«Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования» icon

«Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования»



Название«Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Дата конвертации20.10.2012
Размер58.03 Kb.
ТипДокументы
источник

«Организация деятельности взрослых и детей

по реализации и освоению основной общеобразовательной программы

дошкольного образования»


(по материалам статьи О. Скоролуповой и Н. Фединой,

опубликованной в журнале «Дошкольное воспитание» № 8-2010 г.)


В соответствии с действующим законодательством устанавливаются основные требования к структуре, объему и соотношению частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования (в дальнейшем – ФГТ).

*Программа должна:

- предусматривать решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- предполагать построение образовательного процесса в адекватных дошкольному возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками является игра.

* При осуществлении планирования как одной из главных функций управления процессом реализации ООП, вышеуказанные положения ФГТ могут лечь в основу внутренней структуры планирования образовательной деятельности.

* В настоящее время в большинстве образовательных учреждений планирование можно свести к одному обобщенному варианту: учебный блок (сетка занятий), совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей. При этом, по разным причинам, приоритетную позицию занимает учебный блок. В результате, наибольшее распространение получили методики, в которых реализация поставленных задач осуществлялась через систему занятий. Занятия же наиболее приблизились к школьной системе обучения.

* Новые ФГТ вносят существенные изменения в структуру планирования, а именно:

- учебный блок заменяется на блоки образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей;

- увеличивается объем совместной деятельности взрослого и детей, в которую входит образовательная деятельность, осуществляемая как в ходе режимных моментов, так и при организации разных видов детской деятельности;


Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов




- изменяется содержание понятий «совместная деятельность взрослого и детей» и «непосредственно образовательная деятельность».



  • В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста. В первую очередь, назовем игру как ведущую деятельность детей дошкольников, а также коммуникативную, двигательную, продуктивную, познавательно-исследовательскую, трудовую, музыкально-художественную, чтение (восприятие) художественной литературы.

  • Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становиться самостоятельной деятельностью ребенка-дошкольника.

  • Совместная деятельность взрослого и ребенка – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия. Сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции и партнерской формы организации.

  • С учетом вышеназванных сущностных признаков организация совместной деятельности взрослых и детей должна распространяться как на проведение режимных моментов, так и на всю непосредственно общеобразовательную деятельность.

  • Если воспитатель решается действовать в рамках совместной деятельности, ему придется достигать необходимой дисциплины в ходе образовательной деятельности не формальным авторитетом взрослого человека, а через создание целой системы интересов, в том числе и через выбор интересной и значимой для ребенка тематики образовательного процесса.

  • В тексте ФГТ не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

  • Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми:



Детская деятельность

Формы работы

Двигательная

- Подвижные дидактические игры

- Подвижные игры с правилами

- Игровые упражнения

- Соревнования



Игровая

- Сюжетные игры

- Игры с правилами

Продуктивная

- Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

- Реализация проектов

Коммуникативная

- Беседа

- Ситуативный разговор

- Речевая ситуация

- Составление и отгадывание загадок

- Сюжетные игры

- Игры с правилами

Трудовая

- Совместные действия

- Дежурство

- Поручения

- Задания

- Реализация проекта

Познавательно-исследовательская

- Наблюдение

- Экскурсия

- Решение проблемных ситуаций

- Экспериментирование

- Коллекционирование

- Моделирование

- Реализация проекта

- Игры с правилами

Музыкально-художественная

- Слушание

- Исполнение

- Импровизация

- Экспериментирование

- Подвижные игры (с музыкальным сопровождением)

- Музыкально-дидактические игры

Чтение художественной литературы

- Чтение

- Обсуждение

- Разучивание




  • В соответствии с принципом интеграции образовательных областей формы работы, органичные для какого-либо вида деятельности, могут быть использованы и для организации других видов детской деятельности. Например, в форме игры частично проводится познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная деятельность; для развития продуктивной деятельности детей актуальными остаются также и беседа, и рассматривание, и наблюдения, и экскурсии и другие формы. Главное, чтобы формы работы с детьми были адекватными возрасту детей, целям развития, возможности применения для группы, подгруппы детей или отдельного ребенка, реализовывали принцип интеграции.

  • Малоизученным и весьма актуальным в свете ФГТ вопросом является вопрос о временном (ударение на последний слог) дозировании детских видов деятельности. По данным исследований, дети в возрасте до 1 года могут заниматься одним видом деятельности не более 10 минут, в старшем дошкольном возрасте – до 1,5 часов при условии посильности и интересности деятельности. Действующие гигиенические требования устанавливают нормы максимального объема лишь учебной нагрузки, но не нормы организации детских видов деятельности и соответствующих форм работы.



(Подробно со статьей можно ознакомиться в

в журнале «Дошкольное воспитание» №8 - 2010 г. )




Похожие:

«Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования» iconОсновная общеобразовательная программа дошкольного образования
...
«Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования» iconСценарий заседания творческой группы по теме: «Изучение и апробация примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех»
Заседание №1 по теме: «Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы «Успех»
«Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования» iconПо проблеме: Изучение и апробация общеобразовательной
Тема: Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы
«Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования» iconФедеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Лизации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее Требования) представляют собой совокупность требований,...
«Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования» iconФедеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Лизации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее Требования) представляют собой совокупность требований,...
«Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования» iconОб организации работы по внедрению федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
«О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и в целях обеспечения реализации федеральных государственных...
«Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования» iconФедеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Федеральные требования учитывают особенности реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей...
«Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования» iconФедеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Требования представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного...
«Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования» iconФедеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Требования представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного...
«Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования» iconФедеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Требования представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы