Написание структурных формул как пропедевтика изучения теории электролитической диссоциации icon

Написание структурных формул как пропедевтика изучения теории электролитической диссоциации



НазваниеНаписание структурных формул как пропедевтика изучения теории электролитической диссоциации
Дата конвертации16.09.2012
Размер36.84 Kb.
ТипДокументы
источник

Написание структурных формул как пропедевтика изучения теории электролитической диссоциации.


В настоящее время целый ряд разделов школьной программы химии рассматривается в рамках основной школы весьма поверхностно. Это относится, в частности, к теории электролитической диссоциации.

На основании многолетнего опыта преподавания химии у нас сложилась определенное представление об изучении данной темы, как в базовых классах так и в специализированных химических классах.

Содержание этой темы во всех существующих базовых курсах химии одинаково. Имеются лишь отличия в подходах к изучению диссоциации в специализированных химических классах.

В своей педагогической деятельности многие из нас сталкиваются с одной и той же проблемой - учащиеся не умеют записывать уравнения диссоциации веществ. На наш взгляд – учащимся трудно записывать уравнения диссоциации веществ, потому, что они плохо себе представляют структуру соединений и не могут их свободно преобразовывать, что требуется для написания ионных уравнений.

Поэтому мы предлагаем использовать структурную формулу как модель, в которой видна структура соединения.

Но в программе курса неорганической химии отсутствует момент обучения написанию структурных формул.

И поставив перед собой задачу: научить записывать структурные формулы химических соединений, мы разработали частную методику формирования этого умения, основанную на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гапельперина, которая

предъявляет определенные требования к организации обучения во многом отличного от традиционного.

Главное, что усвоение знаний происходит в собственной деятельности учащихся либо по выведению новых знаний как формулировке общих закономерностей на основе частных, либо по применению правил, закономерностей и так далее в решении конкретных задач.


Данная методика включает в себя цель обучения, содержание обучения, средства обучения в виде методических материалов состоящих из учебной карты, системы упражнений и контрольных заданий и как следствие адекватную организацию процесса обучения.

Сформулируем цель в виде следующей задачи: записать структурную формулу вещества, например фосфорной кислоты.

Содержанием обучения будет структура деятельности по решению задачи сформулированной как цель.

Структура деятельности по написанию структурных формул нам представляется следующим образом: алгоритм действий.


1. В качестве данного запишем молекулярную формулу вещества - Н3РО4 .

2. Определим степени окисления элементов в этом веществе.

С.О. (Н) = +1 С.О. (Р) = +5. С.О. (О) = -2.

Согласно нашему методическому подходу предыдущие действия являются сформированными ранее умениями. Например, изучая теорию строения атома, научились определять возможные степени окисления каждого элемента.

3. На следующем этапе ученику предлагается ряд правил, руководствуясь которыми он составляет структурную формулу.

А именно:

  • Выделить элемент высшей СО, записать его;

  • Обозначить его связи в виде соответствующего С.О. числа черточек

  • Присоединить к нему атомы с отрицательными С.О. одной связью;

  • Закрыть оставшиеся свободные связи;

  • Если у атомов с + и – С.О. остались свободные связи, то они могут образовать двойную связь (замкнуться) или тройную;

  • К свободным связям отрицательно заряженных атомов присоединить оставшиеся положительные атомы

  • Проверить соответствие С.О. в полученной графической формуле и в молекулярной






Далее переходим к методическим материалам – к учебным картам. В учебную карту входит алгоритм, задача, примеры упражнений.

Учебные карты - это главный инструмент обучения, наличие которого позволяет применять новые знания без предварительного заучивания.

Содержание учебных карт – раскрытие содержания деятельности учащихся по решению задач. Назначение учебных карт заключается в том, что они включают в активную работу каждого учащегося, способствуют формированию правильного безошибочного действия.

Руководствуясь такой учебной картой, учащиеся достаточно быстро осваивают алгоритм составления структурных формул, опираясь на уже имеющиеся у них знания.

А на следующем этапе, как вы сами понимаете «чтобы научится действовать, надо действовать»

И мы предлагаем учащимся отрабатывать действие. Поскольку освоение знаний является процессом индивидуальным, возникает следующая проблема — один учитель не в состоянии проконтролировать весь ход отработки действия каждым учеником. Поэтому на этапах отработки действия лучше организовать работу в парах. Причём каждый ученик попеременно должен выступать в функции сначала обучаемого, затем контролёра. Учащиеся проговаривают вслух учебные действия и проверяют согласно учебной карте. Когда ученик будет, говорит, он начинает мыслить, то есть решать задачи в уме, у него формируется научный язык.

И только тогда, когда умение действовать доходит до автоматизма , учащимся предлагается решать задачи индивидуально, а мы проверяем конечный результат.

Работая, таким образом, ученики за один урок учатся писать структурные формулы и самое главное, у учащегося создается положительная мотивация, то есть ученик им хочется изучить предлагаемый материал.

В ходе нашего обучения учащиеся всего класса в количестве 29 человек за 45 минут научились записывать структурные формулы веществ.




Похожие:

Написание структурных формул как пропедевтика изучения теории электролитической диссоциации iconТема урока: Обобщение теории электролитической диссоциации
Запишите формулы веществ, образующих при диссоциации ионы: Cl-, so42-, co32-, Na+, Ba2+
Написание структурных формул как пропедевтика изучения теории электролитической диссоциации iconКислоты кислоты
Кислоты сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка. (С точки зрения теории электролитической диссоциации:...
Написание структурных формул как пропедевтика изучения теории электролитической диссоциации iconПрактическая работа № Решение экспериментальных задач по теме «Теория электролитической диссоциации»

Написание структурных формул как пропедевтика изучения теории электролитической диссоциации iconСамостоятельная работа по теме: «Теория электролитической диссоциации» Почему водный раствор фтороводорода проводит ток, а жидкий фтороводород нет?
Какие из перечисленных веществ являются электролитами: соляная кислота, азотная кислота, хлорид алюминия, вода, оксид кальция, углекислый...
Написание структурных формул как пропедевтика изучения теории электролитической диссоциации iconЗадания для самостоятельной работы по теме «Реакции ионного обмена»
Напишите уравнения электролитической диссоциации следующих веществ: AlCl3, hno3, K2SO4, Ba(OH)2, H2SO4, Ca(NO3)2, K3PO4
Написание структурных формул как пропедевтика изучения теории электролитической диссоциации iconУрок по теме "Электролитическая диссоциация" (8-й класс)
...
Написание структурных формул как пропедевтика изучения теории электролитической диссоциации iconКонтрольная работа по теме: «Теория электролитической диссоциации. Гидролиз солей»
С какими из перечисленных веществ реагирует серная кислота? Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном...
Написание структурных формул как пропедевтика изучения теории электролитической диссоциации iconПодготовка к зачету по теме
Составить формулы всех возможных соединений, образуемых катионом Fe2+ и анионами данного варианта; составить уравнения электролитической...
Написание структурных формул как пропедевтика изучения теории электролитической диссоциации iconДревнегреческий математик (365-300 до н. э.)
«Начала» (15 книг), содержащий основы античной математики, элементарной геометрии, теории чисел, общей теории отношений и метода...
Написание структурных формул как пропедевтика изучения теории электролитической диссоциации iconН. И. Запрудский
Этим обусловлено написание данной статьи. Вначале будут даны рекомендации общего характера, затем мы остановимся на каждом из исследований...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы