

- взаимодействует со сверстниками и взрослыми через участие в совместной деятельности( ведет переговоры, умеет сдерживать эмоции)

- понимает чувства людей, сопереживает

- ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и окружающих людей

- умеет оценивать себя по критериям предложенным взрослыми

- положительно относится к школе

- бережно относится к материальным ценностям

-уважает и принимает ценности семьи и общества

- любит свой народ, край, Родину

- принимает и со­храняет учебную задачу;

- в сотрудничестве с учителем ставит новую учебную задачу, планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

- владеет способами самооценки, адекватно воспринимает предложения и оценку учителя, товарищей, родителей

- осваивает правила планирования, контроля способа решения

- осваивает способы пошагового итогового контроля результата

Общеучебные

- слушает и понимает речь других, выразительно читает и пересказывает небольшие тексты

- строит сообще­ния в устной и письменной форме с помощью учителя;

- Умеет работать по предложенному учителем плану

- Находит ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию

- находит информацию в словаре

- умеет с помощью учителя давать оценку одного вида деятельности на уроке

Логические

- группирует предметы по заданным признакам

- устанавливает последовательность основных событий в тексте

- осуществляет сравнение, клас­сификацию под руководством учителя

Познавательные

(постановка и решение проблемы)

- формулирует проблемы с помощью учителя

- включается в творческую деятельность под руководством учителя

-имеет первоначальные навыки работы в группе

- Умеет задавать учебные вопросы

- строит простое речевое высказывание

- умеет слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою

- умеет договариваться

- понимает смысл простого текста,

- знает и может применить первоначальные способы поиска информации ( спросить у взрослого, посмотреть в словаре)

2 класс

- способность к са­мооценке на основе критериев успешно­сти учебной дея­тельности;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- ориентация на по­нимание причин ус­пеха в учебной дея­тельности;

- чувство сопричаст­ности и гордости за свою Родину, народ, историю;

- ориентация в нрав­ственном содержа­нии и смысле собст­венных поступков, поступков других людей

- планирует свои действия в соот­ветствии с постав­ленной задачей;

- проявляет позна­вательную ини­циативу в учебном сотруд­ничестве



- осуществляет поиск необходи­мой информации с использова­нием учебной литературы, эн­циклопедий, справочников;

- осознанно строит сообще­ния в устной и письменной форме;

- строит рассуж­дения в форме простых сужде­ний об объекте, его строении, форме и связях

- владеть диало­гической формой речи

3 класс

- самоанализ и кон­троль результата;

- эмпатия как пони­мание чувств других людей и сопережи­вание им;

- осознание ответст­венности человека за общее благополучие;

- дифференциация моральных и кон­венциональных норм

- осуществляет внутренний план действий;

- преобразовывает практическую за­дачу в познава­тельную

- осуществляет поиск необходи­мой информации с использова­нием учебной литературы, эн­циклопедий, справочников (включая элек­тронные, цифро­вые);

- осознанно и произвольно строит сообще­ния в устной и письменной форме;

- самостоятельно выбирает осно­вание и критерии для сравнения и классификации

- учитывает раз­ные мнения и ин­тересы;

- обосновывает свою позицию

^ 4 класс

(ококнчание)

- устанавливает взаимосвязь между целью учебной деятельности и мотивом.

- определяет результат учения

- отвечает на вопрос цели обучения

- работает на результат-

Делает личностный выбор на основе норм морали

- ценит природный мир. Проявляет готовность следовать нормам природоохранного здоровьевсберегающего поведения

- умеет выстраивать межличностные отношения

- умеет избегать конфликтных ситуаций, находить выходы из спорных ситуаций

- умеет сопереживать

- соотносит поступки и события с принятыми этическими принципами, моральными нормами

-определяет причины успеха в уч. деятельности, анализирует и контролирует результат, соответствие результатов требованиям конкретной з, принимает оценки учителя и одноклассников

- положительно относится к школе, принимает образец «хорошего ученика»

Уважительно относится к другому мнению, истории и культуре других народов

- бережно относится к материальным и духовным ценностям

- уважает и принимает ценности семьи и общества

- осознает себя гражданином России, гордится Родиной, народом и историей, осознаёт ответственность человека за общее благополучие

- действует в соответствии с моральными нормами, умеет нести ответственность за свои поступки

- ставит учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно

- самостоятельно выделяет ориентиры действия в новом учебном материале

- прогнозирует результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик

- вносит изменения в результат своей деятельности исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами

- - умет планировать, т.е. последовательно определять промежуточные цели с учётом конечного результата, составлять план и определять последовательность действий

- соотносит способ действия и его результат с заданным эталоном

- выделяет и понимает то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознаёт качество и уровень усвоения

- самостоятельно организует поиск информации.

Общеучебные

-понимает цель чтения и осмысливает прочитанное

- выбирает наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий

- извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров

- самостоятельно создаёт алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

- самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель

- осуществляет поиск необходи­мой информации в открытом ин­формационном пространстве, в том числе кон­тролируемом пространстве Интернета;

- осуществляет рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности

- осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной и письменной форме

- определяет основную и второстепенную информацию

- свободно ориентируется в текстах художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей, воспринимает их.

- понимает и адекватно оценивает язык средств массовой информации

- строит логиче­ские рассужде­ния, включаю­щие ус­тановление при­чинно-следст­венных связей

Логические

- анализирует объекты с целью выделения признаков

- строит логиче­ские рассужде­ния, включаю­щие ус­тановление при­чинно-следст­венных связей

- проводит синтез ( составляет целое из частей в том числе самостоятельно достраивает и дополняет недостающие данные)

- классифицирует объекты

- доказывает

- выбирает основания и критерии для сравнения

- выдвигает и обосновывает гипотезы


постановка и решение проблемы

- сам-но формулирует проблемы

- сам-но создаёт способы решения проблем творческого и поискового характера

- планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия

- владеет способами разрешения конфликтов_ выявляет проблему, находит способы разрешения конфликта, принимает решение и реализует его)

- владеет способоми управления поведения партнёра( контролирует, корректирует, оценивает его действия_

- умеет выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

- осуществляет поиск информации, критически относится к ней, сопоставляет её с информацией из других источников и жизненным опытом.

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познава­тельные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.


  1. ^ Формирование УУД на основе эффективного использования современных образовательных технологий.


Ориентация на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования, предполагает использование образовательных технологий деятельностного типа.

Современные образовательные технологии используются в образовательном процессе как на уровне методических приемов или отдельных компонентов, так и на уровне системы.

Последовательная реализация деятельностного подхода предполагает изменение характера взаимодействия учителя с классом:

- личностное включение всех учащихся в процесс взаимного общения;

- внешняя мотивация вытесняется формированием осознанного мотива учения;

- репродукция знаний заменяется решением творческих учебных и практических задач.

Для эффективного взаимодействия учитель должен:

- создавать проблемные ситуации, активизировать творческое отношение учащихся к учебе;

- формировать рефлексивное отношение школьника к учению и личностного смысла учения;

- организовывать формы совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.

При формировании УУД в образовательном процессе используются следующие образовательные технологии:


Технология

Формируемые УУД

Гуманно-личностная технология Ш.Амонашвили

Личностные

- самоопределение;

- принятие этических принципов.

Регулятивные

- стремление к самовоспитанию;

- умение преодолевать усталость.

Познавательные

- расширение и углубление объема знаний и умений;

- развитие и становление познавательных способностей ребенка.

Коммуникативные

- умение точно выражать свои мысли;

- владение монологической и диалогической формами речи;

- умение разрешать конфликты.

Технология проблемного обучения

Личностные

- способность систематизировать и накапливать знания;

- способность к саморазвитию и самокоррекции;

Регулятивные

- умение постановки учебной задачи;

- умение планировать, прогнозировать;

- умение находить решение в различных проблемных ситуациях;

- умение контролировать и корректировать свою работу.

Познавательные

- постановка и формулирование проблемы;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

- поиск и выделение необходимой информации;

- выбор наиболее эффективных способов и решений задач;

- рефлексия своей деятельности.

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- презентация своих знаний.

Технология проектной деятельности

Личностные

- устойчивая учебно-познавательная мотивация учения;

Регулятивные

- умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату действий;

- способность проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Познавательные

- умение работать с разными источниками информации (оглавление учебника как программа ученика; таблицы, диаграммы, иллюстрации учебников, справочники и словари)

Коммуникативные

- умение детей работать в группе (сотрудничество);

- презентация содержательной части проекта (оформлять результат в виде доклада, выпуска газеты, репортажа)

Информационно-коммуникационные технологии

Личностные

- усиление мотивации учения (повышение активности и инициативности);

- умение осуществлять отбор необходимых для учебной деятельности ЦОР;

- соблюдение правил безопасности при работе с компьютером. ИКТ – это открытое (но контролируемое) пространство информационных источников.

Регулятивные

- формирование навыков самостоятельной работы;

- самостоятельно оценивать правильность действий, вносить необходимые коррективы.

Познавательные

- приобщение к  достижениям информационного общества (ресурсам библиотек и сети Интернет);

- умение записывать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

- умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы;

Коммуникативные

- адекватно воспринимать оценку участников образовательного процесса;

- правильное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;

- владение диалогической формой коммуникации, используя средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.

Методика обучения младших школьников средствами субъективизации Г. А. Бакулиной

Личностные

- становление субъектной позиции: активное и осознанное участие на всех этапах урока и во внеурочной деятельности;

- повышение творческой активности в учебно-воспитательном процессе;

- развитие речемыслительных способностей

Регулятивные

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане (умение системно мыслить, рассуждать логически);

Познавательные

- умение аргументировано, доказательно высказывать свою точку зрения (ответ в виде текста-рассуждения или текста-умозаключения);

- умение работать с готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями;

- в сотрудничестве с учителем создавать простейшие знаково-символические модели.

Коммуникативные

- формулирование собственного мнения и позиции;

- умение задавать вопросы;

- умение учитывать разные мнения;

- стремление к сотрудничеству.

Здоровьесберегающие технологии

Личностные

- формирование установки на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках;

- умение преодолевать усталость, повышение работоспособности;

Регулятивные

- умение планировать свои действия;

Познавательные

- освоение современных систем и методов укрепления здоровья;

Коммуникативные

- осуществление самоконтроля;

- оказание взаимопомощи в сотрудничестве.

Игровые технологии

Личностные

- следование моральным нормам и этическим требованиям;

- формирование эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им;

- преодоление различных трудностей.

Регулятивные

- применение и сохранение учебной задачи (правил игры).

Познавательные

- умение применять имеющиеся знания в новой ситуации;

Коммуникативные

- умение слушать и вступать в диалог;

- воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности

Выбор технологий обеспечивается миссией ОУ и его целевыми установками, а также индивидуально-творческим стилем учителя.


6. Преемственность программы формирования универсальных учебных действий при переходе от одной ступени общего образования к другой (от дошкольной к начальной; от начальной к основной).

 На современном этапе совершенствования образования остается актуальной проблема преемственности. Она возникает по следующим причинам:

- недостаточно плавное изменение методов и содержания обучения, которое приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся;

- обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.

Преемственность рассматривается как необходимое основание, позволяющее обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием.

Концепция образовательного учреждения строится на антропологической основе и предполагает в процессе обучения на разных ступенях формирование центральных новообразований, которые являются фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Центральные новообразования дошкольного возраста:

-самосознание;

- воображение.

Результатом образовательной деятельности подготовительных классов является готовность старшего дошкольника к статусу первоклассника.


Центральные новообразования младшего школьного возраста:

- качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

- рефлексия, анализ, внутренний план действий;

- развитие нового познавательного отношения к действительности;

- ориентация на группу сверстников;

- первый социальный статус школьника.

Результатом образовательной деятельности в начальной школе является элементарная грамотность.


Центральные новообразования отрочества:

- новый уровень самосознания, Я-концепция;

- социальный опыт общения на основе общественно значимой деятельности.

Результатом образования на данной ступени обучения является достижение выпускниками функциональной грамотности.


Прогнозируемый образовательный результат на третьей ступени обучения – компетентность.

В старшей школе на этапе завершения ступени персонализации осуществляется осознанное проектирование жизненного пути.


Целесообразно оценивать готовность школьников к обучению на новой ступени образования на базе сформированности основных видов универсальных учебных действий. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.



^ Выпускник дошколь­ного образовательного

учреждения:

Выпускник начальной школы:

Выпускник основной школы:

Физически развитый, овладевший основными культурно - гигиеническими навыками.

Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни, поддерживающий сохранность окружающей среды.

Любознательный, активный;

эмоционально отзывчивый.

Любознательный, интересующийся, активно познающий мир. Доброжелательный.

Познающий себя как личность, ищущий свою систему ценностей, жизненные цели, утверждающий себя как взрослый.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.


Умеющий взаимодействовать со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Принимающий ценности межличностных отношений и «Кодекс товарищества» (право свободного выбора, справедливости, уважения, взаимопомощи, личного достоинства).

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.


Инициативный, готовый нести ответственность перед самим собой, другими людьми за результаты и последствия своих действий. Умеющий конструктивно разрешать конфликтные ситуации, работать в команде и быть лидером.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.


Владеющий основами умения учиться и способностью к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).


Умеющий учиться, подготовленный к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории на основе избирательности интересов.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Любящий родной край и свою страну.

Умеющий дружить, осознанно выбирающий круг общения, направленный на освоение гендерной роли.


Осуществление преемственности между ступенями образования с опорой на систему формирования УУД способствует становлению модели выпускника школы:

  • Осознающий себя личностью, живущей в обществе, социально активный, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении.

  • Носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений.

  • Креативный и критически мыслящий, мотивированный к познанию и творчеству, самообразованию на протяжении всей жизни.

  • Готовый к выбору профессии и построению личной профессиональной перспективы и планов.

  • Способный к личностному выбору и поступкам, готовый нести ответственность перед обществом и государством за самостоятельно принятые решения.

  • Разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни и следующий им в своем поведении.

  • Уважающий других людей и умеющий сотрудничать с ними для достижения общего результата


^ Критерии оценки сформированности УУД учащихся.

Развитие системы универсальных учебных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД и их свойства. Формирование УУД должно идти целенаправленно и планомерно. Оценка сформированности УУД является необходимым условием реализации системы требований стандартов.

Критерии оценки сформированности УУД учащихся начальной школы:

- соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

- соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого вида универсальных учебных действий с учетом определенной стадии их развития.

Значение УУД для успешного обучения в начальной школе:


УУД

Результаты развития УУД

Значение для обучения










Личностные УУД: смыслообразование и самоопределение.


Адекватная школьная мотивация. Внутренняя позиция обучающегося.

Обучение в зоне ближайшего развития ребенка. Адекватная постановка целей.

Личностные и регулятивные УУД

Рефлексивная адек-ватная самооценка.

Высокая самоэффективность.

Личностные, регулятивные, познаватель-ные, коммуникативные

Сформированность учебной деятельности (УД). Произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения.

Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Предпосылка перехода к самообразованию.

Коммуникативные (речевые), регулятивные

Внутренний план действия

Способность действовать «в уме».

Коммуникативные, регулятивные

Рефлексия. Сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

Осознанность и критичность учебных действий.


Особенности функционирования УУД позволяют установить их взаимозависимость и взаимообусловленность. По мере становления личностных действий ребенка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) претерпевает значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определенные достижения и результаты ребенка, что приводит к изменению характера его общения и Я-концепции. Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.


^ Организация мониторинга в школе.

Объектом мониторинга должен стать индивидуальный прогресс учащихся в плане формирования у них УУД.

Мониторинг может проводить учитель, психолог, администратор образовательного учреждения, при условии, что он изучил методику проведения тестирования данного типа. Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса. (Тестирование учащихся начальной школы проводится не реже, чем два раза в год). Не рекомендуется концентрировать проведение тестирования в один день, чтобы избежать эмоциональной перегрузки. Тестирование можно проводить индивидуально и одновременно с учащимися всего класса.

Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

В процессе мониторинга исследуются интеллектуальные и личностные качества обучающихся путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования и др.

Содержание мониторинга должно быть тесно связано с программами обучения и воспитания детей.

Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.

Школа имеет богатый опыт использования диагностических материалов для построения образовательного процесса: комплексные контрольные работы, карты развития, портфолио, психологический мониторинг



Проверяющий

Виды мониторинга

^ Проверяемые УУД

Учителя

Комплексные контрольные работы

Наблюдения

Анкеты

Тестовые работы

Портфолио

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Психолог

Психологический мониторинг

^ Карты развития

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Руководители кружков

Наблюдение

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Заместитель директора

Комплексные контрольные работы

Наблюдения

Анкеты


Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Ученики, родители

Портфолио

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные


Еще одним средством предъявления собственных достижений ученика для их оценки является "Портфолио достижений ученика". «Портфолио» представляет собой подборку личных работ ученика: творческие работы, отражающие его интересы; лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области; продукты учебно-познавательной деятельности - самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, размышления о своем продвижении и пр. Могут включаться материалы ,характеризующие достижения обучающихся во внеурочной и досуговой деятельности.

Портфолио позволяет:

- поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;

- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;

-формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Использование "Портфеля достижений ученика" предоставляет учителю и родителям учащихся богатую информацию об индивидуальном развитии ребенка и способствует участию детей в оценке своей собственной работы.

По результатам можно сделать выводы о:

  1. сформированности у обучающихся универсальных и предметных способов действий, а так же опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего образования;

  2. сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и практических задач;

  3. индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.



Словарь терминов

  1. Адаптация – усвоение действующих в социальной общности норм, и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

  2. ^ Базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации.

  3. ИКТ – информационные и коммуникативные технологии – современные средства обработки и передачи информации, включая соответствующее оборудование, программное обеспечение, модели, методы и регламенты их применения.

  4. Интеграция – объединение индивидом своих и групповых интересов процессе в процессе усваивания ценностно значимых норм сообщества.

  5. Индивидуализация – способ выражения и трансляции своей индивидуальности в группе.

  6. ^ Индивидуальная образовательная траектория обучающегося – совместный выбор учителем, обучающимся и его родителями (законными представителями) уровня усвоения учебных программ; в части, формируемой участниками образовательного процесса: выбор обучающимся и его родителями (законными представителями) факультативных и дополнительных занятий, направлений внеурочной деятельности.

  7. ^ Информационная деятельность – поиск, запись, сбор, анализ, организация, представление, передача информации, проектирование и моделирование, осуществляемые человеком.

  8. Образовательная среда – совокупность внутренних и внешних условий и ресурсов развития и образования обучающихся.

  9. Развитие личности – процесс вхождения в социальную новую среду и интеграцию в ней.

  10. ^ Планируемые результаты – система обобщенных личностно ориентированных целей образования, уточненных и дифференцированных по учебным предметам, для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке, с учетом возрастной специфики учащихся.

  11. ^ Программа формирования универсальных учебных действий – программа, регулирующая различные аспекты освоения метапредметных знаний и способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в решении проблем в реальных жизненных ситуациях

  12. Стандарт – федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  13. Социальный опыт - результат процесса социализации.

  14. Социализация - овладение индивидом социально-культурным опытом обществом и формирование на этой основе личностного ориентированного опыта.

  15. Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющей ему функционировать в качестве полноправного члена общества

  16. Социально-активная среда позволяет развивать личность в процессе его активной деятельности.

  17. Социально-адаптивная среда создает условия для успешной адаптации личности школьника.

  18. Среда – окружающие человека социально-бытовые условия, обстановка, а также люди, связанные с ним общностью этих условий.

  19. Учебная деятельность – систематически организованная педагогом деятельность обучающихся, направленная на преобразование и расширение их собственного опыта на основе воссоздания и опробования культурных форм и способов действия.




Похожие:

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования
Нормативно-правовой и документальной основой программы формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий (ууд) у обучающихся на ступени начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования на основе фгос и с учетом...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
Цель программы: создать условия для формирования и регулирования универсальных учебных действий обучающихся через образовательную...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
Цель программы: создать условия для формирования и регулирования универсальных учебных действий обучающихся через образовательную...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
Цель программы: создать условия для формирования и регулирования универсальных учебных действий обучающихся через образовательную...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconIV. программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий моу сош №3 п. Эльбан Амурского муниципального раойна
Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования определяется на этапе завершения...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего пояснительная записка
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Пояснительная записка
Рственного образовательного стандарта начального общего образования, и призвана способствовать развитию системы универсальных учебных...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования icon4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы