Исследовательская работа icon

Исследовательская работа



НазваниеИсследовательская работа
Ананьева Кристина Андреевна
Дата конвертации30.10.2012
Размер188.37 Kb.
ТипИсследовательская работа
источник

МОУ Саврушская СОШ Похвистневского района Самарской области


Исследовательская работа

Приемы запоминания английской лексики.


Выполнила:

Ананьева Кристина Андреевна

Ученица 7 класса

Научный руководитель:

Литвинова Татьяна Анатольевна

Учитель английского языка


2010 год.

Оглавление



  • Введение

  • Основная часть:

1.Что такое память?

2.Физиологические основы памяти.

3.Виды памяти.

4. Этапы процесса запоминания.

5. Почему запоминание английских слов вызывает сложности?

6.Способы запоминания английской лексики.

  • Вывод.

  • Использованная литература.



Введение.

Я с удовольствием изучаю английский язык, мне нравится как он звучит , я люблю слушать стихи и петь песни на английском языке. Но мне иногда трудно запомнить некоторые фразы и слова. А учитель всегда говорит нам , что без знания лексики, нельзя заговорить на английском языке. Есть в английском языке лексика, которая запоминается очень легко, но некоторые слова и выражения трудны для запоминания, поэтому приходится придумывать разные способы запоминания. Хотелось бы найти разные варианты запоминания новой лексики.

Вначале я решила опросить своих одноклассников, чтобы узнать, как они заучивают лексические единицы. Для этого я составила вопросник и раздала своим одноклассникам.

Анкета.

  1. Нравится ли тебе изучать английский язык? Почему?

  2. Труден ли английский язык для изучения?

  3. Что вызывает особую трудность?

  4. Любишь ли ты заучивать лексику?

  5. Есть ли у тебя особенные пути запоминания лексики? Если есть, то, какие, опиши их.

В моей анкете приняли участие 22 ученика. Проанализировав ответы своих друзей, я выяснила, что только 14 участников анкеты с удовольствием учат английский язык: семерым он легко дается, а остальным он будет нужен при поступлении в высшие учебные заведения. 8 учащихся не любят учить английский язык , так как им трудно запоминать слова и выполнять упражнения. Для них английский язык намного труднее русского. Особую трудность вызывает грамматика и необходимость запоминания новых слов. У всех есть свои способы запоминания слов. В основном они делятся на три группы: первая – просто «зубрю», как стихотворение повторяю и повторяю, пока не запомню. Второй – пишу слова на листке несколько раз и повторяю про себя. Третий – запоминаю прямо на уроке – после многократного повторения за учителем, и при последующем выполнении упражнений.

Проблема состоит в том, что ученикам сложно учить английский язык, потому что трудно учить лексику. Как переложить информацию из учебника прямо в «мозг».

Примерно так же делаю я, но существуют ли специальные способы и приемы запоминания, разработанные учеными?

^ Пути решения. Я решила узнать у учителя анатомии, где мне взять информацию о том, кто отвечает за решение этой проблемы. Потом я пойду в библиотеку, для поиска необходимой литературы, изучу ее и буду готова помочь себе и своим одноклассникам.

^ Цель работы: найти для себя и своих одноклассников эффективные приемы запоминания не только слов, но и стихотворений, и правил.

Гипотиза исследования: Я считаю, что таких способов не очень много, просто каждый должен придумать себе свой собственный метод заучивания слов.

Использовались следующие методы исследования:

1) теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования;

2) целенаправленное педагогическое наблюдение;

Практическая значимость исследования заключается в том, что я нашла и рассказала своим одноклассникам о разных способах запоминания английской лексики.

^ Основная часть.

Я думаю, что все мыслительные процессы начинаются в нашей голове. Вот с нее я и начну. Что такое память, как она возникает?

В статье Натальи Розановой «Как улучшить память?», я нашла определение памяти, оказывается «Память – это свойство человеческого мозга, позволяющее записывать, хранить и при необходимости воспроизводить информацию». Мозг человека можно сравнить с новейшим компьютером, которого еще не существует в реальности, так как он еще не изучен даже наполовину. В настоящее время известны разные теории памяти. Однако так до конца и не ясно, каким образом происходит усваивание и запоминание информации. Ученые считают, чтобы понять, как функционирует память, нужно рассмотреть ее физиологические основы.

Как известно, человеческий мозг делится на левое и правое полушария, каждое из которых состоит из 4 долей:

• лобная;

• височная;

• теменная;

• затылочная.

 

В каждой из них происходит своя запись информации, причем и сведения для записи выбираются разные.

Правое полушарие заведует левой стороной тела, а левое – правой. Считается, что у людей с исследовательским складом ума сильнее развито правое полушарие, а у людей творческих – левое. Все дело в том, что правое полушарие отвечает за образное, синтетическое, эмоциональное восприятие действительности, то есть за воспроизведение образов, картин и зрительных ассоциаций. У тех людей, у которых оно хорошо развито, прекрасная зрительная или слуховая память. К ним относятся художники, композиторы, скульптуры и т. д. прекрасная зрительная или слуховая память.

Левое же полушарие хранит словесные воспоминания. Это полушарие логики, абстрактных построений, классификаций и аналитических выводов. В его ведении находятся письмо, чтение, решение задач и все логические операции.

У людей с развитым левым полушарием хорошо развита словесно-логическая память. К ним относятся мыслители, ученые и первооткрыватели (табл. 1).



Полушария не работают отдельноно друг от друга, связь между ними осуществляется так называемым мозолистым телом – особым скоплением нервных волокон. По ним информация поступает из одного полушария в другое со скоростью несколько тысяч импульсов в минуту. От того, насколько хорошо развита связь между полушариями, зависит разносторонность человека, поскольку они принимают участие в любом действии. Если с детства развивать оба полушария, можно стать таким же титаном Возрождения, как Леонардо да Винчи. В истории немало выдающихся людей, которые обладали феноменальной памятью. Полководец Александр Суворов, персидский царь Кир, Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат – до 30 тысяч человек. Академик Абрам Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Философ Сенека обладал способностью по памяти повторить до 2 тысяч слов. Говоря научными языком, память – это функция психики, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации, опыта, чувств, навыков и привычек.

В обычной жизни две такие разные системы взаимодополняют друг друга.

Правое полушарие производит новое, неизвестное, оригинальное и экстравагантное, а левое упорядочивает находки и решения, выстраивает их и контролирует, тем самым избегая неразберихи и путаницы. Но иногда оно подавляет подсознание, лишая человека больших возможностей.

Точного объяснения феномену памяти в науке пока нет, как нет и единой установленной классификации типов памяти. С точки зрения физиологии, они зависят от того, какой орган чувств играет ведущую роль в процессе запоминания. В связи с этим память подразделяют на:

• зрительную;

• слуховую;

• двигательную;

• тактильную.

Память различают также по принципу доминирования того или иного полушария. В этом случае память бывает:

• осознаваемой;

• неосознаваемой;

• словесно-логической;

• эмоциональной.

 

Ее также можно разделить на 3 главных вида (типа), обеспечивающих весь процесс обработки и хранения информации, которые напрямую связаны с функциями, выполняемыми памятью:

• сенсорная (или иконическая) память;

• кратковременная (или рабочая) память;

• долговременная память;

 

Для более наглядного восприятия их особенностей обратимся к схеме 1.

 

Схема 1



Схема описывает процесс запоминания в самом общем виде. Итак, ультракороткая( иконическая) память удерживает информацию в течение очень короткого времени – нескольких миллисекунд. Если эта информация не была передана в другое хранилище, она стирается. В противном случае она попадает в кратковременную память. Здесь она хранится 15–30 секунд и также безвозвратно теряется в случае ненадобности. В обратном случае информация передается в долговременную память, где она обрабатывается и сохраняется довольно продолжительное время. Некоторые ученые полагают, что она сохраняет информацию в течение всей жизни. Таким образом, процесс запоминания проходит следующие этапы (схема 2):

^ Этапы процесса запоминания информации



Кратковременная и долговременная памяти обеспечивают процесс запоминания. Одним из первых кратковременную память начал изучать немецкий философ Герман Эббингауз еще в XIX веке. Ставя опыты на себе, он пытался установить границы памяти: может ли человек запомнить несколько тысяч строк. Эксперимент показал, что он забывал выученные строки довольно быстро. Почему это происходило? Потому что информация удалялась из мозга еще на стадии кратковременной памяти.

Кратковременная память – это первая ступень в формировании воспоминаний. Здесь постоянно происходят процессы записи, перезаписи и сортировки информации. Эта память постоянно работает, поэтому в психологии ее еще называют рабочей. В кратковременную память попадает все, что вы пытаетесь запомнить в данный момент времени, причем каждый последующий элемент стирает предыдущий. Рабочую память можно сравнить с диском CD-RW, информацию на который можно многократно «перезаписывать». Продолжая аналогию, можно сказать, что долговременная память – это диск CD-R, на который информация записывается раз и навсегда. В кратковременной памяти информация теряется практически моментально.

Мозг записывает огромные объемы информации в долговременную память, а ненужное выкидывает. Рабочая память очень быстро освобождает место для вновь поступающей информации, а в долговременную память записывается только важный материал. Человек всегда хорошо запоминает то, что ему интересно. Как раз за это отвечает долговременная память. Рабочая память зависит от внимания и концентрации. Если вас что- то отвлекло, то вы вряд ли хорошо запомните материал, так как помять посчитает ее ненужной и выкинет.

Кратковременная память может ухудшаться под воздействием разных причин. Медики установили, что на процессы запоминания сильнее всего влияют гормоны щитовидной железы. Даже небольшое снижение их уровня способно вызывать ухудшение памяти. Для производства гормонов щитовидной железы необходим йод, а так же витамин В2 и цинк. К сожалению большинство людей в России не получают достаточное количество йода и витаминов группы В из пищи. И дело не только в неполноценном питании.

Для успешной работы механизма памяти важны механизмы ее восприятия, то есть способы восприятия информации:

  • Эмоции

  • Запахи

  • Зрительные образы

  • Звуки

  • Прикосновения

  • Движения

Механиз запоминания довольно сложен. Ученые экспериментально доказали, что даже увиденные на несколько десятков миллисекунд образы запечатлеваются в памяти, которая называется сенсорной. Но тут же, если человек пытается воспроизвести запомненное, число образов уменьшается до 70 % от увиденного, а через 250 миллисекунд вся информация испаряется из сенсорной памяти. Таким образом, сенсорная память не способна удерживать объекты сколько-нибудь значительное время. За это отвечают кратковременная и долговременная память.

Одним из важных механизмов памяти является запоминание.

Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Выделяют два вида запоминания:

    1. непреднамеренное (или непроизвольное)

    2. преднамеренное (или произвольное).

^ Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий.

Произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить некую информацию — и использует для этого специальные приемы запоминания.

Почему запоминание английских слов вызывает сложности?

Во-первых, новое английское слово является точной информацией, т.е. информацией, которую нужно знать точно, на все 100%. Попробуйте «приблизительно» или «частично» произнести английское слово! А любая точная информация запоминается плохо, даже после изнурительной «зубрежки» в памяти остается только 20%. Зная, эту особенность памяти, наши предки 2 тысячи лет назад создали мнемотехнику - искусство запоминания. В наши дни мнемотехника обогатилась новыми приемами, методами, техниками.

Во-вторых, запоминание английских слов вызывает сложности из-за неправильной организации слов. Большинство книг и словарей, направленных на формирование словарного запаса, составлены в алфавитном порядке. А такой порядок удобен лишь для поиска слов, но не для запоминания.

В-третьих, запоминание английских слов вызывает сложности, если вы запоминаете слово без контекста. Кроме того, сложности с запоминанием связаны с многозначностью английских слов. А.Н.Леонтьев пишет: «Трудность заключается в том, что если вы так учите словарные слова (иностранное – русское, иностранное – русское), то языка-то вы знать не будете по очень простой причине: слова, в том числе и иностранные, многозначны.

В-четвертых, запоминание английских слов вызывает сложности из-за неправильной последовательности запоминания. Английское слово состоит из трех составляющих: 1) написание, 2)произношение, 3) перевод. Запоминание в такой последовательности называется «узнаванием», т.е. вам нужно увидеть английское слово написанным или услышанным, чтобы вспомнить перевод. . Вот почему мы все понимаем иностранцев, а вот сказать ничего не можем. Не можем сказать, потому что не можем быстро и легко вспомнить перевод слова.

Очевидно, что нужно устранить выше перечисленные сложности.

  • правильно готовить материал к запоминанию, т.е. а) сгруппировать английские слова по темам и ситуациям употребления; б) расположить английские слова так, чтобы рядом стоящие слова начинались с разных букв;

  • запоминать английское слово в контексте по принципу одно английское слово – один контекст, содержащий один перевод;

  • запоминать в правильной последовательности, т.е. перевод – произношение – написание, используя определенный метод.

Очень распространенным способом запоминания слов являются тематические карточки - берется некий текст (какая-нибудь разговорная тема, газетная статья и др.), из текста выбираются незнакомые слова и выражения и записываются на бумажные карточки. Причем, на одной стороне карточки записывается английское слово, а на другой перевод. Cписок слов можно постоянно дополнять новыми словами по этой же теме, но из других текстов. В конечном итоге слова будут сгруппированы по темам, их будет удобно изучать в любом удобном для вас месте - дома, в транспорте и т.д.

Такое запоминание английских слов очень эффективно, поскольку при написании от руки тематических карточек и постоянном их использовании используется память воспроизведения, и слова попадают в активный реестр памяти.

Еще один из способов запоминания - через расширение синонимического ряда. Суть его заключается в ведении тетради синонимов, в которую надо постоянно добавлять новые слова, по мере их изучения. Старайтесь как можно чаще подбирать синонимы к услышанным или увиденным где-то словам, и время от времени повторяйте синонимы по тетради. Владение широким синонимическим рядом позволяет более точно выразить свои мысли на иностранном языке, к тому же в результате у вас увеличится и скорость речи.

^ Промаркируем все!
у себя дома: от ящика стола до сиденья туалета. Необходимо несколько часов свободного времени, пачка белой бумаги, ярко-желтые наклейки и черный маркер. Наклеить бумажки с английскими словами практически на все, что есть в квартире. Следующие несколько дней Ваш взгляд неизменно захватит пару десятков слов и полноразмерных иллюстраций их значений; через неделю маркированная обстановку можно убрать.

Рассказы
Другой известный метод запоминания слов. Берете десять новых слов, выписываете их на листочек, и составляете с ними связный рассказ на английском языке. Помогает не только запомнить новые слова, но и перебросить старые из пассивного словарного запаса - в активный. Недостаток этого метода: слова обычно из столь разных сфер, что связать их в одном абзаце не представляется никакой возможности. Или просто лень.

Ассоциативный. Например, Вы хотите запомнить слово "resent" (обижаться, сердиться). Выбираете произвольно похожее по звучанию русское слово - к примеру, "резинка" и выстраиваете ассоциацию: человек, который обижен или сердится, как бы  натягивает "резинку отношений". Если отпустит - свой конец, тому, кто держит другой будет очень больно. Представляйте себе весь процесс как можно более образно - обиженный или сердящийся человек натягивает "resent", представьте как Вам будет больно, почувствуйте это. Слово, как  по волшебству, запомнится очень быстро.
Ассоциации могут быть и комичными. Например слово "брюки" -  "trousers" выглядит по-русски почти как трусы. Представив себе однократно, как люди по улице ходят в "trousers" , Вы наверняка с лету запомните это слово.

Визуализация. Запоминая английское слово, Вы соотносите его не с его русским переводом, а с его образом, с мысленной картинкой. Такой способ хорош для запоминания однозначно переводящихся слов с одним конкретным значением. Например, запоминая слово "curtains" (занавески), Вы повторяете  "curtains" и мысленно представляете себе занавески. При чем будет лучше, если это будут не просто какие-то занавески, эмоционально значимые для Вас - те, которые висели в Вашей детской  и тем Вам милы; те, которые Вы видели у соседки и мечтаете приобрести; и т.п.  

^ Метод физического действия. Так удобно запоминать глаголы. Хорошо также тренировать временные формы глагола. Вы называете определенное действие и совершаете его. I am striking a match - я зажигаю спичку (сейчас, в этот момент).

^ Пассивное восприятие слов. Запишите на диск несколько десятков слов с переводом или текст, который Вам необходимо запомнить. Слушайте эту запись в любой удобный для Вас момент времени. Этот способ хорош тем, что его можно совмещать с обыденными делами, т.е. прослушивать запись, когда чистишь картошку или едешь в транспорте. После многократного прослушивания слова как бы сами запомнятся.

^ Чтение. Читать надо активно. Именно при чтении незаметно происходит наша встреча, столкновение с правильными формами, повторяющимися как можно больше, бесчисленное количество раз до тех пор,
пока не усваиваются нами автоматически. Так называемые "ситуативные элементы" языка заключены
в подтексте художественного повествования и вместе с подтекстом незаметно вкрадываются в память.
И по ассоциации всплывают вновь, когда мы попадаем в ситуацию, сходную с той, которую мы встречаем в книге. Преимущество "ситуативных" текстов заключается в том, что они дают, как правило, самые нужные слова и грамматические модели.
Недостаток - в том, что усваивать их самостоятельно труднее.

^ Способ Цицерона. Был такой древнегреческий оратор. Готовясь к своему будущему выступлению, он шагал по дому из комнаты в комнату и мысленно расставлял ключевые слова своей речи вокруг себя. Потом, произнося эту речь перед публикой, Цицерон снова мысленно шел по дому и собирал расставленные там образы.

Еще одним способом может стать написание короткого текста (лучше анекдота) на русском языке с включением одного-двух  наиболее сложных слов на английском.
Будет хорошо, если это сделает также ваш знакомый и вы сможете поменяться такими анекдотами или короткими смешными зарисовками. Перескажите друг другу прочитанное, употребив и слова на английском.
 Например:
Женщина долго выбирала ^ Broom в магазине.
Наконец, выбрала. Exhausted продавец спрашивает:
"Мадам, вам Pack или так полетите?

Подсознание

Хоть для такого способа и нужны значительные внутренние усилия, он является очень эффективным. Итак, составьте список новых слов, как уже говорилось, то есть слева слова, справа — их перевод. Слов должно быть максимум 20. Процедура запоминания слов таким образом может проходить только перед сном. Для этого нужно сконцентрировать все свое внимание на запоминании слов и отключиться от всего остального, напрягите свое внимание и волю. Затем выберите любое английское слово, прочитайте пару раз само слово и перевод, и представьте это слово, как можно реальней и ярче в своем воображении. После этого повторите данное слово шепотом, потом про себя, с закрытыми глазами. Затем расслабьтесь немного и проделывайте тоже с остальными словами.

В результате вся полученная информация переводится в подсознание. Когда будете засыпать, не думайте о том, что вы стремитесь запомнить слова, отвлекитесь от этих мыслей, спите спокойно, а утром повторите эти слова. Слова, которые вы выучите таким образом, надолго останутся в вашей памяти.
^

Разбивочно-сочетательный способ.

Любое английское слово можно разбить на две либо три части, в зависимости от количества слогов. К каждой части нужно подобрать похожее по звучанию начало слова на русском языке, смысл здесь не играет никакой роли. Когда вы проделаете это действие со всеми слогами, русские слова нужно соединить в одну фразу, которая должна иметь смысл. Перевод целого английского слова, которое нам нужно запомнить, должен содержаться в конце фразы.


Пример: Английское слово sinister — зловещий. (СИНИЙ туман распроСТЕРся над полем, ЗЛОВЕЩИЙ)

При этом помните, что лучше всего запоминаются наиболее оригинальные и необычные фразы.

Попугай. Этот способ годится, если вы имеете возможность общаться с носителями английского языка. Все очень просто: когда ваш собеседник употребит незнакомое вам слово, и вы либо догадаетесь, что оно означает, либо переспросите его, постарайтесь в ближайшие несколько минут употребить это слово сами. Если лицо собеседника не превратилось в маску ужаса, значит, слово использовано правильно.

Проверить качество зрительного запоминания.

«Проверить качество зрительного запоминания» - значит, записать слово наоборот, справа налево, так, чтобы слово правильно читалось.
Например:

                               ....d
                               ...rd
                              ..ard
                              .eard
                              beard

Если вы правильно записали слово наоборот, то можно вас поздравить, вы запомнили правописание английского слова на 100%!

Песни. Они сопровождают нас повсюду – с рождения нам поют колыбельные, потом мы смотрим фильмы и мультфильмы, слушаем радио и везде нас сопровождает вокал различных исполнителей. Так почему бы нам не использовать эту древнюю традицию – пение – для запоминания английских слов. Подберите любимый мотив и напойте слова, которые вам нужно выучить. Вы сами удивитесь тому, как быстро у вас это получилось. Помните, что это учебное пение, поэтому ваша цель не поразить красотой своего голоса соседей или коллег, а просто выучить слова. Так что этот способ подходит для людей с любым голосом и слухом.

Синонимы, антонимы. Еще один из достаточно действенных методов запоминания английских слов. К каждому новому слову вы пытаетесь вспомнить синоним или антоним, чтобы привязать слово уже к тому, которое вы успешно запомнили раньше. Например, arrive – прибывать, а depart – уезжать. Да, слова не похожи, но их значения связаны между собой. Они оба связаны с дорогой, движением и прибытием-отбытием поезда, например. Вашему мозгу проще будет их потом подавать вам «на блюдечке», когда нужно будет вспомнить одно из этих слов.

"Моторно-мышечный"


В этом способе процесс запоминания слова необходимо сочетать с восприятием предмета, который обозначает это слово, и с манипулированием этим предметом. (Например, запоминая слово "свеча", возьмите в руки настоящую свечу, ощупайте, понюхайте, исследуйте. Наконец, зажгите ее. Заучивая слово "рвать", разорвите перед собой лист бумаги или кусок ткани. Запоминая слово "ласкать", приласкайте вашу кошку). Повторите свои действия несколько раз с одновременным проговариванием слова.

Важно не только представить себе действие, но и самостоятельно совершить его. По меньшей мере, попытайтесь соединить при запоминании слово с жестом, который ему соответствует. В данный процесс вовлекается моторная память или память на движения, которая развита у многих людей и должна, поэтому нести свою долю нагрузки при усвоении иностранного языка. Имитируйте деятельность, сосредоточившись в большей степени на ней, чем на слове, которое ее описывает. Проговаривание слова при этом, тем не менее, обязательно.

^ Использование мнемотехнических приёмов для запоминания иностранных слов. Обычно это слова, которые «выпадают» из памяти.

Мнемоническая модель: Если нескольким людям нечего делать, то они так время (time — тайм) проводят — пасуют его туда-сюда, туда-сюда. Вот и получается времяпрепровождение. Таким образом, времяпрепровождение — это ПАСТАЙМ. Пас тайм — вот и времяпрепровождение (пасовать «тайм» друг другу) [11]

  • puddle (лужа). Примерное произношение (фонетическая ассоциация) — «падл»

Мнемоническая модель: я всё падал и падал в лужу.

Я хочу предложить свой метод запоминания английских слов. Он прост, проверен мной и редко подводит меня. Я беру лист бумаги. Пишу все слова, которые мне нужно запомнить в столбик, провожу вертикальную черту и пишу русский перевод. Затем, я внимательно читаю английский вариант и загибаю лист так, что остается только русский вариант. Сначала я пишу те слова , которые запомнила сразу, потом те . которые еще не помню, но могу подсмотреть. И так загибаю лист до тех пор, пока не выучу все слова: их произношение и написание.

Я думаю это самые интересные и легко применимые приемы запоминания английской лексики, которые я могу предложить своим одноклассникам.

Вывод:

В ходе проведенного мною тестирования было выявлено, что большинство моих одноклассников испытывают трудности при изучении иностранного языка, потому что им трудно заучивать слова. В ходе анализа и изучения различной литературы я пришла к выводу, что существует большое количество интересных и эффективных методов, при помощи которых мои друзья смогут быстро пополнить свой словарный запас. После прочтения моей работы в классе большая часть одноклассников заинтересовалась несколькими методами и в том числе моим методом.

В результате проделанной работы я поняла, что методов заучивания лексики много, но каждый ученик должен сам выбрать именно тот, который подойдет ему.



  • Использованная литература:

  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.,1995

  • Кулиш В. Г .Способы запоминания английских слов. – Д.; Сталкер, 2003.

  • С. А. Гарибян. Школа памяти. Суперактивизация памяти через возрождение эмоций. Изд-во Цицеро, 1992 г

  • Авшарян Г. Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника. — Изд-во АСТ прайм-Еврознак АСТ Москва ВКТ, 2008.

  • Дёмин Р. Н. Танец как форма философствования и мнемотехники. //Философия — Детям. Человек среди людей: Материалы Второй Международной Научно-практической конференции. 25-28 мая 2006 г. М., 2006.

  • Наталья Розанова «Как улучшить память?» Изд-во АСТ, 2005г.



Наталья Розина





Похожие:

Исследовательская работа iconТоропова Марина Назаровна. Поисково исследовательская работа
Поисково –исследовательская работа, посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне
Исследовательская работа iconИсследовательская работа школьников»! Координатор тг «Исследовательские умения и навыки» Жоголева Елена Евгеньевна
Предлагаю вашему вниманию официальное письмо редакции журнала «Исследовательская работа школьников»!
Исследовательская работа iconИсследовательская работа на занятии. Исследовательская работа на занятии (правильные ответы)
Образовательное учреждение – Томская область, Кожевниковский район, село Новосергеерка, Муниципальное общеобразовательное учреждение...
Исследовательская работа iconИсследовательская работа клуба «Поиск»
Исследовательская работа клуба «Поиск» моу псош№1 им. Г. В. Алисова (руководитель Картамышева А. В.)
Исследовательская работа iconОбъединение «Экошкола»
Основные формы занятий: экскурсии, практическая работа, наблюдения, индивидуальная работа, исследовательская работа
Исследовательская работа iconИсследовательская работа учащихся как метод воспитания
Исследовательская деятельность как метод воспитания на уроках русского языка и литературы. Большую роль в воспитательном процессе...
Исследовательская работа iconИсследовательская работа по тем: Истоки православной культуры жителей села Першино Работу ученица 9 класса маоу «Першинская сош»
Научно- исследовательская работа: Истоки православной культуры жителей села Першино
Исследовательская работа iconИсследовательская работа по дисциплине: «Институциональная экономика»
России. Для полноты и ясности приведенных данных и исследований работа содержит в себе практический пример, разобранный на основе...
Исследовательская работа iconИсследовательская работа в мбоу «псош №3» № п\п

Исследовательская работа iconИсследовательская работа Савиновой Полины 7 класс

Исследовательская работа iconИсследовательская работа по математике Районный уровень Победитель

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы