Особенности использования технологий модульного обучения на уроках химии icon

Особенности использования технологий модульного обучения на уроках химии



НазваниеОсобенности использования технологий модульного обучения на уроках химии
Дата конвертации16.09.2012
Размер42.45 Kb.
ТипУрок
источник

Особенности использования технологий модульного обучения на уроках химии.


Зарождению идей модульного обучения во многом способствовала неудовлетворенность педагогов в 70-80 годы идеями и практикой применения программированного обучения. С одной стороны. К моменту появления идей модульного обучения у многих педагогов был уже солидный опыт структурирования и программирования учебного материала, с другой – было ясно, то программированное обучение сильно сдерживает развитие учащихся, особенно способных.

Кроме того, если в основе программированного обучения был реализован преимущественно бихевиористский подход к обучению. Строящийся по схеме стимул – реакция – подкрепление, то в основу модульного обучения была положена теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина. В основе этой теории лежит фундаментальный принцип отечественной психологии – деятельностный подход к процессу психических новообразований, признание единства психики и деятельности человека. Приложение 1

Согласно теории поэтапного формирования умственных действий в познавательной деятельности учащихся можно выделить ориентировочную, исполнительную и контрольную части.

В процессе усвоения новых действий можно выделить четыре этапа:

  1. Предварительное ознакомление с действием, с условием его выполнения;

  2. Формирование действия в материальном виде с развертыванием всех входящих в него операций;

  3. Формирование действия во внешней речи;

  4. Формирование действия во внутренней речи

Главное, что усвоение знаний происходит в собственной деятельности учащихся либо по выведению новых знаний как формулировке общих закономерностей на основе частных, либо по применению правил, закономерностей и так далее в решении конкретных задач.

Каждое занятие распадается на две части: изложение преподавателем нового материала и деятельность учащихся по выведению схемы ориентировочной основы действия и отработка действия с заданными параметрами, которая заключается в деятельности по применению к решению конкретных задач

Первые два этапа составляют деятельность по выведению схемы ориентировочной основы действия, то есть первую часть «Занятия». Остальные вторую часть «Занятия», то есть применение схемы к решению задач.

На первом - мотивационном — этапе у учащегося должна создаться положительная мотивация, то есть ученик должен захотеть изучить предлагаемый материал. С этой целью используются проблемные ситуации, разрешение которых возможно с помощью действий намеченных к формированию, разъясняются цели занятия

Следующий этап — составление схемы ориентировочной основы действия — является основой для успешного обучения. На этом этапе перед учащимися раскрывается логика действия, разъясняются предмет действия, показываются инструменты выполнения действия.

Чтобы любое действие было выполнено успешно необходимо и достаточно, чтобы ориентировочная часть его была полной, то есть содержала все необходимые для выполнения ориентиры.

Схема ориентировочной основы действия фиксируется в учебных картах. Это главный инструмент обучения, наличие которого позволяет применять новые знания без предварительного заучивания.

Основное содержание учебных карт – раскрытие содержания деятельности учащихся по решению задач. Назначение учебных карт заключается в том, что они включают в активную работу каждого учащегося, способствуют формированию правильного безошибочного действия. Эта работа ведется исключительно в рамках урока. Что позволяет не задавать домашних заданий.

Карты представляют собой таблицу, состоящую из трёх колонок. Приложение 2

В первой колонке подробно фиксируется алгоритм формируемого действия, операции которого в тексте выделены жирным шрифтом. Расположение операций в тексте, как правило, соответствуют расположению их в учебной карте. Предварительно можно это соответствие проверить, сравнив текст раздела и учебную карту. Во второй колонке фиксируются теоретические положения, правила, понятия, то есть объекты усвоения, которые так же выделены жирным шрифтом. В третьей приводится пример выполнения действия на основании объектов усвоения.

Как вы видите, все операции очень подробно прописаны словами, приведены примеры. И работая с такой учебной картой, действует ученик так же подробно, развёрнуто.

Здесь очень важно подчеркнуть, что необходимо, чтобы учащиеся проговаривали вслух выполняемые действия, прочитывали вслух материал, изложенный в учебной карте, объясняли друг другу весь ход решения задачи. Если ученик не будет говорить, он никогда не станет мыслить, то есть решать задачи в уме, у него не сформируется научный язык.

На данном этапе контроль должен быть пооперационным, то есть контролируется выполнение каждой операции действия, и систематическим, то есть за каждым выполняемым заданием. Однако в условиях классного обучения учитель не может лично проконтролировать всех учащихся. Поэтому необходимо, чтобы каждый ученик выступал в роли контролёра. Это можно сделать, если учащиеся будут сидеть парами: один решает задачу, другой контролирует, и наоборот. А инструментом такого контроля будут те же учебные карты Ученик-контролёр, имея учебную карту и каждый раз сверяясь с ней, в состоянии оценить правильность выполнения действия напарником. Выполнив задания, учащиеся меняются ролями. Перемена ролей с одной стороны играет мотивационную функцию, а с другой позволяет несколько с разных сторон выполнять действия, поскольку контролёр тоже вынужден это делать.

Если учащийся уверенно с помощью учебной карты можно переходить к следующему этапу и здесь можно предложить ему её убрать. Если ученик не справился, можно вернуться к карте.

Хотелось бы отметить, что учащимся нравится работать с учебными картами, взяв в руки такую карту, учащийся может освоить тему даже без объяснений учителя. Учащиеся достаточно быстро осваивают алгоритмы, опираясь на уже имеющиеся у них знания.

Это имеет немаловажное значение, и в том случае, если ученик пропускает занятия по каким либо причинам. (учебные карты размещаются на сайте по предмету). Также такая работа позволяет как заинтересованным, так и полностью равнодушным к химии познать, изучить, углубить знания по теме. А на следующем этапе, как вы сами понимаете «чтобы научится действовать, надо действовать» И учащимся предлагается отрабатывать действие на определенных заданиях.

Разработка модулей позволяет «отсечь» все лишнее, всю избыточную информацию, которая чаще всего затрудняет усвоение нового материала. Данный подход в обучении позволяет систематизировать и структурировать большой по объему материал и в необходимых пределах уплотнить его.




Похожие:

Особенности использования технологий модульного обучения на уроках химии iconУчебных элементов. Уэ-0 Интегрирующая цель: знать и понимать сущность технологии модульного обучения
«Повышение качества образования в инновационной образовательной среде через использование современных педагогических технологий»...
Особенности использования технологий модульного обучения на уроках химии iconВозможности реализации дистанционного обучения в бгпи пятибратова И. И., доцент, к п. н
Проблемы дистанционного обучения (ДО) и использования технологий до затрагиваются в трудах педагогов и психологов со второй половины...
Особенности использования технологий модульного обучения на уроках химии iconИспользование технологии модульного обучения на уроках биологии
Обучение должно быть развивающим, мотивационным, дифференцированным и т д. Основными задачами школы являются: обучение самостоятельному...
Особенности использования технологий модульного обучения на уроках химии iconКадыровой Татьяны Михайловны Тема: Использование информационных технологий на урок
Цель: показать возможности использования информационных технологий на уроках биологии
Особенности использования технологий модульного обучения на уроках химии iconОпыт использования когнитивных технологий на уроках спецдисциплин
Образовательные учреждения все в большей степени обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к сети...
Особенности использования технологий модульного обучения на уроках химии iconИнформационные технологии на уроках географии
Одним из важных направлений концепции модернизации российского школьного образования является компьютеризация учебного процесса....
Особенности использования технологий модульного обучения на уроках химии iconРеализация личностно-ориентированного обучения через использования икт
Оуун учащихся, учитывая при этом их личностные особенности и предпочтения?, я пришла к выводу, что икт на уроках математики действительно...
Особенности использования технологий модульного обучения на уроках химии iconПодобедовой Лидии Константиновны учителя математики Пановской средней школы выступление с доклад
В своей работе мы хотим повышения эффективности и качества на уроках математики. В большей части, по моему мнению, это зависит от...
Особенности использования технологий модульного обучения на уроках химии iconИнформация по кадрам мбоу сош с. Мазейка
Активизация познавательной деятельности путем использования различных методов и приемов на уроках химии
Особенности использования технологий модульного обучения на уроках химии iconОсобенности обучения Школа будущего первоклассника «Капитошка»
Использование современных технологий обучения создает условия естественного перехода ребенка от познания в игре к познанию в условиях...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы