Методические рекомендации по созданию модели формирования ууд приложение цель работы icon

Методические рекомендации по созданию модели формирования ууд приложение цель работы



НазваниеМетодические рекомендации по созданию модели формирования ууд приложение цель работы
Дата конвертации07.01.2013
Размер138.81 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник

ГОУ СИПКРО


ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА ПО ИТОГАМ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ИОЧ ПО ПРОГРАММЕ ИНВАРИАНТНОГО БЛОКА ПО ТЕМЕ «МОДЕРНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

ТЕМА РАБОТЫ «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе»


Работу выполнила: Баландина И.Н.

Консультант : доцент кафедры

педагогики психологии,к.пс.н.Соловова Н.А.


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ

  2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

  3. ^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД

  4. ПРИЛОЖЕНИЕ



ЦЕЛЬ РАБОТЫ. РАЗРАБОТАТЬ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.


ЗАДАЧИ:

  1. Изучить теоретический материал по данной теме.

  2. Описать опыт работы по формированию УУД

  3. Разработать методические рекомендации по формированию универсальных учебных действий в процессе обучения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.



Введение

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и  С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

Эта концепция в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ. Она необходима для планирования образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, начальной школе и обеспечения преемственности образования.

В современной психологии обучения и образования происходит сближение представлений сторонников деятельностного и конструктивистского подхода (Ж. Пиаже, А. Перре-Клермон) в вопросе о роли самого учащегося в учебном процессе. Именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения – знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности. В образовательной практике наметился переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся в выборе содержания и методов обучения. Все это придает особую актуальность задаче формирования в начальной школе коммуникативных универсальных учебных действий.


^ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ


В настоящее время особенностью современного образования стало:

  • активная форма деятельности при обучении, а не обучение как преподнесение системы знаний ;

  • обучение на межпредметной основе;

  • обучение в сотрудничестве учителя и учащихся.

Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у школьников общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения.

Все эти компоненты присутствуют в концепции развития универсальных учебных действий. В современной педагогике существует модель развития УУД.



Что же представляют собой структура УУД



В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем активной и сознательной деятельности.

Способность учащегося самостоятельно организовывать и успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия  саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

  1. Как же организовать учебный процесс, чтобы создать благоприятные условия для формирования УУД

Главным условием является поэтапность отработки универсальных учебных действий, обеспечивающей переход:

  • - от выполнения действия с опорой на наглядный и практический материал к умственной форме выполнения действия,

  • - от совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению.


Как и любую деятельность формирование УУД необходимо контролировать.

Уровни сформированности учебных действий:

1)ученик выполняет лишь отдельные операции, может только копировать действия учителя, не планирует и не контролирует свои действия, подменяет учебную задачу задачей буквального заучивания и воспроизведения);

2) выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем (ученику постоянно требуются разъяснения или он может выполнять действия по усвоенному алгоритму);

3) неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач (при изменении условий задачи не может самостоятельно внести коррективы в действия);

4)адекватный перенос учебных действий (самостоятельное обнаружение учеником несоответствия между условиями задачами и имеющимися способами ее решения и правильное изменение способа в сотрудничестве с учителем);

5)самостоятельное построение новых учебных действий на основе ранее усвоенных способов действия);

6) обобщение учебных действий и выведение нового способа для каждой конкретной задачи.

Описанную модель оценки сформированности УУД можно диагностировать по системе А.К.Марковой, разработанной в 1990. Данная диагностика включает 4 основные сферы оценки:

1. Состояние учебной задачи и ориентировочной основы:

- понимание учащимся задачи, поставленной учителем, смысла деятельности и активное принятие учебной задачи;

- самостоятельная постановка школьниками учебных задач;

- самостоятельный выбор ориентиров действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале.

2. Состояние учебных действий:

- какие учебные действия выполняет школьник (измерение, моделирование, сравнение и т.д.);

- в какой форме он их выполняет (материальной/материализованной; громко-речевой, умственной); развернуто (в полном составе операций) или свернуто; самостоятельно или после побуждений со стороны взрослых;

- различает ли ученик способ и результат действий;

- владеет ли школьник несколькими приемами достижения одного результата.

3. Состояние самоконтроля и самооценки:

- умеет ли учащийся проверять себя после окончания работы (итоговый самоконтроль);

- может ли проверять себя в середине и в процессе работы (пошаговый самоконтроль);

- способен ли он планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);

- адекватна ли самооценка учащегося;

- доступна ли учащемуся дифференцированная СА мооценка отдельных частей своей работы, или он может оценить свою работу лишь в общем виде.

4. Каков результат учебной деятельности:

- объективный (правильность решения, число действий до результата, временные характеристики действия;, возможность решения задач разной трудности);

- субъективный (значимость, смысл учебной деятельности для самого ученика, субъективная удовлетворенность, психологическая цена – расход времени и сил, вклад личных усилий).

Можно видеть, что предложенная диагностическая система объединяет характеристики собственно учебной деятельности, личностных и регулятивных универсальных действий и свойств действия, что позволяет рассматривать ее как основу разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий.

В педагогике существуют технологии и направления, призванные формировать УУД (называю несколько, а остальные – на раздатку)

  1. Для развития умения оценивать свою работу, дети сами по предложенному алгоритму учатся оценить свое задание.

  2. Учитель показывает для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

  3. Учитель обучает детей приемам работы в группах

  4. Учитель показывает, как можно прийти к единому решению в работе в группах

  5. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку.

  6. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией –пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации.

  7. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности

  8. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.

  9. Учитель находит способ увлечь детей знаниями.

  10. Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей.

  11. Учитель включает детей к открытие новых знаний

  12. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.

  13. Учитель помогает ребенку найти самого себя, простраивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.

  14. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.

  15. Учитель показывает то, что ошибка –это нормально –главное –уметь учиться на ошибках.

  16. Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере убедиться в их важности и значимости

  17. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

  18. Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности.

  19. Учитель ненавязчиво транслирует смысл учения детям.

  20. В конце выполнения задания, конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет

  21. Учитель на уроке использует специализированные развивающие задания, постановки вопросов, например, таксономию учебных задач Д. Толлингеровой.

  22. Учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем.

  23. Учитель и ученики вместе решают возникаемые учебные проблемы.

  24. Учитель строит урок в деятельностной парадигме

  25. Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ

  26. Учитель организует работу в парах сменного состава, в рамках учебных станций

  27. Учитель дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных

  28. Учитель учит детей планировать свой досуг

  29. Учитель организует конструктивную совместную деятельность

  30. Учитель создает проблемную ситуацию и мотивирует детей на открытие нового знания

  31. Учитель побуждает детей к формулированию учебной проблемы и поиску решения этой проблемы

  32. Учитель формирует у детей содержательную оценку и самооценку



Методические рекомендации по созданию модели формирования УУД

Каждая группа УУД имеет свои особенности формирования. Важно чтобы учитель помнил следующие рекомендации .

Личностные УУД:

1. Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.

2. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.

3. Организуя учебную деятельность по предмету учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.

4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете.

Познавательные УУД:

1. Если вы хотите чтобы дети усвоили материал, по вашему предмету научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала)

2. Постарайтесь, помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний

3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике знания. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.

4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.


Коммуникативные УУД:

1.Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.

2. Не бойтесь «не стандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету.

3. Составите для учеников алгоритм пересказа текста материала, за следование которого вы будете причислять дополнительный балл.

4. Организовывая групповую работу или в парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы.

5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.) ;

6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.


Регулятивные УУД:

1. Научите ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.

2. Научите ученика: контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.

3. Помогите ребенку научиться адекватно, оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.

При работе над УУД можно придерживаться следующих видов по классам


Также, говоря о формировании УУД в настоящее время, хочется обозначить проблему:

В настоящее время работа по развитию универсальных учебных действий осуществляется стихийным образом. Лишь незначительное число педагогов пытаются реализовать требование формирования универсальных учебных действий. Стихийный и случайный характер развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения - в низком уровне учебной мотивации и познавательной инициативы учащихся, способности учащихся регулировать учебную и познавательную деятельность..

Как же учителю подготовить себя для работы по- новому?

Учителю необходимо:

1.Четкое выделения функций УУД в образовательном процессе в соотнесении с возрастно-психологическими особенностями учащихся.

2.Определение связи каждого универсального учебного действия с предметной дисциплиной. .

3.Изучение системы рекомендаций разработчиками и авторами учебников и учебных пособий с целью обеспечения формирования конкретных УУД.

4.В случае необходимости проведение специальной психолого-педагогической подготовки в рамках существующих форм повышения квалификации.


Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.

  2. Баранникова А.В. Мониторинг эксперимента/ – М.: АПК и ПРПО, 2003.

  3. Кузнецов А.А. О стандарте второго поколения / Биология в школе. – 2009. - №2

  4. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. – М.: 1982.

  5. Рубцов В.В. Проблемы теории и практики развивающего обучения

  6. Интернет- ресурсы


















Похожие:

Методические рекомендации по созданию модели формирования ууд приложение цель работы iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Цель Программы формирования ууд
Цель Программы формирования ууд – обеспечение реализации требований и содержания фгос в школе I ступени
Методические рекомендации по созданию модели формирования ууд приложение цель работы iconМетодические рекомендации по созданию целевой программы в оу по работе с одаренными детьми
Методические рекомендации по организации научно-исследовательской деятельности учащихся
Методические рекомендации по созданию модели формирования ууд приложение цель работы iconМетодические рекомендации к проведению цикла классных часов "Моя малая Родина"
Данный цикл классных часов призван представить опыт работы по духовно-нравственному воспитанию педагогов, по созданию условий для...
Методические рекомендации по созданию модели формирования ууд приложение цель работы iconДокументи
1. /Методические рекомендации для преподавателей/Методические рекомендации по созданию фонда...
Методические рекомендации по созданию модели формирования ууд приложение цель работы iconЕ. М. Кондратьева, Т. А. Неклюдова организация деятельности учащихся по созданию школьного сайта методические рекомендации
...
Методические рекомендации по созданию модели формирования ууд приложение цель работы iconАналитическая справка №9 педагога-психолога Л. Н. Калинкиной по результатам диагностики формирования ууд у учащихся 1 класса Цель
Цель: изучение степени формирования универсальных учебных действий у учащихся 1 класса
Методические рекомендации по созданию модели формирования ууд приложение цель работы iconПлан воспитательной работы на 2012-2013 учебный год Цель
Цель: способствовать созданию условий для формирования личности учащегося-человека, обладающего духовным богатством. Готового к самоопределению...
Методические рекомендации по созданию модели формирования ууд приложение цель работы iconМетодические рекомендации «Организация профориентационной работы в образовательном учреждении» Аннотация
Методические рекомендации предназначены для повышения эффективности профориентации и сформированы в результате изученного опыта работы...
Методические рекомендации по созданию модели формирования ууд приложение цель работы iconДокументи
1. /Методические рекомендации по самоуправлению/1 Республиканская программа развития системы...
Методические рекомендации по созданию модели формирования ууд приложение цель работы iconМетодические рекомендации по созданию условий для перехода начального звена школы на работу по Федеральному государственному образовательному
Настоящие рекомендации разработаны на основе общих подходов к проектированию федеральных государственных образовательных стандартов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы