Готовность к школе icon

Готовность к школе



НазваниеГотовность к школе
Дата конвертации30.10.2012
Размер81.72 Kb.
ТипДокументы
источник

На мой взгляд, наиболее точно готовность к школе определяется тремя взаимосвязанными компонентами:

  • физической готовностью (физическим состоянием и здоровьем ребенка);

  • интеллектуальной готовностью;

  • личностной готовностью.

Физическая готовность ребёнка к школе определяется медиками и заносится в медицинскую карту.

Интеллектуальная готовность включает в себя состояние сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие), состояние ряда познавательных процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти), умственное и речевое развитие.

В познавательном плане ребенок к поступлению в школу должен достичь определенного уровня, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы. Для этого необходимо, чтобы его память и внимание стали произвольными, мышление должно быть представлено во всех трёх основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической. Развитость восприятия должна проявляться в его избирательности, осмысленности, предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий. Речевая готовность детей к обучению, прежде всего, проявляется в их умении пользоваться словом для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средства общения и предпосылки к усвоению письма.

Личностная готовность включает в себя ориентировку в окружающем мире, отношение к школе, самостоятельность ребенка, его активность, инициативу, потребность в общении, умение установить контакт со сверстниками и взрослыми, что определяет желание ребенка учиться и его успехи. Особое внимание необходимо обратить на наличие выраженного интереса к учению, приобретению знаний, умений и навыков, к получению новой информации об окружающем мире. Этот интерес онтогенетически вырастает из естественной любознательности детей 4-5-летнего возраста, прямо зависит от полноты удовлетворения этой потребности ребенка со стороны взрослых. Следует также учитывать потребность в достижении успеха, соответствующую самооценку и уровень притязаний.

Готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе на практике может установить только комплексное психодиагностическое обследование. Оно может быть осуществлено профессионально подготовленными психологами, работающими в системе образования, совместно с учителями и воспитателями. В связи с тем, что в реальности это обследование проводится учителем, мною разработан диагностический комплекс, в который входят задания, направленные на изучение уровня развития высших психических функций, интеллектуального развития и уровень сформированности мотивации к обучению. Он включает в себя исследование основных компонентов готовности ребенка к обучению:

  • памяти,

  • словесно-логического мышления,

  • речевого развития,

  • координации движений,

  • мелкой моторики руки,

  • школьной мотивации,

Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является смена роли педагога с позиции учителя на позицию исследователя.

Важно соблюдать следующие условия:

  • необходимо выяснить мнение ребенка о желательности присутствия родителей при индивидуальном собеседовании. Родителей необходимо предупредить о недопустимости вмешательства в процесс беседы;

  • начиная беседу, учитель должен назвать ребенка по имени, дать возможность освоиться в обстановке, создать доброжелательную атмосферу;

  • результаты выполнения заданий и уровень оказанной ребенку помощи следует фиксировать в протокол;

  • общая продолжительность беседы не должна превышать 20-25 минут;

  • после выполнения каждого задания выставляется количественный балл, а затем проводится общая оценка уровня развития ребенка по данному параметру.

3 балла выставляются при успешном выполнении задания, без помощи педагога; 2 балла – допустима минимальная помощь педагога (наводящие вопросы), но задание выполнено самостоятельно; 1 балл – выполнение задания после демонстрации образца.

Суммируя баллы, набранные ребёнком в ходе диагностики, можно сделать вывод:

  • не менее 80% заданий, выполнение которых оценено в 3 балла, свидетельствуют о высоком уровне готовности к школьному обучению.

  • 55-80% - свидетельствуют о среднем уровне.

  • менее 55% - низкий уровень.

Общая осведомленность об окружающем мире исследуется в ходе беседы:

  • Назови свою фамилию, имя, отчество.

  • Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.

  • У тебя есть брат, сестра? Как их зовут? Кто старше?

  • Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения?

  • Сейчас утро, день или вечер?

  • Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Что бывает раньше – обед или ужин?

  • Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

  • Кем работает твой отец, мать?

  • Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь?

  • Каких птиц ты знаешь?

  • Кто больше: корова или коза? Птица или пчела?

Обследование памяти включает в себя:

1. Обследование кратковременной слуховой памяти.

Педагог зачитывает ребенку следующие слова: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, таз. Ребенок должен в любой последовательности воспроизвести те слова, которые запомнил. Норма – 5-6 слов.

2. ^ Обследование смысловой памяти.

Ребенку предлагается запомнить пары слов: шум-вода, стол-обед, мост-река, рубль-копейка, лес-медведь. Затем педагог произносит первое слово каждой пары, а ребенок должен назвать второе слово. В норме ребенок должен вспомнить все пары.

Уровень развития мышления определяется с помощью выполнения дошкольником ряда субтестов:

  • словесно-логическое мышление (умение анализировать, рассуждать, классифицировать предметы) исследуется в ходе игры «Четвертый лишний». Педагог предлагает рассмотреть четыре предметных картинки (четыре варианта) и назвать лишний предмет, при этом доказать свой ответ, назвав общим словом характеристику трех, по его мнению, однородных предметов. Возможны варианты ответов, если они логичны, то засчитываются, как правильные. В норме ребенок справляется с заданием полностью.

  • для выявления умений находить причинно-следственные связи ребенку предлагают серию картинок с изображением последовательных событий с просьбой разложить картинки в нужной последовательности и пояснить своё мнение. Оценивается правильность нахождения причинно-следственных связей.

  • навыки сравнения исследуются в ходе работы с иллюстрациями в вопросно-ответной форме, например: покажи картинку, где девочка выше мальчика, но ниже дерева и т.д.

Речевое развитие исследуется на разных уровнях:

  • речевой слух,

  • словарный запас,

  • грамматический строй,

  • связная речь.

Для исследования речевого слуха педагог просит ребенка:

  • прослушать слова и хлопнуть в ладоши при наличии в слове заданного звука. Например: звук «с» в словах соловей, цапля, зяблик;

  • определить место заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце);

  • повторить слово сложной слоговой структуры (милиционер, велосипед, электропоезд и т.д.).

Исследование словарного запаса включает в себя задания на выявление уровня развития:

  • предметного словаря: педагог выкладывает перед ребенком предметную картинку с изображением машины, стула, рубашки и просит назвать предмет и его части;

  • глагольного словаря: педагог просит помочь рассказать историю, вставив подходящие слова (по дорожке мишка …, к большому дубу …., через речку …);

  • словаря признаков: исследование проходит в виде игры «Скажи по-другому». Педагог: «Ваза из стекла, она какая?» (Стеклянная). Исследуя словарь признаков, следует выявить знание слов противоположных по значению (антонимов), обозначающих цвет, величину, время, пространственные признаки (высокий-низкий);

Исследование грамматического строя включает в себя задания по образованию имен существительных множественного числа, согласованию имен существительных с числительными, употреблению в речи сложных предлогов (из-под, из-за и т.д.).

Исследование связной речи проходит в виде игры «Собери сказку»: педагог предлагает рассмотреть четыре сюжетные иллюстрации, расположить их в нужном порядке и рассказать сказку (могут быть использованы сюжеты русских народных сказок, известных ребенку). Учитываются: грамматическая правильность речи, ее эмоциональность, разнообразие лексики.

^ Координация движений исследуется при помощи следующих заданий.

1. Упражнения «Коза», «Заяц».

Педагог просит дошкольника сделать из пальцев «Козу» (вытянуть вперед указательный палец и мизинец; при этом средний и безымянный пальцы прижаты большим к ладони), а затем превратить её в «Зайца» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы; при этом мизинец и безымянный палец прижать большим пальцем к ладони). Далее упражнения выполняются попеременно. Учитывается способность быстро менять местами пальцы.

2. Вставь нитку в иголку.

Ребёнку предлагают вставить тонкую хлопчатобумажную нить в иголку длиной 35 мм, с большим ушком.

3. Упражнения «Ладонь, ребро, кулак».

Руки ребёнка лежат на краю стола, нужно в правильной последовательности, не сбиваясь, положить на стол ладонь, ребро ладони, сжать ладонь в кулак и т. д.

4. Упражнения на выявление сформированности ориентировки в схеме своего тела. Педагог просит ребенка показать правое ухо, левый глаз, топнуть правой ногой, подпрыгнуть три раза на левой ноге. Оценивается умение ориентироваться в своём теле, умение понимать словесную инструкцию.

^ Мелкая моторика руки исследуется при помощи заданий:

  • рисование: педагог просит ребенка нарисовать из заданной точки прямую линию, прямоугольник, треугольник, круг; продолжить рисование «забора» ломаной линии;

  • обрывание листа бумаги. Нужно получить прямоугольник способом обрывания по контуру, учитывается способность распределить функции рук, содружество обеих рук в работе;

  • работа с ножницами. Ребёнок должен вырезать круг, нарисованный на бумаге. Оценивается точность повторения контура

  • упражнения на выявление уровня развития тактильных ощущений. Играя с волшебным мешочком, по просьбе педагога ребенок, оперируя ведущей рукой, достает круглый предмет, металлический предмет, мягкий предмет, конкретный предмет и т.д.;

  • «Катание шарика» Педагог предлагает дошкольнику покатать между указательным и средним пальцами ведущей руки пластилиновый шарик диаметром 10 мм в течение 1 минуты

  • упражнение на выявление силы мышечного напряжения кистей рук. Педагог протягивает ребёнку свою руку и просит сжать её как можно сильнее одной рукой, двумя руками.

^ Школьная мотивация выявляется в ходе беседы, где главными вопросами являются: «Хочешь ли ты пойти в школу? Почему?». Критерии оценивания:

  • если ребёнок отвечает полным ответом, чему он хочет научиться в школе – 3 балла;

  • если ребёнок не может раскрыть значение слова «Учиться», ответ односложный – 2 балла;

  • если ребёнок отвечает, что хочет пойти в школу, потому что ему купят красивые вещи, портфель, но не мотивирован на учение – 1 балл.

Все результаты диагностики (количество баллов) заносятся в таблицу (Приложение №1)

Дополнительно проводится анкетирование родителей, целью которого является сбор информации об особенностях физического и психического развития ребенка, о состоянии его здоровья, условиях воспитания:

  • Фамилия, имя, отчество ребенка.

  • Возраст ребенка, дата рождения.

  • Адрес фактического проживания ребенка, адрес прописки ребенка.

  • Мнение о состоянии здоровья ребенка.

  • С кем проживает ребенок?

  • Кто играет ведущую роль в воспитании ребенка?

  • В какие игры любит играть? Чем вы больше всего любите заниматься с ребёнком?

  • Что нужно учитывать в общении с вашим ребенком?

  • Были ли в жизни Вашего ребёнка какие-либо особые переживания, о которых Вы хотите мне сообщить?

  • Что делает Ваш ребёнок, когда он расстроен, как легче всего его успокоить?




Похожие:

Готовность к школе icon1. Личностная готовность ребенка к школе
Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы...
Готовность к школе iconГотовность к школе и комплексный подход Определение готовности к школе
Готовность к школе следует рассматривать как разветвленную сеть связанного целого: она всегда зависит от условий в конкретной школе,...
Готовность к школе iconДокументи
1. /Готовность к школе/Аналитический отчет(начало 1 класса)_2010.pdf
2. /Готовность...

Готовность к школе icon«Завтра в школу мы пойдем»
Многие родители ошибочно полагают, что готовность к школе – это умение читать, считать и писать. На самом деле готовность к школе...
Готовность к школе iconПсихологическая готовность ребенка к школе
Эта готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким,...
Готовность к школе iconГотовность к школе
Нередко дети, схожие по своим знаниям до обучения в школе, уже к концу 1 класса демонстрируют совершенно разные успехи. В чем причина?...
Готовность к школе iconГотовность к школе
Перед вами встает вопрос: готов ли он к этому? Ведь вы наверняка сталкивались c понятием "готовность ребенка к школе". Тема эта очень...
Готовность к школе iconГотовность к школе
Перед вами встает вопрос: готов ли он к этому? Ведь вы наверняка сталкивались c понятием "готовность ребенка к школе". Тема эта очень...
Готовность к школе iconКакие знания и умения должны быть сформированы у ребенка, готового к школьному обучению
Многие родители ошибочно полагают, что готовность к школе – это умение читать, считать и писать. Однако это – лишь верхушка айсберга....
Готовность к школе iconКак определить готовность ребенка к школе?
Личностная готовность ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы