Анализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» ( действие III, явление VI) Особенностью гоголевской комедии «Ревизор» является то, что она имеет «миражную интригу», т е
Анализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» ( действие III, явление VI) Особенностью гоголевской комедии «Ревизор» является то, что она имеет «миражную интригу», т е icon

Анализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» ( действие III, явление VI) Особенностью гоголевской комедии «Ревизор» является то, что она имеет «миражную интригу», т е



НазваниеАнализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» ( действие III, явление VI) Особенностью гоголевской комедии «Ревизор» является то, что она имеет «миражную интригу», т е
Дата конвертации18.09.2012
Размер26.78 Kb.
ТипДокументы
источник

. Анализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» ( действие III, явление VI)


Особенностью гоголевской комедии «Ревизор» является то, что она имеет «миражную интригу», т. е. чиновники ведут борьбу против призрака, сотворенного их нечистой совестью и страхом расплаты. Тот, кто принят за ревизора, даже не предпринимает никаких обдуманных попыток обмануть, одурачить впавших в заблуждение чиновников.

Развитие действия достигает кульминации в III акте. Комическая борьба продолжается. Городничий обдуманно идет к своей цели: заставить Хлестакова «проговориться», «рассказать побольше», чтобы «узнать, что он такое и в какой мере его нужно опасаться». После посещения богоугодного заведения, где гостю был предложен великолепный завтрак, Хлестаков был на верху блаженства. «Обрываемый и обрезываемый доселе во всем, даже и в замашке пройтись козырем по Невскому проспекту, он почувствовал простор и вдруг развернулся неожиданно для самого себя, он разговорился, никак не зная в начале разговора, куда пойдет его речь. Темы для разговоров ему дают выведывающие. Они как бы кладут ему все в рот т создают разговор», ― пишет Н. В. Гоголь в «Предуведомлении». За несколько минут в сцене вранья Хлестаков делает головокружительную карьеру: от мелкого чиновника («Вы, может быть, думаете, что я только переписываю…») до фельдмаршала («Меня сам государственный совет боится»). Действие в этой сцене развивается со все нарастающей энергией. С одной стороны, это россказни Ивана Александровича, постепенно теряющие всякую правдоподобность и достигающие апогея в конце явления. С другой стороны, это поведение слушателей, приходящих во все больший испуг от речей гостя. Их переживания выразительно передают ремарки: в начале беседы «городничий и все садятся» по милостивому приглашению Хлестакова, однако при упоминании, что в его прихожей якобы можно встретить графов и князей, даже министра, «городничий и прочие с робостью встают со своих стульев». Слова: «И точно, бывало, как прохожу через департамент ― просто землетрясение, все дрожит и трясется, как лист» ― сопровождаются ремаркой: «городничий и прочие теряются от страха». В конце сцены городничий, «подходя и трясясь всем телом, силится выговорить» что то, но с перепугу не может вымолвить ни слова.

Во время своей речи Хлестаков как бы инстинктивно улавливает характер производимого им впечатления, подстегивают испытываемые слушателями страх, ожидание рассказов о необычных для провинциалов масштабах жизни и служебных отношений. Его преувеличения носят чисто количественный характер: в «семьсот рублей арбуз», «тридцать пять тысяч одних курьеров». Рисуясь перед дамами, он мобилизует весь свой скудный запас сведений о жизни петербургской знати, о событиях и литературе. «Хлестаков вовсе не обо всем врет, он порой просто сообщает сенсационные столичные новости ― о великолепии балов, о супе, который на пароходе прибыл из Парижа, о том, что барон Брамбеус исправляет чужие статьи, что Смирдин платит ему большие деньги, о том, что „Фрегат „Надежды“ пользуется огромным успехом, и наконец, о том, что Пушкин, с которым он „на дружеской ноге“, ― „большой оригинал“, ─ пишет А. Г. Гукасова в статье „Комедия «Ревизор““.

Однако все эти реальные факты смещены и переадресованы, центральным лицом во всех событиях становится сам рассказчик.

В силу непреднамеренности Хлестакова его трудно поймать на лжи ― он, завираясь, с легкостью выходит из затруднительного положения: «Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж ― скажешь только кухарке: „На, Маврушка, шинель…“ Что ж я вру – я и позабыл, что живу в бельэтаже».

Охваченный непреодолимым желанием сыграть роль немного повыше той, которая предугадана ему судьбой, в эту «лучшую и самую поэтическую минуту в его жизни», Хлестаков жаждет предстать не только светским человеком, но и человеком «государственным».

Ни городничий, ни чиновники не подвергают сомнению то, о чем болтает Хлестаков, наоборот, они укрепляются в вере, что присланный к ним ревизор ― значительное государственное лицо. «Происходит странная вещь. Фитюлька, спичка, мальчишка Хлестаков силою страха и благоговения к нему вырастает в персону, становится сановником, становится тем, кого в нем видят», ― делает вывод по этой сцене Г. А. Гуковский в статье «Реализм Гоголя».




Похожие:

Анализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» ( действие III, явление VI) Особенностью гоголевской комедии «Ревизор» является то, что она имеет «миражную интригу», т е iconАнализ сцены дачи взятки в комедии Н. В
Анализ сцены дачи взятки в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (действие IV, явления iii―IV)
Анализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» ( действие III, явление VI) Особенностью гоголевской комедии «Ревизор» является то, что она имеет «миражную интригу», т е iconМетодическая разработка по литературе «О чем говорит немая сцена?» (Опыт интегрированного и философского прочтения последней сцены комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Опыт интегрированного и философского прочтения последней сцены комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Анализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» ( действие III, явление VI) Особенностью гоголевской комедии «Ревизор» является то, что она имеет «миражную интригу», т е iconСмысл немой сцены в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Немой сцене в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» предшествует развязка сюжета, читается письмо Хлестакова, и становится ясным самообман чиновников
«остаются просто столбами». Важно, что характер персонажа и поведение во время действий также отразились в его позе, например, Бобчинский...
Анализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» ( действие III, явление VI) Особенностью гоголевской комедии «Ревизор» является то, что она имеет «миражную интригу», т е iconЖизнь уездного городка в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Эпоха, отраженная Н. В. Гоголем в комедии «Ревизор» ― это 30 е гг. XIX в., время царствования Николая I
Драматург настолько глубоко обобщил факты действительности, что сюжет комедии вышел далеко за пределы конкретного места и времени....
Анализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» ( действие III, явление VI) Особенностью гоголевской комедии «Ревизор» является то, что она имеет «миражную интригу», т е iconХлестаков ― главный герой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» имеет своеобразный характер драматургического конфликта
А после получения денег и приглашения приехать в дом к городничему начинает входить в роль любезного и просвещенного гостя, которого...
Анализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» ( действие III, явление VI) Особенностью гоголевской комедии «Ревизор» является то, что она имеет «миражную интригу», т е iconХлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Огромное художественное достоинство комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» заключается в типичности ее образов
«тип многого разбросанного в разных русских характерах… Всякий хоть на минуту … делался или делается Хлестаковым. И ловкий гвардейский...
Анализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» ( действие III, явление VI) Особенностью гоголевской комедии «Ревизор» является то, что она имеет «миражную интригу», т е iconЧто такое хлестаковщина? (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Более 160 лет прошло с тех пор, однако комедия «Ревизор» не утратила актуальности своего звучания и сегодня. Не нужно далеко ходить...
Анализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» ( действие III, явление VI) Особенностью гоголевской комедии «Ревизор» является то, что она имеет «миражную интригу», т е iconУрок по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Последняя встреча с чиновниками города N
...
Анализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» ( действие III, явление VI) Особенностью гоголевской комедии «Ревизор» является то, что она имеет «миражную интригу», т е iconОсобенности композиции в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Свою комедию «Ревизор» Н. В
Свою комедию «Ревизор» Н. В. Гоголь построил на сюжетной основе бытового анекдота, где по самозванству или по случайному недоразумению...
Анализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» ( действие III, явление VI) Особенностью гоголевской комедии «Ревизор» является то, что она имеет «миражную интригу», т е iconУрок по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». (8 класс) Тема: Русское чиновничество в сатирическом изображении
Формы работы: чтение по ролям, ответы на вопросы, работа с учебником, словарная работа, беседа
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы