А. С. Пушкин на протяжении своего творческого пути неоднократно интересовался родной историей, периодами больших социальных потрясений. А в 30 е гг. XIX в под влиянием неутихающих крестьянских восстаний он обрати icon

А. С. Пушкин на протяжении своего творческого пути неоднократно интересовался родной историей, периодами больших социальных потрясений. А в 30 е гг. XIX в под влиянием неутихающих крестьянских восстаний он обрати



НазваниеА. С. Пушкин на протяжении своего творческого пути неоднократно интересовался родной историей, периодами больших социальных потрясений. А в 30 е гг. XIX в под влиянием неутихающих крестьянских восстаний он обрати
Дата конвертации17.09.2012
Размер28.6 Kb.
ТипДокументы
источник

Народное восстание в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»


А. С. Пушкин на протяжении своего творческого пути неоднократно интересовался родной историей, периодами больших социальных потрясений. А в 30 е гг. XIX в. под влиянием неутихающих крестьянских восстаний он обратился к теме народного движения. В начале 1833 г. А. С. Пушкин получил возможность изучить архивные документы о событиях восстания под предводительством Пугачева 1749―1774 гг. и начал работу над историческим трудом и художественным произведением. В результате появились «История пугачевского бунта» и роман «Капитанская дочка». Сам автор писал: «Под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». В «Капитанской дочке» рассказана история жизни Петра Андреевича Гринева, включенная в широко развернутое изображение исторических событий, с охватом большого круга явлений. Тема восстания Пугачева изложена при всей сжатости повествования достаточно полно и законченно: от начала восстания до поражения и гибели Пугачева.

Основную причину восстания ― политическое и экономическое угнетение народных масс ― А. С. Пушкин в своем романе полностью не раскрывает, однако читатель ее хорошо понимает. Автор в целом ряде лаконичных замечаний в различных главах романа говорит о недовольстве народа, о жестокости правительства. «Башкирцы ― народ напуганный, да и киргизцы проучены», ― говорит капитан Миронов, а что значит «проучены» читатель видит в сцене допроса схваченного башкирца. «Никогда не забуду этого человека. Ему казалось лет семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей… ― Эхе! ― сказал комендант, узнав по странным его приметам одного из бунтовщиков, наказанных в 1741 году. ― Да ты видно старый волк, побывал в наших капканах». Из дальнейшего мы узнаем, что у башкирца вырезан язык. Неудивительно, что именно этот «изувеченный» башкирец оказывается верхом на перекладине с веревкой в руках в момент казни коменданта. В этой же главе, в историческом отступлении о «возмущении» казаков в 1772 г., сказано: «Причиною тому были строгие меры, предпринятые генерал майором Траубергом». Вся направленность повествования о народном возмущении такова, что сомнений в его «естественности» не возникает.

А. С. Пушкин в полном соответствии с исторической правдой показывает социальный и национальный состав охваченных восстанием народных масс. Среди них мирные казаки, крепостные крестьяне, малые угнетаемые царским правительством народности ― киргизы, калмыки, башкиры.

Цели движения определяются в общих чертах не какой либо четкой политической программой, а вековечными народными ценностями, такими как свобода, земля, уничтожение помещиков, стоящих на пути к этим целям. «Хороший», свой царь должен осуществить эти цели. Стихийность движения отражена в романе опять таки в полном соответствии с действительностью. Но движение отвечает интересам широких масс, вот почему не только крепостные крестьяне и казаки участвуют в нем, но и солдаты царской армии быстро переходят на сторону Пугачева.

Есть в произведении и широко известные слова: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» Они принадлежат повествователю. Характер этого восклицания отражает, конечно, ужас испуганного крестьянским восстанием героя романа. Но в то же время в этих словах, если взять их в контексте, отражено отношение не только к крестьянскому движению: «Правление было повсюду прекращено, помещики укрывались по лесам. Шайки бунтовщиков злодействовали повсюду; начальники отдельных отрядов самовластью наказывали и миловали; состояние всего обширного края, где свирепствовал пожар, было ужасно…» Здесь выражена мысль о сопровождающей восстание анархии и о том обстоятельстве, что начальники правительственных войск «самовластьно» наказывают и милуют. Отношение же писателя к восстанию и его руководителю выясняется из всего хода повествования: Пугачев вызывает симпатии читателя, а восстание в целом изображено так, что оно выступает перед нами как понятное, объяснимое и неизбежное движение народных масс за освобождение от помещичьего гнета. Но А. С. Пушкина пугала стихийность движения, неизбежная жестокость борьбы, он видел «бессмысленность» бунта. Его размышления связаны не только с одним конкретным историческим фактом, а с настоящим и будущим России. «Берясь за историческую тему, ― говорил К. Г. Паустовский, ― писатель не порывает с современностью». Поэтому читатели на протяжении еще многих лет будут находить в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» ответы на вопросы как исторического, так и нравственного характера.




Похожие:

А. С. Пушкин на протяжении своего творческого пути неоднократно интересовался родной историей, периодами больших социальных потрясений. А в 30 е гг. XIX в под влиянием неутихающих крестьянских восстаний он обрати iconТема урока «Народные движения». 7 класс
...
А. С. Пушкин на протяжении своего творческого пути неоднократно интересовался родной историей, периодами больших социальных потрясений. А в 30 е гг. XIX в под влиянием неутихающих крестьянских восстаний он обрати iconКонфликты с собственным ребенком и пути их разрешения
Подростки, стоящие перед самостоятельным выбором дальнейшего пути более всего подвержены сомнениям, раздираемы внутренними противоречиями,...
А. С. Пушкин на протяжении своего творческого пути неоднократно интересовался родной историей, периодами больших социальных потрясений. А в 30 е гг. XIX в под влиянием неутихающих крестьянских восстаний он обрати iconМкоу «Ключиковская сош» Пояснительная записка
«раскрывшийся бутон» требует больших как психологических, так и физических затрат всей социально-педагогическиой системы школы. Как...
А. С. Пушкин на протяжении своего творческого пути неоднократно интересовался родной историей, периодами больших социальных потрясений. А в 30 е гг. XIX в под влиянием неутихающих крестьянских восстаний он обрати iconХимическая и электрохимическая коррозия металлов. Способы защиты металлов и сплавов от коррозии. Разрушение металлов и их сплавов под влиянием окружающей среды называется коррозией.
Разрушение металлов и их сплавов под влиянием окружающей среды называется коррозией
А. С. Пушкин на протяжении своего творческого пути неоднократно интересовался родной историей, периодами больших социальных потрясений. А в 30 е гг. XIX в под влиянием неутихающих крестьянских восстаний он обрати iconВасилий Львович Пушкин, родной дядя А. С. Пушкина, родился в Москве 27 апреля 1766 г

А. С. Пушкин на протяжении своего творческого пути неоднократно интересовался родной историей, периодами больших социальных потрясений. А в 30 е гг. XIX в под влиянием неутихающих крестьянских восстаний он обрати iconПрограмма для учащихся 5-9 классов предусматривает углубление и расширение знаний и умений учащихся по мордовскому (эрзя) языку и литературе, приобретённых в начальных классах
Эрзянский язык – наш родной язык прошел длинный тернистый путь своего развития. Он достаточно богат, красив и ярок. Посредством языка...
А. С. Пушкин на протяжении своего творческого пути неоднократно интересовался родной историей, периодами больших социальных потрясений. А в 30 е гг. XIX в под влиянием неутихающих крестьянских восстаний он обрати iconПо материалам Интернет-изданий, рассматривающих проблему развития творческой личности в школе
«От творческого учителя к творческому ученику. Пути, методы и приёмы развития творческого потенциала учащихся»
А. С. Пушкин на протяжении своего творческого пути неоднократно интересовался родной историей, периодами больших социальных потрясений. А в 30 е гг. XIX в под влиянием неутихающих крестьянских восстаний он обрати iconДоклад учителя изобразительного искусства Шмариной Ольги Геннадьевны на научной конференции «Профессионал»
«От творческого учителя к творческому ученику. Пути, методы и приёмы развития творческого потенциала учащихся»
А. С. Пушкин на протяжении своего творческого пути неоднократно интересовался родной историей, периодами больших социальных потрясений. А в 30 е гг. XIX в под влиянием неутихающих крестьянских восстаний он обрати iconГруппа: Студент: Алдушин Николай
Три четверти своего пути автомобиль прошел со скоростью 60км/ч, остальную часть пути со скоростью 80 км/ч какова средняя путевая...
А. С. Пушкин на протяжении своего творческого пути неоднократно интересовался родной историей, периодами больших социальных потрясений. А в 30 е гг. XIX в под влиянием неутихающих крестьянских восстаний он обрати iconКонтрольная работа «Пушкин мой ровесник»
Зная, как вы любите в тишине своего кабинета, открыв томик Пушкина, погрузиться в увлекательное и приятное чтение, я приготовила...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы